Причастить ребенка после крещения. Как проходит крещение ребенка в православной церкви

По принятым правилам Причастие младенцев и новокрещеных взрослых после крещения проводится на второй день. Как отпраздновать первое Причастие и каковы его традиции?

Первое Причастие ребенка или взрослого после Крещения

По принятым правилам Причастие младенцев и новокрещеных взрослых после крещения проводится на второй день. Ведь Крещение совершается обычно после Литургии, поэтому придется прийти в храм еще раз - в ближайший день или ближайшее воскреснике, если в вашем храме службы нечасты. Откладывать Причастие на более поздний срок не рекомендуется - ведь Причастие является соединением с Самим Богом, это праздник, который нельзя пропустить.


Для ребенка и вашей семьи можно устроить двойной праздник - Крещения и Причастия.



Смысл Причащения в церкви

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого - благодарение) - главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника - каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.


Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии - Таинстве Причастия - заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно - апостол Иоанн Богослов.


Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога, становясь с Ним едиными.


Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их - соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Кому нужно исповедоваться

Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди - ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок - большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.


Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


Если крестился взрослый человек, он должен соблюсти правила подготовки к Причастию, но исповедоваться после Крещения не нужно, хотя и можно. Крещение смывает все грехи - оно само по себе как Исповедь. Если что-то тяготит вашу совесть, если есть какие-то вопросы, исповедуйтесь.



Говение взрослого

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:


  • Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале - от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.

  • Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием.

  • Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.

  • Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.

  • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).

  • Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.

  • Лучше посетить вечернее богослужение - Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.

  • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.


Процесс проведения Таинства Причастия

После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Детей и родителей с младенцами пропустят - они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.


Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.


    Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам - правую на левую - и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.


    У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).


    До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.


    В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.



Подготовка ребенка к Причастию

Детей обычно приносят к самому Причастию - в будни оно начинается примерно через 50 минут или через час после начала Литургии, в праздничные - позже, но тогда больше и людей, возможно, не стоит причинять неудобства и себе, и ребенку, стараясь причастить его в таком многолюдстве.


Грудных младенцев рекомендуется покормить не позже, чем за пару часов до начала Таинства. Дети примерно от 3-5 лет должны не употреблять пищу в течение утра перед причастием. Но нужно смотреть на состояние ребенка. Лучше покушать лили попить, это не будет страшным грехом.


В храме недопустимы громкие разговоры, крики, шум, бег - хотя ребенок и так должен понимать, что он в общественном есте, тем более, что он в Доме Божием - в храме.


Во время Причастия на ребенке и на взрослом, который приносит на руках причащающегося младенца, должен быть надет нательный крест.


Стоит креститься самом, если вы носите ребенка в храм причащаться. Вы должны понимать, что и вам нужно просветиться светом веры, чтобы ясно видеть возможности воспитания малыша. Приходите к помощи Божией, чтобы Сам Господь вас вразумлял.


Старайтесь причащаться вместе с младенцем. Посоветуйтесь со священником - он уточнит, какова ваша мера подготовки и поста перед Причастием, во время говения.



Что делать, если ребенок не хочет причащаться

Дети повзрослее могут боятся причащаться, отказываться идти в храм. Родители должны помочь ребенку понять, что это не наказание, это праздник единения с Самим Богом. Можно посмотреть пособия по Православию, мультфильмы, картинки, порепетировать. В храме покажите ребенку на других спокойных детей, привлеките внимания к добрым и светлым ликам угодников на иконах (можно найти образ Богородицы с Младенцем - Он всегда спокоен и лучезарен, или святых юных мученицы Веры, Надежды, Любови).


Похвалите малыша после Причастия, подарите ему что-то, сделайте ребенку праздник. Лучше, если вы будете участвовать в приходской жизни, общаться со священниками - ребенок будет меньше их бояться.


Отведите ребенка в воскресную школу, в кружки при храме. Здесь образовательный уровень не ниже, а доброе воспитание, которое дают при церкви, трудно переоценить.


Да хранит вас и ваших детей Господь!


К сожалению, часто православный христианин или его родители после Таинства Крещения ставят жирную точку.

Ю. Волков. Крещение

Покрестили, слава Богу! Необходимый минимум совершили. Обязанность перед Господом и душой ребенка выполнили. Дальше только земное: воспитание, здоровье, учеба, работа, армия, женитьба. Ну, еще в церковь можно зайти два раза в год: на Пасху посвятить куличи, мяса да яйца и на Крещение Господне – водички свяченой набрать. Тот, у кого вера сильнее (если, конечно же, будет время!) еще на Вербное воскресение посвятит вербу, на медовый Спас мед и на яблочный Спас яблоки и виноград. Ну, теперь-то уже точно хватит.

Все. Достаточно.

В сознании такого человека православие – всего лишь старая добрая бабушкина традиция. Не более. А вся таинственная спасительная жизнь Церкви проходит мимо и совершенно незаметно для него.

Но нужно понять, что Таинство Крещения – это не конец, а НАЧАЛО. Это дверь в преогромный и глубочайший мир Церкви – мир православия. Меня крестили, и я стал на первой ступеньке лестницы в небо. Сам Христос меня взял за руку, и вместо того, чтобы вырвать ее из Его отеческой длани и уйти снова как ни в чем не бывало в мир с его спешкой, пустотой и страстями, благодать Святого Духа, полученная в крещенской купели, зовет меня вверх – в Царствие Небесное шажок за шажком, ступенька за ступенькой, секунда за секундой. Все вверх и вверх, а не вниз и вниз.

Таинство Крещения – это не только огромная благодать, но и колоссальная ответственность. Я в Крещении и Миропомазании получил дар, привился к лозе Христовой, соединился через Него с Богом Отцом и получил благодатные дары Святого Духа для твердой и решительной жизни в христианстве. Я – новая тварь, не ветхий уже человек, но обновленный земной ангел, гражданин Царствия Небесного. С меня смыты все грехи, со мной случилось здесь – в крещенской купели – чудо моего личного воскресения. Произошло рождение нового богоподобного существа – сына или дочери Божиих – бога с маленькой буквы. Вот что такое Таинство Крещения.

Но вместо того чтобы затрепетать от благоговейного и священного ужаса перед неизмеримой глубиной Таинства, я воспринимаю его как чистейшую формальность – как штамп в паспорте и иду жить-грешить дальше…

Это, дорогие мои братья и сестры, то же, что положить святую икону в грязь и затоптать ее ногами. Ведь что такое Таинство Крещения как не образ Божий в сердце и душе человека?! И тот, кто не очищает, не приукрашает его, не ставит его на престоле своего внутреннего сердечного алтаря – совершает страшный кощунственный грех.
Потому что Господь мне дал преогромный дар, и с меня взыщется и спросится: «КАК и НА ЧТО я этот дар употребил?»

Сейчас, с точки зрения божественной церковной икономии (снисхождения), мы получаем великий дар Таинства Крещения просто так. Но так было не всегда. Когда-то за него умирало множество православных, а чтобы стать христианином, нужно было пройти искус-оглашение, чтобы в полном сознании святыни Крещения войти в воду и выйти из нее НОВЫМ человеком.

То же можно сказать о восприемниках (в народе «кумовьях»). Вы берете на себя ответственность за душу ребенка. Отныне и навсегда вы будете связаны с ним родительскими узами – духовной невидимой связью. Перед Святым Престолом вы даете клятву, что будете воспитывать дитя в православной вере. Говоря образно, вы с ребенком похожи на альпинистов, идущих в связке по горе жизни. Вырастет малютка, станет плохим человеком и после смерти оборвется, полетит вниз – в ад, вполне возможно, за ним отправитесь и вы. Потому что в том ваше упущение. Или, наоборот, станет добрым православным христианином и после смерти попадет в рай, за ним, может быть, попадете и вы, потому что в том и ваша заслуга.

Отговорки типа «я уже старый и живу в Украине, а крестнику моему шестьдесят, и, по слухам, он в Австралии» не принимаются. Вы дали за него клятву перед Богом. Как духовный родитель, вы, по крайней мере, должны молиться за него.

Потому родители, как биологические, так и духовные, не должны мыслить после Таинства Крещения: «Фу-у-у-х! Наконец-то закончилось, теперь за стол и по домам». Но надо думать: «А что дальше? Как теперь жить? Как возгревать дар, полученный в Крещении?»

Ответ прост. Чаще входить под высокие своды храма. И жить церковной жизнью. А далее Господь подскажет.

Маме с ребенком нужно прийти после Крещения в храм и провести обряд воцерковления. Следует самим родителям выучить главные молитвы «Отче наш» и «Символ веры», научить этим молитвам ребенка. Подарить ему иконочку его небесного покровителя. Конечно же, следует молиться за дитя. Нужно помнить, что главная святыня православия – Тело и Кровь Христовы. И, по словам Спасителя, «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Взрослому человеку нужно долго готовиться, чтобы причаститься, а крещеного младенца можно просто принести под Чашу, чтобы он воспринял величайшую святыню Евхаристии. Это очень важно. Тело и Кровь Христовы, принятые ребенком, будут всемерно очищать и просвещать его, подавая духовное и телесное здравие. Конечно, после этого нужно прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении.

И вообще надо стремиться каждое воскресенье с ребенком посещать храм, чтобы церковь стала для него не пугающим непривычным местом, но родным домом. И так постепенно шаг за шагом восходить из меры в меру, открывая для себя удивительный и глубокий мир православия. Ведь, в сущности, Таинство Крещения – это только начало путешествия. Далее вас ждет длинная сияющая дорога. Ступив на нее, мы обретем такие дары Святого Духа, перед которыми померкнут все сокровища мира.

Главное – нам самим не пройти мимо нее…

Иерей Андрей Чиженко

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Трад) Китайский (Упр) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Трад) Китайский (Упр) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Каждый праздник, воскресный, а порой и будний день в любом православном храме можно наблюдать длинную очередь из мам и бабушек, реже - отцов с детьми на руках, следующих ко Святой Чаше. Крестив свое дитя, все они услышали совет: «А теперь приносите причащать». Но как это сделать, когда и зачем? Об этом рассказывает священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви Московского патриархата.

Евхаристия - Жертва и Трапеза Христа, которую Он предлагает нам. На этой Трапезе Он даёт Себя нам в пищу, дабы мы жили и существовали Им, в Свете Его Присутствия. Без участия в Евхаристии немыслима жизнь в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.

Но если трапеза есть выражение любви того, кто её накрывает, то и участие в трапезе без ответной любви преступно. На трапезу Христа невозможно «согнать». Человек сам должен жаждать и алкать этой Небесной Пищи. Это, к слову, является и ответом на вопрос: «А сколько раз в месяц причащаться»? А сколько хочешь, только лишь бы это «хотение» было выражением всего существа, всей горячей любви. Когда есть такое желание, то и вопроса не возникает, так как жажда богообщения не знает пресыщения. Если мы пресытились, значит, перестали любить. Преступно приступать к Евхаристии без этого внутреннего чувства любви и жажды встречи с Богом.

Если таково условие участия в Трапезе Христа, то как быть с Причастием детей?

Если ваш ребенок - совсем кроха

Как и в случае с Крещением, Причастие младенцев основывается на их участии в жизни Церкви по вере Церкви, выраженной в лице восприемников (иначе именуемых «крёстными родителями»). Эта вера - не абстракция, а живое и реальное переживание взрослыми людьми религиозной истины, исповедуемой Церковью. Эти люди берутся донести - на уровне поступков, слов и примера - эту истину до детей. Они берут на себя ответственность за привитие младенцам основ религиозности. Младенец - существо весьма чуткое. И хотя он лишен «сознания» в нашем понимании этого смысла, у него существует богатый внутренний мир подсознания, его внутреннее самосознание, хотя еще и не дифференцировано, но «работает» на непостижимом для нас уровне. Ребенок в состоянии «бессознательного бытия» впитывает окружающую его среду, как губка. Именно в это время формируется психика ребенка, закладываются черты его характера. И в это время важно всё, что его окружает - поступки родителей, их слова, эмоциональный фон в семье. Ребенок, не умея «понять», подсознательно ощущает боль и переживания родителей.

На этом фоне важна религиозная атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия и молитва для этого ребенка стала в будущем действительно желанной и любимой реальностью, он должен чувствовать молитвенную атмосферу своих родителей, всей своей семьи. Многие, «принося детей к причастию», а сами стоя в храме ровным счётом как дикари, потом задают вопрос: «Почему наши дети так кричат, когда мы их несём к причастию»? Да потому что их родители сами не понимают, для чего они принесли своих детей в храм и чего они сами тут забыли! Я уже не первый год служу в сане священства и имею возможность наблюдать, что, когда родители сами глубоко воцерковлены, сами регулярно причащаются, их дети ведут себя в храме как ангелы. Потому что религиозность впитывается с молоком матери - не только в переносном, но и в буквальном смысле этой фразы. Семья, по мысли христианских писателей древности, «малая Церковь», то есть, ячейка Церкви (советские социологи часто любили повторять, что семья - «ячейка общества» - по сути, терминология взята из христианского взгляда на семью). Христианская жизнь не терпит формализма. Христианская Церковь - это Семья Христова. Ей надо жить, а не «забегать изредка», чтобы вложить в уста младенцев Божественные Таинства и убежать снова к своим грехам и заблуждениям. Христианство начинается с изменения сознания. Когда младенцы чувствуют «отсутствие души» в поступках родителей (а они это чувствуют), они начинают протестовать против этой фальши. Они протестуют не против Бога и Таинств. Они протестуют против того, ощущение святости чего им не привили своим примером родители. Они протестуют против бездушия. Играть в религию недопустимо. И дети против такой игры, когда видят, что в эту игру играют родители.

Что делать? Известное дело: воцерковляться всей семьёй. Или, по крайней мере, начинать воцерковляться матери (если другая половина не соглашается идти путем религии). Родители дома должны ежедневно совершать свои молитвы к Богу, читать Слово Божье - даже в присутствие маленьких детей. Молиться о них в их же присутствии. Но главное, чтобы все это делалось с душой, от сердца. Тогда и будет создаваться духовная среда в семье. И эту духовную среду будут впитывать души детей. Родители могут передать детям свою любовь к богослужению, молитве. Дети тоже почувствуют это.

Если малыш задает вопросы

Все чаще и чаще сталкиваюсь с оторванностью жизни наших прихожан от Церкви, с оторванностью Евхаристии от реальной духовной жизни нашего народа. Евхаристия не воспринимается большинством причастников как та встреча со Христом, которую они постоянно ждут, жаждут и которой живут. Они, в большинстве своем, даже не знают, для чего они причащаются и Чего (Кого ) они причащаются. Массовая тотальная профанация особенно чувствительна на причастии детей,

которых приводят «благочестивые бабульки» к Причастию со словами «сейчас батюшка сладенькое лекарство даст». Бывают такие ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: «Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст», на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного отторжения): «А я что, не могу дома из бутылки микстуру выпить? Чего ты меня сюда притащила?». Пришлось прямо у Чаши «заградить уста» старой наставнице юного поколения, а отроку задать вопрос:

Ты в Бога веришь?

Не уверен.

А чего ж ты сюда пришел?

Так вот она (показывает на свою бабушку) притащила. Причащать его, естественно, не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но еще в детской душе заложит основы протеста против религии.

Другой случай закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9 причащаться «сладенького медку», и тоже был вопрос: «А чего мне дома меду не дали?» Но мальчик оказался весьма проворным и любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок проворно бабушке возражает: «Это же храм, ты мне что-то говорить не хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает батюшка». Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его породило каменное бесчувствие: «Тебе это не обязательно знать, ты, главное, покушай это, а потом вырастешь - узнаешь». Опять я отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу первое поучение о Таинстве:

Ты в Бога веришь?

Верю, и даже молюсь, как умею.

Молодец. А вот здесь, в Чаше, Дар Христа - это Его Таинства, приобщение к Его Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?

Да, в школе говорили, они кровь сдают для других.

Ну так вот, самый совершенный и самый настоящий Донор - Христос, Он отдал всю Свою жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.

Здорово! И мне можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?

Конечно, можно!

Как подготовить детей к Причастию

1. Несомненно, начинать надо с воцерковления и духовного образования родителей. Необходимо осознать нужду в воцерковлении их собственной жизни. Они же часто относятся к Церкви не как к семье, а как к аптеке: пришел, заплатил, получил рецепт - выдали лекарство. Эту патологию и аномалию сознания необходимо исправить. Вся семья может вместе подготовиться к Причастию и причаститься на воскресной или праздничной службе. Ежевоскресное причастие - норма для верующих. На первых порах, конечно, младенца можно принести к Причастию в будние дни, придя не к началу службы, а к концу (с грудным младенцем). К примеру, многие мои знакомые многодетные семьи поступают так: в воскресенье мама с грудными детьми сидит дома, а отец с теми, что постарше, идёт в храм и причащается, а в понедельник мама несёт младенцев в храм и причащает их. Сама же она причащается в субботу (или в другой день недели, когда у мужа выходной, и он сидит с детьми - и это речь о многодетных семьях).

2. У римо-католиков существует очень хорошая традиция: они готовят ребенка к первому причастию. Проводят беседы, учат молиться и рассказывают о Тайной Вечере, о Крестных страданиях и о Воскресении Христа. Я по этому вопросу специально советовался с католическими священниками. Спрашивал: «Может быть такое, что ребенок прошел без подготовки?». На что получил ответ отрицательный, потому что священник спрашивает у ребенка о вере перед первым причастием, спрашивает, прошел ли он катехизацию. И только если родители сами очень воцерковленные, эти беседы могут быть сведены к 15-минутному диалогу священника с ребенком. Священники родителям ставят это в обязательное условие - подготовку к причастию детей на этом уровне. Несомненно, если родители воцерковляются, когда ребенку уже лет 5-7, то такая беседа возможна именно перед его первым причастием.

3. Если же ребенок с рождения введён в пространство церковной жизни, то родителям просто следует «нащупать» тот возраст, когда ребенок уже вполне может «понимать», вступать, так сказать в диалог с родителями. В этом возрасте следует выдержать «паузу» перед причастием ребёнка, причём, так, чтобы ребенок помнил свое предыдущее причастие, и задавал вопрос: «Когда меня поведут к причастию»? Желательно было бы, чтобы он сам озадачился этим вопросом. И вот когда он задаст такой вопрос, ему следует ответить, что он теперь уже должен подготовиться к причастию, потому как раньше - когда он был еще совсем малышом - ему можно было причащаться без подготовки. А теперь, когда он садится за стол, он должен сам мыть руки, а когда идет к Причастию, должен подготовиться к нему. Тут даже необходимо подчеркнуть, что он стал взрослее. Своё сознательное участие в Евхаристии он должен пережить как момент взросления (а для ребенка это очень важно - ощущать свой взросление). И в его сознании навсегда отложится ассоциация с тем, что взросление неразрывно связано с сознательным участием в богослужении. Развитие должно быть гармоничным, и чуткие объяснения основ веры и молитвенной жизни должны сопровождаться личной глубокой религиозностью наставника этого ребенка. И ребенок будет воспринимать как неотъемлемые этапы взросления, привитые ему уроки нравственности, культуры и религиозности.

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Крещение грудного ребенка является таинством, в процессе которого маленький человек принимается в лоно православной церкви. Это таинство считается духовным рождением малыша, одним из главных событий его жизни на нашей планете. При крещении у ребенка появляется ангел-хранитель, незримо присутствующий с ним и охраняющий его всю последующую жизнь. Верующим людям следует серьезно подходить к обряду крещения, выбору крестных и подготовке к этому таинству.

Подготовка к крещению мамы и грудничка

Перед проведением таинства крещения нужно обсудить со священнослужителем все вопросы, касающиеся обряда. Отдельно обговаривается присутствие матери на крещении. Считается, что родившая женщина очищается только по истечению сорока дней после родов. Если таинство проводится раньше этого срока, то матери нельзя присутствовать при обряде. При крещении ребенка, которому уже больше сорока дней, мама по желанию может присутствовать в церкви, но для этого священник заранее должен прочитать над ней специальную молитву.

Что нужно для крещения грудничка

Что взять с собой на крещение грудничка

Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:

  1. Крестик для ребенка. Считается, что его должен подарить на крестины будущий крестный. Для малыша подойдет серебряный крестик, который по приметам защитит его от сглаза.
  2. Специальная рубашка или платье. Сегодня в детских магазинах продается множество различных вариантов крестильных рубашек и платьев. Можно сшить такой наряд самостоятельно. По традиции его должна подарить малышу будущая крестная.
  3. Крыжма или полотенце. В него ребенка заворачивают после купели. По народным поверьям, стирать такое полотенце после крещения нельзя. Если ребенок заболел, то его нужно накрывать крыжмой.
  4. Свидетельство о рождении младенца и паспорта родителей.
  5. Одеяло, на котором можно будет переодеть ребенка.
  6. Пакетик, в который в процессе таинства кладут срезанную прядь волос.
  7. Необходимые ребенку вещи, такие как подгузники, соску, влажные салфетки и прочее.
  8. Деньги. Стоимость обряда и другие денежные вопросы лучше заранее обговорить со священником, проводящим таинство.

Как одеть грудничка на крещение

При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам. Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.

Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.

Крещение грудничка: правила

Правила крещения грудничка включают следующие пункты:

  1. Самым важным условием проведения обряда является искренняя вера родителей.
  2. При выборе даты крещения стоит проверить церковный календарь, лучше отказаться от таинства в большие праздники и в период строгих постов.
  3. Родителям и крестным нужно знать хотя бы молитву «Отче наш».
  4. Выбирать в крестные малышу верующих людей. Желательно, чтобы они перед таинством прошли обряд исповедования и причастия.
  5. Все люди, которые собираются присутствовать на крещении, должны одеться соответствующим образом.
  6. Будущие крестные не должны быть женаты между собой, они также не могут приходиться ребенку отцом, матерью, сестрой или братом.
  7. На самом обряде допускается присутствие только одного крестного.
  8. Если светское имя малыша отсутствует в православных канонах, то стоит подобрать ему подходящее или созвучное имя, под которым ребенок будет крещен. В последствии именно это имя используется при совершении всех церковных обрядов.

Как проходит обряд крещения младенца

Продолжительность обряда крещения может составлять до полутора часов. В церковь младенца вносят крестные: обычно девочку вносит крестный, а мальчика – крестная. Ребенок при этом должен быть полностью раздет и завернут в крестильное полотенце или крыжму.

В начале обряда крестные произносят обеты. Они же должны отвечать на вопросы священника, так как малыш еще слишком мал для этого. В процессе проведения таинства батюшка наносит елей на части тела младенца, а затем, символизируя защиту и покровительство Бога, кладет на ребенка руки. После этого крестные читают молитву «Символ веры», находясь возле купели. В ней содержатся обеты выполнять заповеди и не поддаваться дьяволу. Затем батюшка освящает воду в купели и три раза погружает в нее грудничка, сопровождая это чтением молитв.

Дальше происходит обряд миропомазания, в процессе которого совершается крестообразное нанесение мира на голову малыша. После ребенка отдают крестным, и они одевают на него заранее освященный крестик, рубашку или платья, а девочкам – чепчик или косынку. Также священник выстригает прядь волос грудничка как символ покорности. В процессе воцерквления может происходить первое причастие, при котором мальчиков проносят через алтарь, а девочек прикладывают к иконе Богоматери и подносят к вратам.

Заканчивается таинство крещения внесением соответствующих записей в церковные книги и выдачей свидетельства о крещении.

После окончания обряда родители обычно приглашают всех близких и друзей, присутствующих на нем, в гости. Застолье не должно быть чересчур обильным и лучше, если оно не будет сопровождаться употреблением спиртных напитков.

Причастие грудничка после крещения

Причащать можно деток любого возраста после их крещения. Нередко между таинством крещения и причастием грудничка проходит довольно много времени. Родители объясняют это невозможностью объяснить малышу правила поведения во время причащения и основы веры и православной церкви. Однако принадлежность Богу не привязана к возрасту, полу и другим особенностям человека, причащать можно и нужно даже грудных детей. Первое причастие следует провести через несколько дней после крещения.

Как причащают грудничков после крещения

При богослужениях в церкви выносится разбавленное вино и чаша, в которой находятся кусочки хлеба. Над ними священник читает необходимые молитвы, призывая дух Христа. Перед причастием хлебом и вином нужно получить на него благословение батюшки. Младенцев при этом нужно поместить на правую руку сопровождающего взрослого, детям более старшего возраста руки складывают на груди, причем правая должна быть сверху. Необходимо постараться объяснить малышу, что кусочек хлеба нужно проглотить. Детей обычно причащают первыми, при этом батюшке следует сказать церковное имя ребенка.

  1. Грудных малышей следует покормить примерно за полтора часа до таинства. Детей, которым более трех лет, лучше вообще не кормить перед этим.
  2. Стоит в зависимости от возраста постараться объяснить ребенку процедуру причастия и его смысл. Во время обряда нужно скрестить руки на груди, не разговаривать, не баловаться и не смеяться, спокойно сказать батюшке свое имя и проглотить частичку.

Отправляясь в церковь на причастие, нужно обязательно надеть на шею малыша крестик.