Особенности поурочного планирования по предмету технология. Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок


Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

1. Четко определены тема, цель.

2. Поурочный план - логическая схема построения урока (не обязательно план урока писать как конспект преподавания нового материала).

3. План должен демонстрировать методы, формы, приемы работы с классом, направленные на достижение цели.

4. Четко указать формы и методы индивидуальной работы с сильными и неуспевающими учениками.

5. Особое внимание при планировании надо уделять самостоятельной работе учащихся на уроке, самостоятельному поиску знаний (задача учителя не наполнять учнид "знаниями, а вызвать интерес к знаниям, научить соискателя эти знания, творчески мыслить),

6. Должны быть сформулированы вопросы, которые предлагаются ученикам на разных этапах работы на уроке.

7. Поурочные планы должны предусматривать все элементы структуры выбранного типа урока (урок усвоения новых знаний; урок формирований умений и навыков; урок усвоения умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки знаний, навыков и умений; комбинированный урок).

8. Поурочные планы должны быть аккуратно оформлены.

9. Тетради следует обязательно подписывать (предмет, класс, учитель). Желательно, чтобы были поля, а после поурочного плана - свободное место, где можно делать заметки, замечания по ходу урока.

1. Начало конспекта оформляется по общей схеме, где указываются: тема, цель занятия, его "тип, методы и приемы проведения, средства наглядности и технические средства обучения, использованная в процессе подготовки к занятию литература.

2. Дидактическая цель определяется, исходя из содержания материала программы, она указывает на результат, который предполагается достичь.

3. Целесообразно выделить учебные задачи, которые определяют формирование умений и навыков: выполнять конкретную операцию, действие; отличать правильное выполнение действия, которой необходимо овладеть, от неправильного; определять, объяснять, обосновывать характерные признаки, принципы правильного выполнения действия и т.

4. В конспекте следует указать развивающую и воспитательную функции обучения:

Какими логическими операциями и приемами умственной деятельности овладеют учащиеся;

Чувства пробуждаются в процессе обучения (удивления, заинтересованности, успеха, гордости, сопричастности, ответственности и др.);

Какие ценности для себя открывают, осознают ученики;

Какие умения социального поведения формируются на занятии.

5. В конспекте ориентировочно выделяют следующие основные этапы учебного занятия:

Актуализация опорных знаний и чувственного опыта школьников;

Раскрытие значимости темы и мотивация познавательной деятельности учащихся;

Формирование системы знаний, умений, навыков учащихся;

Закрепление, применение знаний, умений, навыков в различных ситуациях;

Домашнее задание на следующий урок или иное занятие;

Подведение итогов обсуждения достигнутых результатов, впечатлений, мыслей.

Последовательность этапов занятия может быть разной (в зависимости от типа).

Молодые учителя в конспекте отмечают:

1. Способы, приемы актуализации опорных знаний (основных понятий, определений, выводов, формул, которые ученики усвоили раньше и применяют в практической деятельности), необходимых для восприятия учащимися нового содержания.

2. Способы актуализации внепрограммных знаний школьников (знаний, приобретенных из разных источников информации, стали частью жизненного опыта) налаживание связей с пройденным материалом; углубление понятий, усвоенных на прошлом занятии; формы регулирования работы класса, получение обратной связи (вопросы, короткие самостоятельные сообщения учащихся, желательно указать фамилии учеников, которые будут привлечены к различным видам работы, индивидуальные задания, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов действующих моделей).

3. На этапе мотивации, познавательной деятельности школьников следует определить способы постановки цели, раскрытие личностной значимости темы для учащихся, пробуждение у них интереса к определенному содержанию, работы на занятии, создание эмоционального настроя класса, то есть осуществление психологической подготовки школьников к восприятию нового материала. С этой целью, в зависимости от уровня готовности класса, содержания темы, можно использовать необычный, даже парадоксальный материал, проблемную ситуацию, аналогию, неожиданное сравнение, иллюстрации, наглядные пособия, технические средства. Можно кратко описать беседу, диалог или дискуссию, в процессе которых учащиеся выражают суждения о темы, ожидания, представления.

4. После подготовительного этапа в конспекте описывают содержание активного обучения путем взаимодействия учителя и учеников:

Выделяют логически связаны этапы организации совместной учебно познавательной деятельности учителя и учащихся;

Отмечают новые факты, положения, умения и навыки, которыми должны овладеть школьники; описывают характер организации деятельности учащихся, способы сотрудничества учителя и школьников, применение методов и приемов, обеспечивающих продуктивное овладение определенным контингентом учащихся, формы их учебной деятельности и межличностного взаимодействия;

Формулируют различные типы вопросов, способы стимулирования класса к решению различных типов задач;

Намечают способы проверки уровня понимания, осмысления учащимися знаний, владение умениями и навыками, оценка достигнутых результатов;

Отмечают фамилии учеников, которые будут привлечены к конкретному виду работы с учетом их индивидуальных особенностей.

5. Завершающий этап урока предусматривает отработку; совершенствования; применения знаний, умений и навыков учащихся, оценки уровня их сформированности.

6. В конспекте также отмечают формы (колектйвни, групповые, индивидуальные) и способы применения знаний в стандартных и измененных условиях (мозговая атака, диалог, дискуссии, выполнение различных заданий, упражнений, лабораторных, практических работ); способы мотивации деятельности школьников, организации обратной связи на определенном этапе.

7. В процессе планирования урока в зависимости от цели взаимодействия учителя и учеников на определенном этапе занятия выделяют также способы, приемы реализации воспитательных возможностей обучения (содержание активных методов обучения, формы организации учебной деятельности, взаимоотношений учителя и учеников и других стимулов).

8. Целесообразно в конспекте после каждого этапа занятия предусмотреть выводы, обеспечить их взаимосвязь.

9. заворачивается подготовка к учебному занятию определением домашнего задания на следующий раз.

10. В конспекте указывается тема изучения, учебник, где она освещается (автор, название, год издания, название раздела, номера параграфов, страницы), дифференцированные (устные, письменные, теоретические, практические) задачи. В плане следует отметить объем домашнего задания, время его выполнения учеником.

11. В конце учебного занятия целесообразно подвести общий итог, отметить способы привлечения учащихся к сообщению собственных впечатлений, размышлений о занятия.

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

✓ Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок - экскурсия;

✓ Урок - семинар;

Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

✓ Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

✓ Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .