Как нужно ходить в церковь и причащаться. Что такое причастие в церкви? И для чего оно нужно? Отвечает современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос)

Я регулярно совершаю причастие в церкви, чтобы очиститься от накопившегося негатива, еще лучше чувствовать связь с Богом и наполниться удивительной энергетикой храма. Я расскажу вам подробно о смысле причащения и особенностях обряда, которые важно знать, если вы собираетесь его совершить.

Причастие или причащение - древнейший церковный обряд, история которого начиналась ещё во времена прохождения Тайной Вечери. Обряд и его «регламент» установил сам Божий сын, . Христос собственными руками отламывал хлеб и раздавал его ученикам-апостолам, говоря, что это тело его, а вино - кровь его.

Таинство причастия имеет свой глубокий религиозный и сакральный смысл. Обряд символизирует восстановление единства и гармонии между человеком и Богом, которое существовало в Эдемском райском саду до первородного греха, совершенного Евой и Адамом.

Смысл причастия в том, чтобы подарить зачатки новой жизни в небесном царстве. Таинство причастия неотделимо от образа Иисуса, который ценой собственной жизни и пролитой крови спас человеческий род и искупил все его грехи. И во имя этой жертвы человек, соглашаясь причащаться, помогает восстановиться плоти и крови божьего сына.

Примечательно, что именно во время таинства причастия в православной церкви дозволено употреблять в пищу плоть (мясо) и вино. Считается, что убитое тело животного в данном случае символизирует нетленную Божественную природу. Мясо питает душу, которая затем переродится во время Крещения.

Как причаститься в церкви

Практически все слышали название данного обряда, но немногие люди понимают, как правильно причащаться в церкви. Расскажу об основных правилах и дам рекомендации.

Важно понимать, что причащение в церкви - обряд, которые предполагает, что человек готов преобразить и свое тело, и потрясти свою душу.

Что важно соблюдать при подготовке к обряду, во время и после него:

  1. Вы должны максимально осознавать, на что идете. Понимать, для чего вам это нужно. Не любопытства ради, а для чего? Ответьте на этот вопрос честно, и вы поймете, нужен ли вам вообще обряд.
  2. В храмах такая энергетика, что большинство людей ощущают некий трепет, чувство священного благоговения. Если вы совершенно равнодушны, возможно, вам не стоит думать о том, как причаститься. Ваша душа не готова - она не ощущает связи с Богом.
  3. Только искренне верующий человек должен причащаться. Иначе в чем смысл этого действия? Событие повлияет лишь на того, кто чувствует, понимает Бога, верит в него и хочет заручиться его поддержкой.
  4. До обряда нужно разобраться во всем смысле этого великого таинства, чтобы полностью отдавать отчет в том, что будет происходить.
  5. Причастие в церкви имеет свои правила - состояние души человека должно быть умиротворенным и спокойным. Лучше заранее очиститься от негативных эмоций, обид и претензий. Внутреннее состояние, эмоции крайне важны.

Как правильно причаститься в церкви: правила

Итак, как проходит причастие в церкви.

Весь обряд проходит в строго регламентированные этапы. Важно знать, как себя вести в ту или иную минуту времени. Рекомендации следующие:

  1. Накануне причащения в храмах проходят специальные вечерние службы, во время которых священник произносит молитвы с особым религиозным значением.
  2. В день причастия лучше прийти в церковь пораньше, до начала всего действия.
  3. Когда обряд начнется, вы должны молча слушать священника. Не покидайте храм до окончания молитвы. Стойте и слушайте до тех пор, пока поп не покинет место у алтаря и не позовет всех причаститься.
  4. Как только приглашение последует, люди в храме выстраиваются в очередь в такой последовательности: дети, больные, инвалиды и старики, мужчины, женщины.
  5. В очереди необходимо держать руки на груди, сложив их крест-накрест. Важно: как только ваша очередь дойдет до чаши, не нужно креститься - во время причастия это не принято.
  6. Когда вы окажетесь рядом со священником, представьтесь и откройте рот. В него положат лжицу, которую нужно облизать губами. Затем промокните их платком и поцелуйте край чаши.
  7. Очень важно проходить обряд молча. Ни к кому не обращайтесь, не подходите к иконам. После совершения причастия просто отойдите и возьмите вино со святой водой.
  8. После того, как окажетесь дома, и обряд будет выполнен, прочтите молитвы, обращаясь к Богу или святым с благодарностями.

Посмотрите видео о том, что значит причаститься в церкви:

Что потом?

После того, как вы причастились, важно придерживаться определенных рекомендаций. Необходимо избегать негатива, не впускать его в свою душу. Следовать заповедям и не совершать грехов. Периодически повторять причастие. Отлично, если есть возможность приходить в храм для этого хотя бы один раз в месяц.

Это поможет вашей душе очиститься от всего плохого и негативного, чтобы освободить место для позитивных событий и радостных эмоций.

Долгий отказ от причастия - настоящая беда для человека. В его душе копятся грехи, страсти, негатив. Чем дальше, тем их больше. Все это изнутри отравляет жизнь и разъедает душу. Поэтому так важно изредка посещать храм и чиститься от этого всего.

Но, разумеется, в храм нужно приходить лишь осознанно, а не потому что «так надо». Только искреннее желание и понимание процесса, его религиозного значения будут иметь смысл.

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

И впервые нам предстоит принять участие в этом Великом Таинстве.

Мы узнали в храме, во сколько начинается служба, когда будет Исповедь и когда - Причастие. В больших храмах, где служат несколько священников, Литургия начинается в 7-8 утра, одновременно идет Исповедь, Причастие же происходит в конце службы - в 9-10 утра. В маленьких храмах, где служит только один батюшка, исповедь бывает в субботу вечером или же перед службой утром, или же перед самым Причастием - не постесняйтесь уточнить заранее, скажите, что вы впервые - обычно этому рады и у удовольствием объяснят.

Самое правильное - это перед днем Причастия сходить вечером на службу в храм. Увы - возможность такая по ряду причин не у всех есть.

После 12 ночи накануне уже нельзя есть и пить, курить. Если у человека какое то серьезное заболевание и без еды он не может или надо запить жизненно важные таблетки - это можно сделать, но обязательно сказать о этом на Исповеди. Утром надо привести себя в порядок - умыться, почистить зубы, одеться опрятно - Причастие - это праздник , не обязательно быть во всем черном, раньше в храмы одевались торжественно-нарядно. Самое главное, это не должна быть вызывающая одежда - то есть умеренной длинны юбка, верх без глубокого декольте, не прозрачная одежда и платок на голове - все в разумных пределах. Косметика не уместна - можно размазать тушь на исповеди слезами, а причащаться в помаде просто нельзя. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДЕНЬТЕ КРЕСТИК.

Вот вы в храме. Если вы не исповедались накануне и исповедь утром - то надо спросить, где она проходит. Группа исповедников стоит неподалеку от батюшки, который по очереди принимает исповедь у каждого человека отдельно, . После исповеди скажите батюшке, что вы готовились к Причастию, спросите, можно ли вам Причаститься.

Получив разрешение на Причастие, после исповеди постойте на службе, прислушиваясь к громадному облегчению в своей душе. Послушайте молитвы священника, хор, если слова не понятны - помолитесь молитвами, какие знаете или просто - от души своими словами. Понимайте, что вот, рядом, как никогда близко находится Бог - сейчас, в этот самый момент, происходит торжественное чудо - его воплощение в хлеб и вино.

Можно поставить свечки, понимая - что они сами по себе не несут мистического значения - это наша символическая жертва, а главное - душевная молитва в этот момент, обращение к Богу или к святым, кому вы ставит свечку. Очень важно, прося чего-либо у святого, не просить от него самого помощи - все творит ТОЛЬКО Бог. У святых мы просим их МОЛИТВ за нас. То есть не «Святая Матрона, сделай так, чтобы я забеременела» а «Святая Матрона, моли Бога, чтобы он послал мне беременность».

В конце службы наступает момент Причастия. Священник выходит с Чашей в руках, в ней - Святые Дары . Это - Тайная Вечере, мы и Христос.

Люди выстраиваются в очередь к Чаще - сначала дети, потом мужчины, потом женщины. Руки сложена крестообразно на груди - правая на левую. Подходить надо без суеты, всей душой настраиваясь на ВСТРЕЧУ С БОГОМ.

Посмотрите заранее - причащаясь, люди отходят не разнимая рук и идут к столику, где стоят чашечки и лежат кусочки просфор. Когда наступит ваша очередь принять Святые дары, под подбородок вам поднесут красное полотно, чтобы ни капли не могло случайно упасть на пол или на одежду. Вы называете свое полное имя по крещению и принимаете Святое Причастие, всей душой ощущая страшный момент соединения с Господом. Вино и частичку проглатывайте, не жуя, подходите к столику и запиваете, немного ополаскивая рот, потом берете кусочек просфоры и кушаете его.

После чего отходите, чтобы никому не мешать, стоите в сторонке, пока не закончится Причастие и просто находитесь душой вместе в Богом, этот момент вашего в ним единения, просто побудьте в тишине и ликовании сердца.

По окончании причастия священник читает проповедь, после чего прихожане - и кто причащался, и кто не причащался - подходят и целуют крест, который держит батюшка, в этот момент в храме читаются благодарственные молитвы по Святому Причастию.

После этого в храмах идут панихиды и молебны, но если вы устали, то можно отправиться домой. Постарайтесь сохранить данную вам благодать, не раздражаясь, не злясь и тд - чтобы ваше сердце после Причастия как можно дольше могло побыть с Богом.

Не знаю, чем закончить мой рассказ.... Он создал нас, Он знает о нас все, Он ждет каждого из нас с самого нашего рождения. А главное - любит и будет любить не смотря ни на что. Очень важно- ответить взаимностью......

Причастие – это, пожалуй, самое великое и значимое таинство, которое только совершается в стенах христианской церкви. Кто-то его принимает регулярно, а кому-то предстоит причаститься первый раз в жизни. Последним-то и посвящается данная статья, в которой изложена вся основная информация относительно того, как правильно следует причащаться в церкви, чтоб сам процесс был не просто данью моде, а настоящим праздником души.

Готовимся по всем правилам

Любой церковнослужитель скажет вам, что причащаться спонтанно – это неправильно, и даже грешно. Поскольку обряд касается не просто духовного, но и физического состояния человека, желательно все интересующие вопросы и моменты обговорить со священником, который никогда не откажется вам помочь.

Итак, минимум за неделю до того как причаститься в церкви, вам предстоит полностью отвергнуть все развлечения и мирские забавы. Это подразумевает полный отказ от пребывания в шумных компаниях, посещений увеселительных и развлекательных заведений, употребления спиртного и жирной еды, праздной болтовни, сплетен и всего в таком духе.

Если подобная подготовка к Святому Причастию переносится вами с трудом, попробуйте получить новые силы путем посещения церкви, творения молитв, общения со святыми отцами. За сутки до того, как вам нужно будет исповедоваться и причащаться, предстоит выстоять всю службу, от начала и до самого конца.

Физическая сторона подготовки заключается в соблюдении строго поста и отказа от половых отношений. За трое суток до обряда, исключите из рациона алкоголь и еду животного происхождения, не думайте о сексе и не занимайтесь им. Перед самим таинством, а точнее, за сутки до такового, необходимо принять пост.

Накануне же лучше воздержаться от ужина, последний прием пищи должен произойти до вечерней службы вдень перед причащением. К самому же Святому Причащению следует приступать строго натощак. Под запретом даже утренний чай или кофе.

Как будет проходить обряд?

Перед тем, как вам нужно будет правильно исповедоваться и причащаться, важно ознакомиться с самой процедурой, что позволит быть расслабленным и ощутить всю важность происходящего.

Итак, что предстоит делать в заранее оговоренный день:


  • Нужно попасть в храм до момента начала Божественной Литургии, исповедоваться и поставить батюшку в известность, что вы готовы к обряду как физически, так и душевно. Стоит заметить, что от исповеди могут отказаться детки возрастом до 7 лет;
  • Затем необходимо оставаться в церкви на протяжении всей Литургии, по завершении которой все присутствующие верующие люди должны стать рядом с амвоном. В этот момент там уже будет стоять служка со священной Чашей в руках;
  • К вам обратится священник, который уточнит ваше решение причаститься, пояснит, что значит это деяние, и скажет соответствующие слова молитвы и наставления. Затем следует скрестить руки на груди, огласить свое полное имя, и принять вино и хлеб – кровь и тело Христовы. Именно в этот миг можно ощутить единение с Богом, после чего поцеловать основу чаши и отойти в сторонку;
  • Маленьких детей к чаше подносят родители, положив головку на правую руку. Никакого сакрального смысла в этом нет, просто батюшке так сподручнее дать крохе ложечку с Причастием;

Важно! Ни в коем случае не следует креститься возле чаши, чтобы не выбить ее из рук батюшки и не расплескать Причастие. В старину церковь, в которой было допущено такое ужасное кощунство, сносили, а настоятель лишался чина и отправлялся замаливать грех в монастырь. Сейчас нравы не столь суровы, но без последствия для батюшки подобный инцидент не останется – о продвижении по служебной лестнице святой отец может забыть.

  • Сразу после причастия не следует разговаривать, да и просто раскрывать рот, дабы случайно не обронить на пол частицы Причастия – это великий грех. Служители храма дают причастникам (так называют принявшим обряд) запить Причастие теплой водой, чтобы гарантированно проглотить тело Христово до последней крошки;
  • Не принято покидать службу сразу же после принятия Таинства, причастник должен дождаться окончания службы.

Если после всего пережитого в вашей душе поселился покой и мир, значит, что вы все сделали правильно, и можно возвращаться домой. Опять же, в этот день стоит отказаться от развлечений, соблюдать пост, размышлять о своей жизни, о Господе, о Вере и обо всем возвышенном и духовном.

Когда запрещено причащаться, а когда это можно делать?


Пережив первый обряд, люди начинают задаваться вопросом того, как часто, и по каким дням им теперь можно или нужно причащаться. Первые христиане проходили обряд каждый новый день, для чего они полностью отказывались от еды и веселья сразу после наступления темноты.

Понятно, что современный человек это вряд ли сможет или захочет сделать, поэтому посещать храм с такой целью можно по мере возможности, готовности и душевной тяги, хоть раз в неделю, хоть раз в месяц. Главное – это понимание того, что именно значит Причастие в вашей жизни, ощущать от него поддержку и получать силы на новые достижения.

Теперь о том, разрешено ли причащаться, будучи беременной. Несомненно, ведь церковь сама настаивает на том, чтобы женщина, вынашивающая дитя, проходила обряд как можно чаще, привлекая к себе и будущему ребенку небесную благодать, благословение и поддержку.

Беременным дозволено не соблюдать пост, а самым идеальным считается вариант, при котором супружеская пара начинает причащаться с момента венчания в церкви, и продолжает это делать, еще не зная о зачатии потомства.

А вот в дни «женской нечистоты » или, попросту говоря, месячных, церковный канон причащение женщин не благословляет.