В польше вступает в силу закон, позволяющий сносить советские памятники. Война с памятниками: как в разных странах сносят советские монументы Почему в польше разрушают памятники

На этот раз местом преступления против памяти и совести стал Лидзбарк-Варминьски, город-побратим Советска Калининградской области, расположенный в непосредственной близости (около 30 км) от российской границы.

Памятник Благодарности Советской Армии был открыт в 1949 году на пересечении улиц Бартошицкой и Варминьской. Он представлял собой бетонную стелу и скульптуру двух красноармейцев. В 1989 году с него срезали красные звёзды, теперь демонтировали полностью.

РИА Новости цитирует сообщение польского агентства PAP: "В Лидзбарке-Варминьском разобрали памятник благодарности Советской армии. В соответствии с изменениями, внесёнными в закон о декоммунизации, такого рода объекты должны быть ликвидированы собственниками территорий до конца марта ".

Местная газета Lidzbarska уточняет, что городские власти намеревались осторожно разобрать Памятник Благодарности, сохранить наиболее прочные его части, и установить их на военном кладбище, где похоронены советские солдаты. "Несколько раз мы просили разрешения. Однако, не получили согласия ", - говорит бурмистр (мэр) Яцек Вишневский. На робкие попытки городских властей мгновенно ответил польский Институт национальной памяти, направивший бурмистру письмо: "Памятники, выражающие так называемую благодарность Красной армии, отвечают критериям пропаганды коммунизма и должны быть удалены из публичного пространства ". Категорически запретил частичное сохранение мемориала и глава региона, в котором находится Лидзбарк-Варминьский - воевода Варминьско-Мазурского воеводства Артур Хоецкий. В письме на имя бурмистра он заявил: "Я не вижу никаких оснований для размещения на военном кладбище памятника, подлежащего утилизации ". В конце концов местные депутаты тоже выступили против мэра и большинством голосов поддержали уничтожение Памятника Благодарности.

"Столько всего сказано за это время, столько внутри переболело и перегорело, что и говорить ничего не хочется... Разве только повторить высказывание ФБ пользователя по этому поводу: "Срок Благодарности у поляков, видимо, закончился" ", - написала на своей странице в Facebook директор Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова.

Лидзбарк-Варминьски до Победы над фашистской Германией являлся восточно-прусским городом под названием Гейльсберг. В годы Третьего рейха в Гейльсберге находилась крупная немецкая радиостанция гитлеровского правительства. Населённый пункт был взят Красной армией в январе 1945 года, ожесточённое сражение известно как взятие "Хейльсбергского треугольника". После Второй мировой войны территория была передана Польше.

Одной из острейших тем последних месяцев остаётся массовый снос памятников советским воинам в Польше, в целях борьбы с наследием «советской оккупации». А вот в соседней Чехии монументы не трогают, хотя вопросов к социалистическому прошлому хватает и там. Почему же в двух западнославянских государствах, переживших нацистскую оккупацию и затем строивших социализм, по-разному относятся к наследию прошлого?

Начнём с Польши, где сведение исторических счётов с соседями остаётся краеугольным камне политики правящей партии «Право и справедливость». Собственно говоря, её деятели ещё с начала 1990-х делали себе карьеру на борьбе с прошлым. Так, ещё 26 лет назад главным «люстратором» страны стал нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, видевший советских агентов чуть ли не во всех, включая признанного борца с социализмом Леха Валенсу.

Собственно говоря, ещё в те времена война с памятниками в Польше и началась. Так, 26 лет назад в Кракове снесли памятник маршалу Ивану Степановичу Коневу, войска которого и освободили старую польскую столицу в январе 1945 года. И не просто освободили, а ещё и спасли от разрушений, подобных варшавским. И в том, что сегодня Краков превратился в главный туристический центр страны, есть огромная заслуга И.С. Конева. Но «борьба с коммунизмом» оказалась важнее…

Со второй половины 1990-х острую фазу борьбы с монументами поляки вроде бы прошли, но в годы президентства Леха Качиньского (2005-2010) вопрос встал вновь. В те годы массового сноса не случилось, но призрак витал в воздухе. Новый сезон «охоты» на памятники начался после начала украинского кризиса. В мае 2014 года в Катовице сбросили с постамента Монумент благодарности Красной армии, а в Варшаве не вернули на место после реставрации Памятник советско-польскому братству по оружию.

После возвращения к власти представителей «Права и справедливости» два года назад войну с прошлым и вовсе поставили на широкую ногу. Так, в городке Пененжно недалеко от границы с Россией снесли памятник легендарному генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.

В Щецине вандалы с молчаливого одобрения властей повредили Памятник благодарности Красной армии. В Варшаве в этом году испохабили надгробия на воинском кладбище. Подобного рода инциденты можно перечислять и перечислять…

Наконец, 22 июня (дата выглядит как демонстративный плевок в сторону России) текущего года Сейм принял закон о демонтаже монументов, напоминающих о «советской оккупации». Против отдали голоса всего несколько человек. Документ поддержали не только депутаты правящей партии, но и сторонники председателя Евросоюза Дональда Туска из «Гражданской платформы», и представители партии «Куки-20», и депутаты от Крестьянской партии. 2 сентября закон вступил в силу.

Обосновал эти действия глава МИД Польши Витольд Ващиковский. «Необходимо помнить, что Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны… Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?», - заявил он.

Выступления против сноса памятников все же имели место. Так, совсем недавно в городе Дравско-Поморье жители не дали убрать памятник советским танкистам. Но обольщаться не стоит.

Подавляющее большинство поляков как минимум не против войны с монументами, массового протеста по данному поводу не видно. А политическая элита страны показала почти полное единодушие в этом вопросе.

И теперь как минимум 230 памятников (называлась и цифра в 350) пойдут под снос.

Особенно дико демонтаж будет смотреться в Гданьске, Щецине или Вроцлаве, которые до 1945 года носили названия Данциг, Штеттин и Бреслау. Благодаря Советскому Союзу Польша получила до трети своей нынешней территории, включая длинный выход к Балтийскому морю и большие залежи угля в Силезии. Если уж до конца следовать логике отказа от советского наследия – надобно эти земли вернуть Германии… Но от неё, как и от России, польские власти отчего-то до сих пор хотят репарации.

Благодаря тому, что происходит в Польше, может возникнуть ощущение, что бывшие социалистические страны переживают новую войну с историей. Но это не так. В Чехии никакой войны с памятниками не ведётся. Как и у северо-восточных соседей, здесь подавляющее большинство и политиков, и граждан отрицательно воспринимают времена социализма. Особо острые чувства вызывает ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Но вандализмом это сегодня не оборачивается.

Нельзя сказать, что чехов миновала участь войны с памятниками. 26 лет назад в Праге покрасили розовой краской Памятник танкистам-освободителям. Отмывать его никто не стал - в том же 1991 году его демонтировали, и сегодня он стоит в таком виде в военно-техническом музее в Лешанах. Неоднократно были и случаи появления на памятниках похабных надписей. Во втором по величине городе страны Брно вандалы сбили серп и молот с памятника красноармейцам в районе Кралово Поле…

Но большой масштаб подобная вакханалия не приобрела – и тем более, дело не дошло до массового сноса памятников. К слову, серп и молот в Брно очень быстро вернули на прежнее место. Весьма показательна и ещё одна история в том же городе. В 2013 году там отправили на реставрацию стоящий в самом центре города Памятник воину-освободителю. И, в отличие от Варшавы, вернули на место. Также происходило и в ряде других случаев.

Долгое время бывшие чешские радикальные диссиденты-антисоветчики добивались демонтажа памятника маршалу Коневу и переименования названной в честь него улицы. Однако и ветеранские организации, и бывший и нынешний президенты Вацлав Клаус и Милош Земан выступили категорически против. В 2015 году вновь пошли разговоры, что монумент можно бы и снести, но из этой затеи опять ничего не вышло. Освободитель и почётный гражданин Праги Конев где стоял, там и стоит.

Ничего не происходит и с памятником на мемориальном Ольшанском кладбище в Праге, где похоронены красноармейцы, павшие в мае 1945 года. Да, рядом есть памятный знак РОА – но памятника её бойцам там нет. Власовцы в Праге тоже погибли в боях с немцами, но попытка превратить их в освободителей столицы не прошла.

Чехи отлично помнят, кому они обязаны сохранением и освобождением и города, и страны. Как сказал президент Земан, если бы не Красная армия, то «чехи говорили бы по-немецки и кидали зиги».

Почему же чехи не уподобились полякам? Вроде бы неприязнь ко временам социализма у них тоже есть. Есть и свои откровенные русофобы вроде бывшего главы МИД Карела Шварценберга и его соратников по партии «Топ-09». Да и ряд других политических сил настроены антироссийски, всячески поддерживая санкции против нашей страны. Тем не менее даже до постановки в парламенте законопроекта о сносе памятников, подобного польскому, дело не дошло.

Одна из этих составляющих – глубина противоречий с Россией. На уровне государств Чехия с нами не сражалась никогда (белочехи времён Гражданской войны были, но новообразованная Чехословакией с Россией как со страной не воевала). А от перечисления русско-польских войн можно со счёта сбиться. Между русскими и чехами никогда не было спорных территорий – в отличие от поляков.

В отличие от поляков, чехи не стали запрещать Коммунистическую партию, которая имеет свои 10-15% голосов и стабильна представлена в парламенте – хотя в правительство её никто не звал. Есть там и «правые» русофилы националистического толка, и они тоже периодически проходят в парламент. Откровенные русофобы тоже имеют свои плюс-минус 15%, но в Польше эти цифры – куда выше. Так что поведение властей вполне соотносится с настроениями, царящими в обществе.

Вероятно, играет свою роль и уровень жизни. В Чехии он существенно выше, чехи крайне редко едут в другие страны на заработки. О поляках этого не скажешь – до пяти миллионов граждан Польши работают в Германии, Франции, Великобритании, Норвегии… Соответственно, у польских политиков возникает потребность в оправдании собственных провалов в экономике различными историческими делами. У чехов такая потребность значительно меньше.

Эта история парадоксальна ещё и в том смысле, что поляки считают себя верующими католиками, а чехи – одна из самых нерелигиозных наций в мире. О вере и традициях политики из «Права и справедливости» говорят постоянно, и тут же, вопреки христианскому вероучению, начинают борьбу с мёртвыми.

Чешские политики говорят об этом куда реже, но государственного вандализма, в отличие от соседей, в их стране нет.

Вадим Трухачёв

В Польше внесли поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, которые предусматривают снос советских памятников на территории страны. Речь идет о 230 сооружениях, построенных в память о солдатах Красной Армии. Через три месяца после вступления обновленного закона в силу все они могут быть демонтированы.

Почему руководство современной Польши пытается пустить под бульдозер память о людях, спасших Европу и мир от «коричневой чумы», и какой ответ на это должна дать Россия? Об этом корреспондент ФАН-ТВ поговорил с заместителем директора Института стран СНГ Игорем Шишкиным .

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите .

При освобождении Польши в годы Второй мировой войны погибли 600 тысяч солдат армии Советского Союза. Как случилось, что в странах Балтии, Восточной Европы теперь этому не придают никакого значения?

Если брать страны Прибалтики, то там к власти пришли те, кто считает себя продолжателями дела предателей своего собственного народа. Наследники всех тех, кто предал литовские, латышские, эстонский народы и служил в одних рядах с солдатами Вермахта и СС. У них теперь героями являются бывшие воины СС. Соответственно, как же теперь можно чтить память тех, кто этих эсэсовцев в хвост и в гриву разгромил и вышвырнул с прибалтийской земли? Все вполне естественно.

Что касается Польши, здесь другая ситуация. Польша в основу своей исторической политики положила образ страны-жертвы. Они хотят утвердить вот такое восприятие истории: сначала пришли немцы, они завоевали поляков и очень страшно их угнетали. Потом пришли русские, выгнали немцев, но, на самом деле, никого не освободили, а установили лишь еще более жестокий оккупационный режим.

Для Польши и Прибалтики 1991 год - это торжество борьбы за национальное освобождение. Каждая освободительная борьба требует своих героев. Где взять этих героев? В реальности не было никакой национально-освободительной борьбы, потому как не было и оккупации. Поэтому героев нигде нельзя было найти, кроме как среди тех, кто воевал на стороне Третьего Рейха.

В Интернете гуляет ролик о так называемых «Лесных братьях». Как мы поняли, он был создан при поддержке НАТО. Эти «Лесные братья» там представлены героями национально-освободительного движения. Кем они были на самом деле?

Недавно в Соединенных Штатах был рассекречен очередной пакет документов ЦРУ. Документы рассекретили просто по выходу срока давности. В этом пакете было много томов о том, как ЦРУ поддерживала «Лесных братьев» на территории Прибалтики. Там открытым текстом написано, из кого эти отряды состояли.

Первая группа - это бойцы частей СС, которые после 1945 года отказались прийти на сборные пункты, дабы сложить оружие и сдаться в согласии с условиями капитуляции. Почему они не пришли? Потому что они настолько были замараны кровью, что прекрасно понимали, что им прощения не будет, а значит, сдаться они не могут.

Вторая группа «Лесных братьев» - это уголовный элемент, который во время боевых действий вырвался на свободу. Возвращаться в тюрьмы им тоже не было никакого резона, так как крови на них было выше головы.

Это две главные группировки, которые спрятались в лесах и которым американцы помогали для борьбы с Советским Союзом. К сожалению, это также наша прямая вина наша. Все, что происходит в Прибалтике, - прямое следствие распада Советского Союза.

Вторая наша вина - это то, что мы потакали всем этим режимам. И в Прибалтике, и на Украине, и в Польше - везде и всюду! Наша вина в том, что мы уклонялись от противостояния. Вспомните эту знаменитую историю со сносом бронзового солдата в Эстонии. Какое массовое сопротивление было от народа! Но МИД РФ ограничился тогда только воззваниями о том, что власти Эстонии посягнули на воинов антигитлеровской коалиции. То есть делался посыл: это же не просто солдаты Советского Союза, Красной армии, это памятник солдатам антигитлеровской коалиции! Они были союзниками самих Соединенных Штатов и Англии! То есть, получается, если бы это был просто памятник красноармейцам, то его можно было бы снести!

Видимо у нас думали, что от такого эстонские власти устыдятся, а Соединенные Штаты и Англия стукнут кулаком по столу и скажут: «Руки прочь от памятника нашим союзникам!». Естественно, этого не произошло. И памятник демонтировали. Лиха беда начало. Один раз спустили, второй раз спустили, третий раз спустили. Когда снесли памятник Черняховскому в Польше, что мы сделали? Только грозное заявление о том, что так поступают террористы запрещенной в России ИГ 1 , уничтожающие памятники. И все.

- По-вашему, сейчас мы должны предпринять более жесткие меры?

Сейчас ситуация настолько запущена, что словами ее уже не остановить. Должны быть предприняты очень жесткие меры, чтобы каждый поляк на своей собственной шкуре, извините за нетолерантность выражений, осознал, чем оборачивается посягательство на память советских солдат.

- Какие меры, на ваш взгляд, будут максимально действенны?

Под санкции должны попасть все депутаты Сейма Польши, которые голосовали за этот законопроект. Все журналисты, которые выступили в его поддержку. Все общественные, политические деятели, которые не осудили закон или открыто его поддержали. Мы должны установить историческую справедливость. Также мы должны провести новое расследование всего того, что связано с Катынским делом и признать, что есть основания для такого пересмотра. Перед своей смертью депутат Илюхин сделал официальное заявление о том, что у него есть доказательство фальсификации этих документов в Российских архивах. Буквально через два или три дня после этого он умер. Никакого расследования его слов не проводилось, а он, извините, специалист. Он был заместителем генерального прокурора Советского Союза.

Если Польша хочет избавиться от тоталитарного наследия, ей нужно также избавиться от своей западной границы?

Вот это еще один пункт. Если тоталитарное наследие уничтожается, так уничтожается все, поголовно! Западная граница Польши - это подарок товарища Сталина , который в Польше сейчас объявлен главным тоталитаристом, злодеем всех времен и народов. Но извините! Или - или. Если вы избавляетесь, то избавляетесь от всего. И Россия должна сказать, что с этого момента, как только пойдет снос памятников, Россия - не гарант западной границы Польши. А немцы, давайте не забывать, очень хорошо помнят, что нынешняя Западная Польша до недавнего времени была Восточной Германией. Никто в Германии этого не забыл. Если поляки очень надеются на то, что англичане с американцами их спасут - пусть надеются. В 1939 году англичане их спасли. Мы должны им только напомнить, что всякий раз, когда в Польше зашкаливала русофобия, будь то 18 век или 20 век, Польша с карты мира исчезала.

1 Организация запрещена на территории РФ.

В июне 2017 года Сейм Польши утвердил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма и тоталитаризма в названии зданий и объектов. Документ, рассматривавшийся ещё с прошлого года, в окончательном виде был подписан президентом Польши Анджеем Дудой и вступает в силу 21 октября 2017 года. Он предполагает снос в течение 12 месяцев, начиная с октября 2017 года, 469 объектов, «пропагандирующих коммунизм». К ним относятся памятники советским государственным деятелям и политикам Польской Народной Республики, а также любые объекты с советской символикой, например красной звездой, серпом и молотом. Под действие закона подпадают и мемориалы советским воинам, павшим в борьбе за освобождение Польши. Всего насчитывается 229 таких монументов.

Как отмечают эксперты, нынешний закон о декоммунизации вписывается в общую концепцию политики нынешнего польского руководства по пересмотру истории. Советские солдаты объявляются оккупантами, а бойцы Армии людовой, 1-й и 2-й армии Войска Польского, воевавшие вместе с бойцами Красной армии против гитлеровцев, — пособниками оккупантов. Зато возвеличиваются так называемые «проклятые солдаты» — бойцы националистических Армии крайовой и Национальных вооружённых сил, которые действовали против советских войск и красных поляков и после 1945 года.

  • Польские националисты во время факельного шествия в честь «проклятых солдат» в Варшаве
  • Скриншот видео Ruptly

«Вся история Польши подчинена позиции пришедшей к власти партии «Право и справедливость», которая заключается в том, что Польша была под оккупацией с 1939 по 1989 год. Соответственно, всё, что было в это время сделано в Польше, — это насилие, тоталитаризм и т. д. В связи с этим памятники освободителям Польши превращаются в памятники насильникам, грабителям и завоевателям», — заявил в беседе с RT президент Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко.

Неудивительно, что для тех, кто проводит в жизнь положения этой «исторической политики», советские воины мало чем отличаются от нацистов.

«Солдаты Красной армии аннексировали почти половину территории Польши и поработили всех остальных, — заявил в интервью газете Rzeczpospolita глава краковского отделения Института национальной памяти Мачей Коркуч. — Это пропагандистские объекты. Из уважения к памяти жертв тоталитаризма их следует устранить. Другое дело — уважение к могилам советских солдат, убитых в Польше. Мы уважаем павших солдат как этой, так и немецкой армии, но мы не должны допускать публичной демонстрации символов тоталитаризма».

Война с мёртвыми

Тем временем Институт национальной памяти уже решил декоммунизировать и кладбища. Так, на этой неделе его сотрудники подняли вопрос о судьбе захоронений основателей Польской Народной Республики на территории исторического некрополя «Воинские Повонзки» в Варшаве. Представитель ИНП Адам Сивек в комментарии изданию Niezalezna выразил недоумение, что на этом кладбище в «могилах-мавзолеях» на центральных аллеях лежат первый президент коммунистической Польши Болеслав Берут, генсек Польской объединённой рабочей партии в 1956—1970 годах Владислав Гомулка и известный польский коммунист 1920-х годов Юлиан Мархлевский. По словам представителей Института национальной памяти, к ним постоянно приходят обращения с просьбой «декоммунизировать» некрополь.

  • Могила Болеслава Берута в Варшаве, Польша
  • Wikimedia Commons

ИНП теперь предлагает внести поправки в закон о кладбищах, который позволял бы перезахоронить останки коммунистических деятелей в более скромных могилах. Пока это невозможно без согласия семьи умершего.

«Если они начали воевать с могилами, с памятниками на могилах собственных граждан, как к ним ни относись, это за пределами добра и зла, — отметил Бондаренко. — Никому же в голову у нас не придёт сносить памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище, перезахоронить его в менее пафосном месте или перенести прах другого лидера».

Нынешняя версия закона о декоммунизации пока делает исключение для кладбищ, а также объектов, которые не находятся на всеобщем обозрении. Кроме того, кладбища воинов Красной армии должно защищать международное право. Так, подписанное ещё в 1994 году Россией и Польшей взаимное соглашение об охране и защите захоронений и мест памяти военнослужащих и жертв политических репрессий обязывает польские власти оберегать могилы советских воинов.

Однако когда в сентябре 2017 года власти города Тшчанка в Великопольском воеводстве снесли мавзолей красноармейцев на главной площади города, они быстро организовали экспертизу, которая доказала, что якобы никаких захоронений под мавзолеем не было. После вступления нового закона в силу статус таких захоронений, располагающихся в публичных местах, вне кладбищ, становится крайне уязвимым.

Как отметил Бондаренко, в свете последних инициатив Института национальной памяти стоит опасаться, что «декоммунизаторы» решатся и на осквернение советских воинских кладбищ. Тем более что Институт национальной памяти уже готов снимать с них изображения серпа и молота. Об этом накануне рассказал РИА Новости специалист Бюро по увековечению борьбы и мученичества Института национальной памяти Польши Даниел Марковский.

«Поскольку события всё время развиваются по самому пессимистическому варианту, то сложно предположить, что всё закончится нейтрально. Увы, я думаю, что дело дойдёт и до захоронений», — уверен эксперт.

Народ против

Исполнение закона о декоммунизации ложится на местные власти. Раньше именно они решали, какие памятники сносить и какие улицы переименовывать. Однако Институт национальной памяти, который и пролоббировал новый закон, считает, что на местах зачастую саботировали «директивы партии и правительства». Теперь же закон закрепляет позиции ИНП как консультирующего органа. Именно он советует, какие памятники сносить, а какие нет.

  • Памятник советским солдатам в городе Легница
  • Reuters
  • Agencja Gazeta

Далеко не все поляки согласны с таким подходом. В частности, военно-историческое общество «Курск», занимающееся восстановлением мемориалов советским воинам, собирается бороться за сохранение памятников, утверждая, что они не пропагандируют коммунизм. Активисты готовы идти как в польские, так и международные суды, чтобы защитить каждый конкретный памятник.

Ранее жители ряда населённых пунктов смогли защитить памятники советским воинам от сноса. В 2016 году жители города Жешув отстояли Памятник благодарности воинам Красной армии, в том же году это удалось сделать и в городе Гливице. В 2017-м жители города Замосцье не допустили сноса памятника красноармейцам, погибшим в лагере смерти.

Ещё одна стратегия сопротивления — саботаж на местном уровне.

2 сентября 2016 года вступила в силу первая версия закона о декоммунизации. Тогда местным властям тоже давали 12 месяцев, но на переименование улиц. Итог на сегодняшний день таков: из 1000 названий исчезло лишь несколько десятков. Многие городские советы просто отказались исполнять закон. Так, мэр Гданьска Павел Адамович заявил, что не будет переименовывать улицы.

  • Улицы города Гданьск, Польша
  • globallookpress.com
  • Michal Fludra

«Разговор о декоммунизации спустя 28 лет после смены строя для меня абсолютно непонятен», — подчеркнул он, выступая на заседании городского совета.

«Не все города с одинаковым рвением взялись за очистку общественного пространства от красных наслоений прошлого. Что же, в поляках ещё остаётся большевистский дух», — сокрушается издание Polonia Christiana.

«Дальше только война»

Снос памятников советским воинам в Польше не вызовет массовых выступлений, считают эксперты, хотя возможно сопротивление на локальном уровне. Дело в первую очередь в антикоммунистическом консенсусе польского общества и в накачке его националистической пропагандой.

«Не стоит ожидать массовых акций протеста, — считает старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев. — Вряд ли будут сносить в массовом порядке и памятники бойцам Войска Польского, воевавшим вместе с Красной армией».

В то же время, по мнению эксперта, законы о декоммунизации могут быть использованы не только против памятников, но и против живых людей, тех, кто состоял в Польской объединённой рабочей партии или служил в правоохранительных органах и армии.

«Этот закон может служить орудием расправы над конкретным человеком», — полагает Волобуев.

Что касается внешнеполитических последствий, то, несмотря на осуждение сноса памятников Россией и Белоруссией, в Варшаве менее всего принимают во внимание позицию Москвы и Минска.

«С моей точки зрения, это акт политический, более связанный с отношениями с Вашингтоном и Брюсселем, поиском надёжного партнёра и союзника в США», — заявил RT сотрудник Института философии Национальной академии наук Республики Беларусь Пётр Петровский.

«Польские власти должны отдавать себе отчёт в том, что их недружественные действия в мемориальной сфере не останутся без последствий. В отношении польской стороны будут приняты адекватные ответные меры, которые могут носить асимметричный характер», — прокомментировали в июле 2017 года польский закон о декоммунизации в департаменте информации и печати МИД РФ.

По мнению экспертов, Москва может пойти на введение экономических санкций и персональных ограничений против отдельных граждан Польши.

«Это не осложнит отношения Варшавы и Москвы, потому что хуже уже некуда, некуда осложнять, трудно себе представить, что ещё может произойти, — подчеркнул Волобуев. — Худшая ситуация по сравнению с нынешней только война».

По словам Богдаренко, каким-то образом помешать этому процессу Россия не может.

«С памятниками на своей земле они сделают то, что захотят, — считает эксперт. — Дело за нами: помнить об этом, не забыть».

Сейм Польши в день начала Великой Отечественной войны принял закон, который фактически узаконил уничтожение памятников советским воинам-освободителям. Согласно новым поправкам к закону о декоммунизации, сносу подлежат памятники и памятные камни, «прославляющие коммунизм». Согласно данным из воеводств, в стране установлено порядка 490 таких монументов. Предполагается, что памятники будут уничтожать после консультаций с Институтом национальной памяти.

Пока закон не коснется объектов, установленных на кладбищах и не выставленных на публичное обозрение.

В Госдуме уже осудили решение сейма Польши. «Преступления против мира и человечества, которые совершают политики, могут быть разные по масштабу своей вероломности. Но совершенно очевидно, что политики Польши, которые посчитали возможным уничтожать памятники в честь Красной армии, совершают преступление против своей страны, уничтожают благодарность тем, кто подарил мир Польше и ее народу, оскверняют память тех, кто был сожжен в топках концлагерей и отдал свою жизнь за то, чтобы эти политики сегодня жили… У депутатов Сейма Польши, похоже, снесло совесть и голову», — заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

Чем ещё может ответить Россия на циничное решение польского Сейма, кроме гневных заявлений?

— Польский сейм своим решением пытается поставить «жирную точку» на советском периоде истории своей страны, — говорит президент российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко. - Мало того, нынешняя польская элита таким образом продолжает настаивать на том, что никакого освобождения Польши не было. И те 600 тысяч советских воинов, что погибли на территории Польши, это просто солдаты враждебной страны, шедшие по территории их страны, на Берлин.

Пока нынешние польские власти не поднимают вопрос о сносе или «реконструкции» непосредственно воинских захоронений. Но я уверен, что дойдёт и до этого. Как минимум, будет ставиться вопрос о том, чтобы убирать «коммунистическую символику» с захоронений.

Пока поляки об этом не заикаются, поскольку они позиционируют себя как бережных хранителей всех исторических захоронений, находящихся в польской земле. Тут они вспоминают о себе, как о добрых христианах.

«СП»: — Как самим полякам «аукнется» война с историческими памятниками?

— Уже сейчас подрастает поколение поляков, которое вообще ничего не знает о советском периоде истории своей страны. От них скрывают, что после войны в Польше при помощи СССР была восстановлена промышленность, построены верфи, заводы и т. д. Поскольку, если рассказывать об этом, то сразу возникает вопрос: зачем это нужно было «советским оккупантам»? Мало того, возникнет и другой вопрос: почему именно после того, как «оккупанты ушли», Польша не сумела сохранить все эти заводы и верфи, пустив всё на металлолом?

Вообще, не раз уже мне казалось, что дно в отношениях между Россией и Польшей нащупано. Но последние события убеждают меня, что это не так. Особенно вызывающим был инцидент с «сопровождением» гражданского самолёта ТУ-154 министра обороны России в нейтральных водах польским боевым истребителем. До какого идиотизма может додуматься ещё так называемая польская элита, трудно себе представить.

Я ни разу не удивлюсь, если они начнут раскапывать могилы, чтобы попытаться доказать очередной бред. Вот уже несколько лет ежемесячно в Польше проходят собрания, где утверждается, что самолёт с президентом Лехом Качиньским под Смоленском был сбит Россией, что те, кто выжил, были добиты. С этой целью регулярно проводятся эксгумации погибших в авиакатастрофе в надежде найти следы от пуль. Шизофрения в Польше становится нормой. Поэтому ждать от польских властей можно чего угодно. Здравомыслящие поляки вынуждены молчать, чтобы не потерять, как минимум, работу, а то и свободу, как Матеуш Пискорский .

«СП»: — Как реагировать России?

— Прежде всего, продолжать говорить правду. Не замалчивая самых острых моментов в российско-польских отношениях. Не думайте, что все поляки настроены русофобски. Многие мои знакомые в Польше в интернете смотрят и читают российские СМИ, в том числе «Свободную прессу».

Кроме того, необходимо ввести самые жёсткие условия для экспорта польских товаров в Россию. Если они позволяют себе не только плевать на память о погибших советских воинах, но и ставить палки в колёса «Газпрому», почему мы должны щадить их экономические интересы? Я бы вообще довёл экспорт из Польши до абсолютного минимума — покупать лишь то, чего нельзя купить в других странах. Собственно, и сами поляки, по большому счёту, покупают у нас только то, без чего не могут прожить — углеводороды. При этом, наоборот, способствовать туристическим поездкам рядовых поляков в Россию, чтобы они могли убедиться, что наша страна не тот монстр, какой её изображают в западных СМИ.

Кстати, после посещения мемориала в Катыни, поляки отнюдь не пропитываются русофобией. Наоборот, они получают более объективную картину произошедшего. Я бы ещё в Катыни организовал специальную экспозицию, рассказывающую о том, как бесчеловечно обращались с пленными красноармейцами в польских концлагерях в 20-е годы прошлого века. Тогда погибло больше 20 тысяч человек. А можно добавить и выставку, рассказывающую о том, каким гонениям подвергалась Православная церковь на территории Западной Украины и Белоруссии, когда эти территории принадлежали Польше.

— Польша теперь уже на законодательном уровне пытается присягнуть на верность западной цивилизации, окончательно избавляясь от советского периода своей истории, а, если глядеть глобальнее, то и от принадлежности к евразийскому сообществу народов, — рассуждает директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной Палаты России Валерий Коровин. — Однако история последних столетий показывает, что Запад цинично использует самые разные народы и цивилизации, превращая эти народы в биомассу. К Польше на Западе относятся в первую очередь как к колонии, которая поставляет дешёвую рабочую силу на европейский рынок. Это хорошо видно по социально-экономической ситуации в Польше.

Я бы сказал, что советские памятники, которые сносятся в Польше, как и на Украине, это важные скрепы польской государственности. Поскольку именно благодаря победе советского народа в Великой Отечественной войне возникла из небытия страна Польша. Как известно, Гитлер отказал полякам в праве иметь своё государство. То есть поляки сейчас пытаются уничтожить память о тех людях, которые спасли их, как народ, от потери национальной самоидентификации, да и в значительной степени от физического уничтожения.

Уничтожение этих памятников, на которых зиждется послевоенная польская государственность, является началом метафизического уничтожения Польши как государства и превращением польского народа в топливо для глобалистского котла.

«СП»: — Может ли Россия симметрично ответить Польше? Например, снова на официальном уровне поднять вопрос о том, кто же расстрелял польских офицеров в Катыни?

— Я думаю, что мы с высоты своей более чем тысячелетней государственности должны смотреть на происходящее в Польше, с сочувствием, как на очередное помешательство польского общества. С другой стороны, мы должны сделать себе «галочку» на дальнее будущее. Если снова встанет вопрос о том, восстанавливать или нет польскую государственность, ликвидированную очередным завоевателем, надо будет вспомнить, как поляки умеют «благодарить» своих освободителей.

А огрызаться и плевать в ответ на русофобскую истерию неблагодарной польской элиты будет мелко для такого великого народа, как русский.