Разноуровневые тренировочные упражнения и тесты по разделу "имя существительное". Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода Число имен существительных упражнения

Род имен существительных

Задание 1.Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й – с окончаниями –а, -я, во 2-й – без окончаний.

Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, береза.

Задание 2.Спиши имена существительные. Определи их род.

Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь , медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь , пристань.

Выделенные слова раздели для переноса.

Задание 3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен существительных.

Ябл…ко, земл…ника, …зык, р…бята, ст…лица, лаг…рь, т…традь, мес…ц, ур…жай, п…м…дор, яг…да, п…года, к…рабль, м…лоток, д…рога, р…бина, м…локо.

Задание 4.Прочитайте слова, близкие по значению.

Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.

Спиши. Над именами существительными укажи род

Задание 5.К данным существительным подбери близкие по значению существительные. Напиши, укажи род имен существительных.

Перстень - …, зной - …, укрепление - …, граница - …, мрак - …, залив - …, удача - …, занавес - …, обязанность - …, безмолвие - … .

С л о в а д л я с п р а в о к: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

Задание 6.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

Задание 7.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Задание 8.Спишите предложения. Укажите род имён существительных (м.р.,ср.р., ж. р.)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад. Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.

Задание 9.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 10.Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 11.Напиши слова в три столбика – по родам. Вставьте пропущенные буквы.

Адрес, фамилия, имя, полотенце, костюм, трамвай, экскурсия, здоровье, растение, яблоко, обед, восход, восток, север, мебель, комната, лагерь, песок, чувство, животное, горизонт, корабль.

Задание 12.Запиши слова в три столбика по родам.

Сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь.

Задание 13.Распредели слова в три столбика по родам.

Задание 14.Распредели слова в три столбика по родам.

Рояль, кино, радость, кенгуру, скорость, пианино, костюм, пальто, одежда.

Задание 15.*

Распредели слова в три столбика по родам.

Коктейль, решение, мебель, пони, меню, сырость, высота, здание, ковёр.

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок русского языка в 3 классе на тему

Составила учитель

русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

Тема урока:

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока : урок закрепления и систематизации знаний.

Форма урока : урок-тренинг

Цель :совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

Содействовать совершенствованию умения распознавать род, изменять существительные по числам,; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся;

Развивать мыслительную и творческую деятельность; обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах, прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование : Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», смайлики для рефлексии.

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Надеюсь, что урок принесёт вам радость общения друг с другом.

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

II . Целеполагание

Запись числа.

Откройте тетради и запишите число.

Отгадайте загадку

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я...(существительное).

2.Музыкальный диктант . (Звучит «Песенка об овощах»)

Прослушай песню и скажи, о чём она? Какие овощи упоминаются в этой песне?

Капуста, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла .

Что объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

Все эти слова - имена существительные.

Какой темой можно объединить эти слова?

Какое слово лишнее? Почему?

На какие 3 группы можно распределить все имена существительные

Мужской, женский, средний род.

Сформулируйте тему урока.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род им. существительных, а так же поговорим о продуктах, которые наиболее полезны для детского организма, а какие продукты питания лучше всего не употреблять в пищу, и почему.

III . Повторение и закрепление

1. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем соединение буквы о

2. Повторение знаний об имени существительном.

Работу начнем с повторения того, что вы знаете об имени существительном.

Предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное - это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Имена существительные изменяются по числам?(да)

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными?(да)

Имена существительные изменяются по родам?(нет)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными ? (Да!)

3. Словарный диктант

Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы.

Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека - в один столбик, что вредно - во 2 столбик.

(Презентация: иллюстрации- картинки - отгадки)

1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)

3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)

4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)

8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)

9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)

10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)

11) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)

12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)

13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)

Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты) Овощи и фрукты помогают быть здоровыми и бодрыми. Они богаты витаминами Открыл витамины русский доктор Н.И.Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами»- от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)

Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.

Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что? обозначают предмет)

- Определите род этих существительных. Но сначала вспомним:

Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

4.Проверка (слайды)

Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО:яблоко

IV . Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (потянулись, руки вверх)

А на ветке яблочко висит. (поднялись на цыпочки)

Сильно ветку я потряс- (руки вниз, потрясли)

Вот уж яблочко у нас. (вытянули руки вперед)

В сладко яблочко вопьюсь, (поднесли руки ко рту)

Ах, какой приятный вкус! (покачали головой)

В древние времена люди говорили, что если съедать по яблоку в день, то не понадобится вызывать врача. На Кавказе можно услышать пословицу: "Если каждый день ты будешь съедать по одному яблоку, врач никогда не узнает порог твоего дома".

V . Упражнения в определении рода и числа имен существительных

1. Беседа о витаминах.

Какое сейчас время года? (Зима)

Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ - остро-респираторных заболеваний).

А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (В них много витаминов)

2. Вставьте нужное по смыслу слово.

Ягоды очень ………. В них много …….. . На зиму ягоды ……., …………., варят ……. . Ягоды - источник витаминов.

Слова для справок: полезны, витаминов, сушат, замораживают, варенье.

Какие ягоды вы любите?

Запишите текст в тетрадь. Выполните звуко-буквенный разбор слова ягоды

3. - Прочитайте несколько советов, найдите существительные названия продуктов в единственном и множественном числе. (устно)

Определите род этих им. существительных

А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Всем без исключения -

В этом нет сомнения.

4.- Вот какие полезные овощи, ягоды и фрукты. Про них даже пословицы придумали.

«Т.жёлую б.лезнь х.рошая пищ. лечит.»

З а д а н и е:

1. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Перепишите эту пословицу в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.

3. Существительное болезнь разберите как часть речи.

Физминутка

«Полезно - неполезно».

Если называю полезный продукт, то стоим на месте, если не полезный, то приседаем.

Яблоко, чипсы, апельсин, кока-кола, мороженое, банан, огурец, лимонад, сок.

VI . Игра - сказка

Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. Послушайте:

« Здравствуйте, рибята! Я пишу вам из бальницы. У меня ухудшилось здаровье, болит галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обет: торт с лимонадом, чипсы, воренье, кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здороф».

Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?(потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? (написано с ошибками)

Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен, найдем имена существительные, определим род.

Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания. Что бы вы еще добавили в меню для Карлсона? Предложите.

VII . Давайте запишем с комментированием, может нам тоже пригодится.

Овощи, фрукты, молоко, мясо, сок, кефир, хлеб, яйца, рыба…

Слова, какой части речи мы записали? (существительные)

Почему вы так думаете? (они отвечают на вопрос ЧТО?)

Укажите род. Как мы определяем род имени существительного?

Ребята, а может, мы зря это сделали? Посмотрите, сколько продуктов выбросили в корзину.

(дети объясняют, почему они так поступили)

VIII . Итог урока (Рефлексия)

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

Что бы вы взяли для себя с этого урока?

У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности-средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, тонижний рисунок.

Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

IX . Домашнее задание

Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Я предлагаю задание на выбор.

1. стр.51, упр. 5

2. Составить кроссворд. Для кроссворда возьмите названия полезных продуктов. Самый интересный кроссворд мы предложим отгадать 3а классу.

Урок завершен, до встречи на следующем уроке.

Вывод урока.

(Дети читают строчки (плакат на доске).

1.Ешьте больше витаминов -
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!

2.Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов
Ты забудешь: “Будь здоров!”.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского 3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии 3 — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто 3 или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения 3 нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Постоянные признаки. Тестовые задания I

1. В каком ряду все слова являются именами существитель­ными?
а) растение, трое, возгорание, поле
б) каре, тире, варьете, вместе
в) натрий, карий, алюминий, всякий
г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?
а) буйвол, воробей, зверь
б) народ, труп, студенчество
в) робот, покойник, туз
г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?
а) здание — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения
б) росток — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения
в) невежда — существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения
г) ребенок — существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, иночь , и звезды , и луну? а) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе
б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
в) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человек­а помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ? а) интерес — существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим
б) портретистом — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
в) Репину — существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
г) человека — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

При определении рода имен существительных нередко возникают трудности.
Запомните:

мужской род женский род средний род
зал бандероль повидло
погон босоножка контральто
рельс вуаль монисто
тюль мозоль чучело
шампунь туфля щупальце

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода (ставень — ставня, вольер — вольера) .

Упр. 2. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:
а) наименованиями лиц мужского пола (например, атташе, кутюрье, денди );
б) названиями животных (например, пони, кенгуру, шимпанзе ), искл.: цеце (ж. р.);
в) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как разговорный вариант).
К женскому роду относятся существительные — названия лиц женского пола (например, леди, фрау, мадам ).
К среднему роду относятся существительные — названия предметов (например, пальто, кино, меню, такси и т. д.).
Род имен собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) — м. р., Миссисипи (река) — ж. р., Онтарио (озеро) — ср. р., а также иваси (сельдь) — ж. р., салями (колбаса) — ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи — горизонтальные, вертикальные жалюзи.
Род сложносокращенных слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) — ж. р., роно (районный отдел народного образования) — м. р.

Упр. 3. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упр. 4. Подберите определение к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

Употребление форм числа имен существительных

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-) : юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-) : дома, вечера.
Запомните:

окончание -ы (-и )
имеют слова:
окончание -а (-я) имеют слова:
бухгалтеры рапорты адреса округа
выборы редакторы векселя ордера
договоры ректоры директора отпуска
инженеры секторы доктора паспорта
инструкторы слесари катера повара
кондукторы торты кителя погреба
конструкторы фронты колокола профессора
лекторы шоферы кузова сорта
офицеры цехи купола штемпеля

Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения);
лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (спортивные, туристические, военные);
поясы (географические) — пояса (части одежды);
ордены (монашеские, рыцарские, масонские) — ордена (награды).
Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы — трактора, прожекторы — прожектора, крейсеры — крейсера, годы — года и некоторые другие.

Упр. 5. От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Упр. 6. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.

1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Употребление падежных форм
имен существительных

Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
но (внимание!): пара носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
отряд гусар, драгун, партизан, солдат
оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
отряд гардемаринов, минеров, саперов
Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
блюдец, полотенец, яблок, коленей
Запомните: у существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы:
нападок
потемок
будней
заморозков
граблей
сумерек
лохмотьев
яслей

Упр. 7. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Упр. 8. Выберите правильный вариант окончания существительного.

1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).

Тестовые задания II

1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль

2. Какое существительное относится к женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь

3. Какое существительное относится к среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень — ставня
в) фильм — фильма
г) туфель — туфля

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м. р.)

6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...

10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных? а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат клапана.

11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ? а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание? а) узбек...
б) татар...
в) монгол...
г) грамм...

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных? а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов яблок
г) нет чистых блюдец

14. Какое из словосочетаний является неправильным? а) наше ПТУ
б) популярная БСЭ
в) Нововоронежская АЭС
г) заводской КБ

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы не ошибиться в написании гласных е и и в окончаниях существительных, относящихся к разным типам склонения, следует помнить:

Гласная Е Гласная И
1) в д. п. сущ.
1-го скл.:
по стене, по аллее ;
2) в п. п. сущ.
1-го и 2-го скл.:
о реке, об идее, на поле, на запястье, о потребителе
1) в р., д., п. п. сущ. на -ия , и п. п. сущ. на -ий, -ие :
от станции, к станции, о станции;
о гении, в здании
;
2) в р. п. сущ. 1-го скл.: нет идеи ;
3) в р., д. и п. п. сущ. 3-го скл.:
у гавани, к гавани, к печали, о печали ;
4) в р., д., п. п. разносклоняемых сущ.:
у знамени, к племени, в пламени

Внимание: в сочетании с предлогом по в значении времени (по = после) существительное ставится в п. п .: по приезд е в город, по окончани и школы.

Упр. 9. Напишите, кому и от кого отправляются телеграммы. Используйте данные существительные.

Образец: Телеграмма от Зои Ивановны Шишковой Анне Ильиничне Осиповой.

Упр. 10. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.

Правописание суффиксов существительных

Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными е и и , о и е , а также согласными ч ищ.
Запомните:

-ик- (-чик-, -ник-) -ек-
При изменении слова гласный сохраняется:
ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)
При изменении слова гласный выпадает:
кусочек (кусочка), листочек (листочка)
-иц- (-ице) -ец- (-ецо-)
В сущ. ж. р.: метелиц а, красавиц а ;
в сущ. ср. р. с ударением до суффикса: креслице
В сущ. м. р. с беглым гласным: красавец (красавца), братец (братца) ;
в сущ. ср. р. с ударением после суффикса: письмецо
-ин-, -изн-, (-ин)ств- -ет-, -есть-, -еств-
Пишутся с буквой И:
тиши­н а, белизн а, большинств о
Пишутся с буквой Е:
нище­т а, свежесть , студенчеств о
-чик- -щик-
После согласных д, т, з, с, ж :
летчик , резчик , наладчик , перебежчик
После других согласных:
каменщик , банщик , фонар­щик
-оньк- -еньк-
После твердых согласных:
Вера — Вероньк а, лиса — лисоньк а, береза — березоньк а
После мягких согласных, шипяших гласных:
Катя — Катеньк а, туча — тученьк а, Зоя — Зоеньк а
Примечание. Суффиксов -иньк-, аньк-, -ыньк- в современном русском литературном языке нет. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Упр. 11. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
г) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

6. В каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть

7. В каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц

8. В каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к

9. В каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к

2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина . (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши:м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?
  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Ср.р

Ж.р.

Носорог

Сторож

Анна

Ночь

Солнце

Кукла

Звездопад

Рассказ

Шишечка

Варежка

Стихотворение

Дядя

Сочинение

Пение

Подсказка

  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао .

Мне нравится душистый шампунь .

  • Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
  • Что нужно делать в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

Библиография

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И . Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html

Заключение

Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных» в первой главе были определены теоретические основы изучения данной темы. Было выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.

Далее мы проанализировали несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.

Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.

Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.

По программе «Планета знаний», подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.

Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.

Подводя итог анализу двух программ, мы определили:

Программа «2010» в третьем классе разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,

Обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.

Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.

Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое». Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.

Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.

Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.

Последним шагом была разработка комплекса упражнений, который выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе, выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных» достигнута.