Как зовут сатина из пьесы на дне. Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения. Образ героя в произведении

Сатин — один из центральных образов пьесы М. Горького «На дне», антипод страннику Луке. До ночлежки Сатин работал телеграфистом, выступал на сцене, потом отсидел 4 года в тюрьме за то, что заступился за сестру: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу».

Теперь он — карточный шулер. По репликам героя и замечаниям других персонажей понятно, что Сатин образованнее прочих, умнее, многое читал и знает.

Он жесток в оценках «соседей», разоблачает «вымыслы» Луки: Клещу, продавшему все инструменты (а с ними — надежду на нормальную жизнь) советует успокоиться и просто «обременять землю», Актёру говорит, что бесплатных лечебниц для алкоголиков не бывает. Однако Сатин горячо заступается за Луку, когда ночлежники обвиняют старца во лжи. Герой признаётся, что странник подействовал на него, как кислота на старую заржавленную монету.

Характеристика героя

(К.С. Станиславский в роли Сатина, сцена из спектакля МХТ по пьесе М.Горького "На дне", 1902 )

В отличие от других Сатин уже не мечтает что-то изменить, понимает всю глубину и безнадёжность падения. Потому он весел, не скулит и не жалуется, к людям равнодушен: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется…» — значит, и нечего стыдиться их: живи как хочется.

Кажется, Сатин мало видит различий между ночлежкой и прочим — благополучным — миром. В ночлежке люди страдают от безделья, бесприютности, сознания своей никчёмности. В «благополучном» мире люди — рабы, рабы условностей, порядков, работы: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

Сатину надоело всё мироустройство — слишком однообразное, несправедливое, предсказуемое. Это проявляется символически в его игре словами: он любит произносить малоупотребительные слова, изменять их: «Надоели мне, брат, все человеческие слова… Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова…»

(Старая открытка с диалогами из пьесы "На дне" Горького )

Сатин — герой-резонёр, перекочевавший из пьес классицизма в реализм. Горький, в ту пору — романтик, вкладывает в уста героя много высоких фраз, апофеоз которых: «Человек — это звучит гордо».

О каком человеке говорит Сатин? О Бубнове? О Насте? О Клеще? Вокруг него нет «предметов» для гордости и не о жителях ночлежки речь. Сатин говорит о другом — свободном и гордом человеке, который «за всё платит сам», «кто сам себе хозяин».

Высокие и — чего уж тут стесняться — пустые пока слова обращены в какое-то далёкое будущее. В Сатине — зачатки революционных настроений, ведь существующий мир и «человеки» для героя безнадёжны.

Образ героя в произведении

Сатин — единственный герой, который способен оттолкнуться от «дна», чтобы выбраться на поверхность. В нём есть силы, просто он пока — в отличие от прочих — не хочет «подниматься».

Он единственный, кто не обманывается насчёт своего положения, не мечтает впустую и не презирает других из-за своих бед — он к ночлежникам просто равнодушен. К добровольной «миссии» Луки Сатин относится скептически: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви... мертвецы не слышат!» Но Лука его заинтересовал: старец, подбадривая других, косвенно пробуждает в Сатине уже забытое чувство собственной значимости и силы.

Тогда и возникают эти монологи о свободе, гордости человека, о его безграничных возможностях, о желании творческого, а не рабского труда. Сатин говорит за Горького, выражает его романтические, пока воздушные и безосновательные, но побуждающие к жизни мысли.

Что-то в жизни должно измениться, чтобы такие, как Сатин, «оторвались» от дна, стали работать, созидать, а не просто обворовывать и обманывать людей.

Что?.. Устройство общества. Сатин завуалированно декламирует революционные лозунги. И его легко представить в рядах матросов, солдат, рабочих, которые разрушат привычный мир с его привычными словами.

На уроке литературы у нас произошло знакомство с произведением Горького На дне. Изучив пьесу, мы познакомились с разными образами людей, которых сложно отнести к какому-то из слоев общества. Это лишние люди, которыми их сделала не судьба, а они сами, потеряв всякий смысл жизни, так и не сумев в нее вернуться, опустились на самое дно. Одним из таких людей является Сатин, образ которого описывает Горький в своей пьесе На дне.

И образ Сатина сделать не сложно. Ведь для этого достаточно хоть немного познакомиться с произведением Горького. Из него мы узнаем часть прошлой жизни Сатина героя и его настоящее. В прошлом он не был на дне общества. Сатин был начитанный человек, работающий телеграфистом. Его можно было назвать компанейским, веселым и жизнерадостным, но в его жизни все круто поменялось, когда заступаясь за сестру, Сатин убивает человека. Таким образом он попадает в тюрьму, а после тюремного срока он так и не смог или просто не хотел себя заново реализовать, поэтому и опустился но самое дно.

Образ Сатина

Знакомясь с Сатиным, мы видим необычность и уникальность данного героя. Он выделяется из толпы, и прежде всего своими умными словами. Если бы не один случай, может он никогда и не оказался в ночлежке, но судьба послала испытание, которое он не смог пройти. Таким образом Сатин из успешного человека, у которого были перспективы в будущем, превращается в отброс общества. Он падает на дно и становится ненужным человеком, который предпочитает теперь ничего неделание.

Характеристика Сатина

Продолжая давать характеристику Сатину по произведению Горького На дне, мы видим, как он попадает в ночлежку, становится шулером, у него пропадает желание честно трудиться. Другим Сатин советует ничего не делать, а лишь обременять жизнь. Выйдя из тюрьмы, он впадает в апатию, и отгораживается от реальности. И ему так удобно. На дно он опускается по собственной воле, прожигая свои способности в вине и карточных играх. Сатин равнодушен к другим и для него нет нравственных ценностей. Как и другие герои, он рассуждает о жизни и о правде. По мнению Сатина ложь и сострадательные слова делают человека жалким, и никак не облегчают страданий. Поэтому он и не поддерживает взгляды Луки, который разбрасывался утешительными словами и обещаниями лучшей жизни.

Роль Сатина в пьесе

Говоря о роли Сатина в пьесе, можно с уверенностью сказать, что она одна из важных. Ведь именно Сатин выражал авторскую позицию во многих аспектах. Поэтому только этому шулеру и смог доверить писатель знаменитый монолог о человеке, и о том, что звучит данное слово гордо. Человека нужно уважать, и никак не унижать жалостью. Читая произведение, понимаешь, что речь Сатина не совсем совмещается с его ролью. Как-то не укладывается в голове, что именно шулеру доверено воспевать правду. Но тут все объяснимо. Сам Сатин говорит, что даже шулер имеет право говорить красиво. Ведь могут же себе позволить порядочные говорить как шулера.


В драме «На дне» М. Горький размышляет о том, что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Сторонником горькой правды, носителем идеи ее величия, является Сатин.

Сатин – обитатель ночлежки, в которой живут люди, опустившиеся «на дно» жизни. Герой попал в нее после тюрьмы, в которой побывал из-за того, что убил обидчика сестры, отстаивая ее честь. Сам герой говорит, что в прошлом он был образованным человеком, работал телеграфистом, много читал. Именно этому герою выпадает роль проповедника, именно он спорит с Лукой о том, что человека жалеть нельзя, это унижает его, а человек – «это звучит гордо». Он противостоит Луке, который считает, что правда не лечит душу человека, она жестока, а вот ложь утешает.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Сатин отстаивает свое мнение и пытается убедить других ночлежников в ее правильности, правда для него – «бог свободного человека».

Но в то же время образ его очень неоднозначен. Он подговаривает Пепла убить мужа Костылевой, а затем во многом провоцирует это убийство и даже сам затем бьет Костылева. Сатин равнодушен к людям, к нравственным ценностям. Единственный выход из ночлежки для ее обитателей лежит через труд, но Сатин отвергает работу. Он – карточный шулер и живет на деньги, заработанные в играх. Образование, полученное раннее, он не использует, а сознательно встает на нечестный путь. Честь и совесть для него – понятия чуждые, он считает, что они нужны только богатым.

В монологах Сатина звучат правильные мысли, воспевающие человека и его достоинство. Но в то же время сам Сатин не кто иной, как обычный шулер, отвергающий мораль. Он не только сам живет «на дне», но и способствует моральному разложению других.

Таким образом, неоднозначность образа Сатина заключается в том, что он хоть и носит правильные идеи, но сам им не следует, противоречит им.

Обновлено: 2017-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сатин – один из обитателей ночлежки в пьесе «На дне», бывший телеграфист. У этого человека своя жизненная философия. Этим он отличается от многих других постояльцев. Он часто употребляет в речи умные словечки, например «макробиотика», что указывает не его образованность. Он и сам признается, что в прошлом много книг прочитал. Имени героя автор не называет, но известно, что раньше он был веселым и жизнерадостным парнем. Любил плясать, играть на сцене и смешить людей.

Его жизнь резко переменилась после того, как он из-за сестры убил человека. Сатин провел пять лет в тюрьме, после чего оказался в ночлежке и стал сознательно губить свою жизнь. Он стал апатичным и пассивным, пропагандирует ничего не деланье. Со стороны кажется, что ему живется легко, ведь он ничего не делает, лишь насмехается над всеми и говорит им не всегда приятную правду. В действительности, таким способом он отгораживается от реальности, понимая всю ничтожность своей жизни. Со временем Сатин пристрастился к картам и алкоголю. Именно он противопоставлен Луке и его «утешительной лжи». В то время как странник всех жалеет и говорит им утешительные слова, часто являющиеся ложью, Сатин опровергает это. Он говорит, что сострадательный гуманизм унизителен, он ущемляет свободу человека и делает его жалким рабом.

Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки - наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки - это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников... Лука - носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.

Странников на Руси всегда было предостаточно. При анализе пьесы на дне характер Луки - странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Лука - неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел...», «ни одна блоха - не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству...

В сочинении на тему образ Луки - это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.

В то же время образ Луки - и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука - мужичонка, странник, святая душа, балагур - вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист - живой».

Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки - «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят - как лучше...») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.

По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения - это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), - этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.

Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука - вот парадокс его деятельности! - в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы - это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.

В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1

Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел - под воздействием Луки - произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я - не каюсь... в совесть я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...»

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть-а всегда своей цены стоит», «Человек - все может... лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек-это звучит гордо.

По характеру Сатин - не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(«Понять хочется дела-то человеческие...»), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.