Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла. Библия онлайн Послание к коринфянам 13 о любви

1 Если я [могу] говорить на языках людей и [даже] ангелов, но не имею любви (которая является причиной, намерением, духовным посвящением [a] как любовь, вдохновлённая Божьей любовью для нас и в нас), я всего лишь шумный гонг или кимвал звучащий.

2 И если у меня есть пророческие силы ([b] дар истолкования божественной воли и цели), и понимание всех секретных истин и тайн и обладание всем знанием, и если я имею [достаточную] веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви (Божьей любви в себе), - то я ничто (бесполезен).

3 Даже если я раздам всё имение моё (на обеспечение бедных), и если я отдам тело мое на сожжение или [c] чтобы я мог прославиться, но не имею любви (Божьей любви в себе), я ничего не достигну.

4 Любовь долготерпит, она терпелива и добра; любовь никогда не завидует и не вскипает от зависти, она не хвастлива или тщеславна, не ведёт себя высокомерно.

5 Она не самодовольна (высокомерна и исполнена гордости); она не груба (невежлива) и не ведёт себя непристойно. Любовь (Божья любовь в нас) не настаивает на своих правах или своём пути, потому что она не ищет своего; она не капризна и не раздражительна или обидчива; она не обращает внимания на зло, причинённое ей [не обращает внимания, пострадав незаслуженно].

6 Она не радуется несправедливости и неправедности, но радуется, когда побеждает правда и истина.

7 Любовь всё покрывает и переносит всё, что приходит, она всегда готова верить в лучшее в каждом человеке, её надежда не увядает из-за обстоятельств, и она всё переносит [без ослабления].

8 Любовь никогда не подводит [никогда не исчезает или устаревает или приходит к концу]. Что касается пророчества ([d] дар истолкования божественной воли и цели), оно будет исполнено и пройдёт; что касается языков, они ликвидируются и прекратятся; что касается знания, оно пройдёт [оно потеряет свою ценность и будет заменено истиной].

9 Ибо наше знание отрывочно (неполно и несовершенно), и наше пророчество (наше учение) отрывочно (неполно и несовершенно).

10 Но когда придёт полнота и (полное) совершенство, неполное и несовершенное исчезнет (вытисниться, изничтожиться и будет заменено).

11 Когда я был ребёнком, я разговаривал как ребёнок, я думал как ребёнок, я вёл себя как ребёнок; а как стал мужчиной, я покончил с младенчеством и оставил его.

12 Ибо сейчас мы смотрим в зеркало, которое даёт только тусклое (неясное) отражение [реальности как [e] в загадке], но потом [когда придёт совершенное] мы увидим реальность лицом к лицу! Сейчас я знаю отчасти (несовершенно), но потом я буду знать и понимать [f] полностью и ясно, также как и я был [g] полностью и ясно познан и понят [ [h] Богом].

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь [вера – убеждённость и уверенность, отражающая человеческое отношение к Богу и к божьему; надежда – радостное и уверенное ожидание вечного спасения; любовь – истинная привязанность к Богу и человеку, растущая из Божьей любви для нас и в нас]; но любовь из них больше.

Сноски:
a . Alexander Souter, Pocket Lexicon.
b
c . Так написано в некоторых древних манускриптах.
d . G. Abbott-Smith, Manual Greek Lexicon.
e
f . Marvin Vincent, Word Studies.
g . Marvin Vincent, Word Studies.
h . Matthew Henry, Commentary on the Holy Bible.

. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Апостол не тотчас указал им путь, но наперед сравнивал его с тем даром, который они почитали большим, то есть с даром языков, и показывает, что этот путь несравненно превосходнее сего дара и даже всех прочих даров, а потом уже доказывает его вожделенность. Под «языками человеческими» разумеет языки всех народов вселенной. Не довольствуясь этим, он прибавляет и другое преимущество: языками, говорит, «ангельскими» . Сказал так не потому, будто ангелы имеют языки, но чтобы указать нечто лучшее и превосходнейшее языков человеческих. Ибо под языком ангельским разумеется мысленная сила их передавать друг другу божественные помыслы. А назвал ее так по подобию нашего орудия слова, равно как и выражением «преклонилось всякое колено небесных» () обозначил усерднейшее их подчинение; ибо они не имеют костей. "То я , – говорит, – медь звенящая» , то есть издаю голос, но напрасно говорю, и тревожу других, но пользы никому не приношу, потому что любви не имею.

. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание.

Не простое пророчество, но самое высшее, и знающее все тайны. Примечай же: о языках сказал, что от них нет никакой пользы, а о пророчестве, что оно знает все тайны и всякое разумение.

И всю веру.

Дабы, перечисляя дары поодиночке, не показаться тягостным, перешел к роднику и источнику всех их – к "вере" , и притом – "всей" .

. Так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Поскольку переставление гор казалось многим великим делом, то и упомянул об этом, а не потому, будто вся вера только это и может совершать. Ибо Господь усвояет переставление гор малой доле веры, когда говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно» (). Смотри же, как он пророчеством и верой обнял все дары. Ибо чудеса заключаются или в словах, или в делах. Не сказал: если «не имею любви» , то я мал и беден, но: "я – ничто" .

. И если я раздам все имение мое.

Не сказал: если отдам часть имения моего, но: "все" , и не сказал: если отдам (δω ), но: "раздам" (ψωμίσω ), так что к утрате присоединится еще услужливость, притом самая заботливая.

. И отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Не сказал: если я умру, но представляет жесточайшее всего, то есть сгореть живому, и говорит, что и это без любви бесполезно. Скажет иной: как можно раздать имение без любви? Такому можно ответить двояко. Или: апостол предположил невозможное возможным подобно тому, как в словах: «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали» (); ибо ни сам он, ни ангел не думали благовествовать иное. Так он выражается и во многих других местах (). Или: можно давать и без любви, именно, когда бывает это не из сострадания к нуждающимся, но из человекоугодия. С любовью же бывает это тогда, когда кто творит это по сочувствию и горячей любви.

. Любовь долготерпит, милосердствует.

