Осенние явления в жизни растений — Гипермаркет знаний. Какие травы собирают осенью? правила сбора трав Осенние изменения растений травы кустарники и деревья

Добавить в закладки:


Пришла печальная пора прощания с красным летом. Постепенно в золото и багрянец одевается все древесно-кустарниковое братство. Какая прекрасная, непревзойденная игра разнообразных оттенков желто-красных цветов. А в кристально прозрачном голубом небе уже кричат журавли. Прощай, лето! Природа на прощальный банкет надевает нарядное платье. Недаром поэт назвал эту пору «очей очарованье».

По календарю, как известно, осень наступает первого сентября. Астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия - 22 сентября, метеорологи - дату устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 10 градусов к низшим температурам. Переход средней суточной температуры через 5 градусов - есть признаком окончания вегетационного периода. Осень обычно разделяют на два периода. Первый длится от первых заморозков до конца ноября, а второй - от конца ноября до начала зимы. Первые заморозки и являются началом осени. Но за ними, как правило, начинается теплая и сухая погода, наступает так называемое "бабье лето". В эти дни золотой осени, будто вновь возвращается лето, и ряд растений зацветает повторно. Но этот радостный, красочный период осенней поры очень короткий.

Фенологи считают, что осень наступает с началом заметного пожелтения листьев на деревьях и кустах. В разные годы листья желтеют в разные сроки. Первыми желтеют листья на березах, позже - на липе, затем черемухе, покрываются багрянцем ветки , кроны , кусты калины. Пожелтение листьев и ноябрь являются наиболее характерными чертами осени. Почему же желтеют листья осенью? Этот вопрос не раз приходится слышать от разных людей. Летом листья зеленые от наличия в них большого количества зеленого пигмента - хлорофилла. Но, кроме хлорофилла, в листке есть еще желто-оранжевые пигменты - каротин и ксантофил. Летом пигменты замаскированны хлорофиллом, поэтому листок выглядит зеленым. Осенью хлорофилл разрушается, а желто-оранжевые пигменты придают листьям золотистые и оранжевые тона. Но, кроме желтого, на многих деревьях и растениях листья приобретают еще более разнообразные оттенки: от красно-багрового и до фиолетового цветов. Объясняется это наличием в клетках листьев особого цветного вещества - антоциана. С похолоданием содержание антоциана увеличивается, потому низкие температуры и яркий свет способствуют его образованию.

Не менее характерным для осени является опадение листьев с деревьев и . Это явление нельзя объяснить лишь наступлением холодов, как это считают некоторые. Если пересадить какое-то деревце в комнату или оранжерею, где температура не снижается, оно все равно сбросит листья. Это потому, что к осени у основания черешков листьев образуется особый пробковый слой. Этот слой отделяет листок от растения. Достаточно легкого дуновения, и лист опадает. К ноябрю в листьях накапливается немало веществ, не нужных растению, и с опадением листвы эти вещества удаляются из растения. Ноябрь, как и изменение окраски листьев, связан с изменением жизнедеятельности растительных организмов в связи с подготовкой к неблагоприятным зимним условиям. Это жизненно необходимое приспособление выработалось на протяжении тысячелетий под влиянием климатических особенностей умеренной зоны. Ведь с листьями деревья не смогли бы выжить в суровых условиях зимы. В течение теплого периода деревья , например, через свои листья испаряют около семи тысяч килограммов воды... Если бы береза осталась на зиму с листьями, то она погибла бы от недостатка воды, поскольку зимой взять ее из почвы в таком количестве невозможно... Другое дело - хвойные деревья, они не сбрасывают своей одежды на зиму, что вследствие особого строения своих игольчатых листочков-хвоинок испаряют очень мало воды, и поэтому им не страшен зимний водяной голод.

Постепенно листья опадают с деревьев и кустов, но травянистые растения еще сохранили свой зеленый цвет. Правда, и среди них уже немало с пожелтевшими стеблями и листьями, а многие растения еще даже цветут. Отдельные растения цветут вторично лишь иногда, а для некоторых повторное цветение осенью стало почти обычным явлением. Часто зацветают вторично такие растения, как , горицвет, фиалка душистая, калужница, кукушкин цвет, анемоны лесные и ряд других. Особенно способствуют повторному цветению своеобразные погодные условия осени, когда после похолодания наступает длительное потепление.

Некоторые растения, в частности сорняки, могут цвести, что называется, от снега до снега, то есть от ранней весны и до поздней осени. Среди них можно назвать звездчатка или мокрица, талабан (ярутка) и другие. Осенью можно встретить с цветами и более поздние формы некоторых видов растений. Это очанка, живучка, фиалка полевая, гравилат и т.д. Эти виды цветут в начале лета, позже словно исчезают, а к осени снова зацветают. Такие сезонные формы отдельных видов растений еще очень мало изучены.

Часть осеннецветущих видов - это растения, которые зацветают во второй половине лета и продолжают свое доцветание осенью. Поздно отцветают цикорий, лапчатка, гусиные лапки, некоторые , гвоздики, пижма, свербижница и другие. На влажных местах еще доцветает череда.

А есть и такие виды растений, которые только осенью и зацветают. Среди них в первую очередь следует отметить - интереснейшее по своей биологии растение. Только осенью раскрываются также желтые цветки штернбергии осенней семейства Амариллисовые. Это редкое растение встречается у нас в Одесской области и в Крыму. Осенью цветут подснежники осенние, некоторые виды шафранов и т.д. Наконец отцветают и они. Наступает ранняя зима, и покроет землю первый рыхлый белый снег.

/ 7
МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Повторение изученного.
О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
…Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
– Какие лиственные растения растут в нашем крае?
– Назовите хвойные растения нашего края.
– Назовите травянистые растения нашего края.
5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом – мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– Почему ребята не нашли другого свободного места?
– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
IV. Итог урока.
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы:
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
Федотова.о.н.Поурочные разработки

Зимний сад необычайно тих. Мягкий снег скрадывает все шумы, и только в сильный мороз он поскрипывает под ногами. Кажется, все спит мертвым сном. И так удивительно видеть среди снега зеленые листья. В средних широтах вечнозеленые растения ассоциируются, прежде всего, с хвойными культурами. Но есть уникальные лиственные спартанцы, которые не сбрасывают свой зеленый убор. Они незаменимы для оформления позднеосенних композиций.

Из наших “аборигенов” всем знакома брусника . Ее кустики в начале зимы бодро выглядывают из-под первого снега. Они чудесно растут в альпинарии, только в лунку при посаде нужно добавить торф и подстилку из хвойного леса.

Гаультерия - двойник нашей брусники, но покрупнее. Листья осенью краснеют, а ягоды сохраняются до весны. Зимует растение без проблем и весной сияет здоровыми листьями.

Тимьян - пришелец с гор. Листья мелкие, стебли прижаты к камням, образуют плотную кудрявую куртинку. Летом распускаются сиреневые цветки, похожие на душицу. В альпинарии прекрасный сосед для невысоких цветущих растений.

Хебе - новое растение в любительских садах. Имеет несколько видов и декоративных сортов. Зимостойкость у них разная, поэтому, собираясь посадить, выясните, какие критические температуры способен выдержать данный вид. Хебе охряная (Hebe ochracea) вполне зимостойка. Она ценится за аккуратную форму в виде плотного шарика. Чтобы снег не развалил этот шарик, кустик накрывают ящиком. Если сверху прикрыть спанбондом, то за растение можно не переживать.

Рододендроны. Существует несколько видов вечнозеленых рододендронов, которые успешно зимуют в нашем климате. В мае они потрясающе цветут и затмевают красотой другие растения. Особое восхищение вызывают вечнозеленые крупнолистные рододендроны. Листовые пластинки у них достигают 15 см. Все лето они украшают куст глянцевым блеском, а осенью имеют оранжевые оттенки. С наступлением заморозков листья опускаются, прижимаясь ближе к веткам, и скручиваются по краям. Это своеобразная реакция на холод. Весной они постепенно возвращаются в нормальную форму и снова обретают глянец.

