Сценарии по охране заповедников для библиотечных мероприятий. Сценарий тематической беседы, посвященной дню заповедников и национальных парков в рамках года экологии в россии. На природе запрещается поднимать крик и шум


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Классный час на тему: « Заповедники России

Подготовила: учитель

начальных классов

Забирова Т.М.

Тема: « Заповедники России

Цели и задачи:

Воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её составным частям;

Развитие речи учащихся;

Знакомство учащихся с одной из форм охраны природы- заповедниками;

Знакомство учащихся с некоторыми наиболее известными заповедниками России;

Знакомство учащихся с особенностями Национального парка Татарстана « Нижняя Кама»;

Раскрытие на конкретных примерах роли человека в охране природы;

Знакомство учащихся с некоторыми видами животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые территории России.

Учащиеся: Заповедники - от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий.

Учитель: Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.

Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.

Учитель показывает заповедники на карте.

Учащийся 1 : Таймырский заповедник получил своё название благодаря полуострову на котором он находится. Вокруг тундра. Заморозки и снег бывает даже в июле,а толщина льда на реках достигает до двух метров.

Кого же здесь охраняют?

Под охраной заповедника находятся овцебыки, дикие северные олени, редкие птицы: краснозобые казарки, соколы-сапсаны.

Краснозобая казарка- это небольшой гусь удивительной яркой окраски. Он хороший пловец. Водит дружбу с хищным соколом – сапсаном. Почему? Всё очень просто. Песцы часто нападают на гнезда краснозобых казарок, а они идут на хитрость и строят их около гнёзд сокола – сапсана, который не подпускает хищников к гнёздам.

Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций.

Учащийся 2 :В 1969 году на территории Липецкой области был образован заповедник Галичья Гора. Он расположен в лесостепной зоне и охраняет разнотравные, ковыльные степи и животных – опылителей.

Галичью Гору часто называют « живым музеем» растений. Здесь можно встретить – златоцвет, лён, русский василёк, горицвет весенний, валериану, ковыль, гусиный лук, сон- траву, фиалку и другие лекарственные, декоративные, кормовые и эфирномасличные растения

Галичья Гора – это царство насекомых. Кого здесь только нет! Шмели, дикие пчёлы, цветочные мухи, жук-отшельник, стрекозы и многие другие.

Главное то, что все они находятся под охраной.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций .

Учитель: Говоря о самых – самых, нельзя не сказать о самом старом заповеднике –Баргузинском. Он был основан 1916 году, ещё в царской России.

Учитель показывает заповедник по карте.

Учащийся 3 : Баргунский заповедник - национальная гордость России. Он находится возле озера Байкал в тайге. Известен он своими кедрами, прекрасными озёрами, горными реками и горячими источниками. В заповеднике можно встретится с бурым медведем, росомахой, белкой – летягой, нерпой, рябчиком.

Познакомимся с некоторыми из них.

Росомаха – это крупный зверь с длинной мохнатой шерстью, который питается падалью, он санитар леса.

Белка- летяга это небольшой зверёк, который планирует на расстояние до 50 м, за что её и прозвали летягой. Вместо крыльев у белки – кожные складки между передними и задними ногами.

Нерпа – это тюлень. Она умеет плавать и нырять. Питается нерпа рыбой.

Учитель: Наш следующий заповедник необычен и интересен тем, что в его названии есть слово «морской» Почему? А потому что под охраной в нем находятся животные и растения морей и океанов. Итак, знакомьтесь – Дальневосточный государственный морской заповедник.

Учащийся 4 : Дальневосточный государственный морской заповедник был образован в 1978 году. Его площадь более 64 га. Расположен он к югу от Владивостока.

Словно в калейдоскопе сменяются картинки морского заповедника: в небе кружатся стаи чернохвостых чаек, на прибрежных камнях отдыхают тюлени и котики, в море проплывают дельфины. Морское дно украшено разноцветными морскими звёздами, водорослями, ленивыми крабами. В прозрачной воде парят медузы. Особое внимание привлекает осьминог. Кроме промысловых рыб, скумбрии, сардины, иваси здесь можно встретить экзотических рыб: акулу- молот, рыбу- меч,парусник, летучих рыб.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель : Ребята, нам опять пора в дорогу. Алтайский заповедник связан не с морями и океанами, а с горным массивом Алтай.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 5 : Алтай в переводе значит « золотой». Алтайский заповедник был основан 1932 году. На территории заповедника располагается Телецкое озеро - одно из красивейших озёр нашей страны. Его глубина 325 м. Алтайские леса состоят из кедра, пихты, ели. Между деревьями растут гигантские травы. Животный мир представлен медведем, лаской, косулей, горностаем, рысью, оленем. Особенно охраняются редкие животные – сибирский козерог, снежный барс, алтайский козёл. Из обитающих здесь занесён в Красную книгу алтайский улар.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Не раз приходилось слышать, что в заповеднике Беловежская пуща, расположенным в Белоруссии, занимаются сохранением зубров. Но мало кто знает, что недалеко от города Серпухова в Подмосковье есть Приокско-Террасный заповедник в котором тоже живут зубры.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 6 : К югу от Москвы в долине самой большой реки Московской области – Оки – расположен Приокско – Террасный заповедник. Он был образован в 1945 году. Территория заповедника находится в зоне смешанных лесов, поэтому здесь можно встретить хвойные леса, сосновые боры, дубравы и березняки. Разнообразен животный мир заповедника. Благородный, пятнистый олень, кабан, сибирская косуля, выдра, белка, бобры прижились на его территории.

Но всё же Приокско – Террасный заповедник принято считать центральным зубриным питомником России. Зубр – это древнее животное, его считают современником мамонта. Сейчас эти лесные старожилы занесены в Красную книгу.

Зубр- это сильное красивое животное с полыми рогами и длинной бородой, немного напоминающий домашнюю корову. Рост до двух метров. Вес до одной тонны.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации

Учитель: Последний пункт нашего путешествия – Национальный парк «Нижняя Кама». Нижняя Кама - Национальный парк на территории Республики Татарстан, образован 20 апреля 1991 года. Он расположен на северо-востоке Республики Татарстан в пределах Восточного Предкамья и Восточного Закамья, в долине реки Кама и её притоков Тоймы, Криуша, Танайка, Шильнинка.

Учащийся 7 : Площадь национального парка - 26601 га. Млекопитающие представлены 41 видом. Среди них и типичные обитатели леса: лось, косуля, кабан, рысь, барсук, куница лесная, белка, ласка; и обитатели водоёмов и их прибрежной части: бобр, ондатра, выдра, енотовидная собака. Обитающие в национальном парке ночница водяная, ушан бурый, нетопырь лесной, мышовка лесная и бурундук являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Татарстана. Достаточно разнообразна орнитофауна (более 180 видов, в том числе 136 видов гнездящихся). Большинство видов относятся к лесным, к видам открытых пространств и к видам водно-болотных угодий. К фоновым относятся коршун чёрный, ястреб-тетеревятник, кряква обыкновенная, цапля серая, большой пёстрый дятел, вальдшнеп, чайка озёрная, неясыть серая, сойка и др. Редкими являются 22 вида птиц (занесены в Красную Книгу Татарстана) - филин, неясыть серая, неясыть длиннохвостая, сова полярная, орлан белохвост, пустельга обыкновенная, ремез, кедровка, черноголовый хохотун и др. Также фауна представлена 10 видами земноводных (редкие виды - тритон гребенчатый, жаба серая), 6 видами пресмыкающихся (редкие виды - гадюка обыкновенная, медянка, веретеница ломкая), 16 видами рыб (озёрные и речные виды, такие как щука, судак, берш, сазан, стерлядь, лещ, налим, сом, синец, вьюн, игла рыба каспийская и др.). Достаточно обильно представлены беспозвоночные - более 1000 видов, 22 вида из которых занесены в Красную Книгу Татарстана.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации.

Показ видео презентации « Природа родного края»

Учитель : Во многих уголках побывали мы сегодня, о многих представителях животного и растительного мира узнали. Но где бы мы небыли везде звучал сигнал тревоги. Несомненно, помимо заповедников, в нашей стране имеются много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи - заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из – за своего бездумного поведения в природе.

Сегодняшняя линейка посвящена Дню заповедников и национальных парков, который в нашей стране отмечается – 11 января.

Что же такое заповедники спросите вы?

Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

  1. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
  1. 11 января для этого события выбрано не случайно - в этот день в 1917 году в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский.

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник является одним из старейших заповедников России. Он был учрежден постановлением Иркутского генерал-губернатора от 17 мая 1916 года, а 11 января 1917 года создание заповедника было оформлено постановлением правительства.

  1. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров и 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров.

Для чего нужны заповедники?

Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.

Есть ли заповедники на территории Рязанской области?

  1. На территории Рязанской области 103,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, в том числе: Мещёрский национальный парк, Окский заповедник, 47 заказников.
  1. Мещерский национальный парк (заповедник), в Рязанской области, расположен в бассейне Спас-Клепиковских озер и реки Пра. Площадь Мещерского национального парка 103 тыс га. Основан в 1922.

Здесь представлены ландшафты центральной Мещеры с комплексом низинных и переходных болот с системой проточных мелководных озер, болотами. Особо охраняемые объекты: низинные болота в котловине Спас-Клепиковских озер.

  1. Окский биосферный заповедник – живописнейший уголок Мещеры, расположенный в ее юго-восточной части.

Основан в 1935. Здесь встречаются сосновые, еловые леса, дубравы, луга. Лось, бобр, лисица, куница, глухарь, рябчик, черный аист, орлан-белохвост и др. Созданы питомники редких видов животных (зубр, белый, черный и японский журавли); орнитологическая станция. С 1984 Окский биосферный заповедник.

  1. Вы не встретите однообразия в природе этого края! Весной, в половодье, Мещера будто вспоминает о родившем ее море и широко разливается. Величественные боры сменяются болотами; озера с прозрачной, как слеза, водой – черными от торфа реками.
  1. В Окском заповеднике охраняются уникальные виды растений и животных, каждую весну в этот край летят тысячные стаи птиц. Это гуси, журавли, цапли, разнообразные кулики, чайки, около сотни видов воробьиных птиц.
  1. Эмблемой заповедника стал черный аист, регулярно встречающийся здесь.

Чёрные аисты занесены в Красную книгу.

  1. В лесах можно полюбоваться редчайшей орхидеей Венериным башмачком, в пойменных водоемах встречается реликт третичного периода – чилим (водяной орех). Знаменитые окские луга манят многообразием красок и запахов разнотравья.
  1. Во флоре Окского заповедника и его охранной зоны выявлено 880 видов сосудистых растений. В лесах, лугах, водоемах заповедника живут и приносят потомство 61 вид млекопитающих, 266 видов птиц, 6 видов рептилий, 11 видов амфибий, 39 видов рыб.
  1. Воочию здесь можно увидеть древнего исполина европейских лесов – зубра. Только в питомнике Окского заповедника сохранились чистокровные зубры.

На этот край с большим интересом может взглянуть также историк, этнограф, археолог. Берега реки Пры – главной водной артерии заповедника облюбованы человеком еще в I тысячелетии н. э.

Так почему же мы сегодня говорим о заповедниках и национальных парках?

Итак,

  1. ЗАПОВЕДНИК — это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться,как друзья.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

А как же мы, школьники, охраняем природу?

В прошлом учебном году наша школа принимала участие в Акции «Неделя зелёного леса». Как это было предлагаем вашему вниманию.

Внимание на экран!

На экране видеоролик с акцией.

Спасибо за внимание.

Сценарный план проведения тематической беседы, посвященной

Дню заповедников и национальных парков

В рамках Года Экологии в России

Участники мероприятия: учащиеся МБУДО «ДШИ «Берёзка»

Ответственный: Сазонова М.П.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами собрались здесь сегодня, в первый учебный день после каникул, неслучайно. Наступил новый, 2017 год, и в нашей стране он официально объявлен Годом Экологии. Мы знаем, что обязанность каждого из нас - бережно относиться к окружающей среде, заботиться о сохранности наших богатых природных ресурсов, делать все для того, чтобы жизнь человечества не наносила вред живой природе.

В российском праздничном календаре вчера была особая дата. Кто знает, чем знаменит день 11 января? Это День заповедников и национальных парков. Праздник этот сравнительно «молодой» - впервые его начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны диких животных и Всемирного фонда дикой природы.

А почему именно 11 января принято отмечать этот праздник? Дело в том, что в этот день, сто один год назад, в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский, название которого произошло от реки Баргузин. Главной целью его создания стала охрана баргузинского соболя и других животных на Байкале. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в так называемое «заповедное ожерелье», включающее в себя, помимо Баргузинского, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк. В Баргузинском заповеднике обитают , чёрношапочный , - всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются , и другие виды рыб.

Озеро Байкал… величайший водный заповедник, «колодец планеты», хранящий в себе до 70 процентов мировых запасов чистейшей питьевой воды. Это самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, оно по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров! (это притом, что на Земле всего только шесть озер имеют глубину более 500 метров).

Давайте посмотрим краткий видеосюжет об удивительном озере.

Демонстрация видеосюжета 1

Ведущий: А теперь обратимся к названию нашего праздника. В нем есть слова «Заповедник» и «Национальный парк». А как вы думаете, в чем разница между заповедником и национальным парком?

Заповедник – это участок земли или водного пространства, охраняемый государством. Но заповедник – не просто охраняемая территория, а научное учреждение, при котором ведутся серьезные исследования о живой природе. Конечно, внутри заповедника строго запрещена любая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Национальный парк – это также территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. Но от заповедника у национального парка есть существенное отличие: в парке разрешен допуск посетителей для отдыха. Первый в мире национальный парк основан еще в конце 19 века в США, а к 1982 году в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий.

А интересно, сколько же в нашей стране заповедников и национальных парков? Как вы думаете? На сегодняшний день в России насчитывается более 100 заповедников и более 35 национальных парков. И те и другие в сумме занимают около 3% всей площади России, Совсем немного, на первый взгляд, правда? А сохраняют они при этом 80% богатства растительного и животного мира!

На всей территории Российских природных заповедников запрещается использование земли, воды, недр, растительного и животного мира, так как они имеют особую ценность как образцы живой природы, типичные именно для этих мест, сохраняющие генетический фонд растительного и животного мира. Таёжные лесные массивы, чистые реки, суровые ледники – всё это позволяет сохранить допустимую для жизни человека экологическую обстановку в России.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент замечательного видеофильма о дикой природе таежных лесов Приморья.

Демонстрация видеосюжета 2

Иногда под воздействием различных факторов природным зонам, чрезвычайно важным для жизнедеятельности человека, наносится серьезный урон. Возьмем, к примеру, лес. Порой мы не задумываемся, насколько велико значение леса для жизнедеятельности человека. А, между тем, неслучайно в старину на говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть», «Лес - богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Лес – это источник пищи, энергии, строительного материала, сырья для производства. Кроме того, в воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений, благотворно влияющих на живые организмы; леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения.

Горько отзываются в нашей памяти лесные пожары в Центральной России летом 2010 года, вызванные аномальной жарой и отсутствием природных осадков. Стихийное бедствие понесло за собой удручающие последствия: погибли более 50 человек, были уничтожены более 1200 домов. За минувшее лето от пожаров пострадали, в общей сложности, около 130 населенных пунктов. Разрушительной силе огня противостоял срочно организованный Штаб по предупреждению и ликвидации лесных пожаров; жители населенных пунктов отчаянно боролись с пламенем, защищая свои дома. В тушении пожаров оказались задействованы ведущие активистские объединения городов и областей. Непосредственное участие в тушении принимал коломенский поисковый отряд «Суворов» во главе с его руководителем Ольгой Стружановой, которая предоставила нам эти кадры:

демонстрация видеосюжета 3

Казалось бы, стихийные пожары мало зависят от воли человека. Однако не стоит преуменьшать роль «человеческого фактора». Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Зачастую одна-единственная непотушенная сигарета может стать причиной трагедии.

Конечно, для нас с вами огромное значение имеет экологическая ситуация в нашем городе, ведь именно от неё зависит наш комфорт. Экология Коломны признается достаточно приемлемой для жизни людей, если сравнивать её с общей экологической ситуацией, наблюдаемой в Московской области. При этом с каждым месяцем экология Коломны претерпевает целый ряд серьезных негативных влияний со стороны многочисленных промышленных предприятий, а также увеличения количества автомобилей на наших дорогах. Выхлопные газы от транспортных средств загрязняют воздух в несколько раз активнее и мощнее, нежели выбросы заводов и промышленных комбинатов. Пагубное влияние на экологию Коломны имеет и загрязнение Москвы-реки и реки Оки. Но, надо отметить, что вопросам экологии Коломны в последние годы уделяется немало внимания. Выделяются дополнительные финансовые средства на строительство новых очистительных систем, строго контролируются выбросы в атмосферу вредных веществ. Но экология Коломны зависит и от каждого из нас. Ведь нет ничего проще, чем воспользоваться лишний раз общественным транспортом, а свой автомобиль оставить в гараже, не жечь листья на своем дачном участке, пользоваться пореже химическими средствами, разрушающими озоновый слой планеты и так далее.

Каждый может внести свой вклад в экологическую обстановку своего родного города, а объединенные усилия многих могут серьезно повлиять на состояние всей планеты. С 2010 года вступил в силу городской проект «Парки, сады и скверы г. Коломны», в котором приняли участие учебные учреждения города – школы, колледжи, институты.

А теперь послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь, о каком известном парке города Коломны идет речь:

В далеком 1949 году, когда огромная страна только-только начала приходить в себя после ужасающей Второй мировой воины, началось строительство ЭТОГО ПАРКА . Первые четыре тысячи деревьев были высажены весной, а впоследствии ПАРК был украшен более 30 тысячами кустарников и 8 тысячами деревьев со всех уголков нашей необъятной страны. Рядом с липами, березами, кленом появились лиственницы, каштаны, пирамидальные тополя. Зацвели яблони, груши, рябина, калина, сирень, жасмин. Совсем не зря местные жители называли ПАРК не иначе, как «Зеленое чудо города». Ну, что, догадались?

Да, речь идет о ПАРКЕ МИРА, любимым местом отдыха коломчан. В 1966 году начались масштабные работы по благоустройству и реконструкции Парка Мира в Коломне . В обустройстве парка принимали участие все горожане – от мала до велика, и уже через три года обновленный парк культуры и отдыха радушно встречал своих гостей. Примечательно, что при строительстве фонтана использовался опыт строительства фонтана в московском парке "Сокольники". Всего же за двадцать лет с конца сороковых по конец шестидесятых на территории парка Мира было посажено 8200 деревьев сорока пород и более 30000 кустарников со всех уголков страны (например, Сибири, Дальнего Востока, Украины). В результате уже более 60 лет сюда приходят дети и взрослые, более 60 лет Парк Мира в Коломне дарит людям покой и радость.

Ну вот и подходит к концу наша встреча, но перед тем как попрощаться, я хотела бы вам сказать, что 11 января в праздничном календаре – это не только День заповедников и национальных парков. 11 января – это еще и самая «вежливая» дата в году. В этот день отмечается Всемирный день «спасибо».

Всем известно с детства, что «спасибо» - слово «волшебное». Слово «спасибо» - устоявшееся сокращение от фразы «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность.

Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем как бы на ходу, не задумываясь об их смысле. А между тем, слова "спасибо" и "пожалуйста" обладают магическими свойствами. Психологи считают, что слова благодарности – это знаки внимания, способные согреть своей теплотой.

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово-светлячок!

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Беседа

Назовите местные экологические проблемы вашего города. Что сделано и что планируется сделать для их решения?

2. Экологические проблемы России и попытки их решения:

· Опасность радиационного загрязнения окружающей среды. Чернобыльская авария показала опасность использования примитивных ядерных реакторов. Позднее была увеличена степень защиты реакторов от взрыва. Подземные атомные взрывы для решения народнохозяйственных целей были проведены на севере Пермской области в районе озера Чусовское. Строители хотели с помощью взрывов прорыть канал из Печёры в Каму, но из этой затеи ничего не вышло. Было проведено десять ядерных взрывов, из которых семь подземных и три приповерхностных взрыва. В результате возникли несколько огромных ям, наполненных радиоактивной водой. На севере области возросло количество людей, больных раком.

· . Огромный вред окружающей среде от использования минеральных удобрений и средств от вредителей растений, когда большая их часть попадает в водоёмы вместе со сточными водами. Было запрещено использовать самые вредные средства против вредителей растений.

· Загрязнение водоёмов стоками промышленных отходов и канализационными стоками. Чтобы этого избежать сегодня строят и используют пресную воду по замкнутому циклу, предлагают закачивать вредные стоки в шахтные пустоты.

· Засоление почвы в результате обильного орошения речной водой. Засоление почвы в результате обильного полива речной водой в древности произошло в Верхней Месопотамии. Озеро Арал в значительной степени высохло, и ветер разносит по окрестностям соль со дна озера. Это произошло в результате сокращения стоков рек, впадающих в озеро из-за того, что значительная часть воды ушла из рек в оросительные каналы. С целью удешевления строительства эти каналы были построены в виде канавы в песке, поэтому окружающие канал земли превратились в болото в пустыне. Чтобы уменьшить потерю воды нужно строить каналы с железобетонным дном или в форме железобетонной трубы. Полив недистиллированной речной водой в пустыне неизбежно приводит к засолению этой пустыни. Чтобы решить эту проблему в Израиле и Америке применяется капельное орошение при поливе овощей, когда пластмассовая трубка подходит к каждому растению, из которой вода сочится «капля за каплей».

· Строительство гидроэлектростанций в низменных районах, которое привело к затоплению самых плодородных земель. В Голландии земли отвоёвывают у моря, а в России их затопляют. Примером могут служить «энергетические каскады» на Волге и Каме. Чтобы избежать этого, сегодня рекомендуют строить гидроэлектростанции только в горах.

· Экологические проблемы в лесной отрасли. Много брошенной древесины остаётся на лесных делянках. В результате молевого сплава, когда деревья весной плывут сами собой до устья небольшой речки, и сплава в плотах много древесины тонет и отравляет воду продуктами гниения. Сегодня в России запрещён молевой сплав древесины.

· Крушение танкеров с нефтью или прорывы трубопроводов . Чтобы этого избежать, сегодня используются танкеры с двойным корпусом.

1. Атмосфера планеты Земля состоит из этого газа больше, чем наполовину.
2. Процесс, при котором зеленые растения, поглощая воду и углекислый газ, при участии солнечной энергии производят кислород.
3. Источник загрязнения атмосферы (средство передвижения).
4. Газ, необходимый для дыхания человека.
5. Организмы, частично нейтрализующие вредное воздействие загрязненной атмосферы.
6. Устройство в конструкции автомобиля, поглощающее угарны газ.
7. Вид органического топлива.
8. Защитное приспособление, позволяющее дышать в условия загрязненной атмосферы.
9. Более экологичное, по сравнению с бензином, топливо.

Какие существуют способы снижения выбросов угарного газа? В некоторых странах Европы заменяют автомобили электромобилями. Электромобили более дороги в эксплуатации, но жители идут на это, чтобы дышать более чистым воздухом.

В Дании, например, большая часть жителей городов ездит на велосипедах на работу, в магазин - полезно и для здоровья, и для чистоты воздуха.

Во многих странах в конструкции автомобилей предусмотрены специальные устройства - фильтры, которые задерживают часть вредных газов.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Газ в составе атмосферы, доля которого составляет 78 %? (азот)
2. Погодное явление, способствующее очищению атмосферы? (дождь)
3. Есть ли в составе атмосферы ядовитые газы? (да)
4. Что такое озон? (газ в составе атмосферы, поглощающий ультрафиолетовое излучение)
5. Верхняя граница атмосферы проходит на высоте а) 10 км, б) 130 км, в) 500 км? (500 км)
6. Как называется газ, увеличение концентрации которого ведет к возникновению парникового эффекта? (углекислый газ)
7. Как называется густой туман, состоящий из смеси загрязняющих веществ, часто наблюдаемый в больших промышленных городах? (смог)
8. В каком агрегатном состоянии находится вода в атмосфере? (твердом, жидком, газообразном)
9. Почему дожди называют "кислыми"?


Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Задачи:

Оборудование:

1.Организация начала занятия

Дорогие ребята «Всероссийский день заповедников и национальных парков» — сравнительно молодая дата в календаре экологов. Его стали отмечать начиная с 1997 года. Именно в том году, «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать в Российской Федерации «День заповедников и национальных парков».

Ребята, а кто может сказать, что такое «Заповедник»? (ответы детей)

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Ленинградской области? (ответы детей)

В нашей области насчитывается около 40 различных заказников, заповедников и памятников природы. Перечислять их очень долго. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них.

2) Основная часть

Саблинский памятник природы

Саблинский памятник природы расположен возле поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, в 40 км от Санкт-Петербурга. Заповедная зона расположена на территории 220 га, и включает в себя два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями кембрийских и ордовикских пород, несколько пещер искусственного происхождения, а также ряд исторических мест: древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа Алексея Константиновича Толстого. «Саблинские пещеры» - это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка используемого для производства стекла. После прекращения добычи выработки перешли на естественный режим, и через некоторое время в них начались обрушения и затопления, которые к настоящему времени привели к разделению единых массивов разработки на несвязанные между собой фрагменты, образованию завалов и вторичных гравитационных полостей, лишь отдалённо напоминающих форму первоначальных штреков. Образовавшиеся при этом лабиринты достаточно сложны, и их прохождение требует определённой подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

В настоящее время в Саблино насчитывается 4 больших пещеры: Левобережная, «Жемчужная», «Штаны», «Верёвка», и несколько малых пещер: «Трёхглазка», «Пляжная», «Мечта», «Санта-Мария», «Графский грот», «Лисьи норы» (названия местные).

Посмотрите, пожалуйста, на экран, хочу продемонстрировать вам один из заповедников Ленинградской области.

Я рассказала и показала вам сегодня о заповедниках, и в частности про «Саблинский». К сожалению, в наше время на природу действует человек, и не самым лучшим образом. Я хочу с вами немножко поиграть, и таким образом узнать, что вы знаете о природе и умеете ли ее охранять. Для того, чтобы играть было интереснее разделитесь на 2 команды.

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Поле чудес.

Дорогие ребята, каждая команда получает кроссворд, ваша задача разгадать его. Чья команда справится первой, зарабатывает очки.

ЗА П ОВЕДНИК

Р ЕКА

ОДУВАНЧ И К

СТ Р АУС

ПОД О РОЖНИК

ДОЖ Д Ь

МУР А ВЕЙНИК

Вопросы:

  1. Особо охраняемая природная территория (заповедник)
  2. Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу. (река)

  1. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).
  2. Главная птица Австралии? (Страус)
  3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)
  4. Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

  1. Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок? (муравейник)

3 задание: Загадки о природе

— Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

— Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки. (Аквариум)

— Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

— Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

— Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?…(стрекоза)

— Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

— Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам …

(дятел)

— Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

(зайчишка)

— А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет,

И польет нам огород.(дождь)

3) Организация окончания занятия.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового.

На доске вы видите три кружка, красный, желтый и зеленый. Если информация была для вас новой, интересной и полезной, то прикоснитесь к зеленому кружочку, если вам скучно, можете подойти к желтому, ну и если вам было совсем плохо на занятии и ничего не понравилось прикоснитесь к красному.

На последок хочу попросить вас выполнить домашнее задание, нарисуйте, пожалуйста,дома запрещающий знак «Запрещено в заповедниках». А на следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки.

Приложение 1

Кроссворд

Вопросы:

1) Особо охраняемая природная территория

2) Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу.

3) Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек?

4) Главная птица Австралии?

5) Какое растение лечит ссадины и раны?

6) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

7) Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок?