Преступность и социальные отклонения. Отклоняющееся поведение и социальные нормы Преступник с социальными отклонениями в поведении

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В социальных науках отклоняющееся поведение принято называть «девиантным». Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока-зывается нерезультативной: через какое-то время отклоне-ния возрождаются, при этом в еще более яркой форме.

В узком понимании под отклоняющимся поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии права особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна-чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в общественных науках.

Отклоняющееся поведение -- совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 156.

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

  • 1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
  • 2. Индивидуальные и групповые отклонения.
  • - индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • - групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).
  • 3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
  • 4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:
    • -- сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
    • - особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
    • - сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
    • - личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
    • - счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
  • 5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2006. С. 213.

Отрицательные качества, сохраняющиеся в сознании части населения, в конечном счете связаны с историей формирования общественного сознания в соответствующих условиях частной собственности и общественного разделения труда, которые порождали социальное и материальное неравенство, влекли за собой неудовлетворенность, формировали у людей чувство одиночества, надежды только на свои силы. В связи с тем, что основной оценкой статуса личности выступало материальное благополучие - имущественный ценз, развивались корысть, стяжательство и иные подобные им мотивы поведения и способы существования. В процессе длительной эволюции эксплуататорского общества эти качества стали частью обыденного сознания, закрепились в традициях, нравах, привычках. Оно придавало социальным, экономическим, национальным противоречиям антагонистический характер, неумолимо порождая такие формы поведения, как преступность, пьянство, национализм и пр.

Социологические исследования преступности предполагают изучение и близких к данному феномену либо влияющих на него явлений, так называемых отклонений, отклоняющегося поведения.

Социально-негативные явления (процессы), социальные отклонения в деятельности коллективов, асоциальное, аморальное и антиобщественное поведение личности, виды девиантного поведения – понятия, представляющие собой нарушения политических, нравственных, юридических и иных социальных норм, установленных обществом и государством. Под социальным отклонением здесь понимается отступление, отход от требований существующей той или иной социальной нормы (права, морали, правил человеческого общежития), нарушение ее, являющееся не единственно возможным видом поведения.

Для криминологии важно, что такие явления связаны с преступностью и правонарушениями. Они также характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных условиях, чем и отличаются от эксцессов – случайных, экстраординарных действий, или отдельных видов поведения, для которых нет соответствующих норм (например, творческой деятельности).

Известно, что Э. Дюркгейм считал преступность естественным отклонением от средней нормы поведения. Преступность – явление нормальное, писал он, а в некоторых случаях полезное. Отклоняющееся поведение рассматривалось им как двигатель прогресса. “Чтобы был возможен прогресс – индивидуальность должна себя выразить” 69 .

Итак, отклонения от нормы (правовой, нравственной, политической и иной социальной) могут быть как в лучшую сторону (позитивные), так и в худшую (негативные). Общество не только устанавливает этот факт, но и использует в профилактической деятельности, предусматривая различные формы стимулирования, поощрения позитивных отклонений и нейтрализации, наказания негативных.

Изучение явлений (отклонений от нормального течения социальных процессов) со всех сторон, с учетом исторического развития и всего человеческого опыта борьбы с ними, позволяет раскрыть их природу, причины и условия (причинный комплекс – причины причин преступности), порождающие эти явления, выявить механизм их возникновения и закономерности видоизменения на различных стадиях жизни общества, связанных со сменой общественно-экономических формаций, осуществить прогноз, выработать меры нейтрализации и преодоления их, повысить эффективность борьбы с антиобщественными явлениями.

Причины возникновения негативных явлений носят социальный характер, коренятся в реально существующих объективных и субъективных противоречиях (социально-экономического, культурного, идеологического порядка и пр.), в проблемах и трудностях развития современного общества.

Комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения названных социально-негативных явлений.

— это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Понятие девиантного поведения

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
  • ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
  • бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии , в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Девиантное и делинкветное поведение

В социальной жизни, как в реальном дорожном движении, люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать.

Поведение, которое не соответствует требованиям , называется девиантным (или отклоняющимся).

