Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций. При проведении собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности.

Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускается участие в них экстремистских организаций, использование их символики и атрибутики, а также экстремистских материалов.
В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или лица, ответственные за ее проведение, обязаны принять незамедлительные меры к устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма. В Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах установлен запрет на деятельность, направленную на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостью; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.
Однако серьезный потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется эффективно. Одной из причин этого являются пробелы в законодательном регулировании этого вопроса. Отсутствие четкого определения экстремистской деятельности вызывает серьезные трудности в привлечении к различным видам ответственности как организаций, так и физических лиц.
В связи с этим в проекте Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (далее именуется - законопроект) дается определение экстремистской деятельности, закрепляются основные положения государственной политики противодействия этой деятельности, устанавливается запрет на осуществление конкретных деяний, образующих в совокупности такую деятельность, подчеркивается значение профилактических мер.
В целях более полного регулирования противодействия экстремистской деятельности законопроектом на государственные органы возлагается обязанность предпринимать необходимые меры по противодействию экстремизму, в частности объявлять предостережения руководителям политических партий, общественных (религиозных) объединений о недопустимости совершения действий, могущих повлечь за собой экстремистские действия. В случае осуществления общественным (религиозным) объединением экстремистской деятельности, в результате чего причинен вред интересам личности, общества, государства или создана реальная угроза причинения такого вреда, государственные органы вправе приостанавливать деятельность такого общественного (религиозного) объединения до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете);
Аналогичные превентивные меры предусмотрены также и в отношении средств массовой информации.
Учитывая приоритетное значение устранения причин и условий экстремистской деятельности, законопроектом закрепляется положение о возможности ликвидации по решению суда юридических лиц, предоставляющих экстремистской организации финансовые средства, объекты собственности, учебную, полиграфическую и материально - техническую базу для осуществления экстремистской деятельности.
Публичные высказывания должностного лица о допустимости (желательности) осуществления экстремистской деятельности, а также непринятие должностным лицом мер по пресечению экстремистской деятельности являются основанием для привлечения такого лица к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, законопроектом установлено, что лица, допустившие экстремистские действия, по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами, могут быть ограничены в доступе к государственной и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и к занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Законопроектом предлагается комплекс мер по недопущению использования информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования (глобальная сеть "Интернет") для осуществления экстремистской деятельности.
Законопроектом также устанавливается запрет на участие в проведении массовых акций экстремистских организаций, на использование их символики и иных атрибутов, а также экстремистских материалов.
Вместе с тем основания и порядок привлечения к ответственности политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан уже довольно полно определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и других законах. Учитывая это, в целях реализации положений законопроекта одновременно с ним подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Эти законопроекты взаимоувязаны, и рассматривать их необходимо одновременно.

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Вносимый проект Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от его проявлений. Родителям необходимо быть внимательными к своим детям, беседовать с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей.

Мы все живем в одном обществе. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям и традициям.

По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

  • действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
  • действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

https://www.сайт/2018-08-22/kak_ustroeno_antiekstremistskoe_zakonodatelstvo_v_zapadnyh_stranah

Слова и действия - разные вещи

Как устроено антиэкстремистское законодательство в западных странах

Олег Харсеев/Коммерсантъ

Противники смягчения «антиэкстремистского» законодательства часто апеллируют к международному опыту, приводя примеры наказаний за «лайки» и посты в Европе и США. сайт разбирался, как устроено законодательство в этой сфере в странах Запада и в чем разница с нынешним российским подходом. Мы также поговорили с жителями нескольких стран и поинтересовались их оценками антиэкстремистского законодательства.

Сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что в Кремле внимательно изучат предложения по смягчению антиэкстремистских статей, а также статьи об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Такие поправки подготовил Совет при президенте по правам человека, также их готовят Общероссийский народный фронт и Генпрокуратура (сайт подробно рассказывал об этом).

В дискуссии о том, как должна быть устроена борьба с экстремизмом (и должна ли она вестись вообще) часто можно услышать отсылки к международному опыту. Действительно, публичные призывы к преступлениям экстремистской направленности во многих европейских странах признаются преступлением. Однако, как правило, они отделены от hate speech («язык вражды»), выражающим неприязнь к абстрактным группам и не связанным с конкретными действиями или последствиями. Более того, в большинстве европейских стран нельзя признать оскорбленной некую неопределенную группу лиц, есть лишь статьи об оскорблении конкретных людей.

Понятие «экстремизм» нужно уточнить

Что касается экстремизма и призывов к нему, то в законодательстве европейских стран есть четкая квалификация таких действий: они должны быть связаны с конкретным насилием, что сужает возможности для излишне широкого применения законодательства. В то же время в России заключение эксперта даже с непрофильным образованием нередко ложится в основу уголовного дела и обвинительного заключения, в результате чего люди получают реальные сроки лишения свободы. Так, к примеру, на этой неделе стало известно, что против жителя Санкт-Петербурга пытаются возбудить уголовное дело за политический анекдот, в котором подвергались сомнению российские выборы. Причем один из экспертов, писавших заключение о наличии в анекдоте экстремизма, имеет образование по специальности «научный коммунизм».

В 2013 году Европейская комиссия против расизма и нетерпимости обратилась к России с рекомендацией четко прописать в законодательстве критерии объявления тех или иных материалов экстремистскими, а также сузить само понятие экстремизма только до «серьезных случаев, связанных с ненавистью и насилием», как это принято в законодательстве стран Европы. Россия рекомендации проигнорировала.

Кроме того, существует позиция Европейского суда по правам человека, которая поддержана и Конституционным судом России: ограничение свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

В США существует Первая поправка к Конституции. Суды США признают, что свобода слова может быть ограничена только в тех случаях, когда высказывания могут непосредственно привести к противозаконным действиям и когда никакие другие доступные и менее жесткие меры не могут быть эффективны.

В европейском законодательстве все разнообразнее.

Франция: по поводу власти можно говорить что угодно

Например, статья 431-6 УК Франции предусматривает санкции за прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное любым публичным образом. Данное деяние карается одним годом тюремного заключения и штрафом. При этом важно отметить, что в случае, если подстрекательство действует, наказание увеличивается до семи лет лишения свободы, а штраф многократно увеличивается.

Статьей R-624-3 УК Франции санкции предусмотрены за унижение достоинства человека по факту принадлежности его к какой-либо расе, нации, религии и т. п. Статья R 625-7 УК Франции налагает санкции за подстрекательство к дискриминации, выражению ненависти или применения насилия к такому лицу. Данные деяния караются штрафами и общественными работами, но не тюремными сроками, как в России.

Елена, гражданка Франции, живущая там 17 лет, отмечает, что понятия hate speech и экстремизма разделены.

«Разница с российской практикой правоприменения в том, что все обвинения должны быть доказаны на состязательном процессе в суде, в том числе то, что деяние совершено с преступным умыслом. Для того, чтобы разбираться с киберпреступлениями, есть специальные отделы в полиции, в жандармерии, и есть специальные судебные следователи, которые могут специализироваться исключительно в этой сфере. Также, к примеру, можно совершенно безнаказанно назвать бранным словом президента Макрона, потребовать отставки правительства, но, как только пользователь скажет что-то позитивное в адрес ИГИЛ, он попадает „на карандаш“. По поводу конкретной власти можно говорить что угодно, но нельзя требовать рушить ее институты — например призывать к убийству полицейских», — объясняет Елена.

Германия и Великобритания: важны последствия

В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до пяти лет лишения свободы и денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, подстрекательство к разжиганию ненависти против «определенной части населения», а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст. 130, 166, 167). То есть в Германии ответственность напрямую связана с наличием или отсутствием последствий каких-либо призывов.

Также следует отметить, что ст. 111 УК ФРГ определяет, что всякий, кто призывает к противоправному деянию, несет ответственность и за само деяние, если оно наступило.

Юлия Фукельман, живущая в Германии, говорит, что там проблема поиска грани между свободой слова и экстремизмом — это вотчина Конституционного суда, а вот лайки и репосты правоохранительные органы, насколько она видит из сообщений в СМИ, не отслеживают. Каждый экстремистский материал оценивается отдельно, говорит Юлия.

Статьи 18 и 19 Акта об Общественном порядке Великобритании предусматривают уголовную ответственность в виде семи лет лишения свободы за угрожающие, обидные или оскорбительные высказывания или действия, которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо могут привести к возбуждению такой ненависти.

Как и в случае с Германией, в Великобритании обращают внимание на то, был ли у автора поста прямой умысел на возбуждение ненависти, то есть был ли пост подстрекательством, а также на последствия, которые наступили после публикации.

Польша: нужно доказать конкретное оскорбление

В религиозной Польше посадить человека за слова в интернете не так просто: придется доказывать факт конкретного оскорбления, а также умысел.

