Почему важно иметь высокую самооценку. Завышенная самооценка – залог неудачи

13.11.2016 в 08:37

Здравствуйте, дорогие друзья!

Доводилось ли вам сталкиваться с людьми, страдающими синдромом нарциссизма? Или быть может вы в себе замечали подобные проявления? Тогда сегодняшняя статья будет очень полезной для тех личностей, что пытаются одолеть обратный эффект комплекса неполноценности.

Завышенная самооценка - это категорическое переоценивание собственных достоинств и потенциала. Человек, обладающий столь пикантным самоощущением, имеет искаженное и слишком завышенное представление самого себя, что выражается в поведении.

Существуют ли плюсы в такой поведенческой норме самовыражения? Да, высокая самооценка может выступать в роли двигателя, стимулирующего неиссякающую веру в себя , воспитание самоуважения и силы.

Но на самом деле, люди этой категории переживают сильную неудовлетворенность как личностными, так и профессиональными качествами. Как правило, у них тяжело выстраиваются взаимоотношения с оппонентами из-за того, что они не могут адекватно воспринимать критику и отдать внимание другим индивидуумам.

Причины

Почему так происходит? Причина кроется в том, что личность, ярко выражающая свои достоинства, часто грешит излишним приукрашиванием способностей.

Они хотят казаться лучше, нежели есть на самом деле и это приводит к тому, что самая низменная и надменная сторона их души, выдирается наружу в искаженном виде.

Люди с завышенной самооценкой обожают хвалить себя любимого, приписывая себе незамысловатые заслуги, подтверждений которым к сожалению нет. Презентация своих сверхспособностей иногда может доходить до агрессивной манеры поведения или даже навязчивой.

Помимо этого, человек буквально и намеренно может позволить себе высказаться об умениях других людей в негативном ключе, акцентируя внимания на том, что только он вправе говорить о заслугах.

Подобная демонстрация достижений вызвана желанием самоутвердиться за чужой счет. Особь маниакально настроена доказать всему миру, что правда на его стороне и что он самый-самый из когда-либо родившихся. И в этот же момент он крайне внятно дает понять, что остальной люд и в подметки ему не годится! Одним словом - холопы!

Как рождается стремление доказать превосходство?

Прежде чем думать над тем, какими устрашающими могут быть последствия, наука психология рекомендует разобраться с причиной проявления синдрома «Я лучший! ».

Комплекс «звезды» или Властелина Руси чаще всего формируется еще в раннем детстве и скорее всего у ребенка, который растет единственным чадом в семье. Ему присуще ощущение себя, как короля атмосферы. Поскольку он постоянного обладает безграничным вниманием, избавленным от конкуренции между братом или сестрой.

Это происходит потому, что все интересы семьи сосредоточены на нем любимом. Взрослые с радостью и необъятным умилением воспринимают любые поступки малыша, закладывая мысль о нездоровой особенности в голову. Вырастая, такой человек по-прежнему стремится находить убеждения в том, что целый мир вращается вокруг него.

По правде говоря, излишняя самоуверенность - это все тот же комплекс неполноценности , но с другой стороны и в профиль. Не маленькая причина кроется и в слишком заниженной самооценке. А самоуверенность в таком случае играет роль защитного барьера и бункера.

Но существуют и другие механизмы, что способны спровоцировать приступ. Итак:

  • детские страхи, комплексы или обиды (желание доказать близким и окружающим, что он - не пустое место);
  • условия работы: единственный мужчина в коллективе или сотрудник, преуспевший в результативности своего труда (единоразово, как вспышка);
  • публичность, особенно внезапная;
  • склонность попадать под влияние (идет речь об участии в движении за повышение самооценки, развитию и т. д.)

Как распознать симптомы?

Выявить обладателя завышенного Эго достаточно просто. Все потому, что проявление «недуга» всегда типично и однообразно. Люди с завышенной самооценкой уж слишком похожи друг на друга в своем излюбленном нарциссизме.

Если вы много раз в процессе диалога слышите фразы по типу: «я самый успешный », «только я могу это знать », «я умнее всех остальных » и т. д., то будьте уверенны в том, что перед вами «Нарцисс обыкновенный».

Но что бы попытаться решить задачу избавления, нужно разобраться в признаках хитрого заболевания для дальнейшей коррекции поведения и мировоззрения. Итак, вы можете наблюдать:

Как побороть самоуверенность и вернуть ее в норму?

1. Анализ ситуации

Проводить систематический анализ неудач и стремиться определить «виновных» в случившимся. Каждый раз, когда желание взвалить вину на кого-либо другого начнет перевешивать, постарайтесь оценить собственный вклад в произошедшее.

2. Коммуникации и сообщества

В отношениях с людьми стоит придерживаться «золотой середины». Это значит, что не стоит приписывать себе уровень ничтожности, но и демонстрировать прыжки выше головы остальных - также не нужно. Откажитесь от критики коллег, знакомых и не знакомых вам людей. Уменьшите уровень личной важности и постарайтесь услышать собеседника.

Задавайте больше вопросов, интересуйтесь их жизнью, успехами и презентуйте свои по мере надобности и уместности. Научитесь делать комплименты, и признавать неудачи. Ведь все мы люди, а не автоматы.

3. Работа над собой

Для того, чтобы максимально объективно расценивать свои таланты и умения, я рекомендую вам выписать на лист бумаги свои достоинства и зоны для проработки.

Проанализировав собственные плюсы и минусы, внимательно и с помощью критического мышления изучите каждый пункт. Может случится так, что их значимость будет преувеличена.

4. Встреча с отражением себя

Карл Юнг утверждал, что самая важная встреча в нашей жизни - это встреча с самим собой. До тех пор, пока вы откровенно и честно не посмотрите на себя - ситуация не изменится. В итоге вы будете проживать дни в придуманном и иллюзорном мире, обижая людей.

Такой встречи человек с высокой самооценкой более всего страшится. Ведь для свершения задуманного нужен запас смелости и решимости. Быть может пришло время открыть глаза на внутренний мир, а не на внешнюю мишуру и мнения?

Обязательно подписывайтесь на обновления блога и советуйте его знакомым для прочтения. В комментариях посоветуйте другие способы избавления!

До встречи на блоге, пока-пока!

Что такое самооценка

Самооценка человека - это совокупность мнений (оценок) о себе самом, о своих плюсах и минусах, о недостатках и преимуществах.

Главным в самооценке является собственное мнение о себе самом. Это мнение может меняться, в зависимости от жизненных обстоятельств. Основу самооценки составляет система ценностей личности.

Важно иметь о себе сбалансированное уравновешенное представление, развивать в себе плюсы и исправлять минусы.

Здоровая самооценка дает человеку жизненный комфорт и взвешенный оптимизм, оказывая воздействие на все аспекты жизни.

Людей с низкой самооценкой на самом деле мало, но много людей, имеющих привычку жить в "позиции жертвы", и это "защита от претензий".

Когда заниженная самооценка становится привычкой, то у человека появляется причина не работать над собой.

Объективная самооценка дает гармонию, душевный покой, умение любить и быть любимым, радость от каждого дня прожитой жизни.

Как формируется самооценка

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, самостоятельной оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Мы впитываем мнения о нас из окружающего мира. На основе этого, мы делаем выводы о самих себе и вырабатываем самооценку.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.(С)

Вспоминаем детство.

Заниженное мнение о себе мы имеем, если наши успехи и неудачи родители оценивали неадекватно.

Завышенное мнение о себе мы имеем, если родители никогда нас не ругали и ни в чем не ограничивали. Когда вдруг оказывается, что мы не идеальны, мы испытываем эмоциональный стресс. Самооценка страдает, но остается на прежней позиции. Виноваты в наших бедах все вокруг, но только не мы сами. Конечно же все вокруг НАМ должны, претензии к миру в этом случае безграничны.

Родительское равнодушие встречается в хорошо обеспеченных семьях чаще, чем в малообеспеченных. Искренний интерес родителей и участие в жизни детей - залог адекватной самооценки ребенка.

Завышенная самооценка

Мы чувствуем себя выше остальных, мы уверены в своей исключительности, мы заслуживаем большего, и только зависть окружающих омрачает наш идеал самого себя... Это завышенная самооценка.

Синдром жертвы не всегда показывает заниженную самооценку, часто это именно завышенная самооценка. Завышенная самооценка в комплекте со склонностью к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Например, "красивые мужчины мной не интересуются, а некрасивые мне не нравятся". А какие объективные основания у нас есть, чтобы претендовать на внимание красивых мужчин?

При завышенной самооценке мы стремимся во всем быть первыми и остро переживаем неудачу. Это "синдром отличника".

Заниженная самооценка

Мы считаем себя неудачниками, зацикливаемся на проблемах и обидах, любая оценка (даже позитивная) со стороны воспринимается в минус. Это путь к депрессии.

Самоунижение - это просить, а не добиваться целей, ждать признания, а не достигать его.

"Синдром отличника" - это когда я должен быть лучшим всегда и во всем, это постоянное сравнение себя с другими, вместо понимания своей индивидуальности.

Не сравнивайте себя с окружающими людьми, они другие, сравнивайте себя с собой в прошлом, настоящем и будущем.

Борьба с самим собой - тоже интересный момент.

Стыд возникает тогда, когда мы делим себя на "плохо" и "хорошо", правильно и неправильно. А эти понятия субъективны. Целостная личность имеет в себе и плюсы и минусы, адекватно принимая их наличие.

При заниженной самооценке, люди за дело не берутся (страшно, вдруг будет "провал") и сравнивают свои успехи с теми, у кого и вовсе нет никаких успехов, это выгодный фон для сравнения.

Что делать?

Смирение и унижение - это понятия родственные, но не тождественные. Смирение - высокое духовное качество, унижение - низкое земное. Смиряется человек разумом, а унижается - достоинством.

Самый лучший способ избавиться от самоунижения - повысить свою самооценку. Именно по причине низкой самооценки мы болезненно зависим от мнения окружающих, и подстраиваемся под них.

Итак, советы.

Есть идея - начинаем воплощать сразу, или планируем недолго, но тщательно. Чем дольше собираемся, тем сильнее заниженная самооценка говорит нам - «все равно не справимся, все пропало». Учитесь принимать рискованные и смелые решения, за которые вы сможете себя уважать. Без самоуважения адекватная самооценка невозможна. Ощущение внутренней силы выравнивает самооценку.

Не поняли чужого высказывания - задаем вопросы, уточняем. Что именно имел в виду наш собеседник? Если собеседник имеет привычку нас унижать - меняем собеседника. Если человек нас не в состоянии объективно оценить - такой человек в жизни не нужен. Научитесь дистанцироваться от негативных людей.

Нужно быть лучше, чем вчера. А не лучше, чем другие.(С)

Не сравнивайте себя с другими людьми. Сравнивайте себя сегодня с собой в прошлом, какой путь пройден, с какими результатами. Неадекватно сравнивать дуб и ель, они разные, хотя оба - деревья. Всегда найдется кто-то лучше, красивее, умнее и удачливее нас.

Нас обвиняют? Не надо сразу же оправдываться. Спокойно объясняем мотивацию своих поступков.

Мы наделали ошибок? Значит, мы все таки что-то делали. Никто не идеален. Проанализировали, сделали выводы, прошлое - в мусор. Отрицательный опыт тоже нужен. Переступаем через страхи, и идем в будущее без них.

Выбрасываем мнительность. Нет никаких "империй зла" и "вселенский заговоров".

