Александровский дворец в царском селе режим. Александровский дворец в царском селе. Охотничье имение на Красной поляне

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.


Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.


Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.


Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -

Александровский дворец создан по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, является памятником архитектуры XVIII века.

Дворцовый комплекс вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское село» лишь в 2009 году и поэтому пользуется большой популярностью у туристов. Вместе с тем, большинство залов исторического здания не восстановлены и поэтому доступными для посещения являются лишь несколько комнат, расположенных на первом этаже. Также в редких случаях проводятся экскурсии по историческим подвалам, планировку которых разработал также архитектор Кваренги.

Для справки: В подвалах и полуподвалах здания в прежние времена проживали сотни слуг - гардеробщики и парикмахеры, лакеи и охранники. Также здесь находилась приспешная кухня, в которой для царской семьи пекли блины и пирожки, готовили шашлык, а многие разносолы сюда доставлялись по подземному ходу из Кухонного корпуса. В советское время в этом же помещении находилась столовая для работников НИИ.

Одна из тайн дворцового ЖКХ - бетонное подземное водохранилище, построенное в 1905 году. Земляная обсыпка и тамбур с двойными дверями не давали воде замерзнуть даже в лютые морозы, запасов воды хватало примерно на 50 императорских ванн.

Резервуар является не только гидротехническим памятником начала XX века, но имеет и функциональное значение в наше время, поскольку связан со всей гидротехнической системой города Пушкина.

В Александровском дворце бывал «великий старец» Гриша Распутин, здесь же под домашним арестом со 2 марта 1917 года находилась семья Николая Романова. 1 августа 1917 года отсюда царская семья отправилась в Тобольск, а в ноябре 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге .

В Советское время именно в Александровском дворце была установлена одна из первых ЭВМ в Советском Союзе, огромная машина занимала несколько парадных залов.

Александровский дворец - описание

Дворец построен в классическом стиле, отличается простотой и строгостью. Здание представляет собой вытянутую в длину двухэтажную постройку с двойными флигелями по сторонам. Перед средним фасадом возвышается величественная колоннада, рядом с которой установлены две бронзовых скульптуры:

  • «Юноша, играющий в бабки», выполненная по модели скульптора Николая Пименова
  • «Игра в свайку» - работа скульптора Александра Логановского.

Статуи подчеркивают неприметный парадный вход во дворец.

Противоположный фасад украшен полуротондой (полукруглой постройкой) со сферическим куполом и террасой, выложенной плитками серого и белого мрамора.

Парадная анфилада (ряд залов) располагается вдоль садового фасада здания, в центре ее находится комната с полуротондой, разделенная на три части широкими арками. Эти залы получили названия:

  • Полукруглый - это средняя часть помещения
  • С востоку от него располагался Портретный зал, рядом с которым находились зал с Горкой, Библиотека и Угловая гостиная
  • С западной стороны был устроен Бильярдный зал, или Мраморная гостиная.

Перестройки конца XIX - начала XX века изменили назначение комнат:

  • В правом крыле при Николае I располагалась опочивальня, при Николае II - дворцовая церковь
  • В левом флигеле находился Концертный зал, а в 1903 году на первом этаже на его месте появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный - Новый кабинет императора Николая II, на втором - комнаты детской половины.

Александровский дворец - из истории

Екатерина II не представляла существование Александровского сада без Фернейского замка, но в результате здесь был построен дворец, ставший свадебным подарком для ее любимого первого внука - князя Александра Павловича.

Для справки: после смерти французского философа Вольтера императрица хотела выкупить его библиотеку и увековечить память философа. Она мечтала построить замок похожий на Фернейский замок Вольтера. «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке», - писала она.

Библиотеку Екатерина II купила у племянницы французского философа госпожи Дени, а Фернейский замок так и не был построен. Вместо него был сооружен дворец для будущего императора Александра I.

Строительство началось в 1792 году по проекту известного архитектора Джакомо Кварнеги и 12 июня вся семья отпраздновала новоселье на открытой колоннаде дворца, где подавали прекрасный десерт и откуда открывался "прекрасивый" вид на парк.

Александр I, став императором, перебрался в Петербург , а приезжая в Царское село , чаще всего останавливался в Екатерининском дворце . Его брат Николай I, напротив, предпочитал жить в Александровском дворце, и именно при нем дворец был назван в память о первом его владельце.

Самые большие перестройки исторического сооружения произошли при Николае II, родившемся в Александровском дворце и очень любившим Царское село .

При нем на первом этаже был пристроен балкон с навесом и усовершенствована система отопления и водоснабжения. Появились пожарная сигнализация и телефон, пожарный водопровод и лифт. В 1897 году по проекту архитектора Сильвио Данини был построен подземный тоннель из дворцовой кухни в кухонный флигель для перемещения прислуги.

С приходом советской власти в здании был открыт государственный музей, а позже разместился Дом отдыха работников НКВД и Детский дом.

В период оккупации во время Великой Отечественной войны здесь находились немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма, а площадь перед дворцом превратилась в кладбище солдат СС. После войны здание занимали военно-морское училище, а позже - НИИ. Все ценности были переданы в Павловский и Екатерининский дворцы.

Последний ремонт здания проводился в 1957 году. Недавно был выполнен ремонт подвальных помещений, на очереди - замена коммуникаций и восстановление комнат верхних этажей.

Режим работы Александровского дворца - лето 2019

Закрыт на реставрацию. Ориентировочная дата завершения работ - 2020 год.

Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в , зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.

// Часть 30


1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.

2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.

3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.

5.

6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.

7.

8.

9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.

11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.

12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.

13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.

15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.

16. Побитый временем камин.

17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.

18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.

19. На стене - портрет императрицы.

20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.

21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.

22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.

23.

24. Шкафы из царской библиотеки.

25.

26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.

27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.

28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».

29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.

30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.

31.

32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.

40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.

41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.

42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.

44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.

45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.

46.

47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.

48. Немецкие фарфоровые куклы.

49. Ярмарочный гиньоль.

50.

51. Наряд ослика, катавшего Алексея.

52. Мягкие игрушки.

53.

54.

55. Костюмы цесаревича.

56. Платья княжон.

57.

58.

59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Мы уже почти целый день находимся на территории Государственного музея-заповедника "Царское Село"....

Позади Екатерининский дворец с его внушительным по размерам парковым комплексом, не оставили мы и без внимания и Пушкинский лицей....

Время уже 16.30.... И тут до нас доходит, что мы еще не были в Александровском дворце....

Быстро сориентировавшись на местности направляемся в сторону дворца....

Но чтобы до него добраться необходимо преодолеть приличное расстояние по одноименному парку....

В другое время мы бы с удовольствием прогулялись по этому великолепному парку, любуясь его красотами....

Но сейчас у нас несколько другая задача - успеть попасть в Александровский дворец.....

Поэтому мы переходим на очень быстрый шаг и срезая где только можно углы устремляемся к намеченной цели...

Единственную небольшую паузу мы позволяем себе сделать возле Детского домика...

На небольшом островке, расположенном в центре одного из прудов, находится небольшое строение голубого цвета...

Это и есть Детский домик... Он был построен в 1830 году для забав детей императора Николая I... До 1941 года в домике даже присутствовала детская мебель с тех времен...

Ну а сейчас, точнее на протяжении уже многих десятков лет, домик находится на.... Нет не на реставрации, а на консервации.... От разрушительного влияния окружающей действительности домик спасает его территориальное расположение: большую часть года он отрезан от "большой земли" и тем самым изолирован от излишнего посещения различными индивидуумами..

А вот на горизонте появился и сам дворец... Осталось только обогнуть пруд и

мы у цели. Время 16.50... Успеваем в последние минуты купить в кассе билеты (они закрываются в 17.00) и в качестве последних посетителей этого дня переступаем порог музея...

Прежде, чем мы попадем в залы дворца - традиционно о его истории...

Дворец построили в 1796 году по приказу Екатерины Великой для ее внука Александра I.

Александровский дворец "представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада - великолепная сквозная колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом"...

