Логопедическое занятие дикие животные прогулка в лес. Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Дикие животные. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе «Дикие живо

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содержатся фотографии, отражающие ход занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему

«Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют»

для детей с ФФНР

(подготовительная группа)

Программное содержание:

  1. расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов.
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  4. развитие связной речи детей.
  5. закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме.
  6. совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек.
  7. закрепление умения делить слова на слоги.
  8. закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.
  9. развитие навыков чтения путем составления слов из слогов.
  10. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  11. развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия
  12. воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  13. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов

Оборудование и материалы:

  1. предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей
  2. картинки лесных зверей, подвешенные под потолком
  3. магнитная доска
  4. фишки для составления схемы слова
  5. пазлы «составь слово»
  6. картинки для дидактических игр "Где чей дом?", "Чьи это следы?"
  7. картинки для игры "Составь новое слово"
  8. ребусы
  9. простые карандаши и шариковые ручки на каждого ребенка

Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Упражнение «Думающая шапочка»

(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.

Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый, пушистый снег.

Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о диких животных наших лесов.

Назовите известных вам диких животных наших лесов (дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).

Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)

Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о лесных жителях (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

(Волк)

Зимой – беленький.

Летом – серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится

(Заяц)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

(Лиса)

Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»

(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)

3. Физминутка.

Логопед. А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)

а) Массаж биологически активных зон.

Да-да-да

Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)

Да-да-да (провести большими пальцами рук

Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду

Я по снегу иду (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны

На снегу есть следы от середины лба)

б) «Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

В зимний лес мы все пришли

И следы зверей нашли

Вот зайчишка в шубке белой

По полянке проскакал

И за кустик забежал

Ну а вот лиса-плутовка,

Не найдя пока еды

Тихо-тихо по снежочку

Ходит у норы

По сугробам серый волк

Пробежал и был таков

Из дупла, как из окошка

Выглянула белочка

Распушила серый хвост

Белочка-умелочка

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»

А теперь - не зевай

Где чей след?

И где чей дом?

Быстро угадай!

Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)

Пары картинок: лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.

Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.

4. Развитие речи.

Логопед. Где чей след и где чей дом вы угадали. А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов-пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый читает вслух свое слово)

А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)

|_____ _____ _ _____.

|_____ _____ _____ _ _____.

Логопед. А сейчас, ребята, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи) .

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.

К.Робик.

Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед

Не малина и не мед!

В.Орлов.

Спит зимой в берлоге бурый мишка,

Под кустом дрожит зайчишка,

Лисичка рыжая – в норе,

Ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

А белка из дупла глядит.

Где ты, белочка, живешь,

Что ты, белочка, грызешь?

На сосне в дупле пустом

У меня уютный дом.

А мороз трескучий, злой

Не страшит тебя зимой?

Нет! Мороз трескучий, злой

Не страшит меня зимой.

Греет сильно серый мех,

Эта шубка лучше всех!

Логопед. Молодцы! Стихи о лесных жителях вы знаете.

А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать синей ручкой силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.

Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"

Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)

Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)

Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")

Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)

Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")

Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")

5. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".

Волк, собака, лиса, заяц

Лиса, кабан, кошка, белка

Корова, заяц, лось, волк

Барсук, лошадь, белка, еж

Лось, кабан, лиса, собака

Медведь, барсук, лиса, еж.

Логопед. А теперь давайте решим ребусы и попробуем угадать, названия каких животных здесь зашифрованы.

Слова: волк, лиса, кабан, зайка

Логопед . Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

6. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


1. Коррекционно – образовательные цели:

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животные, медведь, волк, лиса, белка, лось, шерсть, лапа, хвост, берлога, дупло, логово.)

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок, -ята,) .

Коррекционно- развивающие цели:

Развитие речевого слуха, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления. Общей моторики, связной речи. Развитие творческого воображения и подражательности.

