Лексическая тема «Грибы. Конспект занятия по фэмп. лексическая тема «лес. грибы Лексическая тема грибы в старшей группе

Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Выучить названия грибов - подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, боровик, опенок, масленок, мухомор, моховик. Какой из перечисленных грибов лишний? Объясни почему.

2. Выучить названия ягод - черника, брусника, земляника, малина, ежевика, морошка, клюква. Рассказать, где растут эти ягоды. Разделить слова на слоги.

4. «Один - много» - назвать во множественном числе.

Боровик - боровики, Подосиновик -….., Подберезовик -…..,
Сыроежка -….., Лисичка -….., Мухомор -

5. Назвать существительные в родительном падеже (много чего?)

гриб - много грибов, лисичка - ….., боровик - …., шляпка - ….., сыроежка - ……, черника - ….., брусника -
малина -

6. «Назови ласково»:

Боровик - боровичок, Моховик - …., Корзина - …, Лес..,
Поляна - …

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет - ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника - красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Как растет клюква?
. Какие еще ягоды растут в лесу?
. Как они растут?
. Какая ягода невидима сверху?

8. Что приготовили?

Варенье из черники - черничное варенье, компот из брусники - …..,
Чай из земляники - …….., суп из грибов - …, икра из грибов - ……..

9. Объясни слова: ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК.



Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Отгадай загадки:
Вот стоит кто - то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке - горошки. (Гриб Мухомор)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Ягода клюква)

* Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички, опята, подберезовик, сыроежки, мухомор, черника, брусника, морошка, земляника, малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?

2. Объясни, почему гриб называется подберезовик?, подосиновик?(Потому, что он растет под березой, под осиной)

3. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул - столько в слове слогов.) КЛЮК - ВА, ГРИБ, Я - ГО - ДА, МА - ЛИ - НА.

4. «Один - много»

Гриб - грибы
. Подосиновик -
. Мухомор -
. Ягода -
. Лисичка -

5. Посчитай грибы до 5, правильно согласовывая слова: ГРИБ, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА. (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек)

(Старшая группа компенсирующей направленности)

Программные задачи:

1. Познакомить с образованием числа шесть и цифрой 6.

2. Развивать ориентировку в пространстве.

3. Актив. словаря: «учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами», «называть положение предмета – «рядом», «сбоку».

4. Закрепление представлений о времени (вчера, сегодня, завтра), навыка сравнения предметов по величине.

5.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое.

Познавательное развитие: активизировать мышление детей, ставить его перед необходимостью самостоятельно находить решение, используя имеющиеся знания.

Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, игровых моментов, поисковых вопросов.

Речевое развитие: развивать умение выражать свои мысли последовательно, вникать в суть полученной информации.

Физическое развитие: формировать осознанную потребность в двигательной активности.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность

воспитанников

Ожидаемый результат
1 Ребята, какое сейчас время года? По каким признакам мы узнаем о наступлении осени?

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы! (Иван Демьянов "Летят дождинки")

Слушают. Создание положительного эмоционального фона занятия.
2 А теперь отправляемся по грибы в лес. Да не в простой лес, а в геометрический.

Игра «на лесной полянке»

Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие деревья растут на полянке, какие грибы можно на ней найти. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрич. фигуры, конструктивных навыков. Воспитание навыков сотрудничества.
А теперь я буду собирать грибы, а вы будете их считать.

(Воспитатель собирает грибы, расставленные вне поля зрения детей, произнося слово «гриб», при находке каждого гриба.

Затем воспитатель предъявляет детям собранные грибы. (5)

Дети считают на слух.

дети считают их и выясняют, правильно ли они сосчитали слова.

Формирование умения считать на слух.
Посмотрите–ка, ребята, к нам за грибами прискакали белочки.

Сколько белочек? (5)

Хватит ли всем белочкам грибов?

Что можно сказать о количестве грибов и белочек?

Как это можно проверить? (С помощью счета и способами наложения и приложения.)

Проявление интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Прибежала еще белочка.

Больше или меньше стало белочек? (больше)

На сколько? (на 1)

Сколько же белочек стало? (6)

Как мы получили число 6?

Чего больше? Меньше? (выставить на полотне цифры, обозначающие кол-во грибов и белок. И поставить знак неравенства между ними: 5<6) Объяснить написание знака- уголок показывает на меньшее число).

Работа в тетради, написание знаков. (с.5)

Хватит ли теперь грибов?

Что нужно сделать?

Как получили число 6?

Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения. Закрепление умения уравнивать количество предметов путем прибавления.

Формирование графических навыков.

Динамическая пауза «На поляне дуб могучий»

На поляне дуб могучий

Ветви тянет прямо к туче.

(Встать на носки, потягивания – руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

(Наклоны вправо-влево с поднятыми руками.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!

Раз – грибок и два – грибок,

Положи их в кузовок.

(Наклоны вперед, вправо, влево.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей видно мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

(Прыжки из положения полуприсяда.)

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте).

Походили, порезвились

И на коврик опустились.

Дети выполняют движения согласно тексту Снятие напряжения.
3 Упражнение «Вчера, сегодня, завтра». Выполняют задание. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометр. фигуры.
Дидактическое упражнение «Сравни грибы».

Работа на ковре.

Выполняют задание. Формирование навыка сравнения предметов на глаз. Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке
5 А сейчас мы будем солить грибы на зиму.

Работа в тетрадях.

«Засоли грибы».

Дети выполняют задания. Умение ориентироваться по заданию, принятие задачи.
7 Рефлексия:

Предлагает рассказать о выполненных заданиях. Обобщить, рассказать чему научились на этом занятии.

Рассказывают о выполненных заданиях, о том, что нового узнали на занятии и чему научились. Проявление интереса и желание участвовать в развивающих играх математического содержания.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С. Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением « Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где же он?

-Кто?

-Подберёзовик.

-Какой?

-Мы с тобой шли?

- Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.

Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (…) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички - (…) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (…). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет - (…).

Домашние задания по лексической теме «Грибы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Грибы»

Предметы: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т.д.; поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.

Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться, вырастать.

Признаки: съедобный, ядовитый, грибной; цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый; размер: большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий…

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

мухомор (какой?) – …

2. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

гриб — грибы
подберезовик — …
шляпка — …
мухомор –
лисичка — …
пень — …

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

мухомор – нет мухомора
подберезовик — …
шляпка — …
шляпка –
поганка — …
пень — …

4. Посчитай:

один гриб, два …, три …, четыре …, пять …;

одна волнушка, две … , три …, четыре …, пять… .

5. Ответь на вопросы:

Где растут грибы:

под березой – подберезовик
под осиной – …
опенок – …

Что можно делать с грибами?

Как называется суп из грибов?

Как называют человека, собирающего грибы?

В какое время собирают грибы?

6.Что лишнее и почему?

Поганка, волнушка, шишка, мухомор.

Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

7.. Отгадай загадку. Выучи ее.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.

8. Нарисуй или приклей картинки с изображением грибов. Раздели их на 2 группы: съедобные грибы и несъедобные грибы. Покажи и назови части: шляпка, ножка.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)