Калоев авиакатастрофа. Потерявший семью "непрощенный" виталий калоев женился во второй раз. Правда, что вы два года назад женились

Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено по-людски, а они постоянно выкручивались…

"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись", - писал Киплинг. Но в крохотном швейцарском городке Клотен, что неподалёку от Цюриха, сошлись не просто две цивилизации, но два совершенно разных менталитета, говоривших на абсолютно разных языках.

Россиянину Виталию Калоеву не нужны были ни компенсации, ни судебные решения, он просто хотел наконец услышать человеческие извинения от тех, кто - пусть и невольно - погубил его семью. Швейцарец Питер Нильсен думал только о правовых последствиях. "Извинение предполагает признание вины, а это может привести и к нежелательным судебным решениям", - так им говорили адвокаты.

Поэтому Нильсен не пустил Калоева на порог своего дома.

Я снова позвонил в дверь и ему сказал: Ich bin Russland, - рассказывал Калоев. - Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошёл вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели на землю... В глазах у меня потемнело. Мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов...

Дальнейшие события восстановило следствие. Не помня себя от гнева, Калоев выхватил из кармана складной швейцарский нож Wenger - самый обычный складной нож, который можно купить в любом магазине. Длина лезвия всего 10 сантиметров.

С этим ножом он кинулся на Питера и начал кромсать своего врага, нанося удары куда попало: в грудь, в лицо, в искривлённый усмешкой рот...

Нильсен пытался сопротивляться, но тщетно - буквально за минуту Калоев нанёс жертве 17 ножевых ранений. Девять ударов попали в грудь - нож пробил лёгкие и сердце. Несколько ударов пришлись в лицо - рот был разрезан с обеих сторон почти от уха до уха, два зуба выбиты. Также Калоев перерезал своей жертве бедренную артерию и вены...

Услышав крики Нильсена, его жена Метте выскочила на террасу и увидела страшную картину: её муж лежал в луже крови, а над ним стоял страшный чернобородый мужчина с ножом в руке. С криками о помощи она бросилась к соседям.

Но Виталий Калоев, не обращая никакого внимания на крики, просто повернулся и медленно пошёл пешком прочь - словно на автомате, он шёл в отель Welcome Inn, где остановился, приехав в Клотен. Где-то на полдороге он вспомнил про окровавленный нож, который всё ещё сжимал в руке. Нож Калоев выбросил в какую-то канаву - полиция потом перерыла половину города, пытаясь найти орудие убийства. Никем не замеченный - в шесть часов улицы швейцарских городков буквально вымирают - он дошёл до гостиницы. В номере он снял окровавленную одежду и ботинки, убрал их вместе с забрызганными кровью фотографиями в пакет, который спрятал на помойке у выхода из подземного гаража отеля. Вернулся в номер и стал ждать. Чего? Он и сам не знал, чего именно. Смысла жить дальше уже не было.

Задержание Виталия Калоева. Фото: © REUTERS/Tobias Schwarz

Виталий Калоев просто сидел в номере и ждал чего-то, глядя в одну точку на стене.

Полицейский спецназ ворвался к нему в номер лишь через сутки.

Обычный строитель

До этой чудовищной трагедии Виталий Калоев был самым обычным строителем из Северной Осетии. Родился он 15 января 1956 года в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Его отец Константин Камболатович преподавал в школе осетинский язык, мама Ольга Газбеевна работала воспитательницей в детском садике. Ещё у Виталия было два брата и три сестры, среди них он младший. При этом родители как раз больше всего гордились Виталием, который с детства обожал читать. Уже в пять лет он свободно читал и учил стихи наизусть, а в школе учился на одни пятёрки.

После окончания школы Калоев поступил в строительный техникум, затем отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, затем устроился на работу в строительное управление Осетии.

В 1991 году он женился на Светлане Гагиевской, работавшей директором местного отделения Сбербанка.

Вскоре у пары родились двое детей - сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998 году.

Словом, это была дружная и весьма обеспеченная по осетинским меркам семья: Виталий возглавлял строительное управление Владикавказа, Светлана работала заместителем директора по финансам пивоваренного комбината "Дарьял", сын учился в самой престижной школе. Затем в стране разразился финансовый кризис 1998 года, многие местные предприятия объявили о банкротстве. И тогда Виталий Калоев решил найти работу за рубежом. В 1999 году его строительное управление заключило контракт с испанской фирмой и он уехал строить жилые дома в Барселону.

01.07.2002

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но из-за погодных условий они опоздали на свой рейс и застряли в Шереметьево. И через три часа ожидания диспетчер предложила Калоевым три свободных места на борту Ту-154 чартерного рейса авиакомпании "Башкирские авиалинии", на котором в Испанию летела группа подростков - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, получившие бесплатные путёвки на отдых на побережье Средиземного моря. На борту было несколько свободных мест.

Ночью 1 июля 2002 года Ту-154 столкнулся в воздухе с самолётом "Боинг-747" международной логистической компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель - на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота. Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера.

Как позже выяснилось, катастрофа произошла по вине диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide, которая и управляла воздушным сообщением в этом районе Германии. Как выяснили эксперты, к катастрофе привело два фактора. Накануне трагедии в диспетчерской произошла смена оборудования, но новые системы работали со сбоями и ошибками, о чём диспетчеров честно предупреждали развешанные по офису плакаты. Правда, сами диспетчеры на эти предупреждения не обращали никакого внимания.

Более того, в момент трагедии в диспетчерской - в нарушение всех норм и правил - работало всего два человека, один из которых к тому же отлучился на обеденный перерыв. В итоге 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.

Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолёты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошёл и "боинг-747", но Нильсен, не услышав его сообщения, совершил и вторую роковую ошибку, перепутав стороны: он сказал пилотам Ту-154, что "боинг" находится справа, тогда как в действительности самолёт находился слева.

За секунды до столкновения пилоты самолётов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но было уже поздно.

Жемчужное ожерелье

Виталий Калоев, едва услышав о катастрофе в небе над Германией, бросил всё и отправился на Боденское озеро. Он был одним из первых, кто приехал на место катастрофы. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

Уже в первый день работ он нашёл в лесу разорванное жемчужное ожерелье своей четырёхлетней дочери Дианы - через несколько лет этот образ был воплощён в памятнике "Разорванная жемчужная нить", установленном на месте катастрофы.

Следом Виталий нашёл и тело четырёхлетней дочери Дианы, которое - к удивлению всех спасателей - практически не пострадало. Но вот обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковикам удалось найти лишь через полторы недели работ.

"Десять дней я провёл в поисках останков своих дорогих детей и жены,- написал он на сайте, посвящённом памяти жертв катастрофы.- Жизнь моя остановилась на этой трагической дате 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями. Единственное утешение - это ежедневное посещение их могил на кладбище во Владикавказе, где они похоронены".

Обломки разбившегося Туполева на месте крушения. Фото: © AP Photo/Diether Endlicher

В ходе спасательных работ от немецких спасателей Калоев и услышал впервые фамилию диспетчера Питера Нильсена, ведь долгое время руководство Skyguide вообще отрицало какую-либо причастность к катастрофе над Боденским озером. После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случившейся катастрофе над озером. Но с ним никто так и не захотел разговаривать.

Как заработать на трагедии

Расследование причин трагедии, которое проводилось Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, заняло 22 месяца. При этом руководство компании Skyguide изворачивалось как могло. В этом швейцарцам помогала и европейская пресса, которая с первых же минут трагедии рефлекторно обвинила в случившемся российскую сторону: дескать, всё случилось из-за того, что пилоты "Башкирских авиалиний" якобы не знали английского.

Затем адвокаты Skyguide выставили условие родственникам погибших: в обмен на денежные компенсации они должны были отказаться в пользу компании от всех претензий по отношению к другим участникам катастрофы. Калькуляция компенсаций была составлена с европейской дотошностью: родителям за погибшего ребёнка - 50 тысяч франков, супругу за супруга - 60 тысяч, ребёнку за родителя - 40 тысяч. По мнению экспертов, такое требование позволяло Skyguide выставить претензии к компании DHL и даже... заработать на этом деле!

Именно тогда российские люди с удивлением смотрели на циничную Европу и удивлялись: разве так в Европе бывает?!..

Родственники погибших в авиакатастрофе держат плакаты перед окружным судом в Буэлахе около Цюриха, 21 мая 2007 года. Фото: © AP Photo/KEYSTONE/Alessandro Della Bella

Лишь прижатые к стенке неопровержимыми фактами, швейцарцы сквозь зубы признали вину руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену. При этом никто официально не назвал Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций.

Но Виталий Калоев всё это время жил одержимостью добиться справедливости, пусть даже иллюзорной. Он хотел, чтобы люди, относившиеся к родственникам погибших как к мусору, наконец признали свои вину и попросили прощения.

Если бы он извинился...

Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и потребовал разговора с директором компании Skyguide Аланом Росье.

Я подошёл к нему, достал фотографии могилы детей и спросил: "Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?" - вспоминал Калоев. - Но он не удостоил меня даже ответом. Тогда я пришёл в их резиденцию и уже поговорил резко. Я сказал: "Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите!" И вынудил директора говорить со мной. Спросил: "Вы виноваты?" Он сперва отрезал: "Нет. Пилоты должны были послушаться своего навигационного прибора безопасности". "Но, если бы не вмешался ваш диспетчер, самолёты могли бы разлететься?" Он кивнул: "Да". Я всё же заставил его признать ошибку. Добился того, что не смогли сделать все адвокаты и юристы!.. Потом директор пригласил меня пообедать вместе, но я подумал: "Я что, с убийцами своих детей за одним столом есть буду?!" И отказался. А другие родители согласились, и, как мне рассказали, этот Росье плакал в том ресторане… Я надеялся, что в нём проснулась совесть. Но это оказалось не так.

На письмо с предложением денежной компенсации он даже не ответил.

Ален Росье. Фото: © AP Photos/ Keystone, Walter Bieri

На это письмо я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Это было уже после той встречи с директором. Я понял: они не считают нас за людей!

Вместо этого он стал добиваться встречи с диспетчером Нильсеном, но в ответ в ноябре 2003 года он получил письмо от адвокатов Skyguide, в котором Виталий Калоев уведомлялся о том, что компании и диспетчеру не за что перед ним извиняться.

Поскольку Виталий Калоев не знал, где найти диспетчера, он обратился в московское детективное агентство "Мегре-2" с просьбой составить досье на всех работающих в Skyguide. Досье за щедрый гонорар составили сами швейцарские коллеги столичных детективов. Правда, по просьбе швейцарцев Калоев подписал гарантийное обязательство не причинять физического ущерба никому из лиц, чьи фотографии были предоставлены. Впрочем, как заявил Калоев, в тот момент у него не было намерения причинять кому бы то ни было физические страдания. Он просто хотел извинений.

Потом Калоев через знакомых во Владикавказе купил загранпаспорт на имя некоего Василия Глухова. Как он позже заявил на суде, он просто не хотел, чтобы его арестовали сразу по прилёте в Цюрих - по заказу адвокатов.

24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена и снова достал фотографии своих погибших детей: "Неужели эти дети не заслуживают того, чтобы извиниться хотя бы перед ними?!.."

Интересно, что Петер Нильсен, которого адвокаты Skyguide предупредили о настойчивом интересе, который русские проявляют к его персоне, купил себе для самозащиты швейцарский пистолет Sphix SDP, с которым он постоянно ходил на работу. Но Виталий застал Нильсена врасплох - когда он был дома, пистолет лежал в оружейном сейфе, чтобы маленькие дети случайно не нашли оружие.

От досады диспетчер ударил по руке с фотографиями, карточки с портретами Дианы и Кости упали в грязь, и Виталий в состоянии аффекта набросился со складным ножом на Нильсена.

Если бы он просто извинился, ничего бы этого не было, - раз за разом повторял он на суде.

Приговор

З6-летний диспетчер стал последней, 72-й, жертвой аварии над Боденским озером. У него остались жена и трое детей.

Диспетчер Петер Нильсен. Скриншот © L!FE

Уже через час после убийства полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в чёрные брюки и чёрное пальто. Были перекрыты все дороги - полицейские были уверены, что убийца постарается скрыться из страны.

Поймали же Калоева случайно - когда служащий отеля, посмотрев телевизор, решил позвонить в полицию, чтобы те на всякий случай проверили их бородатого постояльца, который уже сутки не выходил из номера.

Уже на первом допросе Калоев подписал признание в совершённом убийстве - он не видел смысла скрываться. При этом Виталий Калоев выразил возмущение тем, что в Швейцарии расследование катастрофы стоит на месте.

Так вы считаете, что виновных в убийстве по неосторожности следует сажать в тюрьму? - спросил его следователь.

Для меня самое главное, чтобы они извинились. Я не горю желанием того, чтобы они сидели в тюрьме. Моих детей всё равно не вернёшь.

Зачем вам эти извинения? - недоумевали немцы.

Президент Республики Северная Осетия Таймураз Мамсуров беседует со СМИ перед судом в Цюрихе, Швейцария, во вторник, 25 октября 2005 года. Фото: © AP Photo / Keystone, Walter Bieri

Уже после процесса журналисты спросили Калоева: если он так требует извинений от Skyguide, то не хочет ли он сам извиниться перед семьёй Нильсенов за совершённое преступление?

Я найду такую возможность, - после минутного молчания ответил Калоев. - Мне жаль его детей.

Национальный герой Осетии

Через два года - в ноябре 2007-го - решением суда Калоев был освобождён за примерное поведение.

Меня практически вся тюрьма знала, - позже вспоминал Виталий Калоев. - Когда выходил на прогулку, ко мне многие подходили поздороваться. Но пока не узнавал, как и что, я руку никому не подавал: там же сидели педофилы и насильники на сексуальной почве. Я боялся, что пожму руку такому человеку, а потом, думаю, руку не отмою.

В Северной Осетии освобождение Виталия Калоева восприняли как национальный праздник. В аэропорту Владикавказа национального героя встречал сам глава республики Таймураз Мамсуров и болельщики клуба "Алания".

Россиянин Виталий Калоев прибыл в Москву (аэропорт Домодедово). Власти Швейцарии освободили из тюрьмы россиянина Виталия Калоева, осуждённого ранее за убийство диспетчера швейцарской компании "Скайгайд". Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

В 2008 году Калоев получил высокий пост в правительстве республики: он был утверждён на должность заместителя министра строительной политики и архитектуры республики. Именно Калоев последние 10 лет курирует все значимые проекты, например строительство телебашни на Лысой горе - с крутящейся смотровой площадкой и рестораном, чтоб как в Москве. Другой проект - Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера.

На этом посту он стал настоящим народным заступником - приём по личным вопросам у замминистра Калоева расписан на месяцы вперёд. Идут к нему с любыми вопросами: нужны деньги на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную. Знают, что народный герой республики не откажет.

Ещё телефон Калоева разрывается от звонков из колоний: зеки всей страны считают, что только отсидевший срок чиновник пойдёт им навстречу. Причём чаще всего зеки просят решить вопрос с тюремными передачами или с открытием тюремного ларька, где можно будет покупать чай и сигареты.

История Виталия Калоева уже становилась основой для художественного фильма: в 2017 году на экраны вышла голливудская драма "Последствия", в которой снялся Арнольд Шварценеггер. Правда, сам Виталий Калоев ленту раскритиковал и заявил, что остался недоволен игрой Шварценеггера: дескать, бывший губернатор Калифорнии только и делает, что старается вызвать к себе жалость, вместо того чтобы добиваться справедливости.

