Российско сирийские отношения на современном этапе. Межгосударственные отношения россии и сирии. Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Р ОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ АСПЕКТЕ

Визит в Россию президента Сирии X.Асада5-6 июля 1999 г. стал не только сам по себе заметным событием международной жизни, но и высветил весь комплекс проблем нынешнего этапа российско-арабских отношений, роли и места РФ на Ближнем Востоке - регионе, который до недавнего времени было принято считать «мягким подбрюшьем Советского Союза». С распадом СССР данный постулат не только не утратил свою верность, но и приобрел новую значимость для России. Речь идет об образовании на юге нашей страны новых геополитических реалий, суть которых состоит в расширении рамок региона Ближнего Востока непосредственно до границ России в результате образования независимых государств Закавказья и Средней Азии. В этой связи ближневосточный регион приобретает особо важное значение для реализации российских интересов в южной зоне постсоветского пространства. В то же время складывающаяся сегодня в регионе Ближнего Востока ситуация является для России весьма непростой и даже потенциально опасной, поскольку новые геополитические реалии здесь могут сформироваться без ее участия и должного учета ее интересов.

В последние годы своего существования Советский Союз встал перед необходимостью кардинального переосмысления политики в арабском мире, приведения ее в соответствие с задачами формирования многополюсной системы международных отношений, идущей на смену биполярному конфронтационному миру. Решение этой задачи, унаследованной Россией, заключается, как можно полагать, не просто в восстановлении прежней структуры политических и экономических связей с арабами, а в построении на их основе новой практики взаимного сотрудничества, иного понимания российского национального интереса.

Поскольку Ближний Восток - это зона опасных международных конфликтов, перспектива скорейшего и всеобъемлющего урегулирования которых остается достаточно проблематичной, происходящие там события непосредственным образом затрагивают национально-государствен-ные интересы России, прежде всего на Кавказе. Образование трех самостоятельных закавказских государств, заметный рост политической экономической активности и национального самосознания народов, населяющих Кавказ, где сосредоточена немалая часть мировых стратегических запасов нефти и пролегают международные пути ее транспортировки, превратили этот традиционно конфликтообразующий регион в чрезвычайно важный аспект российской региональной политики.

Поскольку события на Северном Кавказе, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский конфликты, как представляется, имеют устойчивую тенденцию к дальнейшей интернационализации, они могут в перспективе оказать самое негативное влияние на процессы политического и экономического развития стран, расположенных в непосредственной близости кавказской зоны нестабильности, а также ближневосточного региона в целом. Выход северокавказских республик из федерального договора приведет к ослаблению роли России на Ближнем Востоке и дальнейшему изменению баланса сил в этом регионе в пользу традиционных геополитических соперников арабов - Израиля и Турции. В этой связи обеспечение прочного мира и безопасности в регионе - основной императив российской политики на Ближнем Востоке. Поскольку снижение уровня конфликтности там будет способствовать нейтрализации аналогичных или схожих деструктивных процессов на территории России и в границах постсоветского геополитического пространства.

Приобретение Россией статуса правопреемницы СССР в международный делах и доставшийся ей таким образом «титул» коспонсора ближневосточного мирного процесса налагает серьезные обязательства, а соответствие этой роли требуется подтверждать активными и достаточно результативными действиями. К сожалению, вплоть до последних нескольких лет уходящего десятилетия Россия не имела четких ориентиров проведения самостоятельной политики на Ближнем Востоке. Ее политические инициативы выглядели спонтанными и плохо просчитанными, усиливающееся расхождение в оценках ситуации в ближневосточном регионе и выборе приоритетов в самой России дезориентировали ее соседей и ослабляли российские позиции на Ближнем Востоке.

Вместе с тем, несмотря на все политические и экономические сложности, в настоящее время у России для активной политики на Ближнем Востоке имеется значительный стратегический простор, а накопленные за последние десятилетия потенциал и традиции в отношениях с арабами в сочетании со всеми необходимыми компонентами для великой державы, в том числевоенной мощью, создают достаточно весомые предпосылки для укрепления роли России врегионе в качестве значимой экономической и политической силы.

В данном контексте визит в Россию президента CAP и его встречи с высшим российским политическим и военным руководством приобретают особое звучание. И дело здесь не только в том, что сирийский лидер впервые посетил нашу страну в качестве независимой и суверенной России, которую сам Х.Асад склонен скорее отождествлять по потенциальной роли и влиянию в регионе и мире в целом с СССР, где он когда-то учился в молодые годы, сколько в связывающих наши страны долгих десятилетиях дружбы, взаимного доверия и сотрудничества, а также совпадении интересов по самым актуальным региональным и международным вопросам. Сегодня без преувеличения можно сказать, что Сирия - одна из ключевых фигур в затянувшемся арабо-израильском противостоянии, в других важных событиях непредсказуемо изменяющих политический облик региона. О Сирии справедливо говорят, что без нее можно начать войну, но добиться мира нельзя. Данная, хотя и парадоксальная оценка - это своеобразное признание особой роли Сирии в регионе, ее возможностей влиять на ход событий на Ближнем Востоке, проводить самостоятельный курс на межарабской арене, активно участвовать в делах мирового сообщества. Статус региональной державы, имеющей эффективные рычаги воздействия на общий ход мирного ближневосточного процесса на ситуацию в регионе в целом и особенно в Ливане, палестинскую проблему, репутация Дамаска как опытного посредника, поддерживающего доверительные контакты с лидерами ряда государств мира и имеющего особые отношения с Тегераном, вынуждает зарубежных политиков, в том числе американских, считаться с позицией Сирии в ближневосточных делах, учитывать ее мнение по основным региональным проблемам.

Такое международное положение Сирии в значительной мере обусловлено беспрецедентным по политическим меркам региона почти 30-летним правлением X. Асада, в период которого страна практически не знала политических потрясений и, несмотря на многочисленные проблемы, связанные в первую очередь с отвлечением огромных ресурсов на нужды обороны и безопасности, смогла добиться серьезных успехов в экономике, во всяком случае оградив себя на наиболее уязвимом направлении - продовольственном. Приход к власти Х. Асада и начало провозглашенного им «исправительного движения» ознаменовали новый этап во внутренней и внешней политике страны. Широкую поддержку новый политический курс получил в результате исправления перегибов, допущенных левыми баасистами. X.Асад подошел к реформаторской деятельности более взвешенно. В области внешней политики он стал проводить более осторожную и сбалансированную линию. Наиболее отчетливо это проявилось после октябрьской войны 1973 г., когда сирийский лидер начал придерживаться тактики уклонения от прямой военной конфронтации с Израилем и перевода основного фронта противоборства с израильтянами на юг Ливана. сирия международная политика асад

Тезис об арабском единстве в те годы для X. Асада был наполнен конкретным содержанием - восстановления антиизраильского фронта арабов при доминирующей роли Сирии. Положение Сирии как страны, непосредственно противостоящей Израилю, вплоть до конца 60-х годов обеспечивало режиму поступления материальных средств от арабского мира, позволяло получать советское оружие на льготных условиях, поднимало его престиж и авторитет на международной арене и внутри страны, расширяло рамки для политического маневрирования. Сегодня можно однозначно утверждать, что сирийский лидер сделал выбор в пользу диалога с израильтянами и руководствуется в повседневной политической деятельности прагматическими соображениями национальных интересов своей страны.

Именно при нынешнем президенте CAP наши двусторонние отношения достигли своего пика, и он не забыл того позитива, который имел Дамаск от особых отношений с Москвой. В Дамаске в целом позитивно воспринимает активизацию российской внешней политики на Ближнем Востоке. Будучи объективно заинтересованы в присутствии сильной России в регионе, в Сирии с пониманием относятся к наличию у России естественных, в том числе и специфических интересов на Ближнею Востоке. В то же время сирийцы настороженно воспринимают стремление США обеспечить себе абсолютное доминирование в регионе. В Дамаске считают, что без России вряд ли возможно добиться действительно всеобъемлющего, прочного и длительного мира на Ближнем Востоке. Как свидетельствует ближневосточная практика, варианты сепаратных соглашений формируют предпосылки к новым конфликтам поскольку не учитывают в полной мере интересы сторон и достигаются, как правило, на основе «компромиссов» с позиции силы и под мощным давлением извне.

Подобные соглашения не решают окончательно ключевые проблемы, затрагивающие основы арабо-израильского конфликта, а могут лишь привести и временному затуханию конфронтации с перспективой нового еще более мощного противостояния в регионе в результате действия долгоиграющих факторов. Стратегические интересы России по обеспечению полосы стабильности на подступах к своим южным рубежам, естественные ее геополитическому положению приоритеты в развитии всестороннего сотрудничества со странами региона диктуют необходимость сконцентрировать усилия России как коспонсора ближневосточного урегулирования (БВУ) на активизации контактов с участниками конфликта, чтобы энергично способствовать выведению мирного процесса из нынешнего критического положения. А без урегулирования на ключевом сирийско-израильском направлении практически невозможно добиться прочного мира и безопасности на Ближнем Востоке. Роль России в качестве коспонсора была бы значительно весомее, если бы Москва задействовала в полной мере потенциал конструктивного сотрудничества с Сирией. Проявление Дамаском конструктивного подхода к переговорному процессу по БВУ, вопросам борьбы с международным терроризмом, контрабандой наркотиков и другими проблемами мировой политики создает благоприятные политические предпосылки к восстановлению взаимовыгодных двусторонних связей с Сирией, что в свою очередь способствовало бы удержанию Дамаска на неконфронтационных позициях в регионе.

В качестве важного «катализатора» сирийско-российских связей в Дамаске рассматривают возможность закупки в России современных видов вооружений. Российско-сирийское сотрудничество в военно-техничес-кой области основывается на положениях Договора о дружбе и сотрудничестве между нашими странами, заключенного в 1980 г. по инициативе сирийской стороны, хотя своими корнями уходит в далекие 50-е годы. Военно-технические связи с Сирией складывались на весьма специфическом историческом фоне, когда СССР был для Сирии и других стран региона примером в борьбе за экономическую и политическую независимость, надежным историческим источником политической, экономической и военно-технической помощи. Экономическая щедрость и подлинный интернационализм, особенно ярко проявившиеся на уровне общения советских специалистов, работавших на многочисленных гражданских и военных объектах, с местным населением, признанная историческая роль СССР как пионера в создании условий политической и экономической независимости, что особенно импонировало политически активным сирийским массам, разработки механизмов государственного регулирования экономики, системы гарантий социальной защищенности обеспечивали ему потенциально ведущую роль надежного партнера, а в критических ситуациях и третейского судьи, мнение которого не должно игнорировать.

Постепенно военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией становилось самостоятельным сектором экономических и военно-политических отношений, одним из важных инструментов в обеспечении внешнеполитического курса СССР и было умело встроено в конкретные государственные программы оказания технического содействия в создании национальной промышленности и подготовки национальных кадров.

До 1991 г. ВТС с Сирией носило крупномасштабный характер. За этот период Сирии, по некоторым оценкам, было поставлено специмущества на общую сумму около 30 млрд. долл. Наряду с поставками специмущества осуществлялись командирование наших советников и специалистов, подготовка национальных военных кадров, техническое содействие в создании объектов военного назначения, организация лицензионного производства вооружений и военной техники и т.д.

Однако негативное влияние на состояние и перспективы развития российско-сирийских военных связей оказали как изменения в политических отношениях между нашими странами, так и неурегулированность по вопросам о погашении сирийской задолженности по спецкредитам бывшего СССР. Следствием этого явилось отсутствие прогресса в поиске взаимоприемлемых условий расчетов за военные поставки, а также полномасштабной реализации соглашений и протоколов о сотрудничестве, подписанных сторонами в середине 90-х годов. Новый импульс отношениям в этой области был придан в ходе июльского (1999 г.) визита в Россию президента CAPX. Асада во главе высокопоставленной сирийской делегации. В ходе визита удалось решить ряд спорных вопросов, а часть других вывести за скобки переговорного процесса. Следует констатировать, что определенные перспективы, для расширения военных связей с CAP все же имеются. К тому же ВТС России и Сирии - один из немногих примеров, когда возобновление полномасштабного сотрудничества не нуждается в предварительных «смотринах», не требует обязательного тестирования на прочность партнерских отношений. Долговременность интересов Дамаск по-прежнему рассматривает Россию в качестве основного партнера по ВТС, не отказываясь в то же время от поиска других источников приобретения вооружений, прежде всего, в КНДР, КНР, в странах СНГ.

