Европейская культурная политика. Культурная политика евросоюза. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия

Иванова Анна

В работе представлены культурные традиции Чехии, которые сохранились до наших дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сохранение культурных традиций Чехии в условиях евроинтеграции.

Европейский Союз создавался, прежде всего, на экономической основе, а не на принципах культурного сотрудничества. Культурная политика разрабатывалась в ЕС постепенно, в течение довольно долгого времени. Европейская Комиссия занималась охраной культурно-исторического наследия, предоставлением творческих стипендий, поддержкой литературного перевода, отдельными культурными мероприятиями. Все это финансировалось за счет Европейского социального фонда, Европейского регионального фонда развития и т.д.

Определена юридическая основа, которая позволяет Европейскому Союзу осуществлять деятельность, способствующую «процветанию культур государств-членов при уважении их регионального и национального разнообразия и признании их общего культурного наследия».

В настоящее время у Европейского Союза достаточно широкий диапазон деятельности в сфере культуры:

Поддержка творчества во всем его многообразии и содействие экономическому развитию различных направлений творчества;

Укрепление чувства принадлежности к европейскому сообществу при уважении разнообразия национальных и региональных культурных традиций;

Упрощение доступа европейских граждан к культуре как фактору социальной интеграции;

Поддержка практики культурного обмена на некоммерческой основе;

Использование потенциала культуры в сфере занятости;

Пропаганда культурного разнообразия стран-членов ЕС;

Содействие распространению европейской культуры в мире.

Подавляющая часть общеевропейских мероприятий содержит культурную составляющую.

В условиях евроинтеграции в Чехии так же, как в любой другой стране, сохранились культурные традиции и обычаи.

Чехия имеет огромную, славную историю, период существования которой охватывает около 1500 лет. Чешская история включает в себя величайшие достижения не только всей Европы, но и всего мира. Уникальность культуры Чешской Республики состоит в том, что, несмотря на происходившие изменения в течение многих веков, она сохраняла свою самобытность и индивидуальность. И не важно, были ли это смена правительства, война или массовые протесты, сердца чехов оставались верными своим ценностям, традициям и интересам. В Чехию невозможно не влюбиться с первого взгляда. Такая маленькая на первый взгляд, но такая колоритная, насыщенная культурными традициями страна.

Национальные традиции Чехии выражаются, в первую очередь, в шумных массовых праздниках со старинными обычаями и древними легендами. Их очень любят рассказывать чехи всех возрастов, причем создается стойкое впечатление, что они в них действительно верят. Культура и традиции Чехии – это еще и старинные танцы, которые принято танцевать на массовых мероприятиях и личных праздниках. Вообще же в этой стране до сих пор традиции и культура пропитаны языческим прошлом. Основным семейным праздником безусловно является Католическое Рождество. Начало рождественских каникул чехи называют «Щедрый день». В этот день существует традиция и в Праге, и других крупных городах покупать живых карпов и выпускать их на волю. И если самый главный в Чехии праздник – католическое Рождество, то самый веселый - Масленица с блинами и гуляньями. Чешская культура напоминает русскую, ведь у наших народов были одни предки. Также день святого Вацлава для всех чехов является праздником государственности. В этот день славят великого князя чешского Вацлава, небесного покровителя Чехии.

Первое, что бросается в глаза в Чехии – это её архитектура, которая всегда занимала приоритетное место. Ей уделялось особое внимание. Возможно, этот факт объясняется изобилием природных строительных материалов. Сегодня страна насчитывает несколько тысяч дворцовых комплексов, замков, соборов, крепостей, исторических памятников всех эпох: от романской, барокко и рококо до эпохи современности. Чехия похожа на один огромный музей под открытым небом, в котором собраны архитектурные шедевры всех стилей и эпох. К романской эпохе относят сооружения с тяжёлым, даже грубым фасадом, сложенным из глыб. Понурые узкие окна и закруглённые порталы. Ярким примером этого периода являются базилика св. Петра и ротонда Св. Мартина. Период романизма сменяет готика, когда повсеместно начинают использовать камень и строить готические соборы посреди городских площадей. Высокие сооружения с мощными стенами, узкие окна с витражами: собор Св. Барбары (Кутна Гора). В эпоху Возрождения и маньеризма появились такие архитектурные шедевры, как Владиславский зал в Пражском Граде для светских празднеств, Королевский дворец «Летоградек».

Также значимое место занимало литературное творчество. Современная чешская литература начала развиваться лишь в девятнадцатом веке. Карел Гинек Маха был первым чешским писателем-современником. Всемирной известностью пользуются книги таких писателей, как Карел Чапек, Алоис Йирасек. Чехи - читатели-энтузиасты. Довольно часто можно встретить людей, читающих на автобусных и железнодорожных станциях в ожидании транспорта.

Чехии, как и многим европейским странам, интегрированным в ЕС, повезло с сохранением своей самобытности и культурных традиций. Жители этой страны, отдавая дань уважения своей истории, сохранили свою культуру.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочи Подготовила: Оденцова Дарья Ученица 8 «А » класса

Сочи Сочи - город-курорт в России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря (Черноморское побережье России) в Краснодарском крае, на расстоянии 1700 км от Москвы. Сочи является самым крупным курортным городом России, важным транспортным узлом, а также крупным экономическим и культурным центром черноморского побережья России.

Население Постоянное городское население города Сочи - 401 291 чел. (2016), а муниципального образования город-курорт Сочи - 480 215 чел. (2016). По численности населения Сочи занимает 5-е место среди городов Южного федерального округа и 49-е в России.

Экономика Сочи По отраслям и видам деятельность основные фонды распределяются следующим образом: в хозяйственных субъектах здравоохранения и предоставления социальных услуг, культуры и спорта, деятельности организаций отдыха и развлечений, деятельности гостиниц и ресторанов, где представлено в основном курортное хозяйство – 42,7%, транспорт и связь – 17,1%, промышленность – 17%, сельское хозяйство – 1,6%, строительство – 2,0%, торговля – 0,4%, прочие – 18,0%.

Транспортный узел Сочи Сочи является крупным транспортным узлом Юга России. Город обслуживает Международный аэропорт Сочи, семь железнодорожных вокзалов: Сочи, Адлер, Лазаревская, Хоста, Олимпийский парк, Красная Поляна, Лоо и множество железнодорожных платформ для остановки электропоездов. Железнодорожный вокзал Сочи В Сочи два морских порта - Сочинский морской торговый порт и новый грузовой порт Имеретинский. Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и автобусами. Альтернативное направление - прокат и аренда автомобилей.

Культура и искусство Театры, концертные залы Зимний театр Концертный зал «Фестивальный» Летний театр Зелёный театр парка «Ривьера » Сочинский зал камерной и органной музыки. В Зале камерной и органной музыки часто выступают Сочинский симфонический оркестр и другие известные артисты. Сочинский цирк

Фестивали, конкурсы Открытый российский кинофестиваль Кинотавр Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» Международный фестиваль джазовой музыки Акваджаз. Фестиваль моды Бархатные сезоны Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского творчества «Зимняя Ривьера» Международный летний фестиваль «Легенды Ретро FM», организованный радиостанций «Ретро FM» и телеканалом «Кубань 24»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как продолжительность жизни зависит от окружающий среды и образа жизни.

Образ жизни 49-53 Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Предрасположенность к наследственным болезням. Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. Генетика, биология человека Внешняя среда, природно-климатические условия Здравоохранение 18-22 17-20 8-10

Человек – часть природы. Наше здоровье неотделимый компонент от окружающей нас среды, а потому его нельзя рассматривать как нечто независимое. Изменение окружающей среды приведет к изменению здоровья человека.

Существуют следующие экологические факторы, влияющие на здоровье человека: Геофизические Геохимические Биотические

Геофизические факторы: В первую очередь климатические: атмосферное давление, определяемое высотой местности; сухость воздуха и высокая его естественная запыленность; резкие колебания температур; большая продолжительность солнечного сияния и напряженность солнечной радиации.

Геохимические факторы: Недостаток содержания йода в водных источниках и железа в почве; приуроченность к населенным пунктам обогатительных фабриках, связанных с добычей ртути, висмута, мышьяка, свинца.

Биотические факторы: Действие аллергенов, ядов растительного и животного происхождения; воздействие патогенных организмов; наличие полезных животных и растений.

А также на продолжительность жизни человека влияют природно-катастрофические процессы и явления: землетрясения, оползни, наводнения, засухи.

Полчаева Фатимат Абдулнетифовна

Магистрант кафедры всеобщей истории Дагестанский Государственный университет г. Махачкала, Российская Федерация

Аннотация: в статье рассмотрены факторы и причины объединения Европейского Союза. На чем основано единство стран Западной Европы. Изложены взгляды геополитиков разных стран на положение Европейского Союза. А также его роль в современной политике.

Ключевые слова: Европейский Союз, геополитические теории, европейские ценности, «Европа отечеств».

To the question about the factors of Association and directions of development of the European Union

Polchaeva Fatimat Abdulnetifovna

Undergraduate the Department of General History Dagestan State University Makhachkala, Russian Federation

Abstract: in the article the factors and reasons for the merger the European Union. On what the unity of countries of Western Europe is based. The views of the policymakers of different countries to the European Union regulation. And its role in modern politics.

Keywords: The European Union, geopolitical theory, European values, Europe of homelands

Европейский Союз. Под этим названием в современности подразумевается географическая, политическая, экономическая и культурная общность стран Западной Европы. Объединение стран Европы, произошедшее в 1951 году (Европейское объединение угля и стали) произошло, как может показаться, довольно быстро. Однако объединение это было результатом длительного процесса, который начался еще несколько веков назад. Это процесс, имеющий сильную вегетативную систему, где стержневым корнем является корень единого самосознания, а боковыми: экономический, политический, и культурный. Чем же эти корни питаются и как они выросли?

Известно, что народы осознают себя нациями, когда сталкиваются с «чужаками». Так в сознании появляется антитеза «мы - они». Так было с Древней Грецией, так было с Испанией и с другими. Это произошло и с Западной Европой. Со времен Каролингской империи части Западной Европы находились в составе одного государства. И отчасти, общность в сознании людей сохранялась. О чем говорят не единожды выдвигавшиеся «Каролингские проекты». Настоящее же осознание общности и противопоставление Запада Востоку стало последствием Крестовых походов. А с открытием американского континента Западная Европа и вовсе становится частью «Старого Света».

Согласно концепции географического детерминизма, развитого в трудах Монтескье, Ж. Бодена и Мечникова, процесс общественного развития - это результат влияния природных сил. Народы же Западной Европы жили и живут во многом в схожих географических и климатических условиях. Следовательно, психологический склад людей примерно одинаков.

Вследствие соседства стран, а соответственно постоянных контактов, формировались остальные корни системы: экономический, политический и культурный. Эти же корни, если добавить к ним еще военно-политический элемент, являются также факторами силы современного Европейского Союза. Рассмотрим их:

1) экономический фактор (корень), постоянные экономические связи стали традиционными, что превратилось в XX веке в единую экономическую зону. Страны ЕС образуют мощную экономическую силу. Валовой Внутренний Продукт этих стран на 2009 год составил 14,79 триллионов долларов, что является вторым в мире показателем (после США). Кроме того, Европейский Союз является крупным экспортером и импортером товаров и услуг. Экономические связи со странами Западной Европы являются основными для целого ряда развивающихся стран. На территории 18 из 28 стран-членов введена единая валюта. Тем самым они образуют единую Еврозону. А там, где экономика, там и политика. Стремление к экономическому благосостоянию часто влечет за собой направленные на это политические мероприятия;

2) культурно-политический фактор (корень). Невозможно игнорировать культурную составляющую влияния Западной Европы. В течение веков складывались политические идеалы и принципы европейских стран, получившие название «европейских ценностей». Это понятие включает в себя: свободный рынок, равноправие и свободы человека, социальную политику, соблюдение прав меньшинств и т.д. Западная Европа долгое время диктовала направление и методы международных отношений. Именно на эти выработанные нормы и принципы опираются в своей внешней политике и законотворчестве развивающиеся страны;

3) военно-политический фактор. Среди государств-членов ЕС есть страны, обладающие мощной армией и продвинутой военной техникой. Германия имеет сильную военную систему, а Англия и Франция обладают ядерным оружием. В ЕС действует общая политика безопасности и обороны. Евросилы подчиняются Военному штабу Европейского Союза.

За счет обладания перечисленными факторами силы страны Европейского Союза могут влиять на международные политические процессы. И отрицать это невозможно, поскольку уже много десятилетий Европейский Союз показывает свою силу и высокую степень международного влияния. Эта организация имеет большие амбиции и возможности для их реализации.

С образованием Европейского Союза в геополитических теориях европейские страны стали выступать как единый геополитический центр и геостратегический игрок. Европейский Союз рассматривается как цельный объект и субъект политики. В многочисленных концепциях геополитиков ему отводится разная роль.

В концепциях американских геополитиков Европейский Союз видится как необходимый союзник в восточном полушарии. А в некоторых теориях даже как сателлит, который является проводником американской политики в восточном полушарии. Такую роль Европейскому Союзу отводит Збигнев Бжезинский , а вместе с ним и ряд мондиалистских геополитиков. Возрождение былой силы Европы совсем невыгодно для Соединенных Штатов, а потому нужно строго следить за внешними связями ЕС.

В теориях некоторых американских геополитиков Европейский Союз и США объединяются в одно понятие единого Запада. Так, например, в теории Коэна одним из двух мировых центров силы является Запад (США и страны ЕС), который противостоит Востоку (Россия и Китай).

Европейские геополитики видят роль этих стран более широкой и значительной, нежели роль американского сателлита. Так, новые правые говорят об объединенной «Европе отечеств», «Европе ста флагов». В этих концепциях Западная Европа выступает как сильный независимый игрок на международной арене.

Важную роль во всех этих концепциях занимают внешние связи ЕС. Как уже было написано выше, США контролируют внешние связи стран Евросоюза, а в особенности отношения с ее восточными соседями - Россией и Китаем. Геополитики штатов в один голос твердят о недопущении сближения Западной Европы с Россией. Поскольку этот союз сырья (Россия) и технологий (в первую очередь Германия) может стать разрушительным для корпораций англосаксов. А успех в экономике повлечет за собой союз и в политике. Чего англосаксы никогда не допустят. Что и демонстрирует их политика «натравливания» европейских стран на Россию. Как с украинским вопросом, так и с сирийским. Абсолютно невыгодные и даже разрушительные для самой Европы санкции не произвели никакого эффекта, разве что на экономику самой Европы. А может, для этого санкции и были предназначены. Подорвать экономику не только России, но и Европы. Иначе как еще объяснить удар по «Фольксвагену», продажи которого в 2014 году составляли 20% всего немецкого экспорта. Эта новая версия политики «разделяй и властвуй» в итоге привела к тому, что Россия, веками пытавшаяся построить отношения с Европой, просто повернулась в сторону своих восточных соседей.

Еще одним методом Американского правительства в политике ослабления Евросоюза является «слив» мигрантов в Западную Европу. Ведь устраивая хаос в мусульманских странах, США не могли не предугадать волну мигрантов, которые мощным потоком направятся на территорию Западной Европы, столь привлекательной для беженцев. А Европа и возразить не может и пускает на свою территорию все больше и больше беженцев, среди которых оказываются далеко не мирные граждане.

Если в геополитических теориях американских исследователей контакты с Россией и Китаем должны быть ограничены, то в концепциях самих европейцев они, наоборот, подлежат расширению и качественному улучшению. В данных условиях вероятность сближения значительно упала по сравнению с началом века. Однако террористические акты во Франции заставили ее правительство начать предпринимать реальные меры по борьбе с «государством» ИГИЛ, уже 15 ноября сбросив на город Ракка 20 бомб.

Станет ли французская трагедия 13 ноября неким поворотным пунктом и началом стремления к самостоятельной политике или для этого уже слишком поздно, покажет время.

Список литературы:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998.

2. Боден Жан. Метод легкого познания - М., 2000.

3. Коэн С. География и политика в разделенном мире. М., 1964.

4. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки - М., 1995.

5. Монтескье Шарль-Луи. О духе законов - М., 1999.

6. Субботин И. Франция нанесла ответный удар по боевикам ИГИЛ за парижские теракты [Электронный ресурс]//MKRU: сайт. - URL: http://mkala.mk.ru/ (дата обращения: 23.11.2015).

Текущая страница: 6 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

2.2.2. Идея «духовного ядра» Европы

Для того чтобы дать определение культурной идентичности в рамках Европейского союза, необходимо сначала изучить такое центральное понятие, как «духовное ядро»9
“A spiritual core” – термин встречается в работах Ж.-К. Трише, президента Европейского центрального банка (the European Central Bank).

Которое и лежит в основе разнообразия национальных культур стран ЕС и является силой, поддерживающей движение европейской культурной идентичности в направлении универсальности.

Поль Валери в своей работе писал, что везде, где такие имена, как Гай Юлий Цезарь, Траян, Вергилий, Моисей, святой Павел, Аристотель, Платон и Эвклид, имеют огромную ценность и неоспоримую значимость, там и есть Европа. Подчеркивая высокую духовную общность Европы, Поль Валери отмечал, что основное богатство европейцев состоит в том, что они не могут быть поделены по расовому и языковому признакам, и культурное достояние Европы является общим для всех.

Как было показано в предыдущем разделе, национально-культурная специфика Европы и Европейского союза в частности сложилась еще во времена Римской империи, греческого языка, римских сводов законов и Библии, положившей начало трем монотеистическим религиям.

Другую точку зрения о «духовном ядре» Европы мы можем найти в работах немецкого философа Эдмунда Густава Альбрехта Гуссерля, который в своей знаменитой «Венской лекции» отметил, что духовная идея Европы началась с того, что в Греции сообщество ученых мужей начало радикальное преобразование всей культурной жизни как своей собственной нации, так и соседствующих с ней этнических групп. Это стало отправной точкой для формирования нового типа сообщества, вышедшего за пределы одной страны: Европа перестала быть просто территорией, где проживало некоторое число народов, взаимоотношения между которыми ограничивались коммерческой конкуренцией или борьбой за власть и господством в каком-либо регионе. Новый дух Европы, опирающийся на философию и научное обоснование, – это дух свободной критики, обеспечивающий доминирование человеческого разума и вечных идеалов.

Э. Гуссерль определил состояние Европы на 1935 г. как «экзистенциальный кризис» (сравните с разделом 2.2.1), основной причиной которого является неспособность к воплощению в жизнь идей рационализма. По мнению философа, у Европы есть всего лишь два пути развития: либо Европа по-прежнему будет отчуждать себя от идей рационализма и впадет в состояние варварства и ненависти ко всему духовному (тоталитарный режим, фашизм, национализм), либо благодаря «философскому духу» и «героизму разума» возродится и станет одной из величайших цивилизаций в мире.

Возвращение к источникам «духовного ядра Европы» необходимо и поучительно. Оно позволяет увидеть развитие национально-культурной специфики Европы на протяжении нескольких тысячелетий. Национальные европейские культуры опираются на один и тот же первоисточник, что объясняет культурное единство Европы на протяжении всего ее существования. Но при анализе современной ситуации нельзя не принять во внимание актуальное состояние европейских национальных культур народов, населяющих Европу, а также тесные, но сложные взаимоотношения между ними, которые являются механизмом обеспечения культурного единства Европы и Европейского союза в частности.

2.2.3. Идентичность как цель современной культурной политики Европейского союза

В противоречивом, объединенном и разъединенном глобализацией мире идентичность становится рациональным основанием объединения. Пока еще нельзя говорить о генезисе общеевропейской культуры или общеевропейской идентичности, однако их элементы существуют благодаря деятельности Европарламента и Совета Европы.

В одной из своих лекций , описывая процесс культурной интеграции ЕС, профессор Гентского университета (Бельгия) Els Riebels попросила студентов представить следующую ситуацию. Где-то во Фландрии, или Каталонии, или Дании, или Греции через 50 лет мистер и миссис X встают утром и включают радио. Они слушают новости на евро-английском языке10
Euro-English/

После этого они уходят на работу. По пути туда они говорят на этом языке, они слышат на улице только евро-английскую речь. В почтовом отделении, где мистер X останавливается, чтобы купить марки, он также использует евро-английский. Вечером они встречаются с друзьями где-то в городе и общаются с ними на евро-английском. Это означает, что мистер и миссис X ведут себя, как любые другие нормальные граждане во Фландрии, Греции, Дании или где-либо еще на территории Европейского союза. Однако есть то, что отличает мистера X от других: он собирает старые книги, написанные на нидерландском языке – на мертвом языке. И в этом нет ничего странного: одни собирают окаменелости, другие – этикетки, почему же нельзя собирать старые книги?

Эта ситуация может служить примером того, что, с одной стороны, каждый человек в состоянии сохранить собственную культурную идентичность, собственное наследие и собственные культурные связи. С другой стороны, несмотря на свои культурные особенности и привязанности, люди могут объединяться на основании определенных общих, единых для всех ценностей.

Приведенная выше ситуация иллюстрирует статью 128 Маастрихтского договора. В соответствии с этой статьей «Европейский союз призван помогать культурам государств-членов независимо от их национальных и региональных различий, подчеркивая их общее культурное наследие»11
La Communauté contribue l"épanouissement des cultures des Etats membres dans le respect de leur diversité nationale et régionale, tout en mettant en évidence l"héritage culturel commun.

На этом основании Европейский союз должен проводить активную языковую политику, а также политику по сохранению культурного наследия, распространению знаний о различных культурах, существующих на территории ЕС, поддержке транснациональных мероприятий, проведению различных исследований в культурной сфере.

Однако построение и развитие Европейского союза – это не только политическое, экономическое, правовое и культурное явление. Европейское строительство – это прежде всего создание новой модели общества, сложной системы взаимодействия не только между этническими группами, но и между гражданами и институтами власти как государственного, так и общеевропейского уровней.

Основной проблемой является тот факт, что Европейский союз имеет «плохую репутацию» среди своих граждан. По данным Европейской исследовательской группы , у большинства жителей ЕС словосочетание «Европейский союз» ассоциируется со словами с отрицательной коннотацией: «сложность», «невозможность» и «непонимание».

Согласно исследованиям, проведенным той же Европейской группой, фундаментальными, общими понятиями для большинства граждан ЕС являются «счастье» и «семья». Исходя из этих данных, можно было бы сделать вывод о том, что для повышения уровня доверия к ЕС развитие и реализация социальной политики должны быть ориентированы на семью и ее благополучие. Однако к такому заключению нужно относиться очень осторожно, ведь, например, «семья» совершенно по-разному понимается в скандинавских странах и таких странах, как Испания или Греция. «Счастье» для практичных немцев, стремящихся к стабильному экономическому благополучию, резко отличается от «итальянского» счастья, заключающегося в желании путешествовать и познавать мир. Очевидно, что найти ту общую социальную доминанту для всех этнических групп, на которую сможет ориентироваться политика ЕС и которая позволит гражданам ЕС воспринимать процесс единения положительно, невозможно.

Для достижения новой европейской идентичности особое внимание уделяется истории европейских государств, общеевропейским культурным ценностям, которые возникли еще в период общеевропейской цивилизации, таким как, например, христианство, греческая политическая система, эпоха Возрождения и т. п.

Осознается и роль образования в формировании культурной идентичности граждан ЕС. Именно образование, расширение кругозора позволяет раздвинуть границы сознания человека и помочь понять и принять не только культурную специфику своего этноса, но и все культурное многообразие ЕС. Понимание, терпимость (толерантность) – это лучшие гарантии стабильности и благополучия мультикультурного европейского сообщества.

Доступность информации также имеет свое значение для достижения европейской идентичности. Открытые источники информации о культурной специфике народов ЕС и всего мира, например оцифровка, перевод в электронный формат и перенос в Интернет мировых художественных шедевров (безусловно, это требует соблюдения закона об авторском праве), а также расширенный доступ к культурным ценностям, например бесплатное посещение музеев лицами до 19 лет (Австрия), позволяет стимулировать интерес граждан ЕС к их общеевропейским и общечеловеческим ценностям.

Европейская идентичность опирается на систему общепринятых ценностей, а также на уважение и сохранение региональных культурных особенностей общества.

Говоря о деятельности ЕС по созданию европейской идентичности, важно выделить ее цели. Они состоят в формировании у людей, проживающих на территории ЕС:

1) сознания своей принадлежности к единому общеевропейскому пространству, а также чувства гордости за гражданство в ЕС;

2) комплекса знаний, представлений и понятий о том, как различные культуры могут быть интегрированы в общественную жизнь единого пространства ЕС, не теряя при этом своей самобытности и уникальности.

Европейская идентичность формируется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией.

Эта среда объединяет три элемента: язык, культуру, СМИ.

Язык выступает как основное средство общения. Граждане ЕС, обладая демократическим правом говорить на родном языке, знать и изучать его, использовать его как инструмент познания, должны демонстрировать и знание других языков ЕС. При этом важным является также владение языком межнационального значения, универсальным языком, которым признается евро-английский язык.

Культура выступает как основание европейской идентичности. Поэтому знание гражданами ЕС не только своей культуры, но культурной специфики этносов, проживающих на территории ЕС, способствует повышению эффективности коммуникации, терпимости по отношению к «чужой культуре». Следует отметить, что согласно исследованиям, проведенным доктором культурологии П. Ленссеном , культура и искусство, в частности, являются такими источниками вдохновения, которые способны повышать активность людей и в их экономической деятельности.

СМИ представляют собой основной источник информации для современных людей. Поэтому СМИ используются для пропаганды общеевропейских национальных, культурных ценностей, что играет положительную роль в формировании европейской идентичности.

Создание коммуникативной среды, ориентированной на европейскую идентичность, контролируется как на национальном, так и на транснациональном уровнях и регулируется в настоящее время Программой культурной политики, запланированной на 2007-2013 гг.

Выводы к главе 2

Развертывание общеевропейского культурного пространства осуществляется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией. Движущие элементы этого процесса – язык, культура и СМИ. Культура является основанием европейской идентичности.

Основные предпосылки культурной интеграции в Европейском союзе можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся:

– сложившееся культурное разнообразие;

– исторически обусловленная культурная идентичность.

Субъективные предпосылки:

– стремление европейского сообщества к самоопределению и повышению конкурентоспособности на мировой арене;

– необходимость установления новых связей между субъектами строительства обновленного общеевропейского культурного пространства.

В настоящее время Европейский союз существует в условиях культурного разнообразия как отдельных государств (мультикультуризма), так и всего европейского пространства в целом (интеркультуризма). Потенциально в этой ситуации возможно возникновение конфликтов (между иммигрантами и коренным населением, например), которые не могут не влиять на социальные, политические и экономические системообразующие факторы европейского строительства. В предотвращении негативных последствий конфликтов главная роль отводится политике межкультурного диалога, в основу которого положена идея европейской идентичности, трактуемая как некое «духовное ядро» культурной интеграции.

К сущностным свойствам понятия европейской идентичности относятся приверженность идеям христианства (католицизма и протестантизма) и осознание исторической общности культурного наследия. Идентичность отождествляется прежде всего с культурой, и несмотря на то, что христианство неразрывно связано с культурой, попытки выдвинуть задачу достижения единства в этой области являются очень осторожными из-за объективно сложившихся обстоятельств, сравнимых с ситуацией XV в. Культура, таким образом, является оперативной составляющей европейской идентичности, а вера – латентной, но, как показывают факты и события (см. раздел 2.1.2), не менее важной в настоящий момент.

Культурная идентичность и единство в разнообразии национальных культур не означает расширения культурного «духовного ядра» Европы. Феномен культурной идентичности Европы и Европейского союза имеет двойственный характер. С одной стороны, ЕС – это объединение нескольких сильных национальных культур, которые имеют собственную идентичность, зародившуюся во времена Античности. С другой стороны, ЕС – это единение и взаимовлияние различных национальных культур, проявляющееся в стирании границ между культурными и языковыми ареалами. Богатство и общепризнанность литературного, художественного, языкового европейского наследия, несмотря на свое огромное разнообразие, может обеспечивать необходимые единство, прочность и стабильность ЕС.

Глава 3. Программы культурной политики Европейского союза, 1970–2013 годы

3.1. Культурные программы 1970–2007 годов

Проблема сохранения европейского культурного наследия осознается политическими лидерами Евросоюза и неизменно поднимается в программах общеевропейского сотрудничества в культурной сфере. Однако так было не всегда.

Первые предпосылки культурного сотрудничества между государствами – членами Европейского экономического сообщества возникают в 70-х годах XX в.

Во время большого нефтяного кризиса и первого расширения общего рынка за счет Великобритании, Ирландии и Дании можно отметить попытки создания концепции и проведения европейской культурной политики на фоне роста безработицы и инфляции, ощущения тревоги в рамках европейского сообщества. Так, в 1973 г. девять государств-членов приняли решение о подписании Декларации о европейской идентичности (Declaration on the European Identity). В Декларации подчеркивалось, что подписанты разделяют «стремление к построению единого общества, которое стало бы отвечать потребностям человека». В 1975 г. был опубликован отчет премьер-министра Бельгии Лео Тендеманса , в котором говорилось о необходимости преобразования «технократичной Европы» в «народную Европу». В итоге в конце 1970-х годов Европейская комиссия при поддержке Европейского парламента инициировала разработку основных направлений культурной политики ЕЭС.

В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Явка избирателей (в среднем она составляла около 63 %, хотя в Великобритании на избирательные участки пришло всего лишь 32 % избирателей) была намного ниже, чем ожидалось. Эти выборы сделали очевидным тот факт, что для полного объединения стран в рамках ЕЭС экономической и правовой интеграции недостаточно. В этой связи были сформулированы новые задачи культурной политики ЕЭС:

1) улучшение коммуникации и взаимодействия между странами – членами ЕЭС;

2) создание европейской идентичности.

Заметим, что первые десятилетия развития европейской интеграции характеризовались отчетливой отраслевой и экономической направленностью. Сообщество не занималось вопросами культуры. В начале 1980-х годов деятельность Европейского сообщества в области культурной интеграции активизировалась. Этому способствовало принятие ряда важных документов: Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1980 г. о защите европейского архитектурного наследия, Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1986 г. о сохранении произведений искусства и т. п.

В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте была принята торжественная декларация, в которой провозглашалась идея «формирования европейского сознания» и содержался призыв к государствам-членам укреплять культурные связи, определив области проведения совместных мероприятий под эгидой ЕЭС.

В 1984 г. Европейский совет поручил Комитету за народную Европу (Committee for a People’s Europe) решение задач интенсификации процесса создания европейской идентичности и реализации права граждан ЕЭС на получение информации о деятельности Сообщества в бо́льшем объеме, чем это было возможно до 1984 г.

В 1985 г. Комитет за народную Европу разработал концепцию первых основополагающих компонентов европейской культурной политики, которые могут быть определены следующим образом:

1) стратегическая цель – ориентирование на реализацию практических мер, связанных с позитивным воздействием интеграции на жизни обычных людей (система взаимного признания дипломов, упрощение пограничного контроля между странами, отмена пошлин и т. д.);

2) тактические задачи – разработка планов и проектов, определяющих границы экономических возможностей формирующейся культурной политики.

Решение задачи экономической поддержки культурной политики явилось защитой сотрудничества между государствами-членами в области культуры, коммуникации и информации. Были предложены многочисленные культурные проекты, такие как культурные обмены, молодежные программы, информационные проекты, направленные на обеспечение доступности сведений о ЕЭС;

3) организационные задачи – создание символов европейской идентичности: европейского флага, гимна, эмблем, например почтовой марки.

Однако, несмотря на решение вышеперечисленных задач, четко отлаженной системы функционирования культурной политики сформировать не удалось.

Следующим этапом создания основы европейской интеграции посредством использования инструментов культурного сотрудничества между странами – членами сообщества стало принятие закона о единой Европе (Единого европейского акта, Single European Act (февраль 1986 г.)). Этот закон и появление единого внутреннего рынка явились новым шагом вперед на пути экономического строительства в Сообществе.

Параллельно с законом о единой Европе началась новая волна расширения Сообщества за счет средиземноморских стран. В результате в ЕЭС вступили не самые богатые страны Европы.

Создание внутреннего рынка и расширение ЕЭС стали главными событиями, которые должны были убедить людей окончательно принять процесс европейской интеграции.

Новая комиссия под председательством Жака Делора в 1985 г. утвердила Рабочую программу создания народной Европы (Working programme for the Creation of a People’s Europe) и начала действовать в направлении проведения политики коллективной идентичности и выработки общеевропейской культурной политики. В рамках этой программы были приняты следующие организационные меры:

1) официальным флагом ЕЭС был признан синий флаг с двенадцатью желтыми звездами (уже используемый Советом Европы);

2) гимном Европы стала «Ода радости» Л. ван Бетховена;

3) введены единые образцы европейских паспортов, водительских прав и номерных знаков;

4) вышел в свет календарь европейских праздников (European Ritual Calendar), в котором особое место заняли месяцы европейской культуры (European Cultural months) и 9 мая как официальный День Европы (the Europe Day);

5) был учрежден конкурс Евровидение;

6) стали официально использоваться единые почтовые марки;

7) было положено начало общеевропейским спортивным состязаниям;

8) крупнейшие города Европы стали бороться за звание ежегодно выбираемой культурной столицы Европы;

9) было начато создание европейского культурного ареала (Europe Cultural Area), на базе которого начали работать программы образовательных обменов, переводческой деятельности в сфере художественной и научной литературы и т. д.

Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре (1993), где им был отведен специальный раздел. С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Европейского союза. В Договоре была четко поставлена цель культурной политики ЕС: «Сообщество должно способствовать расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие, но в то же время отдавая приоритет общности культурного наследия»12
“The Community shall contribute to the flowering of the cultures of the Member States, while respecting their national and regional diversity and at the same time bringing the common cultural heritage to the fore”.

Изначально культурная политика в ЕС различалась в зависимости от страны ее проведения. Это объективно связано с различными видами административных структур, федеральным делением. Так, существуют федеральные земли в Германии, Австрии и Бельгии. Испания, Италия, Швеция и Франция характеризуются децентрализованным делением. В Великобритании, Нидерландах и Финляндии административные единицы передали свои обязанности квазиавтономным учреждениям. В Португалии, Люксембурге и Греции, напротив, система управления централизована.

В 90-х годах XX в. европейская культурная политика стала осуществляться на основе принципа субсидиарности, в соответствии с которым ее цели и задачи не могут быть реализованы только в рамках одного государства – члена ЕС. Все программы и проекты культурной политики должны претворяться в жизнь на уровне Европейского сообщества в целом.

О необходимости сохранения и защиты культурного наследия стран-членов говорится в целом ряде других официальных документов Европейского союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском союзе (Амстердамский договор 1997 г., раздел 12 ). Правовая основа культурной интеграции ЕС отражена и в ряде документов руководящих органов Евросоюза.

В настоящее время стратегия культурной политики Евросоюза заключается в реализации различных целевых программ и проектов: межгосударственных, региональных, национальных и местных. Первостепенное значение в таких мероприятиях имеет финансирование, которое осуществляется за счет бюджетных муниципальных, региональных, международных или частных средств. Реализация программ и инициатив Евросоюза в области культуры требует единства и согласованности в использовании различных инструментов: управленческих, организационно-технических, законодательных, кадровых и финансовых.

Стратегия европейской политики в области культуры имеет три основных направления:

– поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

– социальная поддержка работников культурной сферы;

– сохранение европейского культурного наследия.

Осуществление первых программ ЕС приходится на 1990-е годы. Европейская комиссия определила три «приоритетных» тактических направления в области культуры: культурное наследие, книга и чтение, художественное творчество. Первое направление было представлено программой «Калейдоскоп», второе – программой «Ариан», третье – программой «Рафаэль».

Краткосрочная программа «Калейдоскоп» (1996–1998) с бюджетом 2 млн евро была принята Европарламентом и Советом Европы в марте 1996 г. В 1999 г. программа была продлена на 4 года, поменяв свой тактический характер на стратегический. Целью программы явилась поддержка художественного и культурного творчества в Европе за счет партнерства с учреждениями государств-членов в интересах содействия и распространения знаний о культуре и культурной жизни европейских народов, улучшения профессиональной подготовки деятелей искусства, обеспечения гражданам ЕС доступа к культурным ценностям.

Программа затронула исполнительские (танцы, театр, музыку, оперу), пластические, визуальные (живопись, скульптуру, архитектуру, художественную резьбу) и прикладные виды искусства (фотографию, дизайн и прочее). Программа включала в себя несколько разделов, в которых были сформулированы такие задачи, как поддержка мероприятий и культурных проектов, проведение крупномасштабных акций европейского сотрудничества: европейский «город культуры», европейский месячник культуры и другие. На участие в программе было подано 3505 заявок, из них 568 профинансированы, например деятельность оркестра ЕС «Барокко» и молодежного оркестра ЕС.

Следующей тактической программой культурной политики ЕС явилась программа «Ариан» . Ее целью стала поддержка книгоиздательского сектора, включая переводы. В 1997–1998 гг. на реализацию этой программы было выделено 7 млн евро. В ходе своей реализации программа также продемонстрировала свой стратегический потенциал. Ее продлили на 1 год с бюджетом 4,1 млн евро. Данное мероприятие было ориентировано на сотрудничество членов ЕС в области книгоиздательства, распространение знаний о литературе и истории европейских народов через переводы литературных и драматических произведений, а также через профессиональную подготовку в этой области. Программа предусматривала: предоставление переводческих грантов, принятие мер для обеспечения гражданам доступа к книгам, повышение профессионального уровня специалистов в сфере распространения европейской литературы, финансирование европейских премий в области литературы и перевода. На участие в программе было подано 1929 заявок, 880 из которых получили одобрение и финансирование. Было осуществлено 667 переводов литературных, драматических произведений и справочных материалов. Также были учреждены европейская литературная премия и европейская премия переводчиков .

Еще одной краткосрочной программой Евросоюза в области культуры стала программа «Рафаэль» . С 1997 по 2000 г. на ее осуществление было затрачено 30 млн евро. Из 1769 поданных заявок лишь 222 получили одобрение. Реализация данной программы предполагала сотрудничество по защите культурного наследия, облегчению доступа граждан ЕС к нему. В рамках программы под защиту были взяты ряд музеев, коллекций, библиотек, архивов, фотоархивов, памятники археологического, подводного и архитектурного наследия, а также природные и культурные ландшафты. В общей сложности было поддержано 360 проектов по консервации культурных объектов.

Из вышеизложенного видно, что отличительной особенностью культурной политики ЕС является широкий диапазон программ, охватывающий почти все аспекты культуры. Изначально программы имели «пробный», тактический характер, но в ходе своей реализации позволили субъектам культурной политики увидеть ее стратегические перспективы и наметить цели, задачи, а также определить объекты культурного строительства в Европе.

Так, первые три программы, о которых говорилось выше, послужили для ЕС источником накопления опыта в культурной политике. На основе их результатов была подготовлена новая программа «Культура 2000» , в которой приняли участие все страны ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Основной целью предполагаемого комплекса мер стало содействие европейским народам в осознании общности происхождения, истории, культурных ценностей, культурного наследия. Программа представляла собой логическое развитие трех предшествующих программ. Она была нацелена на решение следующих задач: содействие межкультурному диалогу и ознакомлению с культурой и историей европейских народов; поддержка творчества и распространение культуры; обеспечение мобильности деятелей культуры; развитие культурного разнообразия (диверсификация культур); распространение знаний о культурном наследии и сохранение (консервация) этого наследия; определение роли культуры в социально-экономическом развитии; поощрение межкультурного диалога и взаимопроникновения европейских и неевропейских культур, а также расширение доступа гражданам ЕС к объектам культуры.

В рамках программы был проведен ряд фестивалей, семинаров и конгрессов, поддержано несколько исследовательских проектов. Наибольшее финансирование получили проекты Франции, Италии, Германии, Бельгии и Испании.

Оценивая программу «Культура 2000», Еврокомиссия подчеркнула ее уникальный и позитивный вклад в культурное сотрудничество в Европе. По заключению Еврокомиссии, программа способствовала успешной реализации целей, определенных в статье 151 Договора об образовании Евросоюза. Комиссия также пришла к выводу, что Сообществу следует продолжать поддержку культурного сотрудничества в Европе и оказывать ему адекватную ресурсную помощь.

В ходе проведения в жизнь программы были получены следующие результаты. В 2002 г. реализовано около 250 переводческих проектов (например, работы Ф. Таландьера, Дж. Гарсс, Р. Сейферт, Г. Т. Баллестера, А. Камиллери, К. Остера, В. де Донкера, X. Нессера, Ф. Скагена, Д. Старноне, Ф. Ферручи и других). Осуществлено 19 проектов в сфере культурного наследия и 100 – в визуальном искусстве (например, третий биеннале современного европейского искусства, в котором участвовали Франция, Великобритания, Португалия и другие; «Применение цифровых технологий в сфере изящных искусств» (Финляндия, Великобритания); летний семинар «Традиции и постмодернизм» (Италия, Швеция и другие)). Претворено в жизнь 20 проектов в области исполнительского искусства («Европейская академия музыки» (Италия, Испания, Франция и другие); «Фестиваль искусств – 2002» (Италия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция и другие); «Международный театральный симпозиум» (Франция, Нидерланды, Ирландия и другие)). В области литературы, книг и чтения выполнено 8 проектов, например «Европейская литература национальных меньшинств в переводах» (Великобритания, Испания, Бельгия, Италия и другие).

В 2003 г. было осуществлено или поддержано 19 проектов в области культурного наследия: «Образы музыки» (Австрия, Италия, Греция, Франция и другие), «Европейское литературное наследие» (посвящено сохранению и распространению информации о литературе (1998–2000) Чехии, Дании, Германии, Венгрии, Польши, Словакии и Словении), «Города-крепости» (Италия, Испания, Франция и т. д.) и прочие.

В 2004 г. в соответствии с программой «Культура 2000» профинансировано (на общую сумму 18,5 млн евро) 209 европейских культурных проектов, большая часть которых была направлена на сохранение культурного наследия. Финансовую поддержку получили также 24 многолетних проекта сотрудничества по дизайнерскому и исполнительскому искусству, культурному наследию и книгоизданию с общим бюджетом 13,5 млн евро.

Становление 1954 – Совет Европы: Европейская культурная конвенция (география, религия, политика, искусство, наука и философия) 1974 – Европарламент: Комитет по вопросам культуры

Цели ЕС согласно ст. 151 Способствовать расцвету культур во всем их многообразии, сохраняя общее наследие 2. Поддерживать творчество 3. Учитывать культуру в политике 4. Поощрять сотрудничество 1.

принципы культурной политики ЕС (1/4) развитие расцвет культуры любая политика развития должна учитывать культурные реалии; самореализация личности в обществе и через творчество – цель развития; ЕС должно обеспечивать максимальные возможности для доступа и участия граждан в культурной жизни; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики ЕС (2/4) цель культурной политики - создать среду обитания для самореализации личности + соответствующие ресурсы; диалог между культурами; культурное многообразие – это сокровищница культурного наследия; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики Евросоюза (3/4) защита местных и региональных культур; обновление культурной политики на всех уровнях; страны должны работать вместе; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики Евросоюза (4/4) НЕТ дискриминации, ДА социальной НЕТ ДА интеграции и улучшению качества жизни; ЕС должен делать всё возможное для сотрудничества с гражданским обществом; признание вклада творческих профессий. Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

Противодействие масс. культуре «Калейдоскоп» (1996 -99) – содействие художественному творчеству «Ариан» (1997 -99) – поддержка книгоиздания и чтения «Рафаэль» (1997 -2000) – сохранение культ. наследия и мобильности специалистов «Культура 2000»

Программы MEDIA Programme European Capital of Culture European Cultural Route Аудиовизуальный сектор 1 город 1 год – показать разнообразие и культ. богатство Путь. Межкультурный диалог Culture 2000 (будет рассмотрен) European Cultural Month 1 город 1 месяц – показать разнообразие и культ. богатство Erasmus Programme Стажировки Erasmus Mundus Поддержка высшего образования

Программы European Heritage Days Музеи, памятники и т. д. Europe: a common heritage Europa coin programme Выпуск коллекционных монет Modul-dance Развитие танцевальных искусств Video Active Коллекция ТВ-программ (до 2009) Protected areas of the European Union Europeana Территории, защищаемые из-за своей высокой культурной, исторической EUscreen Продолжение Video Active European Library Доступ к эл. библиотекам Оцифровка худ. произведений

«Культура 2000» ЦЕЛИ развитие общего культ. пространства Поощрение творчества и мобильности Доступность культуры для всех Распространение искусства Межкультурный диалог Расширение знаний МЕРЫ защита интересов в сфере культуры Гранты расширение знаний о евр. истории

«Культура 2000» ЦЕЛЬ МЕРЫ Вернуть в творчество (проф. и непроф.) артистов и безработных Театр Визуальные и пластические искусства Кино Литература Музыка Обучение в течение всей жизни, Электронное обучение Неформальное обучение

цели: Усиление аудиовизуального сектора, отражающего единую Европу и ее достояние Распространение аудиовизуальных работ как внутри, так и за пределами ЕС Создание конкурентного аудиовизуального сектора посредством финансирования, например, малого бизнеса и использования цифровых технологий

Финансирование Тренинги (сценарии, финансовое и экономическое управление, цифровые технологии) Развитие (отдельные проекты, каталоги, новые таланты, продюсирование и др.) Дистрибуция (распространители, агенты по продажам, вещательные компании, кинопрокатчики, работы по оцифровке) Продвижение (вхождение на рынок, фестивали и пр. мероприятия) Пилотные проекты

© Е. Е. Беляева, 2012

© МПГУ, 2012

© Оформление. Издательство «Прометей», 2012


Рецензенты:

И. В. Харитонова, доктор философских наук, заведующая кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов МПГУ;

Г. В. Беликова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой второго иностранного языка факультета иностранных языков МПГУ.

* * *

Введение

Актуальность темы исследования. Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы, является примером осуществления экономической и политической интеграции, наряду с которыми инициирован процесс взаимопроникновения культур. Проблемам культурной интеграции и посвящено настоящее исследование.

В мировом масштабе европейская интеграция представляет собой если не уникальное, то, по крайней мере, достаточно специфический феномен. Вместе с тем интеграционные процессы в Европе неразрывно связаны с таким явлением, как глобализация, которая на сегодняшний день является одной из тенденций развития современного мира.

Сравнительно недавно в большинстве концепций глобализации принимались во внимание только экономические, идеологические и военные аспекты. Но, на наш взгляд, под процессом глобализации следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, которые в настоящее время затрагивают все сферы человеческого бытия, в том числе и культурную сферу. Прослеживается связь глобализации интернационализацией культуры. Впрочем, сам термин «глобализация» можно трактовать как результат многовекового процесса развития культуры.

Таким образом, возникает потребность изучения культурной политики Европейского союза в рамках современных глобализационных тенденций. Поэтому проблема «Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза» имеет научное значение и требует рассмотрения с культурологической точки зрения. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью изучения культурной политики Европейского союза, его деятельности, направленной на сотрудничество в культурной сфере между государствами-членами, на сохранение культурного наследия и поддержание необходимого уровня межкультурной коммуникации.

Культура в современных европейских странах является не только основой формирования общества, но и частью национальной внешней политики. Культурный обмен между странами – участницами ЕС напрямую влияет на уровень и интенсивность развития межгосударственных отношений.

Однако признание важной роли культуры, культурной политики и культурной интеграции пришло не с первых дней основания Европейского союза. Сначала культурные аспекты не были базисом процесса европейской интеграции, а история формирования экономических, юридических и политических основ интеграции стран Европы насчитывает около 50 лет. Впервые появление интереса к культурному сотрудничеству у государств – членов Европейского экономического сообщества можно наблюдать только с 1970-х годов.

И даже сегодня, по мнению Андраша Бозоки, министра культуры Венгрии, «мы еще не можем говорить о действительно полноценной европейской культурной политике» .

Основатели ЕС не учли необходимость в концептуализации культурной составляющей процесса объединения Европы. Первая ссылка на культуру появилась лишь в 1992 г. при подписании Маастрихтского соглашения (the Maastricht Treaty). Лидеры ЕС обратили внимание на культурный аспект процесса европейской интеграции только тогда, когда начался кризис интеграции и когда потребовались новые решения, позволяющие гражданам стран-участниц присоединиться к интеграционному процессу в рамках ЕС.

Жан Моне признал ошибочным тот факт, что во время создания Европейского союза огромное внимание акцентировалось лишь на политических, экономических и юридических составляющих процесса интеграции. Оглядываясь назад, Ж. Моне сказал: «Если бы мы должны были сделать все это снова, мы начали бы с культуры» . Ж. Моне, безусловно, был прав в том, что культура должна играть бо?льшую роль в европейской интеграции и она должна быть более тесно связана с основными областями экономического, правового и политического сотрудничества.

Процесс глобализации, расширение и иммиграция делают ЕС поликультурным сообществом. И для того чтобы этот факт не стал угрозой и проблемой для ЕС, культура рассматривается как основное и даже единственное средство обеспечения эффективного диалога и сотрудничества между государствами-членами. Именно успешная культурная политика является основанием оптимистических ожиданий, связанных с результативным завершением процесса интеграции в ЕС: увеличением европейского благосостояния, конкурентоспособности, творческого и новаторского потенциала.

Следует отметить, что в основе развития всегда лежит противоречие. Противоречие характеризует и актуальное состояние европейской культуры. С одной стороны, культура выступает как то общее, идентичное, что исторически и этнически объединяет народы Европы, объективно существующие в условиях межкультурного диалога, осознается этот факт сообществом или нет. С другой стороны, культура является проявлением единичности каждого из этнических сообществ, рефлексией их национального своеобразия и диверсификации в целом. В этом смысле перспектива культурного развития Европы видится ЮНЕСКО в достижении культурной идентичности, но на основе сохранения культурного разнообразия. Речь идет о формировании целостного, единого культурного пространства за счет взаимообогащения национальных культур. При этом имеется в виду не только межгосударственный уровень, но и поликультурные взаимодействия внутри отдельных стран – членов ЕС.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования – европейская политика в сфере культуры, которая определяет сущность, масштаб и направленность интеграционных процессов в Европейском союзе.

Предметной областью исследования являются формы культурной интеграции между государствами – членами Европейского союза, а также стратегические установки культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Культурная интеграция является стратегией культурной политики ЕС на том основании, что она представляет собой форму организации взаимодействий между культурами различных сообществ, основанную на планировании, проектировании, концептуализации процесса создания общеевропейского культурного пространства.

Построение доказательства этой гипотезы определяет цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении культурной политики Европейского союза.

Поскольку основой реализации культурной политики в рамках создания европейской идентичности является девиз ЕС о единстве в разнообразии, логично рассматривать культуру как основание интеграции в движении от общего к единичному и от единичного к общему. Такая постановка проблемы определяет и конкретные задачи исследования , а именно:

– воссоздать историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

– выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия между странами-участницами в рамках Европейского союза;

– дать характеристику основных направлений сотрудничества между странами Европейского союза;

– определить место культуры и рассмотреть проблемы культурной интеграции в системе глобализационных процессов;

– показать роль культуры в европейской интеграции;

– охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

– доказать объективную необходимость и заинтересованность Европейского союза в развитии культурных связей между странами-участницами;

– рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС, основные направления, результаты.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годов XX в. до 2011 г. При этом достижение цели и решение задач монографии, в частности обзор истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовали необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии, использованной в работе, обусловлен спецификой предмета и задачами исследования. Для раскрытия темы монографии автор обратился к принципам и методам, используемым в научной культурологической, исторической и политической литературе.

Основными принципами исследования стали историзм, объективность, системность, критическая интерпретация изучаемых фактов, процессов и явлений и другие.

Указанные общеметодологические принципы, а также задачи, решаемые в работе, обусловили выбор следующих методов исследования.

Хронологический метод использовался для анализа фактов, связанных с историческими условиями концептуализации европейской культурной политики. Ретроспективный метод позволил установить истоки возникновения идеи европейской культурной идентичности. Историко-сравнительный метод применялся при сопоставлении миграционной политики в странах ЕС. Структурно-функциональный метод позволил построить функциональную модель европейской культурной политики и определить иерархическую структуру ее акторов. Сочетание социологического метода и контент-анализа дало возможность систематизировать и изучить официальные и неофициальные документы, определяющие деятельность Европейского союза в области культурной политики, с точки зрения однородности информации о культурной политике ЕС, содержащейся в них. Благодаря применению критического метода была установлена эффективность/неэффективность мероприятий культурной политики ЕС в плане решения стратегических и тактических задач культурной политики.

Библиографическую базу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные документы, а также материалы различного характера. Все источники, используемые в данной работе, можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу источников составляют опубликованные (некоторые из них на русском языке) документы Европейского союза, раскрывающие историю становления и развития европейского интеграционного образования, а также важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз:

– учредительные договоры Европейского сообщества и Европейского союза;

– политические решения саммитов Европейского союза (Белые книги, Зеленые книги, проекты законодательных актов, сообщения, резолюции);

– документы Совета Европейского союза (рамочные решения, директивы, регламенты, декларации);

– Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

– Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ЮНЕСКО.

Многие из неопубликованных документов, показывающих деятельность ЕС в различных областях, в том числе в культурной сфере, размещены на сайтах Евросоюза и его организаций. Это прежде всего сайты Представительства Европейской комиссии в России http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/index.htm , Генеральной дирекции по образованию и культуре Европейской комиссии http://www.minervaplus.ru/history/history.htm и официальные сайты Европейского союза: http://europa.eu/ , http://europa.eu/index_fr.htm , http://europa.eu/old-address.htm , http://www.ena.lu и другие.

Вторую группу источников образуют документы, касающиеся сотрудничества между странами – участницами Европейского союза, развития отношений между ними в 90-е годы XX в. – начале XXI в., как опубликованные, так и находящиеся на электронных носителях информации, рассказывающие об усилиях ЕС в налаживании отношений партнерства и сотрудничества между странами, входящими в ЕС.

Перечисленные использованные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные в монографии задачи.

Степень разработанности проблемы. При подготовке монографии автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных культурологов, политологов, историков и социологов. Несмотря на отсутствие цельного монографического исследования по сформулированной проблеме, многие аспекты изучаемой темы рассматривались в культурологической, исторической, социологической и политологической литературе. В тематическом и содержательном отношениях имеющиеся работы можно разделить на следующие группы.

Первую группу составили труды западных ученых о зарождении и развитии идеи европейского единства.

Появление идеи европейского единства связано с именами таких политиков, мыслителей, как Э. Крюсе , Иржи Подебрад , Жан-Жак Руссо и другие.

Эти проблемы волновали таких известных людей, как К. А. Сен-Симон , Дж. Гарибальди , И. Кант .

Для восстановления исторической картины развития идей о европейском единстве автор опирался и на суждения исследователей П. Валери , Э. Гуссерля , Ж. Дерриды , А. Бриана , Э. Бенеша и других.

Идеи единства европейских народов были близки также и многим российским мыслителям. Проблемами европейской интеграции серьезно занимались Вл. Соловьев , Н. Я. Данилевский , К. Н. Леонтьев , Г. П. Федотов . Изучение их работ позволяет более полно осветить историю зарождения и развития идей о европейском единстве, глубже понять современные интеграционные процессы в Европе.

Во вторую группу входят зарубежные и отечественные исследования, рассматривающие историю Европейского союза, актуальное состояние европейской экономической интеграции и перспективы их развития.

Изучение истории европейской интеграции невозможно провести без исследований тех, кто стоял у ее истоков. Речь идет о работах Ж. Моне , А. Маршаля , Л. Эрхарда и других.

Анализ истории европейской интеграции, описание современного этапа ее развития можно найти в исследованиях таких зарубежных ученых, как М. Драгечевич-Шешич , А. Жерар , Ж. Гентил , М. ди Анджело , М. Весперини , Д. Адамс , А. Голдбард , Д. Тросби , Ф. Матарассо , Жак ле Гофф , Ч. Лендри , У. Бек , Г. Вестхейм , К. Малфлит , Э. Морен , X. Тиммерман и другие.

Немало западных исследователей считают, что эпоха европейского «строительства» закончена. Но другие исследователи находят данный тезис неверным. Они утверждают, что, несмотря на ряд проблем, европейская интеграция стала явлением, не имеющим прецедентов в мировой истории, и что перспективы Европейского союза обширны.

Западные исследователи писали и пишут о возможных моделях отношений между странами Евросоюза. Так, особого внимания заслуживают работы А. Моля , М. Драгечевич-Шешич , А. Визанда и других.

Стоит также обратить внимание на содержательную сторону перспектив развития Евросоюза. Данная тема достаточно подробно освещена в книге «Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития». Прогноз дальнейшего развития Евросоюза содержит 5 сценариев, 13 факторов, разделенных на 3 группы по их значимости, и т. д. Вывод, к которому приходят авторы данной книги, неоднозначен: «Траектория развития Евросоюза в ближайшее десятилетие будет пролегать между сценариями положительной динамики с элементами неустойчивости и умеренно неустойчивой динамики с весьма вероятными отклонениями в ту или иную сторону на конкретных временных интервалах» .

К третьей группе исследований, использованных в монографии, можно отнести работы, посвященные расшифровке таких понятий, как «глобализация», «европейская идентичность», «культурное разнообразие», «межкультурный диалог». Не так давно государства – члены Европейского союза признали существование европейской культурной идентичности и, соответственно, европейской культурной политики.

Введенный в конце XX в. термин «европейская идентичность» активно обсуждается в научной литературе (R. Lombaert, Ж.-К. Трише , Э. Ренан и другие). Его содержание трактуется по-разному. В соответствии с одной точкой зрения понятие европейской идентичности расшифровывается как преемственность и целостность развития различных типов общества, классов, слоев и личности. Существует и другой подход, в рамках которого ученые определяют идентичность как рациональный метод объединения в объединенно-разъединенном глобализацией мире.

В современной науке принято проводить параллели между глобализацией и международным распространением культуры. Многие исследователи говорят о культурной глобализации, ставящей на первое место проблему мультикультурализма и межкультурной коммуникации.

Бесспорно, культурное многообразие – одно из главных преимуществ Европы. И культурная политика устанавливается и проводится именно на основе национальных культур стран – участниц ЕС.

Однако появление таких структур, как Европейский союз, Совет Европы, активное развитие процесса глобализации меняют расстановку сил в сфере культуры. Многие ученые приходят к выводу о том, что бесконфликтное будущее ЕС, которое основывается на процессе культурного обмена, универсализация культуры, национальная толерантность – это иллюзия, поддерживаемая политикой стран-участниц.

Для создания реальной картины взаимоотношений государств – членов ЕС на культурном уровне многие исследователи (С. Каррера , Дж. Стейнс , В. Колер-Кох и другие) опираются на объективные историко-культурные предпосылки установления взаимоотношений между странами Европейского союза. Они признают возможность успешного культурного взаимодействия стран Евросоюза одним из важнейших факторов, определяющих будущее системы международных отношений.

Итак, проанализировав имеющиеся публикации по теме данного исследования, можно сделать вывод о том, что отечественная, зарубежная историография, политическая и другая специальная литература содержат большое число работ по отдельно взятым вопросам культурной политики ЕС. Однако в них отсутствует целостное исследование проблемы, сформулированной в рамках монографии.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу стратегических установок культурной политики Европейского союза, а также предпосылок, факторов и проблем европейской интеграции в сфере культуры. Это дает возможность осмыслить логику и специфику интеграционных процессов ЕС и выявить их побудительные причины.

Ведение в научный оборот большого документального, историографического и фактологического материала, ранее мало известного исследователям, усиливает научную новизну и значимость работы.

Наиболее значимые научные результаты заключаются в следующем:

– проведен логический анализ сложного родо-видового понятия «культурная политика»;

– определены предпосылки разработки современной концепции культурной политики ЕС, основанной на признании ее двусторонней направленности: от единичного к общему и от общего к единичному;

– показано, что на современном этапе европейского строительства культуре придается первостепенное значение, а признание приоритетной роли культуры стало основополагающим для проведения социальной, экономической, дипломатической политики и политики безопасности ЕС;

– отражена роль культурной политики в преодолении кризиса европейской интеграции;

– установлено, что в основе межкультурного диалога стран – членов ЕС лежит противоречие между общим и единичным, между культурной однородностью и диверсификацией Европейского сообщества, а преодоление подобного противоречия является стратегической целью культурной политики ЕС;

– продемонстрировано, что достижение стратегической цели культурной политики ЕС связано с решением ряда тактических задач, которое находит свое отражение в реализации конкретных краткосрочных и долгосрочных программ, направленных на достижение единства в многообразии;

– выявлены специфические особенности и построена модель культурной политики ЕС;

– указаны проблемы актуальной культурной политики ЕС, определена эффективность мер, направленных на их преодоление;

– в контексте изучения европейского строительства раскрыты основные понятия, используемые в монографии: «культурная политика», «стратегия культурной политики», «культурная интеграция», «культурное многообразие» (диверсификация) и «культурная идентичность»;

– сделан вывод о том, что культурная политика выступает как определенным образом организованная система воздействий на культурные объекты действительности и одновременно как система обеспечения взаимодействий между культурными объектами и другими объектами действительности, представляющими общеевропейскую и общечеловеческую ценность.

Теоретическое значение данной работы определяется тем, что это первое в российской культурологической литературе комплексное исследование исторических, социальных, экономических и политических условий и предпосылок формирования культурной политики ЕС, а также и деятельности ЕС, направленной на интеграцию в культурной сфере. Положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения как интегративной культурной политики ЕС, так и культурной политики в других многонациональных сообществах.