Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача Не хочет ползать

Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает держать голову, садиться, вставать. Особым предметом гордости для молодой мамы является развитие малыша с некоторым опережением или вовсе "перепрыгивание" каких-то этапов, к примеру, когда малыш, не ползая, сразу начал ходить. Но так уж ли это хорошо на самом деле? Об этом с нами поделилась руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, к. п. н., доцент кафедры клинической психологии РГМУ Татьяна Германовна Горячева.

Маленький лежебока: когда пора ползти?

Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей

Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического развития ребенка, а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки "виноваты" в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Осваиваем пространство

Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять . Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые "поползновения" могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития

Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Ребенок не ползал. Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением

Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами "наверстывают упущенное", активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не "доползал" в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

Комментировать статью "Нужно ли ребенку ползать? "

Мы вообще против ходунков, ребенок все должен делать в свое время, когда его скелет и мышцы готовы к этому.И у нас стимулом ползти стал пульт, уж очень он нам понравился, лучше игрушек.

27.02.2013 14:11:15,

во многих странам все эти ходунки-прыгунки запрещены, т.к. приводят к ортопедическим проблемам разной степени тяжести. ИМХО, это игрушки не для малышей, которым они нафик не нужны, а для их тщеславных родителей. Ну что от вас убудет, если ребенок пойдет на месяц позже, но САМ и ПРАВИЛьНО? Соседки/подружки/род-ственники заклюют? Ребенок ведь не одолжение тому дяде делает, а СВОЙ первый шаг.
ИМХО, можно вмешиваться на всех этапах развития чада, научить можно всему, даже алфавиту в год (даже обезьяну можно научить играть на пианино). Понимаю, что невозможно не сравнивать своего ребенка со сверстниками и не пыться "переплюнуть конкурентов", но ведь, постоянно и навязчиво вмешиваясь, можно зарубить на корню самостоятельность и инициативность ребенка, его самодостаточность и жизнерадостность:(

16.12.2009 14:45:58,

Очень полезная статья!
Я переживала, когда мой второй ребенок в первые дни вообще! не мог лежать на спине - скрючивался и плакал -а врачи ведь рекомендуют! Я решила не париться и укладывала дочу спать на животик. Оказалось, поступала правильно. Согласно новейшим медицинским веяниям спать на животе считаетя полезнее для малыша. 5 лет назад (когда родился первый ребенок) - детей чуть не насильно укладывали на спину.
Веяния меняются, а вы с вашими детьми и ненужными переживаниями остаетесь. Хочется поменьше категоричности в рекомендациях педиаторов.

16.12.2009 14:18:16,

Всего 9 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Ребенок 8 месяцев не ползает":

Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Тоже самое и с ползунками на бретельках, они широкие в ножках и тоже ребенок путается((И еще вопрос. Сейчас в комбинезоне уже жарко, соответственно будут...

Ползать на улице?. Сезонные вопросы.. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Пускаете ли вы при такой температуре ребенка ползать по траве? Как ребенок одет? Я сейчас одеваю ребенка в велюровый комбез...

Девочки, когда ваши дети начали ползать на четвереньках? И старшей и младшей в связи с отсутствием ползания на четвереньках в 7 месяцев ставили задержку моторного развития. Во сколько поползла старшая уже точно не помню

Нам 8 месяцев, пока не сидим, не ползаем, но активно крутимся со спины на живот и обратно. Ребёнку через неделю 8 месяцев, а он ещё не сидит без поддержки, не говоря уже о том, чтобы вставать, садиться самостоятельно и ползать...

ребенок на ковре. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Теперь мой абсолютно не ползающий сын лежит где угодно, кроме как на постеленном специально для него матрасе (размер полтора на...

10 месяцев, не ходит, родители вобще к врачам не ходят ни разу. с виду нормальный ребёнок, шустрый, ползает на пузе и залазит везде. подскажите мне пожалуйста. именно такую форму дцп ставят ребенку в доме малютке. сейчас ему 3года 10 месяцев. он пошел в год и 7. ходит...

Нам 8 месяцев. Достижения. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Нам сегодня 8 месяцев и мы решили впервые показаться и отчитаться. Зубами пока похвастаться не можем, зато умеем ползать брасом, лепетать мама...

Нужно ли ребенку ползать? Важность ползания: ползание способствует развитию моторики и двусторонней координации ребенка. Не коммерсантам, а тем, кто "профи"? Не хотите ли Вы участвовать в организации детского центра раннего развития в Жуковском или в другом месте...

Девочки, подскажите, когда у вас детки начали ползать и вставать в кроватке... Вот нам через 1 день будет 8 месяцев, а мы никак не ползаем и не поднимаемся... ребенок очень активный, крутится на животе волчком по кругу, перекатывается, к любой игрушке докатится в любую точку матика, а вот ползти не хочет:(и не поднимается в кроватке... напишите, плиз, как у вас?

Малышу 6 месяцев. Он хорошо держит голову, переворачивается на живот и обратно, ползает по пластунски. Диагноз ставят, т.к. ребенок поджимает пальчики на одной ноге, когда его выставляют на ножки. И еще, он не лепечет - тянет только гласные, а согласных не произносит.

В чем удобно ползать?. Одежда, обувь. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. У кого дети учатся ползать или уже вовсю ползают, подскажите, в чем дома одеваетесь? особенно интересно услышать тех, у кого дома...

Как научить ползать?. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Вы описываете мою ситуацию. мой пацанчик - тоже пловец:) Сегодня исполнилось 8 месяцев. До любой игрушки добирается перекатываясь...

Мой ребенок вдруг начал ползать, причем больше назад, чем вперед. То ходил-ходил, а тут вдруг пополз. Это что? Детство вспомнил?))

Девочки!У меня ребенку 6 месяцев назначили Фенибут(плохо спит). на нашем участке (мы лечились не у нее)работает невропатолог которая очень любит прописывать всем грудничкам очень сильные препараты. Целебролизин..Колоть? Нужно ли ребенку ползать?

Имеется ребёнок 8 месяцев, который категорически не ползает. Мы только в 9 месяцев научились ползать! благодаря настойчивости моей подруги, которая несколько дней ставила ребенка на коленки, и по очереди двигала ручку-ножку-другую ручку-другую ножку и так дня 3-4...

Нужно ли ребенку ползать? Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. можно поползти на четвереньках минуя пластунское ползание?

Нужно ли ребенку ползать? Важность ползания: ползание способствует развитию моторики и двусторонней координации ребенка. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже?

Где ребенку ползать?. Ребенок и домашние питомцы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Где ребенку ползать? С какого возраста вы выкладываете ребенка на диван или кровать, не подкладывая пеленку?

Ползает, но неправильно:(. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Андрею 8 ,5, с 7мес. он начал ползать на четвереньках, но при этом он левую ногу ставит нормально, а правую - отставляет вбок и ставит на ступню, чуть согнув в колене.

Учимся ползать. . Ребенок от рождения до года. Врач показала, как надо учиться ползать. Но то ли из-за того, что он крупный ребенок (рост 64 см, вес - 7900), то ли еще из-за чего, он очень не любит это делать, кряхтит-кряхтит, а потом заплачет, уткнувшись носиком в коврик:(Жалко-о!

Ребенок не ползает: комплекс гимнастики для освоения ребенком ползания.

Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания

Ребенок не ползает, хотя по возрастным ориентировочным нормам развития, это умение уже должно быть освоено? В чем причина? Как помочь ребенку овладеть этим очень полезным видом движения? Какую гимнастику нужно проводить?

В первых статьях цикла о развитии ползании у малышей первого года жизни мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» , чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда и как появляется и развивается ползание у малышей,

— какие условия способствуют развитию ползания, а какие — препятствуют и почему малыши иногда не ползают, а сразу встают на ножки,

— как проводить с малышом игры и гимнастику для развития ползания,

как стимулировать первые попытки ребенка ползти к игрушке.

В этой же статье — третьей статье цикла о ползании малышей- мы с вами поговорим об особых случаях. Что это за случаи? Это ситуации, когда даже в условиях, когда у ребенка есть все возможности для ползания дома, когда взрослый правильно использует игрушки в стимулировании ползания, проводит систематически гимнастику (то есть делается всё, о чем говорится в предыдущих двух статьях), но ребенок никак не может научиться ползать на четвереньках.

Это те случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь нас — взрослых — в физическом развитии. Очень поможет малышу специальный коррекционный комплекс упражнений, который учит малыша вставать на четвереньки и ползти на четвереньках. Эти упражнения, разумеется, будут полезны и здоровым детям. Но для детей с задержкой в физическом развитии – они как «хлеб насущный».

Одно занятие с коррекционными упражнениями длится примерно 7 минут, максимум 10 минут. В это время взрослый разговаривает с ребенком, называет его по имени ласково, называет движения и части тела, комментирует происходящее.

Коррекционный комплекс гимнастики поможет ребенку научиться вставать на четвереньки, удерживать равновесие, ползти на четвереньках, координируя движения разноименных руки и ноги.

Упражнения коррекционного комплекса для тренировки вставания на четвереньки

Упражнение 1. Встаем на четвереньки. Ребенок лежит на животе. Под живот можно подложить валик, скрученный из байкового одеяла. Поддерживая левой рукой малыша под животом, взрослый сначала сгибает одну ножку ребенка, затем сгибает другую ножку. И помогает ему встать на четвереньки.

Упражнение 2. Мишка косолапый. Ребенок лежит на животе и опирается на вытянутые руки. Взрослый поддерживает ребенка под живот одной рукой, а другой рукой он помогает ему перенести центр тяжести на одну руку и одноименную с ней ногу и согнуть ногу с противоположной стороны. Затем взрослый помогает малышу перенести центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку и согнуть другую ногу.

Упражнение 3. Кач-кач Ребенок стоит на четвереньках, под живот подложен валик из одеяла. Кисти раскрыты, руки прямые (помогите малышу занять правильную позу). Взрослый осторожно покачивает малыша вперед – назад.

Упражнение 4. Неваляшка Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый покачивает малыша в разные направления: вперед, назад, вправо, влево и добивается устойчивого его равновесия.

Упражнение 5. Наблюдаем за игрушкой Малыш стоит на четвереньках без опоры на валик. Перед глазами ребенка размещается яркая игрушка на ниточке. Взрослый за ниточку перемещает игрушку вверх, вниз, вправо, влево, побуждая ребенка поворачивать голову в разные стороны. При этом взрослый поддерживает малыша за живот, помогая ему сохранить правильную позу на четвереньках.

Упражнение 6. Возьми погремушку. Ребенок стоит на четвереньках. Если ребенку нужна опора, то используется валик как и в первых упражнениях этого комплекса. Если малыш устойчиво стоит на четвереньках без опоры – то валик не используется. Взрослый кладет погремушку с удобной для захвата ручкой перед малышом и побуждает его дотянуться до погремушки и взять ее, стимулируя перенос центра тяжести на одну сторону (ведь для этого надо оторвать от опоры руку!) Затем взрослый перемещает погремушку вправо или влево или отодвигает от малыша и вновь предлагает ее достать.

Упражнение 7. Тренируем ножки и чувство равновесия Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый помогает ему удерживать правильную позу. Взрослый берет одну ножку малыша и отводит ее в сторону, вперед, назад. Затем то же движение повторяется другой ногой малыша.

Если Ваш малыш уже овладел позой «на четвереньках», то можно проводить с ним коррекционный комплекс для тренировки ползания на четвереньках.

Упражнения коррекционного комплекса для развития ползания на четвереньках

Упражнение 1. Сгибание ног Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик из одеяла. Взрослый поочередно сгибает его ноги. После нескольких движений упражнение усложняется. Взрослый сгибает поочередно ножки ребенка, перенося центр тяжести ноги на валик (ставя ножку коленом на валик).

Упражнение 2. Достань игрушку. Развиваем равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Сначала для упражнения используется валик. Затем упражнение проводится без валика (когда малыш будет готов). Взрослый предлагает малышу взять игрушку, держа игрушку в своей руке. Другой своей рукой он одновременно сгибает одноименную ногу ребенка. Например, если малыш потянулся к игрушке левой рукой (а соответственно, он оторвал от опоры левую руку и протянул ее вперед), то взрослый сгибает его левую ножку, ставя ее на валик. Центр тяжести в этот момент переносится на другие конечности – правую руку и правую ногу малыша.

Упражнение 3. Учим сохранять равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Повторяем упражнение 2, но по-другому. Когда малыш тянется к игрушке левой рукой, то мы сгибаем его правую ножку. И наоборот.

Упражнение 4. Ползание с поддержкой Возьмите широкое полотенце и подведите его под животик ребенка. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый показывает игрушку ребенку, и малыш начинает к ней ползти. Взрослый поддерживает ребенка полотенцем в позе на четвереньках.

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”

Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.

Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?

Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.

И здесь есть этапы , которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.

Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.

Этапы моторного развития ребёнка:

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

К чему может привести пропуск этапа ползания?

Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?

Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.

Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.

Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.

Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.

Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.

Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.

Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.

(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать? Что делать, если малыш не хочет ползать? Стоит ли беспокоиться и как-то помогать ему? И в каких случаях обращаться к специалисту?

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание - один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка — дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1–2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3–4 месяца - начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4–5 - повернуться с живота на спину
  • в 5–6 месяцев — научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6–7 месяцев — начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Почему ребенок не ползает

Ползание - сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7–7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее - это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10–15 минут.

  1. Укрепляем ручки
    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.
    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4–8 раз.
  2. Укрепляем ножки
    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6–8 раз.
    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1–2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6–8 раз.
  3. Учим ползать
    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3–4 повтора.
  4. Укрепляем пресс
    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2–3 раза.
    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2–3 раза.
  5. Укрепляем спинку
    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника - широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3–5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

Все дети очень индивидуальны. Развиваются все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.

Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки , прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.

Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.

Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.

Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.