Кадр из фильма "Последствия". Фото: © kinopoisk.ru

Он словно просит весь фильм, чтобы его пожалели, погладили. Я скажу, что с моей стороны этого не было, я не хочу, чтобы меня жалели. Я хотел, настаивал, чтобы власти разобрались в происшедшем, чтобы виновные понесли заслуженное наказание. И всё.

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

После трагедии и расправы над швейцарским диспетчером Петером Нильсеном, из-за которого в небе столкнулось два самолета, Калоев говорил, что он «в ссоре с Богом». Но прошло время, и Виталий нашел силы строить новую жизнь.

В 2013-м Виталий второй раз создал семью. Его избранницей стала Ирина Дзарасова, работавшая инженером в ОАО «Севкавказэнерго». Она моложе супруга на 22 года.

Два года назад Виталий ушел на пенсию. Как рассказывал местным репортерам прежний глава Северной Осетии Теймураз Мансуров, «он просто живет нормальной жизнью, которой должен жить мужик в его возрасте. Никуда не зарылся, ни от чего не изолировался. Живет как настоящий осетин, мудрец...».

И вот наконец бог дал ему двойню - мальчика и девочку. Детки родились здоровыми, чувствуют себя хорошо, так же как и их мама Ирина.

«МК» дозвонился до Виталия Калоева, чтобы поздравить его с этим радостным событием.

«Врачи говорят, что с малышами все в порядке, - сказал Калоев. - Они родились здоровыми, все в норме. Жена чувствует себя тоже хорошо, все прошло без осложнений».

Имена детям пока не придумали, но время есть, еще подумаем, как их назвать. Жизнь сложилась так, что появилась дети и у меня снова появился смысл жизни».

Страшная трагедия над Боденским озером, которая произошла в июле 2002 года, потрясла многих. Из-за ошибки пилотов в большом небе лоб в лоб столкнулись грузовой самолёт Boeing авиакомпании DHL и пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний», на котором на отдых в Испанию летели российские дети.

Из 71 жертв катастрофы - 52 ребенка. Среди пассажиров злосчастного рейса находилась и вся семья архитектора из Северной Осетии Витали Калоева - супруга, 11-летний сын и 4-летняя дочь.

Калоев возводил в Испании дома, долго не видел семью и вот наконец они решили к нему выбраться... Виталий единственный из родителей жертв трагедии был допущен на место катастрофы, куда примчался на следующий день. Рассыпавшиеся бусинки с детского ожерелья дочери, которые он нащупал дрожащими руками в траве, потом стали элементом мемориала на месте трагедии...

Похоронив семью и возведя на их могиле огромный красивый памятник, он все ждал справедливости. Однако швейцарская компания «Skyguide», которая вела самолеты в ночном небе, извиняться не спешила. А диспетчер Петер Нильсен даже не был уволен. Два года Калоев, по его рассказам, жил на кладбище. А потом решил сам искать справедливость. Дальнейшее хорошо известно и стало сюжетом двух художественных фильмов - голливудского со Шварценеггером в главной роли и российского, где .

Двенадцать ножевых ранений, нанесенных Калоевым швейцарцу-диспетчеру, который не хотел извиняться за содеянное и гнал россиянина со двора как собаку, потянули на 8 лет тюремного заключения. Но уже в 2007 году Калоев был освобожден за хорошее поведение. Он вернулся на родину.

Глава Северной Осетии Таймураз Мансуров назначил его заместителем министра по строительству республики. Виталий с головой ушел в работу. В пустой красивый дом, что был выстроен для большой семьи, приходить ему не хотелось.

Под руководством Калоева во Владикавказе было построено много новых зданий. Возведена телебашня на горе, к которой тянется канатная дорога, музыкально-культурный центр с амфитеатром и школой для талантливых детей.