Берем лист бумаги, делим пополам, и адекватно оцениваем свои плюсы и минусы. Плюсы развиваем и усиливаем, минусы корректируем. Оцениваем способности объективно, тогда реже будут постигать неудачи.

Уходим из всех ненужных жертв - нелюбимой работы, опостылевших отношений и так далее. Ищем способы заниматься тем, чем нам хочется, проявлять свои способности, во благо себе и миру.

Объективность оценки в Таро

Объективность оценки нужна везде и во всем. Это залог адекватного восприятия мира и информации.

Каждый аркан Таро (как и все в этом мире) имеет свои плюсы и минусы.

Читать прямую карту как плюс-позицию, а перевернутую - как минус-позицию - это необъективность, однобокая оценка и подача информации. Хоть прямо, хоть перевернуто, хоть боком, но аркан имеет и плюсы, и минусы, вторая сторона "медали" никуда не девается, как его не положи. А таролог предубежденно смотрит на "медаль" только с одной стороны, игнорируя вторую. Полнота значения аркана в этом случае сводится к слащавому "хорошо", или к печальному "плохо", утрачивается баланс плюсов и минусов. Это приводит к преднамеренному искажению информации.

Если требуется выяснить, какие факторы работают в положительную сторону, а какие - в отрицательную, тут просто нужна структура, и все. Никаких однобоких трактовок.

Считается, что завышенная самооценка – это признак плохого воспитания. Наверное, в этом утверждении есть львиная доля правды, так как все, что мы имеем во взрослом возрасте – все наши достоинства и недостатки, были заложены в детстве. Так что же такое завышенная самооценка, в чем ее недостатки?

Неприятности, связанные с завышенной самооценкой

Психологи утверждают, что завышенная самооценка, напоминает некую клетку, которая изолирует человека от реальности и не дает ему расти. Люди с завышенной самооценкой, как правило, живут в своем идеально-иллюзорном мире, в придуманной реальности и могут сталкиваться с массой проблем, которые для человека с нормальной самооценкой, проблемами не являются. Вот самые распространенные из них:

  1. Слишком завышенная самооценка, которая не оправдана реальными достоинствами, сковывает человека, мешает принимать адекватные решения и действовать. Чувство превосходства у таких людей не дает им возможности совершать ошибки, учиться на них, получать определенный жизненный опыт. Поэтому чтобы не «упасть лицом в грязь» такие люди просто отказываются от действий.
  2. Люди с завышенной самооценкой очень часто пребывают в состоянии внутриличностного конфликта. Другими словами, они никогда не признают собственные ошибки, поскольку убеждены, что люди, совершающие ошибки далеки от идеала. Высокая самооценка по определению исключает это. Внутренний конфликт на лицо, со всеми терзаниями и переживаниями по этому поводу.
  3. Как правило, никто не любит людей с завышенной самооценкой, как следствие проблемы в коммуникации. Для личностей с высокой самооценкой всегда присуще высокомерие и проявление неуважения к окружающим.
  4. Отсутствие возможности личностного роста – это одна из основных проблем людей с высокой самооценкой. Ведь «идеал» по определению не может уже ни к чему стремиться, а это, как известно путь в никуда, то есть деградация личностных показателей как таковых.

Как определить человека с завышенной самооценкой

Нет ничего проще на первой минуте разговора распознать человека, у которого самооценка «выше облаков»:

  • Человек считает, что центр вселенной – это он. Никогда не прислушивается к мнению окружающих, ставит себя выше всех.
  • Такие люди часто мечтают занимать руководящие посты. Как правило, только все и остается на уровне мечтаний.
  • В семье человек, с завышенной самооценкой, старается лидировать, иногда превращаясь в настоящего деспота или тирана.
  • Даже если факты свидетельствуют о том, что человек неправ, он будет утверждать обратное и спорить бесполезно.
  • Чужое мнение, которое противоречит мнению человека с завышенной самооценкой, автоматически является неверным.
  • Такие люди всегда высказывают свою точку зрения, даже если их об этом никто не просит.
  • Даже конструктивная критика в их адрес вызывает шквал негодования и не принимается.
  • Люди с завышенной самооценкой очень боятся сделать ошибку, они постоянно живут в этих тисках, но никогда не сознаются.
  • Зачастую такие люди отказываются от любой помощи, даже если она им очень необходима.

