Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.
Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:
При помощи приставок , сравните:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Читать To read | Прочитать Has red |
Писать To write | Написать Has written |
Готовить | Приготовить Has cooked |
Покупать To buy | Купить Has bought |
Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки - это глагол "Купить". В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.
При помощи разных суффиксов :
Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос "что сделать ?"
Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос "что делать ?", но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,
Анастасия не может готовить (что делать ?), она готовит редко . Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.
Я купила (что сделала ?) красивое платье, оно мне очень идёт ! (виден результат) I bought a new dress, it suits me much.
Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:
Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?
- Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
- Виталий покупает газеты
- Мы играем в волейбол
Что они сделали? Когда?
- Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
- Виталий купил газету "Известия"
- Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.
Запомните , пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:
Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую
Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) Watched and will watch
Форма прошедшего времени изменяется по числам:
Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) He ran and they ran.
В русском языке - его вид.
Несовершенный вид глагола
Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.
Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?
Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.
Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.
Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.
Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.
Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.
Деепричастия несовершенного вида
Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.
Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.
Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:
Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);
Глаголы на -и (лить) с односложной основой;
Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);
Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.
Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.
Перед тем, как научиться определять совершенный и несовершенный вид у глагола, необходимо подробнее познакомиться с данной частью речи. Для начала разберемся что же это такое.
В русском языке под термином глаголы принято понимать самостоятельную часть речи, которая обозначает действие предмета. Для того, чтобы определиться, что слово является глаголом, к нему необходимо задать вопрос. Для глагола характерны следующие вопросы: что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делала, что делал, что делало, что сделало. Стоит отметить тот факт, что для всех глаголов характерен инфинитив. Проще говоря, это и есть неопределенная форма глагола. Для того, чтобы поставить какое - либо слово в неопределенную форму необходимо задать вопрос что делать или что сделать? Приведем примеры таких глаголов: прочитать, бежать, прыгнуть, готовить, припасти и так далее. У данной части речи существуют свои определенные морфологические признаки.
Морфологические признаки глаголов
- Время. У глагола существует всего три времени. К ним относится настоящее время, прошедшее время и будущее.
- Вид. Сюда принято относить глаголы совершенного и несовершенного вида.
- Переходность является также одной из важных характеристик. То есть необходимо определить глагол переходный или непереходный.
- Возвратность. Возвратный или невозвратный.
- Спряжение. Всем известно, что в русском языке существует два спряжения это первое и второе, определить которые достаточно легко, для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму и глядя на окончание, определить спряжение. Однако, не стоит забывать о том,что существуют и глаголы исключения.
- Число. Определяем в единственном или множественном числе стоит заданный глагол.
- Лицо. Лицо может быть первым, вторым и третьим.
Для того, чтобы определить глаголом совершенного или несовершенного вида является определенное слово, достаточно лишь задать вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать, что делал, что делает, например: бежит, играет, рисует. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделает, что сделать, что сделал, например: улыбнулся, помоется, написал и так далее.
Общие сведения
Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:
Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.
Сходил я в субботу на собеседование.
Родилась и выросла в Саяногорске.
Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.
Я находился дома, в Бишкеке.
И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.
Сложные случаи.
Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.
Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола
Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола
Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .
Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?
- спасибо
- неееееееееееееееееееееееееее
- Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе) - Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
- Совершенный вид-писал
Не совершенный вид-написал
Понятно? - Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указанияна его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;
2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;
3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;
2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.
Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.
Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.
Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .
Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .
Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
-
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Совершенный вид глагола.
Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)Несовершенный вид глагола.
Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год
- вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
- спасибо
- Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.
Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
- совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
- Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
Пример: писать, написать))))))))))))) - Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
- Совершенный - что сделать.
Несовершенный - что делать.
Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.