Система взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". Досье. Частники исчезнут как класс

Правительство России не обсуждает введение моратория или отмену системы «Платон», взимающей с 15 ноября плату с большегрузов массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, сообщило в четверг агентство ТАСС со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича.

Он сообщил, что кабинет министров изучает варианты исключения негативного влияния взимания платы за проезд с большегрузного транспорта на малый бизнес.

Дворкович рассказал, что в письме, направленном премьер-министру Дмитрию Медведеву от имени нескольких ассоциаций производителей, говорится о грядущем росте цен в канун Нового года в связи с внедрением системы. «Это не так. Эффект от внедрения системы на цены может быть, но минимальный и по всем расчетам, по подавляющему большинству товаров речь идет о десятых долях процента», — отметил Дворкович.

По его мнению, ряд компаний желают повысить цены накануне новогодних праздников в связи с повышенным спросом и пытаются связать этот рост цен с внедрением системы. Он подчеркнул, что случаи необоснованного повышения цен будут «контролироваться и расследоваться антимонопольной службой в установленном порядке».

В четверг, 10 декабря, газета «Коммерсантъ» сообщила , что объединения производителей продовольствия и розничной торговли премьер-министра России Дмитрия Медведева установить тестовый режим работы «Платона» с нулевым размером платы за проезд фур, так как возникшие проблемы с системой приводят к повышению себестоимости товаров.

Производители предложили перевести систему в режим постоплаты и разработать альтернативные способы взимания платы с большегрузов и контроля ее сбора. Соответствующее обращение к Медведеву подписали 20 организаций, в том числе и Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компания розничной торговли и Союз независимых сетей.

«Платон» начал функционировать 15 ноября. С этого дня фуры грузоподъемностью свыше 12 т должны платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. С 1 марта 2016 года плату планируют повысить до 3,06 рубля за 1 км.

Собранные средства предполагается направить в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Стоимость системы составила 29 млрд рублей, собираемость за 13 лет должна составить 1 трлн рублей.

Внедрение системы «Платон» сопровождалось техническими накладками и вызвало резкие протесты дальнобойщиков. 4 декабря дальнобойщики акцию на МКАД.

Оператором «Платона» является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестфонда «РТ-инвест» (25,01% принадлежит «Ростеху»). 3 декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предположение о том, что Игорь Ротенберг стал оператором системы благодаря дружбе его отца, миллиардера , с Владимиром Путиным.

9 декабря Медведев о том, что введение системы взимания платы с грузовиков принесет дополнительные инвестиции в дороги. «У нас же общим местом является ругать российские дороги. Деньги-то где на них брать?» — спросил он.

Предполагается, что в 2016 году «Платон» соберет в виде платежей за проезд около 40 млрд рублей. Эти деньги власти обещают тратить на ремонт федеральных трасс.

Водители грузовиков, выступающие против системы взимания платы за проезд по федеральным дорогам «Платон», сегодня объявили о начале забастовки по всей России. Об этом сообщила пресс-секретарь дальнобойщиков, стоящих лагерем в подмосковных Химках, Таисия Никитенко .

По словам активистки, с 20 февраля по 1 марта пройдет забастовка водителей большегрузов. Участники протестной акции, в которой участвуют дальнобойщики из 43 регионов, призывают не брать заказы и не выезжать в рейсы, отметила Никитенко.

«Цель дальнобойщиков – отмена «Платона», введение моратория на повышение тарифов ЖКХ на два года, возвращение льготного проезда для пенсионеров и инвалидов, отмена платы за капремонт», – сообщила она в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Представитель химкинского лагеря дальнобойщиков Андрей Бажутин сообщили телеканалу «Дождь», что «в регионах максимально остановится транспорт – машины будут на стоянках у дороги, у торговых центов и в других местах». По его словам, сегодня в Химки в поддержку коллег приедут водители из регионов. «Они будут на легковых автомобилях – так проще добраться. К тому же, многие уже не работают и у них просто нет денег на топливо. Думаю, уже вечером мы сможем оценить масштаб акции». Он добавил, что прошлые акции не всегда были эффективны из-за отсутствия координации между водителями. Однако теперь дальнобойщики планируют объединиться.

В свою очередь член координационного совета грузоперевозчиков Ярославской области Сергей Садиков подтвердил участие в забастовке в Химках и своем регионе. «Водители большегрузов из Ярославской области возвращаются из рейсов и остаются на домашних стоянках. Сколько конкретно человек примет участие, пока говорить преждевременно», – цитирует активиста «Интерфакс».

Добавим, что сегодня ночью лагерь дальнобойщиков появился в Санкт-Петербурге. По разным данным от 8 до более 10 грузовых автомобилей встали на стоянке перед гипермаркетом «Мега Дыбенко». Водители фур требуют отмены системы «Платон», а также выступают против повышения акцизов на топливо, передает «Эхо Москвы». Один из участников протеста Михаил Шипачев сообщил «Фонтанке.ру», что в акции участвуют фуры из Петербурга и Великого Новгорода. «Мы ожидаем, что к нам будут присоединяться новые машины. Лагерь будет стоять вплоть до полной отмены «Платона», – заявил Шипачев.

Накануне вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил , что было принято принципиальное решение об отмене повышения с 1 марта платы для большегрузов в рамках системы «Платон». Таким образом, тариф сохранится на уровне 1 рубль 53 копейки. Предполагалось, что с 1 марта этого года тариф будет увеличен до 3 рублей 6 копеек за километр. Чиновник отметил, что по итогам девяти месяцев этого года будет проведен мониторинг ситуации и уже в октябре появится решение, в какие сроки повышать плату.

Ранее правительство России выступило против идеи депутатов Госдумы отменить транспортный налог. Если это сделать, то регионы лишатся 146 млрд руб., а компенсировать их неоткуда. От идеи отменить транспортный налог только для владельцев грузовиков чиновники также отказались: вместо этого они предложили грузоперевозчикам налоговый вычет, равноценный оплаченному проезду по федеральным трассам.

Напомним, с 15 ноября прошлого года в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон». Введение «Платона» вызвало массовое недовольство среди дальнобойщиков. Протестные акции проходили во многих регионах России.

Оператором «Платона» является созданное в 2014 паритетное СП «Ростеха» и «РТ-Инвеста» «РТ-Инвест Транспортные системы». Оно реализует соглашение с Росавтодором. Участником соглашения является сын Аркадия Ротенберга бизнесмен Игорь Ротенберг, под контроль которого перешла доля «Ростеха». «РТ-Инвест» принадлежит структуре Андрея Шипелова. Концессионное соглашение подписано на 13 лет.

Власти после протестов дальнобойщиков пошли на уступки. В частности, были приняты поправки о существенном снижении штрафов за неоплату сбора – до 5 тысяч рублей с водителя или – в случае фиксации нарушения камерами наблюдения – с собственника большегруза. За повторное нарушение предусмотрен штраф в 10 тысяч рублей. Если проезд без оплаты будет зафиксирован камерами несколько раз за сутки, штраф будет взиматься только за первое нарушение. Ранее за неоплату проезда для водителей 12-тонных автомобилей предусматривались штрафы: 450 тыс. рублей для юрлиц и 40 тыс. рублей для физлиц.

В январе стало известно, что Минэкономразвития России собирается предложить правительству отложить до осени увеличение платы за проезд большегрузных автомобилей, запланированное на 1 марта.

Москва, Светлана Петрова

Москва. Другие новости 20.02.16

© 2016, РИА «Новый День»

Об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

"Платон" (от "плата" и "тонна") - российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты". Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. - Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация "Ростех", 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему "Платон" в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы "Платон" взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение "Платона" так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством "Платона" и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Тарифы, штрафы

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем - 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. - для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников - юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против "Платона". В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе "Платон": для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным "РТ-Инвест транспортные системы" на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью "Платона" средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн обязаны вносить плату в качестве компенсации за вред, который наносят их автомобили дорогам общего пользования. Система «Платон» разрабатывалась, исходя из принципа, «пользователь платит», согласно которому за разрушение дорог общего пользования должны платить те, кто наносит им наибольший ущерб в результате осуществления своей коммерческой деятельности.

Акции протеста за отмену «Платона» начались сразу после введения системы – в ноябре 2015 года. Владельцы транспортных средств требовали отмены «Платона» для грузовиков. Владельцы машин протестовали против штрафов, тарифов и несправедливости (по мнению забастовщиков) введения «дополнительного налога» - ведь они уже платят транспортный налог.

Из-за массовых забастовок, направленных на отмену «Платона», из-за неготовности владельцев грузовиков работать по новым принципам (многие собственники многотонников не успели пройти регистрацию и получить бортовые устройства) было решено отложить наложение штрафов за нарушения на полгода, вплоть до 1 мая 2016 года. Изменили и размер штрафов: изначально планировалось, что штрафы будут взиматься со всех лиц, участвующих в процессе грузоперевозки, а размер штрафа при первом нарушении составит до 450 тысяч рублей (для юрлиц), а при повторном нарушении до 1 миллиона рублей. Размеры штрафов были существенно снижены. Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, сейчас предусмотрены одинаковые размеры штрафов: при первом нарушении штраф составляет 5000 руб., при повторном нарушении – 10 000 руб.

Кроме снижения штрафов, хорошими новостями для владельцев большегрузов стало и изменение тарифов системы «Платон». Перед запуском системы постановлением правительства было установлено временное снижение тарифов на 59% от предусмотренного ранее – 3,73 рубля за каждый километр, пройденный транспортным средством по трассам общего пользования. Величина минимального тарифа составила 1,5293 руб./км. На период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года предполагалась постепенная индексация в два раза, до платы 3,06 рубля за каждый пройденный километр, однако и эта индексация была отложена до 2017 года.

При этом протесты и споры вокруг системы «Платон» не утихают и даже приводят к позитивным для владельцев большегрузов изменениям. Многие собственники многотонников пристально следят за происходящими изменениями, о чем сообщают новости «Платона» сегодня. При этом, ясно, что надеяться на отмену «Платона» нельзя. В ближайшее время можно лишь ожидать усиление внимания властей к системе, а также опвышения как платы самой по себе, так и штрафов за бесплатное использование дорого.

26 апреля 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. №310, согласно которому пользователи системы «Платон» получили право на отсрочку платежа. Внесение платы может быть отсрочено на один календарный месяц, но при выполнении некоторых условий: автомобиль и собственники зарегистрированы в России, в автомобиле установлено бортовое устройство, у собственника отсутствуют действующие штрафы за неуплату, а также в течение полугода до этого не было задолженности по уплате.

Кроме того, 3 июля 2016 года в статью 28 НК РФ были внесены изменения, согласно которым владельцы большегрузов могут уменьшить транспортный налог, начисленный на каждый многотонник, зарегистрированный в системе «Платон», на уплаченный сбор в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам. Данный порядок был введен с 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Это, к слову, одна из немногих льготу по транспортному налогу для юрлиц на сегодня.

Отменят «Платон» или нет, вопрос, скорее, риторический. Согласно последним новостям, об отмене «Платона», несмотря на активные протесты владельцев транспортных средств, говорить не приходится. В декабре 2016 года на официальном сайте «Платона» были опубликованы итоги работы системы, согласно которым, несмотря на массовое недовольство, 87% автомобилей российских перевозчиков уже снабжены бортовыми устройствами (выдано 581 тысяча бортовых устройств). За время работы «Платона» на ремонт дорог регионов было направлено 22,9 млрд рублей, были выделены денежные средства на строительство и реконструкцию 31 моста в 19 субъектах страны.

Добрый день, уважаемый читатель.

Данный документ был существенно доработан. Достаточно сказать лишь о том, что изменения заняли более 50 листов формата А4. При желании Вы можете самостоятельно изучить обновленный текст Правил полностью, а в рамках данной статьи будут рассмотрены самые интересные нововведения:

В первую очередь изменения затронули структуру правил взимания платы. Ранее это был относительно небольшой документ, содержащий всего 12 пунктов.

Начиная с 15 ноября 2016 года эти 12 пунктов были объединены в раздел номер 1. Кроме того, в правила добавлены разделы 2, 3, 4, 5, а также приложения №1 и №2. В общем, текст документа увеличился в несколько раз.

Расчетные записи для владельцев транспортных средств

Первое интересное нововведение - возможность создания расчетных записей для владельцев транспортных средств:

"расчетная запись" - запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета;

5 1 . По заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляется перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств.

Открытие и закрытие для собственника (владельца) транспортных средств дополнительных расчетных записей осуществляется в соответствии с пунктами 73 - 79 настоящих Правил.

Итак, в чем суть расчетных записей. Они позволяют собственнику транспортных средств группировать свои автомобили и для отдельных групп иметь собственный счет для оплаты. Это полезная функция для тех, кто владеет большим количеством транспортных средств.

Например, в строительной организации 100 транспортных средств. Можно разделить их на несколько групп. Например, самосвалы, краны, бензовозы. У каждой группы при этом будет собственный баланс. Если самосвалы полностью исчерпают выделенный им бюджет на передвижение по федеральным автодорогам, то это никак не повлияет на краны и бензовозы.

Так что начиная с 15 ноября 2016 года существует возможность разделить транспортные средства в группы по приоритету и для самых важных автомобилей зарезервировать больше средств.

Возможность отмены оформленной маршрутной карты

Еще одно интересное нововведение затронуло маршрутные карты:

10 2 . Маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.

Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия, указанной в маршрутной карте.

Во-первых, правила теперь четко указывают, что маршрутная карта может использоваться только один раз без всяких исключений.

Во-вторых, существует возможность отменить оплаченную маршрутную карту. Однако сделать это можно только до начала ее действия.

Обратите внимание, нельзя отменить маршрутные карты, оформленные на автомобиль, бортовое устройство которого неисправно или утеряно.

Особенности работы с системой Платон для иностранных водителей и организаций

Обновленные правила также регламентируют и особые условия работы с системой Платон для автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам или организациям:

Для подтверждения соблюдения условий получения отсрочки по внесению платы собственник (владелец) транспортного средства представляет оператору заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в Российской Федерации собственника (владельца) транспортного средства - юридического лица, а также подтверждающих, что адресом места жительства или места пребывания собственника (владельца) транспортного средства - физического лица является Российская Федерация и местом регистрации транспортного средства является Российская Федерация.

1. Иностранные транспортные средства могут пользоваться системой Платон только после предварительной оплаты проезда (после внесения денег на лицевой счет), это были известно и ранее. Однако начиная с 15 ноября для получения рассрочки владельцы автомобилей должны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию собственника и самого автомобиля на территории РФ. Данный пункт предназначен для защиты от махинаций со стороны иностранных водителей.

51. Собственниками (владельцами) транспортных средств, зарегистрированными в соответствии с законодательством другого государства, или их уполномоченными представителями документы представляются оператору с переводом на русский язык, верность которого нотариально удостоверяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Иностранные владельцы транспортных средств при использовании системы Платон должны предоставить документы оператору вместе с нотариально заверенным переводом . Данный пункт снимает существовавший ранее вопрос по поводу перевода документов, написанных на других языках. Теперь тут все однозначно, нужен перевод, заверенный нотариусом.

91. Для собственников (владельцев) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, оператором устанавливаются дополнительные обеспечительные меры, исполнение которых такими собственниками (владельцами) транспортных средств необходимо для получения бортового устройства.

В качестве обеспечительной меры собственник (владелец) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, предоставляет оператору денежные средства, эквивалентные стоимости получаемых бортовых устройств, путем их перечисления на счет оператора по реквизитам, предоставленным оператором.

В случае возврата оператору собственником (владельцем) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, бортовых устройств оператор возвращает такому собственнику (владельцу) транспортных средств денежные средства, предоставленные в качестве обеспечительной меры, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 101 настоящих Правил.

3. Залог при использовании системы Платон. Напомню, бортовые устройства системы Платон выдаются пользователям бесплатно во временное пользование.

Для иностранных водителей теперь действуют особые условия, которые требуют внести залог за бортовое устройство. После выезда иностранного автомобиля с территории РФ и сдачи бортового устройства оператору системы Платон, залог возвращается владельцу автомобиля.

До 15 ноября 2016 года подобных правил не было, поэтому иностранцы могли спокойно увозить бортовые устройства к себе на родину. Естественно, за рубежом такое устройство превращается в бесполезную вещь. Однако оператор системы несет убытки, если значительное число устройств просто пропадает из оборота. Новый пункт позволит предотвратить кражу бортовых устройств иностранцами.

Возможность возврата излишне уплаченных или списанных средств

Вопросы возврата излишне уплаченных средств подробно рассмотрены в обновленного документа.

На практике могут возникнуть 2 ситуации:

  • Возврат средств, внесенных на баланс, но не израсходованных во время движения.
  • Возврат средств, ошибочно списанных оператором системы.

В первом случае по поводу возврата нужно обращаться непосредственно к оператору (в центр информационной поддержки) с заявлением. Порядок обращения подробно описан в главе III. В целом, возврат средств не должен вызвать проблем.

Что касается средств, которые ошибочно списаны оператором системы, то здесь дело обстоит сложнее. Для возврата нужно обращаться в Федеральное казначейство. Тем не менее и здесь проблем возникнуть не должно.

Подробные требования к бортовым устройствам

Ну и последний интересный вопрос, которому уделено много внимания в обновленных Правилах. Речь идет о подробных технических требованиях, предназначенных для разработчиков сторонних бортовых устройств.

7 1 . Информация о технических параметрах функционирования системы взимания платы в отношении бортовых устройств и сторонних бортовых устройств, включая информацию о протоколах передачи данных и процедуре персонализации криптографических модулей таких устройств, предоставляется оператором лицам, не являющимся собственниками (владельцами) транспортных средств, по согласованию с Федеральным дорожным агентством.

7 2 . Оператор ведет реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение об одобрении для использования определенного типа стороннего бортового устройства в системе взимания платы и включение его в указанный реестр принимает оператор в течение 30 рабочих дней со дня предоставления ему изготовителем такого стороннего бортового устройства на основании результатов испытаний образцов такого стороннего бортового устройства.

Для обычных водителей в данном случае важен первый абзац пункта 7 2 , который говорит о том, что одобренные модели сторонних бортовых устройств публикуются на официальном сайте системы Платон. Так что если Вы планируете приобрести подобное устройство, то рекомендую для начала удостовериться, есть ли оно в списке одобренных.

Что касается разработчиков сторонних бортовых устройств, то для них в новом документе также довольно много информации. Во-первых, пункт 7 2 дает информацию о том, как получить одобрение для разработанного устройства.