Отселе начинает перечислять признаки любви, и первым между ними полагает долготерпение – корень всякого любомудрия. Ибо долготерпелив тот, кто имеет долгую и великую душу. Но поскольку некоторые употребляют долготерпение не на любомудрие, а часто, смеясь над своими оскорбителями и притворно сдерживаясь, будто люди долготерпеливые доводят их еще до большего раздражения в гневе: то говорит, что любовь «милосердствует» , то есть проявляет нрав кроткий и незлобный, а не как помянутые люди, притворные и злонравные. Сказал это на счет тех между коринфянами, которые любили спорить и тайно враждовать между собой.

. Любовь не завидует (ου ζήλοι ).

Иной может быть и долготерпеливым, но завистливым. Но любовь избегала и этого. Сказал это на счет завистливых между коринфянами.

. Любовь не превозносится.

То есть любовь не поступает безрассудно, но делает имеющего ее благоразумным и твердым. Превозносится же человек мечтательный, легкомысленный, глупый. Это сказано насчет легкомысленных и поверхностных.

Не гордится.

Можно иметь все вышесказанные добродетели, но гордиться ими. А любовь не имеет этого, но и при помянутых добродетелях смиренномудра. Это против надменных.

. Не бесчинствует (ουκ άσχημο νεΐ ).

То есть любовь не только не гордится, но если будет испытывать и крайние бедствия за любимого, то не сочтет этого постыдным и бесславным для себя, подобно тому, как и Христос из любви к нам не только претерпел бесчестное распятие, но и вменил оное в славу Себе. Можешь понимать и так: не бесчинствует, то есть не обижает; ибо ничего нет постыднее обидчика. Это против не снисходящих другим.

. Не ищет своего, не раздражается.

Объясняет, каким образом любовь не испытывает бесчестия: потому, говорит, что она ищет не своей, но пользы ближнего, и то почитает бесчестием, когда не освободит своего ближнего от бесчестия. Это против тех, которые презирали прочих. и «не раздражается» , потому что не бесчинствует. Ибо человек гневливый не соблюдает благоприличия. не бесчинствует, потому что и не раздражается, то есть не спешит на гнев. Это против оскорбляющихся обидами других.

Не мыслит зла.

Любовь, говорит, претерпевая всякое зло, не раздражается на гнев, и не только не делает зла в отмщение, но и не думает об этом. Смотри же везде, не говорит: любовь завидует, но останавливается, раздражается, но преодолевает: но, говорит, она никакому злу решительно не попускает показаться даже и в начале его, – как и здесь: «не мыслит зла» . И это сказано коринфянам, чтобы они не платили за обиду обидой.

. Не радуется неправде.

То есть не веселится, когда кто-нибудь терпит несправедливость, испытывает насилие и оскорбление.

. А сорадуется истине.

Но, говорит, что гораздо важнее, сорадуется тем, которые в добром мнении, и вменяет себе в славу, когда истина преуспевает. Это против завистливых.

Все покрывает.

И обиды, и побои, и смерть. Такое свойство подает ей присущее ей долготерпение. Это против умышляющих зло.

Всему верит.

Что ни скажет любимый ею; ибо и сама она не говорит ничего притворно, и не думает, чтобы другой говорил так.

. Всего надеется, все переносит.

Любовь, говорит, не отчаивается в любимом, но надеется, что он всегда восходит к лучшему. Это сказал к отчаивающимся. Если сверх чаяния и случится, что любимый будет пребывать во зле, она переносит его недостатки мужественно. Ибо она, говорит, «все переносит» . Это к тем, которые легко впадают во вражду.

. Любовь никогда не перестает.

То есть никогда не уклоняется от цели, но все приводит в исполнение; или, что и лучше, не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится, как скажет апостол далее.

. Хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут.

Перечислив порождения любви, снова возвышает ее иным образом, именно, говорит, что и пророчество и языки окончатся, а любовь будет пребывать постоянно и в бесконечности. Ибо если пророчества и языки существуют для того, чтобы вера принимаема была удобнее, то, по распространении веры повсюду, естественно, они, как излишние, прекратятся, и в настоящем веке, а особенно в будущем.

. И знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Если знание будет упразднено: неужели мы будем жить в незнании? Отнюдь нет! Но говорит, что упразднится знание "отчасти" , когда придет знание совершенное, то есть свойственное будущей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Например, мы знаем и ныне, что Бог существует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто большее и полезнейшее.

. Когда я был младенцем.

Сказав, что с пришествием совершенного «то, что отчасти» , упразднится, в то же время представляет и пример, которым объясняет, как велико различие между знанием настоящим и будущим. Ибо ныне мы подобны младенцам, а тогда будем мужами.

То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает.

. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.

Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание – какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: «гадательно» , дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания.

. Тогда же лицом к лицу.

Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.

. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова «подобно как я познан» не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном.

. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Существуют и дары языков, пророчества и разумения, хотя они и призрачны, однако с распространением веры между всеми они совершенно упразднятся. Вера, надежда и любовь продолжительнее их (ибо это означается словами: «а теперь пребывают» , то есть продолжительность сих трех); но и из них самих любовь больше, потому что она продолжается и в будущем веке.

Использованы фрагменты комментариев Баркли.
Одна из самых важных глав Библии. Павел желает показать в Коринфе путь жизни христианина, более превосходнейший по сравнению с тем образом жизни, который они ведут, используя разные духовные проявления в них святого духа.
Павел станет говорить им о самом главном Божьем даре, об основе основ Божьего человека, о конечном результате всех усилий святого духа, действующего в христианине; о том, без чего все остальные способности христианина бессмысленны и не принесут ему никакой пользы.

Павел покажет им, что всё, чем они обладают сейчас и чем гордятся - всего лишь этапы на пути к достижению совершенства, к высшей духовной точки христианства – БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ. И если христианин не научится любить так, как любит Бог, не будет ему части в Божьем мире.


Любящий христианин - это апогей воздействия святого духа на верующего человека, это созревший плод Божьего воспитания, поэтому любовь и ничто другое - является самым ценным даром от Бога человечеству и верным признаком христианина.

Божья любовь к христианину не приходит сама по себе. Божьей любви нужно учиться, поэтому Павел и показал, как выглядит Божья любовь, описав её качества и свойства, чтобы христиане всех времён имели представление о том, к чему же им нужно стремиться, какие внутренние качества нужно формировать в себе при помощи святого духа.

