Урок физкультуры "Обучение ОРУ сидя на скамейке. Ползанье по-пластунски". Комплекс ору на гимнастической скамейке Гимнастика ору со скамейкой

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Среди разнообразных средств, повышающих физическую и волевую подготовленность юношей, обучающихся в Новгородском химико-индустриальном техникуме, особого внимания заслуживают упражнения с отягощениями. В своей работе в качестве отягощений для занятий общей физической подготовкой на уроке я использую гимнастические скамейки. Главное отличие этих упражнений от других в том, что ребята выполняют их группами, что способствует развитию чувства коллективизма и помощи товарищам. Упражнения с гимнастической скамейкой позволяют воздействовать на различные группы мышц: рук, плечевого пояса, живота, спины, ног и др. Они улучшают подвижность в суставах, гибкость позвоночника. Весомые аргументы в пользу данных упражнений – их доступность, эмоциональность, необходимость действовать сплочённо, согласованно, что, конечно способствует улучшению дисциплины на уроке. В использовании упражнений с гимнастической скамейкой есть своя специфика – их выполняют только фронтальным способом. Занимающиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, причём, необходимо чтобы в каждой группе были ребята примерно одинакового роста и одинаковой физической подготовленности. Расстояние между группами должно быть безопасным для одновременного выполнения упражнений. Дополнительную страховку при выполнении упражнений осуществляют помощники. Перед выполнением каждого упражнения я всегда объясняю особенности коллективных действий в нем и предупреждаю, чем чревато пренебрежение правилами техники безопасности. В ходе выполнения серий упражнений я соблюдаю основные дидактические принципы: идти от простого к сложному, чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других. Я не стремлюсь к слишком большой плотности занятий, после нескольких упражнений с отягощениями я даю ребятам дыхательные упражнения и на расслабление. Перед данными упражнения всегда проводится разминка, для того чтобы подготовить организм к работе с отягощениями. Иногда, для учащихся старших курсов, я даю данные упражнения специально на фоне утомления – для развития волевых качеств.

Упражнение 1 (рис.1):

И.п.- стоя ноги врозь правым боком к скамейке

1-взять скамейку левой рукой за дальний край хватом сверху, правой за ближний край хватом снизу;

2-поднять скамейку вверх на прямые руки;

3 - руки согнуть;

4 - руки выпрямить.

Повторить10-12 раз. Упражнение требует особой осторожности, руки следует сгибать не до конца, чтобы не задеть голову.

Упражнение 2 (рис. 2).

3 - мах левой ногой в сторону;

4 -приставить левую;

5 - мах правой ногой в сторону;

6 -приставить правую.

Повторить 8-12 раз.

Упражнение 3 (рис. 3).

И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;

3 - наклон влево;

4 - выпрямиться;

5 - наклон вправо;

6 - выпрямиться.

Повторить 8-12 раз. Вариант: выполняя упражнение, можно делать не по одному, а по два-три пружинящих наклона.

Упражнение 4 (рис. 4).

3 -опустить скамейку влево - вниз до уровня пояса, держать 3 сек.;

4 - поднять скамейку вверх на прямые руки.

Повторить 6-8 раз.

Упражнение 5 (рис. 5).

3 - руки согнуть;

4 - руки вперед;

5 - руки назад;

6 - поднять скамейку вверх на прямые руки.

Повторить 8-12 раз.

Упражнение 6 (рис. 6).

И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;

3 - наклонив голову вперед, положить скамейку на плечи (положение грузчика);

4 - поднять скамейку вверх на прямые руки.

Повторить 6-8 раз. Упражнение требует максимальной синхронности движений, четкости выполнения команд.

Упражнение 7 (рис. 7).

И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;

3 - опустить скамейку на правое плечо;

4 - поднять скамейку вверх на прямые руки;

5 - опустить скамейку на левое плечо;

6 - поднять скамейку вверх на прямые руки.

Повторить 10-12 раз.

Упражнение 8 (рис. 8).

И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;

3 -медленно присесть;

4 - медленно встать.

Повторить10-12 раз. Обращать внимание на синхронность движений.

Упражнение 9 (рис. 9).

И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;

3 - поочередно по команде “Подтянись!” в каждой группе из виса стоя подтягиваются учащиеся под номерами 3 и 4.

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 10.

И. п., 1, 2 то же, что в упр. 1;

3 - опустить скамейку с противоположной (левой)стороны;

4 - поднять скамейку вверх на прямые руки;

5 -опустить скамейку с правой стороны;

6 -поднять скамейку вверх на прямые руки.

Повторить4-5 раз в каждую сторону. Упражнение можно выполнять стоя на другой скамейке.

Упражнение 11 (рис. 10).

И. п., 1, 2 -то же, что в упр. 1;

3 - медленно опуская руки, положить скамейку на голову;

4 - присесть;

5- ходьба вперед в приседе 10-20 м.

Упражнение 12 (рис. 11).

Продвижение по залу шагом, бегом со скамейкой на правом (левом) плече.

Упражнение 13 (рис. 12).

И. п.- стоя ноги врозь перед скамейкой.

1,2- присев, продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом снизу за дальний край;

3 - встать, скамейка на прямых руках;

4 - руки согнуть;

5 - руки выпрямить, скамейка на вытянутых руках;

6 - руки согнуть.

Повторить 8-10раз.

Упражнение 14 (рис. 13).

И. п.- лежа на спине на гимнастических матах головой к скамейке.

1- продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом сверху обеими руками за дальний край скамейки;

2 - не отрывая ног от пола, скамейку медленно поднять и плавно опустить на бедра;

3- обратным движением осторожно поставить скамейку на пол.

Повторить 6-8 раз. Упражнение помогает преодолевать чувство страха. При выполнении упражнения особенно необходимы сосредоточенность каждого занимающегося и согласованность движений.

Упражнение 15 (рис. 14).

И. п.- лежа на спине на гимнастических матах ногами к скамейке.

1 продеть обе ноги между верхней и нижней рейками скамейки;

2,3 - скамейку медленно приподнять над полом;

4,5 - плавно опуская ноги, поставить скамейку на пол.

Повторить 8-10 раз. Упражнение выполнять обязательно со страховкой.

ОРУ на гимнастической скамейке

1- сед ноги врозь;

2 - сед углом (держать 3-4 сек.);

3 - упор лежа сзади (3-4 сек.);

4- сед углом;

5 - сед ноги врозь.

Серию повторить 3-4 раза.

2 серия

1- упор лежа руки на скамейке;

2 - сгибание и разгибание рук (5-10 раз);

3 - сгибание и прогибание туловища в упоре лежа (3-4 раза);

4 - упор присев ноги на полу;

5 -упор лежа.

Серию повторить 2-3 раза.

3 серия

1 - сед на скамейке;

2 - сед углом (держать 3-4 сек);

3 - упор лежа сзади (руки на скамейке, ноги на полу);

4 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади (3-6 раз);

5 - сед на скамейке.

Серию повторить 3-4 раза

1 - упор лежа на скамейке (держать 3-4 сек.);

2 - упор стоя на одном, колене (3 сек.);

3 - то же на другом колене;

4 - упор лежа.

Серию повторить 2-3 раза.

Гимнастическая скамейка применяется для выполнения общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять у скамейки, на скамейке, со скамейкой. При выполнении упражнений у скамейки и на скамейке, она играет роль небольшого возвышения для увеличения амплитуды движений. В упражнениях со скамейкой она является отягощением и снарядом который можно поднимать и опускать.

При проведении упражнений, с использованием гимнастической скамейки занимающихся делят на группы по 8-12 человек, и располагают их по обе стороны в шахматном порядке или через одного лицом в разные стороны, чтобы исключить опрокидывание скамейки или её непредусмотренные движения. При выполнении упражнения, со скамейкой занимающиеся располагаются, как правило, по одну сторону от неё.

Варианты проведения ОРУ с гимнастическими скамейками

Передвижения

1. Ходьба ноги врозь, скамейка между ногами; то же спиной вперед.

2. Ходьба на носах по скамейке, руки в стороны, к плечам, за голову.

3. Ходьба, наступая (и выпрямляя) одной на скамейку; то же другой.

4. Ходьба скрестными шагами, скамейка между ногами.

5. Ходьба прямыми ногами в упоре стоя ноги врозь, опираясь руками о скамейку.

6. Передвижение в сторону в упоре лежа продольно.

7. То же с поворотом кругом через упор лежа сзади.

8. Прыжки в сторону-вперед, одна нога на скамейке, другая на полу.

9. То же, через скамейку толчком двумя, с промежуточными прыжками и без них.

10. Бег ноги врозь, скамейка между ногами; тоже спиной вперед.

11. То же, наступая одной ногой на скамейку.

Индивидуальные упражнения

Упр. 1 . И.п. - стоя продольно на расстоянии шага от скамейки, руки назад.

1 встать одной ногой на скамейку, другую назад, руки вверх;

3-4 - то же другой ногой;

Упр. 2 . И.п. - стоя ноги врозь поперек, руки в стороны, скамейка между ногами.

1-2 - сесть на скамейку, взяться сзади и сед ноги врозь;

Упр. 3 . И п. - сед, ноги врозь поперек, руки вверх.

1 - наклон влево, левой рукой коснуться пола;

3-4 - то же в другую сторону.

Упр. 4 . И.п. - сед ноги врозь поперек.

1 -2 - перемах левой вправо через голову партнера;

5-8 - то же другой ногой в другую сторону;

Упр. 5. И.п. - упор лежа на скамейке продольно.

1 - поворот туловища влево, левую руку в сторону;

3-4 - то же в другую сторону;

5 - согнуться;

6 - прогнуться;

7-8 - повторить счет 5-6.

Упр. 6. И.п. - стоя на скамейке поперек, руки на пояс

1-2 - прыжок ноги врозь на пол, пружиня ногами;

3-4 - то же, ноги вместе, на скамейку.

Упражнения на гимнастической стенке

Упражнения на гимнастической стенке способствуют решению задачи всех частей урока. Конструктивные особенности этого снаряда при выполнении упражнений позволяют точно фиксировать исходные и конечные положения тела или его отдельных звеньев, а, следовательно, дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

Упражнения могут выполняться в простых и смешанных висах, в смешанных упорах индивидуально и в парах, в одну или несколько смен. При работе в несколько смен, в качестве дополнительного вида, можно добавить упражнения на гимнастической скамейке. Причём упражнения должны выполняться в том же темпе и ритме что и на стенке.

Упр. 1 (рис. 1). И. п.-стоя ноги врозь правым боком к скамейке. 1 -взять скамейку левойр у­кой за дальний край хватом сверху, правой за ближний край хватом снизу; 2 -поднять ска­мейку вверх на прямые руки; 3 -руки согнуть; 4 -руки выпрямить. 10-12 раз. Упражнение требует особой осторожности, руки следует сги­бать не доконца, чтобы незадеть голову.

Упр. 2 (рис. 2). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -махлевойногойвсторону; 4 - приставитьлевую; 5 -махправойногойвсто­рону; 6 -приставитьправую. 8-12 раз.

Упр. 3 (рис. 3). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -наклонвлево; 4 -выпрямиться; 5 -наклонвправо; 6 -выпрямиться. 8-12 раз. Вариант: выполняяупражнение, можноделать непоодному, аподва-трипружинящих наклона.

Упр. 4 (рис. 4). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -опуститьскамейкувлево-вниздоуровняпоя­са, держать 3 сек.; 4 -поднятьскамейкувверх напрямыеруки. 6-8 раз.

Упр. 5 (рис. 5). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -рукисогнуть; 4 -рукивперед; 5 -руки назад; 6 -поднятьскамейкувверхнапрямые руки. 8-12 раз.

Упр. 6 (рис. 6). И. п., 1, 2 -тоже, чтовупр. 1; 3 -наклонив голову вперед, положить скамейку на плечи (положение грузчика); 4-поднять скамейку вверх на прямые руки. 6-8 раз.Уп­ражнение требует максимальной синхронности движений,четкости выполнения команд.

Упр. 7 (рис. 7). И. п. 1, 2 -тоже, что в упр. 1 ; 3 -опустить скамейку на правое плечо; 4 - поднять скамейку вверх на прямые руки; 5 - опустить скамейку налевое плечо; 6 -поднять скамейку вверх на прямые руки. 10-12 раз.

Упр. 8 (рис. 8). И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1; 3 -медленно присесть; 4 -медленно встать. 10-12 раз. Обращать внимание на сихронность движений.

Упр. 9 (рис. 9). И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1 ; 3 -поочередно покоманде учителя «Подтянись!»в каждой группе извиса стоя подтяги­ваются учащиеся под номерами 3 и 4. 2-3 раза.

Упр. 10. И. п., 1, 2 -тоже, что в упр. 1; 3 - опустить скамейку с противоположной (левой) стороны; 4 -поднять скамейку вверх на пря­мые руки; 5 -опустить скамейку справой сто­роны; 6 -поднять скамейку вверх на прямые руки. 4-5 раз в каждую сторону. Упражнение можно выполнять и стоя на другой скамейке.

Упр. 11 (рис. 10). И. п., 1, 2 -тоже, чтов упр. 1; 3 -медленно опуская руки, положить скамейку на голову; 4 -присесть; 5-6 - ходьба вперед в приседе 10-20 м.

Упр. 12 (рис. 11). Продвижение по залу ша­гом, бегом со скамейкой направом (левом) плече.

Упр. 13 (рис. 12). И. п.-стоя ноги врозь перед скамейкой. 1,2-присев, продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом снизу за дальний край; 3 -встать, скамейка на прямых руках; 4 -руки согнуть; 5 -руки вы­прямить, скамейка на вытянутых руках; 6 -ру­ки согнуть. 8-10 раз.

Упр. 14 (рис. 13). И. п.-лежа на спине на гимнастических матах головой к скамейке. 1 - продеть руки между верхнейи нижней рейка­ми скамейки хватом с верху обеими руками за дальний край скамейки; 2-3 -неотрывая ног отпола, скамейку медленно поднять и плавно опустить набедра; 4-5 -обратным движе­нием осторожно поставить скамейку напол. 6-8 раз. Упражнение помогает преодолевать чувство страха. При выполнении упражнения особенно необходимы сосредоточенность каж­дого занимающегося и согласованность движе­ний. Упражнение можно выполнять с по­мощью учителя.

Упр. 15 (рис. 14). И. п.-лежа на спине на гимнастических матах ногами к скамейке. 1 - продеть обе ноги между верхнейи нижней рей­ками скамейки; 2-3 -скамейку медленно приподнять над полом; 4-5 -плавно опуская ноги, поставить скамейку напол. 8-10 раз. Упражнение выполнять со страховкой.

Гимнастические скамейки используются для обустройства спортивных залов, в основном в школах. Их конструкция укреплена, они рассчитаны выдерживать вес многих детей, а также для упражнений, как на скамейке, так и со скамейкой. Высота скамьи 40 — 60 сантиметров, ее достаточно для того, чтобы ребенок смог под нее пролезть, поэтому этот снаряд можно использовать в эстафетах. Скамейку можно как купить, так и изготовить в мебельной или даже в школьной мастерской. Ее используют для разминки, в общей физической подготовке, поэтому область применения широка — волейбол, баскетбол, легкая атлетика и другие виды спорта.

Для ног

Для рук

Упражнения для рук:

Вдвоем

Упражнения с двумя участниками:

Групповые занятия со скамьей в руках

Следующие упражнения рассчитаны на несколько учащихся, от 7 до 10 человек. Гимнастическая скамейка выступает силовым снарядом, который нужно сообща держать в руках.

Соревнования

Занятия — это не только упражнения, но и соревнования, которые проводят в виде эстафет, когда устанавливаются две скамьи и члены команды по очереди должны как можно лучше и как можно быстрее выполнить игровое упражнение:


Делая упражнения со скамьей, дети не только развиваются, но и интересно проводят время. Нужно только учесть, что эта спортивная мебель тяжелая и угловатая, поэтому при ударах о нее и при падении ее на ученика с высоты возможны серьезные травмы.

Цель: обучить общеразвивающим упражнениям с гимнастической палкой и лазанью по гимнастической стенке и скамейке.

Образовательная: совершенствовать навык выполнения общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой; лазанья по гимнастической скамейке, одноимённым и разноимённым способом; проверить себя на усвоение требований к занятию обуви, одежды на гимнастике.

Коррекционная: коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений

Воспитательная: содействовать формированию чувства ответственности

Оздоровительная: развивать координационные способности; формировать правильную осанку в общеразвивающих упражнениях с гимнастической палкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультура 1 класс

Раздел программы: Гимнастика

Тема урока: ОРУ с гимнастическими палками. Лазание по гимнастической скамейке.

Цель: обучить общеразвивающим упражнениям с гимнастической палкой и лазанью по гимнастической стенке и скамейке.

Образовательная: совершенствовать навык выполнения общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой; лазанья по гимнастической скамейке, одноимённым и разноимённым способом; проверить себя на усвоение требований к занятию обуви, одежды на гимнастике.

Коррекционная: коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений

Воспитательная: содействовать формированию чувства ответственности

Оздоровительная: развивать координационные способности; формировать правильную осанку в общеразвивающих упражнениях с гимнастической палкой.

Индивидуальная работа:

Словарь: перелезание

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: скамейка, свисток, гимнастические палки

Части урока

Дозировка

Организационные

и методические

указания

Вводная

Часть

Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Построение в шеренгу по линии. Размыкание. Равнение. Приветствие. Опрос о самочувствии. Сообщение задач урока.

5 мин

«Класс, равняйсь, смирно!»

Основная часть

ОРУ с гимнастическими палками

1 . И. п. – основная стойка, палка за головой. 1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться. 2. – Наклониться влево. 3. – Выпрямиться, палку вверх. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз.

2.И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы. 1 – 3. – Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз.

3. И. п. – основная стойка, палка внизу сзади. 1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади. 3 – 4. – Выпрямиться. 5 – 6. Наклониться вперед, взять палку. 7 – 8. – И. п. Повторить 7 - 8 раз.

4.И. п. – ноги врозь, палка вверху. 1 – 3. – Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5.И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1 – 2. – Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

6. И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально. 1 – 2. – Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках). 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

  1. И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы. 1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая нога прямая вперед («пистолет»). 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.
  2. И. п. – основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается руками. 1. – Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее. 2. – Поймать палку – и. п. То же правой ноге. Повторить 4 - 6 раз.
  3. И. п. – присед, палка под коленями. 1 – 3. – Сгибая руки в локтях, встать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.
  4. И. п. – основная стойка, палка спереди. 1. – Подбросить палку вверх. 2 – 3. – Присесть, поймать палку двумя руками. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.
  5. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1. – Прыгнуть вперед через палку. 2. – Прыгнуть назад через палку в и. п. Повторить 4 - 6 раз.

Лазание по гимнастической скамейке.

Подвижная игра «Выбивало»

10 мин

5 мин

10 мин

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

Задача вышибал -попасть в игроков мячом. Задача игроков - уворачиваться

Заключительная часть

Релаксация. «Облачко»

5 мин

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».