В перспективе, при условии достижения конкретных положительных результатов на переговорах с Израилем (а ряд позитивных признаков обозначились уже сегодня) наряду с определенными финансовыми трудностями, а также проблемой неконфронтационного решения вопроса преемственности власти в Сирии, политическое руководство CAP неизбежно столкнется с необходимостью существенной перестройки национальных вооруженных сил - их модернизацией и качественным обновлением, сокращением численности личного состава (по некоторым данным на 80-100тыс. человек), с соответствующими изменениями в их организационно-штатной структуре. Учитывая, что в настоящее время вооруженные силы CAP более, чем на 80% оснащены военной техникой российского (советского) производства, только Россия способна обеспечить предстоящую большую работу по дефектации имеющегося парка российского вооружения и военной техники, оценке возможности продления их ресурсов, проведение ремонта и модификации, технологическую преемственность и техническую совместимость. Для России расширение ВТС с Сирией имеет тем более важное значение, поскольку за последние годы значительно ослабили российские позиции на ближневосточном рынке вооружений. Активизация сотрудничества с Сирией в военной области помимо прямой экономической выгоды могла бы способствовать возрождению на принципиально новой основе т.н. «офсетных (компенсационных) программ по оказанию технического содействия в создании национальной промышленности и подготовке национальных кадров, которые в прежние годы в большей или меньшей степени традиционно являлись составной, зачастую «бесплатной» частью советского военного экспорта, что в свою очередь помогло бы активизировать двусторонние экономические связи.

Оказание технического содействия предполагает, как правило, что участвующие в нем стороны объединены большим числом комплексных взаимных обязательств и в отличие от ограниченных по времени отношений типа «покупатель - продавец» вынуждены выстраивать свои взаимоотношения на многолетний период, привлекая многочисленных специалистов, а также большое число государственных и коммерческих организации.

Необходимо подчеркнуть, что российско-сирийское ВТС не изменяет баланса сил на Ближнем Востоке и не создает угроз для соседей Сирии, так как речь идет об удовлетворении оборонных потребностей Дамаска, ориентированных на оказание сдерживающего влияния на потенциального агрессора. Более того, ВТС России и Сирии может внести свой вклад в обеспечение стабильности в регионе и мире, повышение авторитета ООН, борьбу с международным терроризмом и т.д. Восстановление в полном объеме двустороннего ВТС с Cирией могло бы также принести России геополитические дивиденды в форме стабилизации российского присутствия на Ближнем Востоке, позволило бы наполнять дополнительным конкретным содержанием провозглашенный курс на сохранение за Россией статуса великой морской державы, тем более, что средиземноморский интеграционный процесс в различных его формах и преломлениях развивается пока без видимого участия России.

Кажущиеся абстрактными в сегодняшних условиях вопросы свободы прохода через Проливы, гарантированный выход наших судов в Мировой океан через Средиземное море могут легко перейти в практическую плоскость при изменении конъюнктуры или «правил игры» в регионе. Тем более, когда миротворческие операции с участием сил НАТО «прошли обкатку» в том числе на территории бывшей Югославии, а ближневосточный регион с его проблемами явно «вписывается» в круг «нового поколения» озабоченностей руководителей блока. Ставшая ныне реальностью перспектива расширения блока НАТО за счет стран Центральной и Восточной Европы, активизировавшиеся в настоящее время попытки подключения арабских стран Средиземноморья к взаимодействию с натовскими структурами по отдельным вопросам безопасности, в частности по совместной борьбе с международным терроризмом, планы распространения зоны ответственности НАТО в юго-вос-точном направлении непосредственно затрагивают жизненно важные военно-стратегические интересы России.Приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам, в том числе и с южного направления при неурегулированности острых международных конфликтов (Балканы, Кипрская проблема, арабо-израильский), а также в условиях перспективы расширения зоны нестабильности в южной и юго-восточной части Средиземноморья под влиянием «исламского фактора» объективно выводит на первый план для России проблему создания условий по предотвращению попыток отстранить ее от активного участия в качестве мировой державы в создании сбалансированной системы региональной безопасности в Средиземном море. В этих условиях особую значимость для России приобретает тот факт, что сирийский порт Тартус - единственный в Средиземном море пункт базирования ВМС России на безвалютной основе.

Не абсолютизируя «сирийский фактор» в ближневосточной политике России, необходимо отметить, что совпадение интересов двух стран по целому ряду вопросов региональной политики объективно открывает возможности совместных действий или активности «на параллельных курсах». Наличие в Cирии относительно большой северокавказской диаспоры, представители которой в своем большинстве выступают с умеренных и в целом выгодных интересам России на Кавказе позиций, настороженное отношение сирийцев к экспансионистским устремлениям Турции, предпринимаемые меры по локализации проявлений исламского экстремизма и ряд других факторов указывают на целесообразность реального повышения внимания России к Сирии.

С учетом того, что в России доминантой становится прагматический подход к вопросам внешней политики было бы наивным считать, что какая-то из великих держав будет добровольно уступать Москве в обеспечении своих экономических, политических и военных интересов на Ближнем Востоке, где политический вакуум заполняется очень быстро или же вовсе отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Востока. М., 2005

2. Азия и Африка сегодня. №4. М., 2006

3. Азия и Африка сегодня. №3. М., 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины вооруженного конфликта в Сирии и участия в нем Ирана. Борьба за региональное лидерство в условиях войны в Сирии. Интернационализация сирийского конфликта, его влияние на позиции Ирана на международной арене. Интересы правящего режима Сирии.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    Пути преодоления дипломатического кризиса, возникшего в декабре 2001 г. после атаки террористов на здание индийского парламента. Эволюция во внешней политике США. Пути урегулирования кашмирской проблемы. Российско-пакистанские двусторонние отношения.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Изучение проблемы водных ресурсов бассейна реки Иордан, которая уходит корнями в начало века, когда еврейская община в Палестине – ишув – поставила целью добиться максимально возможного контроля над водой региона. Позиция Израиля и Сирии в этом конфликте.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Американский военно-политический прессинг Сирии. Отказ от притязаний на Ливан. Политическая ситуация внутри страны. Аспекты процесса развития Сирии. Смена режима при открытом нажиме внешней силы. Вопрос регулирования деятельности частного сектора.

    реферат , добавлен 18.03.2011

    Характеристика российского и американского подходов к регулированию сирийского кризиса. Основные механизмы воздействия Москвы и Вашингтона. Ликвидация химического оружия в Сирии. Приход к власти в США Дональда Трампа и дальнейшее развитие событий.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2017

    Социальная обстановка и общественно-политическая активность в Сирии во времена существования СССР и на современном этапе. Факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю политику данного государства. Режим Асада и его противники, обстоятельства свержения.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Историческое значение мирных соглашений, достигнутых премьером Рабиным и палестинским лидером Я. Арафатом в 1993 году в норвежской столице Осло. Предвыборная кампания Нетаньяху. Итоги выборов в Израиле и их влияние на ситуацию на Ближнем Востоке.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Характеристика процессов, происходящих на Ближнем Востоке. Особенности политики Российской Федерации в ближневосточном регионе. Война в Ираке и ее последствия. Система политической власти Башара Асада (Сирия). Основные сферы российско-сирийских отношений.

    реферат , добавлен 11.11.2014

    Особенности и направления внешнеполитической деятельности Украины на Ближнем Востоке в начале XXI в. Результаты визитов президента Украины в Сирию, Иорданию, Ливан, в страны Персидского Залива и в Ливию. Участие Украины в экономических проектах в Ливии.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Роль взаимоотношений с Израилем во внешней политике Египта. Политика египетского президента Х. Myбарака. Перечень событий, вызывавших наибольшую напряженность в египетско-израильских отношениях с 1980 г. по 1996 г. Роль США во взаимоотношении этих стран.

Но новые и беспрецедентные преобразования, что произошли стали причиной прямого ввода российских военных в Сирию. Важность этого вопроса заключается в том, что после распада Советского Союза и окончания холодной войны, Россия впервые предприняла военные операции за ее пределами. Это тема вызывает вопросы и размышления. Среди них вопрос, какие причины вызвали Россию принять решение войти в военную сферу в Сирии? Или в чем взаимосвязь ввода российских военных с преобразованиями и политическими событиями в Сирии на данный момент? В этой серии передач состоящей из трех частей, передачи были разработаны так, чтобы исследовать эту проблему, и посмотреть на отношения между двумя странами за последние несколько десятилетий.

Неожиданные острые события, на Ближнем Востоке, что запомнятся как "исламское пробуждение", в дополнение к внутренним событиям, имели вход и роль различных региональных и международных игроков. Россия также является одним из игроков, которая в соответствии со своими интересами и целями, и с использованием различных инструментов, политических, экономических и военных смогла войти в эти события. Несмотря на кризисы в Тунисе, Ливии, Египте, Бахрейне и Йемене, в которых русские не проявили серьезных действий и не оказали влияние, мы наблюдаем прямую и влиятельную роль России в сирийских событиях и возвращаемся к важной части этой длинной истории двух стран.

Хотя отношения между Советским Союзом и Сирией были хорошими и близкими, но с распадом Советского Союза, отношения Российской Федерации с Сирией в начале 1990-х годов, дошли до очень низкого уровня, по существу регион Ближнего Востока был потерян для россиян с его «традиционной позицией и своим стратегическим статусом». Таким образом, с 1989 по 1992 годы российских военных соглашений было меньше примерно на 94 процента от общего уровня соглашений со странами Ближнего Востока, в том числе с Ираком, Сирией и Ливией. Окончание холодной войны также имело влияние на этот процесс. В частности, после парижского саммита и приверженности стран снизить напряженность периода холодной войны, Россия пересмотрела военные контракты, заключенные в советское время. Несмотря на все эти события, Сирия также оставалась в центре внимания ближневосточной политики России. В последние годы, Россия после мирных переговоров в Мадриде, в рамках квартета, прослеживала процесс мирных переговоров на Ближнем Востоке. С появлением разговоров о евразийской интеграции, начиная с 1996 года, на политической арене России с такими политиками как Евгений Примаков и Борис Ельцин, постепенно Ближний Восток занял свое место и статус. Исторический визит Амира Абдуллы, наследного принца Саудовской Аравии в Москву в 2003 году (первый визит саудовского чиновника в Россию за историю отношений между двумя странами), визит Путина в Египет, принятие Политбюро ХАМАС после достижения власти на палестинских парламентских выборах в марте 2006 года, исторический визит Путина в три страны Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в феврале 2007 года, свидетельствуют о существенных изменениях в этот момент в отношениях России со странами Ближнего Востока.

В результате изменений ближневосточной политики России, отношения между Москвой и Дамаском также расширились в различных областях. Смерть Хафеза Асада и его преемник Башар Асад в 2000 году, вместе с приходом к власти Владимира Путина в политической структуре России, стали во главе с параллельным развитием политических отношений, двусторонних отношений в военной области. Продажа истребителей МиГ-31, развертывание систем ПРО SS 26 или Искандер в Сирию, передача Черноморского флота в Средиземном море и укрепление обороноспособности Сирии современным оружием, прощение внешнего долга Сирии на 70 процентов, с целью восстановления финансовой и экономической власти для того, чтобы страна могла купить военную технику России, отправка ракет Искандер со стороны логистического российского корабля и размещенные в порту Тартус, после запроса Турции в НАТО развернуть ракетную систему Patriot на территории Турции и оснащение базы Тартус в качестве единственной российской военной базы на Ближнем Востоке считаются наиболее важной стратегической осью России в сотрудничестве с Сирией в течение последних двух десятилетий.

В экономической сфере между двумя странами также существуют очень тесные отношения, основная часть которого это огромные инвестиции России в нефтяную и газовую сферу в Сирии. Так, в 2009 году (за два года до начала сирийского кризиса), объем российских инвестиций в Сирии превысил 20 млрд. долларов. Но начало кризиса в Сирии, который начался с протестов в Дераа в марте 2011 года и постепенно распространился на другие части страны, традиционные и давние отношения между Россией и Сирией вывел в новую фазу, которая может стать поворотным моментом в исторических отношениях двух стран. Во время кризиса в Сирии, который каждый день все больше и больше распространяется, Москва выступает против западных стран, Турции и некоторых арабских стран, в центре с Саудовской Аравией, сосредоточив внимание на политической системе Сирии оказывает политическую, экономическую и военную поддержку (отправляя военных, военное оборудование и оказывая военные консультации) правительству президента Башара Асада. Может быть способ решительной поддержки России назвать вето нескольких резолюций Совета Безопасности в отношении политической системы Сирии. Россия этот процесс поддержки продолжает с начала кризиса с марта 2011 года по сентябрь 2015 года.

Новая и другая тема, которая имеет место в этом процессе поддержки это прямой ввод военных России в Сирии с 30 сентября 2015 года, который является первой военной операцией России за пределами бывшего Советского Союза и нынешнего СНГ. Ввод российских военных изменил все политические уравнения до такой степени, что он может быть использован как поворотный момент в сирийском кризисе, который продолжается четыре года.

Россия в сирийском кризисе фокусирует свое внимание на основных четырех вопросах, которые можно назвать позицией Российской Федерации по отношению к сирийскому кризису. Во-первых, Россия не согласна с любыми военными действиями Запада в Сирии под предлогом защиты прав человека и демократии, и подчеркивает решение проблемы дипломатическим путем. Во-вторых: Россия уважает независимость Сирии и подчеркивает, что судьбу своей страны должен решать народ этой страны без иностранного вмешательства. В-третьих, Россия поддерживает национальное примирение между сирийскими группировками и выступает против любой формы гражданской войны, и, в-четвертых, Россия поддерживает инициативу Организации Объединенных Наций создать национальный консенсус.

Правительство России по нескольким причинам, включая поддержание стабильности в регионе Ближнего Востока, предотвращение распространения терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке и его распространение вблизи границ России, предотвращение дальнейшего проникновения Запада на Ближний Восток, в частности не повторить сценарий Ливии, поддержать традиционные связи с сирийским правительством и защитить политические, экономические и военные интересы России в Сирии (в частности, сохранить военную базу Тартус), начала решительную и широкую поддержку политической системы Сирии, во главе с Башаром Асадом с самого начала сирийского кризиса. В целом, правительство России называет сирийский кризис внутренним кризисом, который начался с приходом иностранных элементов и приобрел региональный и международный размах. И, следовательно, вопросы и конфликты должны быть решены в ходе политического процесса без иностранцев. Россия, политический режим Сирии во главе с Башаром Асадом считает законным правительством в этой стране, и, несмотря на различные решения убрать Башара Асада в процессе передачи политической власти в Сирии со стороны Турции и реакционных арабских стран и Запада, Россия подчеркивает роль и положение Асада в настоящей ситуации в Сирии, для того чтобы сохранить целостность Сирии, а также его роль в процессе политического перехода.

Отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом , а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией . Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР . С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов - Израилем . Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны .

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ .

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией , до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров .

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора .

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году .

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована .

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году - 1 млн долларов .

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э» .

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29 .

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году) .

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году) .

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту - таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР :370 :367

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии . Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность .

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения .

Название нашей конференции – «Российско-сирийские отношения: традиции и перспективы». Действительно, отношения между нашими народами имеют давнюю, почти четырехвековую традицию, выходящую далеко за исторические рамки официальных межгосударственных отношений, установленных, как известно, в июле 1944 г.

Интерес жителей древней Руси к Сирии (так исторически назывались территории современных Сирии, Ливана и Палестины) был связан с тем, что для них это – святая земля, земля, где зародилось христианство. Первые знания о Сирии приходили на Русь благодаря церковным связям с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, а также рассказам паломников.

Самым древним из дошедших до нас письменных памятников, рассказывающих о Сирии и ее народе, было знаменитое «Хождение Даниила, игумена Русской земли», совершенное в Палестину в 1106–1107 гг.

В 1652 г. в Дамаск заезжал келарь Троице-Сергиевской лавры Арсений Суханов, который был послан тогдашним главой Русской православной церкви для описания «святых мест и греческих церковных чинов». Сведения, которые он собрал, явились основанием для внесения важных изменений в богослужебные книги и церковные обряды на Руси.

В конце XVIII в. вышло в свет первое русское светское сочинение о Сирии – «Дневные записки» российского офицера С.П. Плещеева.

Начиная с первой половины XIX в. на русском языке появляются серьезные научные труды о Сирии, среди которых особое место занимают «Записки русского врача...» А.А.Рафаловича, консульские донесения и отчеты Константина Михайловича Базили, военно-топографические обозрения подполковника русской армии П.П.Львова и др. Кстати, по свидетельству современников, дом российского консула в Бейруте К.М.Базили в 40–50-е годы XIX в. был культурным центром сирийской православной общины. К.М.Базили способствовал восстановлению в Сирии православной типографии, а также открытию при местных религиозных центрах около 20 православных школ.

Было и встречное движение в форме пробуждающегося интереса в Сирии к России. Академик И.Ю.Крачковский отмечает, что уже в XVI в. взоры определенных кругов сирийской интеллигенции «начали обращаться к России». Растет число сирийцев, которые по разным причинам оказываются в России. При царе Алексее Михайловиче в Россию дважды (в 1654–1656 гг. и 1666–1668 гг.) приезжал Патриарх Антиохийский Макарий, сыгравший большую роль в процессе церковных реформ, инициированных патриархом Никоном. Существует подробное описание этих путешествий, составленное сыном патриарха Макария Павлом. Переведенное на русский язык сирийцем – профессором Муркосом, долго работавшим в России, это описание является очень важным источником для внутренней истории Московской Руси.

Любопытно, что Павел упоминает о том, что под Москвой они с отцом встретили выходца из Сирии, который служил воеводой в России.

Российско-сирийские связи не ограничивались культурой и религией. Уже в середине XIX в. Россия занимала четвертое место после Англии, Франции и Египта в общем объеме товаров, ввозимых в Сирию. Из России привозились пшеница, кукуруза, а также железо. Например, в 1850 г. в порт Бейрута прибыли 13 судов под российским флагом. В 1852 г. из 13 грузов хлопка, вывезенных из Сирии, шесть грузов было отправлено в Россию.

Усилению интереса к России в Сирии способствовало созданное в 1882 г. Императорское Палестинское общество. Его возглавлял дядя императора Николая Второго Великий князь Сергей Александрович. Под эгидой этого общества была создана целая сеть православных школ и педагогических училищ в Сирии, Ливане и Палестине, в которых работали и русские преподаватели. Причем, по свидетельству уже упоминавшегося академика И.Ю.Крачковского, эти школы «по своим педагогическим установкам часто оказывались выше богато оборудованных учреждений разных западноевропейских и американских миссий. Знание русского языка редко находило себе практическое применение в дальнейшей деятельности питомцев, но прикосновение к русской культуре, русской литературе оставляло неизгладимый след на всю жизнь...»1

Лучшие выпускники этих школ направлялись за счет Императорского Палестинского общества на учебу в Россию. Одним из таких учеников был ставший впоследствии всемирно известным писателем Михаил Нуайме, который окончил в 1911 г. Полтавскую духовную семинарию. Кстати, известности Михаила Нуайме в Европе способствовали публикации российских востоковедов о его произведениях.

Следует сказать, что вообще русская арабистика как наука возникла и достигла высокого уровня развития, благодаря прежде всего связям России с Сирией, Ливаном и Палестиной. Такие известные во всем мире российские ученые-арабисты, как О.И.Сенковский, И.Ю.Крачковский, А.Е.Крымский в разное время посетили этот регион и посвятили ему многие свои научные работы. Российские ученые-арабисты своими переводами и публикациями, в том числе и на европейских языках, способствовали тому, что в научный оборот были введены произведения Абу аль-Аля аль-Маарри, Амина ар-Рейхани и других выдающихся представителей сирийско-ливанской литературы. Академик И.Ю.Крачковский открыл для всего мира «сиро-американскую» литературу.

Первыми преподавателями арабского языка в России были выходцы из Сирии. Среди них был, например, Ириней Нофаль, приехавший в Россию в 1860 г. Заметный вклад в развитие советской арабистики внесла уроженка Назарета Оде-Васильева, преподававшая арабский язык, в том числе и в нашей Дипломатической академии.

По-видимому, сирийцев, учившихся в России по линии Императорского Палестинского общества, было немало. Михаил Нуайме в своих воспоминаниях об учебе в школе, созданной этим обществом, пишет о преподавателе в ней, который получил образование в России и который, по его словам, «был первым, кто пробудил в нас патриотические чувства…»2. Нуайме пишет и о своем земляке, который раньше его на год начал учебу в Полтаве.

О значении, которое придавала Россия отношениям с Сирией, свидетельствует тот факт, что до 1914 г. она имела там 7 консульских представительств: в Бейруте, Алеппо, Дамаске, Сайде, Хаме, Триполи и Латакии.

С началом Первой мировой войны по известным причинам связи между Россией и Сирией надолго прерываются, чтобы возобновиться уже в совершенно новых условиях – после того, как Франция была вынуждена признать независимость, на первых порах формальную, Сирийской Республики.

21 июля 1944 г. на имя наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. пришло послание министра иностранных дел Сирийской Республики Джамиля Мардам Бея, в котором говорилось: «Сирия, движимая своим восхищением перед советским народом, усилия и успехи которого в великой борьбе демократии против духа завоеваний и господства дают основу для законных надежд на будущую свободу и равенство для всех больших и малых наций..., была бы счастлива установить и поддерживать с Советским Союзом дружественные дипломатические отношения».

О том, насколько серьезно руководство СССР отнеслось к этому посланию, несмотря на то, что еще не вся территория Советского Союза была освобождена от фашистских захватчиков, свидетельствует тот факт, что уже в том же месяце были установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Известие об этом было встречено с большим воодушевлением широкими народными массами Сирии.

В связи с установлением дипломатических отношений между Сирийской Республикой и СССР дамасская газета писала: «Мы с большим удовлетворением принимаем установление дружественных отношений с Советским Союзом, который несет на себе тяжелое бремя нынешней войны и принес самые большие жертвы»3.

Газета «Аль-Ислах», издававшаяся в Алеппо, в номере за это же число в статье под заголовком «Мы с радостью принимаем это событие и хотели бы высказать нашу признательность Советскому Союзу» писала: «Мы благодарим Советский Союз за его позицию, которая доказывает искренность его принципов и добрые чувства...».

В ноябре 1944 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III через советского посла поздравил советский народ с 27-й годовщиной основания Советского Союза и выразил пожелание приехать в Москву для участия в Совещании высшего православного духовенства для избрания патриарха. Такая поездка действительно состоялась, знаменуя собой непрерывающуюся связь Русской православной церкви с Антиохийским патриархатом. Патриарха Антиохийского и всего Востока в этой поездке сопровождал патриарх Хомский, который прекрасно владел русским языком, так как в свое время учился в России.

О характере отношений, которые установились между СССР и Сирией, свидетельствует тот факт, что в марте 1945 г. Советское правительство по просьбе сирийского правительства, которое пошло в этом вопросе против воли Франции, фактически сохранявшей мандат над Сирией, согласилось принять на себя защиту интересов Сирии в Японии.

Советский Союз поддержал просьбу Сирийской Республики о ее участии в Международной конференции в Сан-Франци-ско, в результате которой было принято решение о создании ООН. В связи с этим в телеграмме президента СР Шукри Куатли на имя Сталина от 2 апреля 1945 г. говорилось: «Я счастлив выразить Вашему Превосходительству свою самую горячую благодарность за благородную позицию правительства СССР и его великого вождя в отношении законной просьбы Сирии об участии в конференции в Сан-Франциско. Я пользуюсь этим случаем, чтобы заверить Ваше Превосходительство в чувстве благодарности, которое питает Сирия в отношении СССР, за ту поддержку, которую она не перестает находить у его выдающегося вождя и его уважаемого Правительства».

Как известно, Франция отказывалась выводить свои войска из Сирии и требовала для себя особых привилегий на территории этой страны. Дело дошло до того, что самолеты Франции подвергли бомбардировке Дамаск и другие города Сирии.

Председатель Совета министров СР, временно исполнявший и обязанности министра иностранных дел Камиль Мардам Бей в своей телеграмме от 23 мая 1945 г. на имя Сталина обратился за поддержкой к СССР. В этой телеграмме, в частности, говорилось: «Ваше Превосходительство признало независимость Сирии и исключило предоставление каких бы то ни было привилегий. Франция, однако, требует привилегий, которые нарушают независимость и законные права Сирии. Заботясь о том, чтобы поддержать порядок на Ближнем Востоке и не прибегать к крайним мерам, способным открыть новую фазу кровопролитных военных действий после окончания войны в Европе, сирийское правительство ходатайствует о Вашем благосклонном вмешательстве для того, чтобы добиться от Франции вывода ее войск и уважения суверенитета Сирии».

Реакция Советского Союза была быстрой и решительной. Уже 2 июня 1945 г. газета «Правда» и другие советские СМИ опубликовали сообщение Информбюро Наркоминдел СССР о том, что Советское правительство обратилось с особым заявлением к правительству Франции, а также к правительствам США и Китая, в котором отмечалось, что события в Сирии и Ливане не соответствуют духу решений, принятых в Думбартон Оксе, и целям происходящей в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций. Поэтому Советское правительство считает, что должны быть приняты срочные меры к тому, чтобы прекратить военные действия в Сирии и Ливане и уладить возникший конфликт мирным порядком.

Самые различные политические силы в Сирии выражали признательность Советскому Союзу за его твердую позицию, которая помогла прекратить агрессию Франции против их страны. Весьма красноречивая телеграмма на имя Сталина поступила из Рио-де-Жанейро 5 июня 1945 г. «От имени нескольких тысяч сирийцев и ливанцев, живущих в Бразилии, мы выражаем искреннюю благодарность за Вашу твердую позицию в отстаивании демократии и свободы наций и защите суверенитета Сирии и Ливана, признанного Вашим правительством, против французской агрессии. С почтением президент сирийско-ливанского комитета Ризоалла Хаддад».

Как известно, в результате закулисных переговоров Англия и Франция 13 декабря 1945 г. заключили соглашение о дальнейшей оккупации Сирии и Ливана.

В феврале 1946 г. правительства Сирии и Ливана вынесли на обсуждение в СБ ООН вопрос об эвакуации иностранных войск. Их требование было поддержано делегациями Советского Союза, Польши, Египта и Мексики. Но поставленная на голосование резолюция США, отражавшая интересы Англии и Франции, практически замораживала решение проблемы. В связи с этим Советский Союз, впервые в истории этой организации использовав право вето, воспрепятствовал принятию решения, не отвечавшего национальным интересам Сирии и Ливана.

Англия и Франция в марте 1946 г. были вынуждены согласиться на вывод своих войск с территорий обеих стран.

День 17 апреля 1946 г., когда последний чужеземный солдат покинул территорию Сирии, ежегодно отмечается в Сирии как национальный праздник – День национальной независимости.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что становлению и успешному развитию многоплановых отношений независимой Сирии с Советским Союзом, которые достигли расцвета в 70–80-е годы XX столетия, во многом способствовали те богатые традиции, которые были заложены в течение почти четырех столетий взаимных контактов многих поколений представителей русского и сирийского народов. Задача нынешних и будущих поколений дипломатов, ученых, бизнесменов и всех граждан Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики – продолжить и обогатить эти традиции содержанием, соответствующим новой эпохе. Как представляется, данная конференция, которая проводится накануне государственного визита Президента САР Башара Асада в Москву и организаторами которой выступают, помимо Дипломатической академии МИД РФ, Посольство САР в Москве и Ассоциация сирийских граждан в РФ, призвана внести важный вклад в решение этой задачи.

Со своей стороны, Дипломатическая академия МИД РФ, которая располагает большим научным потенциалом, в том числе в лице ученых-востоковедов, работающих на кафедре восточных языков и на других кафедрах, а также в Институте актуальных международных проблем ДА МИД РФ, значительными техническими возможностями и опытом, готова сотрудничать и в дальнейшем с сирийской стороной в реализации совместных научно-исследовательских и учебных проектов.

1 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Ленинград: Из-во АН СССР, 1955. Т. 1. С. 55.
2 Нуайме М. Мои семьдесят лет. М.: Наука, 1980, с. 11.
3 Аль-Инша, 29.07.1944.

В.Е.Донцов

Опубл: Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск двадцать восьмой). М., 2006, 266 стр. Ответственный редактор А.О.Филоник
В.Е.Донцов. Исторические традиции российско-сирийских отношений. стр. 225-231

Начало официальных контактов России с Сирией были положено открытием в конце XVIII в. консульства в Дамаске и нештатного вице-консульства в Алеппо. В XIX в. было учреждено российское консульство в Латакии.

В 1944 г. между Советским Союзом и получившей независимость Сирией были установлены дипломатические отношения. Несмотря на противодействие западных держав, Москва настояла на включении этой страны в число государств – основателей Организации Объединённых Наций. В качестве постоянного члена Совета Безопасности СССР выступил в 1946 г. в поддержку требования Сирии о выводе с её территории французских и английских войск.

В годы «холодной войны» придерживавшаяся социалистической ориентации САР стала одним из основных партнёров Советского Союза на Ближнем Востоке. 8 сентября 1980 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Особое значение для Москвы отношения с Дамаском приобрели после переориентации Каира на Соединённые Штаты и заключения АРЕ сепаратного мирного договора с Израилем, когда политика Дамаска превратилась в главное препятствие на пути реализации планов Вашингтона добиться появления «новых Египтов». Сирия стала одним из инициаторов создания Национального фронта стойкости и противодействия, в который вошли страны, настаивавшие на продолжении борьбы с Израилем, рассматривавшие США как противника арабов и призывавшие к укреплению сотрудничества с СССР. В ноябре 1978 г. НФСП инициировал принятие IX совещанием глав государств и правительств арабских стран решения о разрыве дипотношений с Каиром. Во многом благодаря усилиям САР Ливаном 5 марта 1984 г. было денонсировано соглашение 1983 г. о мире с Израилем. Дамаск сыграл важную – если не решающую – роль в сохранении Советским Союзом, несмотря на потерю АРЕ, своих позиций на Ближнем Востоке. В свою очередь сирийцы опирались на поддержку Москвы в конфронтации с Израилем, а также в деле упрочения своих позиций в Ливане.

Переход СССР в конце 80-х гг. к политике разрядки, повлекший за собою восстановление дипотношений с Израилем и массовую эмиграцию туда советских евреев, а затем падение интереса Москвы к происходившему на Ближнем Востоке, были восприняты Дамаском с серьёзной озабоченностью. Тем не менее, между сторонами продолжался обмен мнениями по ближневосточному урегулированию, обстановке в Средиземноморье, ситуации в мире в целом. 28 апреля 1990 г. в ходе визита в Советский Союз президента САР Хафеза Асада был подписан протокол о консультациях между министерствами иностранных дел двух стран.

После распада СССР Сирия, проявив «запас прочности», сумела адаптироваться к новым реалиям и решать свои внешнеполитические задачи без поддержки извне. Вплоть до середины нынешнего десятилетия САР сохраняла за собою доминирующее положение в Ливане, сирийцы продолжают тесно взаимодействовать с Ираном, наладили, выйдя из изоляции, взаимоотношения с ведущими государствами Ближнего Востока – Египтом и Саудовской Аравией. В руках у них и такой рычаг воздействия на обстановку в регионе, как взаимодействие с радикальными палестинскими группировками, а также с ливанскими «Хизбаллой», Батальонами ливанского сопротивления и Свободным патриотическим движением. Как констатировал в одной из бесед с директором СВР РФ Е.М.Примаковым Х.Асад, «может быть, мы и не сможем самостоятельно привести дело к всеобщему урегулированию, но уж во всяком случае, в состоянии не допустить такой ситуации, когда Сирия останется одинокой лицом к лицу с Израилем» . Свёртывание военно-технического сотрудничества с Россией было в какой-то мере компенсировано налаживанием связей в этой области с Китаем, Северной Кореей, Украиной, Белоруссией. Сохраняется внутриполитическая стабильность.

Тем не менее, Сирия, находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся давлению США, продолжает остро нуждаться в поддержке России. В Москве, в свою очередь, исходят из того, что САР является влиятельным игроком на ближневосточной арене, без которого невозможно добиться установления в регионе прочного мира Поддержание контактов одновременно с Израилем и с Сирией, как и с Ираном, ХАМАС и «Хизбаллой» расширяет возможности России воздействовать на процесс ближневосточного урегулирования.

Москва неоднократно выступала с инициативами, призванными разблокировать БВУ. Так, в 1996 г. ею было выдвинуто предложение, чтобы главы государств и правительств стран-участниц конфликта взяли на себя обязательства соблюдать достигнутые их предшественниками договорённости и параллельно продвигаться вперёд по всем переговорным «трекам», включая сирийско-израильский (т. н. «идея креста»). Реализовать эту инициативу, однако, не удалось из-за отказа ставшего премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху считать себя связанным договорённостями, на которые вышли его предшественники И.Рабин и Ш.Перес, и согласиться на уход с Голанских высот, но также из-за позиции Х.Асада, поддержавшего российское предложение, но обставившего своё согласие неприемлемыми для израильтян условиями.

В конце 1997 г. российской дипломатии удалось предотвратить вспышку вооружённого конфликта между Израилем и Сирией, когда обе стороны, подозревая друг друга в намерении нанести упреждающий удар, начали стягивать войска к линии прекращения огня. В результате возникла угроза выхода ситуации из-под контроля. Решающую роль в нормализации обстановки сыграли тогда «челночные» поездки между двумя странами министра иностранных дел РФ Е.М.Примакова, сумевшего убедить стороны конфликта в необоснованности взаимных подозрений.

Вместе с тем в конце 2009 г. стремление Вашингтона вести дело к возобновлению переговоров между Сирией и Израилем под американской — а не под американо-российской – эгидой породило потенциальную угрозу оттеснения России от сирийско-израильского «трека».

Возможности России оказывать поддержку Сирии не являются, однако, безграничными. Москва не может не считаться с линией в ближневосточных делах США, Израиля, западноевропейских держав.

Характерной в этом отношении является позиция, занятая Россией в связи с убийством в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Хотя причастность к террористическому акту Дамаска была (и остаётся) недоказанной, Вашингтон использовал случившееся, чтобы добиться ухода Сирии из Ливана. 15 февраля США отозвали из САР своего посла, и Государственным департаментом было заявлено, что «сирийское военное присутствие в Ливане и её вмешательство в ливанскую политику являются причиной ливанской нестабильности» . Позиция американцев была поддержана Великобританией и Францией. Оказавшись в меньшинстве в Совете Безопасности, РФ предпочла не идти на обострение отношений с западными державами и проголосовала 7 апреля 2005 г. за резолюцию 1559, требовавшую вывода сирийских войск из Ливана, а 31 октября поддержала резолюцию 1636, в которой, в частности, говорилось со ссылкой на выводы комиссии Д.Мехлиса (сформированной СБ для расследования обстоятельств гибели Р.Харири): «<…> есть достаточные основания полагать, что решение об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири не могло быть принято без одобрения высокопоставленных должностных лиц службы безопасности Сирии». Оставшись без поддержки России, сирийцы отвели свои войска из Ливана. Тем не менее, Москва сохранила хорошие отношения как с Дамаском, так и с Бейрутом, что позволило ей в 2006-2007 гг. внести заметный вклад в усилия по снижению остроты кризиса между этими странами, с просьбой о чём к России в декабре 2006 г. одновременно обратились президент САР Башар Асад и премьер-министр Ливана Фуад Синьора.

Об ограниченности возможностей РФ оказывать поддержку Сирии свидетельствует и её относительно сдержанная реакция на бомбардировку американской авиацией окрестностей сирийского города Абу Кямаль осенью 2008 г. Выступая 14 ноября на заседании СБ, постоянный представитель РФ при ООН В.И.Чуркин ограничился тогда констатацией, что эта акция «идёт вразрез с усилиями, предпринимаемыми в интересах стабилизации обстановки в Ираке», воздержавшись от более жёсткой критики действий США, и в частности от употребления термина «акт агрессии» .

В свою очередь и Дамаск подходит к вопросам взаимодействия с Россией с оглядкой на Запад. Подтверждением тому является, например, позиция, занятая им в связи с событиями в Закавказье в августе 2008 г. Хотя сирийцы и высказались тогда в поддержку действий РФ, на признание независимости Абхазии и Южной Осетии они пойти не решились.

Начинает восстанавливаться экономическое сотрудничество России с Сирией, хотя по своим объёмам оно и уступает имевшему место в советский период. Ведущим направлением двусторонних связей сейчас является газовая сфера (остающаяся одной из немногих областей, где РФ в состоянии соперничать со своими конкурентами). В декабре 2005 г. «Стройтрансгазом» было заключено два соглашения на сумму 370 млн долл., которыми предусматривается участие этой компании в строительстве сирийского участка панарабского газопровода от границы с Иорданией до населённого пункта Ар-Раян, протяжённостью 320 км, и сооружение газоперерабатывающего завода в районе Пальмиры. В апреле 2007 г. «Стройтрансгаз» подписал ещё одно соглашение – на строительство второго газоперерабатывающего завода в районе Ас-Себхи.

Начало возобновляться ВТС с Сирией. Москва, однако, выстраивает его так, чтобы оно не оказывало чрезмерно негативного влияния на её отношения с Израилем и США. Так, в конце 90-х гг. Россия не согласилась прекратить поставки САР противотанковых ракет, несмотря на введение Вашингтоном санкций в отношении производящих их предприятий. Вместе с тем в 2006 г., по словам члена Общественной палаты при Минобороны РФ А.Цыганка, российская сторона отклонила под нажимом Израиля просьбу сирийцев о продаже им ракет «Искандер» . Как пояснил министр иностранных дел России С.В.Лавров, «мы готовы продавать Сирии такое оружие, которое имеет, прежде всего, оборонительный характер и никоим образом не нарушает стратегического баланса сил в регионе» . В последнее время были подписаны контракты на поставку САР современных боевых самолётов, зенитных ракетных комплексов, танков, противотанковых средств. Сирийская армия, оснащённая, в основном, советским и российским вооружением и располагающая 600 боевыми самолётами, 4,5 тыс. танков, 70 пусковыми установками ОТР, остаётся по количественным показателям одной из наиболее сильных на Ближнем Востоке.

Сирия является единственной арабской страной, на территории которой – в Тартусе — сохраняется пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ. Хотя в настоящее время пребывание наших кораблей в Средиземном море носит символический характер, использование базы в Тартусе может стать для России, по оценке американского исследователя А.Коэна, «первым шагом на долгом пути к возобновлению глобального военно-морского присутствия» .

Сирийцы готовы к наращиванию военного сотрудничества с РФ, полагая, видимо, что это побудит Москву более решительно выступать на их стороне. Симптоматично, что после заключения между Вашингтоном и Варшавой соглашения о размещении в Польше элементов американской противоракетной обороны, Б.Асад высказался в апреле 2008 г. в том плане, что Сирия будет готова рассмотреть возможное предложение Москвы о размещении на её территории российских «Искандеров» .

Важной составляющей двусторонних отношений являются культурные и гуманитарные связи. Сирийская интеллигенция хорошо знает русскую литературу и музыку. Особой популярностью у неё пользуются произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Шолохова, А.П.Чехова, сочинения Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Несколько десятков тысяч сирийцев закончили советские и российские высшие учебные заведения, ок. 8 тыс. из них обзавелись в нашей стране семьями.

Вес и влияние Сирии на Ближнем Востоке, да и в арабском мире в целом, обусловливают важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Дамаск, со своей стороны, нуждается и будет нуждаться в поддержке РФ, пока продолжается конфликт САР с Израилем и не преодолена напряжённость в её отношениях с США. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.