Как мы относимся к Божьей любви? О любви к богу, ближним и самому себе Христианские проповеди на тему что такое любовь

Ин. 5:12 «Но знаю вас, вы не имеете любви к Богу»

Вступление.

Мы часто слышим проповеди о любви Бога к нам и любим такие проповеди. Но очень редко мы слышим о нашей любви к Богу, да и все ли любят Его? Божественное проникновение и всеведение видело тех людей, которым Он сказал: «Вы не имеет любви к Богу ». Горе нам, если Господь скажет нам, как Он сказал тем, кто слушал Его в тот момент. Нам надо непредвзято взглянуть на своё серце и искренне ответить на вопрос: “а мы любим Господа? А если любим, то КАК?” Ведь книжники и фарисеи, которые слушали Христа, говорили, что они любят Бога и упрекали простой народ, что те нарушают заповеди Божии и не любят Господа. Если кто-то спросил бы нас: «Вы любите Бога или не любите?» Думаю, что мы все сказали бы, что да,любим.

Будем рассуждать о нашей любви к Богу.

Почему Бог требует от человека любить Его?

Сам Бог есть любовь – 1 Ин. 4:16 – «…Бог есть любовь …». Любовь есть одно из качеств Божиих. Любовь Божия открылась к нам не на словах, а на деле.

Рим. 5:8 – «Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками »,

Ин. 3:16 – «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного …».

1 Ин. 4:19 – «Будем любить Его потому, что Он прежде возлюбил нас ». И многие другие места Священного Писания говорят нам, что любовь Божия открылась к нам на деле. Человек сотворен Богом, но по образу и подобию Божьему, поэтому душа человека должна любить Бога. Ничто так не делает человека прекрасным, как любовь.

В Кол. 3:14 мы читаем – «Любовь есть совокупность совершенства », а в 1 Ин. 4:16 – «Бог есть любовь и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем ».

Проявляя любовь, мы пребываем в Боге и Сам Бог находится в нас, а это значит, что мы есть дети Божии и Он с нами во всем и везде. И еще, почему мы должны любить Бога? Любовь к Богу — это первая и главная заповедь Божия как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подтверждаем это Писанием: Вт. 6:5 –« и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими …».

В Новом Завете :

Мф. 22:37,38 – «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; »

Мр. 12:29,30 – «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! …».

Лк. 10:27 – «Возлюби Господа Бога твоего…».

Из многих мест Писания мы видим, что любовь к Богу – это первая наибольшая заповедь.

В чем и как должна проявиться наша любовь к Богу?

В мире есть много людей, внешне верующих в Бога, но живущих в основном для себя. А у настоящих, искренне верующих в Бога, как должна любовь проявляться?

Первое, что мы должны сделать, это есть отдать себя самих на служение Богу во всей полноте. Все наше сердце и всю сущность!

1 Пет. 4:19 – «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному создателю, души свои ».

Рим. 12:1 – «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную для разумного служения …».

Бог желает, чтобы мы отдали себя всецело, не часть, а полностью. Дух Святой часто говорит: «Сын Мой или дочь моя, отдай Мне сердце ». А мы думаем: “что Господи? Я и так ведь отдал Тебе свое сердце!” А на самом деле мы отдали только часть, а не все сердце. Отдавши себя Богу, мы должны пересмотреть и наш приоритеты в жизни, в том числе и в отношении с нашими близкими. Это подтвердит, что наша любовь к Богу выше всего земного, даже к своим близким.

Мф. 10:37 – «Кто любит Отца или мать более, нежели меня, не достоин меня …». Это не означает, что мы не должны любить своих близких. Мы должны их любить, но любовь к Богу, прежде всего, а затем к ближнему.

У всех нас есть таланты и дарования и мы должны ими служить Богу и близким нашим. Таланты нельзя закапывать, а наоборот надо умножать – 1.Пет. 4:10; Мф. 25:14-30 и другие места.

Время.

Мы живем короткую жизнь на земле и Бог дал нам это время для служения Ему и близким. И это время не для развлечений, а для служения Господу. Ценность нашей жизни не в том, сколько мы проживем на этой земле 70, 80, 100 лет или более, а что мы сделаем для Господа? Господь Иисус Христос прожил 33 года и сделал более всех для народа и принес людям спасение.

Наши финансы.

Мы имеем здоровье, профессии, таланты и Бог дает нам возможность заработать финансы. Как мы их употребляем и тратим? Есть требование Божие: 10 часть или так называемую десятину, из того, что Бог дает нам, отдать Господу. И если мы это делаем с искренним сердцем, мы этим подтверждаем, что мы любим Бога.

Любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближним нашим.

Не может быть любви к Богу, если мы ненавидим ближних. И если мы равнодушны к ним, если мы не любим людей, то это будет означать, что мы не любим и Бога. Сейчас, к сожалению, люди больше любят кошек, собак и других животных, чем “образ и подобие Божие”.

Что может показать нам, что мы не имеем любви к Богу?

1 Ин. 2:4 – «Не любите мира. Кто любит мир, в том нет любви Отчей ». Я думаю, что мы понимаем, что речь не идет о людях, их мы должны любить. Но ценности этого мира и его идеология должны быть чуждыми для нас. У христиан свои ценности.

1 Ин. 3:17 – «Кто имеет достаток, но видя брата в нужде, затворяет сердце, как пребывает любовь Божия? ».

1 Ин. 4:20 – «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? ».

1 Ин. 4:18 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся несовершенен в любви ».

Эти тексты не нужно комментировать, они говорят сами за себя.

Охлаждение в молитве, потеря усердия, оставление собрания, равнодушие к жизни церкви, плотские помыслы и непостоянное чтение слова Божия – все это говорит о потере первой любви к Богу. И в этом случае Господь говорит: «Имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою » — Откр. 2:4.

Заключение.

Господь Бог видит всех нас, знает всех нас больше, мы знаем себя. Не уподобимся к книжникам и фарисеям, которым Он сказал: «Знаю вас, вы не имеет любви к Богу ».

Аминь!

Пастор Александр Мелюхов.

Не трудно понять любовь матери к своему ребенку, она дала ему жизнь и он является ее материальной частицей.Можно понять любовь мужа к своей жене или даже любовь доброго и верного друга. Но понять Божью любовь и оценить ее мы просто не способны. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного,дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16) За свою долголетнюю жизнь я не знаю случая, чтобы кто-то из мужей умер за свою жену или наоборот. Люди просто на это не способны, ибо наша любовь всегда требует что-то в замен. «Я буду тебя любить еще больше,- говорит жена мужу,- если ты купишь мне новые сапожки». Он же бедняга не может этого себе позволить, ибо зарплата низкая, и онаобиделась. Ее любовь как бы охладела, эволюционировала в худшую сторону. Но, не таков Бог, Божья люб овь никогда не перестает, всему верит и ничего не требует в замен. Почему? Потому что Бог сам есть самой сущностью любви «Бог есть любовь». Характеристику не приходящей любви дает Апостол Павел в 1 Коринфянам 13:1-8. Такова мера Божьей любви. В людская любовь в разных случаях и обстоятельствах разная и очень быстро проходящая.Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» .Отсюда вытекает, что наивысшая мера любви есть умереть за друга. Выше и дальше этого предела человеческая любовь не может шагнуть. Мы любим своихдрузей, любящих нас и может случиться в жизни, что мы готовы и умереть за них. Но умереть за врага, такого человеческая история не знает. Такой любви неверующие люди просто не знают, не имеют и не могут иметь.Такая любовь присуща святым людям, которых на земле тоже нету. Вот почеиу Слвов Божье говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». (Рим. 5:8)Итак, Иисус Христос умер за нечестивых людей, грешников, прелюбодеев, убийц, воров и разбойников. Это не возможно понять, как мог Бог отдать Сына Своего для спасения таковых людей?Когда солдаты и разбойники даже на кресте, глумились с Иисуса, говоря: Других спасал пусть спасет себя и нас?В ответ Иисус молился и просилОтца Своего, чтоб простил этих недостойных людей. Он сказал: Отче прости им ибо они не знают что делают. Это не укладывается в наш разум и нормальную логику вещей. Но именно, это Бог сделал,ибо без пролития крови не бывает прощения. Но не любой крови, а крови праведника, невинного, святого,ибо только она имеет цену. Иисус, сказано в Писании, тростника надломленного не переломил.Это доказывает о бесконечной, безвозмездной и не приходящей любви Божьей и Его долготерпении. Один безбожник хулил имя Божье в большой толпе, говоря: если Бог существует, то я делаю Ему вызов. Пусть поразит меня в течение пяти минут. Наступила мертвая тишина, все про себя считали минуты. А он вздохнул с насмешкой и сказал «Ну вот и все, видите, где ваш Бог? Пожилая женщина выступила вперед и спросила: «У вас есть дети?». Да, в меня есть сын! Если вам ваш сын даст в руки нож и скажет: Папа убей меня!Вы сделаете это?Нет, дорогая, я слишком его люблю. Молодой человек, так и Бог, Он слишком вас любит, чтобы принять ваш глупый вызов.«Иботак возлюбил Бог мир, что отдал Сына …». (Ин.3:16) Бог любит и тебя, какой бы ты ни был. Он, Иисус Христос знал предателя Иуду наперед, но Он его не отчислил из учеников. Он дал ему последний шанс на праздник пасхи, подав ему кусок хлеба, означающего дружбу. Но Иуда упустил этот шанс.Божья любовь выражается в том, что не мы что –то сделали для Него, а Он, не мы заслужили своими добрыми делами, а Он Бог возлюбил нас и послал Своего единородного Сына в умилостивление за грехи наши. Он это сделал, чтоб мы могли жить. (Рим.5:10). Наиболее полную характеристику любви дает Павел в (1 Кор.13:4-10) о чём я уже упоминал выше, прочтите пожалуйста.

Воплотившись на земле от Пречистой Девы Богородицы, Господь наш Исус Христос вместе со Своим воплощением явил миру новое, невиданное доселе превосходнейшее знание — богопознание. Ученики Его — святые апостолы, сопровождая Господа в земном странствии, слушая Его спасительные заповеди, смогли найти лишь одно слово, способное человеческим языком выразить сущность созерцаемого в земном облике Божества. Святые апостолы впервые провозгласили всей вселенной высочайшее откровение:

Бог есть любовь! (1 Иоанн. 4:16) . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Иоанн. 4:16).

Любовь. Именно она, по свидетельству Самого Господа, есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Законник некий, искушая Господа нашего Исуса Христа, «спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Исус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).

Спросим, кто есть любящий Господа всем сердцем? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21) , — отвечает Христос во Святом Евангелии. И еще спросим, кто есть исполняющий заповеди Твои? «Любящий ближнего исполняет все заповеди», следует ответ (Феофилакт Болгарский). Поразительная взаимосвязь! Божественная закономерность!

«Бога никто никогда не видел», — говорит апостол, — «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Иоанн. 4:12) . Как важно сегодня помнить это, возлюбленные о Христе братия и сестры. Как важно нам видеть эту цель, к которой мы следуем. Ибо случается, что в житии христианском с течением времени вкрадывается некая холодность, теряется из виду причина наших деланий, цель наших добродетелей, которой является любовь к Богу и ближнему. Без любви все труды, все посты, молитвы и даже сверхъестественные подвиги наши тщетны. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13:1-2).

Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце.

Испытаем себя, возлюбленные о Христе братия и сестры. Рассмотрим дни нашей жизни и попытаемся найти среди них те, в которые были совершены добрые дела к ближним. Найдем ли дни, в которые совершили мы добрые дела ближнему? Найдем ли дни, в которые мы сотворили любовь?

Что значит это — сотворить любовь? Ответ на этот вопрос мы со всей точностью узнаем тогда, когда рассмотрим, позаимствовав у апостола, само определение любви. Позаимствовав у того, кто удостоился называться учеником и апостолом Воплощенного Божества, Воплощенной Истины, Воплощенной Любви. Что же есть любовь?

«Любовь долготерпит, милосердствует» (1 Кор.13:4), — кротко отвечает апостол, а мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, вспомним дни жизни нашей. Постараемся найти те из них, в которые проявили мы долготерпение, удержали в устах ответ на укоряющее нас слово, не воздали злом за зло: злословием за злословие, укором за укор, оскорблением за оскорбление, криком за крик. Вместе с этим постараемся найти в днях нашей жизни и те, которые освятились милосердием, неосуждением и всепрощением, милостыней, заботой о нищих, обездоленных, голодных и сиротах.

«Любовь не завидует», — продолжает апостол, а мы, возлюбленные, вспомним, были ли в жизни нашей дни, когда порадовались мы богатству ближнего, его успеху, процветанию? Когда искренне и от всего сердца желали мы ближнему благоденствия, несмотря на собственное, возможно, бедственное положение.

«Любовь не превозносится, не гордится» , а так ли мы, возлюбленные? Не превозносимся ли над ближним в чем-либо? Не почитаем ли себя выше или успешнее наших ближних? Не гордимся ли чем-либо: благосостоянием, успехом в делах, знакомствами, известностью, достижениями? Были ли дни в жизни нашей, когда мы, думая о себе скромно и в простоте, служили нашим ближним, как самим себе, без ропота и недовольства? Были ли в нашем земном пути дни, в которые мы с радостью и без смущения выполняли чью-то работу, хотя и не обязаны были этого делать?

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», — продолжает апостол, а так ли мы, возлюбленные братия и сестры? Удерживали ли мы себя от совершения дел, могущих нанести хотя бы малый вред ближним? Не позволяли ли излиться яду раздражительности по отношению к кому-либо: родителей, жены или мужа, детей и всех вообще людей? Не позволяли ли гневу возобладать над нами и уничтожить в нас Богоподобие, которому столь свойственна кротость? Найдем ли в нашей жизни дни, в которые предпочли мы пользу ближнего своей пользе? Дни, в которые мы уступили успех дела другому? Дни, в которые пожертвовали собственным приобретением ради приобретения ближнего?

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» . Вспомним же, возлюбленные, вновь и вновь жизнь нашу. Найдем ли в ней, скоропроходящей, дни, в которых мы, увидев ближнего поступающим не по правде и лукаво, не осудили его, удержались от обсуждения его проступка с чувством удовольствия и радости от того, что мы, естественно, не таковы, как он? Вспомним, были ли случаи в нашей жизни, когда прикрыли мы грех ближнего? Вспомним, были ли случаи, когда мы, заметив брата согрешившим, удержались от распространения об этом, похоронив молву во гробе своего молчания, не обсуждая грех ближнего нигде, в том числе и дома наедине с мужем или женой?

Все это дела любви.

Сколько обретем мы этих дел во днях земного странствия нашего, столько будет восполнена и мера любви нашей, мера сердец наших, мера приближения нашего к оной лествице, возводящей от земли на небо, мера спасения нашего. И если обнаружим мы, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, что весьма скудны дни странствия нашего земного на дела любви, то не отчаемся. Не вдадимся в уныние и расслабление, но приложим старание и постараемся сотворить ближнему хотя бы малое доброе дело в день. Сотворить ближнему хотя бы малую часть любви.

Оглянемся. Разыщем всех, кому мы можем послужить и сотворить хотя бы малую милость. Разыщем, как искали первые христиане. Разыщем наших друзей будущего века: нищих, алчущих, жаждущих, нагих, сирот и оставленных. Разыщем, пока есть у нас время простить всех обидевших нас. Разыщем всех, кого мы обидели и испросим у них прощения. Будем творить любовь везде и на всяком месте, возлюбленные о Христе братия и сестры, доколе есть у нас время, «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:18) , ибо без дел любви невозможно спастись — по слову сказавшего «не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин.3:14).


Хотящему обрести истинную любовь к ближнему надлежит сперва подвизаться в исполнении дел любви, которые не всегда имеют сочувствие сердца, но часто могут исполняться с холодностью и принуждением, ибо нелегко терпеть ближних. Но вскоре привычка к совершению добрых дел и труд в исполнении заповедей любви откроет вход и сердечному залогу. Стремящийся прилежно послужить брату или духовному отцу вначале, вероятнее всего, будет исполнять служение свое с сопротивлением воли, но если не остановится, то вскоре обнаружит, что нисходит на него теплота Духа. Вскоре делание его подкрепляется сердечным сочувствием и служение его уже совершается с радостью и по благодати взрастившей в нем любовь к ближнему. Без понуждения себя на дела любви и милосердия в отношение ближних невозможно обрести любовь к ним. Не обретя любовь к ближним невозможно обрести любовь к Богу, ибо сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20)? Не стяжав сей двоякой любви — любви к Богу, происходящей от любви к ближнему, зря думает человек, что исполняет заповеди Господни, ибо «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин.3:24).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Не исполняющий же заповеди как надеется на спасение собственной души?

Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры, поспешим же к ожидающим нас делам любви яко елень на источники водныя (Пс. 41:1). В них наше спасение, ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:9-10) , чтобы в день суда, когда предстанут обвинители — немилостивые и жестокие духи на осуждение душ наших на вечную смерть, мы с дерзновением могли ответить им:

Оставьте нас лукавые, ибо мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин.3:14).

Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей. «Любы есть союз совершенства» (), по определению Апостола.

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса – нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, – должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью .

Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его» , сказал святой Иоанн Богослов (). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность – собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, – правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Все, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром .

Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие – горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.

Не подумайте, братия, что любовь от самоотвержения приобретает несвойственную ей суровость, а от исключительного исполнения евангельских заповедей утрачивает теплоту, делается чем-то холодным и машинальным. Нет! Евангельские заповеди изгоняют из сердца плотской огнь, который очень скоро потухает при какой-либо, иногда самомалейшей противности; но они вводят огнь духовный, которого не могут погасить не только злодеяния человеческие, но и самые усилия падших ангелов (). Пылал этим священным огнем святой первомученик Стефан. Извлеченный убийцами своими за город, побиваемый камнями, он молился. Последовали удары смертоносные; от лютости их пал Стефан полумертвым на колени, но огнь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью еще живее воспылал в нем, и возопил он «гласом велиим об убийцах своих: Господи, не постави им греха сего!» (). С этими словами первомученик предал Господу дух свой. Последним движением его сердца было – движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих.

Невидимый подвиг против самолюбия и человекоугодия первоначально сопряжен с трудом и усиленною борьбою; сердца наши, подобно сердцам отец и праотец наших, со времени ниспадения родоначальника нашего в греховную область, «присно противятся Святому Духу» (). Они не сознаются в своем падении, с ожесточением отстаивают свое бедственное состояние, как бы состояние полного довольства, совершенного торжества. Но за каждую победу над самолюбием и человекоугодием награждается сердце духовным утешением; вкусив это утешение, оно уже мужественнее вступает в борьбу и легче одерживает победы над собою, над усвоившимся ему падением. Учащенные победы привлекают учащенное посещение и утешение благодати, тогда человек с ревностью начинает попирать своеугодие и своеволие, стремясь по пути заповедей к евангельскому совершенству, исповедаясь и таинственно воспевая Господу: «Путь заповедей твоих текох, егда разширил еси сердце мое» ().

Братия! Мужественно вступим в борьбу с самолюбием под руководством Евангелия, в котором изображена воля Божия благоугодная и совершенная, в котором таинственно жительствует Новый Адам, Христос, и передает сродство с Собою всем чадам Своим, истинно желающим этого сродства. Научимся правильно и свято любить себя; тогда возможем исполнить относительно ближнего нашего всесвятую заповедь великого Бога нашего: «Возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе» . Аминь.

О любви к Богу, ближним и самому себе

В проповеди преподобного отца нашего Арсения говорится о любви к Богу и ближнему.

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что он носит в себе Бога.

В ком есть любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других. В ком любовь, тот исполняет волю Божию. Блажен, кто приобрел ее, он будет сожителем ангелов. Любовью примирен человек с Богом. Надо употребить все силы свои, чтобы насадить в себе это чувство любви, основу спасения, источник блаженства.

Насколько блажен тот, кто приобрел любовь, настолько злополучен и жалок тот, кто далек от нее. В ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Кто желает спастись, тот непременно должен стяжать ее в себе, потому как по словам апостола, она есть превосходный путь ко спасению (Коринф., 12). Любовь занимает такое важное место в деле спасения, что все подвиги человека, все его добродетели без нее ни к чему не послужат.

О любви к Богу. Чтобы возрастить в себе любовь к Богу, человеку нужно чаще вспоминать о тех благодеяниях, которые он от Него получил. Бог есть безначальное, высочайшее, несозданное, бесконечное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так и Бог всегда благотворит. Господь и тогда благотворит, когда наказывает, ибо наказывает Он, чтобы исправить, помиловать; наводит печаль, чтобы истинно утешить.

О создании человека. Бог есть Создатель - Он создал человека из ничего, не как прочую тварь, но Своим особым Божественным Советом. Человек создан по образу Божию и по подобию. Какая дивная благость Божия к человеку! Бог так любит его, что послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. За любовь надо воздавать ни чем иным, как любовью и благодарностью. Бог наш Промыслитель, Он промышляет о человеке и печется о нем, подавая одежду, пищу и жилище. Человек со всех сторон окружен Его благами, любовью и без Него ни минуты жить не может. Все вокруг создано Его творческой рукой.

О признаках любви к Богу. Ничем человек так не обманывается как в любви. Кто истинно любит Бога, тот старается соблюдать Его заповеди и остерегается всего, что противно Богу. Явным признаком любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Человек обычно, что любит, тому и радуется, так и Божия любовь не может быть без радости. Это духовная радость, небесная, есть предвкушение вечной жизни. Истинно любящий Бога вспоминает о нем, постоянно держит в памяти Его любовь и благодеяния. Это можно увидеть и в человеческой любви - кого любим, того часто вспоминаем. Так и кто любит Бога, тот часто размышляет о Нем и всем сердцем к Нему стремится.

О любви к ближнему. Кто любит Бога, тот любит и ближнего. Источником любви к ближнему есть любовь к Богу; но любовь к Богу познается от любви к ближнему. Корень и начало любви к ближнему есть любовь Божественная. Бог без сомнения любит всякого человека, любовь к ближним постоянно заповедуется в слове Божием. Надо стараться любить своего ближнего не словом, но делом.

О любви человека к самому себе. Любовь человека к самому себе внушается самой природой. Любить самого себя – значит искать добра, счастья и благополучия. Человеку принадлежит познать самого себя, свою природу и назначение. Если он любит себя как должно, то всеми силами он старается спасти свою душу. Человек, любящий себя правильной любовью дорожит своим спокойствием, не смущаясь никакими превратностями, стараясь для этого очистить сердце свое от скверны и злобы. Смиренное сердце никогда не захочет того, что уклоняет его от Бога.

О чтении Слова Божия. Надо чаще читать Святое Писание, так человек будет лучше знать и замечать свои недостатки и более укоренять в себе смиренномудрие. Особенно изучение Слова Божия способствует удалению гордости. Молитва располагает человека к общению с Богом и в то же время возбуждает любовь, как к Богу, так и к ближнему, и очищает любовь человека к самому себе.

О Голгофских язвах Христовых. В первое и второе явления апостолам Господь Иисус Христос показывал им Свои язвы на Воскресшем Теле. И это действие у Бога содержало назидательный и таинственный смысл. Крестные язвы Христовы – это знаки беспредельной любви Божественной, источник преизобильной благодати и грамота нашего осуждения. Язвы Иисусовы – это не что иное, как вечно сияющие огненные письмена, возвещающие всему миру о том, сколь много возлюбил человека Милосердный Господь. Раны Христовы не только проповедуют о высочайшей любви Господа, но и являются для верующих источником богатых милостей Божиих, потому что из них изливаются в сердца христианские мир и благодатные утешения. Иисус Христос в Святых Таинствах Церкви открыл человеку неиссякаемый небесный родник Благодати, откуда все возрожденное человечество черпает вечную жизнь в Боге.