Какие народы проживают в азербайджане. Происхождение азербайджанцев. Введение. Территориальные вопросы эноса

Какова численность населения Азербайджана? Какие национальности проживают в этой стране, и как давно они там поселились? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим и можно объяснить устойчивый ежегодный прирост её населения. Тем не менее средняя продолжительность жизни в Азербайджане не столь высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства - это довольно неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Население Азербайджана и его религиозный состав

По Конституции в Азербайджане и не имеет влияния на образование, культуру или любые другие сферы общественной жизни.

Религиозный состав страны представлен различными течениями и конфессиями, главенствующую роль среди которых занимает ислам. 99% всего населения исповедуют именно эту религию. Причем примерно 85% из их числа являются мусульманами-шиитами.

Помимо этого, в Азербайджане свободно функционируют храмы других религий: синагоги, католические соборы, православные и протестантские церкви. Зарегистрирована и действует в стране даже община зороастрийцев.

Христианство в Азербайджане практически не распространено. Так, на территории государства нынче действует всего шесть православных храмов (из них половина расположена в столице). Католическая церковь в этой стране зародилась еще в XIV веке. Самым знаковым событием в жизни азербайджанских католиков стал приезд в Баку Папы Римского Иоанна Павла III, который состоялся весной 2002 года.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха - территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно - в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с "нефтяным бумом" в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Города Азербайджана

Население составляет всего 53% от общего числа его жителей (по европейским меркам, это очень мало). Городов с населением свыше 50 тысяч человек в этой стране всего десять. Причем столица государства - город Баку существенно оторвался от них по количеству населения. На данный момент это единственный город-миллионник в государстве.

Крупнейшие города Азербайджана: Баку, Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Хырдалан, Нахичевань, Шеки.

В столице государства, по оценкам демографов, проживает сегодня около 2,1 миллиона человек. Этот город разительно отличается от всех остальных азербайджанских городов. Сегодня он активно развивается и обзаводится современными высотными зданиями.

В заключение...

На сегодняшний день в Азербайджане проживает около 9,7 миллиона человек, и население этой страны стремительно приближается к 10-миллионному рубежу. Этнический состав этого государства довольно пёстрый. Кроме коренного народа, здесь проживают представители многих других национальностей - армяне, русские, лезгины, курды, татары, турки, украинцы, талыши.

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году, зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения - составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.

Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как - это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 года власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которой только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.

Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных" азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в 1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.

С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.

А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах. К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г. Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.

Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек, составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.

Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.

Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.

До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек) и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян - это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписи.

Особый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.

В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.

Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные". В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин. Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском (3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).

Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства, и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.

Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский.

Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.

Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.

На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до 87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году, и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные - в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.

Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века, но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.

Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы". В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок "Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы", а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.

Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года. Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане с известной долей осторожности.

Расположенный с географической точки зрения на границе Европа-Азия Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций – Ахеменидской–Сасанидской, Римской–Византийской, Скифской–Хазарской, Тюркской–Огузской культур. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенное поселение. С тех самых времен и по сей день Азербайджан попал в историю как страна, выделяющаяся высоким уровнем толерантности. Этот край является родиной Зороастризма, колыбелью Христианства на Кавказе, местом широкого распространения Ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, местом взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Исторические источники указывают, что этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.

Сегодня Азербайджан выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы как горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, ингилои, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуглу, грызы. Представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры. Данная культура отображается в быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.

Этнические группы

Евреи

Одним из самых древних народов на территории Азербайджана являются евреи. На сегодня евреи проживают в Баку, Сумгаите, а также на территории Губинского, Огузского и Гёйчайского районов. Расположенный в Губинском районе «Красный поселок» является самым густонаселенным горными евреями населенным пунктом в мире. Евреи в Азербайджане исторически были представлены горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит приход горских евреев на Кавказ к первому веку до н.э. Утверждения исследователей в этом вопросе рознятся. Согласно одной теории одна из самых древних еврейских общин – горские евреи, происходят из рода сыновей Израиля, переселенных шахами Ассирии и Бабиля с территории Палестины в Мидию. Их предки были первыми приверженцами иудаизма. Проживая в Мидии их племена переплелись с татами, в результате чего горские евреи разговаривают на татском языке, являющимся одним из диалектов фарси, содержащим слова из древнего еврейского и арамитского языков. Горские евреи Азербайджана делятся на 3 местные группы:

Губинские (губои) – Губинский район Азербайджана, в основном в «Красном поселке».

Ширванские (ширвони) – Северо-восток Азербайджана, бывшее село Мюджи Шемахинского района Азербайджана, а также город Баку.

Огузские – Огуз, Гянджа, Исмаиллы, Шемаха.

Талыши

Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской.

Курды

На сегодня курды проживают в Азербайджане в райцентре Сядарякского района Нахичеванской АР, в селе Тейваз Джулфинского и селе Дарякенд Шарурского района. Также до армянской оккупации курды проживали в Лачинском (села Гаракечди, Чыраглы, Минкенд), Кельбаджарском (села Ахджакянд и Зар населяли полностью, в остальных жили смешанно), Губадлинском (село Зиланлы) районе Азербайджанской Республики. Разговаривают на курдском языке, входящем в состав Иранской семьи языков.

Таты

Малочисленный народ, проживающий в основном на территории Губинского, Хызынского и Хачмазского районов, а также в некоторых деревнях города Баку. По мнению некоторых исследователей, проживающие вдоль Западного берега Каспийского моря, от Апшерона до Дербента таты являются потомками переселенных на эти земли древних иранцев, и, вне всяких сомнений, являются одним из самых древних этнических слоев Ширванской территории.

Аварцы

Аварцы являются этническим меньшинством, населяющим в основном Загатальский и Балаканский районы Азербайджанской Республики. Разговаривают на аварском языке, входящем в состав северно-кавказской семьи языков. Аварцы сильно переплелись с азербайджанцами. На сегодня аварцы компактно проживают в поселке Габагчоль, селах Джар, Зильбан, Мазых, Беретбиня, Джинджартала, Катех, Мешяшамбул, Махамалар, Гёйямтала, поддерживая с азербайджанцами тесные родственные отношения. Исповедуют Ислам.

Шахдагские народы или Шахдагская национальная этническая группа

Составная часть азербайджанцев. Этносы, входящие в состав Шахдагской национальной этнической группы соответственно селам, в которых они проживают – Хыналыг, Грыз, Будуг и Рутул Губинского района Азербайджанской Республики, называются хыналыги, грызы, будуглу и рутулы. Несмотря на малочисленность этих сел, население каждого из них является отдельной этнической группой.

Хыналыги Среди малочисленных народов аборигенов Азербайджана хыналыги выделяются специфическими особенностями. Язык этого этноса входит в состав семьи Кавказских языков. В историко-этнографической литературе в связи с расположением в окрестностях горы Шахдаг называется «Шахдагским народом». Хыналыги являются одними из самых древних поселенцев на территории Азербайджана. Этот этнос обладает единственным в мире языком и поселением. Это значит, что в мире существует только одно село и язык хыналыг, и находятся они на территории Губинского района.

Грызлы Небольшая этническая группа, проживающая на севере Азербайджана, в некоторых селах Губинского и Хачмазского районов. Разговаривают на грызском языке, входящем в состав Нах-Дагестанскую языковую семью, группу лезгинских языков.

Рутулы Этническая группа на территории Азербайджана и России. Исповедуют принятый с приходом арабов на Кавказ в VII веке Ислам. Основной язык рутулский. Наравне с этим рутулы прекрасно говорят на языках стран проживания (азербайджанский и русский).

Будуглу Представители азербайджанской национальной этнической группы, выделяемой как «Шахдагская национальная этническая группа». Первым официальным документом, в котором упоминаются будуглу, является указ от 1607-го года повелителя Сефевидов шаха Аббаса I. Исторически будуглу разделялись на отдельные роды, мелкие и крупные семейные союзы, и по сей день носят имена этих родов. Как и другие горные народы, будуглу ведут оседлый образ жизни.

Лезгины

Один из кавказских народов, проживающих на территории Азербайджан и Дагестана. В Азербайджане лезгины компактно проживают в основном на территории Губинского, Гусарского, Хачмазского районов, а также в Баку, Гяндже, Сумгаите и Мингечевире, в Габалинском, Исмаиллинском, Огузском и Гёйчайском районах. Лезгины составляют 2,2% всего населения Азербайджана.

Молокане

На сегодня в Азербайджане молокане проживают в основном в Баку, Сумгаите, Шемахе, Исмаиллы, Гедабеке и Губе. Первые в Азербайджане молоканские общины появились в середине XVIII века. Они были сосланы сюда за несогласие с убеждениями православной церкви. В известном селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана проживают представители рода, сосланных сюда из России молокан.

Ингилои

Проживают в основном на территории Гахского и Загатальского районов Азербайджана. Во времена шаха Аббаса I приняли ислам. В основном мусульманская и малая христианская часть этой группы говорят на южно диалекте грузинской группы языков. Основной сферой занятий проживающих на подгорных районах Большого Кавказа ингилоев является табаководство, зерноводство, виноградарство, скотоводство и выращивание Букоцветных растений.

Цыгане

Один из кочевых народов индоевропейского происхождения, встречающийся по всей территории Евразии. С целью предотвратить восстания местных племен шах Аббас I произвел переселение цыган на территорию Балакана. Проживают в основном на территории сел Шамбулбине, Гюлюзянбине, Мяликзаде. Балаканские цыгане являются персоязычными. Кроме этого цыгане проживают в Шемахе, Евлахе и Борчалы. Цыгане исторически вели кочевой образ жизни. Наравне с традиционным скотоводством и коневодством занимались кузнечным ремеслом, чинили и изготавливали различные сельскохозяйственные орудия труда, мелкие бытовые приборы.

Ассирийцы

Одна из этнических групп, проживающая на территории Азербайджанской Республики. Древние корни этой группы связаны с ассирийцами, жившими на территории нынешнего Ирана и Турции. На сегодня в качестве небольшой этнической группы проживают в Загатальской зоне Азербайджана.

Удины (Уди, Ути)

Один из малочисленных, коренных, аборигенных народов Азербайджана. Этот этнос населял провинцию Ути древней Кавказской Албании, а в XIX веке – несколько поселений в области Нуха (нынешний Шекинский район). На сегодня проживают в основном в селе Нидж Габалинского района и частично в райцентре Огузского района. На этнической карте мира этнос Уди находится в основном на территории Азербайджана. Удины являются одними из древних жителей Кавказа. Сохранивший собственные многочисленные древние элементы язык этого этноса входит в лезгинскую подгруппу Кавказских языков. Исторически удины поклонялись божеству Солнца и Луны, а в начале IV века приняли христианство.

Азербайджанская Республика по численности населения находится на пятом месте в СНГ, в общемировом рейтинге по данному показателю стоит на 91 строке.

Официальные данные Азербайджанского государственного комитета по статистике таковы. Численность населения в 2015 году составила 9 593 000 человек. В городах проживает чуть больше людей, чем в сельской местности (5 млн 100 тыс. против 4 млн 500 тыс.).

Плотность населения в Азербайджане достаточно высока и составляет около 97 человек на один квадратный километр. Однако люди расселены по территории страны неравномерно. Так, расположенный на берегу Каспийского моря Апшеронский полуостров является весьма перенаселенным, тогда как горные районы безлюдны, оттуда постоянно происходит отток населения. Единственным действительно крупным городом Азербайджана является его столица Баку, там проживает чуть более двух миллионов человек. Все остальные города на порядок меньше. Например, во втором по размерам городе, Гянджа, проживает всего 320 тысяч человек.

Азербайджан многонационален, на его территории проживает около сотни различных национальностей и народов, однако все нации, кроме азербайджанской, являются малочисленными. К азербайджанцам себя относят более 90 процентов населения. Русская диаспора немногочисленна, ее размер равен примерно 120 тысячам человек.

Государственным языком является азербайджанский, однако достаточно широко распространен и русский.

Подавляющее большинство верующих исповедуют ислам шиитского толка, при этом страна провозглашена светской, и религия отделена от государства.

Несмотря на столь скромные количественные показатели численности населения, ошибочно полагать, что азербайджанцы – небольшая нация. Дело в том, что подавляющее их большинство проживает за пределами исторической родины. По различным оценкам, численность азербайджанской нации, проживающей по всему миру (кроме самого Азербайджана) составляет около 50(!) миллионов человек. Они расселились по всему миру. Их общины имеются на всех континентах. Например, в России численность азербайджанской диаспоры составляет около двух миллионов человек, в Турции – около трех. Но самое большое количество этнических азербайджанцев проживает в Иране. По приблизительным оценкам, их там около 30 миллионов человек, что составляет 40 процентов населения этой страны. Все они, даже те, кто никогда не был на исторической родине, не теряют своих корней, изучают родной язык, стремятся сохранить культуру, традиции и обычаи своих предков.

Демографическую ситуацию в Азербайджане можно охарактеризовать как благоприятную.

Рождаемость и естественный прирост населения растут достаточно быстрыми темпами. Ежегодно в течение последних десяти лет население увеличивалось и увеличивается на 100-120 тысяч человек. Двадцать лет назад, в 1996 году, в Азербайджане проживало чуть более 7 миллионов 700 тысяч человек. В 2006 году – уже восемь с половиной миллионов. В настоящее время – более девяти с половиной миллионов.

Рождаемость неуклонно повышается. В абсолютных величинах в последнее десятилетие рождается более 170 тысяч детей ежегодно. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 2.2 на одну женщину и является самым высоким в Европе, это означает, что на тысячу человек в среднем в Азербайджане рождается 16.2 детей.

Естественный прирост населения в 2014 году составил почти 115 тысяч человек. Необходимо отметить, что положительное значение естественного прироста населения в Азербайджане сохранялось всегда за всю историю ведения статистики (с конца 19 столетия), независимо от политических и экономических событий в стране. Исключением стали лишь годы Великой отечественной войны.

Смертность в Азербайджане неуклонно снижается. В абсолютных величинах в год в стране умирает примерно 45-50 тысяч человек. Коэффициент смертности на тысячу населения равен 7.6, этот показатель близок к среднемировому.

Достаточно высокими являются показатели младенческой смертности. Ежегодно в Азербайджане по различным причинам умирает примерно 10 младенцев из тысячи живорожденных. Но необходимо отметить, что и этот показатель за последние двадцать лет снизился почти вдвое (с 19.9 в 1996 году до 10.2 в 2014).

Продолжительность жизни в Азербайджане является немаленькой и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В 2014 году она была равна 74,2 годам, для женщин – 76,8 лет, для мужчин – 71,6. Для сравнения, в 1996 году в Азербайджане в среднем доживали до 70 лет.

Ежегодно в последнее десятилетие регистрируется 85-90 тысяч браков. Расторгается 10-11 тысяч, таким образом, распадается в Азербайджане максимум каждая седьмая-восьмая семья, а не более половины, как, например, в России и на Украине. Данное обстоятельство является одним из составляющих успешной демографической ситуации в стране.

Благотворно сказывается на уровне рождаемости и приросте населения также и гармоничное, практически равное соотношение количества женщин и мужчин. Мужчины составили 49,7 процентов от общего числа населения, женщины - 50,3 процентов, то есть на каждую тысячу мужчин приходится 1013 женщин.

Но причина благоприятной демографической ситуации не только в вышеперечисленных факторах. Главным является то обстоятельство, что многодетность в Азербайджане не редкость, а норма. Согласно статистическим данным многодетными являются почти половина семей, а именно, 48 процентов, а у 16 процентов в семье 5 и более детей.

Общемировой экономический кризис не обошел стороной и жизнь азербайджанцев. Уровень жизни населения в последние несколько лет претерпел значительное снижение. Средняя заработная плата в стране равняется 444.5 манатам, (примерно 275 долларам США). Надо отметить, что размер среднемесячной заработной платы немного возрастает с каждым годом, а вот покупательная способность национальной валюты падает. По расчетам Всемирного банка валовый национальный доход на душу населения в Азербайджане равен 7590 долларам США в год.

Минимальная пенсия в Азербайджане составляет 105 манатов (65 долларов США), средняя – 180 манатов (111 долларов США). Невелики и размеры социальных пособий. Так, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 90 манатов (55 долларов США), до полутора лет выплачивается пособие в сумме 30 манатов, до трех лет – 15 манатов. Малоимущим семьям выплачивается адресная социальная помощь, средний размер которой равен 150 манатам (93 долларам США).

Таким образом, можно сделать вывод, что благоприятная демографическая ситуация в Азербайджане связана вовсе не с социально-ориентированной политикой государства в этой сфере. Причина демографического успеха Азербайджана заключается вовсе не мерах государственной поддержки рождаемости, а в укладе жизни азербайджанцев. Традиционное уважение к институту брака, понятие о нерушимости семьи заложены в них с рождения. Приветствуется здесь и многодетность. Этих принципов они придерживаются, несмотря на любые трудности, а также социальные, политические и экономические потрясения. Хочется надеяться, что и в дальнейшем благодаря устойчивым национальным традициям демографический кризис Азербайджана не коснется.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

Приехав в Азербайджан, вы попадете в страну, где царит жаркое солнце, можно увидеть великолепные постройки (будь это памятники архитектуры или современные дома). И еще вас, без сомнения, покорят своим темпераментом азербайджанцы, которые входят в семью кавказских народов и по праву гордятся своей историей и культурой. Без них невозможно представить ни кавказский колорит, ни само постсоветское пространство.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и , населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими .

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы .

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в .

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к . Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к .

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к , однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, не собираются признавать это.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в . К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые . Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов . А современные мотивы во многом до сих пор напоминают , поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в . Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои .

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями .
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Азербайджанцы в России сегодня

В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.

Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.

На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.

Композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.

Рассматривая , как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.