Игорь Исаев, живущий в Польше, говорит, что даже если один человек написал в соцсетях оскорбительный пост против другого и уже доказано, что запись была сделана с конкретного компьютера, не факт, что прокуратура выдвинет обвинение, потому что в польском законодательстве в этой сфере важнее не факт преступления, а сопровождавшее его намерение и убеждения. Доказать же эти два обстоятельства довольно трудно. Более того, даже если факт оскорбления доказан, то хейтер имеет большой шанс избежать наказания, если он раскаивается и обещает больше не повторять hate speech.

Если говорить не о персональных оскорблениях, а о более широких материях, то и тут, по словам Игоря, все сложно.

«В польском законодательстве есть интересные статьи. Например, нельзя оскорблять республику Польша и польский народ, есть и статья о запрете оскорбления религиозных чувств. Но, чтобы попасть под эти статьи, надо или оскорбить кого-то конкретно, или же, наоборот, подчеркнуть, что имеешь умысел оскорбить всех. К примеру, если написать пост и объявить тотально весь польский народ антисемитами — это статья, как и если объявить всех ксендзов — растлителями малолетних. Некоторое время назад на меня самого пытались подать в суд за оскорбление верующих. Когда я был на Кубе, я сфотографировался на фоне православной церкви, показывая неприличный жест. Прокуратура отклонила иск против меня, потому что, во-первых, я оскорблял церковь исключительно как политический институт, во-вторых, даже если бы я оскорблял ее как религиозный институт, то, по польскому праву, я мог бы нанести такое оскорбление лишь, например, непосредственно во время литургии и в присутствии молящихся людей. А вот действия в интернете прокуратурой толкуются скорее в сторону проявления свободы слова, так как отсутствует стремление оскорбить прямо на месте конкретных людей, кроме того, надо обязательно доказать намерение это сделать», — говорит Исаев.

В России не видят разницы между оценкой и призывом к действию

Глава Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов также сравнивает «антиэкстремистское» законодательство России и стран Европы. Он приходит к выводу, что в России сложилась ситуация, когда выражение мнения в глазах следователя неотличимо от выражения отношения к ситуации (есть даже случаи «судов за дизлайки», когда «критическая» перепечатка тоже становится поводом для открытия дела). Мнение и отношение неотличимы от призыва к действию, а призыв к действия неотличим от самого действия.

«Это как если бы при ссоре двух базарных торговок участниц бы судили за попытку убийства после слов „Чтоб ты сдохла“ и за оскорбления чувств верующих за „Чтобы тебя черти унесли“. Это противоречит тому, что принято в цивилизованных странах. В областях латинского права за слова сами по себе — мнения и призывы — быть как следует наказанным нельзя. Понятие „экстремизм“ если и существует, то только как совокупность конкретных действий. В Бразилии есть движение „Уничтожить республику!“, в Испании, Франции, Италии были и существуют партии, которые регулярно призывают изменить государственное устройство или даже уничтожить свои страны. По телевидению показывают немыслимые по нашим меркам злые пародии на короля, политических лидеров, католическую церковь, интернет этим полон. Ответственность наступает, только когда и если ты переходишь от слов к делу», — отмечает Кузнецов.

К чему привела борьба с экстремизмом в России. Подкаст о свободе и страхе

В качестве примера он приводит законодательство Испании, где «профилем» антиэкстремистского законодательства являются не статьи по борьбе с абстрактным «экстремизмом», а статьи против конкретного «мятежа». То есть, по словам Кузнецова, законодательство в Испании отрегулировано так, что можно всю свою жизнь призывать уничтожить Испанию, избираться в парламент Испании с этой повесткой, призывать уничтожить Испанию с парламентской трибуны, но в тюрьму тебя сажают только после того, как ты начинаешь конкретно предпринимать шаги по уничтожению Испании — например, формируешь альтернативное правительство и объявляешь себя субъектом международного права.

«В частных случаях ответственность наступает за „оскорбление“, при этом оскорбление частного лица должно быть предельно понятным и безусловным. Это заставляет, например, местных феминисток требовать отдельной криминализации традиционных в латинских странах „piropos“ — словесных приставаний к незнакомым женщинам на грани фола, а иногда и за этой гранью. И поэтому же отдельно вводят статьи за отрицание геноцида армян или Холокоста. Потому что в противном случае выступать с антисемитских и антиармянских позиций можно было бы совершенно безопасно. Призывы и мнения — это не действия», — подчеркивает эксперт.

Так как экстремистская деятельность несет в себе большую опасность для государства и общества в целом то вполне естественно, что государство старается противодействовать и всячески пресекать данную деятельность.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Из блога В. Д. Трофимова-Трофимова (члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, глава комитета по межэтническим отношениям.) статья: «Экстремизм».

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности несут также и должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Так, высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи. Резолюция № 1344 Совета Европы от 2003 года ст.3.