Неадекватно высокая самооценка очень опасна, она способна сделать человека несчастным на всю жизнь. Очень важно воспитывать в детях адекватную самооценку, учить их совершать поступки, но, при этом, не забывать расти над собой, совершенствоваться как личность.

Без сомнения, родители должны хвалить ребенка, но похвала должна носить адекватный информативный посыл. Хвалить надо за реальные поступки, за достижения, тем самым, стимулируя ребенка, снова делать что-то хорошее и самосовершенствоваться.

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

(Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа

Психолог:

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Учащиеся:

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог:

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащиеся:

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог:

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащиеся:

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог:

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащиеся:

Нормальная.

Психолог:

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Психолог:

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Учащиеся:

Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!

Психолог:

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Учащиеся:

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог:

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Психолог:

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащиеся:

Психолог:

А плюсы у него есть?

Учащиеся:

Психолог:

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащиеся:

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог:

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащиеся:

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог:

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащиеся:

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

Психолог:

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащиеся:

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог:

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащиеся:

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог:

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог:

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащиеся:

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог:

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Психолог:

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Завершение занятия.

Литература

  1. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.

Когда говорим о высокой самооценке, обязательно предполагается некоторое сравнение с чем-то эталонным. Но психология не является точной наукой. А раз так, то справедливо говорить об адекватной или неадекватной самооценке человека.

Однозначно оценить поведение человека достаточно сложно. Необходимо знать все предпосылки, побуждающие к тем или иным мыслям и поступкам, что невозможно. Уже само по себе деление на «хорошо» и «плохо» предполагает оценочное суждение.

Именно дуальность восприятия затрудняет сделать объективную оценку. По этой причине объектом изучения в психологии является человек. Его чувства, мысли, переживания, поведение. В этом контексте уровень самооценки сложно переоценить.

Высокая самооценка, как две стороны одной медали:

  1. Положительная сторона . Высокая самооценка – это вера в самого себя, в свои силы. Самоуважение. Не уважая себя, сложно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, знают свои сильные и слабые стороны. Прекрасно представляют себе и свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет им двигаться дальше по пути своего совершенствования.
  2. Негативная сторона . С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро утратить адекватность восприятия реальности. Лихач-водитель или игроман являются яркими представителями людей с чрезмерно высокой уверенностью в своих силах и вере в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная самоуверенность является причиной иллюзий, которые неизбежно рушатся, психически истощая человека.

Безусловно, высокая самооценка важна для гармоничного развития личности. Можно выделить три уровня в оценке людей самих себя:

  1. Заниженная – предпочитает браться за задачи, объективно лежащие ниже его знаний и способностей. Справляется значительно быстрее отведенного времени.
  2. Завышенная – задачи, за которые традиционно берется человек, значительно превосходят его навыки. Постоянно не справляется с поставленными задачами.
  3. Адекватная – человек с большой вероятностью выбирает задачи наиболее точно соответствующие опыту и знаниям.

Говоря о высокой самооценке, имеется ввиду адекватный уровень восприятия самого себя, где достаточно точно оцениваются свои возможности и силы. Человек способен принимать адекватные риски, преодоление которых повышает внутреннюю мотивацию.

Завышенная самооценка характеризуется постоянным цейтнотом, срывом обязательств и постоянным обвинением других, но не себя, в неудачах. Низкая самооценка, напротив, является прямой дорогой к самоуничижению. Очевидно, завышенная и заниженная самооценки являются неадекватными.

Теперь, резюмируя, можно различить существование высокой и завышенной самооценок. Очевидно, высокая самооценка – это хорошо, а завышенная – плохо. Возможно, плохо для окружающих. Но, в первую очередь — для обладателя такой оценки о себе.

