Замок ланже франция краткая информация. Замок Ланже во Франции {0}. Смотреть что такое "Ланже" в других словарях

Оноре де Бальзак

Герцогиня де Ланже

(История тринадцати - 2)

Посвящается Францу Листу

В испанском городке, на одном из островов Средиземного моря, стоит монастырь Босоногих кармелиток, где суровый устав ордена, основанного святой Терезой, и весь распорядок, введенный этой замечательной женщиной, сохранились в своей первоначальной строгости. Сколь это ни странно, но это действительно так. В то время как почти все религиозные обители на Пиренейском полуострове и на материке были потрясены до основания или разрушены бурями Французской революции и наполеоновских войн, на этом острове, находящемся под защитой английского флота, монастырь со своими мирными обитателями уберегся от волнений смутного времени и от конфискаций. Всевозможные бури, бушевавшие в первые пятнадцать лет девятнадцатого века, неизменно разбивались об эту неприступную скалу, расположенную неподалеку от берегов Андалузии. Если имя императора, гремевшее повсюду, и донеслось до островка, то вряд ли благочестивые девы, преклонявшие колена в стенах монастыря, способны были понять фантастическое великолепие его триумфов и ослепительное величие его судьбы, подобной метеору. Нерушимая суровость монастырской жизни прославила эту обитель во всем католическом мире. Привлеченные строгой чистотой устава, туда стекались из отдаленных мест Европы скорбящие женщины, которые, порвав земные узы, возжаждали этого медленного самоубийства в лоне Божьем. И в самом деле, не было монастыря, более способствующего тому полному отрешению от мирских соблазнов, какого требует монашеское житие. А ведь на континенте существует немало обителей, великолепно расположенных в соответствии с их назначением. Одни скрыты в глубине уединенных долин, другие гнездятся на скалистых вершинах или висят над краем пропасти. Повсюду человек стремился к поэзии бесконечности, к торжественному ужасу безмолвия, повсюду он хотел быть ближе к Богу; он искал его на горных высотах, на дне пропастей, на крутых обрывах - и находил его повсюду. Но нигде, кроме этого полуевропейского-полуафриканского утеса, не могло так согласно сочетаться столько разнородных условий, помогающих возвыситься душою, успокоить мучительные волнения, смягчить порывы страстей, предать глубокому забвению все житейские заботы. Монастырь был построен на краю острова, на самой вершине скалы, часть которой, под действием какого-то геологического переворота, однажды откололась и обрушилась со стороны моря, обнажив острые края каменных напластований, чуть подточенных морем на уровне воды, но совершенно неприступных. Самые подступы к скале защищены длинной грядой подводных камней, меж которых играют сверкающие волны Средиземного моря. Только с моря можно увидеть четыре корпуса квадратного сооружения, форма которого, высота, расположение дверей и окон в точности предписаны были монастырскими правилами. Со стороны города церковь совершенно закрывает собою массивные строения монастыря, с крышей из каменных плиток, прекрасно защищающей от порывов ветра, проливных дождей и солнечного зноя. Церковь, воздвигнутая щедротами одного испанского рода, высится над домами. Смелое изящество ее фасада придает красоту и значительность этому приморскому городку. Не являет ли собою зрелище всего земного величия этот город, тесно сомкнувший кровли домов, расположенных вокруг живописной гавани почти правильным амфитеатром, над которым высится великолепный портал с готическим триглифом, с легкими башенками и звонницами, с вырезными шпилями? Ведь это образ религии, господствующей над жизнью, неустанно указующей людям и цель их земного бытия и средства к ее достижению, - притом поистине испанский образ! Представьте себе эту картину над простором Средиземного моря, под палящим солнцем; прибавьте несколько пальм и буйные заросли низкорослых деревьев, сплетающихся своей трепещущей зеленой листвою с недвижными каменными листьями архитектурного орнамента; вообразите бахрому белой пены на рифах, оттеняющей сапфировую синеву воды; полюбуйтесь на галереи, на усаженные цветами высокие домовые террасы, куда жители выходят подышать вечерней прохладой между вершинами деревьев, разросшихся у домов, в маленьких садиках; взгляните на гавань, где стоит на причале несколько парусников; прислушайтесь, наконец, в безмятежной тишине вечереющего дня, к музыке органа, к церковному пению, к чудесному перезвону колоколов, разносящемуся над морским простором. Повсюду звуки и тишина, а чаще всего - ни звука, полная тишина.

Внутри церковь разделялась на три нефа, таинственных и тёмных. Опасаясь ярости ветров, архитектор, вероятно, не решился возвести при наружных стенах боковые полуарки - почти повсеместное украшение соборов, - под которыми обычно помещают капеллы; поэтому стены боковых приделов, служащие опорой кораблю здания, не пропускали дневного света. Толстые глухие стены, казавшиеся снаружи глыбами серого камня, поддерживались на равном расстоянии массивными контрфорсами. Главный неф и маленькие боковые галереи освещались единственным круглым окном с цветными стёклами, изумительно искусно вправленным в каменную резьбу портала, выгодное расположение которого потребовало роскоши кружевного орнамента и скульптурных украшений, свойственных архитектурному стилю, неправильно называемому готическим. Большая часть помещения во всех трех нефах была отведена для горожан, приходивших сюда слушать церковную службу. За решёткой, отделявшей клирос, висел тёмный сборчатый занавес, едва раздвинутый посредине - так, чтобы можно было видеть только алтарь и священника. Решётка через равные промежутки была разделена колоннами, на которых был утверждён настил для органа. В соответствии с убранством храма с внешней стороны это пространство окаймлялось деревянными резными столбиками галереи, поддерживаемой колоннами главного нефа. Даже если бы какой-нибудь любопытный и дерзнул забраться на эту узенькую галерею, ему не удалось бы рассмотреть на клиросе ничего, кроме однообразного ряда цветных стрельчатых окон в форме вытянутого восьмиугольника, расположенных полукругом над главным алтарём.

Во время похода французов в Испанию, предпринятого для восстановления власти короля Фердинанда VII, уже после того, как был взят Кадис, один французский генерал, прибывший на остров, чтобы привести его жителей к признанию королевского правительства, задержался там на несколько дней с целью осмотреть монастырь и нашёл способ туда проникнуть. Разумеется, это было весьма щекотливое предприятие. Но человека больших страстей, чья жизнь являлась, можно сказать, чередой воплощённых поэм, человека, который всегда сам переживал романы, вместо того чтобы их писать, - словом, человека действия, - должна была прельстить эта, казалось бы, невыполнимая с виду задача. Добиться, чтобы перед ним растворились ворота женского монастыря? Едва ли архиепископ или даже сам папа разрешил бы это. Употребить хитрость или силу? Это значило бы в случае разоблачения лишиться звания и навсегда испортить свою военную карьеру, не достигнув притом цели. Герцог Ангулемский находился ещё в Испании, и если другие проступки главнокомандующий мог бы простить своему любимцу, то уж за этот он покарал бы беспощадно. Генерал сам добивался поездки на остров, стремясь удовлетворить своё любопытство в одном тайном вопросе, хотя такое предприятие было как нельзя более безнадёжным. На эту последнюю попытку он решился для очистки совести: обитель кармелиток была единственным монастырём Испании, где до сих пор он не произвёл ещё розысков. Во время переправы на остров, длившейся не более часа, в его душе возникло радостное предчувствие. А позднее, пускай он видел только стены монастыря, пускай не мог уловить взглядом даже платья какой-нибудь монахини, мелькнувшего вдалеке, и слышал только пение литургии, все же у этих стен, в этих песнопениях ему мерещились едва уловимые приметы, которые подкрепляли его слабую надежду. Как ни смутны были эти странные, необъяснимые подозрения, но никогда ещё страсть не овладевала человеком с такою силой, с какой любопытство овладело генералом. Впрочем, для сердца не существует ничтожных происшествий - оно возвеличивает все; для него на чашки одних и тех же весов падает и четырнадцатилетняя империя и женская перчатка, и почти всегда перчатка перевешивает империю. Ну вот, таковы были голые факты. Чувства, крывшиеся за ними, получат объяснение позднее.

Одна из самых ярких и интересных достопримечательностей департамента Эндр-и-Луара средневековый замок Ланже (Château de Langeais) находится в центре одноименного города в исторической области Турень.

Королевская собственность

Замок Ланже был заложен в X в. основателен королевской династии Плантагенетов графом Анжу Ф. Нерра. Он располагается на скалистой возвышенности над долиной Луары, откуда было удобно контролировать ближайшие окрестности.

В XII в. старая крепость была перестроена его знаменитым потомком — английским королём Ричардом Львиное Сердце. В 1206 году в результате феодальной войны, которую Филипп Август вёл с графами Анжу, замок вместе с соседними земельными владениями был присоединён к французской короне.

Во время Столетней войны большая часть замка Ланжу была разрушена англичанами. В 1460 году Людовик XI распорядился восстановить замок. Надзор над работой над проектом и строительством замка был поручен первому мэру Тура Ж. Брисонне и казначею короля Ж. Борру.

Одним из значительных событий в истории замка стало бракосочетание Карла VIII с А. де Бретон, итогом которого стало присоединение герцогства Бретань к французской короне.

Время больших перемен

До XVII в. Ланже по-прежнему принадлежал королевской семье, но в последующие годы его владельцы часто менялись. На рубеже XVIII-XIX столетий замок находится в заброшенном состоянии. После смерти его последнего владельца герцога Ш-Ф. де Люиня часть замка была разобрана и распродана на стройматериалы. В сохранившемся здании предполагалось разместить городскую ратушу, но эти планы не осуществились из-за высокой стоимости проекта.

В 1839 году замок Ланже покупает К. де Барон. К этому времени в нём располагались конюшня жандармерии, кантональная тюрьма и мировой суд. Прилегающий к замку парк был разделён на 60 участков, занятых виноградниками и фруктовыми садами.

За счет личных средств новый владелец восстанавливает замок эпохи Ренессанса и создаёт в нём небольшой музей на основе собственной коллекции. Через 30 лет это собрание было продано сыном К. де Барона в счёт погашения долгов.

В 1886 году замок приобретает банкир М. Ж. Зигфрид, который постепенно реставрирует поместье Ланже в течение почти 20 лет. В 1904 году он уступает права на замок Институту Франции.

Особенности архитектуры

Замок Ланже занимает достойное место среди памятников истории и культуры, в архитектуре которых сочетаются стили средневековой эпохи и периода Ренессанса. О раннем периоде истории замка напоминает старая квадратная башня ‒ донжон Фулька Чёрного. Эта его часть считается самой древней сохранившейся каменной крепостью французского Средневековья.

Хорошо также сохранились высокая шатровая крыша, подъёмный мост, зубцы башен, замысловатый резной декор каминов. Обращённый к саду западный фасад замка украшен декоративными элементами по образцам архитектуры дворцов итальянского Возрождения.

Музей и парк

В современном замке Ланже сейчас размещается депозитарий архива Института Франции, небольшой отель для туристов на пять номеров и музейная экспозиция искусства средних веков и Возрождения. В залах замка представлены собрания коллекция гобеленов XV-XVI вв из цикла Neuf Preux, изготовленных в мастерских Обюссона. Сюжетом для изображенных на них картин послужили сцены из жизни первых христиан, воплощающих идеалы рыцарства.

В 2003 г собрание музея пополнили гобелены, подаренные ему антикваром Ж. Боккадор. Сюжетом для созданных в мастерской Felletin произведений искусства послужили события битвы при Пуатье.

За время посещения замка туристы знакомятся с повседневной жизнью королевского двора XV-XVI вв. и могут стать свидетелями исторической реконструкции свадьбы Анны Бретонской и Карла VIII.

Прогулка по аллеям замкового парка среди секвой и кедров с посещением живописно расположенных беседок или расположенных на 6 уровнях смотровых площадок домика на дереве с потрясающим видом на парк, руины часовни XI в. и долину Луары

В парке также регулярно проводятся выставки под открытым небом. В 2017 году темой одной из них стала «Растения и добродетель в Средние века». Природную экспозицию из живых растений дополнили увеличенные репродукции рисунков из старинного гербария с поясняющими надписями.

Как добраться

Адрес: Place Pierre de Brosse, Langeais
Телефон: +33 2 47 96 72 60
Сайт: chateau-de-langeais.com
Время работы: 9:00-19:00

Цена билетов

  • Взрослый: 9 €
  • Льготный: 7.50 €
  • Детский: 5 €
Обновлено: 17.08.2017

Замок Ланже находится во французском департаменте Эндр и Луара. Замок расположен на уступе, который возвышается над Долиной Луары, в 24 километрах от города Тура.

Замок является одним из старейших – он был основан графом Анжуйским Фульком Чёрным в 992 году. Первый замок был выполнен из дерева, в стиле мотта и бейли. Земли принадлежали графу Анжуйскому, но контролировал территорию Эд I, граф де Блуа. Он попытался захватить ещё строящийся замок, но потерпел неудачу, а Фульк Чёрный решил ещё сильнее укрепить свой будущий замок и пристроил цитадель, руины которой сохранились и по сей день. Этот донжон является одним из самых ранних примеров архитектуры романского стиля в этом регионе. Строительство было закончено в 994 году и, если судить по низко заложенному фундаменту и толщине стен крепости, то можно предположить, что работы велись в большой спешке.

Уже весной того же года Эд I предпринял вторую попытку захватить замок Ланже, на этот раз к нему присоединились войска его союзников – нормандцев, аквитанцев, фламандцев. Фульк Чёрный обратился за помощью к королю Гуго Капету. Осада замка продолжалась до лета, и Фульк уже был готов сдаться, если бы не подошедший отряд, посланный королём.

