Династия птолемеев или эллинистический период. Птолемеи I - основатель династии Последний из диадохов

Династия Птолемеев

Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и распространил свое влияние вплоть до крымского Боспора. Таким образом, он превзошел фараонов Тутмоса III и Рамсеса II – великих сокрушителей азиатов и других народов.

Сын его, Птолемей II Филадельф, отличался более миролюбивым характером и весьма увлекался науками и... женщинами. Однако это не помешало ему стать и стратегом, захватившим немало новых земель.

Птолемей III Эвергет (Благодетель) еще больше расширил пределы царства, завоевав, хоть и временно, всю Сирию. Его войска дошли до границ Индии, что дало ему право именоваться «Покоритель мира».

Его сын, Птолемей IV Филопатор, снискал себе дурную славу пьяницы и развратника, однако он тоже стал правителем – воином, отразившим наступление Селевкидов.

Птолемей V Эпифан (Знамение Божие), еще только получив трон, потерял огромную часть владений династии за пределами Египта. Может быть, это было связано и с тем, что на арену военных событий выходит Рим, победивший к этому времени Карфаген и претендовавший на роль ведущей державы Средиземноморья. Рим прислал в Египет представителя сенатского сословия в качестве опекуна малолетнего Птолемея V, и вскоре великая страна стала одним из государств-марионеток в умелых руках Рима.

Птолемей VI открывает ряд наиболее жестоких и коварных царей прославленной династии.

Особенной жестокостью стал печально известен Птолемей VIII Эвергет (Толстяк). Он дважды вынужден был обращаться к поддержке Рима, испугавшись восстания мятежных родственников. Это помогло ему удержать мир внутри страны. Знал ли Птолемей VIII, что римляне никогда не помогают только из «союзнических» чувств. Расплата подчас была очень жесткой.

Не раз Клеопатра задаст позже вопрос Цезарю, правда ли, что ее двоюродный дед Птолемей X занял у Рима крупную сумму денег и взамен завещал римскому народу Египет?

В 80 г. царем Египта стал двадцатилетний Птолемей XI. Он разделил трон с царицей Береникой, которая была значительно старше его и доводилась ему одновременно двоюродной сестрой и мачехой. Юношу заставили заключить этот брак. Такова была воля римского диктатора Суллы, распоряжениям которого подчинялись даже правители, казалось бы, независимых государств. Впрочем, Сулла имел в виду прежде всего интересы самого Птолемея, долгое время жившего за пределами своей страны. Вернуть юношу в Александрию и восстановить его на престоле отцов можно было только посредством брака, потому что Береника не уступила бы трон. Легко было предвидеть, что супружеская жизнь и совместное правление двух столь не подходящих друг другу людей не сложатся благополучно. Оба были честолюбивы и стремились к единовластию. Слабая надежда, что они отнесутся к этому браку как к выгодному для обоих компромиссу, не оправдалась.

После девятнадцати дней супружества Птолемей XI чуть ли не собственноручно убил свою жену. В царской семье убийства были обычным делом, и подданные относились к ним совершенно равнодушно. Но этот случай вызвал бурную реакцию, потому что царица пользовалась симпатией у населения столицы, а молодой Птолемей XI сразу, как только его корабль вошел в александрийский порт, возбудил против себя ненависть горожан, которые не хотели терпеть правителя, навязанного Римом.

В городе начались волнения. Разъяренная толпа ворвалась в царские покои. Царя выволокли из дворца и учинили над ним кровавую расправу в здании гимнасия. По-видимому, лишь немногие сознавали в тот момент, что египтяне теряют последнего законного представителя царской династии. Трон оказался свободен. Кто его займет? Необходимо было срочно найти преемника, иначе страной завладели бы римляне, а Египет стал бы новой римской провинцией. А судьба подвластных Риму государств была весьма незавидной. Правда, Птолемеи тоже нещадно грабили население, и хозяйство страны, особенно в последние десятилетия, пришло в упадок. Если бы Египет оказался под властью Рима, налоговое бремя стало бы еще тяжелее, а деньги потекли бы в казну чужеземного государства и в кошельки римских наместников, дельцов и ростовщиков. Богатые и влиятельные александрийцы стали лихорадочно искать человека, которому они могли бы предложить корону. Кроме потомков по женской линии, было два сына Птолемея XI от наложницы, которые в то время находились в Сирии. К ним и обратились с предложением занять опустевший престол. Братья с радостью согласились. Старший стал царем Египта, а младший получил во владение остров Кипр, издавна входивший в состав государства Птолемеев.

Прибавив к своему имени титул Филопатор, новый царь подчеркнул, что он сын царя и законный представитель династии. В его положении это было разумно и необходимо.

Затем он пожелал именоваться еще и Филадельфом. Он хотел подчеркнуть, что убитая царица Береника была его единокровной сестрой и что он – ее прямой наследник и ближайший родственник. Свой третий титул, Новый Дионис (или Молодой Дионис), Птолемей XII, наверное, ставил выше первых двух. Он так мечтал, чтобы его называли воплощением греческого бога, олицетворяющего экстатическую радость жизни и победу над смертью. Дионис был покровителем виноделия и театра, он обещал своим приверженцам, участвовавшим в мистериях, вечную жизнь. Символом власти Диониса (римского Вакха) был жезл, увитый плющом, с сосновой шишкой на верхушке. В глазах древних Дионис обладал огромным могуществом. Он был источником мощного религиозного чувства, доходящего до экстатического фанатизма. Посвящение проходило через множество сложных мистических ритуалов, в процессе которых человек становился духовно все ближе и ближе к своему божеству. Заканчивался обряд ритуальным воссоединением с богом.

Эллинистический мир освобождался от реальности и уходил в глубокий мистицизм, старался выйти за пределы возможностей человека. Дионис обещал вознаграждение и спасение в загробном мире и затмевал собой все ранее существовавшие культы. Дионис побеждал смерть и давал надежду человеку. Его назвали могущественным, победоносным божеством, покорившим весь обитаемый мир.

В пантеоне египетских богов Дионису издавна соответствовал Осирис, таинственно воскресший супруг Исиды, повелитель тех, кто ушел в страну Запада.


| |

Стр. 18 из 19

Династия Птолемеев

«Списки всезнающего египетского жреца Манефо... заканчиваются 31 династией «египетских» царей, и после них историки уже самовольно, без жрецов, начинают царство Александра Македонского и его преемников - Птолемеев» (, стр. 1190).

Все представители этой династии имели одно и то же имя Птолемей (означающее «состязавшийся с богом», т.е. «Богоборец»; см. , стр. 1191) и отличались друг от друга номерами (от I до XII или XVI) и прозвищами: Спаситель (Сотер), Братолюб (Филадельф), Благодетель (Эвергет), Отцелюб (Филопатр), Выявитель (Эпифан) и т.д.

История Птолемеев довольно резко делится на два периода.

Первые Птолемеи были умными, энергичными правителями, создавшими процветающее государство. Хотя они были греками и проводниками греческой культуры, но египтяне признавали их богами и для «первых Птолемеев египетские жрецы составили тронные имена по образцу бывших в употреблении при Рамсесе II и его преемниках... ...изображения (первых Птолемеев. - Авт.)... в виде фараонов встречаются на стенах храмов и на стелах в огромном количестве... В тексте, найденном в Пифоне, повествуется, после утверждения о божественном происхождении Филадельфа и длинных славословий в честь его, что в 5-й год своего царствования он отправился в Пифон, где в то время закончился постройкой храм Атума, заботился о его украшении, посетил затем находившийся вблизи другой храм Атума, сделал в него богатые пожертвования. Потом он отправился в «Персию» (?!.- Авт.)... Затем говорится, что царь поклонился со своей женой трем священным быкам, и приводится длинный список царских пожертвований храмам. Если бы не греческие имена, да не поздняя орфография, мы бы могли принять этот текст за произведение Тутмоса или Рамзеса...» (, т.2, стр. 212-215).

Рис. 6

На рис. 6 приведено сравнение пяти первых Птолемеев (и Александра Македонского) с шестью первыми «римскими» императорами. Хотя число точек сравнения мало для надежных статистических выводов, но в свете всего сказанного ранее, едва ли можно сомневаться в том, что и эта династия списана все с того же источника. К тому же и в событийной истории обоих династических потоков обнаруживаются многократные совпадения и аналогии. Например, нам говорят, что первый Птолемей Сотер (Богоборец Спаситель) в первые годы имел соправителей Александра II (сына Александра Македонского) и Филиппа Аридея, которых он, в конце концов, убил. В римской же истории убийства эти приписываются уже Константину, а сыну Александра соответствует тут Максимин (т.е. сын Великого), а Аридею Галерий. При Сотере так же, как при Юлии Цезаре и Диоклетиане, возвышается Александрия и в ней «сосредотачивается ученость всего мира». Третий Птолемей Эвергет (Богоборец Благодетель) ведет, подобно его аналогу Констанцию II, упорные войны на Востоке (с «персами») и т.д. и т.п.

Любопытно также, что Диоклетиан правил с 284 г. по 305 г., а его аналог Птолемей I с -305 г. по -284 г. Те же года, но только плюсы переменены на минусы!

Тот факт, что Александр Македонский налегает на рис. 6 на Хлора, не означает, конечно, что он целиком списан с Хлора. Очень сложная и многосоставная легенда об Александре просто заимствовала у Хлора ряд деталей (в том числе и длительность правления).

