Тактическая подготовка спортсменов в различных видах спорта. Тема: Тактическая подготовка спортсмена. Вопросы и задания для самоконтроля

Тактическая подготовка
В структуре тактической подготовленности
следует выделять такие понятия, как
тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой
совокупность представлений о средствах,
видах и формах спортивной тактики и
особенностях
их
применения
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Тактические умения - форма проявления
сознания спортсмена, отражающая его
действия на основе тактических знаний.
Могут быть выделены умения разгадывать
замыслы соперника,
предвидеть
ход
развития
соревновательной
борьбы,
видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические
навыки
-
это
заученные тактические действия,
комбинации
индивидуальных
и
коллективных действий.
Тактическое мышление - это
мышление спортсмена в процессе
спортивной деятельности в условиях
дефицита времени и психического
напряжения,
непосредственно
направленное
на
решение
конкретных тактических задач

Виды тактики:
- наступательная;
- оборонительная;
-контратакующая
Формы тактики:
- индивидуальная;
- групповая;
- командная
Д/З. Раскрыть
тактики в ИВС
виды
и
формы

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

владение современными средствами, формами
и видами тактики данного вида спорта;
соответствие
тактики
уровню
развития
конкретного вида спорта с оптимальной для него
структурой соревновательной деятельности;
соответствие тактического плана особенностям
конкретного соревнования (соперники, состояние
мест
соревнований,
характер
судейства,
поведение болельщиков и др.);
обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
совершенства других сторон подготовленности -
технической, психологической, физической.

Изучение сущности и основных
теоретико-методических положений
спортивной тактики
Важной задачей тактической подготовки
спортсменов является изучение общих
положений
тактики
спорта,
тактики
избранного вида спорта, правил судейства
и положения о соревнованиях в избранном
виде спорта, особенностей тактики в
родственных видах спорта, тактического
опыта сильнейших спортсменов, способов
разработки тактической концепции и др.

Значение теоретико-методических положений
спортивной тактики помогает точно оценить
соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
средства
и
методы
соревновательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
квалификации,
уровня
подготовленности соперника и партнеров.
Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
Источниками знаний являются специальная
литература,
лекции,
беседы,
объяснения,
просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
личным двигательным опытом спортсмена, сами
по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.

Овладение
тактическими
действиями.
Средства
и
методы
овладения тактическими действиями, весь
процесс тактической подготовки в значительной
мере
обусловливаются
спецификой вида спорта. Например, в
большинстве циклических видов спорта
основная задача тактической подготовки
связана с подготовкой к реализации
разработанной
схемы
прохождения
соревновательной дистанции.

Задачи тактического совершенствования в
спортивных играх и единоборствах значительно
сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
наступательных и оборонительных действий, и
совершенствование
навыков
выполнения
тактических
действий
в
преднамеренных,
экспромтных
и
преднамеренно-экспромтных
ситуациях, и освоение сущности многообразных
тактических ситуаций, характерных для сложной

Овладение тактическими действиями связано
с расширением количества используемых средств
и способов, развитием умений применять один
прием для решения различных тактических задач
и разных приемов - для решения одной
тактической задачи.

10.

Тактическую
сущность
действий
осваивают одновременно с овладением
техникой приемов. Именно в процессе
практического
овладения
приемами
спортсмены уясняют для себя, что каждое
техническое
действие
должно
быть
связано с реализацией тактического
варианта. Знание тактической сущности
действий, их возможной эффективности в
определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
решить тактическую задачу.

11.

Для
овладения
тактикой
действий может использоваться
вся
совокупность
словесных,
наглядных
и
практических
средств и методов подготовки.
Однако наиболее полно и широко
в
тактической
подготовке
представлены
практические
средства и методы.

12.

Так, основными средствами овладения и
совершенствования тактических действий
в циклических видах спорта является
многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
упражнений в строгом соответствии с
разработанной схемой и при постоянном
контроле
за
эффективностью
двигательных
действий.
При
этом
учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
движений, расстояние, преодолеваемое в
результате одного цикла движений;
характер и величина развиваемых усилий
и др.

13.

В основе практических методов
тактической
подготовки
лежит
принцип моделирования деятельности
спортсмена
в
соревнованиях.
Например,
в
единоборствах
и
спортивных
играх
разработаны
специальные методы, которые с
различной
степенью
сходства
моделируют
специфическую
деятельность
спортсмена.
К
ним
относятся: тренировка без соперника;
тренировка с условным соперником;
тренировка с партнером; тренировка с
соперником.

