Николай 2 и александра феодоровна. Ники и Аликс. Великая любовь последнего русского императора. Личная жизнь Александры Фёдоровны


6 июня исполняется 147 лет со дня рождения последней российской императрицы, супруги Николая II Александры Федоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской. Несмотря на то, что между супругами были искренние чувства, в народе ее невзлюбили с момента появления в России и называли «ненавистной немкой». И хотя она приложила все усилия для того, чтобы завоевать симпатии в обществе, отношение к ней так и не изменилось. Было ли это заслуженным?



Впервые она побывала в России в 1884 г., когда ее старшая сестра сочеталась браком с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. Во второй раз она приехала в Петербург в начале 1889 г. С момента этого визита между 20-летним Николам Романовым и 16-летней Алисой Гессен-Дармштадтской (или Аликс, как ее называл Николай) возникла симпатия. Родители не одобряли его выбор – они не считали девушку подходящей партией для будущего императора, но Николай твердо стоял на своем. В 1892 г. он записал в своем дневнике: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться ».



Из-за того, что здоровье Александра III сильно ухудшилось, родным пришлось смириться с выбором Николая. Алиса принялась изучать русский язык и основы православия, ведь ей предстояло отречься от лютеранства и принять новую религию. Осенью 1894 г. Алиса прибыла в Крым, где приняла православие с именем Александра Федоровна и провела с царской семьей несколько недель вплоть до дня смерти императора Александра III. После этого был объявлен траур, и церемонию бракосочетания следовало отложить на год, но Николай не был готов ждать так долго.



Было решено назначить венчание на день рождения вдовствующей императрицы, что позволяло царской семье временно прервать траур. 26 ноября 1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая Романова и Александры Федоровны. Позже Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов ».





С момента появления немецкой принцессы в России, многие невзлюбили ее как в ближнем окружении царской семьи, так и в народе. Она казалась слишком холодной, надменной, замкнутой и отчужденной, и только близкие знали настоящую причину такого поведения – природную застенчивость. Русский государственный деятель и публицист Владимир Гурко о ней писал: «Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность ». По словам современника, ее упрекали в том, что «она держалась, будто аршин проглотила, и не кланялась депутациям ».



В искреннюю любовь, взаимоуважение и преданность друг другу супругов верили немногие. Некоторые представители высшего света были уверены в том, что Александра Федоровна полностью подчинила себе супруга, подавив его волю. Владимир Гурко писал: «Если государь, за отсутствием у него необходимой внутренней мощи, не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у неё к тому же на присущую ей самонадеянность ».





Причины неприязненного отношения к Александре Федоровне в народе были иными. Сначала недовольство в обществе вызвал тот факт, что венчание с Николаем состоялось практически сразу после смерти его отца. А во время коронации царской семьи в мае 1896 г. и вовсе случилась страшная трагедия, приведшая к гибели сотен людей. В день народных гуляний по случаю коронации Николая II на Ходынском поле случилась страшная давка, во время которой были затоптаны более 1300 человек, но императорская чета запланированных торжеств отменять не стала.



В народе ходили слухи о том, что немецкая принцесса и после замужества отстаивала интересы Германии, что она готовит переворот, чтобы стать регентшей при малолетнем сыне, и что вокруг нее сплотилась «немецкая партия». По этому поводу Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Аликс. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, – это что она не сумела быть популярной ». А одна из ее современниц говорила: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв – нелюбовь и недоверие ».



Александра Федоровна чувствовала недоброжелательное отношение к себе в народе и прилагала максимум усилий для того, чтобы изменить ситуацию. Она занималась благотворительной деятельностью, была попечителем 33 благотворительных обществ, общин сестер милосердия и приютов, организовывала школы для сиделок, клиники для детей, школы народного искусства. Во время Первой мировой войны она финансировала несколько санитарных поездов, учреждала и опекала лазареты, сама прошла обучение сестринскому делу, делала перевязки и ассистировала при операциях. Причем делала это по зову сердца. Однако, несмотря на все старания, симпатий императрица так и не заслужила. А очередной причиной нелюбви к ней стала ее привязанность к одиозному Григорию Распутину, который имел на нее огромное влияние.





Когда у императрицы родился сын, больной гемофилией, она увлеклась религиозными и мистическими учениями, часто обращаясь за помощью и советом к Распутину, помогавшему цесаревичу Алексею бороться с болезнью, перед которой была бессильна официальная медицина. Говорили, Александра Федоровна доверяла ему всецело, в то время как репутация Распутина была очень неоднозначной – позже его назвали символом моральной деградации власти при последнем российском императоре. Многие считали, что Распутин подчинил очень религиозную и склонную к экзальтации императрицу своей воле, а она, в свою очередь, оказывала влияние на Николая II. По другой версии, недоброжелатели специально распространяли в народе слухи о близких отношениях Александры Федоровны с Распутиным, чтобы очернить ее образ в обществе, и на самом деле он был для нее духовным наставником.





В июле 1918 г. члены императорской семьи были расстреляны. Кем была на самом деле последняя российская императрица – исчадием ада, невинной жертвой или заложницей обстоятельств? О многом говорят ее собственные слова, которые она сказала незадолго до гибели в письме своей приближенной Анне Вырубовой: «Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию ».



Такое нежное отношение супругов друг к другу в правящих семьях было большой редкостью: .

14 ноября 1894 года Николай Александрович сочетался браком с дочерью великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV, внучкой английской королевы Виктории Алике Викторией Еленой Бригиттой Луизой Беатрисой, принявшей православие с именем Александра Федоровна. Отец его в свое время противился этому браку, так как гессенские принцессы, к числу которых принадлежали и жены убитых императоров Павла I и Александра II, пользовались худой славой при русском дворе. Считалось, что они приносят несчастье. Кроме того, род гессенских герцогов по женской линии передавал наследственную болезнь - гемофилию. Однако влюбленный в Алике Николай настоял на своем.

Николай Александрович был примерным семьянином, все свободное время проводил в кругу семьи. Он с удовольствием возился с детьми, пилил и колол дрова, убирал снег, катался на автомобиле, ходил на яхте, ездил в поезде, много ходил пешком, а еще император любил стрелять из винтовки по воронам. Не любил государь только заниматься государственными делами. Зато супруга его постоянно в эти дела вмешивалась, и ее вмешательство имело пагубные последствия. Российская императрица воспитывалась у бабки в Англии. Она окончила Гейдельбергский университет и являлась бакалавром философских наук. При этом Александра Федоровна была подвержена религиозному мистицизму, а точнее, была суеверна и питала склонность к шарлатанам. Она неоднократно обращалась за советом и помощью к сомнительным личностям. Сначала это был Митька-юродивый,умевший только мычать. Однако при нем находился некто по имени Елпидифор, который разъяснял смысл митькиных воплей во время случавшихся с Митькой припадков. Митьку сменила кликуша Дарья Осиповна, а за ней последовали многие другие. Кроме отечественных «чудотворцев», в царский дворец приглашались и их зарубежные «коллеги» - Папюс из Парижа, Шенк из Вены, Филипп из Лиона. Какие же побуждения заставляли царицу общаться с этими людьми? Дело в том, что династии непременно нужен был наследник престола, а рождались дочери. Навязчивая идея о ребенке мужского пола так овладела Александрой Федоровной, что под влиянием одного из «чудотворцев» она вообразила себя беременной, при том, что ощущала все положенные случаю симптомы, и даже пополнела. Ждали рождения мальчика, но прошли все сроки, и... беременность оказалась плодом ее фантазии. Смущенные таким поворотом событий, подданные непочтительно цитировали Пушкина: «Родила царица в ночь / Не то сына, не то дочь; / Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку». Но вот, наконец, на свет появился наследник Алексей Николаевич. Радость по этому поводу длилась недолго, так как оказалось, что Алексей болен гемофилией, считавшейся в то время неизлечимой.

Венчание цесаревича Николая Александровича и великой княгини Александры Федоровны.

1894. Художник И.Е. Репин


Речь Николая II волостным старшинам и представителям сельского населения окраин России во дворе

Петровского дворца в 1896 году. Художник И.Е. Репин

Александра Федоровна в придворном костюме.

Художник И.С. Галкин


Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Императрица Александра Федоровна Романова… Ее личность в русской истории весьма неоднозначна. С одной стороны, любящая жена, мать, а с другой - царевна, категорически не принятая русским обществом. Очень много загадок и тайн связаны с Александрой Федоровной: ее увлечение мистицизмом - с одной стороны и глубокая вера - с другой. Исследователи приписывают именно ей ответственность за трагическую судьбу императорского дома. Какие загадки хранит биография Александры Федоровны Романовой? Какова ее роль в судьбе страны? Ответим в статье.

Детство

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года. Родителями будущей российской императрицы были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг и английская принцесса Алиса. Девочка была внучкой королевы Виктории, и это родство сыграет важную роль в становлении характера Александры.


Полное имя ее - Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса (в честь теток). Кроме Аликс (так родные называли девочку), в семье герцога было семеро детей.

Александра (Романова впоследствии) получила классическое английское образование, ее воспитывали в строгих традициях Скромность была во всем: в быте, еде, одежде. Даже спали дети на солдатских койках. Уже в это время в девочке прослеживается застенчивость, всю жизнь она будет бороться с природным тушеванием в незнакомом обществе. Дома же Аликс было не узнать: шустрая, улыбчивая, она снискала себе второе имя - «солнышко».

Но детство не было столь уж безоблачным: сначала в результате несчастного случая погибает брат, потом от дифтерии умирают младшая сестренка Мэй и принцесса Алиса - мать Аликс. Это послужило толчком к тому, что шестилетняя девочка замкнулась в себе, стала отчужденной.

Юность

После смерти матери, по словам самой Александры, над ней нависла темная туча и заслонила все солнечное детство. Ее отправляют в Англию к бабушке - правящей королеве Виктории. Естественно, государственные дела отнимали у последней все время, поэтому воспитание детей было доверено гувернантке. Позднее уже императрица Александра Федоровна не забудет тех уроков, которые получила в юные годы.

Маргарет Джексон - так звали ее воспитательницу и учительницу - отошла от чопорных викторианских нравов, она учила девочку думать, размышлять, формировать и озвучивать свое мнение. Классическое образование не предусматривало разностороннего развития, однако уже к пятнадцатилетию будущая императрица Александра Романова разбиралась в политике, истории, прекрасно музицировала и знала несколько иностранных языков.

Именно в юношеские годы, в двенадцатилетнем возрасте, Аликс впервые знакомится со своим будущим супругом Николаем. Это произошло на свадьбе ее сестры и великого князя Сергея. Спустя три года по приглашению последнего она опять приезжает в Россию. Николай был покорен девушкой.

Свадьба с Николаем II

Родители Николая были не в восторге от союза молодых людей - более выгодной, по их мнению, была для него свадьба с дочерью французского графа Луи-Филиппа. Для влюбленных начинаются долгие пять лет разлуки, однако это обстоятельство еще больше их сплотило и научило ценить чувство.

Ни в какую Николай не хочет принять волю отца, он продолжает настаивать на браке с возлюбленной. Действующему императору приходится уступить: он чувствует приближающуюся болезнь, а у наследника должна быть партия. Но и здесь Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, столкнулась с серьезным испытанием: ей пришлось принять православие и оставить лютеранство. Она изучала основы в течение двух лет, после чего ее обращают в русскую веру. Следует сказать, что вошла Александра в православие с открытым сердцем и чистыми помыслами.

Бракосочетание молодых состоялось 27 ноября 1894 года, его, опять же, проводил Иоанн Кронштадский. Состоялось таинство в церкви Зимнего дворца. Все происходит на фоне траура, ведь через 3 дня после приезда Аликс в Россию умирает Александр III (многие тогда говорили, что она «приехала за гробом»). Александра отмечает в письме к сестре поразительный контраст между скорбью и великим торжеством - это сплотило супругов еще больше. Все, даже ненавистники императорской семьи, замечали впоследствии крепость союза и стойкость духа Александры Федоровны и Николая II.

Благословение молодой четы на правление (коронация) состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. С этого времени Аликс-«солнышко» обрела титул государыня-императрица Александра Феодоровна Романова. Позже она отметила в дневнике, что это было второе венчание - с Россией.

Место при дворе и в политической жизни

С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна - опора и поддержка для мужа в его нелегких государственных делах.

В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. К сожалению, при дворе ее идеи не приняли, более того, императрицу возненавидели. Во всех ее предложениях и даже мимике придворные усматривали лживость и неестественность. А на самом деле они просто привыкли к праздности и не хотели ничего менять.

Конечно, как и любая женщина и жена, Александра Романова оказывала действие на государственную деятельность супруга.

Многие видные политики того времени отмечали, что она негативно влияла на Николая. Таким было мнение, например, С. Витте. А генерал А. Мосолов и сенатор В. Гурко с сожалением констатируют непринятие ее русским обществом. Причем последний винит не капризный характер и некоторую нервозность действующей императрицы, а вдову Александра III, Марию Федоровну, так до конца и не принявшую невестку.

Тем не менее подданные ее слушались, и не из-за страха, а из-за уважения. Да, она была строга, но такой же она была и по отношению к самой себе. Аликс никогда не забывала своих просьб и указаний, каждое из них было четко обдуманным и взвешенным. Искренне любили ее те, кто был близок императрице, знал ее не по слухам, а глубоко лично. Для остальных государыня оставалась «темной лошадкой» и предметом сплетен.

Были и весьма теплые отзывы об Александре. Так, балерина (кстати, она была любовницей Николая до венчания последнего с Аликс) упоминает о ней как о женщине высокой морали и широкой души.

Дети: великие княжны

Первая великая княжна Ольга появляется на свет в 1895 году. Народная нелюбовь к императрице возросла еще больше, ведь все ждали мальчика, наследника. Александра, не найдя отклика и поддержки своих начинаний у подданных, полностью углубляется в семейную жизнь, она даже кормит дочь самостоятельно, не пользуясь услугами кого бы то ни было, что было нетипично даже для дворянских семей, не то что для императрицы.

Позже рождаются Татиана, Мария и Анастасия. Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали детей в простоте и чистоте духа. Это была обычная семья, лишенная всякого высокомерия.

Воспитанием занималась сама царица Александра Романова. Единственным исключением были предметы узкой направленности. Большое внимание уделялось спортивным играм на свежем воздухе, искренности. Мать была тем человеком, к которому девочки могли обратиться в любую минуту и с любой просьбой. Они жили в атмосфере любви и абсолютного доверия. Это была абсолютно счастливая, искренняя семья.

Девочки росли в атмосфере скромности и доброжелательности. Мать самостоятельно заказывала им платья, чтобы уберечь от излишней расточительности и воспитать кротость и целомудренность. Они очень редко бывали участницами светских мероприятий. Их выход в общество ограничивался только требованиями дворцового этикета. Александра Федоровна, жена Николая 2, боялась, что избалованные дочери дворянства пагубно повлияют на девочек.

С функцией матери Александра Федоровна справилась блестяще. Великие княжны выросли необычайно чистыми, искренними молодыми особами. Вообще в семье царил необычайный дух христианского благолепия. Это отмечали в своих дневниках и Николай II, и Александра Романова. Цитаты, приведенные ниже, только подтверждают вышеизложенную информацию:

«Наша любовь и наша жизнь - одно целое… Ничто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (Александра Федоровна).

«Редким семейным счастьем Господь благословил нас» (император Николай II).

Рождение наследника

Единственное, что омрачало жизнь супругов, - отсутствие наследника. По этому поводу Александра Романова очень переживала. В такие дни она становилась особо нервозной. Пытаясь понять причину и решить проблему, императрица начинает увлекаться мистицизмом и еще больше ударяется в религию. Это отражается и на муже, Николае II, ведь он чувствует душевные терзания любимой женщины.

Было решено привлечь лучших докторов. К сожалению, среди них попался настоящий шарлатан, Филипп. Прибывший из Франции, он настолько внушил императрице мысли о беременности, что она действительно поверила в то, что носит наследника. У Александры Федоровны развилось весьма редкое заболевание - «ложная беременность». Когда выяснилось, что живот у русской царицы растет под влиянием психо-эмоционального состояния, пришлось делать официальное объявление, что наследника не будет. Филиппа с позором выдворяют из страны.

Немногим позже Аликс все-таки зачинает и рождает 12 августа 1904 года мальчика - цесаревича Алексея.

Но не получила долгожданного счастья Александра Романова. Биография ее гласит, что жизнь императрицы с этого момента становится трагичной. Дело в том, что у мальчика обнаруживается редкая болезнь - гемофилия. Это наследственное заболевание, носителем которого является женщина. Суть его в том, что кровь не сворачивается. Человека одолевают постоянные боли и приступы. Самой известной носительницей гена гемофилии являлась королева Виктория, прозванная бабушкой Европы. По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». При самом лучшем уходе наследник мог дожить максимум до 30 лет, в среднем же больные редко когда преодолевали возрастной барьер в 16 лет.

Распутин в жизни императрицы

В некоторых источниках можно найти информацию, что помочь цесаревичу Алексею смог один только человек - Григорий Распутин. Хотя болезнь эта считается хронической и неизлечимой, есть немало свидетельств того, что "божий человек" своими молитвами якобы мог останавливать страдания несчастного ребенка. Чем это объясняется - сказать сложно. Следует заметить, что болезнь цесаревича являлась государственной тайной. Отсюда можно сделать вывод, насколько доверяла этому неотесанному тобольскому мужику императорская семья.

Об отношениях Распутина и императрицы написано немало: одни приписывают ему исключительно роль спасителя наследника, другие - любовную связь с Александрой Федоровной. Последние домыслы небезосновательны - в адюльтере императрицы тогдашнее общество было уверено, вокруг измены царицы Николаю II с Григорием ходили слухи. Ведь сам старец говорил об этом, но тогда он был в изрядном подпитии, поэтому запросто мог выдать желаемое за действительное. А для рождения сплетни многого не надо. По мнению близкого окружения, не питавшего ненависти к августейшей чете, основной причиной тесных отношений Распутина и императорской семьи были исключительно приступы гемофилии Алексея.

А как относился Николай Александрович к слухам, порочащим чистое имя его жены? Он считал все это не более чем вымыслом и неподобающим вмешательством в частную жизнь семьи. Самого же Распутина император считал «простым русским человеком, очень религиозным и верующим».

Достоверно известно одно: царская семья питала к Григорию глубокую симпатию. Они были одними из немногих, кто искренне горевал после убийства старца.

Романова в годы войны

Первая мировая война заставила Николая II отбыть из Петербурга в Ставку. Государственные же заботы взяла на себя Александра Федоровна Романова. Особое внимание императрица уделяет благотворительности. Войну она воспринимала как свою личную трагедию: искренне горевала, провожая солдат на фронт, а погибших оплакивала. Она читала молитвы над каждой новой могилой павшего воина, будто он был ее родственником. Можно смело сказать, что титул «Святая» Александра Романова получила уже при жизни. Это время, когда Аликс все больше приобщается к православию.

Казалось бы, слухи должны поутихнуть: страна страдает от войны. Отнюдь, они стали еще более жестокими. Например, ее обвиняли в увлечении спиритизмом. Это никак не могло быть правдой, ведь уже тогда императрица была глубоко верующим человеком, отвергающим все потустороннее.

Молитвами помощь стране во время войны не ограничивалась. Вместе с дочерьми Александра освоила навыки медсестер: они стали работать при госпитале, помогая хирургам (ассистировали на операциях), осуществляли всяческий уход за ранеными.

Каждый день в половине десятого утра начиналась их служба: наряду с другими сестрами милосердия государыня убирала ампутированные конечности, грязную одежду, перевязывала тяжелые раны, в том числе гангренозные. Это было чуждо представительницам высшего дворянского сословия: они собирали пожертвования для фронта, посещали госпитали, открывали лечебные заведения. Но ни одна не трудилась в операционных, как это делала императрица. И все это при том, что ее мучили проблемы с собственным здоровьем, подорванным нервными переживаниями и частыми родами.

Царские дворцы переоборудовались под госпитали, Александра Федоровна лично формировала санитарные поезда и склады медикаментов. Она дала обет, что пока идет война, ни она, ни великие княжны не сошьют себе ни единого платья. И осталась до конца верна своему слову.

Духовный облик Александры Романовой

Действительно ли была глубоко верующей Александра Романова? Фото и портреты императрицы, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют всегда грустные глаза этой женщины, в них затаилась какая-то скорбь. Еще в юности она с полной отдачей приняла православную веру, отказавшись от лютеранства, на истинах которого воспитывалась с детства.

Жизненные потрясения делают ее все ближе к Богу, она часто уединяется для молитв, когда пытается зачать мальчика, потом - когда узнает о смертельной болезни сына. А во время войны она неистово молится за солдат, раненых и погибших за Родину. Каждый день перед своим служением в госпитале Александра Федоровна отводит определенное время для молитв. Для этих целей в Царскосельском дворце даже отводят особую молельную комнату.

Впрочем, ее служение Богу заключалось не только в усердных мольбах: императрица разворачивает поистине масштабную благотворительную деятельность. Ею были организованы детский дом, дом инвалидов, многочисленные госпитали. Она находила время для своей фрейлины, потерявшей способность ходить: беседовала с ней о Боге, духовно наставляла и поддерживала каждый день.

Александра Федоровна никогда не выставляла свою веру напоказ, чаще всего в поездках по стране она посещала церкви и госпитали инкогнито. Она могла легко слиться с толпой верующих, ведь действия ее были естественны, шли от самого сердца. Религия была для Александры Федоровны делом сугубо личным. Многие при дворе пытались найти в царице нотки ханжества, но у них ничего не получалось.

Таким же был и ее муж, Николай II. Они любили Бога и Россию всем сердцем, не представляли себе другой жизни, вне России. Они не делали различий между людьми, не проводили черту между титулованными особами и простым народом. Скорее всего, поэтому обычный тобольский мужик, Григорий Распутин, в свое время «прижился» в императорской семье.

Арест, ссылка и мученическая смерть

Заканчивает жизненный путь Александра Федоровна, приняв мученическую смерть в ипатьевском доме, куда семью императора сослали после революции 1917 года. Даже перед лицом приблизившейся смерти, находясь под дулами расстрельной команды, она осеняла себя крестным знамением.

«Русскую Голгофу» предсказывали императорской семье не единожды, они жили с этим всю свою жизнь, зная, что для них все закончится весьма печально. Они подчинились воле Бога и таким образом победили силы зла. Похоронена царская чета была лишь в 1998 году.


Виктория Алиса Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская, императрица Александра Федоровна , которую супруг Николай II нежно называл «Аликс», отличалась безупречным вкусом и слыла законодательницей мод. При этом сама она не увлекалась модными журналами и не следила за современными тенденциями – ее пуританское воспитание и природная сдержанность исключали страсть к роскоши и охоту за модными новинками. Она категорически отвергала «крайности моды»: если популярные фасоны платьев казались ей неудобными, она их не носила.





Многим придворным дамам Александра Федоровна казалась слишком чопорной, неприветливой и холодной, в чем даже усматривали признаки болезни. Однако такое поведение объяснялось лишь застенчивостью и смущением из-за общения с малознакомыми людьми, а также английским воспитанием, которое она получила у своей бабушки, английской королевы Виктории. Пуританские взгляды отразились и на манере ее поведения, и на вкусовых пристрастиях и стиле. Многие предметы роскоши и модные наряды отвергались ею как «бесполезные». Так, например, императрица отказалась носить узкую юбку из-за того, что в ней было неудобно ходить.





Последняя российская императрица предпочитала наряды от братьев Ворт (сыновей известного французского кутюрье Чарльза Ворта), Альбера Бризака, Редферна, Ольги Бульбенковой и Надежды Ламановой. Братья Ворт и Бризак шили для нее вечерние и бальные наряды, Ольга Бульбенкова – парадные платья с золотым шитьем, у Редферна она заказывала удобную городскую одежду для визитов и прогулок, а у Ламановой – как повседневную одежду, так и платья для балов и приемов.





В ее гардеробе преобладала одежда нежных пастельных оттенков, светло-розовые, голубые, бледно-сиреневые и светло-серые наряды эпохи Ар Нуво. Модельер Поль Пуаре называл эти цвета «неврастенической гаммой». Атласные туфли императрица не любила, она предпочитала замшевые туфли с длинным узким носком, золотистого или белого цвета.





Ее стилю были присущи спокойные элегантные силуэты и тончайшие изысканные оттенки, которые соответствовали ее статусу, гармонировали с типом внешности и в то же время были отражением ее природной сдержанности и скромности. Ее современницы отмечали, что «одевалась она очень хорошо, но не экстравагантно», а некоторые даже утверждали, что нарядами она и вовсе не интересовалась.







Александра Федоровна практически не пользовалась косметикой, не делала маникюр, объясняя это тем, что императору не нравятся «наманикюренные ногти», волосы завивала только накануне больших дворцовых выходов. Ее любимыми ароматами были «Белая роза» парфюмерной фирмы «Аткинсон» и туалетная вода «Вербена». Эти ароматы она называла самыми «прозрачными».





Императрица хорошо разбиралась в ювелирных украшениях, из которых предпочитала носить перстни и браслеты. В мемуарах одна из современниц, характеризуя стиль Александры Федоровны, говорит, что она «всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями».









К своему туалету Александра Федоровна относилась с немецким педантизмом и аккуратностью. По воспоминаниям современников, «императрица заранее подбирала одежду на неделю вперед, исходя из своего участия в тех или иных мероприятиях, а также согласуясь с личными предпочтениями. Она сообщала о своем выборе камер-юнгферам. Затем каждый день Александра Федоровна получала от них краткий письменный перечень одежды, планируемой на день следующий, и давала окончательные инструкции по поводу своего гардероба. Иногда императрица сомневалась, что ей надеть, и просила подготовить несколько комплектов одежды, чтобы иметь возможность выбора».