После 1917 года во дворце сначала открыли государственный музей, потом решили, что искусства у нас предостаточно и во дворце обосновался Дом отдыха сотрудников НКВД...Во время фашистской оккупации здесь разместился штаб дивизии СС, а во дворе дворца было организовано кладбище для захоронения немецких военных...

В 1990-х годах дворец был передан музею-заповеднику и в нем начались реставрационные работы...

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов дворца, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного....

Именно с них мы и начнем наше путешествие по дворцу....

Эти залы соединены между собой сквозными арочными пролетами и представляют единое пространство с общей историей...

В их интерьерах сохранилось первоначальное архитектурное решение от Д Кваренги.

12 июня 1796 года здесь был устроен первый парадный прием для самой императрицы.... Впоследствии в этих залах в воскресные и праздничные дни устраивались парадные приемы, званные ужины, танцевальные вечера...

Обширные площади залов позволяли организовывать в них для императорской семьи археологические выставки, выставки икон, картин, изделий Императорского фарфорового завода и т.п....

Первый зал куда мы попадаем - Мраморная гостиная (иногда ее именовали Бильярдным залом, так как в 1832 г. по указанию Николая I в ней был поставлен бильярд)....

Одно из центральных мест в экспозиции Мраморного зала занимает картина Ф.Л. Кателя "Прогулка в Палермо"...

Сюжет ее вполне реальный: в конце 1845 - начале 1846 гг. царская семья пребывала в Палермо из-за болезни императрицы Александры Федоровны...

В этот период Николай I посещает художественную выставку в Риме, где и знакомится с художником. Работы Кателя понравились Николаю I, и он заказал у него эту картину...

На стенах зала мы видим портреты английской королевы Виктории и восседающей на троне Александры Федоровны....

Мебель в зале расставлена функциональными уголками....

Один из них - у камина...

Другие уголки образуют зоны для беседы и общения....

В этом большом зале гости могли без проблем сгруппироваться по "интересам" и вести светские беседы о погоде, об искусстве и т.д., и т.п....

Ну а мы плавно переходим в следующий зал - Полукруглый, название которого полностью соответствует его форме...

В свое время Николай II облюбовал его для установки Рождественской елки для свиты и офицеров охраны...

В центре зала стоит в аза-канделябр, которая была изготовлена по проекту придворного архитектора К.Ф. Шинкеля в 1840 году. Позднее для нее был изготовлен букет из бронзовых цветов, в чашечки которых вставлялись свечи....

В этом же зале можно увидеть фрагмент первоначальной росписи сводов...

Когда настало время их реставрировать - Николай I отдал вандальское распоряжение: вместо реставрации замазать все белой краской.... Что успешно и было сделано. Поэтому сегодня мы с вами и видим такие достаточно "простые" для дворца своды и потолки....

В остальном же интерьер Полукруглого зала полностью пересекается с интерьером соседних залов, образуя единый стиль...

Говорят, что Николай I один из первых императоров стал размещать в дворцовых залах как собственные портреты, так и изображения членов семьи...

Поэтому очевидно, что в зале с таким названием без портретов не обойтись....

И снова камин из той же серии, с аналогичными предметами....

Чтобы попасть в следующие залы музея нам предстоит сделать небольшой переход через помещения, которые не были подвержены реставрации...

После чего мы оказываемся в угловой гостиной императрицы Александры Федоровны...

В гостиной устраивались камерные музыкальные вечера для VIP-гостей (в них принимали участие члены императорской семьи и приглашенные артисты)...

Поэтому центральное положение в интерьере помещения занимает рояль...

Иногда в этом зале император принимал иностранные делегации и послов, императрицы представлялись министры и различные депутации...

Время от времени здесь проводились заседания Императорского исторического общества..... На Пасху императорская чета христовались с придворными и служащими, а 21 августа 1915 года в этом зале прошло заседание Совета министров на котором Николай II объявил о своем решении встать во главе армии...

На одной из стен мы видим гобелен "Мария-Антуанетта с детьми", который был подарен французским президентом Э.Лубе во время его визита в Россию в 1902 году...

Большое значение в убранстве зала имели бюсты, барельефы, фарфор...

Экспозиция следующего помещения была выделена в 1947-1949 гг. из Кленового кабинета императрицы и напоминает о комнате детей Николая II и Александры Федоровны...

К настоящему времени от обстановки тех времен остались угловой гардеробный шкаф из дуба, в котором выставлены военные мундиры Алексея Николаевича,

киот с иконами (воссозданный в 1997 г.),

а также кукольный театр "Гиньоль", упряжь ослика, и исторические игрушки, подобные тем, которые были у императорских детей...

Перед нами Кленовый кабинет Александры Федоровны, который был создан в 1902 году и предназначался для занятия императрицы текущими делами, рисованием и рукоделием...

В 1941 году из Кленового кабинета было эвакуировано более 120 предметов (портьеры, ковры, живопись, скульптуры, фарфор и т.п.....

Неизвестно, сколько из них смогли совершить обратное путешествие, но, как говорят музейные работники, "в ближайшее время планируется воссоздать исторический объем и архитектурно-художественную отделку кабинета"....

Следующее помещение дворца - Палисандровая приемная Александры Федоровны...

В течении 19 века эта комната использовалась под Голубую гостиную свитской половины...

В 1895 году императрица решила, что ей жизненно необходима комната для официальных аудиенций и приема должностных лиц благотворительных учреждений, основанных ею... Не успела она об этом подумать, как архитектор Р.Ф. Мельцер претворил ее идеи в жизнь....

Поскольку во дворце не было специальных помещений для столовой (государь не любил обедать в каком-то одном помещении), то в будние дни частенько в Палисандровой приемной накрывался обеденный стол....

Еще знаменита эта приемная тем, что именно в ней 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице об ее домашнем аресте...

"Недостающие" детали исторического интерьера Палисандровой приемной сегодня мы можем созерцать благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года (до эвакуации)...

Ну а это уже отдельные детали интерьера этого помещения....

Еще один кабинет Александры Федоровны - Сиреневый...

Он был оформлен уже известным нам архитектором Мельцером в 1895 году....

В интерьере доминировал сиреневый цвет (отсюда и название): стены были обтянуты шелковой тканью сиреневого цвета, в обивке мебели использовался сиреневый шелк....

Комната была обильно украшена цветущими и вечнозелеными растениями, освещение обеспечивали электрически вращающиеся бра и настольная лампа из оникса...

Из 100 предметов этой комнаты, отправленных в эвакуацию в 1941 году вернулось.... (никто не знает сколько, но очень мало).

Для того, чтобы интерьер не казался скудным для посетителей - большая часть утраченного представлена на огромной фотографии....

Ну а мы переходим в спальню...

Комната сохранила свои первоначальные габариты и использовалась в 19 веке как спальня Свитской половины Александровского дворца....

В 1873 году ее подготовили к бракосочетанию великой княжны Марии Александровны с принцем Альфредом.

3 ноября 1895 года здесь родилась великая княжна Ольга Николаевна (первая дочь Николая II).

На стенах мы видим множество икон, образов и т.п. (в свое время их общее число превышало 700 единиц). Также в спальни (по традиции) находились две витрины для драгоценностей, на которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные Фаберже (их Николай II подарил супруге)....

Но сегодня, увы, ни яиц, ни других драгоценностей...... Последствия эвакуации...

Ну а некоторые иконы мы имеем возможность посмотреть поближе...

Так незаметно для себя и окружающих (их фактически и не было) мы добрались до 1-ой выставочной комнаты...

Да именно 1-ой... Так уж во дворце устроена экскурсионная программа. Ничего не поделаешь...

Поэтому осмотрев уже массу залов и комнат мы начинаем знакомиться с начальным этапом истории Александровского дворца...

Мы видим портрет Екатерины II, по указу которой Дж. Кваренги построил этот дворец

Здесь же, в работе О. Верне "Царкосельская карусель" мы видим с каким размахом императорская чета отметила 25-ти летний юбилей своей совместной жизни....

Здесь же можно увидеть экспонаты, рассказывающие об эпохе Николая I, для которого Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом...

Проследовав по коридору

попадаем в приемную императора Николая II...

Первоначально здесь находилась столовая, от убранства которой сохранились дубовые панели, камин и люстра...

В последние годы царствования Николая II это помещение использовалось как приемная, где ожидали аудиенцию, приехавшие на доклад чиновники...

В обстановку приемной входили большой стол, располагавшийся в центре под люстрой, рабочий стол и диван, а также картины, фотографии, статуэтки...

Особое место в приемной занимает коллекция подносов (тарелок)... На них императору преподносили хлеб и соль, когда встречали его персону в разных городах России...

Кстати вот эта тарелка появилась в экспозиции музея совсем недавно.... Ее передали потомки немецкого офицера, который во время оккупации "прихватизировал" ее и вывез в Германию...

Следующее помещение дворца - Рабочий (Старый) кабинет Николая II...

В свое время здесь располагалась мебель фирмы "Ф. Мельцер", стены украшали полотна Бенуа, Бем, Богатова, Маковского, Прянишникова и др. известных художников...

В этом кабинете император принимал министров, депутатов Государственной Думы, послов...

В 1941 году из этого помещения эвакуировали 150 предметов....

Сегодня в Старом кабинете мы видим только парадные платья и мундиры, принадлежащие царской семье,

парадные портреты,

фотографии,

несколько икон: ("Царица Александра"),

"Николай Чудотворец",

и картины Г.Н. Горелова "Феодоровский собор в Царском Селе"

и "Федоровский городок"...

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II...

Свое название комната получила из-за отделки, которая была выполнена "в мавританском вкусе".... Ну а бассейн... был здесь и бассейн на 1000 ведер (7000 литров), оборудованный по последнему слову техники С.-П. механическим заводом. В трех наружных углах бассейна стояли остекленные рампы с цветными зелеными лампочками для подсветки воды... Площадка у бассейна была затянута сукном и находилась на несколько ступеней выше по сравнению с передней частью комнаты...

Также здесь размещались турник для гимнастических упражнений и стойка с винтовками тульского оружейного завода...

После войны (1941-1945 гг.) относительно хорошую отделку хотели демонтировать и перенести на второй этаж...Но что-то пошло не так, и что стало с отделкой неизвестно...

В настоящее время в экспозиции Мавританского бассейна представлены книжные шкафы из красного дерева, воссозданные по образцу шкафа из Собственной Царкосельской библиотеки Александровского дворца...

За бассейном следует Гардеробная Николая II....

Здесь размещались платяные шкафы из ясеневого дерева, в которых хранились предметы гардероба царя (несколько сотен единиц военного обмундирования, сюртуки, шинели, рубашки, головные уборы и т.п.)....

До настоящего времени сохранился только шкаф и порядка 10-ти мундиров, принадлежащих императору...

Замыкает ряд личных кабинетов императора Парадный кабинет Николая II...

Он был создан в 1902 году на месте Концертного зала...

Все работы (строительные, инженерно-техническое оборудование, архитектурно-художественная отделка, камины, мебель) выполнила не безызвестная нам фирма "Ф. Мельцер"...

В кабинете во многом сохранилась историческая отделка. Некоторые работы по восстановлению орнаментов камина, ниш были произведены в 1997 году. В это же время для декорации к фильму Г. Панфилова о царской семье были сделаны угловые диваны, книжные шкафы, осветительные приборы...

В этом кабинете проходили заседания Совета министров, император встречался с делегациями, комиссиями...

Бильярд использовался для игры с великими князьями, свитскими офицерами и особами, приближенными к императору...

Убранство кабинета дополняли многочисленные скульптуры, картины, фотографии, фарфоровые изделия...

К сожалению до наших дней сохранилось немного вещей того времени....

Ну а мы теперь возвращаемся к выходу...

По пути (в коридоре) успеваем запечатлеть некоторые экспонаты:

Смотрители с нетерпением ждут, когда последние посетители (т.е. мы) покинут музей (многие уже начали собираться домой)...

А мы покидаем Александровский дворец с чувством выполненного долга...

Наша сегодняшняя программа была обширной, и мы фактически все, что планировали - успели посмотреть (может быть только не успели как следует осмотреть Александровский парк...)

Теперь осталось только добраться до автостоянки, сесть в машину и доехать до отеля...