Я в мире или мир во мне

Одно из самых разительных отличий между моим богатым и бедным папами состояло в том, как они видели мир. Мой бедный папа всегда видел мир, в котором не хватает денег. Эта точка зрения находила отражение в его фразах типа: "Думаешь, деньги растут на деревьях?", "Я что, сделан из денег?" или "Этого я не могу себе позволить".

Проведя много времени с моим богатым папой, я начал понимать, что он видел совершенно иной мир. Он мог видеть мир, где слишком много денег. Эта точка зрения находила отражение в его фразах типа: "Не беспокойся о деньгах. Если мы будем делать все правильно, у нас всегда будет много денег" или "Не допускай, чтобы нехватка денег служила оправданием для отказа от того, чего ты хочешь".

В 1973 году во время одного из уроков богатый папа сказал: "Есть только две проблемы с деньгами. Одна проблема - это когда не хватает денег. Другая проблема - это когда их слишком много. Какую выбираешь?"

На своих курсах по инвестированию я уделяю много времени этому предмету. Большинство людей происходят из семей, где проблема с деньгами - это их нехватка. Поскольку Деньги - это лишь идея, тогда, если у вас мысленная установка, что денег не хватает, таковой будет и ваша реальность. Одним из моих преимуществ, как человека имевшего как бы две семьи, было то, что я мог наблюдать оба этих типа проблем... и будьте уверены, и та, и другая - это проблемы. Мой бедный папа постоянно сталкивался с проблемой нехватки денег, а богатый - с проблемой их избытка.

Богатый папа комментировал этот странный феномен так. Он говорил: "Люди, которые внезапно становятся богатыми - в силу таких причин, как получение наследства, крупная удача в Лас-Вегасе или выигрыш в лотерею, так же внезапно опять становятся бедными, потому что в психологическом плане все, что они знают, - это мир, где не хватает денег. Поэтому они теряют все свое внезапно приобретенное состояние и возвращаются на круги своя в единственный известный им мир денег - мир, где их не хватает".

Одной из моих личных душевных битв была борьба с ментальной установкой, что мир - это обиталище, где не хватает денег. Начиная с 1973 года богатый папа заставлял меня четко следить за своими мыслями, когда дело касалось вопросов денег, работы и обогащения. Он искренне верил, что бедные остаются бедными просто потому, что это единственный мир, который они знают. Он говорил: "Денежная реальность внутри тебя есть денежная реальность вокруг тебя. Ты не можешь изменить реальность вокруг себя, не изменив прежде свою внутреннюю денежную реальность".



Богатый папа однажды заметил, что некоторые из причин того, почему люди живут в нужде, он видит в их ментальной установке относительно действительности:

1. Чем больше вы нуждаетесь в защищенности, тем больше в вашей жизни нужды.

2. Чем больше в вас духа соперничества, тем больше в вашей жизни нужды. А между людьми существует постоянное соперничество за более высокие должности и повышение на работе, соперничество за оценки в школе.

3. Чтобы достичь большого изобилия, человек должен иметь больше навыков и быть более склонным к творчеству и сотрудничеству. Тот, кто склонен к творчеству, кто обладает хорошими навыками в области финансов, бизнеса и склонностью к сотрудничеству, тот часто достигает финансового изобилия.

Я мог наблюдать эту разницу в отношении к действительности, сравнивая моих двух пап. Мой родной отец всегда поощрял во мне осторожность и стремление к защищенности. А богатый папа поощрял во мне приобретение навыков и творческий подход. Вторая часть книги о том, как, используя творческие идеи, вы можете построить мир изобилия, а не нужды.

Во время наших дискуссии о нужде богатый папа доставал монетку и говорил: "Когда человек говорит: «Я не могу себе этого позволить», он видит только одну сторону монеты или медали. Как только ты скажешь: "Как бы мне это себе позволить?" - ты начинаешь видеть и обратную сторону. Проблема в том, что, даже когда люди видят обратную сторону, они видят ее исключительно своими собственными глазами. Вот почему бедные люди видят лишь то, что делают богатые чисто внешне, но не видят того, что они создают в своем разуме. Если ты хочешь увидеть другую сторону медали, ты должен увидеть, что происходит в голове у очень богатого человека". Вторая часть книги как раз о том, что происходит в голове у богатого человека.



Спустя годы, когда начали разоряться победители лотерей, я спросил богатого папу, почему так происходит. Его ответ был таким: "Человек, на которого внезапно обрушивается куча денег и который затем их теряет, разоряется, потому что по-прежнему видит только одну сторону медали. Другими словами, он обращается с деньгами так же, как обращался до этого, в чем и была причина его бедности, когда он с трудом перебивался. Он видит только мир, где не хватает денег. Самое безопасное, что может сделать такой человек, - это просто положить деньги в банк и жить только на проценты. Люди, которые видят другую сторону медали, взяли бы эти деньги и приумножили их быстро и без риска. Они могут сделать это потому, что видят и другую сторону медали - ту сторону где находится мир избытка денег, - и используют свои Деньги для того, чтобы достичь другой стороны быстрее, в то время как все остальные используют деньги, чтобы быстрее стать еще более бедными".

В конце 80-х годов, после того как богатый папа отошел от дел и передал свою империю Майку, он вызвал меня на короткую беседу. Перед началом встречи он показал мне банковскую выписку с 39 миллионами долларов. Я ахнул, а он сказал: "И это только в одном банке. Я отошел от дел, потому что изымать все эти деньги из банков и перемещать их в более продуктивные инвестиции - это работа «на полную ставку». Повторяю: это работа «на полную ставку», и она захватывает меня все больше с каждым годом".

Когда встреча закончилась, богатый папа сказал: "Я провел годы, обучая Майка создавать механизм, который производит столько денег. Теперь, когда я отошел от дел, он управляет механизмом, который создал я. Причина, по которой я могу позволить себе отойти от дел со спокойной душой, состоит в том, что Майк знает не только то, как управлять этим механизмом или двигателем, но и может починить его, если он сломается. Большинство богатых детей теряют деньги своихродителей, потому что хоть они и выросли в исключительном богатстве, но так по-настоящему и не научились ни создавать такой механизм, ни чинить его, если он сломается. Кстати, очень многие богатые детки и есть те люди, которые этот механизм ломают. Они выросли на богатой стороне медали, но не узнали того, чего стоит попасть на эту сторону. У тебя есть возможность под моим руководством совершить переход на другую сторону и удержаться там".

По большей части обретение контроля над собой заключалось в обретении контроля над моей внутренней денежной реальностью. Я должен был постоянно напоминать самому себе, что существует мир, где слишком много денег, потому что душой и сердцем я часто чувствовал себя бедным человеком.

Одно из упражнений, которые богатый папа заставлял меня делать каждый раз, когда у меня к сердцу и животу подступала волна панического страха - страха, что может не хватить денег - состояло в том, чтобы просто сказать себе: "Есть два типа денежных проблем. Одна - когда не хватает денег, другая - когда их слишком много. Какую из них я предпочитаю?" Я мысленно задаю себе этот вопрос, пусть даже при этом все существо мое охвачено паническим страхом, связанным с моим финансовым состоянием.

Я не из тех, кто принимает желаемое за действительное, и не отношусь к числу людей, слепо верящих в силу заклинаний. Я задавал себе этот вопрос, чтобы побороть мою врожденную точку зрения на деньги. А как только успокаивался, то начинал настраивать мой разум на решение стоящих передо мной конкретных финансовых проблем. Решения могли заключаться в поиске новых ответов, нахождении новых советчиков или посещении курса по предмету, в котором я был слаб Основная задача в борьбе с моим внутренним страхом заключалась в том, чтобы дать себе возможность успокоиться чтобы можно было опять двигаться дальше.

Я заметил, что большинство людей позволяют своему страху относительно денежных проблем одолеть их и диктовать им условия жизни. А вследствие этого у них остается страх перед риском и деньгами. Как я писал в книге "Квадрант денежного потока", эмоции людей часто управляют их жизнью. Такие эмоции, как страх и сомнения, приводят к низкой самооценке и недостаточной уверенности в себе.

В начале 90-х годов Дональд Трамп имел личный долг в 1 миллиард долларов и корпоративный долг в 9 миллиардов долларов. Как-то один корреспондент спросил его, есть ли у него чувство тревоги. Трамп ответил: "Тревожиться - значит лишь терять время. Волнение или тревога мешают мне работать над решением этих проблем". Я заметил, что одна из главных причин, почему люди не богаты, заключается в том, что они слишком много переживают по поводу вещей, которые, возможно, никогда не произойдут.

Урок инвестирования № 2 богатого папы заключался в том, чтобы постараться увидеть оба мира - мир, где не хватает денег, и мир, где их слишком много. Затем богатый папа перешел к важности финансового плана. Он твердо верил в необходимость иметь финансовый план на случай, когда у вас недостаточно денег, и финансовый план на случай, когда у вас будет слишком много денег. Он говорил: "Если у тебя нет плана на случай, когда у тебя будет слишком много денег, ты потеряешь все свои деньги и вернешься к тому единственному плану, который ты знаешь, к тому, что знают 90% всего населения, - в мир, где не хватает денег".

В большинстве случаев грудной ребенок получает от своих родителей безусловную любовь и заботу без всяких предварительных условий. То есть ему дают все необходимое для выживания, не требуя ничего взамен. Но в процессе взросления он постепенно эту безусловную любовь теряет. С течением времени не только посторонние люди, но и собственные родители начинают от него что-либо требовать. Он, конечно же, естественным образом не хочет с этим соглашаться. Если его не приучить к мысли о необходимости для него выполнять это, то внутри него, иногда на всю жизнь, может остаться протест против такого положения дел.

«Бессмысленная» агрессивность подростков далеко не бессмысленна. Это реакция протеста личности против всего, что ОНА считает угнетением себя. Конечно, подростки многое из того, что требуют родители или общество, считают угнетением и бешено сопротивляются этому. Но в своей системе представлений они правы.

В первые три года жизни ребенка мы обучаем его тому, что делать Нельзя , то есть создаем систему ограничения животного поведения, которая поможет ему не быть изгнанным из общества. А в период жизни между 4-5 годами и до 7-8 лет у ребенка формируется такое поведение, которое поможет ему успешно включиться в общество. В это время идет формирование социальных аспектов личности. Здесь мы учим ребенка тому, что Надо .

"Тормоза", то есть способность слушаться родителей, в ребенка надо вставлять вовремя. Если родители начинают делать это слишком рано, то, в конце концов, воспитают ананкаста, то есть неуверенного в себе человека с застревающей психикой.

Если же они начнут делать это слишком поздно, то их ребенок будет очень недоволен лишением свободы (которой он пользовался до этого почти неограниченно) и будет яростно ее отстаивать. И может стать возбудимым психопатом. Если ребенку с детства не вложить социальные императивы, то в более зрелом возрасте он будет вынужден их придерживаться. Но он НИКОГДА С ЭТИМ НЕ СМИРИТСЯ!

Если родители очень строго придерживаются каких-либо ритуалов (например, стучат по дереву, плюют через левое плечо), то для их детей это будет сигналом важности такого поведения. И это может привести к развитию у них навязчивых состояний.

Если же родители резко и решительно пресекают такое поведение (например, детские истерики) тем или иным способом, то такое поведение для человека будет до конца жизни неосознаваемо неприятным. Если же на истерики ребенка родители реагируют потаканием, то такое поведение может закрепиться как приносящее дивиденды. И человек будет всю жизнь пользоваться элементами истероидного поведения.



Естественное желание ребенка - жить легко и просто, не утруждая себя ничем и получая все желаемое по первому требованию. Но в процессе развития ребенок понимает, что тем, от кого он зависит, это не нравится. А значит надо изменить свое поведение - приспособить его под их требования (если это не сделать, то могут лишить любви и защиты).

У меня был пациент, маленький мальчик, который ни на минуту не хотел отпустить от себя мать, боясь, что с ней что-нибудь случится. И вместо школы он ходил с матерью на работу к ней. Мне удалось его "оторвать" от матери примерно такими словами: "Ты ведь все равно не сможешь помочь матери, если с нею что-либо случится. Вот когда вырастешь и станешь сильным, ты сможешь сделать это. Ты на самом деле сейчас не нужен рядом с матерью. То есть ты заботишься не о ней, а о себе. Согласен?"

Этот мальчик со мной согласился и сказал, что теперь перестанет ходить за матерью как хвостик. Он был вынужден согласиться с моей аргументацией. Но в глубине души он надеялся, что мама все-таки со мной не согласна. И когда они вышли после сеанса лечения, он возле подъезда сел на снег и отказался идти куда-нибудь дальше. Это была проверка намерений матери. И если бы она продолжила прежнюю политику, все пошло бы по накатанной колее. Но она получила четкие инструкции от меня и действовала по другому. Она спокойно пошла дальше! И мальчик понял, что возврата к старому нет.

В обществе зачастую запрещают так много и так сильно, что человек начинает на каждом шагу натыкаться на препятствия в реализации жизненно важных для него потребностей. Но сделать ничего не может - хочешь жить с волками - будь добр выть в унисон со всей стаей. Человек очень часто бывает вынужден наступить на горло своей “песне”. Но подавленные потребности мстят сознанию за это насилие “гражданской войной”.



Справедливости ради надо сказать, что эти общественные запреты зачастую являются вынужденными. И направлены они на то, чтобы сформировать в детях запреты и табу, ограничивающие неконтролируемые действия, которые могут иметь неприятные последствия. Например, этому служит ношение одежды, скрывающей наготу.

Одежда служит не только защитой от непогоды, но и является ограничителем информации, несущей сексуальный компонент. Вид обнаженных гениталий и, особенно, их запах, являются безусловными раздражителями, которые могут автоматически включить сексуальное поведение. Поэтому практически во всех культурах, даже очень примитивных, даже в очень жарком климате, вполне обходятся без бюстгальтеров. Но не могут обойтись без набедренных повязок! И чем более темпераментна нация, тем более плотно она упаковывает своих женщин – вплоть до паранджи.

И лучший способ ограничения и контроля сексуального поведения - культура стыда. Если ребенку в детстве исподволь внедрять, что стыдно ходить голым, то, став взрослым, он будет неосознаваемо стыдиться выходить на всеобщее обозрение обнаженным.

Но если в этом деле “перегнуть палку”, то это станет основой для будущих неврозов и психозов. Если же “недогнешь”, то это приведет к сексуальной распущенности ровно в такой степени, в которой палка была не «догнута». А в христианской культуре это считается недопустимым. Поэтому так много среди нас бродит «бараньих рогов».

То есть общество чуть ли не сознательно платит за общественное спокойствие неврозами и психозами своих членов!

И гармоничный человек вырастает только в семьях, где умело применяют инструменты воспитания. Культура человека тем выше, чем выше культура его воспитателей. От людей, которых можно назвать культурными, естественно, ребенок никогда не услышит мат. И они никогда не будут напиваться до свинского состояния, которое увидят их дети (и скопируют их поведение, став взрослыми).

Обычно же в нашей культуре люди львиную долю времени в воспитании своих чад уделяют на запреты, тычки, пинки (физические или психологические), которые направлены на их подчинение. И считают, что формирование системы ценностей при этом произойдет само собой.

Большинство людей считают, что роль воспитателей заключается только в том, чтобы ввести в ребенка систему запретов и на том успокоиться. Но это, худо-бедно, но обеспечивает только конформность существования будущего члена общества в этом обществе. Но если родители хотят воспитать не только полуживотное, но человека, то самое главное, что нужно делать для этого с моей точки зрения – сформировать систему мотиваций и стремлений, которые будут направлять человека к усилиям по достижению сверхличностных целей.

Но очень мало людей делают это! А понимают необходимость этого и целенаправленно воздействуют на детей с этой целью единицы. Поэтому в обществе очень мало людей, которые стремятся к чему-либо большему, чем удовлетворение животных потребностей.

Родители действительно являются своеобразными демиургами, только чаще всего слепыми, глухими и безрукими. И из самых лучших побуждений устилают своему ребенку дорогу в ад.

Мы все привыкли думать, что живем во внешнем мире. Есть внешний мир, есть я. Внешний мир отделен от меня и состоит из вещей и людей, от которых может зависеть мое благополучие. Внешний мир на меня влияет. Я каким-то образом тоже могу повлиять на внешний мир, сделать его более подходящим для меня. И так как вещи и люди в этом мире могут мне сделать больно или приятно, то я пытаюсь наладить такие отношения с ними, чтобы мне было как можно менее больно и как можно более приятно. Это типичная точка зрения, которую разделяют подавляющее большинство людей.

Однако здесь не все так просто. Последние достижения физики показали, что мир на самом деле те вещи, которые мы наблюдаем во внешнем мире, не существуют в том виде, которым мы думаем, а представляют собой сгустки энергии в разряженном пространстве.

Приведу пример. Возьмем, например, стол. Из курса школьной физики известно, что стол состоит из молекул, молекулы из атомов, атомы из электронов, протонов и других элементарных частиц. Элементарные частицы, как выяснилось, представляют собой волну энергии в пространстве. Таким образом, стол, по сути, это волны энергии в пространстве.

Тогда почему мы видим именно стол, а не волны энергии? Вот здесь, теперь включается биология нашего восприятия мира. Стол отражает фотоны света, которые попадают в наш глаз. Далее от глаза передается электрический сигнал по нейронам в головной мозг. В мозге же создается особая конфигурация активности нейронов, которую мы воспринимаем, как стол. Таким образом, стол, который мы видим, на самом деле есть конфигурация активности нейронов вашего головного мозга. Этот стол в вашем мозгу. Настоящий стол или то, что находится на его месте, мы не видим и не можем увидеть.

Таким образом, мы можем предположить, что есть некая объективная реальность, о которой мы можем только догадываться и строить теории, но которая в принципе не может быть познана полностью. Наши знания о этой объективной реальности есть просто образы и мысли в нашем мозгу, но никак не то, что есть на самом деле.

Если взять тот же стол, то я на него смотрю с определенной точки зрения и у лично меня есть какие-то знания о столе, которые я получил в детстве. Таким образом, когда я смотрю на этот стол, я на самом деле создаю в своем мозгу образ стола, особенности которого зависят от моих знаний о столе или вообще столах. Если же вы будете смотреть на тот же предмет, то в вашем мозгу создастся свой образ того же стола, но этот образ будет зависеть от тех знаний, которые получили именно вы в течение своей жизни. Т.е. мой образ стола и ваш - не один и тот же. Они отличаются. Можно взять крайний пример. Есть вы и есть второй человек, но он дальтоник. Восприятие дальтоником цвета стола будет другим, не таким, как ваше. Более того, кто может доказать, что даже у здоровых людей одинаковое восприятие цвета? Возможно то, как вы видите красный цвет, отличается от того, как я его воспринимаю. Я в вашу голову не могу залезть и почувствовать мир так, как вы его чувствуете. Это невозможно.

Те же соображения касаются всего в этом мире. То, как вы видите мир, отличается от того, как его вижу я, и отличается от того, как его видит вон тот человек. Все мы видим один и тот же объективный мир по-разному. И, возвращаясь к тому, что было сказано выше, тот мир, который мы видим, есть лишь образ мира в вашем мозгу, а не реальный мир.

Раньше люди были абсолютно уверены, что земля плоская. Теперь мы знаем, что она круглая. Кто прав? Никто. Это земля в вашей голове. Она никак не соотносится с реальной землей. Все ваши знания о мире - лишь информация в вашей голове. Это не реальность. Это только образы.

Каждый живет в своем личном мире. Это субъективный мир . Сколько людей, столько и субъективных миров. Объективный же мир один и он непосредственно нам не доступен.

Возвращаясь к теме, зададим себе вопрос: «Я существую в мире, или мир существует во мне?». Ответ такой: и то и другое. Каждый из нас существует в объективном мире. Но живем вы все в нашем субъективном мире, который для каждого свой. Где находится ваш субъективный мир? В вашей голове. Тот мир, в котором вы живете, на самом деле является набором образов в вашей голове. Т.е. мир во мне. Весь этот ваш мир находится в вас.

А теперь, чтобы вы могли прочувствовать все выше сказанное, проделайте такое упражнение. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Возможно, это комната с предметами мебели. Вся комната - это образ в вашей голове. Комната, со всем мебелью в вас. Вспомните, в каком городе вы живете, вспомните все, что вы знаете про ваш город. Это не настоящий город, это ВАШ город. Он у вас в голове. Если бы не было вас, этого города не существовало бы. Вы - создатель целого города. Для другого человека, тот же объективный город, представлен по-другому. Он видит его с другой точки зрения. У другого человека свой личный город, увидеть который нам не дано. Невозможно забраться в его голову и примерить его город. Его город нам не доступен.

Подумайте, что вы знаете о вашей стране, правительстве, мире. Это все ваше создание. Этого всего в реальности не существует. Однако прекрасно существует в вашем личном субъективном мире. Все войны, события, ваше отношение ко всему этому - это все ваш мир. Все ваши знакомые люди, отношения с ними - это все ваш мир. Если вас не будет, этот ваш огромный мир исчезнет. Вы - создатель и владелец этого огромного мира.

Конечно, наши образы мира во многом пересекаются и похожи друг на друга. Иначе мы не могли бы сожительствовать в объективном мире. Все таки наши субъективные миры зависят от объективного. Однако, различий в двух субъективных мирах достаточно много, чтобы можно было сказать, что это разные миры.