Коррекционно- воспитательные задачи:

Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Задачи:

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • обогащение пассивного словаря детей;
  • развитие зрительного внимания, памяти, развитие слухового внимания, логического мышления.

Цель: Активировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, расширять словарный запас у дошкольников, правильно использовать предлоги в предложениях.

Задачи: Закрепить в речи названия диких животных наших лесов. Их детенышей, частей тела, жилищ. Развивать мышление на материале описательных загадок. Воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе.

Оборудование: ноутбук, карточки с заданиями, карандаши, бубен, сундук

Ход занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.

Ребята, сегодня я получила по почте красивый сундук с сюрпризом от веселых Смешариков. Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ- это правильно выполненное задание.

Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Смешариков? Тогда начинаем.

1,2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.

Первое задание от Копатыча. Копатыч любит загадывать загадки. (Слайд) А мы сейчас попробуем их отгадать.

1. Летом ходит без дороги или Кто в берлогу спать ложится-

Возле сосен и берез волк, медведь или лисица?

А зимою спит в берлоге.

От мороза пряча нос. (Медведь)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет.

А в деревне кур крадет (Лиса)

4. Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец

Он рога несет легко, хоть раскинул широко (Лось)

5. Хожу в пушистой шубке или Это что за шалунишка

Живу в густом лесу Рвет с еловой ветки шишку.

В дупле на старом дубе семена в ней выгрызает

Орешки я грызу (Белка) шелуху на снег бросает

6. Все время он по лесу рыщет
Он в кустах добычу ищет
Он из кустов зубами щелк
Кто скажите это… (Волк)

(все отгадки изображены на слайдах)

Как одним словом можно назвать их всех? Какие это животные? (Дикие)

Где они живут? (в лесу) .

А теперь закончите предложение

Зимой заяц белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У белки задние лапы длинные, а передние…

Заяц пушистый, а еж-…

Белка маленькая, а лось-…

А сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка Широко открыт рот, язык расслаблен

Спала в своем дупле «Лопатка»

Потом она проснулась Коснуться кончиком языка альвеол

Радостно улыбнулась «Улыбка»

Белка выглянула из дупла, быстро поглядела по сторонам «Часики»

Белка была аккуратная, она умылась Круговые движения языка по губам

Почистила зубки Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх- вниз

(Движения языка вверх –вниз)

Язычком белка цокала «Цоканье»

Грибы собирала «Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

(Широко открыть рот, язык расслаблен.)

Молодцы все ответили правильно. И зарядку выполнили хорошо. Получаете первый ключ.

Второе задание для вас приготовил Крош. (Слайд)

(Дети называют)

Молодцы, с этим заданием тоже хорошо справились и Крош отдает вам свой ключ. (показ слайдов)

Следующее задание от Лосяша. (Слайд)

У всех животных есть свой дом в лесу, называется жилище.

Сейчас я раздам вам карточки и карандаши. Вы внимательно посмотрите на картинку и дорисуйте дорожку от животного до его жилища. (раздаются карточки с карандашами) А теперь вспомним как называются жилища у животных. (показ слайдов)

Молодцы ребята, получаете ключ.

Задание от Совуньи. (Слайд)

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких. Пушистых и гладких… И побежали звери со всех сторон. Понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

Давайте мы сейчас поможем зверям найти свои хвосты. После соединения хвоста с животным спрашиваю чей хвост? (Дети выходят к столу и каждый выбирает себе карточку, потом необходимо соединить животного и хвост)

Молодцы, с заданием справились. Получайте ключ.

Давайте отдохнем немножко и поиграем в игру «Медведь, заяц, цапля»

(бубен)

Встаем в круг. Бубен стучит быстро, прыгаем как зайчики, бубен медленно ходим как мишки косолапые, бубен молчит- встаем на месте, подняв одну ногу.

Следующее задание от Ежика. (Слайд)

Нужно внимательно послушать рассказ, а потом мы с вами ответим на вопросы.

«Лисята» Е.Чарушин (сокращен.)

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать...

Заглянул на шкаф - на шкафу нет. Под столом – нет, под креслом –нет,

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог - и другой выскочил.

Вот какие ловкачи! (при этом всем идет показ слайдов)

Вопросы по тексту. Отвечать нужно полным ответом.

Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят?

Чем заканчивается рассказ?

Молодцы. Ребята и с этим заданием вы тоже все справились.

Получите ещё один ключ от Ежика.

Ребята, вам понравились задания от Смешариков? Про кого мы сегодня с вами говорили? (про диких животных.)

Давайте посчитаем сколько же ключей мы собрали? (5) .

Вы замечательно справились со всеми заданиями, собрали все ключи, я думаю, что пора открыть наш сундук от Смешариков. (дети получают раскраски от Смешариков)

Конспект логопедического занятия для обучающихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР III уровня на тему

«Дикие животные»

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;

Учить отгадывать загадки;

Совершенствовать навыки слогового анализа;

Учить образовывать притяжательные прилагательные;

Учить составлять предложения, совершенствовать связную речь;

Учить согласовывать существительные с числительными;

Учить образовывать существительные при помощи суффиксов –онок-, -нок-.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мимику;

Развивать мышление, память, внимание, умение анализировать;

Развивать восприятие;

Развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношения к природе;

Формировать навыки доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: презентация, картинки животных, фланелеграф в виде леса.

Ход занятия

I. Оргмомент. Психогимнастика

Здравствуйте, ребята! Давайте изобразим на лицах настроение в начале занятия!

Ваня, посмотри на Виолетту. Как ты думаешь, какое у нее сейчас настроение?

II.Введение в тему занятия

Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Правильно, это лес.

Отгадайте еще одну загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Верно, это медведь. Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Эти слова объединят то, что медведь живет в лесу)

Молодцы. Дополните предложение. Медведь живет в лесу, значит он …(дикое животное).

Верно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных.

III. Беседа

Скажите, почему животных, которые живут в лесу называют дикими? (Они живут в лесу, сами себе строят жилища, добывают пищу, боятся человека или могут напасть на него)

Молодцы! Давайте поиграем.

Назовите животное по его части тела?

Если это уши зайца, значит они чьи? (Заячьи)

IV. Игра «Семья в сборе»

В лесу случился переполох и все детеныши потерялись. Давайте найдем для каждого из них маму и папу.

Появляется картинка леса и разных животных.

Вам необходимо отыскать родителей этому детенышу. Кто это? (Это зайчонок)

Кто же его родители? (Папа-заяц и мама-зайчиха)

V.Физкультминутка

Ребята, посмотрите, как рады малыши и их родители. И они очень хотят потанцевать вместе с вами.

Проводится физминутка «Зайцы встали на зарядку».

VI. Игра «Посчитай животных»

В наш лес приехали гости. Давайте сосчитаем волков. (Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков,…).

VII.Игра «По домам»

Животные устали и уже хотят домой. Вот только беда, в этой суматохе они забыли свой дом. Поможем им его отыскать?

Где живет медведь? (В берлоге)

Медведь помещается в берлогу.

Где живет лиса, белка, заяц, волк и т.д.? (Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Волк живет в берлоге.)

VIII. Подведение итогов

Вот животные дома. Пора и нам заканчивать.

Но сначала давайте же вспомним, почему эти животные называются дикими?

Каких животных мы сегодня вспомнили?

Как мы должны относиться к природе и к диким животным?

Теперь давайте изобразим на лицах настроение в конце урока. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о диких животных леса с опорой на мнемосхемы, расширяется и акимвизируется словарный запас по теме, закрепляется навык образования притяжательных прилагательных. Сюрпризный момент и используемые приемы сказочного перевоплощения поддерживают у детей познавательный интерес и внимание в течение всего занятия. Кроме достижения основной цели - развития связной речи у дошкольников, решаются задачи развития общей и мелкой моторики, включены упражнения на изменение силы голоса, на развитие восприятия, мыслительных процессов анализа и синтеза. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать на вопросы;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-бегемотик, разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети входят в группу.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса )

Летом серый, а зимой белый . (заяц )

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет . (волк )

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок . (белка )

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной . (ёж )

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной . (медведь )

  1. Сюрпризный момент

Логопед:

А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-бегемотик , здоровается.

Бегемотик:

Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

3. Описательные рассказы о диких животных

Логопед:

Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

Это лось , большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Лиса – хищное животное . В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек . Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая . Хвостик маленький . Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц . Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик . Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Бегемотик :

Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.

4. Путешествие в зимний лес

Логопед:

Ребята вы хотите оказаться в лесу?

Какое сейчас время года?

Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в зимний лес попадет.

Звучит музыка.

Логопед:

Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)

Что вы представляете под звуки этой музыки?

(Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дети кружатся под музыку.

Упражнение «Следы зверей»

Логопед:

Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

Как сказать по-другому?

(Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы)

Упражнение «Кто где живет»

Логопед:

Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики . Что они делают?

(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)

Логопед :

А где дом у белки ?

(У белки домик дупло)

Чем питается зимой белка? (Белка делает запасы на зиму, она сушит грибы и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.)

Открывается клапан , и дети видят запасы белки.

Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть, убежал в свой дом? Как он называется?

(Дом волка называется волчье логово.)

Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя , потому что медведь всю зиму спит.)

Бегемотик:

На этой полянке очень большой сугроб.

Дети:

Это и есть дом медведя.

Бегемотик:

А я не вижу никакого домика.

Дети:

Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.

Открывается клапан, и дети видят, как спит медведь.

Логопед:

Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шу-меть.

Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»

Логопед:

Чтобы бегемотик хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем ему стихотворение.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый ,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед:

Нам пора возвращаться в детский сад.

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

5. Упражнение «Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

6. Итог

Бегемотик:

Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

Логопед:

А вам понравилось? (Дети отвечают)

Бегемотик:

Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение. Это вам, а это я отвезу в Африку своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам.


для старшей логопедической группы

Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме « Дикие животные », совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, обучать правильной посадке.

2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.

3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.

Дидактический материал: на листах формата А4 демонстрационные картинки (медведь, заяц, лиса, рысь, еж, барсук, олень, лось, волк, белка), раздаточные картинки (медведица с медвежонком, зайчиха с зайчонком, лисица с лисенком, рысь с рысенком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком, олениха с олененком, лосиха с лосенком, волчица с волчонком, белка с бельчонком), листы формата А5 с контуром медведя по количеству детей, конверты для них.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, мячи по количеству детей.

План занятия

1. Организационный момент. Объявления темы занятия 2 мин.

2. Упражнение на дыхание 1 мин.

3. Обсуждение и рассматривание картинок (внешний вид, образ

жизни животных), пересказ текста «Лиса» 5 мин.

4. Игра с мячом «Слушая внимательно, а потом повтори» 3 мин.

5. Игра «Мама-детёныш» 3 мин.

6. Игра «Какой? Какая?» 3 мин.

7. Физкультминутка «На водопой» 3 мин.

8. Пальчиковая гимнастика «Ушки длинные у зайки» 2 мин.

9. Задание на дом, итог и оценка работы детей на занятии 3 мин.

25 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.

Логопед: Ребята! Посмотрите на доску. Как мы можем назвать одним словом всех, кто здесь изображен?

Дети: Дикие животные.

2. Логопед: Да! Сегодня мы продолжим разговаривать с вами о диких животных. Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание. Встаньте все, руки опустите вниз. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом с поворотом головы влево, затем вправо.

Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.

3. Логопед: А теперь давайте посмотрим на наши картинки. Давайте назовем всех животных, которых вы видите.

Дети: Заяц, рысь, барсук, медведь, еж, лось, олень, волк, лиса, белка (хоровые ответы).

Логопед: Молодцы! Почему диких животных называют «дикими».

Логопед: Верно! А как дикие животные готовятся к зиме?

Дети: Их шубка становится густой, пышной и теплой, чтобы они не замерзли.

Логопед: Да. А что еще делает заяц?

Дети: Он меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу.

Логопед: Правильно. А как готовятся медведь, еж и барсук?

Дети: Эти животные впадают в спячку до весны!

Логопед: Верно! А белка?

Дети: Она готовит запасы на зиму в своем дупле.

Логопед: А кто из этих животных рогатый и копытный?

Дети: Лось и олень!

Логопед: Да! А у кого тело покрыто не шерстью, а колючками?

Дети: У ежа.

Логопед: Правильно! А кого называют лесной кошкой?

Дети: Рысь!

Логопед: Верно! А теперь давайте-ка вспомним, кто из этих животных хищник?

Дети: Рысь, барсук, волк, лиса, медведь, еж.

Логопед: Верно, дети! А теперь послушайте меня внимательно. Я вам сейчас расскажу про лису, а вы запомните и расскажите потом мне. Лиса – дикое животное. Она живет в лесу. У лисы есть туловище и голова. На голове ушки и морда. На морде глаза, нос, пасть, усики. На туловище четыре ноги и пушистый длинный хвост. Лиса рыжая, хищная, хитрая. Она охотится. Лиса подкрадывается к добыче и хватает ее. А теперь вы мне так расскажите.

Дети пересказывают с помощью логопеда текст.

4. Логопед: Молодцы! А теперь давайте встанем и поиграем с мячами!

Мы с мячами поиграем,

Диких животных называем:

Барсук, лиса, зайчиха,

Медведь, олень, лосиха,

Белка, волк, еж и рысь-

Все слова нам удались!

Дети выполняют упражнение 2 раза. Садятся на стулья (где лежат конверты с картинками животного-мамы и ее детеныша).

5. Логопед: Ребята! Посмотрите, что у вас в конвертах (дети смотрят на свои картинки). А теперь вы должны назвать маму животного и ее детеныша, повесить на доску свою картинку.

Дети выполняют задание.

6. Логопед: Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, какие дикие животные. Что мы можем сказать о лисе. Какая она?

Дети: Рыжая, хитрая, ловкая, хищная.

Логопед: Да! А о волке?

Дети: Серый, злой, голодный, хищный.

Логопед: Молодцы! А какая белочка?

Дети: Рыжая, проворная, шустрая.

Логопед: А медведь?

Дети: Косолапый, большой, коричневый.

Логопед: А Заяц?

Дети: Беленький, трусливый, быстрый.

Логопед: Молодцы! А олень и лось?

Дети: Рогатые, большие, копытные.

Логопед: Да! А еж?

Дети: Маленький, колючий.

Логопед: Верно! А что можем сказать про рысь?

Дети: Хищная, короткохвостая.

Логопед: Молодцы! А барсук?

Дети: Полосатый, хищный.

7. Логопед: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте на ковер и немного разомнемся! Выполним физкультминутку «На водопой» (дети встают и идут на ковер).

Прохладным днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети выполняют задание вместе с логопедом 2 раза.

8. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами поиграем с пальчиками. Упражнение называется «Ушки длинные у зайки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.

9. Логопед: Умницы! А теперь пойдемте сядем на свои стульчики (дети возвращаются на свои места). Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?

Дети: Диких животных.

Логопед: Да, диких животных. Так почему их называют «дикими»?

Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят дома и добывают пищу.

Логопед: Верно! Ребята! Я вам сейчас раздам листики (логопед раздает листики с контуром медведя каждому ребенку). Кто на них изображен, как вы думаете?

Дети: Медведь!

Логопед: Верно! Это медведь. Обведите контур дома и раскрасьте его – это ваше домашнее задание. Во что играли, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.

Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.

Логопед: На сегодня наше занятие окончено, поставьте стульчики на свои места.

Список использованных источников: