Притчи о школе, обучении, учителях. Короткие мудрые притчи, которые напомнят о самом важном

День учителя – это по-настоящему всенародный праздник. Каждый из нас учился в школе. У каждого (я очень надеюсь!) был любимый учитель (любимая учительница).

Мы вспоминаем сегодня тех, кого уже нет с нами, и чествуем ныне живущих и здравствующих, мечтая, чтобы они жили и здравствовали долгие годы.


Учитель - это огромная ответственность и беспредельная любовь. Думаю, что учитель - это ещё доброта и мудрость. Ну, и, конечно, интеллект. Без него тоже невозможно.


Дорогие нынешние и будущие учителя, педагоги, преподаватели! Коли уж разговор зашёл о доброте и мудрости, сегодня дарю вам не что-нибудь, а притчи…


Притча об учителе и точке


Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил: «Что вы видите?»


Первый ученик: «Точку».


Второй: «Черную точку».


Третий: «Жирную точку».


Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».


Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.



Caille Leon Emile. The Lesson. 1887


Притча об Учителе Хинг Ши


Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:


Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?


Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.


Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia

* * *


Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».


На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.


Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».


«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель и улыбнулся. - И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».

Jean-Baptiste-Simeon Chardin.The Young Schoolmistress


Притча об Учителе


Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.


«Я не знаю, что мне делать, Руми, — сказала она. — Я испробовала уже все способы, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он Вас послушается, потому что очень уважает».


Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: «Приходите через три недели».


Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!


Непонятно... Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.


Но что делать — она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: «Приходите еще через три недели».



Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: «Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».


«Раз Вы мне советуете, — ответил мальчик, — я больше не буду этого делать».


После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто...


И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...


Святой человек, прославившийся своей мудростью и духовной силой, шесть недель отучал себя есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику: «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».


(Анхель Куатье. Золотое сечение ).


Притча об учителе и учениках


Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми. Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения - томата. Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай. Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и прошёл год, и пришел учитель смотреть на труды своих учеников.


Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.


Где плоды твоего труда? - спросил учитель.


Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.


Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать .


И у второго ученика не было растения.


Слишком рано, учитель, я посеял семечко, замерзло оно.


Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , - ответил учитель.


И третий ученик оказался нерадивым.


Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.


Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей .


И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:


Забыл я, учитель, посеять семя.


Запомни: что посеешь, то и пожнешь .


И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.


- Все должно иметь свои корни , - сказал учитель.


Вид шестого ученика был печальным.


Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.


Запомни, ничто не может жить без питания .


И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.


Пришел сосед, поглядел, и погибло растение,- сказал ученик учителю.


- Береги впредь свое чадо от дурного глаза .


Нечем было хвастаться и восьмому ученику.


Послушался я, учитель, чужих советов.


- Не слушай тех, кто не знает .


Не мог похвастаться и девятый ученик.


Учитель, слишком поздно я поселял семя.


- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня .


У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.


Забыл я удобрить землю, учитель.


- Не жди плодов без плодородной почвы ,- наставлял учитель.


Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.


Учитель, я выполнил все твои советы.


Ты хороший ученик, я горжусь тобой.


Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.


О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.


Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым .

Alexandre-Évariste Fragonard Part III. The Lesson of Henry IV


Почему, когда люди ссорятся, они кричат?


Один раз Учитель спросил у своих учеников:


Почему, когда люди ссорятся, они кричат?


Потому что теряют спокойствие, - сказал один.


Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?


Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:


Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.


А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.


В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Ян Стен. The school teacher

Лучшая школа


Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.


Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

Учитель взял в руки чашку с водой, вытянул ее вперёд и спросил своих учеников:

– Как вы думаете, сколько весит эта чашка?

Все оживлённо зашептались.

– Примерно пол килограмма! Триста грамм! Нет, четыреста грамм! – стали раздаваться ответы.

– Согласитесь, что это не так уж и много. Эта чашка легкая. И у меня вопрос: « Что произойдет, если я буду так держать чашку в течение нескольких минут?»

– Ничего!

– Действительно, ничего страшного не случиться, – ответил учитель. – Чашка не такая уж и тяжелая.

– А что будет, если я стану держать эту чашку в вытянутой руке, например, часа два?

Один философ путешествовал на корабле.

Он познакомился с одним матросом. И спросил у него:

- А что ты знаешь о философии?
- Ничего, - честно ответил моряк.
- Ты потерял половину жизни, - улыбаясь сказал философ. – Ну, ничего страшного!

Началась сильная буря. Корабль сильно скрипел. Казалось он вот-вот разлетится на куски.

- Что с тобой? - спросил моряк у философа. - Не переживай, берег уже совсем близко. Даже, если с кораблем что-то случится, мы сможем добраться до берега вплавь.

- Легко тебе об этом говорить. Я ведь совсем не умею плавать! - ответил философ.
- Как? Ты мне сказал, что я потерял полжизни. При этом ты рискуешь потерять всю - улыбаясь, сказал моряк.

Притча с комментарием от Юрия Зайцева

Закончив службу, некий священник объявил своим прихожанам:
- В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдет речь, прочитайте дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди громко попросил:

Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки. Почти все присутствующие подняли руки.

Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал священник, - дело в том, что у Марка нет семнадцатой главы.

Сколько стоят знания.

В самый разгар полевых работ у фермера сломался трактор.

Все попытки фермера и его соседей починить машину были напрасны.

Наконец он вызвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил.

Затем взял молоток и где-то один раз ударил этим молотком. После этого мастер завел трактор. Двигатель затарахтел, будто он и не ломался.

Обрадованный фермер попросил у мастера счет. Но когда он его увидел – был сильно удивлён. Он возмущенно спросил:

– Ты хочешь получить сто долларов только за один удар молотком! Не много ли?

Но мастер с улыбкой ответил:

– Согласен! Один удар молотком не может стоить так дорого. За один удар молотком я посчитал только один доллар. А девяносто девять долларов я беру за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту.

Тут мастер выдержал паузу, и продолжил:

– К тому же я сэкономил твое время. Я справился с неисправностью очень быстро. На СТО ты бы потратил не меньше дня. Ты уже сегодня, прямо сейчас, можешь ехать на тракторе в поле.

Фермер согласился и пожал руку мастеру.

История успеха или притча о том, как важны в жизни мечты.

Гильберт Каплан был журналистом, и в 25 лет он основал свой журнал. За пятнадцать лет его журнал Institutional Investor стал одним из самых ведущих бизнес-изданий и выходил огромным тиражом.

Но вдруг, в возрасте 40 лет , Гильберт Каплан продаёт свой бизнес.
Что же случилось?

Всё дело в том, что однажды он услышал Вторую симфонию Густава Малера.

Густав Малер – австрийский композитор, который в 1895 году создал довольно сложное музыкальное произведение под названием Симфония № 2 или «Воскресение».

Музыка Малера восхитила Гильберта! Казалось, в нём проснулись чувства, которые до этого очень долго спали, и он даже не догадывался о их существовании. Но ему показалось, что ни один дирижер не смог подать Малера так, как тот заслуживал.

Суфийская притча

Что хуже – абсурд или невежество? - То, что кажется абсурдом, но не является таковым, лучше, чем невежество человека, который считает это абсурдом.

  • 2

    Алмаз Притча от Сергея Шепеля

    «Пока ты не знаком с учением дзэн, горы - это горы, реки - это реки; когда ты изучаешь дзэн, горы перестают быть горами, а реки - реками; но, после того как ты достиг просветления, горы - это снова горы, а реки - снова реки». Учитель рассказывал, как, ...

  • 3

    Алмаз Кохинор Индийская притча

    Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой красивый, - поэтому он принёс камушек домой. Дети - везде...

  • 4

    Алмазы из Шамбалы-страны Бурятская притча

    Один лама часто после захода солнца садился на своего коня и уезжал в неизвестном направлении. И только под утро возвращался - пыльный, уставший, но всегда со счастливым лицом! Имелся у ламы ученик, которому не давала покоя эта тайна. И однажды, не сумев...

  • 5

    Андаки Суфийская притча

    У Андаки спросили: - Понимание и доброта являются частью суфийского Пути; зачем, чтобы там было что-то ещё, кроме любви и красоты; зачем, например, чтобы там были знания и течение времени? И такие вещи, как сомнения и замечания? Он ответил: - Для...

  • 6

    Аруни чинит дамбу Ведическая притча

    Один учитель решил проверить преданность своего ученика Аруни и сказал ему: - Сейчас ночь и идёт дождь. Иди в поле и укрепи дамбу, чтобы вода не утекала с рисового поля. Несмотря на дождь, холод и непроглядную тьму Аруни пошёл в поле. Дамба была сломана, ...

  • 7

    Аудиенция у государя Даосская притча от Чжуан-цзы

    Цзэян приехал в царство Чу. Сановник И Цзе доложил об этом государю, но тот отказался его принять. И Цзе вернулся домой. Вскоре Цзэян увиделся с Ван Го и сказал ему: - Почему бы вам не представить меня государю? - Мне не сравниться с Гун Юэсюем, - ...

  • 8

    Бабочки и огонь Персидская притча

    Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: - Огонь светит. Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: - Он жжётся! Третья, подлетев совсем...

  • 9

    Бахауддин и учёный Суфийская притча

    Однажды известный учёный посетил Бахауддина Накшбанда. Все ученики ожидали, что Муршид примет участие в дискуссии с учёным и опровергнет его доводы подобно тому, как он поступал с другими схоластами в течение многих лет. Однако когда учёный был принят в...

  • 10

    Белый дьявол Притча от Власа Дорошевича

    Мудрец Тунг-Са-О был учёнейшим из людей. Он знал всё, что делается на земле, под землёй, в водах, среди звёзд. Спокойно и неторопливо он делал теперь те несколько шагов, которые отделяли его от могилы, вырытой в его саду, среди цветов. «Сегодня я ещё сам...

  • 11

    Бесплодная женщина Суфийская притча

    Человек пошёл к врачу с жалобой на то, что его жена не может иметь детей. Врач осмотрел женщину, измерил пульс и сказал: - Я не могу лечить тебя от бесплодия, так как вижу, что ты всё равно умрёшь в течение сорока дней. Услышав это, женщина настолько...

  • 12

    Бесплодное поле Притча от Вениамина Ленского

    Был учитель, и были у него ученики. И учитель ежедневно учил своих учеников знанию, утверждая, что знание, которому он их учит, - самое лучшее на земле, самое правильное. Но при этом он строго-настрого запрещал им распространять излагаемое его стараниями...

  • 13

    Бесценные богатства Притча от Николая Бутенко

    Расхвасталась Сорока перед Мудрой Вороной: - В моём гнезде и блестящих камешков полно, и разноцветных бус. А где твои богатства? - У них! - указала Мудрая Ворона на своих Птенцов. - У них все мои богатства - весь мой жизненный опыт и бесценные знания!

  • 14

    Бог знает обо всём Хасидская притча

    Один ученик рабби Пинхаса стал испытывать сомнение, ибо не мог понять, как это Бог может знать обо всех его помышлениях, даже о самых смутных и неопределённых. Он пошёл к учителю, чтобы попросить его рассеять сомнение, раздиравшее сердце ученика. Когда...

  • 15

    Бог и вера в него Притча от Сергея Шепеля

    Человек пришёл в магазин купить холодильник. Подойдя к продавцу, он попросил посмотреть паспорта всех имеющихся в наличии холодильников, чтобы выбрать подходящий. Долго он изучал их характеристики и, наконец, выбрал один. - Я беру этот, - сказал он, и, ...

  • 16

    Божественная черепаха Даосская притча от Чжуан-цзы

  • Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.
    Притчи - очаровательные истории, которые, соединяя в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них принесут вам вдохновение, другие заставят смеяться, третьи - задуматься. Эти рассказы откроют Вам новые жизненные ориентиры, направят вас и предложат пути будущих изменений и личностного роста.
    Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.

    Легенда о маленьком фонарщике

    В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом.

    Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: "Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно". На что он ответил: "Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет".

    Так и продолжал маленький старичок чиркать
    спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

    Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного - то другим, возможно, в жизни станет темнее.
    С сайта www.mad-love.ru

    Два дровосека

    Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни.
    С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия.
    Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы.
    И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен - приз у него в кармане.
    Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.
    - Как это получилось? - спросил он своего напарника. - Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!
    - На самом деле всё очень просто, - прямо ответил тот. - Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

    Притча о маленьком мальчике.

    Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
    А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
    А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
    И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.

    Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?

    Все в твоих руках.

    Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках….»

    Грязное бельё

    Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.
    Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё.
    - Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу.
    Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
    - Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.
    И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
    В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
    - О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!
    - Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

    Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее.
    И прежде чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

    Перевела с иврита Майя Забаро.
    С САЙТА http://pritchi.castle.by/

    Терпение

    В центре базарной площади одного огромного города изо дня в день сидел человек. Был он худ, ноги его были босы, одежда оборванна. Как-то раз мимо
    него летел ангел. Он пожалел человека, и, приняв образ мудрого старца, несущего клетку с певчей птицей, подошел к нему.
    - Добрый человек, я совсем стар, и мне скоро предстоит встреча со Всевышним. Единственный друг на этом свете моя птица. Возьми ее себе,
    корми ее, и если ты будешь терпелив, настанет день, когда она начнет нести тебе золотые яйца по одному каждый день! - сказал нищему ангел.
    -Дают - бери, бьют - беги! - подумал человек, и принял подарок.
    Прошел месяц, и человек кормил птицу крошками со своего скудного стола. Но настали худые времена, пищи стало так мало, а птица все не несла и не несла золотые яйца. Человек решил продать ее и устроить пир на вырученные деньги, однако никто не хотел покупать птицу по той цене, которую он запрашивал за нее.
    - Почему ты просишь за нее так много? спрашивали его прохожие.
    - Она скоро начнет нести золотые яйца! объяснял человек.
    Коли так, почему же ты ее продаешь? со смехом отвечали люди, отходя от него.
    В конец отчаявшись, человек снизил цену, продав свою птицу не дороже обычной канарейки.
    Купивший певчую птицу купец принес ее домой, в подарок своей маленькой дочке. А на следующее утро птица снесла свое первое золотое яйцо.

    Метафора из книги Дао-Йа "Семена".

    Современная притча "Одуванчики"

    Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.

    Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: "Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?"

    Вскоре он получил ответ: "Предлагаем вам полюбить их"

    Притчи - настоящее искусство слов попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном.

    Каждый человек – решение чьей-то проблемы

    – Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка.
    Я очень удивилась её словам.
    – Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.
    И пояснила:
    – Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.

    Что заказываешь, то и получаешь…

    Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает:
    – Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…

    За спиной у нее стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам:
    1. Пассажиры – хамы и грубияны.
    2. Муж – пьяная скотина… и т.д.

    Потом перечитал и задумался:
    – И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

    Почему люди кричат?

    Однажды Учитель спросил учеников:
    – Почему люди при ссорах повышают голос?
    – Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.
    – Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.

    Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:
    – Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.

    – А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте.

    Величайшая мудрость

    Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.

    Учитель собрал учеников и спросил: – Скажите, что нам нужно сейчас делать?

    Первый ученик сказал: – Следует помолиться, чтобы началась оттепель.
    Второй предположил: – Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.
    Третий сказал: – Тому, кто познал истину, должно быть всё равно – есть ли снег или нет его.

    Учитель молвил: – А теперь послушайте, что я вам скажу.
    Ученики приготовились внимать величайшей мудрости.
    Учитель обвёл их взглядом, вздохнул и сказал: – Лопаты в руки – и вперёд!

    Мораль : не забывайте о том, что действительно работает – действии!

    Притча об обидах

    Ученик попросил учителя:
    – Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении , никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
    Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

    – Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
    – И это всё? – недоумённо спросил ученик.
    – Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой . И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

    Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

    Ученик пришёл к учителю и сказал:
    – Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

    Но учитель ответил:
    – То же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

    Притча об ищущем

    Один мудрый старик повёл мальчика в зоопарк.
    – Видишь этих мартышек?
    – Ага.
    – Видишь вон ту, которая суетится и выискивает блох у других мартышек?
    – Да.
    – Эта мартышка «ищущая»! Она считает остальных завшивленным стадом и пытается всех «очистить».
    – А другие что?
    – Ничего, просто иногда чешутся. Или не чешутся.
    – А кто чистит «ищущую»?
    – Никто. Поэтому она – самая вшивая…