14.

Метод тренировки без соперника
применяется
для
овладения
основами
техники
действия,
обучения
активному
и
сознательному
их
анализу.
Специфическими
средствами
тренировки
являются
основные
положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
различные их сочетания.

15.

Метод тренировки с условным соперником
предполагает использование вспомогательных
снарядов
и
приспособлений:
мишени,
манекены,
различные
тренажерные
устройства, модели условного соперника с
программным управлением и т. п. Упражнения
с использованием перечисленных снарядов и
приспособлений
позволяют
отрабатывать
дистанционные,
временные,
ритмические
характеристики
действий,
развивать
и
совершенствовать зрительно-двигательные и
кинестетические ощущения. Метод может
успешно
использоваться
для
развития
специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.

16.

Метод
тренировки
с
партнером
является
основным
для
овладения
тактикой действий. Партнер в данном
методе служит активным помощником и
способствует правильному овладению
техникой и тактикой действий. Основные
средства тренировки - парные и
групповые упражнения, отличающиеся
большим разнообразием и носящие
преимущественно
технико-тактическую
направленность.

17.

Метод тренировки с соперником применяется
для детальной отработки тактики действий; тактического
совершенствования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
спортсменов;
совершенствования волевых качеств; воспитания
умения использовать свои возможности в
различных тактических ситуациях, создаваемых
соперником.
Он позволяет совершенствовать тактику
действий в условиях информационного и
временного дефицита для решения тактических
задач,
пространственно-временной
неопределенности,
быстро
изменяющихся
ситуаций. Все это создает определенный
эмоциональный фон и высокую напряженность,
сходную с деятельностью в условиях соревнований.

18.

Совершенствованию тактического
мастерства на различных этапах
многолетней
подготовки
и
в
различных периодах тренировочного
макроцикла уделяется неодинаковое
внимание.
Наиболее
целеустремленная работа, направленная
на
повышение
тактической
подготовленности,
проводится
на
этапе
максимальной
реализации
индивидуальных возможностей, когда
спортсмен
готовится
к
высшим
достижениям.

19.

На
этапе
специализированной
базовой
подготовки
совершенствуются
в
основном
узловые компоненты тактического
мастерства.
На первом и втором этапах
многолетней подготовки тактическое
совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
решаются лишь наиболее общие
вопросы тактической подготовки,
относящиеся к теоретической и
практической
части

20.

Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на
конец подготовительного и соревновательный
период. На первом этапе подготовительного
периода совершенствуются лишь отдельные
компоненты тактики.
Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
к
основным
соревнованиям.
Уровень
технического
мастерства,
физической
и
психологической
подготовленности,
сформировавшийся к этому этапу, позволяет
перейти к отработке тактики в ее наибольшем
приближении
к
условиям
предстоящей
соревновательной деятельности.

21.

Система упражнений и методических
подходов
становления
спортивной
тактики:
* создание облегчающих условий при
освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции
(лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
темпе движений);
* создание условий, усложняющих
реализацию оптимального тактического
плана при закреплении тактических
навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение
дополнительных помех);

22.

* выдерживание тактической схемы при
существенной
вариативности
пространственно-временных
и
динамических характеристик движений
или, наоборот, неожиданное изменение
тактики по дополнительному сигналу
либо в связи с резко изменившейся
ситуацией;
*
необходимость
реализации
оптимальной тактической схемы при
работе в условиях значительного и
постоянно прогрессирующего утомления.

23.

При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактического
мастерства,
выделяются
три
этапа
-
ориентировочный,
контрольный.
исполнительный
и
Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
поиск
оптимальных
технико-тактических
решений, отработка путей их реализации в
сложных
условиях
тренировочной
и
соревновательной деятельности; контрольный -
выявление
эффективности
тактических
решений,
фиксирование
ошибок и
возможностей их устранения.

24.

Совершенствование
мышления
тактического
В процессе подготовки к соревнованиям
все возможные ситуации состязательной
борьбы
предусмотреть
практически
нереально. Одной из основных задач
тактической подготовки является совершенствование
тактического
мышления
спортсмена. При этом необходимо развивать
следующие способности:
* быстро воспринимать, адекватно
осознавать и анализировать
соревновательные ситуации;
* быстро и точно оценивать ситуацию и
принимать решение в соответствии с
создавшейся обстановкой и уровнем своей

25.

* предвидеть действия
соперника (партнера по
команде);
* рефлексивно отображать свои
действия в соответствии с
целями соревнований и
задачей конкретной
состязательной ситуации.

26.

Наглядно-образный характер мышления
проявляется в том, что в процессе
соревновательной
и
тренировочной
деятельности
решение
двигательных
задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
восприятием действий соперников и
партнеров, и всей ситуации спортивного
поединка. Большую роль здесь играют
память и творческое воображение.
Ситуативный
характер
мышления
проявляется
в
том,
что
оно
осуществляется на фоне быстротечности,
необратимости и изменчивости ситуаций
соревновательной борьбы.

27.

Изучение информации, необходимой
для
практической
реализации
тактической подготовленности. Задачами
данного направления тактической подготовки
спортсменов является сбор и обработка
информации о вероятных противниках и
партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
Наиболее
важной
информацией
о
соперниках и партнерах являются сведения о
физической подготовленности спортсменов,
технико-тактической манере ведения ими
соревновательной
борьбы,
особенностях
поведения в различных (благоприятных и
неблагоприятных)
условиях
соревнований,
личностных
характеристиках,
моральноволевых и психологических качествах.

28.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности,
являясь синтезирующим направлением
процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
* создание целостного представления о
поединке;
* формирование индивидуального стиля
ведения соревновательной борьбы;
* решительное и своевременное
воплощение принятых решений благодаря
рациональным приемам и действиям с
учетом особенностей соперника, среды,
судейства, соревновательной ситуации и
др.

29.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности
предполагает формирование индиви-
дуального стиля ведения поединков.
Стиль (манера) ведения тактической
борьбы должен включать и общие
тенденции тактики в конкретном виде
спорта, учитывать наиболее сильные
индивидуальные
особенности
спортсмена, а также его характерные
недостатки.

Спортивно-тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное

воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общею и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выделением, например, действий атакующей, оборонительной, контрактующей тактики в спортивных играх и единоборствах, позиционной борьбы на дистанции и т.д.). Цель использования тактических упражнений повышенной трудности - обеспечение надежности разученных форм тактики и стилизирование развития тактических способностей. К числу относительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся: а) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника. Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необходимостью, решать тактические задачи, преодолевать более значительное противодействие, в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками, поочередно меняющимися по ходу схватки; в игровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-тактическими приемами сопротивление соперника, которому разрешено пользоваться более широким арсеналом приемов; б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий; в) подходы, связанные с обязательным расширением используемых тактических вариантов; г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставленных для достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

Постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

Систематическая «разведка» (сбор информации) о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;

Обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

Воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями.

На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

Физическая подготовка

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Методики воспитания физических качеств подробно изложены в главе 7 «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Психическая подготовка

Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять пред соревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

1)обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2)обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

По цели применения

1)мобилизующие;

2)корригирующие (поправляющие);

3)релаксирующие (расслабляющие).

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо -организующие, социально-организующие, комбинированные);

2)преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

3)преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

1)средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2)средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3)средства воздействия на волевую сферу;

4)средства воздействия на эмоциональную сферу;

5)средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

1)средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2)средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

1) предупреждающие;

2) предсоревновательные;

3) соревновательные;

4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально - психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Релаксирующие средства направлены да снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова - важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки),

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки

- это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

- это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности - на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности

- на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48-96 и 24--48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован, прежде всего, с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М. А. Годик, 1980):

1) специализированное, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

2)напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

3)величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая - на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

ТЕМА: ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

План лекции:

1. Характеристика тактической подготовки

2. Понятие о видах, задачах, формах и характере тактики

3. Методика тактической подготовки

4. Тактический план, его содержание и методика составления

Литература: 1. Платонов, в ОС; 2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ; 6. Матвеев, ТС

Спортивная тактика - способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании.

Тактическая подготовка - это процесс, направленный на овладение рациональными способами ведения спортивной борьбы в специфической соревновательной деятельности.

Тактическая подготовка сводится к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований и целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому переключению с одной системы тактических действий на другую. Тактическая подготовка предусматривает предварительную разработку своих действий и последующую их реализацию в условиях соревнований. Тактическая подготовка формируется исходя из функциональных возможностей спортсмена, технического совершенства, психической готовности, уровня соревнований.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства со­ставляют тактические знания, умения, навыки и качество такти­ческого мышления.


Основу тактического мастерства составляют следующие понятия:

Тактические знания – совокупность представлений о средствах, принципах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности избранного вида спорта.

Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и на­выков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для ре­шения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - крат­чайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Факторы, определяющие содержание тактики:

1) специфика вида спорта

в циклических видах спорта – предварительное составление графика – скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состава противников, метеорологических условий и задач соревнований; легкоатлетические метания, прыжки, тяжелая атлетика – стремление технически совершенно выполнять упражнения, более интенсивно выполнять определенную часть – результаты показанные в ходе борьбы в попытках; спортив/худож гимнастика, акробатика, фигурное катание , в воду – тактика сводится к изменению технических приемов, элементов спортивного упражнения, к нахождению средств большей выразительности движений; единоборства и спортивные игры – продуманная и неожиданная тактика для соперника – нападения (атаки) и защиты, разведка, маневрирование, различные обманные движения (финты); многоборья – тактика изменяется в зависимости от результатов, достигнутых спортсменом и его противниками в отдельных видах многоборья.

2) задачи, поставленные перед спортсменом или командой;

3) уровень подготовленности - состояние подготовленности самого спортсмена, его физических данных, уровня развития физической подготовленности;

4) коли­чество освоенных умений и навыков ведения тактической борьбы;

5) знания правильного исполь­зования их в различных ситуациях;

6) психологическая устойчивость при выполнении тактиче­ских приемов при влиянии сбивающих факторов;

7) способность быстро оценивать возникающую ситуацию;

8) качество технического выполнения тактических действий, согласованность своих действий с партнерами;


9) особенность действий соперников-противников (росто-весовые данные, особенности поведения, в наибольшей степени сказывается в видах спорта типа единоборств, спортивных игр (например, действия боксера будут зависеть от того в какой стойке противник ведет бой – левосторонней или правосторонней), от его роста, длин рук.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ВИДА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ :

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам, т. е. овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специальная тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, их совершенствование, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника. В этом случае следует учитывать все стороны подготовленности спортсмена, его «спортивную форму», что является основой решения поставленной тактической задачи, а именно: использования сложившейся ситуации спортивной борьбы, внешних факторов, активности болельщиков , стрессовых состояний и др.

В процессе тактической подготовки решаются следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ :

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике;

2. Создание целостного представления о соревнованиях (условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране);

3. Изучение основных соперников, сильных, слабых сторон их подготовки. Сбор информации о соперниках;

4. Разработка плана выступления спортсмена на соревновании, индивидуальной тактики, исходя из готовности, включая все стороны подготовленности (функциональная, техническая, психическая, физическая);

5. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы;

6. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей – наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника;

7. Максимальное использование своих преимуществ и недостатков соперника;

8. Овладения приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

ВИДЫ ТАКТИКИ

- Наступательная (атакующая);

- Оборонительная (защитная);

- Контратакующая (комбинация защитных и атакующих действий с учетом возникающей ситуации).

- Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе ; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве – в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте , плавании и др.

- Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

- Смешанная тактика – включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

По характеру применения тактика:

- Индивидуальная (применяемой одним спортсме­ном);

- Групповая (использование нескольких групп спортсменов с различными действиями);

- Ко­мандная (с участием нескольких спортсменов).

Разновидности тактических схем:

ü алго­ритмическая (заранее подготовленную и строго выполняемую вне зависимости от ситуации);

ü вариантностная (использование спортсменом нескольких тактических схем);

ü эвристическая (без специальной разработки тактических схем с учетом собственного опыта - новая);

ü экспромтная тактика (по сложившейся ситуации).

Тактика спортсменов в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. От решения какой-либо одной из задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда.

Формы ведения соревновательной борьбы:

- Тактика рекордов. Основная задача: показать максимальный, рекордный результат. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их

нервничать, менять свои тактические планы.

- Тактика выигрыша соревнований . Основная задача: победить соперника. Обычно применяют в финальных соревнованиях: «тактика отрыва», «тактика финишного спурта» сохранение сил для финального броска, «тактика изматывания спортсмена».

- Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Основная задача: выиграть соревнования и показать одновременно высший результат.

- Тактика выхода в очередной тур состязаний . Основная задача: показать результат достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал, полуфинал и финал.

Специфическими средствами тактической подго­товки служат тактические способы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения, используемые для решения определенных тактических задач.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются:

а) в облегченных условиях;

в) в условиях мах приближенных к соревновательным;

б) в усложненных условиях.

Для овладения тактикой действий может использоваться вся совокупность словесных, наглядных и практических средств и методов подготовки.

В циклических видах спорта - многократное выполнение упражнений в соответствии с тактической схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий. При этом учитывается скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп движений, расстояние,

характер и величина развиваемых усилий.
В спортивных играх и единоборствах - в основе практических методов тактической подготовки лежит принцип моделирования деятельности спортсмена в соревнованиях.

К ним относятся:

Ä Метод тренировки без соперника

Ä Метод тренировки с условным соперником (используются вспомогательные снаряды и приспособления: тренажерные устройства, манекены и др.)

Ä Метод тренировки с партнером является основным для овладения тактикой действий.

Ä Метод тренировки с соперником – воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых соперником в условиях информационного и временного дефицита, быстро изменяющих ситуаций.

Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на конец подготовительного и соревновательный период. На первом этапе подготовительного периода совершенствуются лишь отдельные компоненты тактики. Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям. Уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности, сформировавшийся к этому этапу, позволяет перейти к отработке тактики в её наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.

Все средства, способы и формы ведения спортивной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план – это программа основных действий отдельных спортсменов или команды.

Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

1. Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях;

2. Общая форма тактической борьбы – активная, пассивная, комбинированная;

3. Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;

4. Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки);

5. Возможные переключения от одного вида тактики к другому непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы;

6. Способы маскировки собственных намерений (действий);

7. Данные о противниках, слабы и сильные стороны в их подготовке;

8. Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападения и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика -- это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика -- это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика -- это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве -- в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

Показать максимальный, рекордный результат.

Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.

Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований -- четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции -- в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали такие известные бегуны на длинные дистанции, как П. Болотников, Н. Свиридов (СССР), Р. Кларк (Австралия). Блестящим примером применения тактики "рваного бега" являются победы на Олимпийских играх 1956 г. замечательного бегуна В. Куца над такими известными мастерами финиша, как англичане Г. Пири и К. Чатауэй.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявления выносливости, установлено при равномерном прохождении дистанции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравномерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

2. Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата . Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперников в начале состязания ("тактика отрыва") -- развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике;

сохраняет силы для решающего финишного рывка ("тактика финишного спурта"). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания ("тактика изматывания соперника" -- резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение и т.д.

3. Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах -- в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника ("тактика побития результата соперника"):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом -- в беге, плавании, гребле и т.д.;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков -- в футболе, гандболе, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках ("тактика первого удара", "тактика отрыва").

4. Тактика выхода в очередной тур состязаний . Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:

Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.

Иметь представление о силе соперников.

Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен (команда) стремится:

Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний ("тактика рационального распределения сил на ходу состязания").

Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний ("тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости").

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.

Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей -- наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

восприятие и анализ соревновательной ситуации;

мысленное решение тактической задачи;

двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

а) в облегченных условиях;

б) в усложненных условиях;

в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

Спортсмен должен знать:

правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;

основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план -- это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.

Общая форма тактической борьбы -- активная, пассивная, комбинированная.

Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.

Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).

Возможные переключения от одного вида тактики к другому, непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач.

Способы маскировки собственных намерений (действий).

Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.

Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта -- возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха -- режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т.д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

  • Вопрос 2 Характеристика структуры обучения двигательным действиям
  • Билет №4
  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.