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивные и негативные девиации

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Негативные девиации делятся на два типа:

  • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
  • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против , и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для как нестабильной и наиболее уязвимой . В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры .

Причины объяснения девиантного поведения

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации , которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства , якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-1.jpg" alt=">ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ">

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-2.jpg" alt="> Сущность социального отклонения n Термин «девиация» (лат. deviacia – отклонение) означает"> Сущность социального отклонения n Термин «девиация» (лат. deviacia – отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы. n Социологи по-разному объясняют сущность девиантного поведения. Биологическое объяснение n Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек» , 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-3.jpg" alt=">n Чезаре Ломброзо считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более"> n Чезаре Ломброзо считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. n Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность. Ч. Лоброзо выделил четыре типа: 1. прирожденный преступник 2. душевнобольной преступник 3. преступник по страсти 4. случайный преступник

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-4.jpg" alt=">n Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные"> n Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно. n Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни. n Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта. n Случайный преступник нарушает закон в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-5.jpg" alt=">n С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач"> n С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач Вильям Шелдон (середина XX в.). n Работая в центре реабилитации малолетних преступников, он исследовал более 200 юношей и сопоставил виды физической конституции (строения тела), их темпераменты и виды совершенных ими преступлений. n Если Ч. Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: каждой породе, предназначенной для выполнения определенных служебных функций, соответствует определенное строение тела.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-6.jpg" alt=">В. Шелдон выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и"> В. Шелдон выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками. n Эктоморф (греч. экто – вне, снаружи; греч. морф – форма) – имеет тонкое хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно. n Эндоморф (греч. эндо – внутри) – имеет умеренно полное, мягкое, округлое тело, общителен, умеет ладить с людьми, потворствует своим желаниям. Преступником может стать в результате стечения обстоятельств. n Мезоморф (греч. мезо – средний, промежуточный) – имеет сильное мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к криминальному поведению.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-7.jpg" alt=">n Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. "> n Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. n Российский паталогоанатом Д. Н. Зернов на основании проверочного исследования (1901) пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников. n Сегодня большинство социологов не сомневается, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, однако при наличии ведущего фактора девиации – нравственной невоспитанности – эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-8.jpg" alt="> Психологическое объяснение n Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение"> Психологическое объяснение n Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона могут стать результатом психологического состояния девианта. n Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности («Оно» , «Я» , «супер-Я»). Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-Я» , ведет к преобладанию «Оно» , которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-9.jpg" alt=">n Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая"> n Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия – дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе, а также кризису идентичности – оценке внутренних ценностей и переоценке своей роли. Социологическое объяснение n С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-10.jpg" alt=">n Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). "> n Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). n Аномия по Дюркгейму – это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). n В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-11.jpg" alt=">n Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. n Он считал причиной девиантного поведения"> n Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. n Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. n В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, в Америке это общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957): 1. Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор – это преступник.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-12.jpg" alt=">2. Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и"> 2. Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели. 3. Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик). 4. Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал. 5. Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех» , пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-13.jpg" alt=">n Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. "> n Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма – клеймо, метка для раба или преступника). n В книге «Аутсайдеры» (1963) он отрицает психологические и психиатрические модели девиантного поведения, объявляющие девианта «больным» . n Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей и др.) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. n Отсюда он делает вывод, что девиация – это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-14.jpg" alt=">n Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе"> n Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией» . n Но привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация» , после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. n Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, милиция). Беккер подчеркивал роль так называемых «борцов за нравственность» , организующих «крестовые походы» . n Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации. n В качестве примера могут служить XVIII поправка к конституции США и закон о запрете продажи спиртного.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-15.jpg" alt=">n Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек,"> n Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом. n Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование (1973). В ходе задуманного эксперимента он пожаловался, что его «преследуют какие-то голоса» и был здоровым положен в клинику. На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. В результате из 193 больных 41 был признан «нормальным» .

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-16.jpg" alt=">Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988),"> Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988), в нем следует выделять следующие стадии: n создание норм, n совершение девиантного поступка, n признание человека девиантом (вторичная девиация), n стигматизация и ее следствия, n коллективные формы девиации.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-17.jpg" alt="> Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе n"> Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе n Преступность Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. накладывают своеобразное государственное «клеймо» на человека, объявляя его преступником. Иногда социологи выделяют в девиантном делинквент-ное поведение, понимая под последним преступность. n Преступность без жертв Формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игры. Несмотря на то, что общество относится к ним более терпимо, чем к тяжким преступлениям, социологи ищут возможности по их ограничению и сокращению. Ведь с проблемой проституции, например, тесно связаны такие социальные вопросы, как здоровье нации, общественный порядок, социальная и молодежная политика, гендерные отношения и др.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-18.jpg" alt=">n Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении"> n Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение себя жизни невменяемыми и детьми в возрасте до 5 лет. Под самоубийством понимают как индивидуальное действие, т. е. суицид конкретного человека, так и статистически устойчивое социальное явление, имеющее место в жизни определенного общества. Социология имеет дело со вторым аспектом самоубийства.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-19.jpg" alt="> Психические отклонения n Психические расстройства как девиации имеют различную природу. К"> Психические отклонения n Психические расстройства как девиации имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, атрофия человеческого мозга, старость и др.), относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона, эпилепсия. n К экзогенным, т. е. вызванным внешними факторами, воздействием окружающей среды, относят различные симптоматические и интоксикационные психозы, психогении (психозы, вызванные психической травмой, алкоголем, наркотиками или патологическим развитием личности). n Вне зависимости от того, вызвана девиация эндогенными или экзогенными факторами, она проявляется в социальном, т. е. направленном на общество, поведении личности.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-20.jpg" alt=">n Существуют и другие виды девиантного поведения, менее опасные для окружающих: бродяжничество,"> n Существуют и другие виды девиантного поведения, менее опасные для окружающих: бродяжничество, бомжевание; агрессивное поведение (не вызванное психической болезнью), выражающееся в грубости, непристойных выражениях, скрытых или открытых угрозах; деконструктивное поведение или вандализм (поджигание урн, дверей, поломка ограждений, деревьев, кустов, скамеек, лифтов, вытаптывание газонов, разрисовка стен и т. д.); сексуальные девиации и др. n Существуют и групповые девиации, которые охватывают сразу многих представителей определенной социальной группы.

Социальные отклонения и преступность

  • 1. Причины и условия девиантного поведения
  • 2. Криминологические аспекты пьянства и алкоголизма
  • 3. Криминологические аспекты наркомании
  • 4. Криминологические аспекты проституции
  • 5. Социальная маргинальность

Причины и условия девиантного поведения

Девиантное поведение - это следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человек легко впадает в состоянии социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальности взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Направления, объясняющие причины возникновения девиации:

  • 1. Несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом и средствами, которые оно предлагает для их достижения.
  • 2. Культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующим в данном обществе типу культуры.
  • 3. Наличие в обществе социального неравенства высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Общие причины девиантного поведения:

  • 1. Социальное неравенство находит свое выражение в нищенском уровне населения, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  • 2. Низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность, отчуждение личности.
  • 3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению.
  • 4. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями, связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими, возникающие на этой почве конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья.

Криминологические аспекты пьянства и наркомании

Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному с последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Действуя на центральную нервную систему, алкоголь освобождает из-под контроля установки и привычки личности. В насильственных преступлениях, совершенных лицами, находящимися в нетрезвом виде, доминантной мотивацией является агрессивность, корысть либо насилие, а алкогольная мотивация действует как дополнительный стимул.

Алкоголь оказывает и тормозящее воздействие, выраженное в низкой производительности, удлинении времени реакции на опасную ситуацию (часто встречается при неосторожных преступлениях: автотранспорта, техника безопасности).

Направление профилактики пьянства и алкоголизма:

  • 1. Предупреждение проявления в общественных местах
  • 2. Осуществление постоянного контроля за торговлей спиртными напитками, выявление фактов нарушения антиалкогольного законодательства, применение соответствующих мер его нарушителя.
  • 3. Предупреждение в быту.
  • 4. Предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи.
  • 5. Антиалкогольная пропаганда, в том числе путем СМИ.