Она мешает человеку честно посмотреть на себя и принять себя таким, как есть. А без этого внутренний рост и счастье человека невозможны.

Признаки

Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

  • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
  • уважает свободу других;
  • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
  • мыслит и действует проактивно;
  • готов прийти на помощь, но не навязывается;
  • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
  • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
  • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
  • способен вести людей за собой.

Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

Нужно ли бороться с излишней самоуверенностью

Если доставляет ненужные хлопоты, то нужно. Излишняя самоуверенность по определению предполагает очень частый срыв обязательств или постоянное принятие на себя чрезмерных рисков, что может быть чревато серьезными последствиями для многих людей.

Естественно, что рано или поздно, встанет вопрос о корректировке такой самоуверенности и приведении ее до адекватного уровня. Возможно ли это?

Вопрос в том, кто является объектом последствий проявления чрезмерной уверенности. Если от этого страдает сам человек, обладающий завышенной самооценкой, то понизить уровень до адекватного вполне возможно. Тем более, что есть на это его желание.


  1. Анализировать каждый случай неудачи на предмет «виновных». Каждый раз, когда велик соблазн «назначить» ответственного за ошибки. Оценить свой личный вклад в неудачу.
  2. Распишите на листе бумаги в две колонки свои плюсы и минусы . Внимательно и критично изучите каждый плюс. Возможно, он сильно преувеличен.
  3. Критически проанализируйте свои сильные стороны на предмет реального наличия. Может оказаться, что целый ряд качеств, относимые к стороне сильных, на самом деле таковыми не являются. Более того, могут являться грубым и агрессивным проявлением слабых сторон.
  4. Будьте готовы встретиться с самим собой . По словам Карла Густава Юнга, такая встреча является самой важной для каждого из нас. Одновременно с этим мы ее более всего страшимся. Необходима определенная доля смелости.

Часто завышенная самооценка рядится в платье заниженной. Яркий пример проявления ложной заниженной самооценки: мужчина жалуется на то, что красивые женщины не обращают на него внимания.

Позиция жертвы, часто идущая рядом с завышенной самооценкой, придает ей облик заниженной. Человек с по-настоящему заниженной самооценкой, даже и не подумал бы о том, что он достоин внимания красивых девушек.

Как воспитать в ребенке адекватную самооценку

В воспитании детей первые пять лет жизни являются наиболее важными. Закладывается фундамент возможности самостоятельно корректировать свое поведение уже во взрослой жизни.

Прежде чем продолжить рассуждения о воспитании у подростка адекватной самооценки, стоит задуматься об этимологии слова «самооценка». Родители прекрасно знают важность здоровой оценки детьми самих семя, но слишком часто делают все наоборот.

Самооценка означает самостоятельную оценку своих поступков и их последствий. А мамы и папы, чересчур спешат дать свою оценку действиям сына или дочери, что пагубно сказывается на здоровом развитии психики ребенка. Воистину, благими намерениями устилается дорога в ад.

  1. Позвольте вашему ребенку самостоятельно пожинать плоды своих решений и поступков. Разумеется, до тех пор, пока нет угрозы жизни или риска серьезных материальных издержек. Результат – ребенок учится самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки н перекладывая их на старших.
  2. Если вас досаждают те или иные моменты в поведении детей, не стоит молчать. Скажите ребенку об этом. Но ни в коем случае не оценивайте поступок и, уж тем более, самого ребенка. Говорите только о ваших чувствах. «Я-посыл» вместо «ты-посыла». Результат – ребенок понимает уровень негативных последствий своего поступка без «включения» защитных реакций.

Всего два небольших и несложных правила. Но постоянно придерживаясь их вы не только поможете ребенку сформироваться в сильную личность с адекватными реакциями, но и выстроите прекрасные отношения в семье.

Видео: Секреты счастливых отношений — высокая самооценка