Нам говорят, что Богоборцы - Птолемеи возобновляли древние храмы, удерживая на них древние надписи, как действовали после них и римляне. «Все это утверждается, конечно, в объяснение того, каким образом стены храмов, на которых есть мелкие иероглифические указания на построение их при Птолемеях, все исписаны не их собственными приключениями, а восхваляют главным образом царей чуждых им династий «за 5000 лет до них». Но такое объяснение может удовлетворить лишь по-детски наивного человека. Все, что мы знаем из всемирной истории о действиях слуг земных царей (потому что они, а не сами цари, разрисовывали стены), стоит с таким предположением в полном противоречии. Слуги всегда льстили живым царям, от которых сыпались им милость и награды, а не давно умерших, за исключением тех, которых они считали на небе в свите бога-отца и его сына и потому способными не менее живого царя оказать им заступ-ничество за грехи.

Объяснение здесь может быть только одно: не слуги «Состязавшихся с богом» возобновляли с величайшей точностью хвалебные надписи древним царям, позабыв о своих собственных царях..., а было нечто совершенно другое...» (, стр. 1199-1200).

Нет сомнения, что рисовальщики надписей подразумевали в них своих царей, Птолемеев, и сами Птолемеи это хорошо понимали. Таким образом, эти надписи дают докумен-тальное доказательство тождества Птолемеев с якобы более древними египетскими Царями.

Как и следовало ожидать, после первых Птолемеев в Египте наступает пора заката, о которой историки имеют весьма смутные и сбивчивые сведения. Найдены даже документы, утверждающие, что в это время власть в Египте перешла в руки другой (!) «туземной» (?!) династии (см. , т.2, стр. 216). Пытаясь дать рациональное объяснение, историки изобретают концепцию восстаний, будто бы потрясавших в это время державу Птолемеев. Здесь мы в пятый раз сталкиваемся все с тем же разрывом между двумя апокрифическими периодами, возникающими из-за трудности их состыковки.

Нам говорят, что уже при Птолемее VI (или VII) Филоматоре (Любящем мать) в Египте появляются римляне, влияние которых быстро растет. Следующие Птолемеи должны уже добиваться признания Рима. Их династическая история весьма сложна и путана.

Они то соправительствуют друг с другом, то уходят в изгнание, то возвращаются, то вновь изгоняются или убиваются. Один из Птолемеев женится сразу на двух Клеопатрах, одной матери, другой дочери и т.д. и т.п. Кончается все это драматической историей Клеопатры, после которой римляне осуществляют уже прямое правление Египтом. Победа над Клеопатрой (и ее любовником Антонием) завершила борьбу Октавиана за установление Римской империи.

Эта состыкованность последних Птолемеев с историей Рима заставляет думать, что в их истории действительно отражено время, предшествующее созданию Римской империи, но, конечно, не фантастической Империи II, а более реальной. Империи III. Таким образом, мы впервые получаем реальные шансы проникнуть вглубь за пределы «заколдованного» IV века.

Однако соответствующий пересмотр всего обширнейшего археологического и нарра-тивного материала выходит за пределы наших возможностей.

В заключение стоит отметить, что при сдвиге всей династии Птолемеев на 350 лет вперед, индуцированным отождествлением Империи II с Империей III, Птолемей III придется как раз на время Птолемея-астронома. В этом совпадении следует видеть корректирующую руку одного из ранних апокрифистов, когда хронологии Империй II и III еще путались, а в легенде о Птолемее-астрономе существовало представление о его царском происхождении (устойчивая средневековая традиция, сохранившаяся и в первые века книгопечатания, постоянно изображает Птолемея- астронома с царским венком на голове). Кто же дал кому имя, астроном царю, или царь астроному, пока можно только гадать.

5-02-2017, 17:07 |

Династия Птолемеев


создал государство по территории превосходивших многих. Он внезапно умер, так и не успев навести порядок внутри страны. Македонского назвали «Царем Азии» так как в его состав вошли множество завоеванных государств. В том числе и Египет. Расширять далее государство не было смысла. Так как все территории входили в состав одного государства только благодаря авторитету одного лишь Александра.

Если бы он стал далее расширять территорию, то это грозило потерей других уже завоеванных территорий. Все завоеванные государства отдавал под покровительство своих соратников. Так территория Египта, которая находилась на окраине, была отдана Птолемею. После смерти Птолемею не составило особого труда укрепиться на этой территории. Итак, в Древнем Египте стала править династия Птолемеев.

Укрепление династии Птолемеев на троне


Птолемей после смерти Македонского признал престол за его новорожденным сыном Александром IV. Сохранились некоторые сведения, по которым от имени младенца был издан указ, по которому династия Птолемея укрепилась в Египет, и правила там по воле царя Александра IV.

В 309 г. жена и его маленький сын были убиты. Это означало, что все земли прежде огромного государства оказались без законного правителя. В том числе и Древний Египет. Птолемей это прекрасно понимал. Но форсировать события не стал. Лишь только через некоторое время он возложил на себя обязанности монарха, то есть стал фараоном. Теперь уже официально Птолемей и его династия стали управлять в Египте.

О том, что Птолемей именовал себя фараоном, говорит археологическая находка одной из печатей. Там Птолемей был изображен в фараоновой одежде. Еще его имя писалось в документах таким же способом, как и имена предыдущих фараонов. Для того чтобы стать фараоном нужно провести специальные церемонии. Но до нас не дошли какие-либо подтверждения об этом. Хотя мы не можем утверждать, что таких церемоний не было. В свое время Птолемей находился с когда того возводили в фараоны. Наверняка Птолемей понимал насколько это важно для укрепления сейчас его династии. Вряд ли египтяне стали его почитать фараоном без специальных обрядов. Так что, скорее всего он церемонию проводил.

Когда только Птолемей прибыл в Египет, то повел себя там по-хозяйски. Казнил тамошнего сатрапа Клеомена. Видимо видел в нем соперника. Однако народ не взбунтовался. К тому времени алчный Клеомен настолько высоко взвинтил налоги, что его многие уже недолюбливали. К тому же он без почтения относился к храмам и его служителям. А еще сплошь и рядом нарушал всевозможные традиции Древнего Египта. Казнив Клеомена, египтяне увидели в Птолемее защитника их интересов.

Начало правления Птолемеевой династии

После своего восшествия на трон фараона Птолемей стал восстанавливать храмы, а параллельно возводил новые. Это играло на рост его авторитета среди всего населения Египта. Так он проводил политику по возвращению на территорию Египта очень важных культурных ценностей. Их в свое время вывезли еще персы. Такая политика Птолемея была очень дальновидной. Новый фараон понимал, что невозможно управлять каким-либо государством только лишь с позиции силы. Ля успешной организации управления в стране нужно было заручиться поддержкой своих подданный. Только тогда государство будет нормально функционировать.

Птолемей добился, чтобы тело доставили в Мемфис и там же захоронили. После этого он согласно религиозным канонам стал фараоном. По египетским правилам нынешний фараон берет силу у предыдущего. То есть Птолемей I взял силу у Македонского. Многие египтяне всех рангов были благодарны Птолемею. Он выгнал из Древнего Египта персов, которые вели себя здесь нагло и жестоко. А сам фараон из Македонского сделал культ. С его изображением стали выпускать монеты, ну а главным оплотом Александровской культуры стала Александрия. После кончины Птолемея I на престол вступил его сын Птолемей II.

Фараон новой династии Птолемей II Филадельф


Птолемей II пошел дальше в развитии культа . Он создал легенду, что отцом Птолемея I был не Лаг, а Филипп II. Таким образом, Птолемей I стал братом Македонского. И каждый в день празднества Македонского, боготворили и Птолемея I, а значит и нынешнего фараона. Кроме этого в первые двадцать с лишним лет правления Птолемея II чеканились золотые и серебряные монеты с изображением его отца.

Также Птолемею I было дано к имени еще и прозвище - Сотер, т.е. спаситель. А Птолемей II носил прозвище Филадельф. И так сложилась традиция, что каждый последующий правитель этой династии носил какое-либо прозвище - Эвергет, Филопатор, Эпифан, Филометр и так далее. Все Птолемеи, а их было больше десяти, свято соблюдали египетские традиции. Для вступления на трон он проходили специальную церемонию. Обычно это было в Мемфисе, главном городе Египта.

Даже когда предстояло пора приносить жертвы, то Птолемеи специально прибывали в Мемфис, там например, они участвовали в жертвоприношении богу Апису. Вообще династия старалась соблюдать все религиозные правила. И их поведение не вызывало нарекание у подданных. Не смотря на то, что все Птолемеи по этническому происхождению являлись македонцами. Но правление в Египте не было по македонскому образцу никогда.

Интересно обстоят дела с прозвищами фараонов. Так каждое из прозвищ имело свое значение. Птолемей II Филадельф - любящий сестру; Птолемей III Эвергет - это значит благодетель; Птолемей IV Филопатор - обозначает, что любит своего отца; Птолемей V Эпифан- то есть Великолепный. А вот Птолемей XII выделялся роскошным дополнительным прозвищем, оно состояло из нескольких слов - Теос Филопатор Филадельф Новый Дионисий.

Монархия Птолемеевой династии


Новые открытия в области истории Древнего мира позволяют более подробно рассмотреть, какой же властью обладала династия в Древнем Египте. Все-таки многие данные указывают, что Птолемеям не удалось создать сильное государство монархического типа. Дело в том, что в администрации фараона сидели македонцы. А вот на местах в государстве управляли египтяне. Это привело к расколу власти. Зачастую египетские управленца проводили свою политику в пределах одной территории очень обособленно от фараона. Могли свободно принимать решения.

