Мир скандинавской мифологии - мифы древней скандинавии - всеотец открывает видару, своему молчаливому сыну, тайный смысл своих деяний. Висел ли Один на Иггдрасиле

Вися на этом высоком древе,

Болтаясь там девять долгих ночей,

Раненный собственным клинком,

Окровавленный ради Одина,

Сам себе принесенный в жертву,

Пригвожденный к древу,

Чьи корни уходят в неведомое.

Никто не давал мне хлеба,

Никто не давал мне питья,

Я смотрел в глубочайшие бездны,

Пока не выследил Руны.

С криком победным схватил я их,

Потом все окутала тьма.

Благо добыл я для всех,

И мудрость тоже.

От слова к слову,

Я был приведен к Слову,

От деяния к иному деянию.

Почему Один висел на дереве вниз головой? Этот вопрос, как правило, игнорируется теми, кто пишет книги о рунах, однако своим жестом Один явно пытался передать некое важное знание.

Легенда об Одине, висящем на дереве, имеет сходство с историей распятия в Новом завете. Христианство было приемлемым для северных народов во многом потому, что крестные муки Иисуса напоминали им страдания Одина, пригвожденного копьем к дереву. Но с тем отличием, что Один висел вниз головой!

Такой выбор может рассматриваться как сознательный акт мученика, готового пожертвовать жизнью ради достижения истины, как готовность отказаться от своего «эго», чтобы обрести мудрость и понимание. Взгляд Одина, висевшего на дереве, был обращен к корням. Это можно интерпретировать как провидение глубин Подсознательного, где заложен потенциал всех явлений, или как переход от внешней активности физического существования к покою и обновлению, предшествующим возрождению. Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновения - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун. Но оно могло означать и нечто большее.

Хотя между людьми и деревьями существует определенное сродство, их функции и характеристики противоположны. К примеру, листья деревьев поглощают углекислый газ из атмосферы и выделяют кислород. Человек, напротив, дышит кислородом и выделяет углекислый газ. Корни деревьев находятся в земле, а их репродуктивная система - цветы и плоды - расположена на вершине ствола. Репродуктивные органы человека находятся в основании его туловища, а «стебель» и «корни» - в голове, поскольку, хотя питание для физического тела исходит от Земли, источник жизни находится во Вселенной. Центр разума человека расположен в его голове, и через этот центр реализуется развитие личности. Мичо Куши в своей «Книге о макробиотике» пишет так: «Было бы более точно утверждать, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле».

Таким образом, Один через свой шаманский опыт демонстрирует, что наши «корни» являются клетками мозга, а наше тело, будучи физическим объектом, имеет первично духовную природу, и мы как бы подвешены между этими двумя состояниями. Один в аллегорической форме выражает понимание энергетической природы человека и учит нас, что цель человеческой жизни заключается в гармонии сил Неба и Земли, в равновесии тела, разума, души и Духа. Он показывает, что хотя в физической реальности развитие направлено вовне, в реальности Духа развитие направлено вовнутрь, к нашему семени и источнику, к слиянию физического и духовного.

Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни. Старонорвежское слово «игг», по утверждениям некоторых писателей, является другим именем Одина, но, по-моему, лучше переводить его как «я», что указывает на присутствие изначального Духа внутри нас. Слово «драсил» означает «скакун» в значении переносчика или транспортировщика. Следовательно, «скакун моего «я» - это сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради взращивания человеческого и расширения его пределов. Поэтому древо Иггдрасиль является также Древом Бытия Духа, вовне и внутри времени.

Прежде чем рассказать, каким образом руны были открыты Одину, и что он испытал, глядя в глубины Подсознательного, следует заметить, что шаман северной традиции был также известен как «носитель посоха» или «носитель устава». Посох можно сравнить с магическим жезлом; иногда на его набалдашнике вырезалась голова лошади или прикреплялось навершие в виде конской головы. Как ни странно, детская лошадь-скакалка происходит от шаманского посоха, который, как считалось, служил для путешествий в другие измерения бытия - в царства, находившиеся за пределами обычной физической реальности. Этот посох также был предтечей ведьминой метлы в европейской средневековой традиции. Во времена владычества официальной религии обычные предметы домашнего обихода служили заменой шаманским орудиям. Метла изображала посох шамана; конечно, она не имела никакой колдовской силы, но служила символическим представлением иных уровней, планов бытия и границ между ними - корней, стебля и ветвей.

В особенных случаях рунические шаманы-женщины надевали платья с вышитым подолом и ожерельем из янтарных бус, костей или раковин. Они также носили шаль с девятью хвостами - по одному на каждый из девяти уровней или отделений реальности. Головной убор был увенчан рогами лося или оленя, ноги обуты в сапоги из мягкой кожи с меховой опушкой, наподобие мокасин. В дополнение к бубну и погремушке шаман носил покрытый рунами посох с набалдашником в виде лошадиной головы. Посох был не только символом служения, но и олицетворял Иггдрасиль, Древо Бытия. Другие рунические шаманы или провидцы носили похожую одежду. Некоторые имели плащи из шкур с меховым капюшоном, который надвигался на глаза для ритуальных целей.

Существует два различных способа работы с рунами - либо ради собственной выгоды и достижения могущества, даже за счет других, либо ради личного развития в гармонии и равновесии с силами природы. Поскольку каждый шаман имел собственные навыки обращения с рунами, различие часто прослеживалось лишь по результатам их работы - во благо или во зло себе и окружающим. Я использую термин «рунический шаман» для определения тех людей, которые работали с рунами в их естественной последовательности, подробнее описанной далее, а не в «традиционном» Футхаркском порядке, принятом среди рунических чародеев.

Рунические шаманы относились к рунам как к божественному дару не просто потому, что они были открыты Одину необычным путем, но и потому, что, как и любая форма письменности, руны служили средством передачи знаний и мудрости. Руны считались благословением человечеству, данным в духе любви и предназначенным для понимания сил, действующих в природе и в человеческих существах.

Рис. 2. Девять палочек, брошенных на землю, образовали узор, в котором Один увидел 24 рунных символа.

Девять рунных палочек (рис. 2), принадлежавших шаману, напоминали ему о Космическом Законе Творения, посредством которого вещество появляется из невидимой энергии и в конечном итоге возвращается к ней. Из Нуля, из бездны Ничто (Гиннунгагап в северной мифологии) произошло все существующее. Из великой тайны Ничто явилось сингулярное Единство - Единица, содержащая в себе динамический дуализм противоположностей. При слиянии Двух возникло Третье, что привело в действие структуру бесконечных вероятностей. Девятка - сумма трех троек, обозначающая первичную космическую схему бытия и последовательность процессов, происходящих в природе и во Вселенной. Их сочетание создает целостность. Девять палочек рунного устава представляли для шамана весь Космос - совокупность бытия, - структурированную в девяти мирах или «отделениях» реальности, в которых возможно восприятие жизненных процессов.

Готовый пожертвовать своим «эго» ради целей Души и конечного блага для человечества, шаман Один взял девять палочек и бросил их на землю, когда висел вниз головой на дереве. Палочки образовали узор из вертикальных и диагональных линий, из которого один за другим начали проступать угловатые символы общим числом 24 (рис. 3). Таким образом Одину были открыты руны.

Эти 24 символа позднее стали известны как «традиционные» или «старшие» Футхаркские руны из-за фонетического сочетания F-U-Th-A-R-K первых шести символов, фигурировавших в самых ранних рукописях, устных рунических поэмах и сказаниях. Это прототип, от которого произошли все остальные рунические системы. Однако следует принимать во внимание, что последовательное расположение рун, приведенное в «Эддах», не обязательно имеет тот же порядок, в котором они были открыты Одину. Чтобы сделать информацию доступной лишь для немногих избранных и скрывать ее истинное значение от остальных, было принято пользоваться аллегориями, символами или методами перестановки; при этом смысл сообщения становился неясным для тех, кто считался неподготовленным или даже недостойным воспринять его. Однако само число рунических символов - 24 - заключает в себе несколько важных принципов шаманизма.

Число 24 находится в согласии с Космическим Законом Гармонии. Оно состоит из трех октав, или восьмерок, подобно музыкальным нотам. Эти рунические октавы соответствуют движению в вертикальном и горизонтальном плане высшего, среднего и низшего уровня, а также внешнему, центральному и внутреннему. Они опираются на три основных аспекта бытия: физический, ментальный и духовный. Число 24 также можно представить в виде двух групп 12. Двенадцать - число стабильности и организации на органическом уровне, в то время как Двойка представляет двойственность активного и воспринимающего начал, дополняющих друг друга в динамическом единстве Космоса.

Кроме того, 24 руны могут быть представлены в виде четырех кубиков, каждый из которых содержит по три пары взаимодополняющих противоположностей. Четверка символизирует гармоническое равновесие, а Тройка - творчество и изменение, возникающее в результате слияния женского и мужского начал, Единицы и Двойки. Согласно профессору Свену Б. Ф. Янссону, ведущему шведскому рунологу, эти 24 символа использовались всеми тевтонскими народами и племенами Северной Европы. В его книге «Шаманские Руны» утверждается, что из 3500 надписей на камнях и других артефактах, обнаруженных в современной Швеции, подавляющее большинство относится к этому архаическому строю. Профессор Янссон и другие историки-исследователи пришли к выводу, что в большинстве случаев руны не использовались для зловещих целей магии и чародейства, хотя чародейским намерением можно объяснить, почему смысл некоторых надписей остается неясным. Этим я хочу сказать, что, хотя руны использовались людьми, искавшими власти над невидимыми силами природы, они были открыты человечеству для совершенно иных целей. Присутствие в Швеции столь большого количества рунных камней и артефактов свидетельствует о том, что руны широко использовались в повседневной жизни с благими намерениями: для улучшения благосостояния, для защиты от болезней и стихии, для приведения людей к гармонии с природой и с самими собой.

Рис. 3. 24 рунных символа, наблюдаемых в узоре из девяти палочек.

Как и все естественные силы, рунная сила может быть использована во благо или во зло. Например, огнем можно пользоваться для обогрева дома или приготовления пищи, но можно и поджигать все, что может гореть. Ядерная энергия может быть использована для работы мощных заводов и освещения больших городов, но в качестве оружия она может принести гибель миллионам людей и опустошить Землю. Конечный результат определяется намерением того, кто приводит силу в действие и дает ей направление. То же самое справедливо и для рун.

Истина заключается в том, что руны по своей сути не являются магическими символами или тайным шифром. Каждая руна - это вместилище трансцендентального потенциала, изначально заложенного в природе и в нас самих, определяющего качества и характеристики сил, которые действуют на физическом плане и вовне. Будучи качествами Души, руны выражают то, что входит в наш человеческий опыт, воздействует на нашу жизнь сейчас, или находится в процессе изменения и трансформации.

Поскольку руны составлены лишь из двух простых компонентов - вертикальных и диагональных линий, их легко чертить, вырезать ножом или выжигать на дереве, наносить на кожу, гравировать на камне и металле. Рунические символы наносились на кольца, браслеты, пояса и личные вещи; на щиты, мечи, кинжалы и другое оружие; на посохи и шаманские орудия, на амулеты и талисманы. Большие валуны, исписанные рунами, служившие мемориалами и межевыми знаками, были особенно популярны в Скандинавии. Рунические узоры также использовались в расположении облицовочных балок на фасадах домов, что стало характерной чертой немецкой архитектуры. Они включались в торговые знаки, монограммы и даже в геральдические принадлежности - гербы и знамена. Иными словами, руны играли заметную роль в повседневной жизни.

Во времена религиозных гонений, в средние века и позднее, руны были оклеветаны вместе со старыми языческими верованиями. Тех, кто пользовался ими, обвиняли в ереси. Делались попытки уничтожить учение о рунах и истребить всех, кто имел к ним какое-либо отношение. Знание, скрытое в рунах, угрожало догматизму «новой» религии, стремившейся обратить всех в свою веру. Мастера, писатели, чародеи и шаманы, пользовавшиеся рунами, подвергались жестоким преследованиям. В течение нескольких поколений знание рун почти изгладилось из людской памяти.