Итак, наставления Павла о превосходстве Божьего дара для христианина - Его многогранной любви; будем останавливаться подробно на каждой её грани, выделенной апостолом:

13:1,2 Здесь - о бесполезности самых диковинных способностей, какими гордились в Коринфе, если их применение не движимо любовью Божьей:
поскольку Бог создал человека по образу и подобию Своему, значит, стремление к совершенству есть не что иное, как стремление христианина иметь те же мотивы и намерения, что и у Бога.
Бог создал всё из любви, и побуждающей силой во всех его действиях является любовь. Значит, и христианином тоже должна двигать любовь, ибо для Бога немаловажно, из каких именно побуждений мы совершаем тот или иной поступок:
1 Если я говорю языками … ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Здесь – преувеличение для усиления эффекта разъяснения в сочетании типа: «даже ЕСЛИ (в реальности это не так) я летаю на луну, но не из любви к Богу и ближним, нет в этом для меня пользы». То же самое и для нереальных «ЕСЛИ горы переставляю » и «ЕСЛИ знаю ВСЕ тайны », ибо всё это в реальности в буквальном смысле невозможно:
2 Если … знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

Даже если бы все вышеперечисленные самые невероятные чудеса я совершал бы в реальности из желания, например, прославиться или из желания получить какую-либо награду за свои дела, то я не могу приблизиться к Богу и достичь совершенства, ибо для того, чтобы приблизиться к Богу любви - и самому нужно постараться стать любовью.

13:3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы
То же самое - и в отношении готовности идти на огромные жертвы: даже жизнью жертвовать (самым дорогим, что есть у человека) ради, например, раздобывания сенсаций при извержении вулкана, ради спортивных достижений или ради исполнения приказа военачальника - не имеет смысла, если жертвующий делает это не из любви к Богу и людям.

13:4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Павел описывает не чувства и не эмоции, а проявления Божьей любви в конкретных действиях. Божья любовь превосходит романтическую, родственную и дружескую, поэтому является основой нового миропорядка: если в семье, среди родственников и друзей поселится Божья любовь, то во всей вечности их взаимоотношения не прервутся и они никогда не наскучат друг другу.

Любовь долготерпит - здесь о терпении именно в отношениях с людьми, а не о претерпевании каких-то личных трудностей, например, терпеть плохое здоровье или бедность.
Терпеливо переносить немощи ближних из-за несовершенства в надежде, что однажды все они смогут стать духовно сильными - признак силы христианина, а не слабости; Бог долго терпит несовершенство всего человечества, и в этом - Его сила: благодаря долготерпению Он и сможет воспитать для Себя сыновей и дочерей из несовершенных людей.

Милосердствует любящий христианин готов проявить милосердие, снисходительность к проступкам и не ищет, за что наказать, но всегда активно ищет возможность простить согрешившего и помиловать. Милосердие побуждает даже врагам не вредить, а помогать, если они испытывают серьезную нужду.

Любовь не завидует Согласны полностью с характеристикой зависти у Баркли:
Существует два вида зависти. Одна из них жаждет того, что принадлежит другим.. Другой вид зависти: она недовольна уже самим фактом, что другие имеют то, чего нет у нее; она не столь желает сама иметь эти вещи, сколько, чтобы другие не получили их. Это самое низкое свойство человеческой души .

Божий любящий человек должен быть далёк от этих двух:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:17)
не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1Иоан.3:12)

Любовь не превозносится Любящий христианин всегда готов уступить и никогда не готов вырывать для себя какие-то блага любой ценой. К тому же, он никогда не считает, что кто-то ему чем-то обязан, но всегда считает себя обязанным во всём и для всех.

Не гордится Любящий христианин никогда не считает себя лучше других и достойным лучшего обращения с собой по сравнению с остальными соверующими. Он всегда готов признавать свои ошибки и извиняться, не считая это чем-то незначительным в христианском пути. Также он всегда готов простить вину согрешающему против него и всегда готов первым сделать шаг к примирению, даже если сам - невиновен.

13:5 Любовь...не бесчинствует Любящий никогда не позволит себе грубости, хамства, вызывающего поведения, беспардонности, бестактности, пренебрежения Божьими принципами и т.д. Любящий христианин всегда мягок и доброжелателен в общении независимо от того, как поступают с ним.
Любящий всегда боится нечаянно обидеть человека, он тактичен и внимателен к тому, чтобы не нарушить чьих -то прав или не причинить неудобств своими действиями: собственными правами ради удобства ближних любящий христианин всегда готов поступиться.

Не ищет своего , но ищет того, что угодно Христу: любящий христианин никогда не станет добиваться своих личных целей ценой нарушения Божьих принципов - это один момент.
И второй: любящий христианин всегда готов больше к тому, чтобы давать другим, а не к тому, чтобы брать у других; он считает, что имеет больше обязанностей пред всеми, чем прав.

Не раздражается , Ничто и никто не может вывести любящего христианина из состояния долготерпения и доброжелательности, но не потому, что он подавляет в себе адреналин и сдерживает раздражение внутри, а потому, что адреналин в нём не выделяется. Силою духа любви и разума христианин в состоянии найти здравое объяснение всему происходящему и оправдать его так, чтобы негатив внутри него даже не вырабатывался.

Баркли: Раздражение - всегда признак поражения. Когда мы выходим из себя, когда мы теряем над собой контроль, мы теряем все.

Не мыслит зла , Любящий христианин не носит камни «за пазухой» на ближних своих и не подсчитывает их количество, но сбрасывает их независимо от того, заслуживает ли обидчик прощения или нет, удаётся с ним примириться или нет.

Баркли:
Греческое слово логииешфай, (переведенное в Библии как мыслит ), происходит из бухгалтерии. Оно означает заносить в гроссбух какой-нибудь факт, чтобы позже не забыть его. Именно так поступают очень многие люди.
В жизни очень важно научиться забывать то, что лучше забыть. Многие люди пестуют свою ненависть, непрерывно подогревая и освежая ее в памяти; они до тех пор раздумывают о своих обидах, пока их уже невозможно забыть. Христианская любовь учит прощать и забывать.

13:6 Любовь..не радуется неправде, любящий христианин никогда не станет радоваться неправедным поступкам ближних своих или падениям врагов своих. Так же, как и не станет радоваться успеху, достигнутому благодаря обману или неправедным поступкам.

Баркли: Странная особенность человеческой природы заключается в том, что мы предпочитаем слышать о неудачах других людей, нежели об их счастливой судьбе. …Христианская любовь свободна от этой человеческой злобы, радующейся дурным известиям о других

а сорадуется истине здесь не только о радости от распространения правды Божьей через благовествование.
Любящий христианин всегда радуется тому, что ему и соверующим удаётся справляться
со всеми трудностями пути Христова, не согрешая и поступая по истине, даже если поступать по истине - невыгодно или сопряжено с плохими последствиями для них: дьявол так и ожидает, что христианин не выдержит давления нечестия века сего и сам начнёт поступать неправедно ради облегчения своих обстоятельств. Поэтому, когда христианин выдерживает все его давления и поступает правильно - радость его о торжестве истины - беспредельна.
А падающим врагам – любящий христианин всегда желает подниматься и становиться на путь Божий.

13:7 Любовь… все покрывает Любящий христианин всегда ищет и находит разумное объяснение проступкам окружающих и потому он не склонен ни обижаться на других, ни осуждать их, ни обсуждать, ни тем более - выставлять напоказ их ошибки и неблаговидные поступки. Он более склонен прощать, нежели обвинять, стараясь снисходительно относится к поступкам там, где это только возможно. Он не станет никому напоминать о прошлых грехах и ошибках, а оставит их в прошлом, как и Бог - наши.

Баркли: любовь может выносить любое оскорбление, обиду или разочарование.

всему верит, Любящий христианин не склонен ко всем и ко всему происходящему относиться подозрительно, он не спешит приписывать плохие мотивы согрешающим против него. Он больше склонен доверять на слово соверующим своим, нежели думать о них плохо. Любящий не желает думать плохо о людях и всегда старается найти смягчающие обстоятельства там, где их только возможно найти.
В собрании соверующие не стремятся следить за личной жизнью друг друга, понимая, что у каждого есть Библия, и если кто-то хочет быть Божьим и не желает позорить ни Бога, ни народ Его своим недостойным поведением, то он сам и постарается поступать по истине. Полное доверие Богу и друг другу - основа будущего счастливого человеческого общества.

Примечание : согласно Пр.14:15 всему верит только глупый ("Глупый верит всякому слову ").
Есть ли противоречие между словами Притчи и Павла?
Нет: Притча 14:15 показывает положение вещей для века сего (Соломон сделал выводы из своего жизненного опыта в этом веке), в котором процветает ложь и лживые люди.
То есть, согласно Притче, любящий человек (доверчивый, на доверии строящий свои отношении) - в этом веке поступит глупо, если будет верить всякому слову (не будет осторожным.)

А Павел описал внутреннее состояние человека нового мира , любящего Бога и ближнего, и потому - строящего свои отношения на полном доверии .
Без доверительных отношений новый мир невозможен, как и любая прочная долговечная семья: если семья держится на любви, то каждый в ней полностью доверяет друг другу, ибо сама по себе любовь -гарант постоянства, прочности и созидания всей семьи.

Кто не научится любить Бога и ближнего своего - тот в новый мир не попадёт, даже если в этом веке никому доверять не будет (не будет глупым согласно притче)
А кто научится любить - тот в новый мир непременно попадёт, даже если в этом веке его много раз подводили и обманывали из-за за доверчивости и его любви (даже если он выглядел глупым в глазах мира сего из-за своей любви и доверия к ближним)

всего надеется Любящий христианин – оптимист по сути, основание для его оптимизма - надежда на Бога, поэтому его трудно обидеть или разочаровать. Он никому и ничему безнадёжных приговоров не выносит, но всегда надеется на то, что обстоятельства изменятся к лучшему, что каждый в потенциале способен прийти к Богу и принять Христа, просто условия для этого должны созреть. И он готов ждать и надеяться на то, что однажды условия для обращения каждого созреют

все переносит
Сколько перенёс Иисус от тех, ради кого пришёл и для кого старался? Сколько перенёс Павел ради сохранения тех, кого приобрёл для церкви Божией, и сколько от них же самих - обид натерпелся?Любящий христианин способен претерпевать всё, что выпадает ему на пути, но не просто пассивно терпеть, а стойко выносить испытания, сохраняя верность Богу, предпринимая усилия для того, чтобы выстоять самому и другим выстоять помочь.

Баркли: Глагол хипоменеин - одно из великих греческих слов. Обычно его переводят как переносить или терпеть, но смысл его заключается..в том, чтобы перенести, преодолеть, быть в состоянии победить и преобразовать. Этот глагол определяли как мужественное постоянство, подвергающееся серьезному испытанию.

13:8 Любовь никогда не перестает Божья любовь – это сущность отношений в вечности миропорядка Бога. Абсолютно все отношения ТАМ будут строиться на этой любви, именно поэтому общество и сможет существовать вечно и гармония его не разрушится.
Всё, чем обладает христианин в этом мире - даруется Богом для того, чтобы развить в нём самое главное качество - любовь. Для этого и собрание организовано, и различные дары святого духа розданы, и звучит призыв исполнять Божье поручение совместно - всё соделано Богом для того, чтобы люди научились любить друг друга Божьей любовью уже сейчас, и чтобы в новом мире не передрались меж собой во всей вечности
(Еф.4:11-16)

хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В новом миропорядке Бога ни умение пророчествовать, ни говорить сложными иностранными и духовными языками (о духовных языках - см. разбор 14 главы ), ни умение особыми знаниями духовными обладать - не будут уже нужны: пророчества все исполнятся и изживут себя; знамения с чудесами для подтверждения перста Божьего - там не понадобятся; а знания все приобретут одинаковые, ибо все будут научены Богом через Его небесное правительство. Потому всё то, чем так кичились коринфяне в своём собрании сейчас - в Божьем мире упразднится.
И лишь любовь неизменно навсегда останется сутью Божьего мироустройства для того, чтобы оно было счастливым и могло радовать как самого Бога-Отца, так и жителей Его нового мироустройства.

13:9,10 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
Все дары, которые имеет христианское собрание в этом веке - лишь отчасти, не в полном объёме, способны показать нам суть вечности и формировать в нас христианскую личность.
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда же настанет период дня вечного, в котором человечество достигнет духовного и физического совершенства, тогда всё, что являлось лишь частичкой Божьей картины - упразднится: зачем нужен кому-то всего лишь фрагмент картины - при возможности наслаждаться всей её полнотой?

Зачем взрослому обладать умением не твёрдо ходить на младенческих ножках и падать, если хождение младенца - это лишь этап к уверенному хождению по-взрослому?
Низачем.
Так же и знания с пророчествами, языками и прочим - это «ножки младенческие», а для духовного возраста взрослого Христа - в них и надобность сама собой отпадёт.

13:11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Младенцы имеют очень ограниченные знания и опыт, и мыслят они, исходя из этих ограничений. Знания же и опыт взрослых во много раз превосходят детские, поэтому взрослые и мыслят иначе, опираясь на те свои знания и опыт, которые приобрели за время взросления.

Для того, чтобы объяснить подробнее, как же это понять: всё, что отчасти – прекратится в момент, когда настанет совершенное - Павел приводит наглядный пример различия между восприятием реальности у младенца и взрослого.
Младенец, например, имел знания, допустим, о манной каше - ограниченные, отчасти : он знает, что у него есть каша на завтрак, она вкусная, когда он её съедает - он перестаёт чувствовать голод. И этого малышу достаточно для того, чтобы чувствовать себя всезнающим и счастливым на тот момент.
Будучи младенцем, он пока не знает и не может вместить того, что манная каша, например, не появляются из ниоткуда, её делают из пшеницы и для того, чтобы она попала на стол к малышу - многие люди затрачивают множество усилий для её производства.
Но когда он вырастает - то, что он знал отчасти о манной каше – прекращается, и к нему приходят более полные знания не только о каше, но и о том, каков её состав, как её производят, чем она полезна, сколько она стоит и т.д.

То есть, христиане из Коринфа должны были бы усвоить: всё, чем они владеют от святого духа в настоящий момент - это лишь крошечная часть того, чем они должны владеть на самом деле по замыслу Бога. Любовь - вот полнота взрослого возраста Христова, к обретению её - нужно стремиться (Еф.4:11-16).

13:12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
Через тусклое стекло человек способен видеть лишь очертания и не видит чётко всех деталей картины.
Так же дела обстоят и со знаниями, и с духовным вИдением: в настоящий момент, будучи несовершенными (младенцами) – христиане обладают весьма ограниченными представлениями о Боге и Его намерениях, о Его сущности и чувствованиях, они видят лишь смутные очертания истинной картины вещей. Но когда все станут совершенными, и знания, и духовное вИдение Бога будет у всех иным, раскроется во всей прозрачности и полноте того понимания, которым обладает совершенный человек (взрослый).
Но это - вопрос будущего.

13:13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. А на данном этапе христианского пути века сего - христианину главное усвоить то, что вера в Бога, надежда на будущее и любовь к Богу и ближним – это основа необходимого минимума для верующего «младенца» века сего.
Но и в этом минимуме есть преобладающая грань для верующего человека: это умение любить так же, как любит Бог.
Божья любовь в христианине должна быть самым главным внутренним его качеством. Почему?

Потому, что как вера, так и надежда, когда настанет совершенное и осуществится всё, во что верили и на что надеялись – упразднится и исчерпает себя. Останется только сам христианин и бескрайние просторы нового мира в Миллениуме - пред ним. И если он на тот момент окажется НЕ ЛЮБЯЩЕЙ личностью, не научится любить так, как любит Бог,то он рискует своим будущим:
не любящий брата пребывает в смерти. (1Иоанн.3:14)
любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Иоан 4:7)
любящий другого исполнил закон . (Римл.13:8)

В вечности будут жить только любящие христиане.

В этой главе апостол более подробно объясняет, что представляет собой путь превосходнейший, о котором он только что упомянул. Он рекомендует его,

I. Указывая на необходимость и важность любви, ст. 1-3.

II. Описывая свойства и плоды любви, ст. 4-7.

III. Показывая, насколько она превосходит самые лучшие из даров и других добродетелей, так как будет существовать и тогда, когда все остальные дары прекратят свое существование или станут не нужны, ст. 8-13.

Стихи 1-3 . Апостол показывает, что, говоря в конце предыдущей главы о превосходнейшем пути, он имел в виду любовь, а именно - любовь-агапе, любовь в ее самом полном значении, истинную любовь к Богу и человеку. Этот жизненный принцип всякого долга и послушания Богу апостол предпочитает как самый превосходный путь по сравнению со всеми дарами. Более того, без любви самые высокие дары суть ничто, они не имеют никакой пользы для нас и никакого значения в глазах Божиих. Апостол перечисляет:

1. Дар языков: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий, ст. 1. Человек может говорить на всех языках, какие только есть в мире, с величайшим искусством, изяществом и убедительностью, может даже говорить, как ангел, но если он не имеет любви, то все это будет просто шум, негармоничные и бесполезные звуки, не приносящие ни наслаждения, ни пользы никому. Если нам недостает любви, то никакие красноречивые, изящные, ученые слова о делах Божиих ни нас не спасут, ни другим не принесут никакой пользы. Богу нужно милосердное сердце, а не речистый язык.

2. Пророчество, знание всех тайн и всякое познание. Все это без любви - ничто, ст. 2. Каким бы ясным разумением пророчеств и прообразов Ветхого Завета, каким бы точным знанием доктрин христианства ни обладал человек, даже если он получил их по откровению свыше, от Духа Святого, но при этом не имеет любви, – то он ничто; все это не заменяет любви. Ясный и глубокий ум ничего не значит без великодушного и милосердного сердца. Бог ценит не большие знания, а искреннюю, сердечную преданность и любовь.

3. Чудотворная вера, то есть вера в чудеса или вера, делающая людей способными творить чудеса. Если имею всю веру (высшую степень такой веры), так, что могу и горы переставлять (Map 11:23), а любви не имею, – то я ничто. Самая чудотворная вера, для которой нет ничего невозможного, сама по себе, без любви, есть ничто. С человеческой точки зрения перемещение гор - это огромное достижение, но для Бога драхма любви (1/16 унции) значительно дороже, чем чудотворная вера всего мира. Люди могут творить большие чудеса именем Христа, и тем не менее Он не признает их и отошлет от Себя как делающих беззаконие, Мф 7:22,23. Спасающая вера всегда сочетается с любовью, а вера, творящая чудеса, может быть и без нее.

4. Внешние проявления любви: И если я раздам все имение мое.., ст. 3. Если человек отдаст все, что имеет, но сделает это без любви, то ему от этого не будет никакой пользы. Рука может быть открытой и щедрой, в то время как в сердце нет милосердия и великодушия. Внешние акты милосердия могут исходить из недобрых побуждений - из тщеславия и хвастовства, из гордости своими заслугами, при отсутствии искренней любви к Богу и человеку. Наши добрые дела не будут иметь никакой цены, если они не делаются из добрых побуждений, то есть из любви к Богу и милосердия к ближнему.

Заметьте: Если мы исключаем из нашего благочестия милосердие к ближним, то самое высокое служение наше теряет свою ценность. И если мы отдаем все, что имеем, но сердце свое удерживаем от Бога, то нет нам в том никакой пользы.

5. Даже страдания, и самые тяжелые из них: И если отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы, ст. 3. Если мы жизнь свою отдадим за евангельскую веру и будем сожжены за преданность истине, то и в этом не будем иметь никакой пользы, если действуем не из любви, если нас побуждает на эти страдания не истинная преданность Богу, не искренняя любовь к церкви и не сострадание к погибающему миру. Некоторые люди бросаются в огонь, чтобы завоевать репутацию среди людей и сделать себе имя. Из подобных побуждений можно решиться умереть и за свою религию, не имея при этом настоящей веры в нее. Защищать дело благочестия ценой своей жизни, не переживая на опыте силы благочестия, совершенно бесполезно; сущность благочестия заключается в любви, в этом его сердце и его дух. Если внутри нас нет священного огня, то не будет нам никакой пользы, хоть мы и дотла сгорим за истину. Заметим: Никакие страдания, никакие жертвы не могут быть угодны Богу, если у нас нет любви к братьям.

Стихи 4-7 . В этих стихах апостол перечисляет некоторые свойства и действия любви, чтобы мы могли определить, имеем ли мы ее, и если не имеем, то возжелали бы ее и не успокаивались до тех пор, пока не достигнем этого прекраснейшего дара.

I. Любовь долготерпит. Она может тер петь зло, несправедливость и провокации, не исполняясь гневом, возмущением или желанием мести. Любовь делает характер уравновешенным, дает силу обуздывать злые страсти, делает способным постоянно терпеть, на деяться и желать исправления своего ближнего, не раздражаясь его поведением. Она будет мириться с пренебрежительным отношением со стороны тех, кого любит, и долго ожидать добрых плодов своего терпения к ним.

II. Любовь милосердствует. Она благостна и великодушна. Она вежлива и услужлива. Закон доброты на устах ее, ее сердце широко открыто, и рука простерта. Она готова оказать благоволение и сделать доброе. Она стремится быть полезной, и не только не упускает, но и ищет возможности сделать добро. Таковы ее главные свойства: она терпелива к несправедливости и склонна делать всякое добро, какое только в ее силах. К этим двум главным свойствам могут быть сведены все остальные.

III. Любовь не завидует, она подавляет зависть, не огорчается, когда хорошо другому, не завидует способностям и хорошим качествам других, их славе или богатству. Если мы любим нашего ближнего, то не только не станем завидовать его благосостоянию, но будем сочувствовать и радоваться ему. Это естественный плод милосердия и благожелательности. Зависть же - это следствие зложелательства. Преуспеяние тех, кому мы желаем добра, никогда не огорчит нас. Сердце, склонное всем делать добро, никогда и никому не пожелает зла.

IV. Любовь подавляет гордость и тщеславие: Любовь не превозносится, не гордится, не раздувается от самодовольства, не чванится своими достижениями, не приписывает себе чести, власти или уважения, не принадлежащих ей. Она не склонна презирать других или угнетать их, обращаться с ними пренебрежительно или насмешливо. Руководящиеся принципом истинного братолюбия предупредительны в оказании почтительности друг к другу, Рим 12:10. Они ничего не делают по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитают один другого высшим себя, Фил 2:3. Истинная любовь производит в нас уважение к нашим братьям, а это помогает нам трезво оценивать себя, предотвращает нас от проявления высокомерия и надменности. Эти злые качества не могут вырастать из любви к братьям. Слово, переведенное на наш язык как превозноситься, имеет и другие значения, но истинная любовь противопоставляется любому из этих значений. В сирийском переводе оно означает не поднимать шума, не возбуждать. Любовь не возбуждает, а успокаивает гневные страсти. В других переводах - не действует коварно, не стремится заманить кого-то в ловушку. Она не рвется вперед, не упорствует на своем и не упряма, не склонна препираться и противоречить. Некоторые считают признаком лицемерия и лести, когда на лице любезность и на языке красивые слова, и при этом совершенно отсутствует уважение к истине и намерение делать добро. Но любовь не такова, она ненавидит всякую фальшь и притворство.

V. Любовь остерегается, чтобы не перейти границ приличия: Любовь не бесчинствует. Она не делает ничего, что было бы не к месту или не ко времени, но со всеми учтива и доброжелательна, относится с почтением и уважением к стоящим выше, с милосердием и снисхождением к тем, кто ниже, с вежливостью и доброжелательством ко всем. Она не нарушает порядка, не сводит всех людей к одному уровню или рангу, но соблюдает установленные Богом различия между людьми и ведет себя соответственно своему положению, занимается своим собственным делом и не вмешивается в дела других, не критикует, не унижает поведение других. Любовь не делает ничего, что ей не подобает.

VI. Любовь - это непримиримый враг эгоизма: она не ищет своего, не ищет себе славы, чести или пользы, удовольствия. Себялюбие в некоторой степени свойственно каждому человеку. Наш Спаситель определил разумную любовь к самому себе как меру любви к ближнему: Возлюби ближнего своего, как самого себя. И апостол не утверждает, что любовь исключает всякое уважение к самому себе. Он не считает, что человек, любящий других, никогда не должен претендовать на то, что принадлежит ему, совершенно пренебрегать собой и своими интересами. Однако любовь никогда не ищет своего в ущерб другим или пренебрегая другими. Она часто пренебрегает своими интересами ради блага других, предпочитает их благополучие и преимущества своим собственным и всегда общественное благо ста вит выше своего личного.

VII. Любовь успокаивает и сдерживает страсти: Любовь не раздражается. Она сглаживает резкость характера, смягчает сердце, так что сильные страсти не вспыхивают в нем внезапно и не длятся в нем слишком долго. Там, где горит огонь любви, не легко вспыхнуть пламени гнева, и гореть оно будет недолго. Гнев не может гнездиться в сердце, где царствует любовь. Очень трудно сердиться на тех, кого мы любим.

VIII. Любовь не мыслит зла. Она не таит злобы и не дает места мести - так некоторые понимают эти слова. Любовь не скоро вспыхивает гневом и не долго гневается, она не подозревает зла в других. Истинная любовь не склонна к ревности и подозрениям: она будет покрывать явные недостатки, вместо того чтобы выискивать и обнаруживать скрытые. Она с трудом принимает плохое мнение о других, а если оно подтверждается неопровержимыми фактами, то делает это неохотно и с сожалением.

IX. Что составляет для нее радость и удовольствие.

1. Негативная сторона: Она не радуется неправде. Она не находит удовольствия в том, чтобы делать зло или вредить кому-то. Она ни о ком не думает плохо, если нет для этого достаточно убедительных оснований. Любовь никому не желает зла, еще менее желает делать кому-то зло и совершенно далека от того, чтобы радоваться и находить удовольствие в делании зла и причинении вреда другим. Она не радуется ошибкам и падениям других, не торжествует, из гордости или недоброжелательства, по поводу их, потому что они подчеркивают ее собственное превосходство или удовлетворяют ее ненависть. Грехи других возбуждают в ней скорбь и не доставляют никакого удовольствия или развлечения. Находить удовольствие в бедствиях других - эта крайняя степень злобы. А разве падение в грех не является самым большим бедствием для души? И совместимо ли это с христианской любовью - радоваться чужим падениям?

2. Позитивная сторона. Она сорадуется истине: успехи Евангелия, называемого в Новом Завете истиной, вызывают радость у нее; она радуется, когда видит, как люди преображаются под его влиянием, становятся добрыми. Она не находит удовольствия в их грехах, но радуется, когда они поступают правильно, доказывая этим свою честность и искренность. Она радуется, когда видит, что среди людей преобладают истина и справедливость, что невиновные оправдываются, что крепнет взаимное доверие между людьми; радуется, когда видит, как процветают благочестие и истинная вера.

X. Любовь все покрывает, все переносит. Любовь покрывает множество грехов, 1 Пет. 4: 8. Она набрасывает на них покров, насколько это позволяет ее христианская совесть. Она не разглашает ошибки брата, до тех пор пока этого не потребует ее христианский долг. Только крайняя необходимость может заставить милосердного человека сделать это. Хотя он свободно может высказать брату своему о его ошибках, однако не будет выставлять его на всеобщий суд. Так мы относимся к своим собственным ошибкам, и именно так любовь учит нас поступать по отношению к ошибкам других: не разглашать их, чтобы не опозорить его перед всеми, но скрывать, до тех пор пока это возможно, оставаясь верным перед Богом и людьми. Любовь все переносит - она не замечает и терпеливо переносит всякую несправедливость, без гнева и желания отомстить, она с терпением и долготерпением может переносить любые неприятности. Она стоит твердо и непоколебимо, какие бы удары не обрушились на нее: проклятия, побои, тюрьма, изгнание, узы, мученичество и даже смерть. Какую силу духу и непоколебимость душе дает пламенная любовь! Чего только не перенесет любящий человек за того или ради того, кого он любит!

XI. Любовь верит хорошему и надеется на хорошее относительно других: Всему верит, всего надеется. Любовь вовсе не уничтожает благоразумия и не верит всякому слову по глупости или простодушию, Прит 14:15. Мудрость может уживаться с любовью, а милосердие - с осторожностью. Но она склонна верить хорошему относительно всех, держаться доброго мнения о них, когда нет оснований для противоположного мнения. Более того, она верит хорошему, даже когда есть основания для мрачных подозрений, если только нет ясного доказательства их достоверности. Любовь полна чистосердечия, она все видит в наилучшем свете, о всем судит хорошо и верит хорошему настолько, насколько имеет на это какие-нибудь причины, и готова верить даже сверх видимого ради сохранения доброго мнения. Но с плохим мнением она соглашается крайне медленно и противостоит ему настолько, насколько это можно делать с чистой и спокойной совестью. А когда, несмотря на все свое желание, она не может верить хорошему о других, тогда она надеется на хорошее и продолжает надеяться до тех пор, пока есть для этого какие-то основания. Она не торопится делать заключение о безнадежности чьего-то положения, но желает исправления даже худшего из людей и надеется на осуществление своих желаний. Как добра, как прекрасна христианская любовь! Как прекрасна душа, одаренная ею! Счастлив тот, в чьем сердце пылает этот небесный огонь, распространяющий свое тепло на всех, с кем он соприкасается! Каким благословением для мира было бы христианство, если бы исповедующие его действовали по этому божественному принципу, если бы они относились с должным уважением к повелению Христа, на котором Он делал особое ударение: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, Иоан 13:34,35. Благословенный Иисус! Как мало среди исповедующих себя Твоими учениками тех, кто отличается таким характером!

Стихи 8-13 . Апостол продолжает превозносить любовь и показывает, насколько она превосходит те дары, которыми так склонны были гордиться коринфяне, пренебрегая при этом любовью и почти исключая ее.

I. Ее постоянство и продолжительность: Любовь никогда не перестает... Это постоянная добродетель, она непрестанна, как вечность, в то время как сверхъестественные дары, высоко чтимые коринфянами, были кратковременными. Они нужны были лишь для созидания Церкви на земле, и то только в течение определенного времени, а не всей истории человечества. В небесах же они прекратятся, в то время как любовь будет чувствовать там себя на своем месте, в родной стихии. ...Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, то есть прекратятся как предсказания будущего, так и толкования Священного Писания по непосредственному вдохновению свыше, исчезнет сверхъестественная способность говорить на языках без изучения их. На небе будет один язык. В месте совершенного покоя не будет смешения языков. Знание упразднится. Это не означает, что в совершенном состоянии на небесах святые блаженные души не будут ничего знать, будут невежественными: слишком жалким было бы блаженство, состоящее в полном неведении. Апостол имеет в виду сверхъестественные дары, знание тайн, открывающихся сверхъестественным путем (см. гл 14:6). Такое знание упразднится. Некоторые понимают под этим обычные знания, получаемые путем наставления, обучения, исследования. Такой путь познания исчезнет на небе, хотя сами знания, некогда полученные, не потеряются. Однако ясно, что апостол противопоставляет здесь любовь сверхъестественным дарам. Она более ценна, потому что не ограничена во времени: она войдет в небо, где дарам уже не будет места, потому что они будут уже не нужны. Свет свечи совершенно поглощается светом солнца, сияющего в силе своей.

II. Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, ст. 9. Наши самые совершенные познания и самые большие способности ограниченны и временны, как и все наше нынешнее состояние. Даже знания апостолов, полученные ими по откровению свыше, были только отчасти. Как мало знали о Боге и о невидимом мире даже они, хотя и были вдохновляемы Духом Святым! И как намного меньше знают об этом другие! Все эти дары были предназначены только для нынешнего несовершенного состояния Церкви. Ценные сами по себе, они не идут ни в какое сравнение с любовью, так как исчезнут вместе с несовершенством святых, и даже намного ранее, в то время как любовь будет длиться вечно.

III. Апостол пользуется случаем, чтобы показать, насколько совершеннее будет со стояние церкви в будущем по сравнению с тем, какое она имеет сейчас (ст. 10): Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда однажды цель будет достигнута, то средства, конечно, будут упразднены. В будущей жизни не будет нужды в языках, в пророчествах и знаниях, потому что церковь будет в состоянии совершенства, достигнет полноты познания и святости. Тогда мы будем иметь непосредственное познание о Боге, путем созерцания Его, и притом настолько совершенное, насколько позволит нам наш прославленный ум, не отдельными вспышками прояснения и не маленькими дозами, как сейчас. Разница между этими двумя состояниями представлена здесь в виде двух сравнений:

1. Нынешнее состояние уподобляется младенчеству, а будущее – зрелости мужа: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил (то есть, как некоторые понимают, говорил языками), по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Такова разница между землей и небом. Какие узкие взгляды, какие путаные и неясные понятия имеют дети в сравнении со взрослыми людьми! И как естественно для людей, достигших зрелого возраста, оставлять свои детские представления, отвергать их, почитать их за ничто! Так точно, придя на небо, мы будем относиться к нашим самым совершенным дарам и познаниям, которыми обладали здесь. Мы оставим наше младенческое неразумие, перестанем хвалиться собою, когда станем взрослыми мужами во Христе.

2. Здесь мы все видим неотчетливо и неясно по сравнению с тем, как будем видеть в будущем мире: Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно (наугад), тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Теперь мы можем различать вещи только на расстоянии, как через телескоп, причем в облаках и в темноте, тогда же мы будем созерцать их вблизи и при ясном свете, все будет открыто нашим глазам, и наши знания будут ясными и безошибочными. Мы увидим Бога лицом к лицу; и познаем Его, подобно как мы познаны Им, не с тем же совершенством, но таким же образом. Он знает нас, просто наблюдая за нами, Он обращает око Свое на нас, и видит нас, и испытывает нас. И мы тогда будем созерцать Его нашими глазами и увидим Его, как Он есть, 1Иоан 3:2. Мы познаем, подобно как мы познаны, проникнем во все тайны божественной любви и благодати. О, славная перемена! Перейти из темноты в свет, из туч в солнечное сияние, исходящее от лица нашего Спасителя, в свете Божием увидеть свет! (Пс 35:10).

Заметьте: Только на небе исчезнут все облака и тьма, скрывающие от нас лицо Божие. Здесь, на земле, мы живем, в лучшем случае, как в сумерках, там же будет совершенный, полный день.

IV. Завершая описание превосходства любви, апостол не только превозносит ее над дарами, но также и над другими добродетелями - над верой и надеждой (ст. 13): А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Истинная добродетель намного превосходнее любого духовного дара. Вера, надежда и любовь - это три главных добродетели, но любовь из них больше, так как является целью, в то время как другие две - средствами ее достижения. Любовь - это сущность божественной природы, это блаженство души, или ее отрада, покой в Боге и святое наслаждение в общении со святыми. И она будет длиться вечно, в то время как веры и надежды уже не будет. Вера фиксирует свой взгляд на божественных откровениях и принимает их; надежда уповает на будущее блаженство и ожидает его. В небесах же вера сменится видением, а надежда - обладанием. На небе не будет места ни для веры, ни для надежды, так как мы будем видеть и наслаждаться обладанием. Но любовь концентрируется на совершенствах Самого Бога и на Его образе в людях, а также на взаимоотношениях как с Богом, так и с ними. Божий совершенства воссияют в будущем мире во всем своем славном великолепии, и любовь достигнет своего совершенства; там мы будем любить Бога в совершенстве, потому что Он явится нам в Своей вечной красоте и наши сердца загорятся при виде Его, мы будем охвачены восторженным преклонением перед Ним. Там мы будем также иметь совершенную любовь друг к другу, когда все святые встретятся вместе, когда ни одного несвятого не будет там, а святые будут совершенными. О, благословенное состояние! Как оно превосходит все самое лучшее здесь, на земле! О, прекрасная и превосходная добродетель любви! В то время как вера и надежда прекратятся, истинная любовь вечно будет гореть ярким пламенем.

Заметьте: Ближе всего к состоянию небесного блаженства и совершенства находятся те, чьи сердца наиболее исполнены этого божественного принципа и горят самой усердной, ревностной любовью. Любовь – это самый верный признак принадлежности Богу, она несет Его прекрасный образ на себе, ибо Бог есть любовь. Там, и только там, где мы увидим Бога, как Он есть, лицом к лицу, любовь достигнет своей вершины, станет совершенной.

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов