Самый древний русский город. Довмонтов город история кратко

Россия - страна с многовековой историей, которая обладает огромной территорией. В стране проживает несколько десятков национальностей, находящихся в разных субъектах РФ. Каждый из этих регионов присоединился к России в определенный период: кто-то недавно, а кто-то пятьсот-тысячу лет назад. Соответственно, и города появились в разное время. Но какие же из них носят гордое звание «самые старые города России»?

Население: 532 772 человек

Рязань открывает наш Топ самых страны. Название города произошло от территории княжества, в начале 11 века располагавшегося на правом берегу Оки. Туризм в Рязани широко развит, ведь земля, на которой она построена - древнейшая территория России. Здесь есть на что посмотреть: Свято-Иоанно-Богословский монастырь, Троицкий монастырь, Рязанский исторический музей-заповедник и многое другое.

Население: 603 961 человек

Один из самых старых городов России ведет свою историю с 1010 года. В прошлом, Ярославль гордо носил звание «город ста церквей». Сейчас их осталось всего тридцать. Посмотреть все церкви можно за один день. В Ярославле сохранилось множество старых соборов и памятников архитектуры, что не удивительно, ведь он входит в Золотое кольцо России. Самой главной достопримечательностью в историческом центре города является Спасо-Преображенский собор (не путать с одноименным монастырем), построенный в 1516 году.

Население: 1 205 651 человек

Казань была основана в 1005 году как форпост на границе Волжской Булгарии. Один из самых древних городов России имеет многовековую богатую историю и уникальное культурное и историческое наследие. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из главных достопримечательностей в городе является Казанский Кремль, построенный из белого кирпича. А мечеть Кул Шариф считается главным символом республики Татарстан.

Владимир Население: 362 581 человек

Город-музей основан в 990 году. Является одним из самых древних в стране, входит в Золотое кольцо России. Про Владимир говорят: «даже больницы города, магазины и аптеки являются памятниками архитектуры, построенными нашими предками». И никакого преувеличения в этом описании нет. Многим домам в городе более 300 лет. А всемирно известные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы входят в список ЮНЕСКО.

Население: 110 746 человек

Первые упоминания о Муроме проскальзывают в «Повести временных лет». Именно из этого древнего источника удалось установить происхождение названия города. В древние времена на этой территории жило одно из племен финно-угорского происхождения под названием «муромы».

Князь Владимир в 988 году отдал город в управление своему сыну Глебу. Именно он и стал первым правителем Мурома. Туристам будет интересно посмотреть на Спасо-Преображенский монастырь, являющийся самым старым в стране.

Население: 9978 человек

В древних источниках есть несколько упоминаний об этом городе. Одно датируется 1024 годом. В нем описывается восстание волхвов. Второе, 999 годом, в котором говорится, что Суздаль был основан в результате слияния нескольких поселений.

В настоящее время один из самых старых городов входит в Золотое кольцо России. На его территории расположено огромное количество памятников, равных которым нет нигде в стране.

Население: 330 049 человек

Город-герой впервые упоминается в 946 году в «Повести временных лет» как поселение племени кривичей. А через двадцать лет князь Олег захватил Смоленск и присоединил его к Древней Руси. Князем города он сделал своего сына Игоря, но тот, по малолетству не мог выполнять управленческие функции, поэтому Смоленск контролировался из Киева.

Из главных достопримечательностей древнего города России стоит отметить Борисоглебский монастырь, церковь Иоанна Богослова, и Успенский собор.

Население: 221 954 человек

Этот древний город был построен в 859 году. Его по праву можно назвать уникальным, ведь таких памятников архитектуры не встретить ни в одном другом городе мира. А атмосферу Новгорода, получившего бронзу рейтинга самых старых городов страны, не спутать ни с чем. Связано это с тем, что город был построен на месте, где происходили многие важные события Руси.

Туристам стоит посмотреть на главную достопримечательность Великого Новгорода - Софийский собор. Его часто называют религиозным центром страны. А Новгородский кремль является одним из самых красивых строений в стране.

Население: 2012 человек

Старая Ладога, занявшая в рейтинге самых старых городов России второе место, была основана в 753 году. Но исторические свидетельства показывают, что еще до основания города, здесь жили люди. Интересно, что первый князь Древней Руси - Рюрик, был выходцем из Старой Ладоги.

Так как город находился близко к территориям враждебных государств, он был первым форпостом на пути иноземцев. Его не раз разрушали и отстраивали заново.

Деревянную крепость Старой Ладоги в 9 веке заменили на каменную, что позволило ей стать первой крепостью в стране из этого материала.

Население: 121 251 человек

Дербент по праву считается самым старым городом России. Ведь его история насчитывает целых 5 000 лет! Он был основан тогда, когда Древней Руси еще в проекте не существовало. Самые ранние упоминания о городе датированы источниками 6-го века до нашей эры. Но тогда он носил название Каспийские ворота. В состав Российской империи Дербент вошел лишь в 1813 году, после того, как был подписан договор о перемирии с Персией. Обладая столь длительной историей, было бы удивительно, если бы город не имел древних памятников. Из самых известных: построенная в 8 веке мечеть Джума, и крепость Нарын-Кала, возрастом 2500 лет.

Из этой статьи читатель узнает о том, какие существуют самые старые города России и сколько им лет. Получит интересную информацию об истории этих городов и главных достопримечательностях.

Россия огромная страна со своей уникальной и культурой. У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурно-планировочный облик, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся деятели, которые прославили город. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.

Творчество, культурное наследие России значительно выделяется в мировой культуре. В городах есть галереи, где местные художники выставляют свои работы, и может быть, когда-то некоторые из них займут достойное место в Эрмитаже или Третьяковской галерее.

Многие города являются интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. Возникают определенные ассоциации, например, говоря о русском самоваре, мы обязательно говорим о , о пуховом платке - вспоминаем Оренбург. А сколько восхищения вызывает гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы. Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

Города России издревле славились своим величием, своей неповторимой красотой. Славу земли русской обеспечивали многие города и , и , Муром и многие другие. Все знали, придя в Россию с мечом, от него и погибнешь. славилась не только храбростью и отвагой своих людей. Русское зодчество внесло огромный вклад в прославление России.

Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. Их в русских городах огромное количество. Храмы, соборы, монастыри - каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. А природа… В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. Красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские поэты.

По древним русским городам проходит интереснейший туристический маршрут Золотое кольцо́ Росси́и, захватывающий несколько областей России: Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Ивановскую, Московскую. Здесь сохранены уникальные памятники культуры и истории, центры народных ремёсел. Ярославль является столицей этих городов. Только в нем 140 памятников архитектуры!!! Выделяются своим неповторимым зодчеством Церковь Иоанна Предтечи XVII века, Спасо-Преображенский собор, Церковь Ильи Пророка и многие- многие другие.

Каждый город неповторим, и мы должны научить молодое поколение уважать и любить достояние русского народа. И сохранять все наше богатство…

О существовании городов на территории Древней Руси нам повествуют русские летописи, византийские и другие источники. Скандинавы упоминают территорию Древней Руси как страну городов и именуют ее Гардария. Можно с большой долей вероятности перечислить не менее 25 крупных , которые существовали в древнерусском государстве уже в IX-X веках. Эти города упоминаются в русских летописях. В их названиях звучат славянские корни – Белоозеро, Белгород, Василев, Изборск, Вышгород, Вручей, Искоростень, Ладога, Киев, Любич, Новгород, Муром, Пересечен, Перемышль, Псков, Полоцк, Переяславль, Смоленск, Ростов, Родня, Туров, Червень, Чернигов. Неупоминание в летописях еще не говорит о том, что город не существовал. Например, древний русский город Суздаль упоминается впервые в летописи в XI году, хотя археологические раскопки подтверждают, что город существовал гораздо ранее. То же и с остальными городами, они возникают гораздо ранее, чем о них упоминают летописи. Например, византийский император Константин Багрянородский оставил описание древнерусских городов, которые располагались на пути "из варяг в Греки”. Историки узнали, что древний русский город Витичев, который упоминается в русской летописи только в XI, старше на один или два века.


Существование городов – это подтверждение наличия государства. Города возникали как центры административного управления, развития ремесел, ну и, конечно, вечного двигателя цивилизации – торговли. Территорию древнерусского государства пересекало два оживленных военных и торговых пути – Волжский и "из варяг в греки”. Самый древний, Волжский путь, связывал Скандинавию и государства, расположенные на берегах Каспийского моря. На его пути возникли и бурно развивались такие города как Переславль, Чернигов, Ростов. Но в X веке печенеги на долгие века перерезали этот торговый путь, что отразилось и на развитии городов. Совсем иначе обстояло дело с городами, которые возникали на пути "из Варяг в Греки”. Оживленная торговля между дальними регионами благотворно сказывалась на развитии городов. Из небольших поселений они разрастались в военно-административные центры, которые контролировали речные системы. Города становились центрами самых разнообразных ремесел, которые находили применение не только в самих городах, но и становились предметами торговли. Сам термин "город” в средневековье на Руси имел совершенно другое значение, нежели сейчас. Это было поселение, которое обязательно имело укрепление. Неважно, каким оно было – в виде земляного вала или деревянного детинца, но оно должно было являться препятствием для нежданных или нежеланных гостей. Поэтому и место для города выбиралось с учетом естественных природных преград – островок среди реки, холмы или труднопроходимые болота. Помимо естественной преграды устанавливали дополнительные укрепления. Если была возможность, и хватало рабочих рук, то вокруг города сооружали искусственное земляное препятствие – земляной ров. Это позволяло дополнительно укрепить город земляным валом и затрудняло противникам доступ к поселению. Деревянные крепостные сооружения в древнерусских городах назывались кремль или детинец. Собственно городом было все, что находилось внутри кремля.


Жители древнерусских городов не многим отличались от крестьян. Они занимались разведением огородов, садов и держали домашних животных. Археологи находят кости не только лошадей, но и коров, свиней, овец. Центральное место – это городская площадь. Она была местом проведения городских собраний, когда жители выбирали или прогоняли князя, торговали. В дохристианский период здесь проводились всевозможные обряды. После принятия христианской веры центральным местом города, как правило, становился храм и площадь перед ним. Такими были древнерусские города во время раннефеодального .

Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение.

До объединения Руси под одним княжеским родом и вообще в языческую эпоху, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины и княжения, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения. Города неизбежно и постепенно умножались вместе с переходом славяно-русских племен от кочевого и бродячего быта к оседлому. Еще в VI веке, по известию Иорнанда, леса и болота заменяли славянам города, т.е. служили им вместо укреплений против неприятелей. Но и это известие нельзя принимать буквально. Уже в те времена, по всей вероятности, были укрепленные поселения и даже существовали значительные торговые города. С большим развитием оседлости и земледелия число их сильно возросло в последующие века. Около трех столетий спустя после Иорнанда другой латинский писатель (неизвестный, по имени географ Баварский) перечисляет славянские и неславянские племена, населявшие Восточную Европу, и считает у них города десятками и сотнями, так что в сложности получается несколько тысяч городов. Если бы его известие и было преувеличено, все-таки оно указывает на огромное количество городов в древней России. Но из такого количества еще нельзя заключать о густоте и многочисленности самого населения страны. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом с прибавлением тына, или частокола, и только частью имели стены из плетней и бревенчатых срубов, наполненных землей и камнями с башнями и воротами. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. На эти сельские занятия горожан прямо указывает летопись, влагая в уста Ольги следующие слова, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Но при первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и самое место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки или озера; по крайней мере с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. Разумеется, чем открытее была страна, чем более подвергалась неприятельским нападениям, тем большая потребность существовала в поселениях, окопанных валами, как это и было в южной полосе Древней Руси. В местах же лесистых, болотистых и вообще защищенных самой природой, укрепленных таким способом селений встречалось, конечно, меньше.

Когда русское племя посредством собственных дружин распространило свое господство в Восточной Европе и когда эти дружины объединили восточных славян под властью одного княжеского рода, естественно, должны были уменьшиться и опасность от соседей, и взаимные драки между славянским племенами. Русь, с одной стороны, обуздывала внешних врагов, которых нередко громила в их собственной земле; а с другой стороны, княжеская власть запрещала в своих владениях драки, возникшие из-за обладания полем, лесом, пастбищем, рыбною ловлею или из-за похищенных женщин, а также нападения с целью грабежа, добычи рабов и т.п. Налагая дани на туземное население, князья взамен, кроме внешней защиты, давали им суд и расправу, т.е. обязывались более или менее защищать слабых от обид сильнейшего, другими словами, полагали начало государственному строю. Поэтому жители множества городков вследствие большей чем прежде безопасности могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы удобнее заниматься сельским хозяйством; самые городки нередко получали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все более и более размножалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям. Так было преимущественно во внутренних областях; но по окраинам и там, где существовало более опасности, а также в землях покоренных инородцев князья уже сами заботились о поддержании и сооружении хорошо укрепленных городов, в которых размещали своих дружинников. Вообще в эту русско-княжескую эпоху постепенно выработалось различие между городским и сельским населением.

Если число укрепленных селитьб не было так многочисленно, как прежде, зато самые города сделались значительнее и стали вмещать в себе население более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Они постепенно становятся средоточием для окрестной области как в военно-правительственном отношении, так и в промышленно-торговом; по крайней мере, это должно сказать о городах наиболее значительных. Такие города обыкновенно состояли из двух главных частей: "детинца" и "острога". Детинец, иначе кремль, считался внутренней частью, хотя он редко приходился внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя или его посадника, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины, или детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца"). Острогом назывался внешний, или окольный, город, примыкавший к детинцу. Он также опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Стены и башни в Древней Руси были деревянные; только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной, где замки и города укреплялись еще по образцу римских колоний. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений. В больших городах с умножением населения вокруг острога заводились новые селитьбы, носившие названия "предгородия", "застенья", а впоследствии – "слобод", обитатели которых занимались или земледелием, или огородничеством, рыбной ловлей и другими промыслами. Эти предгородия в свою очередь опоясывались валом. Кроме того, около больших городов в более или менее значительном от них расстоянии насыпались валы с той целью, чтобы в случае неприятельского нашествия окрестные сельские жители могли укрыться за ними не только с своими семьями и с хлебными запасами, но и со своими стадами. Особенно в Южной Руси, где грозила постоянная опасность от кочевников, и доселе можно видеть остатки многочисленных валов по соседству с важнейшими древними городами.

В те времена, когда еще не было строгого деления по сословиям и занятиям, когда была так сильна потребность в защите себя, своей семьи, своего имущества и жилища, все свободное население должно было иметь привычку к оружию, чтобы в случае нужды встать в ряды войска. Горожане по преимуществу сохраняли свой воинственный характер; при обороне городов, равно и в больших походах княжие дружинники составляли только ядро военной силы; но, конечно, они были и лучше вооружены, и более привычны к воинскому делу, более искусны в употреблении оружия. Земская рать, по-видимому, имела своих особых начальников в лице "тысяцких" и "сотских". Названия эти напоминают те времена, когда все свободное население делилось по тысячам и сотням и с таким делением выступало на войну. А потом сотские и десяцкие обратились в земских чиновников, заправлявших некоторыми текущими делами, особенной раскладкой и сбором даней и повинностей .


Пособиями для общественных отношений и учреждений Древней Руси служат Плошинского "Городское состояние русского народа в его историческом развитии". СПб. 1852. Погодина "Исследования и лекции". Т. VII. Соловьева "История отношений между князьями Рюрикова дома". М. 1847. В. Пассека "Княжеская и докняжеская Русь" (Чт. Общ. И. и Др. 1870, кн. 3). Сергеевича "Вече и князь". М. 1867. (Подробную рецензию Градовского на это сочинение см. в Ж. М. Н. Пр. 1868. Октябрь.) Беляева "Лекции по истории русского законодательства". М. 1879. Лимберта "Предметы ведомства веча в княжеский период". Варшава. 1877. Самоквасова "Заметки по истории Русского государственного устройства и управления" (Ж. М. Н. Пр. 1869. Ноябрь и Декабрь). Его же "Древние города России". СПб. 1870. Его же "Начала политического быта древнерусских славян". Вып. I. Варшава. 1878. В двух последних сочинениях проф. Самоквасов доказывает несостоятельность прежде господствовавшего мнения о малочисленности городов в древнейшей Руси – мнения, основанного на нескольких гадательных фразах летописца о быте русских славян до так наз. призвания Варягов. (Некоторые писатели, по недостатку критики, до того полагались на эти фразы, что самое построение городов на Руси считали делом призванных Варягов.) Лучшая рецензия по теории о городах проф. Самоквасова принадлежит проф. Леонтовичу (Сборник Госуд. Знаний. Т. II. СПб. 1875).

В последнем сочинении г. Самоквасова ("Начало политического быта") представлен обзор разных теорий политического быта русских славян в эпоху призвания; таковы теории: родовая, общинная, задружно-общинная и смешанная. Представителями патриархального и родового быта являются Соловьев и Кавелин, общинного – Беляев, Аксаков и Лешков, задружно-общинного – Леонтович (см. его статью в Ж. М. Н. Пр. 1874. №№ 3 и 4), а смешанного – Затыркевич ("О влитии борьбы между городами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период". Чт. Об. И. и Др. 1874). Критика на него проф. Сергеевича в Ж. М. Н. Пр. 1876. № 1. Проф. Никитский ("Теория родового быта в древней Руси". "Вестник Европы". 1870. Август) развивает теорию рода фиктивного или политического. Помянутого проф. Самоквасова "Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси". Варшава. 1886. (Примыкает к родовой теории междукняжеских отношений.) Проф. Хлебникова "Русское государство и развитие русской личности (Киев. Университет. Известия. 1879. № 4). Мы не входим в разбор всех этих теорий; так как они более или менее исходным своим пунктом берут мнимое призвание Варяжских князей, считая его историческим фактом и полагая его началом Русской государственной жизни. Даже г. Затыркевич, признавая более древнее происхождение Русского государственного быта, в то же время как-то сплетает его с призванием Варягов и считает Русь выходцами из Скандинавии. С своей стороны мы возводим начало нашего государственного быта с туземными русскими князьями во главе ко времени гораздо более раннему, чем эпоха мнимого призвания Варягов. Во внутренних отношениях видим в Древней Руси существование общины и веча рядом с дружинно-княжеским началом, но при явном подчинении сему последнему. (Несколько моих мыслей о происхождении государственного быта вообще см. в Известиях Моск. Общ. Естествознания, Антропологии и Этнографии за 1879 г.: "О некоторых этнографических наблюдениях".) Что касается до местных славянских князей, существовавших до подчинения их Киеворусскому княжему дому, то летопись сохранила нам несколько имен. Таковы: в X веке древлянский Мал и полоцкий Рогволод, а позднее встречаем у Вятичей Ходоту, современника Владимиру Мономаху. Вятичи позднее других племенных князей подчинились Киевскому княжему роду. Этот род на место побежденных князей сажал своих членов, или своих посадников.

Какой самый древний город России и какой самый древний город Руси? Этот вопрос очень распространенный среди большинства ученых, так как они до сих пор не могут прийти к единому ответу.

На данный момент, даже археологам сложно ответить на этот вопрос со всеми их возможностями. Всего сейчас выделяют три самые распространенные версии, в которых рассказывается о самом древнем городе на Руси.

Дербент — самый древний город России

Впервые об этот городе стало известно благодаря старым летописям VIII века до нашей эры. Большинство ученых, называют Дербент самым древним городом Руси и это является наиболее распространенной версией. Точной даты возникновения города нет, но есть удивительные факты того, что на момент создания этого города еще не существовала ни Российской империи, не Киевской Руси.

До недавнего времени, это поселение никто не мог назвать городом, а также в состав России оно не входило, пока не завоевали Кавказ. Поэтому на данный момент возникает немало сомнений по поводу утверждения, действительно ли Дербент наистарейших город Руси.

Впервые об этом городе вспоминает географ Древней Греции Милетский Гекатей. За долгое время своего существования город не раз подвергали упадкам, штурму и разрушению. Но наперекор всему этому, в истории есть много периодов настоящего расцвета города. На сегодняшний день Дербент является очень популярным и известным туристическим центром, здесь можно увидеть огромное количество музеев.

Великий Новгород — самый старый российский город

Эта версия является более амбициозной, она говорит, что самый древний город России — это Великий Новгород. Едва ли не каждый житель этого города уверен в этой версии. 859 год — дата основания Великого Новгорода. Этот город является предком христианства на Руси, он омывается рекой Волхов. Многие, кто поддерживается этой версии твердят о том, что этот город на всех этапах своего развития являлся городом России.

Старый Ладога — один из претендентов на звание самого старого города России

Многие ученые, которые долгое время изучают самые древние города России утверждают, что самым старым городом Руси является Старый Ладога. Впервые город был упомянут в VIII веке. В 9-11 веках этот город был городом-портом. На месте современного города активно развивалась торговля, собирались разные купеческие караваны. Стоит также отметить, что в летописях Ладога входит в десятку самых древних городов России 862 года.