Работа с рунами.

Задание 1. Воссоединение с Древом Бытия.

В течение девяти дней и ночей, проведенных на дереве, Один доказывал одну важную истину: прежде чем «обрести» себя - открыть, кто мы такие и чем являемся в действительности - нам нужно открыться своему высшему «Я», высочайшему и наиболее благородному аспекту нашего целостного существа. Оно, в свою очередь, ответит нам и откроет себя для блага меньшего «я».

Не только великанам и людям показывался Один в те дни, когда странствовал по Ётунхейму под именем Вегтам. Он встречался и разговаривал также с богами: с тем, что жил далеко от Асгарда, и с теми, что спускались из Асгарда в Мидгард и Ётунхейм.

Далеко от Асгарда жил Видар, молчаливый сын Одина. Глубоко в глуши, среди ветвей и высокой травы, сидел Видар. А рядом с ним пасся оседлан­ный конь, готовый в любую минуту пуститься в путь.

И Один, теперь Вегтам Странник пришел в это уединенное место и заговорил с Видаром, молча­ливым асом.

О Видар, - молвил он, - самый непостижи­мый из моих сынов, бог, который будет жить, ког­да все мы умрем, бог, который принесет память об обитателях Асгарда в мир, не ведающий их власти. О Видар, я прекрасно знаю, почему рядом с тобой пасется конь, готовый в любую минуту пу­ститься в путь. Это затем, сын мой, чтобы ты мог вскочить на него и мчаться во весь опор, спеша отомстить за своего отца.

Только тебе, о Видар Молчаливый, открою я тайный смысл моих деяний. Кто, как не ты, вправе узнать, зачем я, Один, старейший из богов, девять дней и девять ночей висел на дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем? Я висел там, об­дуваемый ветрами, дабы обрести знание, которое даст мне силу в девяти мирах. На девятую ночь мне явились руны мудрости, и, соскользнув с дерева, я взял их себе.

И ты узнаешь, зачем будут прилетать к тебе мои вороны, принося в клювах кусочки кожи. Это для того, чтобы ты стачал себе из них сандалию. Но­гой, обутой в эту сандалию, ты упрешься в ниж­нюю челюсть могучего волка и разорвешь его по­полам. Все башмачники мира бросают наземь обрезки кожи, чтоб тебе было из чего стачать сан­далию для ноги-раздирательницы.

Я надоумил людей срезать ногти у мертвецов, чтобы как можно дольше великаны не построили себе из этих ногтей корабль Нагльфар, на кото­ром они приплывут с севера в день Рагнарёка, ги­бели богов.

И я скажу тебе больше, Видар. Сойдя к людям, я женился на дочери героя. Зачатый нами сын бу­дет жить как смертный среди смертных. Его назо­вут Сиги. От него произойдут герои, что вместе с другими героями заполнят Вальхаллу, мой соб­ственный чертог в Асгарде, и, когда пробьет час, поддержат нас в битве с великанами и Суртом, во­оруженным огненным мечом.

Долго оставался Один наедине со своим мол­чаливым сыном Видаром, который со своим бра­том переживет обитателей Асгарда и принесет в новый день и новый мир память об асах и ванах. Многое поведал ему Один, прежде чем покинул глушь, где росли травы и кусты и пасся конь, гото­вый в любую минуту пуститься в путь, и обратил стопы к берегу моря, куда сошлись небожители, приглашенные на пир старым великаном Эгиром, морским владыкой.

Вчера мне пришло озаренное понимание выражения «проклят всяк висящий на древе», это случилось, когда я размышляла о людях, привязанных к материальной жизни. Древо и является символом материализма, а висеть на нем, значит быть привязанным к нему, зависеть от него и поклоняться ему.
Не каждый признает себя «висящим на древе», но желание обладать материальными богатствами, ставить обладание ими выше духовного общения с Владыками это и есть показатель такой привязанности.
«Висеть на древе», аналогично пониманию «быть распятым на кресте». Ибо вывешивание трупа на дерево, как и распятие, выражает особо тяжелое проклятие и презрение. Под проклятием понимается лишение благословения и осуждение на бедствия.
В Учениях Вознесенных Владык, как и в христианстве и других религиях, распятие имеет двойственный характер, который выражает с одной стороны спасение, а с другой стороны являет смерть.
Физическое распятие на кресте по свидетельству Цицерона было «чрезвычайно жестокой и ужасной казнью». Пригвождение гвоздями казнимого причиняло ему острую боль. Подвешенный на кресте человек был мучим жаждой, испытывал сильные головные боли, которые усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Казнимый глотал воздух в приступах удушья, борясь с ним, пытался выпрямиться, опираясь на гвоздь, проходящий сквозь ступни. Все это причиняло нестерпимую боль и страдания. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось, когда он глотал воздух и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость. (Когда «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, тотчас истекла кровь и вода»). Такая мучительная смерть на кресте была проклятием, ибо наступала медленно, лишь через несколько дней с момента казни.
Иисус Христос был безгрешен и все таки церковниками был предан на распятие. Эта постыдная и ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей, является неопровержимым историческим фактом (ср. Ин 19:35)(2), и имеет глубокий смысл. По Божьей воле крест, изощренное орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Иисус сознательно выбрал крестный путь, категорически отказавшись от царства - без Бога и без креста. Распятие на кресте было завершением его миссии. Он принес себя в жертву на Голгофе.
Когда я была в Израиле и поднималась на место, где был распят Христос, то слышала пронзающий крик Матери Марии, который слышен до сих пор, полный горя и отчаяния. Этот крик Матери обращенный к нашим сердцам, взывает к нашей памяти о великой жертве ее сына. Ибо если мы не откликнемся и не обратимся к Богу, то смерть Иисуса Христа будет напрасной.
В основании всего Космоса положен закон Великой Жертвы. В высшем понимании этого слова этот закон выражает принцип даяния и отдачи в радостном служении во имя высшего Блага. Служение Богу всегда считалось почетной привилегией, на которую призывают или которую выбирают добровольно. Иисус был рожден для исполнения миссии во исполнения пророчества, чтобы свидетельствовать об истине. Он был Сыном Бога, творящим Словом, через Которое все «начало быть», но тем не менее на время своей земной жизни, ради спасения людей, Иисус Христос отказался от Своей божественной сущности. С вочеловечением (воплощением) Он утерял свое бессмертие и смиренно начал свой путь Спасителя мира. Теперь весь смысл Его жизни был заключен в исполнении цели, поставленной перед Ним: устранить отчужденность человека от Бога, возникшую в результате отпада от Творца, по причине греха. Иисус являет собой истинный пример отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, «образ ипостаси Божьей»(Евр 1:6,3). Он не запятнан грехом и Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу. Он пришел примирить в Себе Бога и человека, чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу. (2)
Распятый, Иисус Христос восторжествовал на кресте, совершив вознесение. «Совершилось» - этим словом была подведена черта под Его делом (Ин 19:30). Исполнив дело, которое повелел Ему Отец, Он получил безграничную власть на небе и на земле. Господь в вознесенном состоянии имеет возможность присутствовать на земле повсюду и руководить верующими посредством Святого Духа. Христос не может существовать на земле без Своего «тела», посему телом Христа является Его Церковь, все те, кто веруют в Него и следуют Его путем.
Иисус Христос принес в мир учение о примирении с Богом. Примирение Бога и человека заключается, прежде всего, в покаянии грехов, в обращении к Господу. Бог желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез 18:23). Обращение не возможно без веры и надежды, которые основаны на жертвенной смерти Иисуса Христа.(1)
«Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал 3:14). Выражение «проклят всяк, висящий на древе» имеет прямой, а также иносказательный смысл. Само физическое распятие, приносящее столь ужасные муки и страдания, было сущим проклятием для того, кого казнили. И это проклятие, прежде всего, выражалось в отлучении от Бога и Его благословений, состраданий и милости. Точно также человек, которым управляют похоть и алчность приговаривает своего Христа к мукам и страданиям, отрезая его от Божьего истока.
Размышляя о том, что такое ад, я пришла к выводу, что адом можно назвать то, состояние при котором человек не может найти внутренней гармонии и связи с Богом, когда неудовлетворенность и неуемные желания разрывают его на части, лишая целостности, света Бога, а ненасытность его эгоизма, не дает покоя. Ад - состояние ума в котором нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», это мертвое сознание, где не славят Господа. Это тьма, эфемерность и полу-жизнь. Царство мертвых, тех «кто висит на древе», распяв Христа в себе.
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Мертвым в Библии называют все то, что не способно отвечать, реагировать и действовать в соответствии с волей Бога, Его любовью и мудростью.
Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом, ибо оправдание пред Богом лежит не через исполнение Закона, а через обращение к Нему. «… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), а те которые продолжают жить материалистичностью, «снова распинают в себе Сына Божия» (Евр 6:6) и посему они имеют Божье проклятие.
Проклятие Бога заключается в лишении благословения. Так Бог проклял змея, соблазнившего Еву, и Каина, убившего брата, а также Бог обещал Аврааму проклясть людей, «злословящих его».
В наши дни некоторые люди по своему невежеству поддерживают тех, кто возводит хулу на Вознесенных Владык и Возлюбленного Эль Морию, который и является нашим духовным отцом, Авраамом. Такое их отношение к великому Мастеру несет им проклятие от Бога. Кроме того, верующие должны помнить, что согласно учениям Христа, христианину не должно проклинать ни себя, ни других. (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10)
Символ распятия на кресте, говорит также о рабстве. Римских граждан запрещалось казнить путем распятия, оно применялась только к рабам и преступникам из низших сословий. Падший человек является рабом греха и рабом страха смерти и тления, пока не станет рабом Бога и праведности. Моисей принес «завет от горы Синайской, рождающей в рабство» (Гал 4:24) от Закона. Христос же делает людей истинно свободными. Во Христе нет больше рабов, есть только сыны Бога. Распятие Иисуса Христа было жертвой, которой Он выкупил их из рабства. Но это не значит, что все уже освободились, это значит появилась возможность сделать это!
В чем же суть распятия?
Крест может рассматриваться как символ философской смерти, и мистерии не могут достичь своей цели до тех пор пока они не заставят каждого неофита победно пройти испытание страданием, смертью и воскрешением. Вся жизнь Иисуса Христа и Его распятие содержат в себе ключи к освобождению. Своей жизнью и смертью он навсегда вписал в историю земли одержанную Им Бого-победу.
«Поэтому поймите, что страдания распятия обладают намного большим смыслом, который заключается во вхождении Сына Божьего через космический крест белого огня и его центр в живое сердце самого ГОСПОДА Бога. Когда встречаются небеса и Земля, Альфа и Омега, для всех открывается дверь к воскресению и жизни.
Вы куплены дорогою ценою- не только одного каузального тела, но каузальных тел многих Вознесенных Владык, прошедших посвящение космического креста белого огня, пригвожденных ко кресту и в этом положении испытавших обмен, космический взаимообмен, в результате которого была отдана меньшая жизнь ради нисходящей большей и Великой Жизни, и отданная меньшая жизнь гибла.
Бог запланировал для вас это посвящение, и все ступени этого посвящения воистину объяснены в учениях, продиктованных нами – собранием святых, облаченных в белое. Изучайте и слушайте их. Ибо благодаря изреченному Слову, изреченному во внутренее ухо, вы можете услышать диктовки прошлых годов, высвобожденные через Посланника Марка, таким образом ощутив сегодня звук, записанный в вас на нитях света, тонких волосках, в каждой клетке и атоме. Вот что означает «Вложу закон мой во внутренность их». (3)

Антонида Бердникова
5 августа 2011 г.
Литература:
1. Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение….»
2. «Библейская энциклопедия Брокгауза» Ф.Ринекер, Г.Маейр
3. Диктовка Эль Мории от 5 апреля 1987 года

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .