Cлайд 1
Cлайд 2
В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. «Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.ДостоевскийCлайд 3
Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»Cлайд 4
Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семейCлайд 5
Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.Cлайд 6
Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.Cлайд 7
Мужчины – педагоги До революции В 80-е г.XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.Cлайд 8
Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.Cлайд 9
Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность ЭгоцентризмCлайд 10
Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр ТV и видео; компьютерные игры; поездки на машине.Cлайд 11
Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%Cлайд 12
Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе. Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.Cлайд 15
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!Семья
- Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками
- “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.
- С.И. Ожегов
- “Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д
- Мердок, анг. социолог
- “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.
- Э. Гидденс, анг. Социолог
- “Основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
- Энциклопедический словарь
- “Экономическая ячейка общества.
- Ф. Энгельс
- “Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”.
- Л.Н. Боголюбов, академик
- 1. Семья и брак. Семейные ценности
- 2. Государство и семья
- 1. Семья
- 2. Брак
- 3. Функции семьи
- 4. Типы семей
- 5. . Ценности семьи
- 6. Проблема кризиса современной семьи
- Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн чел. (по данным Росстата).
- На 1 января 2008 года население России, по данным Росстата, составило 142 008 838 чел.
- На 27 июля-141,888 млн человек
- Демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”.
- В.В. Путин
- Уровень рождаемости и смертности в стране;
- Уровень естественного прироста
- Уровень брачности (разводимости)
- Написать эссе «Модель современной идеальной семьи»
- Пусть радость придёт в Ваш дом,
- Даже если вы расстроены.
- И убедитесь в том,
- Что вы хорошо ко всем настроены.
- Хоть и жизнь не сахар – не грусти!
- Всё у вас получится!
- Все обиды к близким отпусти,
- Ведь все мы только учимся.
- Наши пожелания каждой семье.
- -обоюдная любовь;
- -взаимное уважение;
- -признание равных прав женщины и мужчины;
- -осознание ими высокой ответственности друг перед другом, перед будущей семьёй;
- -наличие определённой материальной базы;
- “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
- 1. Малая группа / объединение, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении, связанное общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью/.
- 2. Социальный институт/ объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, другими родственниками/.
- : 1- архаичные большие семьи с коллективной или группой собственностью; 2- большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью; 3- малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
- Вопросы:
- 1. Хотел бы ты в будущем иметь семью?
- 2. Какое количество детей хотел бы ты иметь в своей семье?
- 3. Кто должен быть главным в семье?
- 4. Как ты относишься к гражданскому (незарегистрированному браку)?
- Количество опрошенных – 51 чел.
- 8 класс – 11 чел.
- 9 класс – 11 чел.
- 10 класс – 12 чел.
- 11 класс – 17 чел.
- Иметь семью хотели бы 51 чел.
- Одного ребенка – 19
- Два ребенка - 14
- Более – 7
- Главным в семье должен быть:
- Муж - 32
- Жена – 9
- Затрудняюсь ответить -10
- Отношение к гражданскому браку:
- Положительно – 6 чел.
- Отрицательно - 39
- Не знают - 6
- малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
- семья бездетная и семья с детьми;
- семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/;
- семья патриархальная и партнерская
- рост числа разводов и неполных семей;
- рост повторных браков;
- увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;
- увеличение семей с одним ребенком;
- рост бездетных семей;
- рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;
- переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;
- совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;
- разделение институтов брака и семьи;
- снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.
- В чем причины указанных изменений в семейных отношениях?
- Являются ли эти изменения выражением упадка семьи как социального института или отражают сложные поиски нового типа семьи, лучше адаптированного к реалиям современного общества?
- демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”. В.В. Путин
- увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
- введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
- разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- увеличение стоимости родовых сертификатов.
- учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
- регулярное повышение МРОТ и пенсий.
- сочинение- эссе
Слайд 2
1. Семья.
2. Семья, как социальный институт.
3. Функции семьи.
4. Виды семей.
5. Родство.
6. Повторение (схемы).
7. Домашнее задание.
План урока
Слайд 3
1. Семья.
Семья - социальный институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми, другими близкими родственниками.
Отношения в семье основаны на браке, кровном родстве или принятии детей на воспитание. Члены семьи связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью.
Традиционные семейные ценности:
- Ценности супружества.
- Ценности родительства.
- Ценности родственных связей.
Назовите некоторые ценности по каждой из приведенных групп.
Слайд 4
2. мей.
Вспомним: основой функционирования любого соц. института является система соц. ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения соц. потребностей.
