Неуставные звания: особенности неформальной иерархии. Неофициальные традиции в российской армии Как в армии с дедовщиной

Российская армия — это наша защита, огромная военная школа, свой мир, в котором есть свои традиции и законы. В каждой военной общине есть свои армейские традиции , обычаи. Под традициями понимаются общие привычки, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Служба в армии для каждого солдата — это отдельный отрезок жизни, не похожий ни на что, и который он будет всю свою жизнь вспоминать.

Армия наполнена своим юмором, своей культурой, о службе в ней вспоминают с гордостью и улыбкой. Сейчас попробуем примерно воспроизвести традиции названий солдат по периодам службы в рядах Российской армии.

С того момента, когда 18-летнего юношу призывают в ряды нашей армии, его называют «запахом». Важная задача «запаха» — полным ходом готовиться к присяге.

Все начинается с духа

После принятия присяги, его принято называть «дух» и такое клеймо над ним висит до полугода. Называют его «духом», потому что он становится похожим на духа, который должен выполнять все приказания старшины, зачастую выполняя грязную работу. Единственный способ моральной разгрузки за это время – это физические упражнения.

По истечению шести месяцев «духи» в армии становятся «слонами» . Между собой армейцы говорят, что только настоящий «дух» может иметь право называться «слоном». То есть надо пройти достаточно специфическую процедуру «посвящения в слоны»: шесть ударов бляхой. Как раз тогда, когда солдат отслужит полгода, приходят новые «духи».

Путь к «деду» очень тяжелый

«Дедам» есть чем заняться, так как пришли новички и надо срочно им показать, что есть к чему, а «слоны» могут заниматься уже более спокойным продолжением своей службы. Так как сейчас служат всего год, то можно было бы уже сейчас закончить наш рассказ званием «дембеля». Но история, на то она и история, чтобы познакомить читателей с ней, и мы расскажем еще немного об армейской иерархии .

Солдат, который отслужил уже полтора года, имеет право называться «черпаком» . «Слоны» должны ухаживать за ними. Но и чтобы стать «черпаком» надо пройти обряд поколачивания черпаками. Ради такого старшие не пожалеют времени и достанут их. Производится всего около двенадцати ударов. Главная задача – следить за «слонами» и «духами» в армии , чтобы те, не отлынивали от работы.

И как страшно бы не звучало, служивые «черпаки» по истечению времени превращаются в «дедов» . И тут не обходится без рукоприкладства! Аж, восемнадцать ударов стула стоит пережить солдатам, чтобы гордо носить звание «деда» в армии . Это звание гордо носят «вояки» , которые входят в интервал службы от полутора лет до начала «стодневки».

И наконец «дембель» . От начала «стодневки», проще говоря – финишная прямая. В первый вечер «стодневки» собираются «деды» и, согласно армейским традициям , за счет кулинарных способностей «духов» балуют себя различными угощениями. То же самое проводится на пятидесятый день до отбытия. Это примерная армейская иерархия . У всех они могут быть разные, у кого-то количество названий чуть меньше, чуть больше. Хочется еще отметить, говоря о традициях, что представитель каждой категории должен подшиваться. Количество и положение стежков зависит от статуса и звания солдата.

Армейскую общину можно с уверенностью приравнять к самостоятельной социальной структуре, где существует определенная иерархия. И речь в данном случае идет не о должностях, присваиваемых военнослужащим на государственном уровне, а о неуставных званиях. Таким образом происходит разграничение военнослужащих на группы относительно срока их службы. Переломным моментом стало сокращение срока до 1 года. Однако это не привело к упразднению неуставных званий в армии – они лишь несколько видоизменились.

Построение армейской дедовщины основано на наличии жесткой неуставной иерархии, которая базируется на продолжительности службы с момента призыва. Сокращение срока службы в армии позволило практически полностью устранить дедовщину, однако определенная градация между ступенями иерархии осталась. И чтобы лучше вникнуть во все ее тонкости, следует рассмотреть каждую ступень более подробно.

Запах


Лишь после принятия присяги, новобранец становится “полноценным” военнослужащим

Это первая ступень иерархии, которая не учитывается большинством военнослужащих. После прибытия в часть, большинство военнослужащих ошибочно полагает, что они сразу становятся «духами». Однако это не так. Дело в том, что по армейским меркам призывник, пусть даже и прошедший распределение, еще не является солдатом. По определению, он лишь запах солдата.

«Запахи» во многом схожи с «дембелями», поскольку и те, и другие одной ногой находятся на гражданке. Однако последние пользуются значительно большим уважением у солдат.

После распределительного пункта, призывник может быть отправлен в следующие места:

  1. Учебная часть.
  2. Воинская часть. В данном случае новоиспеченные солдаты попадают в отдельную роту, так сказать, на карантин. Именно здесь будет проходить их обучение.

Как правило, период обучения продолжается не более двух месяцев. Переход на следующую ступень осуществляется лишь после принятия присяги, когда призывник станет полноценным солдатом.

Находясь на карантине, «запахи» приобретают следующие знания:

  • основы строевой подготовки;
  • нюансы прохождения службы;
  • прохождение первых нарядов;
  • обучение марш-броскам.

Духи


Солдат со статусом “Дух” служит не менее 3 месяцев

Статус «духа» бывший «запах» получает после того, как примет присягу. С этого момента он может считаться полноценным солдатом, он получает право на ношение оружия и определенные уставные обязанности.

Кроме представителей офицерского состава и старшин, правом командования духами обладают слоны, о которых речь пойдет ниже.

«Духи» носят данное звание в течение 100 дней. Иногда продвижение по иерархии наступает быстрее. В период пребывания в статусе «духа», солдат узнает обо всех «прелестях» армейской жизни. Речь идет об уборке, и ПХД, нарядах через день и т. д.

Следует заметить, что процесс уборки является отдельным армейским ритуалом. Умение наводить порядок в казарме считается целым искусством, которому духи обучаются с особой тщательностью. Но есть у этого и определенный плюс, ведь солдат на всю жизнь приобретает навык по наведению чистоты в жилом помещении.

Особенностью «духа» является наличие повышенных требований при полнейшем отсутствии прав. Высокие требования предъявляются к гигиене этих солдат. Если «дух» находится не на полевом выходе, а в расположении, то его обувь должна блестеть, он должен быть гладко выбрит и аккуратно подстрижен. За соблюдением данных требований в армии следят с особой тщательностью.

Значительное внимание уделяется и процессу заучивания устава. Речь идет о своде правил, который заучивается военнослужащим наизусть. Устав для «духов» является весьма привычным занятием. Опытные солдаты рекомендуют солдатам в данный период времени держаться вместе, что позволит им легче пережить его.

Слон


Уборка снега солдатами со статусом “Cлон”

По истечении 100 дней службы, солдат из бестелесного «духа» становится «слоном». Так начинается новый период в его армейской жизни. Подобное звание свидетельствует о том, что военнослужащего можно нагружать всевозможными поручениями. И основой несения службы в данный период являются хозяйственные работы. Речь идет о следующих действиях:

  1. Расчистка снега на территории части.
  2. Выкапывание ям.
  3. Подметание территории.

Звание «слона» в армии закрепляется за солдатом до достижения 160 дня службы. А поскольку слон является выносливым животным, то и поручений в данный период времени будет немало. Однако таким образом закаляется характер бойца.

Существует определенный солдатский ритуал, который осуществляется перед переходом солдата в стадию «слона». В ходе него, «дембель» трижды ударяет солдата по мягкому месту ремнем, что символизирует прохождение последним трех месяцев службы.

Рано или поздно в жизни каждого солдата наступает тот момент, когда происходит увольнение всех старослужащих солдат. Оно зависит от времени призыва и символизирует автоматический переход «слона» в «деда». В некоторых случаях данное звание получается уже спустя полгода после начала службы. Однако существует и промежуточное звание, которое «слон» получает в том случае, если увольнения предыдущего состава не наблюдается.

Черпаки или черепа


Во многих воинских частях неуставные звания “Черпак” и “Череп” уже упразднены

Приблизительно на 200 день службы, солдат становится «черепом». Другое название у данной должности – «черпак». Наименование выбирается в зависимости от установленных в части правил.

Этот период характеризуется облегчением жизни солдата. Он испытывает меньший контроль со стороны старослужащих, а его обязанности перед ними практически сводятся к нулю. Появляется личная свобода, а былые тяготы армейской жизни начинают переноситься все легче.

Ранее звание «череп» в Российской Армии было одним из основных, наряду с «дедом» и «слоном». Однако в 2008-м году, ввиду сокращения срока службы, прямая необходимость в нем попросту отпала. Поэтому на данный момент солдаты во многих частях становятся «дедами» сразу же после звания «слон».

Дед

В армии данное неуставное звание получают те солдаты, которые перешли с предыдущего призыва. Таким образом, они являются в казарме старожилами, оставаясь в этом звании вплоть до увольнения в запас.

Перевод в звание «деда» не может произойти без соответствующего желания военнослужащего. Обычно речь идет о битье табуретом по мягкому месту, потому отказ в данном случае может быть вполне обоснованным.

Некоторые солдаты становятся «дедами», дослужившись до определенных воинских званий и имея личный состав в подчинении. Считается, что если «дед» скопил за время прохождение службы много негатива, то это непременно отразится на прибывших в подразделение «запахах».

В большинстве случаев приказ приходит дважды в год, за 100 дней до того, как срок службы солдата заканчивается. И несмотря на то, что дедовщина в современной армии уже не является столь явной, как раньше, некоторые ее черты все же сохранились.

Дембель


Дембель – это самое долгожданное неуставное звание для солдата

Это своеобразная вершина армейской иерархии, действующая в современной армии. Солдат становится «дембелем» тогда, когда выходит соответствующий приказ Министерства обороны. Звание сохраняется до того момента, когда солдату вручается военный билет командиром батальона.

В некоторых частях имеется следующая традиция: «дембели» заводят себе персональных «духов» до окончания службы. Как правило, в обязанности последнего входит приносить «дембелю» сигару, на которой пишется количество дней до окончания службы.

При переводе в это звание также имеется своеобразный ритуал. Однако он куда более лояльный, чем в предыдущих случаях. Так, тумаки будущему «дембелю» наносятся нитью. Причем делается это через слой матрасов. При этом солдат должен изображать невероятную боль. Данный ритуал присутствует далеко не во всех частях.

Основной обязанностью «дембеля» является достойное окончание службы. Как правило, солдатам в данном звании предлагаются так называемые «дембельские аккорды». Речь идет о возможности сделать что-то полезное для части, в которой служил «дембель».

Очень важным этапом является подготовка формы. Никто не запрещает военнослужащему ехать домой в «гражданке», однако многие солдаты хотят предстать перед родными во всей красе, продемонстрировав им все знаки отличия.

Что изменилось в последние годы

На данный момент переход между званиями не является столь заметным. Объясняется это в первую очередь коротким периодом службы. Следует заметить, что в некоторых частях и вовсе отсутствует вышеописанный воинский жаргон, а подобным армейским традициям не придается особого значения.

Иногда взводы состоят исключительно из солдат одного призыва, руководство над которыми осуществляется сержантами-контрактниками. Таким образом, армейские традиции постепенно становятся пережитками прошлого. Однако в некоторых подразделениях солдаты, несмотря ни на что, остаются верны им.

Армейская дедовщина основана на жесткой неуставной иерархии солдат, построенной на длительности фактического срока службы с момента призыва. Все приведенные ниже неуставные ранги и звания относятся к периоду двухлетнего срока военной службы.

Низшая ступень армейской иерархии - военнослужащие до присяги. «Запах» или «Дух бесплотный» на армейском жаргоне. Неуставные права те же, что и у «духов», то есть никаких. По уставу такой военнослужащий должен готовиться к принятию присяги, по неуставным обязанностям - должны терпеть различные "шутки" старослужащих, которые в этот период обычно не чрезмерны.

Вторая ступень - военнослужащие после присяги и до полугода службы: «Дух»; - наиболее распространенное название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Воробьи», «Чеки», «Чекисты» - внутренние войска; «Карась» - флот.

В некоторых частях после уставной присяги может проводиться так же и неуставная. В этом случае «Дух» со шваброй вместо автомата должен торжественно зачитать что-нибудь подобное:

Я, салага, бритый гусь,

Я торжественно клянусь:

Сала, масла сам не жрать,

Старикам все отдавать...

Главные неуставные обязанности «Духов» - это «шуршать», то есть выполнять все «грязные» работы по части, а также быть бесправными объектами для психологической разгрузки старослужащих, которая в лучшем случае проявляется в простом «каче» (значительные физические нагрузки) и в беспрекословном выполнении абсурдных приказаний. А так же «духи» должны быть объектами традиционного «юмора» «Дедов».

Например, одно из стандартных армейских развлечений - «Лось музыкальный». «Дух» ставит руки ко лбу в виде рогов лося (ладонью одной руки к кисти другой) и припевает: "Вдруг как в сказке скрипнула дверь...", получает удар по «рогам» и продолжает "...все мне ясно стало теперь".

Русский солдат славится своей смекалкой, и подобных ритуалов великое множество. "Ловить бабочек", "Сушить крокодила" и так далее - в разных частях солдаты развлекаются по-разному.

Третья ступень - военнослужащие от полугода до года службы. «Слон» - аббревиатура от: солдат, любящий ох...нные нагрузки. Это общепринятое название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Ворон» - внутренние войска; «Борзый карась» - флот.

В «Слоны» обычно переводят из «Духов» шестью ударами по заду бляхой солдатского ремня (так как солдат отслужил уже шесть месяцев). Удары осуществляет «Дед».

Неуставные обязанности: «Слон» либо работает также, как и «Дух», либо «тянет стодневку» какому-нибудь «Деду», который назначил его своим личным «Слоном». Такой «Слон» должен постоянно выполнять за своего «Деда» элементарные повседневные дела (заправлять кровать и т.д.), раздобывать ему сигареты или ещё что-нибудь. Ну и стандартные ритуалы разумеется, типа: "Разрешите доложить, сколько дедушке служить" в различных формах и с жестким наказанием за ошибку.

«Слоны» и «Духи» не имеют права ушивать военную форму по фигуре и носить руки в карманах.

Четвертая ступень - военнослужащие от года до полутора лет службы. «Черпак». Название происходит скорее всего от черпака (половника), которым солдата переводят в «Черпаки» из «Слонов». Чтобы принять статус «Черпака» солдат должен выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Также распространено название «Череп». На флоте аналог - «Годок».

Неуставные обязанности: «Черпак» должен следить за тем, чтобы «Духи» и «Слоны», у которых нет «Дедушки», не отлынивали от работы.

«Черпак» - это уже привилегированный статус.

Пятая ступень - военнослужащие от полутора лет службы до начала стодневки. «Дед». Это самый привилегированный статус. Имеет практически не ограниченную власть над «Запахом», «Духом» и «Слоном».

Перевод в «Деды» носит символический характер, и осуществляется исключительно по желанию самого новоиспеченного «Деда». Схема перевода стандартная - 18 символических ударов стулом по мягкому месту.

Основные правила дедовщины, касаемые самих «Дедов»:

  • 1. Дед всегда прав.
  • 2. Если Дед неправ, то смотри пункт первый.
  • 3. Дед не должен прикасаться к предметам, которые используются для уборки помещений (тряпки, ведра, швабры...).

«Дед» обычно ходит по части в ушитой по фигуре выцветшей военной форме. (Новя форма - признак «Духа»).

«Дед» обычно имеет личного «Духа» или «Слона», который выполняет за него повседневную работы и считает дни до приказа.

Шестая ступень - военнослужащие от начала стодневки до увольнения.

«Дембель» - имеет все права «Деда». Отличия только в ритуалах: считаются дни не до приказа, а до конца службы и т.д.

Процедура перевода «Деда» в «Дембеля» осуществляется так: будущего «Дембеля» бьют по мягкому месту ниткой через слой матрасов и подушек, а он кричит словно от боли, либо кричать вместо него должен «Дух».

Вот и вся иерархия в целом, испытанная десятилетиями. Как говорится: "Каждый мужчина должен пройти это". Начинать службу конечно тяжеловато, но зато перспективы у всех хорошие... После перехода российской армии на однолетний срок службы все эти звания и ранги скорее всего канут в лету и останутся только в народном фольклоре.

Например, такая армейская поговорка:

«Если ты без сна опух, значит, ты конечно Дух; если спишь ты кое как, значит ты уже Черпак; если ты проспал обед, значит ты конечно Дед.»

Или, например, эта армейская песенка, которая очень хорошо описывает неуставные ранги дедовщины:

Гоп-стоп, зелень - скачать

С другой стороны, даже после реформы солдаты скорее всего быстро приспособятся к изменившейся ситуации и вместо устаревших правил придумают что-нибудь новое. Вряд ли в России возможно что-то принципиально другое. Как говорят французы - се ля ви...

Перевод в эту категорию военнослужащих для советского солдата означал начало принципиально нового этапа в службе – «деды» де-юре становились некоронованными лидерами армейского или флотского подразделения.

Нитка вместо ремня

«Дед» – это военнослужащий, прослуживший полтора года. Армейские остроумцы переводили это слово как аббревиатуру «Домой Едут Дембеля». У «дедов» обязательно должен быть «свой» призыв «духов». Как только новички приходили в роту, начинался процесс перевода в «деды» из «черпаков». И если в «черпаки» посвящали ударами солдатского ремня с бляхой (а иногда и реальным черпаком, взятым с кухни), то перевод в «дедушки» был чисто символическим переходным обрядом.

По форме перевод в «деды» напоминал ритуальную «порку» кандидатов в «черпаки». Правда, имелись существенные отличия. При переводе в «черпаки» солдата лупили столько раз, сколько месяцев ему осталось до дембеля. И били бляхой чаще всего от души. Посвященный долгое время не мог сидеть. Если «черпак» произнес во время экзекуции хотя бы звук, перевод считался недействительным.

Будущий «дед» ложился на живот, на ягодицы ему клали подушку. По ним били ниткой, и «дед» должен был орать что есть мочи (якобы от боли). Если процедура перевода проходила, как положено, «дед» считался «правильным». В противном случае старослужащий получал полупрезрительный статус «беспонтового» «деда», над которым смеялись даже «черпаки» и «духи».

Масло – «духам»

Переведенный «дед» должен был исповедовать «стодневку» (стодневный срок до приказа об увольнении его призыва). В столовой это выражалось в том, что «деды» отдавали «духам» свое масло. «Дух» при этом обязательно говорил, сколько «дедушке» осталось служить. Если «молодой» ошибался, масло он не получал, вместо этого его «отоваривали» тумаками, чтобы впредь не забывался. В разных армейских и флотских подразделениях СССР этот ритуал соблюдался неодинаково. Кое-где он выглядел так: «дед» после получения ответа об остатке своего срока службы писал эту цифру черенком ложки на бутерброде и съедал кусок хлеба с маслом. Затем отрезал от припасенного специально для такого случая портновского метра очередной сантиметр. Данный ритуал означал, что у «дедушки» «день прошел».

В некоторых подразделениях советской армии «деды» в «стодневку» брились наголо, как «духи».

Когда проходила вечерняя поверка, вызванный при перекличке «дедушка» произносил цифру (количество дней до «дембеля») – «якать» для старослужащего считалось дурным тоном.

«Бумажными» «дедами» считались выпускники вузов, призывавшиеся на год (в советской армии служили два года, а на флоте — три). По армейским понятиям статус «деда» такой воин должен был получить уже через полгода службы. В армию призывали до 27 лет, и если возраст служивого переваливал за четверть века, он именовался «дедом в натуре». Таких, как правило, старослужащие не трогали.

Гармаш повредил «дедушку», а Нагиеву отбили почки

Дедовщина, начавшаяся проявляться в частях советской армии и на флоте в 60-70 годах ХХ века, была не везде, поэтому и строгой иерархии по срокам службы, с переводами военнослужащего на ту или иную социальную ступень в зависимости от того, кто сколько прослужил, в отдельных советских войсковых подразделениях не существовало.

Отечественные знаменитости, прошедшие армейскую школу, об этом проявлении неуставных взаимоотношений чаще всего упоминают вскользь или же не говорят вообще. К примеру, пародист Александр Песков рассказывал в интервью, что за время его службы «боевые крещения» «духов» больше напоминали игру, нежели издевательства. А вот актер Сергей Гармаш в армии так отметелил «дедушку», что загремел в дисбат.

Самыми откровенными признаниями о службе в советской армии выглядят изобилующие шокирующими подробностями рассказы актера Дмитрия Нагиева. Мастер спорта по самбо Нагиев попал в часть, где служили 60% уроженцев Средней Азии плюс грузины и азербайджанцы. Спортивная подготовка Дмитрия не только не помогла ему защитить себя – по словам знаменитого актера и телеведущего, его жестоко избивали зачастую именно из-за желания проверить, какой он самбист. Из армии, по признанию Дмитрия Нагиева, он пришел с раскрошившимися зубами и отбитыми почками.

Ни о каких статусах «дух» — «черпак» — «дед» в подобных частях, где преобладали выходцы из среднеазиатских и северокавказских республик, не могло быть и речи – солдатские группировки там формировались по принципу землячеств. Русским солдатам, оказывавшимся в меньшинстве, в таких подразделениях служилось крайне тяжело.