Магония падуболистная . У этого растения масса достоинств: пышное яркое цветение, блестящая глянцевая листва и вечнозеленый «характер». Последнее утверждение не совсем верно. Если магония посажена на солнце, то осенью из зеленых листья становятся желто-оранжевыми. Взрослый куст вырастает выше метра, поэтому даже в снежную зиму его полностью не засыпает снегом. Зеленые листья посреди зимы выглядят необыкновенно эффектно, тем более, что они не скручиваются, как у рододендронов. А в мороз листья, покрытые кружевом инея, - это нечто волшебное!

Вечнозеленые растения зимой и ранней весной могут пострадать от яркого солнца. Листья получают ожоги и облетают. Это не проблема, потом они отрастают снова. Но если такое произошло, то в начале вегетации нужно поддержать растение подкормками. Чтобы уберечь растения от опасного солнца (в том числе и хвойные) с осени их укрывают еловым лапником в виде ярусов. Можно использовать москитную сетку в два слоя, редкую мешковину, синтетический укрывной материал в 3-4 слоя. Нижнюю часть кроны оставляют открытой, иначе под снегом она пострадает от выпревания.

Не поздно закрыть растения и зимой. Опасность наступает с увеличением числа солнечных дней, примерно с середины января. Это единственная особенность, которая отличает вечнозеленые растения от обычных. В остальном, уход за ними такой же. Вечнозеленые виды лучше отзываются на внекорневые подкормки, а во время засухи больше нуждаются в освежающем душе. Об этом нужно помнить, так как это сказывается на результатах зимовки.

Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2008 года № 7.

Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

Айвар из перца - овощная икра или густой овощной соус из болгарского перца с баклажанами. Перец для этого рецепта запекают, причем довольно долго, затем ещё и тушат. В айвар добавляют репчатый лук, помидоры, баклажаны. Для заготовки на зиму икру стерилизуют. Этот балканский рецепт не для тех, кто любит делать заготовки по-быстрому, недоваренное и недопеченное - не про айвар. В общем, подходим к делу обстоятельно. Для соуса выбираем на рынке самые спелые и мясистые овощи

Несмотря на простые названия («липки» или «комнатный клен») и статус современного заменителя комнатных гибискусов, абутилоны – растения далеко не самые простые. Они хорошо растут, обильно цветут и радуют здоровым видом зелени только в оптимальных условиях. На тонких листьях быстро проявляются любые отклонения от комфортного освещения или температур и нарушения в уходе. Чтобы раскрыть красоту абутилонов в комнатах, стоит найти для них идеальное место.

Оладьи из кабачков с пармезаном и грибами - вкуснейший рецепт с фото из доступных продуктов. Обычные кабачковые оладушки легко превратить в нескучное блюдо, добавив в тесто несколько пикантных ингредиентов. В кабачковый сезон побалуйте семью овощными оладьями с лесными грибами, это не только очень вкусно, но и сытно. Кабачок - универсальный овощ, он подходит для фаршировки, для заготовок, для вторых блюд, и даже для сладкого есть вкусные рецепты - из кабачка делают компоты и варенье.

Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой вклад. Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

Что сделать вместо газона? Чтобы вся эта красота не желтела, не болела и выглядела при этом, как газон... Надеюсь, что умный и догадливый читатель уже улыбается. Ведь ответ напрашивается сам собой – если ничего не делать, ничего и не будет. Конечно, существует несколько решений, которые можно использовать, и с их помощью сократить площади газона, а значит, снизить трудоёмкость ухода за ним. Предлагаю рассмотреть альтернативные варианты и обсудить их плюсы и минусы.

Томатный соус с луком и сладким перцем - густой, ароматный, с кусочками овощей. Соус готовится быстро и получается густым, потому что этот рецепт с пектином. Делайте такие заготовки в конце лета или осенью, когда овощи созрели под солнышком на грядках. Из ярких, красных томатов получится такой же яркий домашний кетчуп. Этот соус - готовая заправка для спагетти, а ещё его можно просто намазать на хлеб - очень вкусно. Для лучшей сохранности можно добавить немного уксуса.

В этом году часто наблюдала картину: среди роскошной зеленой кроны деревьев и кустарников то тут, то там словно свечи «горят» высветленные верхушки побегов. Это хлороз. О хлорозе большинство из нас знает еще с уроков школьной биологии. Помнится, что это недостаток железа... А ведь хлороз - понятие неоднозначное. И не всегда высветление листвы означает нехватку именно железа. Что такое хлороз, чего не хватает нашим растениям при хлорозе и как оказать им помощь, расскажем в статье.

Овощи по-корейски на зиму - вкусный корейский салат с помидорами и огурцами. Салат кисло-сладкий, пикантный и чуть острый, потому что приготовлен с приправой для корейской моркови. Обязательно заготовьте на зиму несколько баночек, холодной зимой эта полезная и ароматная закуска будет весьма кстати. Для рецепта можно использовать перезревшие огурцы, заготавливать овощи лучше поздним летом или ранней осенью, когда они созрели в открытом грунте под солнышком.

Осень для меня - это георгины. Мои начинают цвести уже в июне, и все лето соседи заглядывают ко мне через забор, напоминая, что я обещала им к осени несколько клубней или семян. В сентябре в аромате этих цветов появляется терпкая нотка, намекающая на приближающиеся холода. А значит, пора заняться подготовкой растений к длинной холодной зиме. В этой статье поделюсь своими секретами осеннего ухода за многолетними георгинами и подготовкой их к зимнему хранению.

На сегодняшний день усилиями селекционеров выведено, по различным данным, от семи до десяти тысяч(!) сортов яблони культурной. Но при огромнейшем их разнообразии в частных садах, как правило, растёт всего пара-тройка популярных и полюбившихся сортов. Яблони - крупные деревья с раскидистой кроной, и много таких на одном участке не вырастишь. А что если попробовать выращивать колоновидные сорта этой культуры? В этой статье расскажу именно о таких сортах яблонь.

Пинджур - икра из баклажанов по-балкански со сладким перцем, луком и помидорами. Отличительная особенность блюда - баклажаны и перец сначала запекают, затем очищают от кожицы и долго томят в жаровне или в кастрюле с толстым дном, добавив остальные овощи, указанные в рецепте. Икра получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом. На мой взгляд, этот способ приготовления - лучший, из всех известных. Он хоть и более хлопотлив, но результат компенсирует трудовые затраты.

Среди комнатных растений встречается много таких, которые осенью сбрасывают листья, или вернее сказать, у них отмирает верхняя надземная часть . К таким растениям можно отнести луковичные (амариллис), клубневые (бегонии, глоксинии , каладиум).

У всех этих растений осенью верхняя надземная часть отмирает. Сохраняются только луковицы, клубнелуковицы или клубни в земле. Это особенность растений -эфемероидов , и связана она с условиями произрастания в дикой природе. Так растения переносят в природе длительные засухи. В комнатных условиях такие растения ведут себя точно также.

Поэтому, начиная с сентября, нужно постепенно уменьшать полив. В период покоя очень важно сохранить у этих растений подземную часть - клубни, луковицы, клубнелуковицы. Зимой нужно хранить горшок в темном прохладном месте при температуре +13 +15 0С, землю лишь иногда чуть смачивать или сбрызгивать, чтобы клубни или луковицы не пересохли в слишком сухой земле. Если клубни или луковицы покажутся слишком сморщившимися, можно немного полить.

Период покоя очень важен для этих растений, в этот период у них закладываются почки цветения. После трех- шестимесячного периода покоя, который заканчивается обычно ранней весной, когда начинает увеличиваться световой день, эти растения снова начинают расти.