Римский календарь. Папа Григорий XIII: воинствующий Папа Дела Григория XIII

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи)

Григорий XIII.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 - 1585.IV.10

Григорий XIII (1502-85), римский папа с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Русском государстве. Провел реформу календаря (1582).

Григорий XIII (1.I.1502 - 10.IV.1585) - римский папа с 1572 года, один из вдохновителей европейской католической реакции, сменившей Реформацию. При участии Григория XIII победила контрреформация в Германии и Польше, Григорий XIII материально поддерживал католиков во Франции. Он пытался создать франко-испанскую коалицию против Англии с целью разбить там протестантов и оторвать от Англии Ирландию; но эти попытки постигла неудача, так же как и стремление Григория XIII насадить католицизм в России (миссия Поссевина 1581 года), Японии, Китае. При Григории XIII усилились иезуиты, возросла роль папских нунциев, ставших проводниками реакционной папской политики. Григорий XIII провёл реформу летосчисления (Григорианский календарь; см. в ст. Календарь ).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источники: Вержбовский Ф. Ф., Викентий Лаурео, Мондовский епископ, папский нунций в Польше 1574-78 и его неизданные донесения... статс секретарю папы Григория XIII..., собр. и изд. Ф. Вержбовским, Варшава, 1887.

Григорий XIII, Папа Римский. Gregorius Tertius Decimus. Мирское имя: Уго Бонкомпаньи. Происхождение: Болонья (Италия). Годы жизни: 7 января 1502 - 10 апреля 1585 Годы понтификата: 13 мая 1572 - 10 апреля 1585.

Уго Бонкомпаньи изучал церковное и гражданское право в университете Болоньи, а, получив степень доктора, остался в нем преподавать. Среди его учеников были известные впоследствии кардиналы Алессандро Фарнезе, Кристофоро Мадруцци, Отто Трахсесс фон Вальдбург, Реджинальд Поул, Карло Борромео и Станислав Хозюш. В 1539 г. кардинал Париццио призвал Уго в Рим, где Павел III назначил его судьей Капитолия и папским аббревиатором. Бонкомпаньи присутствовал на Тридентсокм соборе как юрист. Впоследствии он занимал различные должности в курии, получив первое посвящение лишь в 1558 г., вновь работал на Тридентском собору, но уже как представитель папы, и в 1564 г. получил кардинальскую шапку. После смерти Пия V Уго был избран папой и взял имя Григорий XIII. Григорий первым делом утвердил Конституцию Пия V и создал комитеты по борьбе со злоупотреблениями в курии и по ведению "Индекса запрещенных книг". Один день в неделю папа посвящал приему посетителей, и любой желающий мог попасть к понтифику. Григорий назначил 34 кардинала. В целом он относился к назначениям очень ответственно. Несмотря на то, что он дал кардинальские шапки двум своим племянникам, его нельзя обвинять в кумовстве. Папа считал племянников действительно достойными этого звания в отличие от внебрачного сына Джакомо, который был всего лишь гонфалоньером. Лучшим средством для борьбы с протестантством и распространения веры Григорий считал качественное обучение священников и миссионеров. Он основал в Риме по меньше мере 23 коллегии и семинарии, во главе которых, как правило, стояли иезуиты, которым папа особо симпатизировал. В этих учебных заведений готовили пастырей для Англии, Германии, Шотландии и многих восточных стран. Так, например, в 1585 г. Григорий принял послов от трех японских правителей, обращенных в христианство, и послал с ними несколько миссионеров-иезуитов. Для защиты позиций католической церкви в Германии была создана специальная Конгрегация по немецким делам и учреждены постоянные нунциатуры (посольства) в Вене и Кёльне. В 1576 г. Григорий послал в Швецию иезуита Ларса Нильссона, которому даже удалось склонить Юхана III к католицизму, но несколько лет спустя король вновь поменял свои религиозные взгляды. Григорий послал две военные экспедиции в Англию для свержения Елизаветы I, но обе они оказались неудачны. Неприязнь Григория к протестантам была так велика, что он одобрил резню гугенотов, организованную Католической Лигой в Париже (Варфоломеевскую ночь) и отслужил благодарственный молебен, хотя к организации расправы он, конечно, был непричастен. Однако самым известным актом Григория XIII, безусловно, является реформа календаря. К XVI в. календарь, составленный при Юлии Цезаре, отставал от солнечного года на две недели. В 1578 г. большинство католических стран приняло новый, григорианский, календарь. Непосредственно с реформой календаря было связано исправление списка римских мучеников в 1580 - 1584 гг. Помимо коллегий и семинарий Григорий построил в Риме часовню в соборе св. Петра, зернохранилище, несколько фонтанов и заложил дворец Квиринал, который планировалось использовать в качестве резиденции вместо Ватикана. За заслуги Григория в украшении города римляне поставили ему памятник.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Дела Григория XIII

Это был выдающийся иерарх, аскет в личной жизни. Но в его нравственные правила входило «насилие во имя добра». Это был тот период, когда католичество вело ожесточенную борьбу с протестантством, переходя от защиты к контрнаступлению. Григорий XIII начал свое правление с организации Варфоломеевской ночи, так как считал гугенотов врагами Бога, подлежащими уничтожению. Он принял голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и приказал выбить по этому случаю медаль, как император после блистательной победы. Он считал, что провел великолепную операцию, удалил омертвевшие ткани и спас организм от заражения и гангрены. Для самих гугенотов он считал лучшим пострадать на земле и этим отчасти искупить грехи, чем распространять лжеучение и идти в ад. Он отлучил от церкви английскую королеву Елизавету, чтобы снять с ее подданных присягу верности.

Он помог Филиппу Испанскому потопить в крови восстание в Нидерландах, боясь, что власть перейдет к протестантам. Он засылал иезуитов в протестантские страны - Англию и Нидерланды - под видом учителей и воспитателей. Он заложил основы унии на Западной Украине через привлечение православных в католические семинарии, которыми руководили иезуиты. При этом в тайных циркулярах запрещалось поощрять переход православных в католичество. Более выгодным считалось иметь сторонников католичества среди самих православных, чем явных католиков, которые не могли оказывать влияния на народ.

Римская церковь была канонически оторвана и мистически отключена от Церкви Вселенской. В новом календаре солнечно-планетарная система выделена и исключена из космоса. В самой Католической церкви центром стали Рим и папа. А в новом календаре единственным ориентиром - Солнце. Римская церковь, ориентируясь на мирскую цивилизацию и культуру, эволюционировала и менялась. В григорианском календаре истинный год, космическое время подменено меняющимся земным временем, зависящим от движения точек равноденствия и от ускорения этого движения. Для Церкви-государства нужен земной календарь.

От симфонии юлианского календаря в григорианском календаре остались только два цикла: день и год, стальные созвучия были разрушены. Многим людям кажется, что чередование простых и високосных годов сохранилось, но это не так. Из четырех столетий выпали три високосных года. Пульс календаря стал аритмичен. Некоторые астрономы - современники Григория XIII - считали, что григорианский календарь является порчей юлианского. Но дело обстояло сложнее. Были подменены главные принципы и ориентиры юлианского календаря. Григорианский календарь игнорирует космос. Струны космоса у него порваны, осталась только одна струна времени, натянутая между Землей и Солнцем.

Рафаил (Карелин) архимандрит. Календарный вопрос. «Христианство и модернизм» М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000, сс. 39-41).

Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические).

Системы летосчисления (справочная статья и список литературы).

(1.01.1502, Болонья - 10.04.1585, Рим; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572). Род. в богатой купеческой семье, учился в Болонском ун-те, где в 1530 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroque jure). В 1531-1539 гг. преподавал в ун-те. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561-1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica , а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери (см. Пий V), при к-ром Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии рим. корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки офиц. издания «Corpus juris canonici».

После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кард. Антуана Гранвелы, в то время вице-кор. Неаполитанского и приближенного испан. кор. Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации , Г. подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Г., вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

Заявляя о себе как о противнике непотизма , Г. тем не менее назначил кардиналами племянников - Филиппа Бонкомпаньи (со 2 июня 1572) и Филиппа Ваставиллано (с 5 июля 1574), 3-му племяннику в сане было отказано. Брату Г., обратившемуся с просьбой к папе о денежном вспомоществовании, был запрещен доступ в Рим. Г. был последним папой, о к-ром точно известно, что он имел внебрачных детей - сын Джакомо род. до принятия Уго Бонкомпаньи сана священника. Г. устроил брак сына с графиней Сфорца и возвел в должность управляющего замком Св. ангела и гонфалоньера Римской Церкви (главнокомандующего войсками Папской области).

Г. уже в день избрания сообщил послам Испании и Португалии, что намерен продолжить борьбу против турок, начатую его предшественниками, и предоставить помощь Священной антитур. лиге, организованной папой Пием V. Однако конфликт между участниками лиги, прежде всего Испанией и Венецией, к-рые заключили сепаратные мирные договоры с Османской империей (Венеция в 1573, Испания в 1581), помешал достичь к.-л. успехов в борьбе с османской угрозой. Основным направлением политики Г. стала борьба с распространявшимся протестантизмом. Папские легаты действовали при дворах Франции, Испании, Португалии, в нем. княжествах, в Швеции и в Польше, стремясь любой ценой сдержать Реформацию . Традиционно считается, что папа положительно воспринял известие о Варфоломеевской ночи (24 авг. 1572), к-рую назвал «очень радостным событием для всего христианского мира» (Romier L . La S.-Barthélemy // Revue du XVIe siècle. 1913. P. 530), победой Церкви над еретиками. Однако в совр. исследованиях уточняется, что папа не только не принимал никакого участия в подготовке резни, но, более того, как юрист сожалел о том, что франц. кор. Карлу IX не удалось прибегнуть к более законным методам наказания еретиков. Позднее, чтобы поддержать борьбу с гугенотами во Франции, Г. благословил католиков, воевавших с «новой ересью» (15 февр. 1585). Были заключены секретные договоры с испан. инквизицией. Буллой «Antiqua Judeorum» (1581) Г. распространил полномочия инквизиции на дела, связанные с иудеями и мусульманами. Согласно булле «Consueverunt Romani pontifices» (1583), были расширены категории отлучавшихся от Церкви - в их числе были не только еретики, но и пираты, бандиты, требующие выкуп, фальшивомонетчики и др. нарушители общественного спокойствия.

Большие надежды папа возлагал на союз с испан. королем против англ. кор. Елизаветы I . В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино , кор. Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польск. кор. Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем гос-ве католич. веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывш. церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Г. признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой швед. король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеран. веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), к-рый впосл. оказывал поддержку католич. духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением.

Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В др. регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католич. Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что буд. архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

Для упрочения церковной дисциплины (это требование также было выдвинуто на Тридентском Соборе) Г. провел ряд преобразований Римской курии. Стремясь контролировать процесс назначения епископов, папа потребовал составления списка тех священников, к-рые в ближайшее время при наличии вакансий могли бы получить епископский сан, с тем чтобы о кандидатах была собрана как можно более полная информация и на вакантные должности назначались бы только достойные. Были организованы конгрегация по делам епископов (в 1601 вместе с конгрегацией по делам монашествующих вошла в состав конгрегации по делам епископов и монашествующих) и конгрегация церемониала (1572). Была изменена финансовая структура католич. Церкви, контроль над доходами передали Апостольской палате (Camera apostolica). Г. заложил основу буд. конгрегации по распространению веры (Propaganda fidei) - комитету из 3 кардиналов поручалось руководство католич. миссиями на Востоке по поддержанию католиков вост. обряда в каноническом общении с Римским престолом и распространению католич. веры среди правосл. населения. С этой же целью Г. способствовал публикации катехизиса католич. Церкви на вост. языках. Миссионерская деятельность католич. монашеских орденов на неевроп. территориях получила поддержку со стороны Г. Иезуиты начали активную миссионерскую деятельность в Китае, Японии, получив папскую привилегию и являясь единственным орденом, к-рый мог вести проповедническую деятельность на этих землях, а также в Перу, в Мексике, в Вост. Африке и на Ближ. Востоке. Папа предоставил значительную финансовую помощь иезуитскому коллегиуму в Японии. Миссии августинцев и францисканцев работали на Филиппинских о-вах, в 1579 г. там было основано Манильское еп-ство.

В кон. 1577 - нач. 1578 г. в Риме находился яковитский Антиохийский патриарх Игнатий Наматалла, с к-рым были начаты переговоры о заключении церковной унии Римско-католической Церкви и древневосточных Церквей (Сирийской (яковитской), Коптской и Эфиопской). Унии были заключены уже после смерти Г. (см. ст. Восточные католические Церкви).

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии.

Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан , а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов , проведенную Терезой Авильской , в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов.

Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Cоrpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений.

В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь , Пасхалия). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Г. более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католич. церковного образования - при Римской коллегии (см. ст. Григорианский университет) были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год («annus sanctus»), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца.

Г. скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра.

Ист.: Magnum bullarium romanum / Ed. L. Cherubini et. al. Luxemburgi, 1742. Vol. 2. P. 387-526; Levi della Vida G . Documenti intorno alle relazioni delle Chiese otientali con la S. Sede durante il pontificato di Gregorio XIII. Vat., 1948.

Лит.: Karttunen L . Grégoire XIII comme politicien et souverain. Helsinki, 1911; Schelnass K . Wissenschaftiche Forschungen unter Gregor XIII. für die Neuausgabe des Gratianischen Dekrets // Papsttum und Kaisertum: Forschungen z. politischen Geschichte und Geisteskultur des Mittelalters: FS P. Kehr / Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 674-690; Pastor L . Grégoire XIII: Trad. de l"allemand. P., 1938. 2 vol. (Histoire des Papes depuis la fin du Moyen Âge; 19-20); Pecchiai P . La nascità di Giacomo Boncompagni // Archivi: Archivi d"Italia e rassegna internazionale degli archivi. R., 1954. Ser. 2. Vol. 21. P. 9-47; Catalano G . Controversie giurisdizionali tra Chiesa e Stato nell"età di Gregorio XIII et di Filippo II. Palermo, 1955. (Atti dell"Accademia di Scenze, Lettere ed Arti di Palermo. Ser. 4. Vol. 15. Pt. 2. Fasc. 1); Lukács L . Die nordlichen päpstlichen Seminarien und P. Possevino (1577-1587) // Archivium Historicum Societatis Iesu. 1955. Vol. 24. P. 33-94; Polèin St . Une tentative d"Union au XVIe siècle: La mission religieuse du Père Antoine Possevin, S. J. en Moscovie (1581-1582). R., 1957. (OCA; 150); Prodi P . S. Carlo Borromeo et la trattative tra Gregorio XIII et Filippo II sulla giurisdizione ecclesiastica // Rivista di storia d. Chiesa in Italia. R., 1957. Vol. 11. P. 195-240; Cloulas I . Grégoire XIII et l"aliénation des biens du clergé de France en 1574-1575 // Mélanges de l"École Française de Rome. R., 1959. Vol. 71. P. 381-404; De" Reguardati F .-M . Il fenomeno del banditismo sotto Gregorio XIII (1572-1585) et Sisto V (1585-1590): Suoi riflessi sulla nobilità // Rivista Araldica. R., 1987. Vol. 85. P. 198-207; Jacks P . A Sacred Meta for Pilgrims in the Holy Year 1575 // Architectura. Münch., 1989. Vol. 19. P. 137-165.

Н. И. Алтухова

Римский календарь и его юлианская реформа

Календарь древних римлян . История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя, т. е. около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия. Так, первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis). Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе - матери бога Гермеса (Меркурия) - и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны (рис. 8), супруги Юпитера, был назван юниус (Junius). Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

Квинтилис (Quintilis) -«пятый»
Секстилис (Sextilis) -«шестой»
Септембер (September) -«седьмой»
Октобер (Oktober) -«восьмой»
Новембер (November) -«девятый»
Децомбер (December) -«десятый»

Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому самый древний римский календарь можно представить в виде табл. 1, а один из его образцов показан на рис. 9.

Таблица 1 Римский календарь (VIII в. до н. э.)

Название месяца

Число дней

Название месяца

Число дней

Март

31

Секстилис

30

Апрель

30

Сентябрь

30

Май

31

Октябрь

31

Июнь

30

Ноябрь

30

Квинтилис

31

Декабрь

30

Создание 12-месячного календаря. В VII в. до н. э., т. е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. Первый из них был назван январем (Januarius) - в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Название второго нового месяца, февраля, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней. Чтобы уравнять его с календарным годом греков, пришлось бы добавить к нему 50 дней, и тогда в году было бы 354 дня. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили 51 день. Однако из такого количества дней невозможно было составить 2 полных месяца. Поэтому от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней, т. е. от апреля, июня, секстилиса, сентября, ноября и декабря, отняли по одному дню. Тогда число дней, из которых образовались новые месяцы, увеличилось до 57. Из этого количества дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

Таким образом, год, содержавший 355 дней, делился на 12 месяцев с числом дней, указанным в табл. 2.

Здесь на долю февраля досталось всего 28 дней. Этот месяц был вдвойне «несчастливым»: он был короче других и содержал четное число дней. Так выглядел римский календарь за несколько столетий до н. э. Установленная продолжительность года в 355 дней почти совпадала с продолжительностью лунного года, состоявшего из 12 лунных месяцев но 29,53 дня, так как 29,53 × 12 == 354,4 дня.

Такое совпадение не случайно. Оно объясняется тем, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Жрецы приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.

Хаотичность римского календаря. Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Поэтому по продолжительности годы чередовались так:

Таблица 2
Римский календарь (VII в. до н. э.)

Название

Число

Название

Число

меоща

дней

месяца

дней

Март

31

Сентябрь

29

Апрель

29

Октябрь

31

Май

31

Ноябрь

29

Июнь

29

Декабрь

29

Кшштплис

31

Япнарь

29

Секстнлис

29

Февраль

28

355 дней

377 (355+22) дней

355 дней

378 (355+23) дней.

Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, т. е. была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению продолжительности добавочных месяцев.

Право изменять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам (понтификам), во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Они часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. По свидетельству Цицерона, жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц, подкупивших их, и укорачивали сроки для своих врагов. Время уплаты различных налогов и выполнения других обязательств также зависело от произвола жреца. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.

Очень меткую характеристику состояния римского календаря того времени мы находим у выдающегося французского писателя и просветителя XVIII в. Вольтера, который писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

Юлий Цезарь и реформа календаря . Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. Именно этот календарь с поправкой Канопского декрета Юлий Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Юлианский календарь Созигена . Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году до 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Правда, Созиген должен был знать, что греческий астроном Гиппарх примерно за 75 лет до реформы, намеченной Юлием Цезарем, установил, что продолжительность тропического года составляет не 365,25дней, а несколько меньше, но он, вероятно, посчитал это различие несущественным и потому пренебрег им.

Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Месяц мерцедоний был исключен из календаря. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено также число дней в месяцах (табл. 3).

Таблица 3
Юлианский календарь Созигена
(за 46 лет до н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Квинтилис

31

Февраль

29 (30)

Секстилис

30

Март

31

Сентябрь

31

Апрель

30

Октябрь

30

Мал

31

Ноябрь

31

Июнь

30

Декабрь

30

Следовательно, все нечетные месяцы (январь, март, май, квинтилис, сентябрь и ноябрь) имели по 31 дню, а четные (февраль, апрель, июнь, секстилис, октябрь и декабрь) - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Перед осуществлением реформы, стремясь добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, римляне прибавили к календарному году, кроме мерцедония, состоявшего из 23 дней, еще два вставочных месяца - один в 33 дня, а другой в 34. Оба эти месяца были помещены между ноябрем и декабрем. Таким образом составился год в 445 дней, известный в истории под названием беспорядочного или «года замешательства». Таким был 46-й год до н. э.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат, по предложению римского политического деятеля Марка Антония, в 44 г. до н. э. переименовал месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в июль (Julius)

Римский император Август
(63 г. до н. э.-14 г.ы. э.)

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это-- единственный момент к юлианском календаре, имеющий связь с лунными фазами.

Календарная реформа Августа . Членам высшей жреческой коллегии в Рыме - понтификам было поручено следить за правильностью счисления времени, однако, не поняв сущности реформы Созигена, они почему-то производили вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за этой ошибки календарный счет вновь был запутан.

Ошибку обнаружили только в 8 г. до н. э. во времена преемника Цезаря императора Августа, который произвел новую реформу и уничтожил накопившуюся ошибку. По его приказанию, начиная с 8 г. до н. э. и кончая 8 г. н. э., пропускали вставление добавочных дней в високосных годах.

Тогда же сенат принял решение переименовать месяц секстилис (шестой) в август - в честь императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилисе было всего 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более что число 30, как четное, считалось несчастливым. Тогда от февраля был отнят еще один день и добавлен к секстилису - августу. Так февраль остался с 28 или 29 днями. Но теперь получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Эти нововведения совсем разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

Так постепенно совершенствовался юлианский календарь (табл. 4), остававшийся единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах даже до начала XX в.

Таблица 4
Юлианский календарь (в начале н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Июль

31

Февраль

28 (29)

Август

31

Март Апрель Май Июнь

31 30 31 30

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

30 31 30 31

Историки указывают, что императоры Тиберии, Нерон и Коммод пытались три последующих месяца назвать своими именами, но их попытки не удались.

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид, как показано в табл. 5.

Календами назывались только первые числа месяцев и приходились на время, близкое к новолунию.

Нонами являлись 5-е числа месяца (в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре) или 7-е числа (в марте, мае, июле и октябре). Они совпадали с началом первой четверти Луны.

Наконец, идами назывались 13-е числа месяца (в тех месяцах, в которых ноны падали на 5-е число) или 15-е числа (в тех месяцах, в которых ноны падали на 7-е число).

В отличие от привычного нам счета вперед, римляне вели счет дней от календ, нон и ид в обратную сторону. Так, если надо было сказать «1 января», то говорили «в январские календы»; 9 мая называлось «7-й день от майских ид», 5 декабря называлось «в декабрьские ноны», а вместо «15 июня», говорили «в 17-й день от июльских календ» и т. д. При этом необходимо помнить, что сама исходная дата всегда включалась в счет дней.

Рассмотренные примеры показывают, что при датировках римляне никогда не употребляли слово «после», а только «от».

В каждом месяце римского календаря было еще три дня, которые имели особые названия. Это - кануны, т. е. дни, предшествующие нонам, идам, а также календам следующего месяца. Поэтому, говоря об этих днях, произносили: «в канун январских ид» (т. е. 12 января), «в канун мартовских календ» (т. е. 28 февраля) и т. д.

Високосные годы и происхождение слова «високос» . Во время календарной реформы Августа были ликвидированы ошибки, допущенные при неправильном пользовании юлианским календарем, и узаконено основное правило високоса: високосным является каждый четвертый год. Поэтому високосными годами являются те, числа которых делятся без остатка на 4. Учитывая, что тысячи и сотни всегда делятся на 4, достаточно установить, делятся ли на 4 последние две цифры года: так, 1968 год високосный, так как 68 делится на 4 без остатка, а 1970 год простой, так как 70 на 4 не делится.

Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля повторялось дважды.

Но вместо «24 февраля» римляне говорили «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» - «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос». Поэтому писать «высокосный», как это иногда делают, нельзя, так как слово «високос» не русское и к слову «высокий» не имеет никакого отношения.

Точность юлианского календаря. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 мин. 14 сек. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Следовательно, юлианский календарь не отличался большой точностью. Его важным достоинством было другое - значительная простота.

Хронология . В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов. В I в. н. э. начала распространяться эра «от сотворения города», имевшая важное значение в хронологии римской истории.

Согласно римскому писателю и ученому Марку Теренцию Варрону (116-27 гг. до н. э.), предполагаемая дата основания Рима соответствует третьему году 6-й олимпиады (Оl. 6.3). Так как день основания Рима ежегодно отмечался как весенний праздник, то удалось установить, что эпохой римского календаря, т. е. его отправным моментом, является 21 апреля 753 г. до н. э. Эра «от основания Рима» применялась многими западноевропейскими историками до конца XVII в.

Согласно реформе Юлия Цезаря, три года должны были иметь продолжительность 365, а четвертый - 366 суток.(високосный год). В силу этого, календарь должен был быть очень точным и давать погрешность не более одного дня в каждые 128 лет.

Однако в первые годы введения юлианского календаря понтифики неверно применяли данное правило. Дополнительный день они вставляли не через три года на четвертый, а каждый третий год. Данная ошибка длилась довольно долго - в течение 36-ти лет, за время которых накопились целых лишних три дня. Ошибку надо было исправлять, что и было сделано императором Августом, постановившим не вставлять дополнительные дни в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

В силу столь длительной ошибки, нормальное функционирование юлианского календаря началось с 1 марта 4 г. н.э. Сенатом в благодарность императора Августа за исправление календаря, месяц Секстилиус был переименован в Августус. Однако император Август захотел к тому же, чтобы месяц Августус имел длину не менее месяца Юлия Цезаря, а именно,был длиной в 31 день.Чтобы сделать свой месяц длиной в 31 день, император Август из февраля удалил один день, а длины остальных месяцев сдвинул таким образом, чтобы в августе был 31 день. Эти изменения, а также римские названия месяцев, сохранились до настоящего времени.

Юлианский календарь был простым и удобным в применении, а также достаточно точным, в силу чего употреблялся в течение очень длительного срока, составившего полтора тысячелетия. Однако, как уже говорилось выше, данный календарь также был неточен - погрешность данного календаря составляла одни сутки за 128 лет. Таким образом получалось, что в начале нашей эры весеннее равноденствие происходило 23 марта, а через 400 лет - на трое суток раньше.

Со времени Юлия Цезаря до Никейского Собора (325 г.) расхождение составило уже трое суток, получалось, что астрономический момент весеннего равноденствия переместился с 24 марта на 21. Никейский Собор утвердил 21 марта днем весеннего равноденствия. Но поскольку причина расхождения устранена не была, погрешность календаря продолжала накапливаться, и к концу XVI века дата весеннего равноденствия сместилась уже на целых 10 суток, с 21 на 11 марта. В 1582 году римский папа Григория XIII провел реформу календаря, восстановив дату весеннего равноденствия 21 марта. Для этого из календаря были "выкинуты" лишние дни, и следующим после 4 октября 1582 года днем был объявлен 15 октября. Введенный календарь, в честь римского папы Григория XIII, был назван григорианским календарем.


А. ВЕНЕДИКТОВ: 13 часов и 12 минут в Москве. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», это наша, совместно с Натальей Ивановной Басовской, программа «Всё так». Сегодня мы будем говорить о Папе Григории XIII, о Римском папе, не о вашем папе. Естественно, как всегда, мы разыгрываем книги. У нас будет сегодня 20 победителей. Сначала объявлю вопрос. Как называется корона Римских пап? Как называется головной убор Римских пап? Если вы это помните – присылайте нам ответ на смс +7-985-970-45-45. Это московский номер для смс-сообщений. Не забывайте подписываться. Конечно же, работает пейджер и Интернет. Как называется церемониальный головной убор Римский пап? Что получают победители? Первые 10 победителей получают книгу издательства «Молодая гвардия», серии «Повседневная жизнь» Книга называется «Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи». Немножко раньше, чем наш герой, но, тем не менее. С 11 по 20 победитель получают книгу Самуила Лозинского «История папства», серия «Популярная историческая библиотека», издательство «Русич». [повторение вопроса и телефона].

Наша программа «Всё так» начинается. Григории XIII, Римский папа сегодня наш герой. Отчего он наш герой? Потому, что календарь. Наталья Ивановна, здравствуйте.

Н. БАСОВСКАЯ: Добрый день. Знал бы он, что он герой, потому, что календарь. Его жизнь, о которой очень мало известно, Римских пап уж очень много было и разные следы они оставили в Истории. Его жизнь, как политического деятеля, церковного деятеля, государственного человека, у нас известна мало, а про календарь, пожалуй, многие слышали, потому, что он Григорианский. И потому, что это очень заметное явление, властвовать временем. Он бы удивился, что он остался в памяти потомков, как инициатор изменения календаря. Чтобы понять, почему он мог бы удивиться, давайте припомним его жизнь. Он принадлежит к категории так называемых «воинствующих пап», есть такой термин в историографии, эпохи контрреформации. Сюда же входят еще несколько фигур. Люди, которые занимая папский престол, отдавали огромные силы и огромную энергию тому, чтобы остановить реформу церкви.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потому, что они думали, что это случайно, что это просто несколько злых умов.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Лютер [ред. (нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айшлебен, Саксония - 18 февраля 1546)], Цвингли [ред. (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен - 11 октября 1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих)], Кальвин [ред. фр. Jean Calvin, также Cauvin; лат. вариант имени Ioannes Calvinus; (10 июля 1509 - 27 мая 1564) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.], Гус [ред. (чешск. Jan Hus, 1369/1371, родился в селе Гусинец в южной Богемии - 6 июля 1415, Констанц)], когда-то, раньше, несколько отступников. А что это вообще-то назревший духовный переворот, принять было невозможно. И они отдавали этому жизнь. В каком-то смысле творец нового календаря, в этом аспекте политическом, по сути, пытался остановить время, остановить ход Истории. Календарь календарём, а остановить реформацию, которая была явлением и знамением выхода из средневековья, одним из знаков – это было невозможно. Но им это не дано было знать. Итак, бурный, буйный поборник возрождения идеи папской теократии, т.е. власти пап, идущей прямо от Бога и стоящей над всеми остальными видами власти, духовной и светской тоже.

Праздновал Варфоломеевскую ночь [ред. резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572, день св. Варфоломея.], подробности потом. Празднуют разные вещи. Он праздновал её. Возродил и далеко продвинул явление, которое называлось непотизм, по-русски – кумовство, от латинского непотиз . Внук, племянник возродил этот непотизм, болезненное явление в церкви. И, наконец, календарь, который для него был тоже связан с его служением, с его верой, с церковью и тоже мы об этом ещё скажем. Итак, кто он такой? Подробности из частной жизни Римских пап – вещь редкая и по сей день. И знаем мы немного. Но все-таки. В миру – Уго Бонкомпаньи. Уго – имя тоже сегодня политическому деятелю принадлежащее. Из богатой, достаточно знатной семьи. [ред. Григо́рий XIII (лат. Gregorius PP. XIII; в миру Уго Бонкомпаньи, итал. Ugo Boncompagni; 7 января 1501 - 10 апреля 1585) - папа римский с 13 мая 1572 по 10 апреля 1585. ]

А. ВЕНЕДИКТОВ: В 19 веке стали принцами.

Н. БАСОВСКАЯ: Очень знатные люди.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, в Риме есть улица Бонкомпаньи. Там, где стоял когда-то их особняк.

Н. БАСОВСКАЯ: В Болонском университете оказался человеком очень учёным, увлекался наукой по-настоящему, поскольку в Болонском университете занял кафедру канонического права. Это был грамотный, образованный юрист. И сказать, что его попытка остановить время в виде реформации была заблуждением непросвещенного и темного, нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он стал доктором права в 28 лет, что было…

Н. БАСОВСКАЯ: Молодой и способный.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В эпоху вот такого сложного получения всяких градаций, он в 28 лет возглавил кафедру, стал доктором права, т.е. он учёный.

Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно, не бездарен, не лишён интеллекта. Получил звание кардинала. Но вот кто такой кардинал? Вообще, кардиналы сегодня мы знаем, что это примерно 70 человек.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы знаем, что он Ришелье. Это мы знаем точно.

Н. БАСОВСКАЯ: В сущности, должность, статус кардинала, что это такое? От простейшего слова «кардо», что означает – дверной крюк. В 5-11 веках - это духовные лица, постепенно укрепляющие свои позиции, занимавшие постоянные места в определенных приходских церквях, но не в деревнях, а городах. Которые были так прочно связаны со своими местами, как писали в источниках, как дверь соединена с крюком, на котором висит. Я, правда, не догадалась бы сказать, что дверь висит на крюке, наверное, устройство было не такое, как у сегодняшних железных дверей. В 1059 году, уже начало второй половины 11 века, Декретом Латеранского Собора один из пап, Николай II предоставил кардиналам право избирать пап. То есть, эта практика идёт только с середины, начала второй половины 11-го века. Конклав собрания – примерно 70 кардиналов, сначала был гораздо меньше, 7, 11. По сей день избирает папу из своей среды. Конклав, буквально – «Запертый зал», ибо до того момента, пока не примут решение тайным голосованием, кто из их среды станет папой, они не имеют права покидать это помещение. Слуги, которые их обслуживают, тоже не имеют права покидать соседнее помещение. Всё под замком. Отсюда – конклав.

И вот этот, достаточно учёный, образованный человек получает кардинальскую шапку, как сейчас говорят, потому, что появилась практика, что у кардиналов такой головной убор. Не тот, о котором Вы спросили наших радиослушателей, но тоже головной убор, который является отличительным. В католической церкви, впрочем, и в православной тоже, головной убор знаменует в церковной иерархии статус, чтобы сразу было видно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Типа погоны или аксельбанты.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, своего рода. Так же, как и цвет одеяния. У епископов – лиловый, у кардиналов – красный, у пап – белый или золотой. И всё сразу, как будто бы сразу написано, кто он есть. В общем-то, для эпохи становления христианской церкви, в том её великом статусе, в котором она поныне существует, очень был важен имидж, картинка, визуальный ряд, как мы скажем сегодня. Ибо она заменяла безграмотной пастве текст. И люди, не умевшие ни читать, ни писать, большинство абсолютное верующих, по визуальному образу составляли себе представление, не хуже, чем по тексту. Кардинал он был, видимо, заметный, в силу своей образованности, прирожденного ума и невиданной энергии. И он это доказал, он 15 лет был на папском престоле. Но вступил он туда в 70, т.е. эти 15 лет были после рубежа 70-летнего человека. И энергичен был он невероятно. И папой Пим IV этот кардинал был направлен для участия в заседаниях Тридентского собора [ред. Триде́нтский собо́р - девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.], в Германию, город Тридент, латинский – tridentum. Там, с перерывами, сначала он заседал только в Триденте, потом заседал в Болоньи, поскольку атмосфера в Триденте накалилась, а Болонья была тогда очень настроена позитивно в отношении папства. Всего 6 лет примерно заседал этот Собор, с перерывами, с 1545 по 1563, даже больше шести лет. Там он оправдал доверие пославшего его папы Пия IV. Он последовательно, умно, аргументировано, с юридическими аргументами отстаивал принцип абсолютной полноты папской власти. А принцип этот подвергался сомнениям со всех сторон. Прежде всего он подвергся сомнениям не сформулированным в разгаре еретических движений, которые предшествовали реформации, от развратности многих фигур на папском престоле, такой человек не может иметь всеобъемлющей власти, такой человек, такая личность не может…

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, это был бунт епископов?

Н. БАСОВСКАЯ: Отчасти, участвовали и епископы, и простые люди. А сформулировал это, в конце концов, Ян Гус, который сказал, что истинный глава церкви только сам Иисус Христос. Вот уж фигура морально безупречная, а никакой другой человек, кто бы он ни был, не может быть бесспорным главной христианской церкви. Надо сказать, что довольно долгое время – с 11 по 15 век, внутри церкви и рядом с ней, в окружении, было широкое движение за реформу церкви, клюнийское движение [ред. Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство], мы о нём как-то говорили. Это люди, искренне хотевшие исправить нравы и провести реформы не такие, как реформация, что изменить и богослужение, и взаимоотношение представления о взаимоотношениях человека с Богом. Нет! Очистить нравы, очистить церковь от фигур, которые не соответствуют. Тридентский Собор подвёл черту под этим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но наш герой был ортодоксом.

Н. БАСОВСКАЯ: Безусловным.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ему в это время 65 лет. Конец жизни для 16 века. 65 лет – это даже не средний возраст. Там средний, по-моему, возраст у мужчин 45-48 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Это даже много. Я думаю, что это много. Вокруг 40.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он глубокий старец по понятиям 16 века.

Н. БАСОВСКАЯ: После 50 считался старик совсем. Старец. Вот писали мои хронисты о французском короле Карле VI. И я когда-то, как очень молодой исследователь, полностью попала под их влияние и написала в своей какой-то ранней статье, вокруг 100-летней войны, что «дряхлый Карл VI», не посчитала, это теперь я считаю, встретила замечательного коллегу Владимира Ильича Райтиса, который писал о Жанне д’Арк. Мы познакомились и он сказал: «Для Вас я, конечно, дряхлый старец, потому, что мне, как и Карлу VI, 54 года.» И я поняла, что значит пойти на поводу у источника. Да, он был в 16 веке не таким дряхлом, но старым человеком. А это не чувствовалось в его поведении. Итак, вся полнота папской власти. Папская теократия, это сам наместник Бога на земле и никаких больше реформ, никакого очищения, потому, что разговоры об очищении нравов духовенства приводят неизбежно к тому, что и папу надо поправить, если он в чём-то неправ. Нет. Папа абсолютно безгрешен. И вот этот догмат, восходящий к очень древним временам, к временам Карла Великого и папы Льва, который сначала ослеп, потом прозрел. Вернуть его в начавшемся новом времени, ибо 16 век – это даже не порог, это начавшееся новое время. Это время экономически переродившейся Европы, духовно переродившейся Европы. Вернуть вот это былое. В 1572 году этот заслуженный кардинал, этот человек, который…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Боец!

Н. БАСОВСКАЯ: …показал, что он боец, умница, воинствующий. Он становится воинствующим папой.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Причем, его избрали достаточно быстро. Конклав длился недолго, потому, что в этот момент была война.

Н. БАСОВСКАЯ: Но готовил этот конклав очень знаменательный тип – кардинал Гранвела, это палач…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Красная собака, как его называли.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. По цвету красного одеяния. То есть, раз кардинал Гранвела [ред. (Granvelle, Granvela) Антуан Перрено де (1517-86), кардинал (с 1561), в 1559-1564], считай, что это Филипп II Испанский, потому, что Гранвела – это прямое орудие Филиппа II. Итак, Конклав работал под влиянием этих наихристианнейших, самых католических фигур в тогдашней Западной Европе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте вспомним расстановку сил в Европе. Великобритания, Елизавета.

Н. БАСОВСКАЯ: Заражена ересью.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Франция. Гражданская война.

Н. БАСОВСКАЯ: Гугеноты, кальвинисты.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Католики и т.д. Испания. Наихристианнейший король.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот она, опора!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Голландия. Восстание гёзов. Германия.

Н. БАСОВСКАЯ: Допрыгались до республики в Голландии.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Германия. Часть государей поддерживает реформаторов.

Н. БАСОВСКАЯ: Аугсбургский религиозный мир, 1555 год. Это мир, который чреват бесконечной войной, потому, что он закрепляет разделение княжеств на католические и протестантские. [ред. соглашение, заключённое 25 сентября 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V]

А. ВЕНЕДИКТОВ: А у нас Иван Грозный.

Н. БАСОВСКАЯ: А у нас Иван Грозный. И наш папа, персонаж наш сегодняшний, имел некое отношение к Ивану Грозному.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я просто хотел напомнить про Европу, что это время бурлящее, 70-годы 16 века.

Н. БАСОВСКАЯ: Явления разлома, реформация. А наш персонаж страстный поборник того, что реформацию должно и можно истребить. Вот он этого не понимал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я пытался понять, почему он взял имя Григорий. Потому, что он был наследником Пия V, идеологическим. Почему он взял Григория? Пытался найти некую связь.

Н. БАСОВСКАЯ: Есть. Григорий Великий – это один из ранних деятелей христианской церкви, человек, который своими некими реформами, установлениями, определил многое в догматике, ритуалах и строгом следовании тому, что организация церковной вертикальна. Там с вертикалью власти было чётко в глазах католиков. И папа полностью соответствует Божьей воли и способен ее осуществлять.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: Прежде, чем мы продолжим, мы вас спросили, как называется корона, головной убор Римских пап. И разыгрываем, первые 10 человек получают книгу Жака Эрса из серии «Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи», вторые, с 11 по 20 – книгу Лозинского «История папства». Наши победители, которые правильно сказали, что это тиара и сказали очень быстро. Вера (951), Галина (875), Анита (255), Юрий из Казани (515), Полина (453), Александр (513).Надежда (518), Игорь (104), Даша (315) и Владимир (144). Книгу Лазинского получают – Галина (663), Дмитрий из Перми (268), Таня, или Тоня (721),Костя (747), Тамара из Владикавказа (483), Владислав (037), Яна (251). Сергей (828), Руфа (042) и Михаил из Томска (252). Это те, кто получает книгу. И ещё. Прежде чем мы продолжим, я хочу обратиться к нашим слушателям. Мы, с Натальей Ивановной формируем список новых героев на 2008 год. Если вы хотите услышать передачу о каком-то историческом зарубежном деятеле до ХХ века, присылайте ваши предложения прямо сейчас, в течение 20 минут на смс +985-970-45-45, о ком вы хотели бы услышать передачу «Всё так».

За три месяца до Варфоломеевской ночи новый Римский папа. Он избран.

Н. БАСОВСКАЯ: Заметим сразу, что наш неистовый, воинствующий, который всецело посветил себя идее папской власти, её чистоты, он имел-таки побочного сына Джакомо.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нормально!

Н. БАСОВСКАЯ: И, как пишут специалисты, это последний папа, относительно наличия у которого незаконнорожденных детей, сохранились достоверные сведения. Всё остальное скрыто в тумане.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Какой мужчина! Причем, ему 70 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Но проявить политику кумовства в отношении сына он не решился

А. ВЕНЕДИКТОВ: Все знали, что это его сын.

Н. БАСОВСКАЯ: Но двух своих племянников вполне спокойно продвигал высоко. Из-за этого непатизма родились со временем очень знатные семейства в Италии – Баргезе, Лудовизи, Борджио, между прочим, из практики непатизма. И вот двух своих племянников он возвёл не куда-нибудь, а в кардиналы, т.е. сказать, что он лично, внутри себя самого и своей практики, был абсолютно чистым, как кристалл, тоже нельзя. И вот в год своего избрания, через короткое время, его в мае избирают, в августе…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ой! Можно я скажу, как он отреагировал на брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа? У него запросили разрешения, потому, что Генрих Наваррский был еретиком. Он пишет Карлу IX: «Я не нахожу лучше средства покончить с еретиками, чем этот союз». Это его первое письмо к Карлу IX.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Выйти замуж, чтобы покончить. Но этот брак с самого начала был трагичным. И вот он организовал торжественные празднования Варфоломеевской ночи. Только он и Филипп II Испанский проявили такую публичную радость по поводу убийства в течение одной ночи примерно 2 тысяч гугенотов, а затем, в ближайшие следующие две недели во Франции были убиты, как считается, примерно 30 тыс. протестантов. То есть, празднование, фейерверк, иллюминация, торжественная процессия, богослужение, изготовление специальной медали. Это невероятно! А Филипп II написал приветствие Екатерине Медичи по поводу кровопролития, в котором сказал так, что он восторгается сыном (это Карлом IX), что у него такая мать. И матерью, что у неё такой сын, который это дозволил, допустил или санкционировал неизвестно что.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Более того. Григорий XIII заказывает Вазари, знаменитому живописцу, картину под названием «Папа одобряет убийство еретика Колиньи». И до сих пор эта картина находится в Ватикане.

Н. БАСОВСКАЯ: Картина существует. Убийство было зверское, жестокое. Колиньи был немолодой человек, можно сказать старик, которого зарезали, сбросили с балкона, потом отрезали голову. Это свирепость и приветствовать реки крови – это не очень замечательно. На что же они рассчитывали? Ведь они же хотели, действительно, вот эти воинствующие папы, остановить. Чем остановить? Что же постановил Тридентский Собор, какими средствами можно это сделать? В общем-то, средства, я бы сказала, безнадёжные. Индекс запрещённых книг, который был отменён только в 1934 году. До этого существовал Индекс. Из него со временем исчез Галилей, но там были Ян Гус, Спиноза, Вольтер, Руссо, Стендаль, Гюго, огромный список вполне достойных людей. Бороться с ересью этим способом, чтобы люди не думали неправильно, утверждать категорическое превосходство папы над Собором, коллегиальным органом, расширить деятельность инквизиции, прекрасные меры, но безнадежные. Единственная, относительно созидательная, а не устрашающая мера – открывать дополнительные школы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Семинары они назывались.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Училища для священников – ортодоксов. Преподавали иезуиты, которых обожал Григорий XIII, и молодые люди должны были дать клятву, страшную клятву, что всю свою жизнь они будут бороться за истинную веру. Ничем другим в жизни отвлекаться не будут. Еще какие были пути, как он хотел победить, этот энергичный 70-летний человек? Стремился насаждать ортодоксальное католичество в сопредельных странах европейских, в Швеции, Ирландии, России. По его приказу иезуит Посевина ездил в Россию к Ивану Грозному. Не уговорить ли его перейти в истинную, единственно истинную – это католическая вера. Не уговорил. Не без успеха проповедники-миссионеры иезуиты проповедовали при поддержке папы Григория XIII в Китае и Японии. И имели даже некоторый успех. То есть, у него временами была иллюзия, что что-то получается. Создал в Риме специальную коллегию для иностранцев, где те же иезуиты готовили специалистов проповедников, миссионеров, пламенных, которые повернут мир, поведут за собой. Конечно, дело обречённое, но выглядело оно таким, имеющим некоторые результаты.

Что же его вдохновляло? Почему Григорий XIII, как и другие воинствующие папы, считал себя вправе властвовать над умами, а сейчас мы увидим, что и над календарём, временем, тоже. Как это сложилось? Я тут задумалась и перелистала некоторые страницы истории, которые показывают, как родилась эта идея. Кто такие, в сущности христианские общины? Это были общины единомышленников, верующих и единственным там званием, титулом, саном – это был харизматик, человек, обладающий харизмой. То есть, боговдохновенный, умеющий проповедовать, умеющий вести за собой людей. И всё. Никаких должностей больше не было. Потом появляются пресвитеры, старейшины, организаторы. Потом дьяконы, те, кто обслуживает совместные трапезы, так называемые трапезы любви, где они совместно принимают пищу не просто, чтобы наестся, а вкушая при этом и светлые идеи. И, наконец, епископы, которые выдвинулись, как организаторы хозяйственной жизни. Они владели кассой, на что там надо существовать, какие-то общие потребы есть, ну, хотя бы эту трапезу обеспечить финансово. Они владели организаторской деятельностью и постепенно внедрилась практика, что епископы – это те, кто побогаче, потому, что он в эту кассу что-то и добавит. Присваивать из неё они стали позже. Вначале добавляли. И тогда меняется отношение к рядовым верующим. Уже не харизматик в чести, боговдохновенный, искренней и идейный человек, а епископ, его называют пастырем. А паству и равноправную общину вдруг уже начинают называть стадом, которое пасет этот самый епископ. То есть трансформация шла очень медленно, постепенно. И со временем появилась идея. В 6 веке она уже зазвучала. В 6 веке, после крушения западной Римской империи, рождения варварских королевств. Что Римский епископ, он какой-то особенный, он первый среди всех других и некий епископ Марцеллин [ред. лат. Ammianus Marcellinus - древнеримский историк (ок. 330 - после 391 н. э.).], ещё в начале 4 века, стал себя называть папой, а с 6 века всех Римских епископов стали называть папами, отец и наставник.

Были соперники у Рима, которые говорили, что нет, не правильно, главный аргумент был, что здесь, в Риме, епископом был апостол Пётр. Но боролись конкуренты, заявляли свои права. Иерусалим, Пела, община берегов Иордана, пытались доказать, что святой Пётр создал их общины, а не римскую. И тогда был выдвинут совершенно сокрушительный аргумент. Поскольку земля Рима наиболее обильно полита кровью мучеников и великомучеников, которых преследовали римские императоры. Именно на ней должен быть епископ номер один. То есть, вот этот епископ номер один, который стал называться папой, он вырос из религиозной практики совершенно другой, искренней, открытой, равноправной, но выросши из неё, папы сочли себя вправе руководить всем христианским миром, твёрдо на это претендуя. Когда в 1054 году разделились православная и католическая церкви, разделились по принципам нюансам, догматики и богослужения, все думали, что это на время. Сегодня мы знаем, что это глубокое разделение. Но, все-таки, римские папы и после этого не оставили свои притязания по поводу того, что они владыки умов, а в лице Григория XIII и времени, быстротекущего.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Прежде чем Вы начнёте говорить про календарь, я хочу сказать, что Григорий XIII использовал такую методику, как создание монсеатов, постоянный посольств. Первым. Посольств во всех странах. Как государь держать постоянное посольство.

Н. БАСОВСКАЯ: Представительство.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Во всех странах, в том числе и протестантских.

Н. БАСОВСКАЯ: Сегодня это вроде как норма, но придумал он. Цель-то была какая? Он очень мало отделял религиозные задачи от общеполитических. Во всяком случае достаточно достоверным считается, что он готовил Варфоломеевскую ночь в Англии. И мечтал о том, чтобы там повторилось тоже самое. При поддержке Филиппа II Испанского, такой мрачной фигуры, он готовил это. Каким образом? Он отлучил официально Елизавету I от католической церкви. Хотя и так ясно, что она придерживалась другой веры. Но сам факт отлучения – это духовная, идеологическая подготовка.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это освобождение от присяги подданных католиков.

Н. БАСОВСКАЯ: И значит, Варфоломеевская ночь становится уже более реальной. Объявил её низложенной. Он активный политик, причем такой воинствующий политик. Это шаги, которые готовят возможность восстания католиков против Елизаветы, которые будут рассматриваться не как бунт, а как идейное деяние. И поддерживал несколько заговоров с покушениями на её жизнь, что уже совсем не религиозно и не церковно, а чисто политически. Он оправдывал возможное убийство Елизаветы опасностью, которую она представляет для истинной веры. И вот, готовя кадры для борьбы с реформацией, готовя вот такие возможные действия, деяния против того политика, который его не устраивает, он на самом деле стал активным политиком и кое-где преуспел. Он разжигал религиозные страсти и распри не только в Англии, в Швейцарии ему, в сущности, удалось разжечь гражданскую войну. В Швейцарии, где начались убийства протестантов, наподобие Варфоломеевской ночи. Вообще, это его идеал – Варфоломеевская ночь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это Вы как-то загнули!

Н. БАСОВСКАЯ: Он к этому вёл. В городе Валтеллина убито 600 протестантов при его полном одобрении. И в результате несколько антонов на время вышли из швейцарского союза и были довольно преследований протестантов на родине одного из ведущих течений протестантизма. В этом деле у него были некоторые «успехи», возьмем их в кавычки, в Германии и Австрии. Так в Австрии 62 тыс. протестантов насильственно были обращены в истинную веру. И такие попытки были. То есть, ему казалось, что прямым насилием, политическим, кровавым, элементарным, открытым насилием, насилием духовным, таким, как Индекс запрещенных книг и воспитание таких воинствующих священников, служителей церкви, можно будет остановить…

А. ВЕНЕДИКТОВ: …эту случайность, как реформация.

Н. БАСОВСКАЯ: Как он, видимо, думал. Хотя, кто знает, как он точно думал, но это страшное и для него неприемлемое течение. И вы знаете, глядя на его деяния, вы говорите шутливо «загнули». Я же смотрю на факты и такое активное участие в политической деятельности жестокого плана, а именно – заговор, покушение на жизнь…

А. ВЕНЕДИКТОВ: …что было вполне обычно для 16 века, между прочим.

Н. БАСОВСКАЯ: Это нынешняя паства старается этого избегать, безусловно. И вообще, нынешняя христианская церковь довольно правильно, в целом, без нюансов, понимает, что её дела – это дела моральные и прямое участие в политических событиях не дело служителей церкви. Григорий XIII этой концепции не придерживался. Он политик столько же, сколько и служитель Бога. И для 16 века, наверное, это неизбежно, потому, что это век великого духовного разлома, бегло пробежались по западной Европе и центральной Европе. Картина получается очень напряженная. Так что вообще понятно, что время породило такую фигуру. Но и рассматривать эту фигуру, как…

А. ВЕНЕДИКТОВ: ….великого реформатора. Он великий реформатор!

Н. БАСОВСКАЯ: Значит – календарь! Давайте разберёмся с календарём.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чем, собственно, он и вошёл в Историю. И остался календарь.

Н. БАСОВСКАЯ: Остался календарь, по всему свету шагает, теперь международный, хотя не сразу таким стал. Что его-то побудило? Это же вряд ли содействует борьбе с ересью. Итак, что такое вообще календарь? Сложное явление, с древности существовало несколько систем, мы знаем. Лунный, солнечный и лунно-солнечный и каждый по-своему достаточно сложен. И в древнем Египте, древней Греции. И на основе изобретения календаря, который показывает связь перемещений небесных светил и смены времён года на земле, тут надо быть астрономом и математиком, чтобы хорошо понять, что такое календарь. На почве вот этого явления людей, научившихся связывать эти явления с земными переменами в природе, возникает понятие эры, когда каждая цивилизация избрала какое-нибудь событие реальное или условное, от которого начали считать историческое время. Эры были разнообразные. В Египте, вообще, самое странное явление. Там каждый год правления нового фараона был первым годом, поэтому эры там нет. в древней Греции изобретена была эра, от первых Олимпийских игр, условно 776 год до н.э. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, до Григория XIII.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Замечу я, что тогда, когда уже Рим был всемирным государством. Уже Египет был.

Н. БАСОВСКАЯ: Мировая держава. Юлий Цезарь мог внутренне ощущать, что он реформирует отсчёт времени в тогдашнем цивилизованном мире. Ему советовал египетский жрец Созиген [ред. (Sosigenes) - александрийский ученый, жил в I в. до Рождества Христова]перейти на солнечный, до этого каленты, ноны, иды, путанная система, но реформа проведена. Это лунно-солнечный календарь принят Цезарем и по его имени он получил название Юлианский. Три года по 365 дней, один год – 366 дней. Плюс один день после 28 февраля. И Никейский Собор, христианский, в 325 году принял Юлианский календарь и на основе этого Юлианского календаря, вдохновленного язычником Юлием Цезарем, абсолютным язычником, шла датировка, была приведено своё понятие эры. От рождества Христова. А в 6 веке в западной Европе монах Дионисий, по прозвищу Дионисий малый, провел перерасчёты и выяснил, что 754 год от основания Рима и есть год рождения Христа. Так утвердился Юлианский календарь.

И что было замечено? Что начинаются недоразумения со временем. Постепенно при вычислении Пасхи, срока Пасхи, выяснилось, что расходится срок Пасхи с 21 марта. В 16 веке получилось, что Пасха уже не 21 марта, весеннее равноденствие, а 11-го. И она стала очень совпадать часто с еврейской Пасхой, что совершенно не устраивало таких ортодоксов, как Григорий XIII. И вдохновленный вот этим, более точно высчитывать Пасху, чтобы время этого великого христианского праздника, идущего от языческих традиций, чтобы время этого великого христианского праздника было высчитано правильно, чтобы оно соответствовало не еврейской Пасхе, иудейской, а весеннему солнцестоянию, что связывает этот подход с языческим, между прочим. И было велено пересчитать. Он создал комиссию, примерно из 20 человек, сначала 10, потом 20. Привлёк астрономов, самый заметный из них Лулий. Издал в 1582 году специальную буллу – интергрависимос, по поводу создания нового календаря. И, согласно этой булле, после 4 октября наступила поправка, наступила 15 октября. Поправка была на 10 дней. Разница с Юлианским календарём продолжала нарастать и в ХХ, начале ХХI достигла 13 дней. Григорианский календарь тогда, в 16 веке

А. ВЕНЕДИКТОВ: Постепенно он очень принимался.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Анекдот. Известно, что в Испании в 1616 году, 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля умер Шекспир. Но умерли они не в один день, потому, что в Англии ещё был Юлианский календарь, а в Испании уже был Григорианский календарь. Вот такая шутка истории.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Взаимоотношение человека со временем – вещь сложная. И все вот эти календарные системы при попытках их первых создателей строго взаимодействовать с небесными светилами и сменой времён года в результате несовершенств измерений, сложностей математических вычислений, приводят рано или поздно к тому, что человек хочет управлять временем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать про Россию. Известно, что Петр I перешёл на Григорианский календарь, а русская православная церковь оставалось и остаётся в Юлианском летоисчислении. И вот я обнаружил переписку Екатерины II с кем бы вы думали? С Казановой. С тем самым Казановой. О чём они пишут? Вы думаете, они пишут о любви?

Н. БАСОВСКАЯ: Я думаю – о любви!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ничего подобного! Казанова убеждает Екатерину в письме, чтобы она заставила РПЦ перейти на Григорианский календарь. И Екатерина ему отвечает буквально следующее: «Полная уверенность – пишет Екатерина Казанове – нравится умам, привыкшим в важных делах всё подвергать сомнению. А потому, если представляется случай иметь такую уверенность в мелочах, то необходимо этим пользоваться. Мне кажется – пишет Екатерина – что Григорию XIII, нашему герою, не было надобности даже давать отчёт в своей ошибке, хотя бы даже он был уверен, что действительно ошибка существует. Я считаю, что правитель должен быть, - пишет дальше Екатерина – уверенным в глазах своих подданных. Но римский первосвященник мог совершить эту реформу с такой лёгкостью, какой не была бы возможна в греческой церкви, которая строго держится старинных обычаев. Конечно, моя церковь не оказала бы мне неповиновения, если бы я повелела исключить 11 дней, но как огорчились бы они, видя себя вынужденными отменить для сотни святых празднования присвоенного им дня, потому, что он вошёл в число исключенных дней. В вашем календаре для каждого дня значится по большей части лишь один святой, а в нашем их приходится и по 10 и по 12. Вы сами можете видеть, что такая операция была бы жестока, - пишет Екатерина II Казанове по поводу Григорианского календаря. О чём они писали!!!

Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно умная женщина. И, в отличие от Петра I, который просто подчинил церковь себе, она на это не решалась, хотя намекнула, что была бы и не против. А Пётр, решительный во всем, он объявил, что отныне в России всё будет по-другому. 15 декабря 1699 года, начало года, 1 января, эра от Рождества Христова, отменяется отсчёт времени от сотворения мира. И после 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года нашей эры. Вот он-то доказал, что ему время подчиняется.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А Григорий XIII римский папа умер в возрасте 84 лет и сейчас, кстати, в Соборе св. Петра, на полу в капелле святого Григория можно найти герб его фамилии, герб Бонкампаньи. И там находится его надгробие. Григорий XIII – один из самых чтимых пап в римской католической церкви. Наталья Басовская и Алексей Венедиктов. До следующих встреч!

Н. БАСОВСКАЯ: До следующих встреч!