    Спортивная тактика как предмет изучения исовершенствования. Спортивная тактика в ее совершенном виде - это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные определённому замыслу и плану достижения соревновательной цели. Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использова­нии таких способов ведения состязания, какие позволяли бы с наи­большей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

    Исходным в спортивной тактике является общий тактический за­мысел - принцип ведения состязания, вырабатываемый, как правило, до со­стязания в качестве основной линии организации действий, взаимодействий (в командных состязаниях) и преодоления противодействия соперников на пути к достижению соревновательной цели. Общий тактический замысел, например, у бегуна-стайера может состоять в стремлении обеспечить равномерную рас­кладку сил на дистанции, наиболее благоприятную для достижения рекордного результата, либо в установке на использование спуртов и других приемов борьбы на дистанции, которые хотя и не гарантируют рекордного результата, но могут способствовать победе над соперниками в силу того, что ставят их в затрудни­тельное положение; тактический замысел в спортивных играх часто исходит из стремления навязать противостоящей команде невыгодную для нее манеру веде­ния игры и т. д. Замысел конкретизируется в тактическом плане, пред­ставляющем собой перечень последовательных задач и предполагаемых способов их решения. Тактический замысел и план - это своего рода исходная модели тактики спортсмена (команды) в предстоящем состязании. От них - если они выработаны с учетом реальных возможностей спортсмена (команды), отражают особенности условий состязания (в том числе возможности соперников) и опира­ются на верный прогноз вероятного исхода борьбы - в первую очередь зависит целесообразность спортивной тактики.

    Тактический замысел и план, как бы тщательно они ни разрабатывались, неизбежно корректируются по ходу состязания применительно к фактически складывающимся соревновательным ситуациям. Поэтому практические элементы спортивной тактики нужно рассматривать не только как способы реализации заранее намеченной тактической линии, но и как способы решения тактических задач, которые возникают непосредственно в процессе состязания.

    Практическими элементами спортивной тактики в большинстве случаев являются:

    во-первых, целесообразные способы сочетания и преобразования (вариации) соревновательных действий, обусловленные логикой состязания (например, ком­бинирование и варьирование защитных, контратакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх в зависимости от действий противника);

    во-вторых, способы рационального распределения сил по ходу соревнова­тельных упражнений и при их воспроизведении в процессе состязания;

    в-третьих, приемы психологического воздействия иа соперника и маскировки намерений (например, демонстрация уверенности и общей готовности к состяза­нию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возмож­ностей вплоть до решающего момента, имитационные и мимические приемы во время поединка, создающие у соперника обманчивое представление о намечае­мых действиях).

    Большинство тактических задач в состязании решается посредством техники соревновательных действий. Это значит, что основные элементы спортивной так­тики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с це­лесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной сорев­новательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спор­тивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее эле­ментов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке - в форме целесообразных способов веде­ния состязания (техника атакующих н защитных действий, к примеру, в поедин­ке боксера входит в качестве технической основы в тактику атаки и обороны, но тактика и в данном случае не сводится к технике, а представляет собой форму, целесообразно объединяющую отдельные технические приемы). В этом единство и различие тактической и технической подготовки.

    Особенности тактики в различных видах спорта обу­словлены в первую очередь спецификой контактов между участниками состязания соотношения факторов, определяющих спортивные достижения сложной н разнообразной тактикой характеризуются спортивные и единоборства. Не случайно их называют тактическими видами спорта. Специфическая черта тактики видах спорта - непосредственный контакт соперников, выражающийся в их физических воздействиях друг на друга (бокс, борьба, хоккей с шайбой, и др.) или в воздействиях, опосредствованных спортивным оружием или предметом (фехтование, игры с мячом н др.).

    Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результа­те обучения интеллектуальным операциям и двигательным дейст­виям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, пере­работки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательные умения и навыки, необ­ходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний. Тактическое мастерство спортсмена опирается как на умения, так и на навыки, но способы ведения состязания в целом, по-видимому, никогда не превращаются в навык (стабильную автоматизированную форму поведения). Иначе говоря, тактиче­ские навыки формируются применительно к отдельным операциям (приемам) и их комбинациям, в целом же они объединяются не по типу жестких стереотипных связей, а по типу гибких вариа­тивных соединений, характерных для сложных двигательных умений.

    В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять, и перерабатывать информацию, существен­ную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а глав­ное- кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. Не вызывает сомнений, что эти качества нужны в любом виде спорта, хотя их «вклад» в спортивные достижения, очевидно, в разных видах спорта неодинаков. Как уже подчер­кивалось, особенно велика роль оперативного тактического мыш­ления в спортивных играх и единоборствах, где оно зачастую является решающим фактором победы. Причем не только «при прочих равных условиях». Факты показывают, например, что фех­товальщик, обладающий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, оказывается победителем и в том случае, когда уступает конкурентам в развитии элементарных психомотор­ных способностей - быстроты простой двигательной реакции и др. (В. С. Келлер).