Социальные роли: супружеские (муж и жена),родительские(отец,мать), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, правнучка и т.д.), внутрипоколен-ные (старш. брат, младш. сестра и т.д.).
Нормативный механизм института семьи:
нормы обычаев и традиций (супружеская верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь и др.)
правовые нормы (регистрация брака, права и обязанности членов семьи).
2. Семья, как социальный институт.
Слайд 5
3. Функции семьи.
- Репродуктивная(воспроизводство населения, продолжение рода).
- Воспитательная(передача знаний, опыта, норм, ценностей).
- Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета).
- Эмоционально-психологическая(обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки).
- Социально-статусная (предоставление своим членам социального статуса).
- Сексуальная(регулирование сексуального поведения людей).
Слайд 6
4. Виды семей.
Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называютнуклеарной(от лат. nucleus - ядро).
Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной. Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширеннаясемья.
Выделяют также семьи полные(двое родителей) и неполные(отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками).
В зависимости от количества детейразличаютсемьибездетные, однодетные, мало-, многодетные.
Слайд 7
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют:
Традиционные, или патриархальные семьи (предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж - добытчик и кормилец, жена - домохозяйка и воспитатель детей). Такие семьи еще называют однокарьерными.
Партнерские, или эгалитарные(от фр. egalitaire - уравнительный) семьи (их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи). Такие семьи еще называют двухкарьерными.
Семьи переходного типа(напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).
Слайд 8
5. Родство.
Выделяют три степени родства:ближайшие, двоюродные и троюродныеродственники. Вместе они составляютфамильное дерево.
Когда мужчина и женщина вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана - родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являютсякровными,а родня мужа -родственниками-в-законе.И наоборот.
Родство - совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Слайд 9
Отношения в семье основаны на:
- Кровном родстве
- Браке
- Принятии детей на воспитание (усыновление)
Нормативный механизм института семьи
- Обычаи и традиции
- Правовые нормы
П о в т о р и м:
Виды семей
- Нуклеарная
- Полные
- Традиционные или патриархальные (однокарьерные)
- Бездетные
- Многопоколенная (расширенная)
- Неполные
- Однодетные
- Малодетные
- Многодетные
- Партнерские или эгалитарные (двухкарьерные)
Слайд 10
ЯДРО
семьи (отец, мать, ребенок)
периферия семьи
НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
(если живут отдельно от других родственников)
РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ
(если живут вместе с другими родственниками)
бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.
- Функции семьи
- Репродуктивная
- Воспитательная
- Хозяйственно- экономическая
- Социально-статусная
- Эмоционально- психологическая
- Сексуальная
Слайд 11
Домашнее задание:
§7(К)
§37п.5 (Б)
§37(Б - п/у.10);11 п.1-3 (Б - п/у.11)
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Современная семья: проблемы и перспективы
В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. « Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.Достоевский
Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»
Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семей
Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.
Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.
Мужчины – педагоги До революции В 80-е г. XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.
Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.
Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность Эгоцентризм
Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр Т V и видео; компьютерные игры; поездки на машине.
Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%
Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе.
Направления работы ДОУ и семьи Поощрять родителей в воспитании детей, как субъекта общественных отношений; Сохранение и укрепление здоровья; Развитие инициатив родителей(родительский комитет) Физическое воспитание ребенка и его семьи Воспитание эстетических чувств ребенка; Формирование и воспитание культуры досуга семьи; «Учимся вместе» Информационно – педагогическое просвещение родителей
Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие…Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Наша задача - организовать семейное воспитание (А. С. Макаренко)
3 слайд
Описание слайда:
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, члены, которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке.
4 слайд
Описание слайда:
Биологическое воспроизводство общества; Удовлетворение потребностей в контактах с детьми и их воспитании; Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, уход за детьми; Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; Духовное взаимообогащение всех членов семьи; Предоставление определенного социального статуса членам семьи; Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. Функции семьи:
5 слайд
Описание слайда:
малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети Типы современной семьи: расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников Бездетная семья Неполная - наличие одного из родителей семья патриархальная и партнерская
6 слайд
Описание слайда:
Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. 2. Появление «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере. 3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более – достойных. Особенности современной семьи
7 слайд
Описание слайда:
4. Все более часты случаи увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше. 5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины. 6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода. 7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей. Особенности современной семьи
8 слайд
Описание слайда:
8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. 9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства. 10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости – финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. 11. «Заграничные» браки распространяются все больше. 12. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины. Особенности современной семьи
9 слайд
Описание слайда:
Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института. Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.