Методы эйдетики на занятиях по истории. Эйдетика: упражнения. Развиваем память и образное мышление. Запоминание точной информации

Эйдетика - новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Творческое задание

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала - сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Визуальная память

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное - визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Так что если ваше чадо страдает плохой памятью, медленно читает, не может усвоить программный материал в школе, не торопитесь зачислять его в бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.

Эйдетика - способность запоминать яркие образы с возможностью их воспроизведения. В большей степени она развита у детей. Именно они способны четко представить какой-либо предмет, ощущая его перед собой.

Но последние данные показали, что благодаря развитию современных технологий, большинство детей перестали включать воображение и потеряли способность к образному мышлению. Сказки, которые требуют богатой фантазии для восприятия, заменили мультфильмами, учеба в школе сводится к заучиванию правил и формул, не давая возможности нестандартно мыслить. А ведь именно образное мышление помогает ребенку гармонично и разносторонне развиваться, концентрировать внимание и тренировать память.

Школа эйдетики разработала специальные методики, по которым можно развить образное мышление, фантазию, память и воображение у ребенка.

  • Запоминание слов. Предложите малышу несколько слов для запоминания, а потом попросите его составить из них необычный рассказ. При этом слова должны обязательно следовать в том порядке, в котором Вы ему их предложили. Рассказ может быть любым, главное, чтобы была проявлена нестандартность мышления.

Также можно попросить ребенка воспроизвести список вещей, которые он должен надеть на прогулку. Вещи должны следовать в том порядке, в котором малыш их надевает.

Попробуйте вместе с ребенком придумать короткий и несложный стишок. Проговаривая стих, он должен ясно представлять картинку. Еще лучше, если Вы попросите свое чадо нарисовать представляемую картину, используя яркие цвета. Не обязательно самостоятельно придумывать стих, тем более, это получается не у каждого. Можно взять любое четверостишие.

  • Запоминание движений. Для развития воображения, разучивайте с ребенком танцы и разнообразные движения. Их можно связывать с интересными историями из мультфильмов. Постепенно, ребенок сам начнет придумывать подобные истории и движения.
  • Запоминание образов и картинок. Научите малыша превращать свои мысли в рассказ. Для этого, Вам понадобятся карточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т.п. Пусть ребенок придумает рассказ к каждым 10 картинкам на разные темы.

Эйдетика поможет в дальнейшем быстрее выучить буквы, запоминать слоги, складывать слова и сочинять предложения. Поиграйте с малышом в ассоциации: называйте слова или словосочетания, а он пусть называет слова, с которыми у него они ассоциируются.

Метод ассоциативного рисунка. Известно, что дети лучше запоминают образы, а не слова. Поэтому, используйте этот метод для заучивания сложных стихотворений и слов, а также для изучения иностранного языка. Глядя на стихотворение, Ваш ребенок сможет мысленно представить стихотворение и запомнить последовательность слов.

  • Объемное восприятие. Можно долго пытаться знакомить малыша с понятием формы, показывая шарик, кубик и др. геометрические предметы, но это занятие покажется ему скучным и непонятным. Лучше всего, постараться подключить к запоминанию элементы игр и фантазию. С помощью игры можно гораздо быстрее добиться желаемых результатов.
  • Развивающие игры. Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут кубики, шары, книги, ручки, карандаши, игрушки и т.д. Попросите назвать ребенка каждую вещь и постараться запомнить их. После переставьте предметы местами и накройте платком. Малыш должен угадать, где какой предмет находится. Чтобы было легче запоминать, он может опять составить рассказ.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

  • «Как развить хорошую память?»

Главная изюминка книги - это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

  • «Как развивать внимание?»

Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

  • «Как запоминать слова?»

В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

  • «Как запоминать английские слова?»

В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью Вы и Ваши дети сможете без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

Дорогие мои читатели, здравствуйте! Люблю подкидывать вам всякие неизвестные новинки и вместе разбираться в современных методах обучения. Эйдетика для детей. Знаете, что такое? Вот и я толком не знаю! А что нам мешает разобраться? Может это как раз именно то, чего так не хватало для будущих эйнштейнов?!

План урока:

Мыслим образно, запоминаем и развиваем воображение

В общем-то, сам заголовок – это и есть основа методики для детей дошкольного возраста и школьников с целью тренировки их основных , и воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать гигабайты информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

Для общего развития.

Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей.

Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и .

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

От теории к практике

Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Слушаем

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

А на видео мальчик Соловей Лёня. По его собственному признанию, он очень любит баловаться и все ломать) А еще он умудрился запомнить целых 50 карточек! Не верите? Смотрите сами! Эйдетика в действии.

До новых полезных и интересных встреч!

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться. Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у них бурю возмущения, и все эти негативные эмоции обрушиваются на бедного малыша. Перед тем, как наказывать его за очередную двойку, задумайтесь – возможно, причина такого поведения ребенка не его лень или нежелание учиться, а виной всему является плохая память?

Каждый день ему нужно запоминать большой объем пресной и не всегда интересной информации, слушать учителя на уроках, а потом еще готовить домашнее задание: выучить стих, запомнить несколько формул по математике и подготовить перевод текста на иностранном языке. И чем старше становится ребенок, тем больше нагрузка в школе.

В придачу к этому еще добавляются экзамены. Весь процесс обучения превращается в сплошную зубрежку. Запомнить всю необходимую информацию таким способом довольно сложно. Это требует неимоверных усилий и высокой концентрации внимания.

Если ребенок, потратив несколько часов на то, чтобы запомнить какую-то информацию, на следующий день не может ничего вспомнить и получает неудовлетворительную оценку, то это может надолго отбить у него желание в следующий раз вообще что-то учить. Поэтому очень важно выяснить причину плохой успеваемости вашего ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой.

В этом вам поможет эйдетика. Чаще всего весь школьный материал ориентирован на логическое мышление и механическую память, поэтому он представляет собой сухую, сжатую информацию, которая очень плохо усваивается нашим мозгом. Тогда как ребенку ближе всего образное мышление. Ведь малыш с самых первых лет жизни лучше всего запоминает яркие, интересные образы. Существует даже такой вид образной памяти, как эйдетизм, благодаря которой мы легко запоминаем все яркое и примечательное, а потом можем все это с легкостью вспомнить, когда нам это понадобится.

Эйдетика – это методика, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления.

Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. С помощью этой методики можно выучить и запомнить что угодно, будь то номера мобильных телефонов, иностранные языки и т.д.

Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.

Для того чтобы вы лучше всего смогли разобраться во всех особенностях этой методики, мы можем вам порекомендовать следующие книги:

  1. «Как развить хорошую память?» Эта книга очень хорошо подойдет для маленьких детей, так как в ней много веселых историй про животных и героев из разных мультиков. Ваш ребенок будет развивать свое воображение и научится запоминать стихи и сказки с помощью пиктограмм. Также в книге представлены планы занятий и различные психологические игры, которые учителя могут использовать в своей работе.
  2. «Как развивать внимание?» В этой книге вы найдете множество полезных советов и упражнений, которые помогут вам развить ваше внимание и научат вас выделять главное и запоминать только то, что нужно.
  3. «Как запоминать слова?» Если у вас есть проблемы с правильностью написания каких-то слов, то эта книга специально для вас. В ней представлены различные способы и приемы, которые основаны на вашей фантазии и воображении. Благодаря ним вы сможете запомнить до 120 слов и научитесь писать их грамотно.
  4. «Как запоминать английские слова?» С помощью этой книги изучение иностранного языка станет простым и увлекательным занятием не только для вас, но и для вашего ребенка. В этом издании есть много методов и советов как лучше всего запоминать новые слова. К тому же подобраны уже готовые ассоциации к каждому английскому слову, благодаря которым вы легко и быстро овладеете новым для вас иностранным языком.

Эйдетика – это методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. В отличие от скучных и неинтересных программ обучения, эйдетика представляет собой веселую игру. Поэтому эту методику можно применять для развития детей от 2 лет. Если вы с самого детства научите своего малыша запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем ваш ребенок будет хорошо учиться и будет с удовольствием ходить в школу.

Для того чтобы вы смогли самостоятельно освоить эту методику для начала можете выполнить со своим малышом следующие упражнения:

  • Запомнить цифры. Для этого нужно попросить ребенка представить каждую цифру в виде разных образов. Например, «1» – это Буратино с длинным носом, «2» — лебедь, «3» — двугорбый верблюд, «4» — перевернутый стул и т.д. Чтобы малыш запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т.д. Таким же способом можно научить ребенка запомнить ваш номер мобильного телефона. Согласитесь, что это очень полезная для него информация.
  • Запомнить буквы. Каждую букву алфавита можно представить в виде разных образов. Малышу очень понравится, если вы нарисуете портрет буквы, придумаете для нее биографию, пусть у нее будет свой характер, и при этом она будет издавать свой характерный звук. Таким образом, весь алфавит можно представить как сказочную страну, в которой живут веселые жители – буквы.
  • Запомнить слова. Чтобы малыш мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую последовательность слов, нужно придумать интересный рассказ, в котором слова будут стоять в той же последовательности, что и в задании. Будет просто замечательно, если ребенок проявит свою фантазию и сам придумает этот рассказ.
  • Запомнить стих. Дети очень хорошо запоминают яркие картинки, поэтому чтобы ребенок легко смог запомнить нужное стихотворение, его нужно нарисовать. Конечно, некоторые слова у вас не получится изобразить на листе бумаги, но глядя на этот рисунок, ребенок сможет вспомнить ключевые слова и их правильную последовательность.
  • «Что изменилось?» Поставьте перед малышом различные предметы. Это могут быть игрушки, кубики, предметы быта. Пусть он назовет их и попытается запомнить. А затем накройте эти предметы и переставьте местами. Попросите малыша расставить игрушки в том же порядке, как и раньше. Чтобы он смог справиться с этим заданием, с самого начала придумайте историю с этими предметами.

Со временем ваш ребенок сам научится придумывать эти рассказы, представляя их в своем воображении.

Преимущества эйдетики, по сравнению с другими методиками обучения, будут заметны уже после первого занятия.

  • Во-первых, любую информацию можно представить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Во-вторых, в качестве учебных материалов можно использовать абсолютно любые вещи: любимые игрушки, книжки, различные предметы быта и т.д.
  • В-третьих, сам процесс обучения происходит в виде игры и проходит в очень радостной и веселой атмосфере.

Главный принцип эйдетики: развитие воображение + получение положительных эмоций = запоминание нужной информации.

Благодаря этой методике ваш ребенок будет всесторонне развитым и уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи. Будущее ваших детей – в ваших руках!

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи -
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

    Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 - кочергу, а из 8 - очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

    Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

    Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

    • Мнемоника - это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

      Цепной метод - заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

      Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого - «край», «вербо» - слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей - упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

По материалам открытых источников