Ядра сознания(старо-славянское понимание) частотные составляющие центров сознания

1 КРАСНЫЙ ЦЕНТР. ЦЕНТР ПЕРУНА.
Центр логики, силового решения проблем. Отвечает за военные действия, события. Всё материальное остаётся за Перуном.
Гравитационный Бог. Сохраняющий, уплотняющий материю, управляющий материей. Перун - хранитель материи, поэтому он и имеет военную ипостась — Руевита. Перун — небесный огонь. На одном из диалектов древнего языка «Пирра» — огонь.
Самый нижний центр или «Зарод» в древности назывался «ядром Перуна». Он имеет тяжёлую энергию, которая обслуживает не только работу органов, но и даёт человеку физическую силу движения. Цвет у «ядра Перуна» красный. В области сознания красный центр формирует материалистическое мировоззрение, это центр голой логики, силового решения проблем, центр стремления к накоплению материального пласта.
Район копчика. Первое измерение. Связан с центральной нервной системой.
ЗАРОД. Зарождение мощной энергии, отвечающей за материальный план (развивается жадность у неумных). Просыпается сразу после рождения.
Грубая энергия. Развивать - физические нагрузки на все тело.
Дегенерат, если интересуют только деньги, власть, удовольствия, корысть - в действии только красный центр. Эгоизм, жадность, слабоумие.

2 ЦЕНТР - ОРАНЖЕВЫЙ. ЖИВОТ. ЦЕНТР ВЕЛЕСА.

Оранжевое ядро — это центр творческого начала в человеке. Все виды творчества закладываются именно в нём. Великий Велес, как и другие боги, является ипостасью Рода. На него и возложена ответственность за энергию творчества. Позднее сказочники от Науки придумали, что Велес являлся ещё и богом материальных благ — это чушь! Всё материальное остаётся за Перуном.
Живот. Частота вибрации у него иная Центр начала всех начал.
Велес — дословно, ведающий лесом, точнее природой, но в основе всей окружающей живой и неживой природы заложено высшее творческое начало. За него Велес и отвечает, вернее сам является этим началом. Зачатки нравственного плана - совесть, честь, чувство долга, ответственности. Просыпается примерно через год после рождения ребенка.

3 ЦЕНТР - ЖЕЛТЫЙ. ЯРЛО ИЛИ ЯРИЛО БОГ СОЛНЦА.

За оранжевым ядром идёт «Ярло» — жёлтый звёздный центр. В него и поступают все виды вселенских силовых потоков. В нём идёт распределение сил по ядрам сознания. Именно в нём начинают формироваться у человека высшие духовные качества, такие как: совесть, благородство, привязанность ко всему живому и неживому, сострадание и интуиция. На жёлтом центре, или по ведической традиции, на ядре солнечного Хорса, Дажбога, Ярилы или Купалы заканчивается «серебряное царство» сознания человека.
солнечное сплетение. Бог дающий, дарующий жизненную силу и высокие духовно-нравственные качества. Зарождается чувство справедливости. Магнит роста, эволюционный магнит, гарантия возрождения, стабилизация психики.

4 ЗЕЛЕНЫЙ ЦЕНТР. ЦЕНТР ЛЮБВИ - ЛАДА. (Если развиваются 1 2 3)
Если в «Ярло» или в «ядре Хорса» только проявляются высшие человеческие качества, то с раскрытием центра Лады, они намертво в человеке закрепляются, потому во все времена и говорили, что всё высокое человеческое идёт от сердца, прежде всего божественная любовь, высшее проявление совести, чести, благородства, справедливости. Сердце, вещун более мощный, чем «центр Хорса» или «Ярло», и цвет ядра Лады является цветом жизни — он зелёный!
Лада — от слова соединять, созидать, друг друга понимать и любить. Ладить различные силовые поля через эту точку. Точка сборки. Стабилизатор психики второго высшего сословия - чувство любви. Взаимопонимание на всех уровнях.

5 ГОЛУБОЙ - ЦЕНТР СТРИБОГА.

Выше центра Лады на краю медного царства стоит ядро Стребога или бога распределения — стремительного. Транскрипция Стрибог — ложная, для того чтобы скрыть истинный смысл. В христианстве этот центр называется просто «Горло». Он, как и «Ярло», тоже переходный. Цвет ядра — голубой. Во-первых, потому, что в нём сконцентрирована довольно жёсткая энергия, и во-вторых, он очень близко стоит к «ядру Лады». Раскрытие ядра Стребога дает человеку способность управлять любыми процессами. Причём, управлять не с позиции силы и для себя лично, а с позиции любви ко всему живому и высшей справедливости. Вот и получается, что раскрытые центры «серебряного царства» подымают духовность человека до уровня сословия тружеников. Переходный центр «Ярло» или «ядро Хорса» ведёт духовность человека дальше до уровня Лады и Стребога. Раскрытие же ядра Стребога превращает постигшего Ладу вайшья — труженика в управленца и воина от бога.
Чувство понимания, равновесие всех сил, уравнение всего живого и неживого. Взаимодействия силовых полей. Распределительный центр силовых полей. В этом центре перекрещиваются все силы, четко выбирается направление.

6 ЦЕНТР - СИНИЙ. ЧЕЛО. ТРЕТИЙ ГЛАЗ.(ИНТУИЦИЯ).
Ядро Самаргла-Сварожича. Самаргл означает — сам себя организующий, так, что Самаргл такая же абракадабра как и Стрибог.

7 ЦЕНТР - ФИОЛЕТОВЫЙ. РОДНИК НА ТЕМЕЧКЕ. СВАРОГ.
Сварог — от слова созидать или варганить

ЕЩЕ ОДИН ЦЕНТР - НАД НАМИ. СГУСТОК ЭНЕРГИИ БЕЛОГО ЦВЕТА. ЧУВСТВО ЛЮБВИ. ЕСТЬ - БОГ С ВАМИ.

И ПОД НАМИ - В СТОРОНЕ ОТ КОПЧИКА. ЧЕРНОБОГ.
Армия Чернобога - сломленные люди, дегенераты. Не выполняют своих человеческих функций.
Все дегенераты превращаются в информацию. Никакой энергии - только тьма. АХАРАТНЫЙ СТОЛБ СЛАБЫЙ, обслуживает тело.
Закон крайностей - закон космоса.
ОДНА КРАЙНОСТЬ - информационный план, Чернобог.
Это трансмиссионные поля.
Если информация разбужена, она в виде мощного информационного потока, который начинает взаимодействовать в плане построения, взаимодействует с ДРУГИМ ПОЛЮСОМ - РОД
2 стороны одной медали построения материи. Если сознание на темную сторону медали - духовная смерть.

СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ЦАРСТВА ДУХОВНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА.
СЕРЕБРЯНОЕ - СОЗНАНИЕ ТРУЖЕНИКОВ. (1,2,3) Деревенская аристократия.
З ЦЕНТР - переход от первого ко второму сословию. Если открываются 1 2 3 - совесть, честь, благородство, чувство справедливости - зарождаются.
У ПЕРВОГО СОСЛОВИЯ нет постоянного движения вверх. Подъем - падение. Большая зависимость от материального. Если нехватка - (пища, жилье, одежда) - сознание может скатиться на нижний уровень. Человек начинает воровать. Зов тела сильнее сознания, сознание начинает отставать.
Трудно что-то проделать со жрецами, да и со вторым высшим сословием. С тружениками всё намного проще. Им достаточно поменять ориентацию вектора духовно-нравственного роста. От «Ярла» не к «Сердцу», а наоборот к «Зароду». В таком деле на представителей первого сословия безотказно действуют законы элементарного быта. Достаточно организовать нищету или голод… Собственно, как раз для превращения первого высшего сословия в холопов, в Европе и был внедрён институт крепостного права. Его при Борисе Годунове и при Михаиле Романове навязали и нашему народу. Первое сословие пластично, из него и слепили продажных современных шудр на Западе. Серьёзный прокол у них с нами. Ты когда-нибудь задумывался почему наш русский народ фактически самый богатый в мире, наши же правители, начиная с Романовых и кончая коммунистами, постоянно пытаются держать в чёрном теле? — Нет, — признался я.— Посмотри, — продолжил старик. — Кончилось крепостное право: казалось бы, живи — не хочу! Да и столыпинские реформы располагали к процветанию. И что же? Евреем убит Столыпин. Евреи и масоны начинают Первую Мировую. Потом они же организуют «Февральскую» и «Великую октябрьскую»…

Продразвёрстки, коллективизация… Только поднялись колхозы, немного окрепли как началось укрупнение, плюс переход на совхозы, глупость с целиной и т.д. Думаешь всё это случайно? Как бы ни так. Всё продумано и делается с периодической точностью. Спрашивается, зачем? Да затем, чтобы наши люди всегда были экономически раздавлены. Как только русский человек достигает материального благополучия, он тут же начинает обращать внимание на свою духовность. Теперь вектор его сознания повёрнут не к красному центру, а к зелёному. Шудра по неволе вновь превращается в того, кем он являлся по сути. МЕДНОЕ ЦАРСТВО - СОЗНАНИЕ БОЯР, УПРАВЛЕНЦЫ (3,4,5) ЦАРСТВО МЕЖДУ ТРУЖЕНИКАМИ И ЖРЕЦАМИ. Доступ к материальным ценностям.
3 4 5 ЦЕНТРЫ - все центры имеют отношение к материальному, все связано с материей.
Здесь зарождается чувство любви. Если боярин терял чувство любви - его переквалифицируют в труженики.
Медь - мощный потенциал проводимости. Место, откуда человек может подняться вверх или опуститься вниз.
Край Медного царства, 5 ЦЕНТР в действии - боярин - управленец превращался в стратега. Сударь - дающий суд. Чувство понимания, взаимодействия силовых полей, чувство любви. Истинные управленцы все досконально знали об управлении.
Первый уровень жречества. Если управленец начинает играть в жреца - расстрел.

Если цепляешься за власть, материальные ценности, тщеславие, тебе поют оды - срывает крышу. Если проявить эгоизм - падение к чернобогу.
За управленцами жесткий надзор, получают от всех - от тружеников и жрецов. Наковальня и кувалда, формируют психику управленцев, чтобы крышу не срывало.
Потенциал любви должен быть высоким, стабилизирует Центр Лады.

3 ЦАРСТВО - ЗОЛОТОЕ. ЦАРСТВО ЖРЕЧЕСТВА. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЦА.
Все три центра: и переходный центр ядра Стребога, а также ядра Самаргла Сварожича и самого Сварога являются центрами, раскрытие которых выстраивает сознание жречества. Сознание высшего из сословий, того сословия без которого фактически не сможет эволюционировать общество.
5 ЦЕНТР активирован - автоматический переход из бояр в жречество. Благодаря 5 центру четко выбиратся направление.
Управленцы - учителя. Не просто управляют определенными процессами, а учат. Такие смотрят, кто обладает мощным потенциалом любви.
Жрец аккумулирует в себе знания, он их передает людям.
БОГАТСТВО - ЗНАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ. Жрецы могут управлять своим здоровьем. Живет, пока не выполнит предназначение. Материальное тело идет за духом.

Древняя ведическая сословность, всего лишь осознанный человеком, естественный, созданный самой природой, институт духовного роста. Причём, как отдельно взятого человека гак и общества в целом… Своего рода безотказный саморегулируемый механизм.
Сейчас высшее сословие - растворено. А люди из первого сословия превратились в спящих диффузников, они уснули. Программа зомбирования их усыпила. Чуть сомнения - рядом человек, который топит. И диффузник превращается в дегенерата.
По статистике, в стране не больше 17% дегенератов.

Наличие самосознания явл-ся обязательным условием сформированной личности. Самосознание - осознание и оценка ч-ком самого себя как субъекта практ-кой и познават-ной деят-ти, как личности (то есть своего нравств-го облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Сущ-т взгляд на развитие самосознания как на многоур-вый пр-с. Так выд-т 4 ур-ня (по Столяренко): 1. Непосред-но – чувственный (ур-нь простейшего самопознания, обеспеч-го самоощущение пр-сов в орг-ме, псих-х состояний) 2. Личностный (ур-нь переживаний о себе как личности, кот. присущи сильные и слабые стороны) 3. Интеллект-но – аналитический (ур-нь осознания содержания собств-х мыслит-х пр-сов через самонаблюдение и самоанализ) 4. Целенаправленно – деятельный (симбиоз предыдущих ур-ней с выходом на мотивир-щее поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение). В. Мерлин считает, что формирование самосознания осущ-ся в 4 этапа : 1. Осознание индивидом отличия себя от остального мира. 2. Осознание «Я» как активного начала субъекта деят-ти. 3. Осознание своих псих-х св-в. 4. Соц-но-нравственная самооценка, самоуважение. Стр-ра (как устойчивая установка индивида по отношению к себе она вкл-т в себя 3 компонента): - когнитивный , отражающий самопознание индивида (самопознание – сложный пр-с изучения индивидом самого себя, в рез-те кот. в его сознании отражается весь континуум собств-х св-в и кач-в); - эмоц-ный , выраж-щий его самоотношение (самооценку); - поведенческий, отражающий саморег-цию ч-ка (саморегуляция – это осозн-ное, сис-но-организ-ное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее хар-к в желаемом напр-нии). Ф-ции: 1. Формирование себя как неповторимой личности (приобретение собств-го образа «Я») 2. Самозащита своего образа « Я » как фактора устойч-ти личности во всех условиях жизнедеят-ти. « Я » - концепция устойчивая с-ма обобщенного представления индивида о себе, как образ собств-го «Я». Образ « Я » - это целостное представление ч-ка о самом себе (реальное, идеальное, зеркальное, фантастическое).

36. Эмоц-но-волевые пр-сы личности Эмоц. сост-ние – это псих. явления, кот. отражают, в форме переживаний, субъективные отношения (личная значим-ть, оценка внеш. и вн. ситуации) к самому себе и окруж. действ-ти. Причины эмоций: - хар-р наших потреб-тей, - индив. особ-ти ч-ка, - время, - интеллект. Виды: 1. Вн. переживание. 2. Физиолог. антивация. 3. Внеш. поведение. Клас-ция: 1. Аффект (самая короткая, самая сильная, суживает сознание) 2. Собств-но эмоции (более длительны, но менее интенсивны, ситуативны) 3. Чувства (относит-но устойчивы, очень длительны, соц-ны): - интел-ные, - эстет-кие, - нравств-ные 4. Настроение (общее эмоц. состояние; это фон деят-ти ч-ка, не интенсивны, оказывают влияние на эмоции) 5. Страсть (это сплав эмоций, чувств, кот. сконцентрированы на каком-то предмете, явлении). Ф-ции: - сигнальная (Э. сигнализируют об уд-рении потреб-ти или нет); - оценочная (оценить ситуацию, в кот. мы нах-ся. с пом-ю эмоций, мы постигаем свои мотивы); - регулятивная (с пом-ю эмоций мы можем управлять не только внеш. деят-тью, но и вн-ней) Св-ва: 1. Знак (+/-, амбиваленты (удивление)) 2. Интенсивность (сила переживаний) 3. Длит-ть (отражает динамику) 4. Модальность (кач-во эмоций, активов, потреб-тей; вид эмоций). Содержание эмоций затрагивает потреб-ти и мотивы. Личность управляет эмоциями . Воля – 1. Высш. ур-нь произвол. регуляции. Психолог-м фактором, кот., выступает сознат-ная, опосред-ная знаниями ч-ка деят-ть. 2. Это сп-ть ч-ка настойчиво достигать сознат-но поставл. цели, несмотря на наличие внеш-х и вн-х препятствий. Виды: 1. Непроизв-ная рег-ция (необдуманная, непроизв-ная, без содержания) 2. Произв-ная р. (она всегда осознана. Достигается легко, когда нет трудностей) 3. Волевая р . (преодоление трудностей). Ф-ции: 1. Побудительная – побуждает на что либо. 2. Тормозящая – сдерживание нежелател-х проявлений активности. Стр-ра волевого акта : 1. Осознание двух мотивов разной побудит-ной силы. 2. Борьба мотивов (сп-бы: удов-рение мотивов отодвигать на потом, предвосхищение будущего, наделить полож-ми эмоциями меньший мотив, а больший – отриц-ми, больший мотив объединить с чем-то более важным) 3. Акт принятия решений 4. Исполнение принятого решения.

37. Смысловая сфера личности: стр-ра и ф-ции. Мех-мы смыслообразования. Впервые о ней заговорил В. Франкл (затем Братусь).

Мотивационный механизм - безразлично, кто совершил поступок, при каких обстоятельствах и какова объективная оценка этого поступка; определяющую роль играют последствия этого поступка для реализации мотивов. Диспозиционный механизм определяющую роль играет го, кто и по отношению к кому совершил поступок. Атрибутивный механизм - главную роль играет сам поступок вне зависимости от того, кто и по отношению к кому его совершил, а также от последствий этого поступка; высвечивается смысл поступка под углом зрения ценностей. Смысловая сфера личности обуславливает все другие сферы.

Уровни смысловой сферы личности (Братусь)

0 – ситуативный: ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой

1 – эгоцентрический

2- группоцентрический (определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше)

3 – просоциальный(гуманистический): внутренняя смысловая устремлённость человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим.

4- духовный (экзистенциальный): соприсутствует диалог.

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев)

Функции смысловой сферы личности:

Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Смысловое образование - это прежде всего активнодейственное образование, имеющее вектор направленности на деятельность и так или иначе проявляющееся в деятельности в ее внешних или внутренних, развернутых или фрагментарных формах.

Три вида смысловых образований:

Смысл образующие мотивы,

Смысловые установки

Непосредственные личностно значимые эмоциональные переживания.


Для того чтобы разобраться в особенностях характера человека, надо обратиться к основам теории личности.
Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд открыл ядро человеческой личности, которое нерационально, не может быть объяснено. Более того, оно не может быть по-настоящему и изменено. Такова главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.
С точки зрения психологии все попытки рационального типирования людей останавливаются, когда дело доходит до ядра личности. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.
О том, что у человека существует подсознание и оно имеет большое значение, впервые сказал тоже 3. Фрейд. В дальнейшем Карл-Густав Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. Ученый описал эти подсознательные структуры. Попробуем с современных позиций посмотреть, в чем суть теории К.-Г. Юнга.
; Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функ
ции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека - своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
информационного процесса" />
Модель информационного процесса

S Люди по-разному воспринимают информацию. Одни - буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие мало обращают внимания на мелкие детали, они видят мир через образы, за конкретными фактами они угадывают тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
Принимают решения люди тоже по-разному. Одни при этом основываются на объективном анализе. Другие прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Что важнее, разум или чувства? Типоведение утверждает - каждому свое.
Согласно открытию К.-Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:
S - люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).
N - люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.
Еще в две группы Юнг объединил людей по способу принятия решения:
Т - люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.
F - люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения.


Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.-Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции. -
Сенсорика - S (от англ. «Sensation» - ощущающий) функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
Интуиция - N (от англ. «Intuition» - интуитивный) - функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
Логика - Т (от англ. «Thinking» - думающий, мыслящий) - мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
Этика - F (от англ. «Feeling» - чувствующий) - психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.
Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, то есть конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например сенсорика (S) у него может преобладать над интуицией (N), и наоборот. И решения человек принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логика (Т), либо этика (F).
К.-Г. Юнг не остановился на этом, он ввел еще два параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интровер- сия (I).

Экстраверсия - активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия - пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Таким образом, четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов[I].
Экстраверты:
ES - сенсорный экстраверт EN - интуитивный экстраверт. ЕТ - логический экстраверт EF - этический экстраверт Интроверты:
IS - сенсорный интроверт IN - интуитивный интроверт IT - логический интроверт IF - этический интроверт
Существует мнение, что психология - не наука, так как в ней нет точного расчета. В самом деле, скрупулезные измерения в человеческой психике - абсурд. Но это не значит, что психология не может давать достоверный прогноз, что является первым признаком научного подхода. Если мы обратимся к тому же принципу Парето, то получим следующее: в системе (здесь - в психике) должно быть 20% базовых критериев, с помощью которых можно практически точно (на 80%) описать ее свойства (поведение человека). Мировая психология до К.-Г. Юнга разработала огромное количество критериев

оценки человека. Необходимо было в них разобраться, найти основополагающие и свести в систему, что и сделал ученый.
На основании своего открытия К.-Г. Юнг в 1923 году фактически построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием Периодической системы Менделеева в химии и является революционным для психологической науки.
А сегодня каждый может руководствоваться следующими постулатами.
Человек не универсален - с чем легко справится один,
ДРУГОМУ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПОД СИЛУ.
Человек не может научиться1 всему - он может достичь успехов только в том, к чему имеет способности.
Человек не идеален - достоинства и недостатки в человеке ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРУГ ДРУГА.
Комфортность или дискомфортность отношений двух людей зависит не столько от их личных качеств или внешних обстоятельств,
СКОЛЬКО ОТ СТЕПЕНИ СОВМЕСТИМОСТИ ИЛИ НЕСОВМЕСТИМОСТИ " ВНУТРЕННИХ СУЩНОСТЕЙ ЭТИХ ЛЮДЕЙ.

В отечественной психологии в отличие от зарубежных теорий выделяют в качестве ядра личности систему отношений социально – детерминированных.

Социальная детерминация понимается как обусловленность общественными отношениями, но соотношения физиологически и социально обусловлено имеет иной смысл, чем вопрос соотношения организма и среды в животном мире. Свойства темперамента менее существенны для характеристики личности. Исходя из принципа социальной детерминации личности свойства индивида не порождают свойств личности. Хотя тип нервной системы и темперамент считают необходимой предпосылкой развития личности.

Рубинштейн и Мясищев, оприраясь на социальную детерминацию, все же свойства темперамента относят к свойствам личности, характеризующим ее динвамические свойства

Направленность личности

Ее составляют доминирующие мотивы. Они могут меняться, а также направлять личность.

            эгоцентрическая направленность личности

            альтруистическая

            познавательная

Кроме направленности личности в психологии определяют ситуативную направленность поведения – удовлетворение насущных потребностей человека.

Профессиональная направленность – при удовлетворении профессиональных потребностей.

Личностная направленность – удовлетворение личностных потребностей человека (10).

Свойства личности

С т.зр. отечественных психологов, наиболее существенны такие свойства, которые выражают общественное отношение и общественные ценности, а это и есть личностные отношения. Система отношений и мотивов характеризует направленность личности.

Мясищев подчеркивал, что отношения личности имеют два аспекта:

              как человек переживает и осознает действительность – эмоционально-когнитивная сфера сознания

              активное побуждение к деятельности – мотивационно-волевая сторона сознания

От мотивов отношения отличаются обобщенностью. Отношения характеризуют жизненную позицию человека. Отношения личности осуществляются посредством индивидуальных способов действий (10).

Фрейд

Согласно Фрейду личность состоит из трех блоков:

    Ид – «ОНО» – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. Ид функционирует в соответсвии с принцыпом удовольствия.

    Эго – «Я» – совокупность преимущественно осознаваемых человеком позновательных и исполнительных функций психики.

    Супер Эго – «Сверх Я» – структура, содержащая социальыне нормы, установки, моральные ценности общества – совесть (10).

Что значит быть личностью?

1. Значит иметь жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе».

2. Значит осуществлять выборы, возникающее в силу вну­тренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед обществом и собой.

3. Значит постоянно строить самого себя и других, вла­деть арсеналом приемов и средств с помощью которых мож­но овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

4. Значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Но чтобы быть личностью, надо ей стать. Следовательно, личностью становятся.

Отличительные психологические признаки личности:

    сознание - способность человека осознанно отражать окружающий мир;

    самосознание - способность осознавать самого себя;

    саморегулирование - управление своим поведением и деятельностью;

    активность в деятельности;

    индивидуальность (свое лицо, Я, свой стиль мышления и деятельности) (5).

Личность - конкретный человек, представитель определенного общества, группы (коллектива), осознающий свое

отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и обладающий индивидуальными особенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств (5).

А.Н. Леонтьев в связи с этим писал: «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» (5).

Разумеется, каждый из нас неповторим и уникален. Но есть и такие особенности личности, которые свойственны всем людям без исключения.

К 18 годам у человека уже есть сформировавшаяся личность. Это не означает, что нам не переделать свою личность - мы на протяжении своей жизни только этим и занимаемся, но есть нечто очень глубоко внутреннее и почти неизменное, что остается с нами во все времена, то, что мы не можем и не хотим изменять. Обычно это называется «центром» («ядром») личности.

Изначально ядром личности является «Я биологическое», то, что является знаком биологической индивидуальности человека: свои, похожие на кого-то и непохожие на других лицо и тело, собственные физические и физиологические особенности. Затем к этому ядру добавляется «Я психологическое», поведенческие реакции младенца, его эмоциональные реакции, а затем и формирование не просто реакций, но поведения: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, предпочтение первых и недоверие к последним и т.д.

Формирование ядра личности происходит в процессе активной деятельности человека по освоению предлагаемых обществом и воспитанием ценностей и осуществляется путем идентичности. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию Ядра личности, называются «Я»: образ Я, метафора себя и жизни, личные верования

(здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния), личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды, личное понятие смысла жизни...

Сильное ядро личности выражается через развитость личной позиции, определенности личных ценностей и интересов, уверенности в себе и свободном выборе своих действий. Ядро личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Именно из ядра личности идет импульс противостояния внешнему окружению. Разные исследователи видят его по-разному:

  • 1) естественно растущее позитивное зерно (гуманистический подход);
  • 2) место воспаленного конфликта (классический психоанализ);
  • 3) продукт самосозидания (экзистенциальный подход);
  • 4) то, что формируется окружающей средой (бихевиоризм и советская психология).

Сильное ядро - при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности. Тенденция ядра личности человека заключается в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости оттого, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Люди не просто ошушают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они», выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), также суть стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Ядро человеческой личности, таким образом, состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

К периферии личности относятся те структуры, которые почти непрерывно меняются в течение жизни: опыт и способности; знания, умения, навыки; системы конструктов, личная история; поведение: характер (акцентуации), привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки. Дальняя периферия - это внешность, здоровье, состояние, атрибутика личности. Развитая периферия для личности может быть как удачей, так и проблемой.

Приятная внешность, прекрасное здоровье, бодрость физическая, милый характер, привычка улыбаться - такая периферия является благом для личности, помогает двигаться вперед и реализовываться. Если внешность невыигрышная, здоровье плохое, физическое состояние неважное, постоянная усталость и болезни, характер вредный, то периферия не помогает развиваться личности, а скорее мешает. Чаще всего это приводит к личностным нарушениям: неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям (см. гл. 6).