Монстр, оставшийся на бумаге. Разоблачаем! Что знают американцы про наши танки? Фотографию танка по названию кв 6

Литература

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова – № 185.

Ведущим конструктором танка СМК был А.С.Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.

В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.

Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма». При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.

Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940-го на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря произвели опытную сборку первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что, начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода № 92.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два КВ с броней 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой – с пушкой 85 мм. К 1 декабря – два КВ с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-З (объекты 220, 221, 222). План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них на Кировском заводе – 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-З) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла свои коррективы, в частности к производству КВ-З так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 41 -го – 393.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах – сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две – с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых – 95 мм. В первый год войны толщину брони башни давали до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, зачем это делалось – в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года-76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.

Основное отличие танка КВ-2 состояло в установке новой башни больших размеров. Общая высота его достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, располагались 152-мм танковая гаубица М-10 образца 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В ее задней части имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический – ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро и радиооборудование – такие же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 выпускался в ограниченном количестве и состоял в производстве в 1940 – 1941 годах. После начала Великой Отечественной войны его выпуск был прекращен.

В этот же период велись проектные разработки танков со 107-мм пушкой: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной установки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод «Русский дизель» и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями.

Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома – ЧКЗ, ставший единственным заводом – изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

В 1942 году танк КВ-1 сменили в производстве на модернизированный вариант – КВ-1с («с» – скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня – литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад.

КВ-1с приняли на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант КВ – «85».

Его появлению предшествовала неудачная попытка установить 85-мм пушку в штатную башню танка КВ-1с. Для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т составлял 70 выстрелов. Экипаж сократился до 4 человек (за счет стрелка-радиста). Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса – огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть оставались полностью унифицированными с танком КВ-1с.

В 1942 году на базе КВ-1 построили опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками – одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке создали и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

В 1942- 1944 годах в серийном производстве состояла самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14), построенная на базе танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк К.В-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм образца 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41. На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят. За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустил 4775 танков КВ всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающей этапа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 образца 1941 года
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина-6750,
ширина-3320,
высота-2710,
клиренс-430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-11 обр.1939г. (или Ф-32 обр. 1940 г.) калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 135 выстрелов. 2772 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОД-6:
перископический прицел ПТ-6; командирская панорама ПТ-К.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб, борт-75,
корма – 60-75,
крыша, днище – 30-40,
башня-75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К. 12-цилидровый, четырехтактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см: мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиcкоростная коробка передач тракторного типа, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, двухступенчатые планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией на борт, 3 обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом, зацепление цевочное, направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87-90 траков шириной 700 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 34.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36,
ширина рва, м – 2,7,
высота стенки, м – 0,87,
глубина брода, м – 1,6,
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71 -ТК-З или 10Р; танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

О действиях танков КВ 6-й Гв. ТБР литера "А" я ранее уже рассказывал в записи о .
Так что теперь можно продолжить историю танков КВ-1 этой танковой бригады.

Ниже в этой записи будет небольшая информация по матчасти танков КВ-1 6-й Гв. ТБР + фотоснимки других танков, которые продавались в одной подборке с вышеприведенным снимком.

Для начала небольшое отступление по истории 6-й Гв. ТБР.
По всей видимости, 6-я гвардейская танковая бригада (до марта 1942 года - 5-я танковая бригада, до середины сентября 1941 года - 12-й танковый полк 1-й МСД) была единственной танковой бригадой в Красной армии, которая после формирования по весну 1942 года, т.е. до момента формирования танковых корпусов, не была отдельной, а входила в состав 1-й Московской Краснознаменной Гвардейской мотострелковой дивизии. Только в июне 1942 года бригада была выведена из состава 1-й МКГМСД.

После боев на реке Воря в составе 43-й армии бригаду вывели в резерв на переформирование.
Согласно информации из журнала боевых действий (документ) за этот период, 5 мая 16942 года бригада получила 4 танка КВ-1. 26 мая прибыл именной танк КВ-1 "Беспощадный". Затем бригада получила один КВ 15 июля и 29 июля еще один с рембазы № 77.

Судя по всему, кроме "Беспощадного", все танки КВ-1 бригады были уже не новыми. Фотографии именного танка "Храбрый" эту версию подтверждают - этот танк был выпущен ориентировочно в ноябре 1941 года.

В августовских боях, о которых идет речь в записи ув. mordig81 , 6-я Гв. ТБР потеряла два КВ-1 из семи, а также две "Матильды", девять "Валентайнов" и восемь Т-60.

В одной подборке с вышеприведенным снимком были и вот такие фотоснимки.

"Валентайн" вполне мог принадлежать 6-й Гв. ТБР, а вот приведенный ниже снимок с танком КВ-1 пока под сомнением.

И до кучи можно рассмотреть и еще один снимок. Ранее я предполагал, что именной танк КВ-1 "Непобедимый" с башенным номером 19 принадлежал к той же танковой части, что и именной танк КВ-1 "Храбрый" с номером 21, т.к. у меня имелась только часть нижеприведенного снимка.

На этом же снимке (потырен из новой книги Максима Коломийца) более менее виден и второй танк. Его номер начинается на двойку, но её написание все-таки другое.

Всё. Исправления и дополнения приветствуются.

Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.
После коллапса Советского Союза на поверхности оказались новые факты относительно разработок секретного оружия, созданного в СССР во время 2-й мировой войны.
…В июле 1941 года Сталин узнал о героическом противостоянии одного из танков КВ-2 частям 6-й танковой дивизии за несколько дней до этого. Учитывая огромный успех, который сопутствовал этому одиночному КВ-2, Сталин распорядился начать работы по разработке нового «сухопутного линкора на его базе. Танк получил три башни и очень тяжелое вооружение и бронирование, что позволило бы ему успешно отражать все типы атак. Проект разрабатывался объединенной конструкторской бригадой под руководством Котина и Баркова. Когда проектировщики пожаловались Сталину, что установка трех башен сделала его слишком длинным и радиус разворота танка будет слишком большим, Сталин ответил: «Не надо разворачивать, направьте его прямо на Берлин.
Последний вариант проекта стал известен под названием КВ-6 «Бегемот.
КВ-6 был многобашенным танком, состоявшим из компонентов танков КВ-1, КВ-2, БТ-5, Т-60 и Т-38. Использование существующих конструкций обуславливалось немецким вторжением и напряженной работой советской промышленности. По причине огромного веса танк оснастили специальным приспособлением, позволявшим преодолевать реки глубиной до 9 футов (2,74 м). Конструкторский коллектив разработал также убираемую наблюдательную башню, которую должны были использовать для управления огнем из гаубицы и ракетных установок.
Технические данные КВ-6
Экипаж: 15 человек и один комиссар
Высота: 15 футов и 3 дюйма (4,65 м)
Ширина: 10 футов и 10 дюймов (3,07 м)
Длина: 37 футов и 8 дюймов (11,58 м)
Масса: 138 тонн
Двигатели: три В-2 мощностью 600 л.с. каждый
Максимальная скорость: 13 миль в час (21 км\ч)
Максимальный запас хода: 98 миль (157 км) по дороге и 43 мили (69 км) по проселку
Бронирование: от 7 до 160 мм
Вооружение: две 152-мм гаубицы, две 76,2-мм пушки, одна 45-мм пушка, два 12,7-мм пулемета ДШК, два 7,62-мм пулемета Максим, 14 7,62-мм пулеметов ДТ, 16 ракет БМ-13, две огнеметные башни образца 1933 г.
Первый опытный образец был закончен в 1941 году и срочно отправлен на защиту Москвы. В первой же атаке, проходившей в плотном зимнем тумане, задняя башня случайно прострелила центральную. После возникшего взрыва танк был полностью разрушен.
Второй опытный образец был закончен в январе 1942 года и отправлен на Ленинградский фронт. На нем были установлены специальные индикаторы, чтобы избежать прострела центральной башни. В первой атаке на немецкие позиции танк, преодолевая ров, переломился пополам. Возникшая искра подожгла вытекшую огнесмесь и в результате возникшего взрыва танк был полностью разрушен.
Третий опытный образец получил усиленный корпус и был также отправлен на Ленинградский фронт в начале 1942 года. Ему удалось сбить три немецких самолёта. Затем, во время первого боя танк вёл непрерывную стрельбу в течении трех часов. Огромная отдача постепенно отталкивала танк и в конце концов привела к детонации 152-мм снарядов, после взрыва которых танк был полностью разрушен.
После такого провала Сталин закрыл проект, а многие из конструкторов КВ-6 провели остаток своей жизни в сибирском ГУЛАГе. Танк КВ-6 был назван немногими выжившими немцами «Оркестр Сталина, из-за многообразия навешанного на него вооружения.
По рассекреченным материалам, опубликованным на иностранных ресурсах

Еще одно малоизветное творение итальянского танкопрома - "недотридцатьчетверка" Р-40. Программа постройки нового танка среднего типа, начатая в 1940 году, подразумевала создание более совершенной боевой машины, чем недавно принятый на вооружение “танк поддержки” М.11/39. Работы на таким проектом, получившем обозначение Р26, начались в конце 1940 года и продвигались с переменным успехом. Как и в случае с М.13/40 для этого танка была выбрана стандартная ходовая часть, но корпус и башню пришлось разрабатывать заново. Согласно техническому заданию масса танка ограничивалась 25 тоннами. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку.
Дополнительную тему для размышлений подбросило ознакомление с конструкцией советского танка Т-34, с которым итальянцам удалось ознакомиться осенью 1941 года во время пребывания CSIR на территории СССР. В первую очередь основное внимание уделили наклонному бронированию “тридцатьчетверки”, чего так не хватало итальянским и немецким танкам. Кроме того, интерес вызвал дизельный двигатель В-2.
В конце 1941 года представителям генерального штаба был предъявлен макет Р26. Внешне эта машина ещё сильно напоминала серийные средние танки, отличаясь от них лобовыми листами корпуса, установленными под значительным наклоном, и более приземистой башней. Военные потребовали доработать проект, в обязательном порядке оснастив его дизельным двигателем, аналогичным Т-34. первый прототип среднего танка был готов в начале 1942 года и представлен на испытания летом, когда Италия уже потеряла все свои владения в Северной Африке. Главным противником теперь стал американский средний танк М4 “Sherman”, который по толщине бронирования превосходил все итальянские машины, не только серийные, но и опытные. Впрочем, особых вариантов у фирмы Ansaldo не оставалось, поскольку в противном случае итальянская армия рисковала остаться вообще без новой техники.

Опытный образец сохранил ходовую часть от танка M.13/40, Корпус итальянского танка отдалённо напоминал корпус Т-34. Как и на советской машине лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона, однако борта были практически вертикальными. По толщине бронирования Р26 был также почти аналогичен Т-34. А вот компоновка была явно заимствована у немев. Трансмиссия и отделение управления располагались в передней части корпуса, боевое отделение – в средней, моторное – в задней части. Из-за того, что 420-сильный дизель в намеченный срок так и не был готов на танк пришлось установить бензиновый 12-цилиндровый мотор фирмы SPA 342 максимальной мощностью 330 л.с.
Вооружение Р26 состояло из 75-мм танковой пушки, которая в итальянской армии имела обозначение Cannone da 75/18 (т.е. длиной 18 калибров). Рядом с пушкой устанавливался 8-мм пулемет Breda mod.38. По сравнению с более ранними моделями боекомплект для пушки составлял 65-66 снарядов, для пулеметов – 567-600 патронов.
Экипаж Р26 включал 4-х танкистов: командира (он же стрелок), заряжающего, радиста и механика-водителя.После испытаний первого опытного образца было принято решение оснастить второй прототип 75-мм пушкой с длиной ствола 34 калибра. Такая же артсистема устанавливалась на самоходные орудия Semovente da 75/34, которые очень хорошо проявили себя во время боёв в пустыне. Скорострельность Cannone da 75/34 составляла 6-8 выстрелов в минуту.

Серийное производство танка Р26\40 (к этому времени они обозначались просто Р40) началось весной 1943 года, но к моменту капитуляции Италии ни один танк так и не покинул стен завода. Немцы смогли захватить 5 предсерийных машин и около 200 комплектов для выпуска серийной продукции. На совещании у Гитлера проходившем 23 сентября 1943 г., на котором обсуждалась тема трофейной итальянской техники, отмечалось, что среди других танков Р40 обладает лучшим бронированием, однако его пушка будет недостаточно эффективна для борьбы с танками союзников. Двигатель также планировали заменить на немецкий Maybach. Переоборудованные танки должны были поступить на вооружение четырех полков штурмовой артиллерии по 36 танков в каждом. Сразу же был выдан заказ на 75 Р40, а 5 октября заказали ещё столько же. В вермахте итальянский танк получил обозначение Panzerkampfwagen P40 737(i).
Согласно последним данным в 1943 г. итальянская промышленность выпустили 24 танка Р40 (из них 11 без двигателя), а в течении 1944-1945 гг. по немецкому заказу собрали ещё 48 танков с двигателями и 11 – без них. Таким образом, общее количество построенных в годы войны средних танков Р40 составило 101 экземпляр, последний из которых был получена 30 марта 1945 г.