Выборы царя смутное время. Смутное время в истории россии. Чем фактически была Смута в истории России

Источник - Википедия

Смутное время или Смута - период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609-1618) , тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:
Пресечение династии Рюриковичей.
Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые - ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»
Тяжёлое экономическое положение государства . Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода . Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601-1603 годов , разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств
Глубокий социальный разлад в стране . Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей
Последствия опричнины . По мнению известного российского историка Шмурло, она подорвала уважение к власти и закону

Наследник Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович (с 1584) был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий был младенцем. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись боярские роды - Захарьины-(Романовы), Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов .
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Отряд атамана Хлопка насчитывал до 600 человек (см. восстание Хлопка).

Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. Самозванец Лжедмитрий , объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля и вскоре принял католицизм. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников («авантюристов»). В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Фёдора Мстиславского было разбито в битве под Новгородом-Северским. Однако другое войско, отправленное Годуновым против самозванца, одержало убедительную победу в битве под Добрыничами 21 января 1605 года. Командовал московским войском знатнейший боярин - Василий Шуйский . Царь вызвал Шуйского, чтобы щедро наградить. Во главе армии был поставлен новый воевода - Пётр Басманов. Это было ошибкой Годунова, так как вскоре оказалось, что самозванец жив, а Басманов - ненадёжный слуга. В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова, осаждавшая Кромы, практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу , который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.
20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником и князем Московским. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Законный же Патриарх Иов был смещён с патриаршей кафедры и заточён в монастырь. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля, состоялось венчание Лжедмитрия I на царство.
Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ. Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Почти сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.
На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот.
В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606-1607), породившее начало движения «воров».

Не успели убрать с Красной площади труп самозванца, как по Москве поползли слухи, что во дворце убили не Дмитрия, а кого-то другого. Эти слухи сразу же сделали положение Василия Шуйского очень шатким. Недовольных боярским царем было много, и они ухватились за имя Дмитрия. Одни – потому, что искренне верили в его спасение; другие – потому, что только это имя могло придать борьбе с Шуйским «законный» характер. Вскоре движение возглавил Иван Болотников. Он был в молодости военным холопом князя Телятевского. Во время похода попал в плен к крымским татарам. Затем был продан в рабство в Турцию. Во время морского сражения Болотникову удалось освободиться. Он бежал в Венецию. По пути из Италии на родину Болотников побывал в Речи Посполитой. Здесь из рук соподвижника Лжедмитрия I, он получил грамоту о назначении его главным воеводой в «царском» войске. Поверив в «истинного царя», Болотников двинулся из Путивля на Москву. Осенью 1606 года, разбив несколько царских отрядов повстанцы подступили к Москве и расположились в селе Коломенском. В лагерь Болотникова толпами стекались люди, недовольные царем Василием Шуйским. Осада Москвы продолжалась пять недель. Неудачные попытки взять город закончились тем, что несколько дворянских отрядов, в том числе крупный отряд Прокопия Ляпунова, перешли на сторону Василия Шуйского. Оттолкнули москвичей и настойчивых сторонников Болотникова о «втором чудесном спасении Дмитрия». В решающей битве у Коломенского в декабре 1606 года ослабленные войска Болотникова были разбиты и отошли в Калугу и Тулу. В Калуге Болотников быстро привел в порядок городские укрепления. Подошедшее войско во главе с воеводами Василия Шуйского не только не смогло взять город, но и потерпело жестокое поражение. Другим центром стала Тула. На помощь Болотникову прибыл отряд из Поволжья, возглавляемый еще одним самозванцем – «царевичем Петром», якобы сыном царя Федора Ивановича. Василию Шуйскому удалось собрать большое войско. Он смог сделать это благодаря серьезным уступкам дворянству. В сражении под Каширой в мае 1607 года отряды Болотникова потерпели поражение. Их остатки укрылись за крепостными стенами Тулы. Осада города длилась около четырех месяцев. Убедившись, что Тулу невозможно взять при помощи оружия, Василий Шуйский приказал соорудить плотину на реке Упе. Поднявшаяся вода затопила часть города. В Туле начался голод. 10 октября 1607 года Иван Болотников сложил оружие, поверив обещанию царя сохранить ему жизнь. Но Василий Шуйский жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова сослали в монастырь, где вскоре он был ослеплен и утоплен. «Царевич Петр» был повешен. Однако большинство повстанцев было отпущено.

Слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия не утихали. Летом 1607 года в Стародубе объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве) (1607-1610). К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород и Казань. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украины» и Северские земли в 1607-1608 гг.
В 1607 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть Лжедмитрия II, разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально-освободительное движение. В декабре 1608 года от тушинского «вора» «отложились» Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 года ополчение города Устюжна выбило поляков и «черкасов» (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля сибирские и архангельские стрельцы воеводы Давыда Жеребцова освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир
Правительство Василия Шуйского заключает с Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд. Русское правительство должно было также оплачивать наёмников, составляющих большую часть шведского войска. Выполняя обязательства, Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд «всякого разноплемённого сброда» под командованием Я. Делагарди. Весной князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде 5-тысячное русское войско. 10 мая русско-шведские силы заняли Старую Руссу, а 11 мая разбили польско-литовские отряды, подступавшие к городу. 15 мая русско-шведские силы под командованием Чулкова и Горна разбили польскую конницу под командованием Кернозицкого у Торопца.
К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11-13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью. В дальнейших действиях Скопина-Шуйского шведские войска (за исключением отряда Христиера Зомме численностью в 1 тысячу человек) участия не принимали. 24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьевский монастырь, располагавшийся в городе Калязине. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой.
Одновременно с этим используя русско-шведский договор, польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск. Большинство тушинцев покинуло Лжедмитрия II и отправились на службу королю. В этих условиях самозванец решился на побег и бежал из Тушино в Калугу, где снова укрепился и к весне 1610 года отбил у Шуйского несколько городов.

12 января 1610 года поляки отступили от Троице-Сергиевого монастыря, а 27 февраля оставили под ударом русских войск Дмитров. 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вступили в столицу, однако 23 апреля успешный молодой полководец после недолгой болезни скончался. Большинство историков исходят из того, что он был отравлен царём Василием Шуйским и его бездарным в военном отношении братом Дмитрием Шуйским, которые завидовали огромной популярности своего дальнего родственника и боялись потерять власть в его пользу. Армию возглавил Дмитрий Шуйский.
Русская армия в это время готовилась выйти на помощь Смоленску, который с сентября 1609 года был осаждён войсками польского короля Сигизмунда III. Поляки и запорожцы овладели городами северской земли, поддерживающей Лжедмитрия II; население Стародуба и Почепа полностью погибло во время вражеского штурма; Чернигов и Новгород-Северский сдались.

4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия (Жолкевский) разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков. Таким образом полякам открылся путь на Москву с запада.
Узнав о клушинской катастрофе, с юга на Москву двинулись войска Лжедмитрия II, захватив по дороге Серпухов, Боровск, Пафнутьев монастырь, и устроили лагерь в подмосковном селе Коломенском.

Поражение войск Дмитрия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610 г.), а также повторное появление Лжедмитрия II под Москвой, окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и в этих условиях в Москве произошёл переворот. В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещён. К власти пришёл совет из семи бояр - с, которые признали русским царём польского королевича Владислава.
Однако население многих городов и сёл не признали царём католического королевича и присягнули Лжедмитрию II, в том числе ранее упорно боровшихся с ним: Коломна, Кашира, Суздаль, Галич и Владимир.
Реальная угроза со стороны самозванца вынудила Семибоярщину в ночь с 20-21 сентября впустить в столицу польско-литовские войска, чтобы отразить «вора». Но самозванец, предупреждённый доброжелателями, покинул Коломенский лагерь и вернулся в Калугу.
Грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались признавать Владислава русским царём, присягая на верность Лжедмитрию II. В сентябре 1610 года отряды самозванца освободили от польского владычества Козельск, Мещовск, Почеп и Стародуб. В начале декабря Лжедмитрий II разбил войска гетмана Сапеги. Но 11 декабря в результате ссоры самозванец был убит татарской стражей.
В стране началось национально-освободительное движение, которое способствовало образованию Первого и Второго ополчения.

В стране началось национально-освободительное движение

Во главе первого ополчения стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов , к которому присоединились сторонники Лжедмитрия II: князья Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, Масальские, Черкасские и другие. Также перешла на сторону ополчения казачья вольница во главе с атаманом Иваном Заруцким.
Перед подходом 17 марта 1611 года польский гарнизон, приняв спор на рынке за начало восстания, устроил резню в Москве. В итоге только в Китай-городе погибло 7 тысяч москвичей.
24 марта 1611 года к стенам Москвы подступили основные силы 1-го Ополчения Ляпунова. В апреле-мае ополченцами был освобождён Белый город, Земляной город и часть Китай-города. На «Совете всея земли» было выбрано временное правительство "Совет всей земли", во главе которого стояли Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий. Совет собирал налоги, разбирал распри между дворянами. Однако в результате распри на военном совете восставших казаков Ляпунов был убит, а оставшиеся войска под предводительством Дмитрия Трубецкого и Заруцкого держали осаду Кремля до прихода второго ополчения.
В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города и захватили Новгород. А в декабре 1611 года Псков присягнул новому самозванцу Лжедмитрию III . Нового самозванца также признали множество северо-западных городов и несколько небольших восточных.

Второе ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин , который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского . В феврале Второе ополчение двинулось в поход к столице.
Однако в марте подмосковный стан, оставшийся от Первого ополчения, присягнул Лжедмитрию III. Второе ополчение Минина и Пожарского не могло выступить к столице, пока там распоряжались сторонники самозванца.
В этих условиях лидеры второго ополчения сделали своей столицей Ярославль , где было создано такое же временное правительство, как у первого ополчения – "Совет всей земли". Ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Замосковные, волжские и поморские города посылали в Ярославль свои военные силы и собранную казну. Кузьма Минин заново организовал систему управления территорией, отказавшейся признать власть Лжедмитрия III. Сам самозванец недолго продержался в Пскове. Псковский "вор" обложил подконтрольную им территорию огромными налогами. Кроме того, в отличие от своих предшественников, он оказался бездарным военным руководителем и не мог даже отогнать от Пскова польских рейдеров Лисовского. Против Лжедмитрия III возник заговор, самозванца пленили и отправили под конвоем в Москву, где он и погиб по дороге в результате нападения польских "воров".
Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.
Около 20 (30) августа 1612 ополчение из Ярославля двинулось под Москву, в которой разразился голод. В сентябре второе ополчение нанесло поражение войскам гетмана Ходкевича, пытавшегося соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский кремль.

22 октября (1 ноября) 1612 ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери. 26 октября (5 ноября) командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц; на следующий день гарнизон сдался.

По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, соправители русского государства Пожарский и Трубецкой созвали представителей от городов, по 7 человек, для выбора царя. Сигизмунд вздумал было идти на Москву, но у него не хватило сил взять Волок, и он ушёл обратно.
В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём были представители даже чёрных волостей, чего не бывало прежде. По мнению историка Ключевского, Земский собор 1613 года был первым всесословным собором. Когда выборные прибыли в столицу, был назначен трёхдневный пост, которым представители сословий всей страны хотели очиститься от грехов перед выборами нового государя. По окончании поста начались совещания. Вопрос о выборе государя из числа иностранных правителей, таких, как польский принц Владислав и шведский Карл Филипп, был решён отрицательно; была отметена и кандидатура Ивана Дмитриевича, «воренка», малолетнего сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Однако и ни один из русских кандидатов сразу не встретил единогласной поддержки. «Повесть о Земском соборе 1613 года» сообщает о восьми претендентах из числа бояр, в том числе Дмитрии Тимофеевиче Трубецком, Иване Михайловиче Воротынском и Дмитрии Михайловиче Пожарском

Выборы были очень бурные. Сохранилось предание, что патриарх Филарет требовал ограничительных условий для нового царя и указывал на своего сына как на самого подходящего кандидата. Выбран был действительно Михаил Фёдорович , и несомненно, ему были предложены те ограничительные условия, о которых писал Филарет: «Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах».
Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.

После избрания царя на Руси не стало спокойнее. 25 мая 1613 года начинается восстание против шведского гарнизона в Тихвине. Восставшие посадские люди отбили у шведов укрепления Тихвинского монастыря и выдерживали в них осаду до середины сентября, вынудив отряды Делагарди отступить. С успешного тихвинского восстания начинается борьба за освобождение Северо-Западной Руси и Великого Новгорода от шведов.
До лета 1614 года на юге России проявлял активность атаман Иван Заруцкий . Не согласный с решением Земского собора, он отступил от Москвы на территорию нынешней Тульской области. После появления царских ратей он отошёл к Астрахани, где пытался организовать сопротивление новой власти. На севере мобилизованные для борьбы со шведами казаки подняли мятеж и принялись разорять территорию верхнего Поволжья. Достаточно крупный 5-тысячный их отряд под командованием атамана Баловня в 1615 году неожиданно подступил к Москве, но был отражён ярославской ратью воеводы Лыкова.
В 1615 году в самое сердце России вторгся большой отряд пана Лисовского, который смог в районе Орла чуть было не нанести поражение самому князю Пожарскому - герою 2-го ополчения, воспользовавшись тем, что часть его сил ещё не подошла к городу. Затем лисовчики (2 тыс. человек) совершили глубокий рейд, описав гигантскую петлю вокруг Москвы (через Торжок, Углич, Кострому, Муром) и вернувшись в Польшу. Последний безуспешный удар по Москве в 1618 году нанесли поляки совместно с запорожцами гетмана Сагайдачного (20 тыс. человек).
Война со Швецией завершилась подписанием в 1617 году Столбовского мирного договора по условиям которого Россия теряла выход к Балтийскому морю, но города Новгород, Порхов, Старая Русса, Ладога и Гдов были ей возвращены.

Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Такое разорение новгородской земли повлияло на то, что шведы беспрепятственно смогли на столетие взять себе побережье Финского залива, так называемую Ингерманландию, которую смог отвоевать назад только первый император России - Пётр I, также основав на этих землях город Санкт-Петербург в 1703 году.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Взгляды историков на годы начала и окончания смуты различны.
Начало. Дату начала смуты определяют по-разному:
1584 - год смерти Ивана Грозного;
1591 - гибель царевича Дмитрия в Угличе;
1598 - смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова;
1604 - выступление самозванца.
Окончание. Даты окончания Смуты также разнятся. Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова. Другие считают, что Смута оканчивается Деулинским перемирием с Речью Посполитой в 1618 году.
Существуют различные взгляды на периодизацию Смутного времени. Различные периодизации вытекают из принципа, лежащего в их основе.
По правителям:
1598 - 1605 гг. (Борис Годунов)
1605 - 1606 гг. Самозванец (Лжедмитрий I)
1606 - 1610 гг. Двоевластие (Лжедмитрий II и Боярский царь Василий Шуйский)
1610 - 1613 гг. Семибоярщина
1613 - 1645 гг. Романов (Михаил Романов)
6. Нестабильность как шанс на лучшее будущее
7. Михаил Федорович "Кроткий", царь (1596 - 1645)
8.

Выборы царя

Пока М.И. Татищев сочинял «Сказание» с опытными книжниками и дьяками, В.И. Шуйский продолжал активно действовать. По его инициативе 18 мая Боярская дума собралась в полном составе для решения вопроса о власти. На повестке дня стоял один вопрос: кому править до избрания нового царя? Раньше существовала традиция, по которой царя мог заменять патриарх. Но Игнатий как ставленник самозванца был свергнут вместе с ним и отправлен в заточение в Чудов монастырь. Поэтому большинство бояр пришли к мысли о том, что уже на следующий день на импровизированном Земском соборе следует решить вопрос о кандидатуре нового нареченного царя. Его следовало выбрать из числа самых знатных князей, и наиболее подходящим для многих представлялся князь Ф.И. Мстиславский, состоявший в родстве с прежними московскими государями. Но тот, отличаясь редкой щепитильностью и порядочностью, решительно отказался от предложенной чести. Тогда выбор пал на главного заговорщика В.И. Шуйского. Правда, ему было очень трудно доказать свои права на престол. Он не состоял в родстве с великими князьями Московскими, поскольку принадлежал к суздальско-нижегородской ветви Рюриковичей. К тому же был стар, по меркам того времени, и не имел сыновей-наследников. Поэтому было сомнительно, что он сможет основать новую царскую династию.

Однако сам претендент решительно рвался к власти, и это повлияло на мнение бояр. Ради царской короны Шуйский был готов даже подписать Ограничительную запись в пользу Боярской думы. К тому же он обещал не наказывать всех мнимых родственников и сторонников Лжедмитрия и даже соглашался сохранить за ними все прежние пожалования. Последнее обстоятельство, видимо, стало решающим. Бояре согласились с тем, что 19 мая на Соборной площади будут собраны все находящиеся в столице представители власти, члены двора, духовенство и рядовые москвичи. Это сборище должно было представлять собой Земский собор, полномочный избрать нового государя.

Сторонники В.И. Шуйского тут же отправились «в народ» и начали активно агитировать горожан проголосовать за их ставленника. Еще не успевшие протрезветь после погромов и пьянства москвичи были готовы поддержать любого, кто не стал бы их наказывать за расправу над поляками и грабежи. Поэтому когда 19 мая бояре спросили собравшихся на площади людей, кого следует избрать новым царем, тут же раздались крики: «Князь Василий Шуйский! Он самый достойный! Он избавил страну от злого еретика и защитил православную веру!»

Так, без каких-либо сложных формальностей В.И. Шуйский был наречен царем. Воодушевленные москвичи с радостными криками подхватили князя и на руках внесли в царские покои. Сам он не стал ждать, как когда-то Б.Ф. Годунов, других доказательств готовности подданных ему служить и тут же надел царскую корону. После этого во все концы страны полетели грамоты, извещающие об его избрании на престол. В них писалось следующее: «Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего Освященного собора, по челобитию и прошению всего православного христианства учинились на отчине праводителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине». (СГДД. Ч. 2. № 89.)

Новый царь, видимо, полагал, что подданные будут удовлетворены его доказательствами прав на престол и согласятся с его воцарением. Но он, судя по всему, заблуждался. Сведущие люди могли сразу понять, что во всех строках этой грамоты – ложь.

Прежде всего было ясно, что в Москве не собирался Освященный собор, поскольку патриарх Игнатий был свергнут и нового главы Церкви еще не было. Не могли умолять Шуйского и все православные христиане, поскольку в Москве находились лишь местные жители.

К тому же Российское государство никогда не являлось отчиной князей Шуйских, поскольку они принадлежали к ветви суздальско-нижегородских Рюриковичей. Даже прославленный князь Александр Невский, считавшийся великим князем Владимирским, не был их прародителем. По летописям известно, что предком Шуйских был брат Александра Ярославича Андрей. По завещанию отца он получил Суздаль и Нижний Новгород. Правда, с 1249 по 1252 г. он был великим князем Владимирским и даже занимал существенно более высокое положение, чем родоначальник московских князей Даниил Александрович, земли которого ему никогда не принадлежали. Но со временем потомки Андрея Ярославича измельчали и уже в XV в. были вынуждены поступить на службу к московским князьям. Напротив, потомки Даниила Александровича с начала XIV в. все время возвышались, расширяли свои владения и в конце XV в. стали государями всея Руси, «взяв под свою руку» остальных князей Рюриковичей, в том числе и Шуйских.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.10 автора Акунин Борис

Про выборы 3 сентября, 9:38Для России сегодня нет темы более важной, чем московские выборы. Мне удивительны люди, которые этого не понимают.Я хочу обратиться к тем, кто не собирается голосовать, считая, что эти выборы - фарс и все равно ничего не изменишь, или что Навальный

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.13. От царя-повелителя до царя-жертвоприносителя «Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев». Таково название двадцать пятой, по совпадению, главы первой книги «Рассуждение о первой декаде Ливия»

Из книги История Российская. Часть 4 автора Татищев Василий Никитич

ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ С НАЧАЛА ЦАРСТВА ЦАРЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА, ПО РУССКОМУ ИСЧИСЛЕНИЮ ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7090, А ОТ ХРИСТА 1582-го ГОДА, ПИСАННАЯ В СРЕДИНЕ ЦАРСТВА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, И К ТОМУ НЕЧТО ИЗ ДРУГИХ

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Изгнание царей автора

2.2. «Лжедмитрий» - настоящий царевич Дмитрий, сын царя Ивана Ивановича Он не погибал в детстве, но ему лукаво приписали гибель его тезки, святого царя-мальчика Дмитрия Ивановича, погибшего в 1563 или 1564 году Выше мы напомнили основные моменты начала знаменитой истории

Из книги Россия под властью масонов [с иллюстрациями] автора Платонов Олег Анатольевич

Выборы-99 1999 год принес новую расстановку в иудейско-масонской элите, правящей в России. Неуважение русских к этой элите может поспорить только с ненавистью к ней. В этих условиях происходит сдвиг внутри правящей элиты от криминально-космополитического клана

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

2. Козни против юного полководца со стороны «брата-соправителя» или дяди-царя или брата царя Оказывается, при царском дворе против Тита начались серьезные интриги со стороны родственника. Светоний сообщает следующее: «БРАТ НЕ ПЕРЕСТАВАЛ СТРОИТЬ ПРОТИВ НЕГО КОЗНИ и почти

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Выборы Мужики редко приходили на усадьбу, а коли приходили, то все больше по делу. В школу они тоже не любили ходить. Разве только когда мы ставили спектакли, устраивали концерты. Разговоры всегда сводились к одному: "Ну как, Александра Львовна, большевики-то скоро

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА БИОГРАФИИ БИБЛЕЙСКОГО ЦАРЯ ДАВИДА (ТО ЕСТЬ В КНИГЕ 1 ЦАРСТВ) ОПИСЫВАЕТ РУССКО-ОРДЫНСКОГО ЦАРЯ-ХАНА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО XIV

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено Пред смертью царя Иоанна Васильевича изменили

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

3. Гибель короля Генриха II является отражением смерти царя-хана Василия III, то есть библейского царя Ахава Библейский пророк Михей - это предсказатель Мишель Нострадамус 14a. СОФЬЯ-МАРИЯ ПАЛЕОЛОГ. - СТРАННАЯ ГИБЕЛЬ БИБЛЕЙСКОГО ЦАРЯ АХАВА = ОТРАЖЕНИЯ ВАСИЛИЯ III. Следуя

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Выборы царя Пока М. И. Татищев сочинял «Сказание» с опытными книжниками и дьяками, В. И. Шуйский продолжал активно действовать. По его инициативе 18 мая Боярская дума собралась в полном составе для решения вопроса о власти. На повестке дня стоял один вопрос: кому править до

Из книги Почему «поставили» именно Путина автора Мороз Олег Павлович

Выборы Президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года. Уже в конце этого дня стало ясно, что Путин побеждает с довольно большим - более 16 процентов - отрывом от следующего за ним вечного коммунистического кандидата в президенты Зюганова.Окончательные итоги выборов

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Выборы нового царя После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.В самом

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

1. Рождение царя Сервия Туллия и рождение Христа, Царя Славы 1.1. Наш логический вывод и свидетельство Ливия Прежде чем обратиться к первоисточникам, вспомним эмпирико-статистические и астрономические результаты, отождествляющие Царский Рим со Второй и Третьей Римскими

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете .

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте. К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест . Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста. Поэтому я вас приглашаю

Смутное время на карте Москвы

Сегодня мы отмечаем большой праздник - День народного единства. Ровно 403 года назад Минин и Пожарский с ополчением захватили Китай-город, подошли к Кремлю и вынудили капитулировать поляков. А праздник этот - очередной повод вспомнить события начала 17 века и разложить всё по полочкам. Мы ходим от метро к работе, сидим на лавочках бульварного кольца, фотографируемся на фоне храма Христа Спасителя и даже не представляем, какие кровавые события разворачивались в этих местах четыре сотни лет назад. Многие из этих мест неблагодарно позабыты, памятников или хотя бы информационных табличек там очень не хватает. Ну что-ж, попробуем сами разобраться.

Нарисуем карту, отметим на ней все эти важные исторические пункты.

1) Кремль


За века Кремль насмотрелся многого, его стены и соборы всё это хорошо помнят. Здесь предстал перед народом Лжедмитрий I в 1605 году, тут он женился на Марине Мнишек, успел построить себе новый деревянный дворец на крыше каменного запасного дворца Бориса Годунова. Сейчас на его месте поросший травой южный склон Боровицкого холма, чуть ниже смотровой площадки перед нынешним Большим Кремлёвским дворцом. В Кремле же, в Вознесенском монастыре вдова Ивана Грозного, инокиня Марфа признала в самозванце своего убиенного сына. И через одиннадцать месяцев после своего появления в Кремле, со второго этажа своего дворца и выпрыгнул Лжедмитрий, убегая от раскусивших его русских. Но спастись ему не удалось. Тут же, в кремле, он был убит, а тело бросили на Лобном месте. Позже Кремль стал свидетелем правления Василия Шуйского, и его же свержения и заточения в Чудов монастырь. А затем польский королевич Владислав и «Семибоярщина», но об этом несколько позже.


Запасной дворец Бориса Годунова, и деревянные хоромы Лжедмитрия I на его крыше.

2) Серпуховские ворота

Метро Добрынинская, Макдональдс, длинные подземные переходы… Сейчас тут даже о 19 веке почти ничего не напоминает, лишь парочка укутанных в зелёные сетки домов. А 400 лет назад на месте нынешнего Садового кольца проходила граница Москвы с земляным валом и деревянной крепостью. Именно в Серпуховские ворота земляного города торжественно въехал в 1605 году Лжедмитрий I. Именно через эти же ворота в 1606 году вывезли его тело, закопав неподалёку, на «убогом» кладбище. Но, пошли слухи, что дело тут нечисто, что мертвец ходит по ночам, а над могилой носятся какие-то огни. В конце концов останки самозванца выкопали, предали огню, и, смешав с порохов пальнули ими из пушки в сторону Польши – туда, откуда он пришёл. Всё это происходило тут же, у Серпуховских ворот.

Серпуховская площадь в начале ХХ века

Здесь же, у этих же ворот по окончании смуты, в ноябре 1614 года по приказу первого Романова – царя Михаила Фёдоровича был повешен сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек – трёхлетний Ивашка Ворёнок или «Иван Дмитриевич». Суровое было время!

3) Ходынка
Давка на Ходынке во время коронации Николая II отнюдь не самое кровавое событие этих мест. Объявившийся под Москвой в 1608 году Лжедмитрий II пытался взять Москву штурмом, но войска Василия Шуйского этого сделать не дали. В ходе сражений кровью облили всю тверскую дорогу от нынешних Химок и до Белорусской, самая страшная битва разыгралась на Ходынке, здесь полегло около 14000 человек.

4) Тушино.
После Ходынки Лжедмитрий II решил переждать и разбил лагерь в Тушино. Причём только первое время это было похоже на палаточный лагерь, как на картине Иванова:


Вскоре это превратилось в самый настоящий город, с крепостью и посадом за её стенами, с домами и улицами, государственными учреждениями, приказами, боярской думой и т д. Многие из московских бояр признали Лжедмитрия II и перебирались в Тушино. Тут даже свой Патриарх появился – Филарет, отец 11-летнего Михаила, будущего царя, первого из Романовых. На стороне Москвы остался патриарх Гермоген.
Сейчас разыскать невооружённым глазом какие-либо следы ставки второго из самозванцев не представляется возможным. Говорят, ещё в начале 20 века сохранялись остатки крепостного вала, да проходила рядом улица с названием Царикова гора – последний топонимический след. Единственным зданием, помнившим «царя Дмитрия Ивановича», и прошедшим сквозь века, оставалась церковь Андрея Стратилата бывшего Спасского монастыря. Да и та была снесена в 1890 году.
Однако мы знаем, что крепость и дворец «Тушинского вора» располагались на высоком холме, на правом берегу реки Сходня, недалеко от её впадения в Москву-реку. Раскопки 19 века помогли более точно локализовать место, а сейчас на месте этом месте стоят автокомбинат №36 и 17-й таксомоторный парк.


Лагерь Лжедмитрия II продержался почти 2 года, и летом 1610 г. часть тушинцев начала переговоры о приглашении на русский престол Владислава – сына короля Сигизмунда, при условии, что он перейдёт в православие, а его правление со всех сторон будут ограничивать бояре.

В июле 1610 года «кремлёвский царь» Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи.
В августе 1610 года «Семибоярщина» «мирно» впустила в Кремль поляков и королевича Владислава в качестве правителя, что в итоге превратилось в самую настоящую оккупацию. Дальше же начинается совершенный хаос. Постоянные интриги, локальные разборки поляков и русских вылились в полное разорение города и страшный пожар – за пределами занятых поляками кремля и Китай-города сгорело почти всё. Белый город превратился в огромное пепелище, лишь его стена, да несколько обгоревших каменных храмов торчали из безжизненной земли. До наших дней дошли четыре храма Белого города, пережившие смуту – церковь Николы в Подкопаеве, соборы Рождественского и Петровского монастыря, да церковь Антипия на Колымажном дворе. Красная площадь оказалась полностью завалена трупами так, что не пройти и не проехать.

5) Волхонка
Во время всеобщего разорения города и контроля над ним поляками, в марте 1611 года русским войскам удалось прорваться в Белый город и занять Чертолье – нынешнюю Волхонку. Казалось, что с двух сторон их защищала стена Белого города, которая тогда шла и вдоль Москвы-реки, стыкуюясь с кремлём. Но не тут-то было, поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота (сейчас заложенные), прошли вдоль стены по ещё крепкому мартовскому льду на Москве-реке, вошли в Белый город через незапертые Чертольские (Пречистенские) ворота, атаковали русских с тыла, и перебили их всех. Сейчас на этом месте стоит храм Христа спасителя, однако он построен в память вовсе не тех событий, а тех, что произошли в Москве через 200 лет.


Нынешнее Чертолье.


Фрагмент Сигизмундова плана 1611 года. Хорошо видна стена Белого города, примыкающая снизу к кремлю. Угловая башня у Москвы-реки - Семиверхая. Правее - Чертольские ворота и подходящая к ним Волхонка.

6) Стены Белого города. Семиверхая башня
Эх, матушка Екатерина! Почему ты не соизволила сохранить стены Белого города, как памятник войне с поляками, схваткам за Москву и тысячам жертв? В 1611-12 году основные бои разворачивались в районе городских стен, поскольку остальной город был фактически стёрт с лица земли. Стена Белого города постоянно переходила из рук в руки, осыпая оборонительные рвы телами погибших. И снова уже знакомые места, соседняя с Чертольскими воротами угловая, Семиверхая башня Белого города. По-видимому она была самой большой, и из-за реки производила впечатление воистину неприступной цитадели. Поляки прозвали её «чёртовой кухней», поскольку в тот момент, когда 300 поляков заняли башню и оборонялись, русские подожгли её пороховые погреба. Огонь охватил всю башню, и полякам оставалась либо сгореть заживо, либо спуститься из башни по верёвкам и в ту же секунду принять смерть от русских сабель. Сейчас на этом месте скверик у Храма Христа Спасителя на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.


Семиверхая башня на рисунке Апполинария Васнецова.

7) Палаты Пожарского на Большой Лубянке
Еще только на горизонте появилось народное ополчение Прокопия Ляпунова, а на Большой Лубянке уже укреплялся князь Пожарский. В первом сражении в районе Сретенки Пожарский прогнал врагов в Китай-город, однако на следующий день поляки подошли вплотную к дому Пожарского. И прямо здесь, во дворе своих палат князь целый день бился с поляками, был тяжело ранен, и вывезен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас на Большой Лубянке, 14, стоит заброшенным роскошный особняк, завешенный строительной сеткой, и постепенно разрушающийся. Все его знают, как дом московского генерал-губернатора Ростопчина, фигуранта событий 1812 года. Но, именно в основе этого дома могут сохраняться палаты начала 17 века – князя Пожарского. До сих пор неизвестно, осталось ли что-то от древнего дома – может быть лишь фундамент, а может и часть первого этажа. В любом случае дом-герой двух войн - предан забвению.


Усадьба Ростопчина, возможно с палатами Пожарского в основе, сейчас выглядит далеко не лучшим образом.

Руководили первым ополчением дворянин Ляпунов, казак Заруцкий и князь Трубецкой. Им удалось захватить Белый город, однако вместо того, чтобы копить силы и думать об освобождении Кремля и Китай-города, они стали раздавать должности другу другу, и в итоге съели сами себя. Разногласия казаков и дворян переросли во вражду, и, в конце концов, Ляпунов был убит казаками, а остальные разбежались.

8) Крутицкое подворье
И вот, в августе 1612 года к Москве наконец-то подоспело второе ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, начало которому было положено в Нижнем Новгороде. На подступах к Москве ополченцы сделали остановку в Крутицком подворье, ведь именно там временно находился главный собор Москвы. Кремлёвский Успенский собор оказался в руках поляков, так что функции кафедрального в те годы выполнял Успенский храм Крутицкого подворья. Но не тот, который сейчас мы видим, оказываясь у стен подворья, а тот, который стоял справа от нынешнего теремка и в середине 17 века был встроен в митрополичий дворец, превратившись в домовую Воскресенскую церковь крутицких владык. Но пара окошек начала 16 века реставраторы раскрыли на алтарных апсидах. Именно тут целовали крест Минин и Пожарский, поклявшись освободить Москву от неприятеля.


Митрополичий дворец в Крутицком подворье. Видны алтарные апсиды домовой Воскресенской церкви, изначально - Успенского собора, который помнит Минина и Пожарского. Окошки первого этажа алтарных апсид восстановлены реставраторами на начало 16 века.

9) Остоженка. Церковь Ильи Обыденного
Штаб Пожарского и второго ополчения расположился в районе Остоженки, у церкви Ильи Обыденного, в то время деревянной. Именно в этом храме 24 августа 1612 года отслужили молебен о победе над поляками во время решающего сражения.


Нынешняя церковь Ильи Обыденного построена в 1702 году на месте старой, деревянной, видевшей войну 1611-12 годов.

События разворачивались стремительно, 21 августа 1612 года к Москве подошёл 12-тысячный отряд врагов под руководством литовского гетмана Яна Ходкевича. В Кремле и Китай-городе оставалось ещё 3000 поляков. Ополченцев Минина и Пожарского было примерно 8000, плюс 2500 человек из отряда Трубецкого (остатки первого ополчения).
22 августа войска Ходкевича переправились через реку и наступили на Москву со стороны Новодевичьего монастыря, но на пути к Чертольским воротам Белого города наткнулись на ставку Пожарского. Первый бой развернулся в районе Остоженки. Причём, на помощь Ходкевичу подключился отряд интервентов из Кремля, они пытались разделить отряды Пожарского, и прижать их к реке, но затея провалилась, и этот отряд поляков понёс большой урон. Войско Ходкевича вернулось к Новодевичьему монастырю и на исходную позицию в район Поклонной горы.


10) Замоскворечье. Церковь Климента, папы Римского

23 августа 1612 года Ходкевич решил зайти в город со стороны Замоскворечья, занял Донской монастырь, и начал подготовку к решающему сражению. Основные силы Пожарского заняли северную часть Замоскворечья, район нынешней Болотной площади. У церкви Климента, папы Римского, в то время деревянной, находился укреплённый острожек, который занимали русские войска. Гетманские рати направились дальше к Москве-реке, конные войска второго ополчения в течение пяти часов сдерживали наступление поляков, но в конце концов не выдержали и беспорядочно отступили назад. Войска Пожарского охватила паника, и часть их переправилась через реку обратно в Чертолье и к Кремлю. Гетманские войска захватили Климентовский острожек, перебили всех его защищавших, и организовали там временный штаб. Подвезли к острожку 400 возов с продовольствием для осаждённых соотечественников в Кремле, и раскрыли знамя на церкви Климента. Казалось, битва проиграна. Но во время перерыва Минин и Пожарский собрали и успокоили разрозненные войска, и к вечеру началось контрнаступление на позиции Ходкевича. Климентовский острожек был отбит, и вражеские войска вынуждены были бежать обратно к Донскому монастырю, а на следующий день отступили в сторону Можайска. Это сражение было решающим, и определило дальнейшую судьбу Москвы.


Всё Замоскворечье представляло собой почти сплошное поле боя, места с прыдудущей фотографии выглядели примерно так:


11) Китай-город. Казанский собор
Но осаждённые поляки просидели в Кремле на сундуках с сокровищами ещё два месяца. Запасы еды истощились настолько, что, помимо кошек и мышей, приходилось есть иногда и друг друга. И вот, 22 октября (1 ноября по новому стилю) ополченцы взяли штурмом Китай-город, а 25 октября (4 ноября) – Кремль. И 26 октября поляки окончательно сдались и оставили кремль.


«Изгнание поляков из кремля», художник Лисснер.

Храмом-памятником этим событиям является Казанский собор на Никольской улице. Есть версия, что первый деревянный храм на этом месте был построен князем Пожарским по обету, в память освобождения Москвы. В любом случае, в 1636 году строится каменный храм для размещения Казанской иконы божией матери, которая сопровождала ополчение Минина и Пожарского ещё из Ярославля, а в 1612 году была поставлена Пожарским в своём приходском храме – Введения на Лубянке.


Восстановленный в 1990-е годы Казанский собор в Китай-городе.

Тем не менее, смута на этом не закончилась, междуусобные разборки в стране продолжались до избрания на престол Михаила Романова в 1613 году. Поляки же не оставляли попыток вновь завладеть Москвой, и в 1618 году нанесли удар, по Арбатским и Тверским воротам Белого города, но потерпели поражение. Наверное только после этой битвы смута окончательно рассеялась в Москве. Ещё долгое время город восстанавливался, оправиться было нелегко. Москва за пределами Кремля строилась фактически с нуля, и только ближе к середине 17 века начался новый расцвет столицы, ставшей ещё краше, чем когда-либо до этого.

Смутное время в Московском государстве, было последствием тиранического правления , расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начало XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, привело в брожение все слои русского населения, подвергло страну крайней опасности быть захваченной иностранцами. В октябре 1612 нижегородское ополчение (Ляпунов, Минин, Пожарский) освободило Москву от поляков и созвало выборных всей земли для избрания царя.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907-09

КОНЕЦ РОДА КАЛИТЫ

Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе: «Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная: царевичу Димитрию смерть учинилась Божиим судом; а Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов. За такое великое изменное дело Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит; а наша должность молить Бога о государе, государыне, о их многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани».

Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события. Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах, они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного. Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного исследования, народ ждал правды. Слух был так силен, что Годунов почел нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил наказ: «Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие». Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина; крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей; послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.

Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою, упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.

Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался. Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею; пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще человек, который не только носил название царя и великого князя, но и действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом несчастии летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя Феодора.

УЖАСЫ ГОЛОДА

Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ВРЕМЕН СМУТЫ

Подъем народных движений в начале XVII века был абсолютно неизбежен в условиях тотального голода. Знаменитое восстание Хлопка в 1603 году было спровоцировано самими владельцами холопов. В условиях голода владельцы изгоняли холопов, ибо им невыгодно было держать холопов у себя. Сам факт гибели воеводы И.Ф. Басманова в кровопролитном сражении конца 1603 года с холопами говорит о весьма значительной воинской организованности восставших (многие холопы, очевидно, тоже относились к разряду «служилых»). Резко снизился авторитет царской власти и лично Бориса Годунова. Служилые люди, особенно южных городов, ждали смены власти и устранения монарха нецарского рода, о чем все чаще начинали напоминать. Начиналась истинная «Смута», в которую немедленно включились и те, кто совсем недавно вынужден был покинуть Центральную Россию и искать счастья в ее пограничных, главным образом южных пределах, а также за пределами России.

МОСКВА ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЛЖЕДМИТРИЯ

Между тем, Москва была усеяна трупами, которые несколько дней вывозили за город и там хоронили. Тело самозванца три дня лежало на площади, привлекая любопытных и желающих обругать хотя бы труп. Затем его захоронили за Серпуховскими воротами. Но и на этом преследования убитого не закончились. Неделю с 18 по 25 мая стояли сильные морозы (не так редкие в мае-июне и в наше время), наносившие большой ущерб садам и полям. За самозванцем и раньше следовал шепот о его чародействе. В условиях чрезвычайной неустойчивости бытия, суеверия разливались рекой: что-то страшное видели над могилой Лжедмитрия, и с ним связывали возникшие природные катаклизмы. Могилу раскопали, тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, выстрелили из пушки, направив ее в ту сторону, откуда пришел Расстрига. Этот пушечный выстрел, однако, создал Шуйскому и его окружению неожиданные проблемы. В Речи Посполитой и Германии распространялись слухи, что казнен вовсе не «Дмитрий», а какой-то его слуга, «Дмитрий» же спасся и бежал в Путивль или куда-то в польско-литовские земли.

ПРОТИВОБОРСТВО С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ

Смутное время не закончилось в одночасье после освобождения Москвы силами Второго ополчения. Помимо борьбы против внутренних «воров», вплоть до заключения в 1618 г. Деулинского перемирия продолжались военные действия между Россией и Речью Посполитой. Ситуацию этих лет можно охарактеризовать, как широкомасштабную пограничную войну, которую вели местные воеводы, опираясь, в основном, только на местные силы. Характерной особенностью военных действий на пограничье в этот период являются глубокие опустошительные рейды на территорию противника. Эти удары были нацелены, как правило, на определенные укрепленные города, уничтожение которых приводило к утрате противником контроля над прилегающей к ним территорией. Задачей руководителей таких набегов было разрушить опорные пункты неприятеля, разорить деревни, угнать как можно больше пленников.