Как же тогда Древний Египет так спокойно развивался? Дело в том, что практически всем Птолемеям удавалось договариваться об отношениях с местной египетской знатью. Найдя такой компромисс, они могли жить вместе спокойно. Сами египтяне относились с осторожностью к власти македонской династии. Там где налоги были высоки - происходили бунты. Но это было не очень то и существенно. Птолемеи привлекли на свою сторону жрецов. Давая большие пожертвования храмам. Таким образом, искусно ведя дипломатическую политику между разными слоями населения, династия так долго смогла удержать там власть.

Династия Птолемеев видео

Завещание царя было готово задолго до его смерти, и его содержание не являлось тайной. Наученный горьким опытом, Птолемей постарался заранее исключить какие-либо сомнения относительно своей последней воли. Он составил документ в двух экземплярах. Один был послан в Рим для хранения в государственном архиве (по некоторым соображениям этот экземпляр временно находился у Помпея), а второй хранился в Александрии. Исполнителем своей последней воли монарх назначил римский народ, заботам которого он поручил свою страну и семью. Конечно, это было полным отказом от самостоятельности, но вместе с тем и уловкой, которая должна была защитить Египет от возможных попыток беспринципных римских политиков захватить страну.

Своими преемниками царь назначил старшего сына, Птолемея XIII, которому было тогда десять лет, и старшую дочь, восемнадцатилетнюю Клеопатру, ставшую седьмой царицей с этим именем в династии Птолемеев. Брат и сестра должны были вступить в брак и разделить египетский престол.

Браки между братьями и сестрами были нередки в Египте еще при фараонах. Такая практика существовала не только в правящих домах, но и в простых семьях, где при этом, как правило, имелись в виду имущественные соображения. Религия поддерживала и освящала эту традицию. В мир богов переносились семейные обычаи людей: Исида была сестрой и женой Осириса, бог земли Геб был женат на своей сестре, богине неба Нут, и так далее.

Если царь был в глазах египтян Осирисом, то царица – богиней Исидой. Клеопатра ведь с детства отождествляла себя с Исидой.

Фараоны, а затем Птолемеи женились на своих родных или единокровных сестрах главным образом по политическим соображениям – опасались, что принцесса крови, выйдя замуж за аристократа, увеличит число возможных претендентов на престол. С точки зрения династической в этом был определенный смысл. Биологически же браки внутри одной семьи на протяжении нескольких поколений таили в себе определенную угрозу.

Браки между родными братьями и сестрами были совершенно не понятны грекам. Значит, Птолемеи следовали здесь египетским традициям.

Дважды Клеопатра будет заключать браки со своими братьями. Однако, может быть, именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.

Клеопатра уже тогда, видимо, решила идти до конца по пути отца к единоличной власти, хотя...

Она видела, что не было человека, который провожал царя в последний путь искренними слезами. В глазах собственной семьи он был прежде всего убийцей своей дочери Береники. Хотя жители Александрии в свое время сами призвали его на трон, они впоследствии в нем видели лишь тирана, силой навязанного римлянами. Для своих подданных Птолемей был угнетателем, отнимавшим у народа последние крохи, чтобы насытить алчность римских покровителей. Единственное, что он приобрел благодаря щедрости по отношению к храмам и наделению их правом убежища, – это нейтралитет жрецов.

Кажется, ни один из предшественников Птолемея XII не наделял храмы правом убежища так щедро, как он. Одновременно храм освобождался от всех податей и повинностей.

Наконец, римляне считали его типичным восточным деспотом: трусливым по отношению к сильным, тираном для беззащитных. Искренне сожалели о монархе, может быть, только члены дворцового хора и оркестра.

Каким же видела отца та, которая примет от него трон и будет до конца жизни настаивать на самостоятельном правлении?

Птолемей XII, безусловно, не видел никакого выхода и спасения ни для себя, ни для своего царства. Египет мог существовать только в качестве римского сателлита, и только слабость давала возможность уцелеть. Рим допускал существование лишь таких государств, которые ни при каких обстоятельствах не могли стать для него опасными. Поэтому единственное, что оставалось Птолемею, – это постараться как можно дольше сохранить для себя и своих потомков выгодную должность царя милостью Рима, пока великодержавный молох не поглотит все.

В борьбе за трон он не останавливался ни перед чем – подкупал, плел интриги, убивал даже своих близких. Это была борьба за существование. Он не имел никакой политической программы, достойной этого наименования. О какой политике может думать бессильная пешка?

Может быть, поэтому основным и наиболее важным занятием царя была игра на флейте. Во времена, когда нет возможности оказывать хотя бы малейшее влияние на ход исторически важных событий, лучший способ примирения с судьбой – найти занятие, которое позволяет развеяться, никому не приносит вреда и не вызывает подозрений. Птолемей играл на флейте.

Клеопатра, не отказываясь от политики отца, отличалась боле широким кругозором и непомерным честолюбием.

Она тщательно изучила историю царствования своей семьи, особенно деда и отца. Многое в истории их царствования было для нее непонятным, но привлекательным. Многое она потом примет как собственные мысли и убеждения. Почему так хладнокровно она убьет свою единокровную сестру? Почему так будет ненавидеть братьев? Почему так будет стремиться к единовластному правлению?

Клеопатра хотела править в традициях абсолютной монархии, опираясь на правление Александра Македонского, когда монарх являлся генератором законов в своем государстве, а государство рассматривал как своего рода частную собственность. Она считалась царицей вообще, а не просто царицей Египта, как именовали ее многие. Мысль о том, что ее власть ограничена только территорией Египта, была ей невыносима. Не соглашался с этим и ее предок, у которого она училась править, Птолемей I, знаменитый полководец Александра.

Все поколения Птолемеев стремились расширить свои земли, ведь это означало расцвет державы. Клеопатра не была исключением.

Она гордилась Александрией. Величие этого города, величие Египта вскормили ее тщеславие, воспитали поистине царственные мысли. Она гордилась знаменитым Фаросским маяком и Александрийской библиотекой, пирамидами и сфинксами, богами и блистательными фараонами. Мусейон и библиотека превратились в научный центр Средиземноморья, где ученые жили и работали за счет государства, получая заказы от царей, которые и сами были образованными людьми.

Династия Птолемеев

Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и распространил свое влияние вплоть до крымского Боспора. Таким образом, он превзошел фараонов Тутмоса III и Рамсеса II – великих сокрушителей азиатов и других народов.

Сын его, Птолемей II Филадельф, отличался более миролюбивым характером и весьма увлекался науками и... женщинами. Однако это не помешало ему стать и стратегом, захватившим немало новых земель.

Птолемей III Эвергет (Благодетель) еще больше расширил пределы царства, завоевав, хоть и временно, всю Сирию. Его войска дошли до границ Индии, что дало ему право именоваться «Покоритель мира».

Его сын, Птолемей IV Филопатор, снискал себе дурную славу пьяницы и развратника, однако он тоже стал правителем – воином, отразившим наступление Селевкидов.

Птолемей V Эпифан (Знамение Божие), еще только получив трон, потерял огромную часть владений династии за пределами Египта. Может быть, это было связано и с тем, что на арену военных событий выходит Рим, победивший к этому времени Карфаген и претендовавший на роль ведущей державы Средиземноморья. Рим прислал в Египет представителя сенатского сословия в качестве опекуна малолетнего Птолемея V, и вскоре великая страна стала одним из государств-марионеток в умелых руках Рима.

Птолемей VI открывает ряд наиболее жестоких и коварных царей прославленной династии.

Особенной жестокостью стал печально известен Птолемей VIII Эвергет (Толстяк). Он дважды вынужден был обращаться к поддержке Рима, испугавшись восстания мятежных родственников. Это помогло ему удержать мир внутри страны. Знал ли Птолемей VIII, что римляне никогда не помогают только из «союзнических» чувств. Расплата подчас была очень жесткой.

После смерти Александра Македонского огромная империя этого великого завоевателя была разделена на части между его полководцами. Один из них, Птолемей, сын Нага, стал фараоном Египта. Он основал династию Лагидов, которая больше двух с половиной веков правила на земле Рамсесов.

Вавилон погрузился в траур. В этот скорбный день 323 года до н. э. великий месопотамский город оплакивал Александра Македонского. Завоеватель, который меньше чем за пятнадцать лет покорил Афины и Грецию, нанес поражение войскам гордого Дария, царя персов, перешел через Евфрат и Тигр, захватил Сузы и Персеполь и создал невиданную империю, простиравшуюся от берегов Нила до отрогов Кавказа, скоропостижно скончался в самом расцвете славы, сраженный лихорадкой. Он не дожил несколько дней до тридцати трех лет.

Кто станет наследником покойного владыки? Кто теперь будет править этими бескрайними землями, этими городами и этими народами, покоренными великим Александром? Тело завоевателя еще не успело остыть, как между проливавшими слезы диадохами, его верными товарищами по оружию, уже начались первые споры. И начали разгораться соперничество, амбиции и зависть.

Раскол империи Александра Македонского

Полководцы собрались на совет. Однако очень быстро в их кругу возникли разногласия. Все они проливали некогда кровь ради побед и теперь требовали себе провинцию или город. Пердикка был наиболее пылок в этом споре. Будучи любимцем Александра и вторым после него, он предъявил права на регентство и вдобавок провозгласил себя протектором вдовы правителя, царицы Роксаны. В результате империя распалась. Диадохи разделили ее на множество кусочков. Но одна провинция все же избежала этой участи, потому что никто не потребовал ее себе. Это был Египет. В 332 году до н. э. Александр освободил его от персидского владычества. На следующий год он основал город в дельте Нила, на острове Фарос, и назвал его Александрией. Эта далекая африканская земля на западной границе империи, длинная долина, зажатая меж двух пустынь, не привлекала никого из диадохов. Пол-ководцы куда больше стремились завладеть богатыми восточными территориями, расположенными неподалеку от легендарного пути в Индию и таинственного Китая. Вот почему никто даже не стал спорить, когда один из них заявил, что хочет править этим негостеприимным краем, не представлявшим никакого экономического и стратегического интереса. Надо сказать, что будущий владыка Египта был выдающейся личностью, и не только потому, что он входил в число самых знаменитых полководцев Александра.

Его звали Птолемей, и он был сыном Лага, македонского вождя. На момент смерти Александра ему было сорок четыре года. Представьте себе воина с горделивой прямой осанкой, славного солдата, с юных лет владеющего оружием. Однако Птолемей был больше чем солдат: тяжелые воинские доспехи не могли скрыть ни гибкий ум, ни безупречные манеры сына вождя, которого воспитали самые лучшие греческие философы македонского двора.

Египет в упадке

Разумеется, Птолемей прекрасно осознавал, на что идет, взявшись править Египтом. Ему хорошо были знакомы эти земли. Десятью годами раньше он сопровождал Александра Македонского, который с триумфом въехал в Мемфис, древнюю столицу фараонов, изгнав из нее персов. Диадох не забыл, что только царю-победителю было тогда дозволено войти в священные стены храма Амона, где жрецы провозгласили его фараоном Египта и сыном величайшего из богов.

Стоит отметить, что, когда Птолемей получил власть над Египтом, страна была в крайне плачевном состоянии.

Земли не обработаны, храмы разрушены, города предоставлены сами себе. За восемь столетий до того здесь царствовал Рамсес XI, последний владыка XX династии, и его правление стало концом Нового царства, эпохи процветания Египта. После его смерти страна погрузилась во мрак нового Переходного периода, уже третьего по счету в ее истории. Затем с XXVII династией пришли первые персидские цари. Нектанеб II, правление, которого можно назвать своего рода передышкой для страны, был последним египетским фараоном. Следом за ним к власти пришла новая персидская династия, XXXI, воцарившаяся около 341 года до н. э. Именно эту династию сверг Александр Македонский.

Прежде всего, Птолемей желал понять, как именно следует управлять удивительной страной, которую он в некотором роде унаследовал. Он чувствовал, что для этого необходимо считаться с ее историей, обычаями, религиозными обрядами и тайнами, что до него не мог понять ни один завоеватель. Чтобы стать настоящим владыкой Египта, Птолемей должен был устранить одну помеху - сатрапа Клеомена, греческого наместника, которому Александр в свое время поручил управление страной. Будучи умным, деятельным и чрезвычайно богатым человеком, Клеомен ввел в состав правительства многочисленных и всецело преданных ему агентов, которые всячески препятствовали исполнению приказов Птолемея. Но Птолемей не колебался в выборе средств для достижения своей цели. Интриган-наместник был убит подосланными к нему стражниками.

Запутанные семейные связи

Первой супругой Птолемея I была Артакама, не оставившая ему детей. Затем он женился на Эвридике, дочери Антипатра. От этого брака родились трое детей: Птолемей Керавн, Лисандра, отданная в жены Агафоклу, сыну фракийского царя Лисимаха, и Птолемаида. Через несколько лет Птолемей I развелся с Эвридикой и женился на Беренике. Она родила ему еще двух детей: девочку Арсиною и мальчика Птолемея Филадельфа (буквально «любящего свою сестру»). Он взял в жены Арсиною после смерти ее первого мужа Лисимаха. Именно Птолемей Филадельф унаследовал от отца египетский трон под именем Птолемея II и вместе со своей сестрой Арсиноей продолжил род Лагидов.

Неслыханная дерзость

Так македонский полководец стал новым владыкой Египта и наследником фараонов. Этот славный титул Птолемей завоевал благодаря неслыханно дерзкому поступку, который, тем не менее, оказался очень удачным ходом.

Прошло два года с момента смерти Александра Македонского; тело его по-прежнему покоилось в Вавилоне. К этому времени Пердикка добился своей цели. Он был провозглашен регентом и протектором царицы Роксаны, вдовы своего бывшего повелителя, но не пожелал остановиться на этом. Вскоре амбициозный диадох решил перевезти тело Александра в Македонию. Для этого он организовал масштабную экспедицию: останки македонского завоевателя поместили в саркофаг из чистого золота и погрузили на огромную, пышно украшенную повозку, в которую были впряжены десятки мулов. И вот наконец большой отряд отправился в путь: ему предстояло преодолеть несколько тысяч километров через пустыню.

Птолемей не мог не осознавать политическое значение предприятия, задуманного Пердиккой. В то же время он понимал, какую выгоду мог бы извлечь из этой ситуации. Всего один поступок возвысил бы его в глазах египетского народа. И правитель Египта устроил засаду на пути каравана. Многочисленная кавалерия буквально растоптала воинов Пердикки и отбила погребальную колесницу. Саркофаг был торжественно ввезен в Мемфис, где египтяне с почестями похоронили тело Александра.

Дерзкое похищение, как нетрудно догадаться, пришлось Пердикке совершенно не по вкусу. Он собрал войска и двинулся на Александрию, столицу Птолемея. Две армии встретились перед Пелусием, первым городом-крепостью на территории Египта. Пердикка погиб в сражении, а его воины обратились в бегство. Эта победа стала успешным завершением плана Птолемея и придала его власти законную силу. Отныне его будут называть Птолемей I Сотер, что значит «спаситель». Теперь царю-победителю оставалось только основать династию.

Брак с прекрасной Эвридикой

Разумеется, Птолемей был женат. Его супругу звали Артакамой; она была дочерью Артабаза, персидского аристократа. Несмотря на легендарную красоту женщины, этот брак нельзя было назвать счастливым. Он был заключен по воле Александра Македонского, который, стремясь связать крепкими узами победителей и побежденных, приказал своим офицерам выбрать себе жен из числа персидских аристократок. Завоеватель сам подал им пример, женившись на Сатире, родной дочери царя Дария III. Однако Птолемей не мог даже помыслить о том, чтобы продолжить царский род с женщиной чужой крови. Кстати говоря, детей у них с Артакамой не было. Династию, о которой грезил правитель Египта, можно было основать только с македонянкой.

После смерти Пердикки совет диадохов провозгласил регентом империи старого Антипатра, одного из самых верных сподвижников Александра Македонского и друга Птолемея. Третьей дочерью Антипатра была прекрасная Эвридика. Птолемей безжалостно прогнал неугодную ему Артакаму и вместо нее взял в жены дочь Антипатра. Так, сначала с ней, а затем с Береникой, своей третьей супругой, диадох основал славную династию Птолемеев, или Лагидов (напомним, что Лагом звали отца Птолемея), которой суждено было править Древним Египтом больше двух с половиной столетий. Угасла она только со смертью Птолемея XV в 30 году до н. э.

И вот прошло двадцать лет с тех пор, как македонский полководец пришел к власти. К Египту вернулись былое величие и процветание. Землю, доставшуюся Птолемею совершенно разоренной, правитель сумел сделать одним из прекраснейших государств древнего мира. Он достиг этого, с ловкостью и мудростью используя достижения двух самых выдающихся на тот момент цивилизаций - древнегреческой и древнеегипетской.

Последний из диадохов

Между тем Птолемею уже было больше восьмидесяти лет и он предчувствовал приближение смерти. Перед ним встал важный вопрос: где именно ему следует быть похороненным? Погребальные обряды и верования греков и египтян сильно различались. Мы помним, что Александр Македонский покоился в Мемфисе, однако старый царь желал перевезти тело своего владыки в Александрию. Уже долгие месяцы сотни мастеров трудились над строительством семы (могила, древнегреч.), огромной гробницы, возвышавшейся над городом. Птолемею было не суждено увидеть успешное окончание этого грандиозного предприятия. Смерть настигла его во дворце на мысе Лохиас, откуда он мог наблюдать за тем, как воплощается в жизнь другой его проект- Александрийский маяк, своего рода огромный факел, который должен был увековечить память о славной египетской цивилизации.

Птолемей был последним из диадохов, последним свидетелем деяний Александра Македонского. После его кончины к власти пришло новое поколение. Птолемей II Филадельф, который к тому времени уже несколько лет помогал отцу править Египтом, разделил его славу. Именно ему теперь предстояло позаботиться о продолжении рода Лагидов.

Знаменитая библиотека

При Птолемее I Александрия стала настоящим экономическим и духовным центром средиземноморского бассейна. Правитель приказал построить здесь библиотеку, задачей которой было не только заботиться о сохранности царских архивов, но и собрать в своих стенах как можно больше знаний, чтобы ими могли пользоваться ученые современники. Первым хранителем библиотеки стал филолог Зенодот Эфесский, наставник царевича Птолемея Филадельфа. Благодаря заботам египетского владыки и таланту Зенодота библиотека очень быстро приобрела известность среди эрудитов: исследователи приходили сюда издалека, чтобы прочесть драгоценные тексты, хранившиеся в огромных залах этого здания и в Мусейоне (музее). Но, увы, в 47 году до н. э. пожар уничтожил Александрийскую библиотеку...