Однако междоусобная война между двумя графами не закончилась, в 995 году началась очередная осада замка Ланже, затянувшаяся до следующего года и закончившаяся только с внезапной смертью Эда I от болезни. В результате этого Фульк Чёрный взял под свой контроль Тур и другие оборонительные сооружения на Долине Луары, в том числе и известный замок Монсоро.

Но в 1016 году феодальная война между графами Анжуйскими и Блуа разгорелась вновь, и на этот раз Фульк Чёрный потерпел поражение – он потерял контроль над своими замками, в том числе и над замком Ланже. Фульку удалось вернуть себе этот замок к 1032 году, но уже вскоре Эд II де Блуа захватил его опять.

В 1037 году после смерти Эда II Фульк Чёрный попытался отвоевать себе замок Ланже, осада продлилась больше года, но результата не принесла. Вместо своего бывшего замка Фульку удалось захватить замок Шинон, находящийся неподалёку.

В конце XII века замок Ланже был расширен королём Англии Ричардом Плантагенетом (известным как Ричард Львиное Сердце). Но в 1206 году замок был отбит королём Франции Филиппом II. Английские войска разрушили замок Ланже во время Столетней войны, а в 1465 году французский король Людовик XI приказал его отремонтировать и достроить. Основная часть замка построена как раз в это время.

6-го декабря 1491 года в главном зале замка Ланже произошло бракосочетание короля Франции Карла VIII и Анны Бретонской, ознаменовав вечный союз между Францией и Бретанью.

В 1886 году замок Ланже приобрёл Жак Зигфрид, который начал масштабные реставрационные работы. Он также разместил в замке серию шпалер и изысканную мебель. Зигфрид завещал замок Институту Франции, который владеет им и по сей день. Замок Ланже является памятником истории и культуры, сейчас в нём находится музей.


Где находится : Долина Луары, 24 км от Тура.
Как работает : в феврале и марте 9.30-17.30; в июле-августе 9.00-19.00; с ноября по январь 10.00-17.00; остальное время года 9.30-18.30.

Как добраться :
- из Тура 4 раза в день ходят поезда, время в пути 20 минут, цена билета 5 евро, станция находится в 500 м от замка;
- на авто: дорога N10, далее по D57 до Azay-le-Rideau, далее по D57, либо А10 до съезда №20 и далее по указателям.

Цена вопроса : 8.50 (5) евро, до 10 лет – бесплатно.

История

Географическое положение Ланже было оценено еще в галло-римскую эпоху, что подтверждает факт размещения здесь военного лагеря римлян. Стены Ланже выдержали не одну осаду, свидетельство чему – руины башни Х века, которую построил Фульк Нерра III герцог Анжуйский, прозванного в свое время "Черным соколом". Это был классический феодальный разбойник: жестокость, вероломство и цинизм, поставленные на службу его ненасытному желанию власти, сочетались у него с суеверной набожностью, пределы которой не знали границ и стали достоянием легенд. Он обладал также выдающимися качествами стратега и политического деятеля, которые обеспечили пятьдесят лет успеха этому основателю анжуйской династии.

В правление Гуго Капета Фульк захватил владения Эда I, графа Блуа и Тура, и воздвиг эту крепость как опорную точку на высоком утесе, омываемом водами Луары и Румер. После его смерти в 1040 году продолжалось непреодолимое восхождение дома Анжу, получившее свое кульминационное завершение в 1154 году, когда граф Генрих Анжуйский, прозванный Плантагенетом, был коронован королем Англии. При этом правнуке Вильгельма Завоевателя, взявшим в жены Элеонору Аквитанскую, Ланже становится аванпостом его огромных французских владений, которые включали Долину Луары, Нормандию и Аквитанию. Монархия Капетингов имела жалкий вид по сравнению с могуществом своего вассала. Во вспыхнувшей борьбе ей, однако, удалось одержать победу благодаря междоусобным распрям Плантагенетов, которыми ловко маневрировал Филипп-Август.

Воспользовавшись убийством герцога Бретонского, в котором был обвинен Иоанн Безземельный, сын Генриха Плантагенета, Филипп-Август, ободренный своими победами, приказал предстать Иоанну перед Судом Парижа и лишил его французских владений.

С тех пор Ланже стало частью королевского домена, хотя оно неоднократно уступалось в качестве залога. Так, в 1218 году замок перешел к Гуго Х де Лузиньян, женившемуся на Изабель, вдове Иоанна Безземельного.

В течение XIII века крепость Ланже постоянно сменяет своих владельцев: Гийом де Рош, Гуго де Лузиньян, Альфонс Французский – брат Святого Людовика, Пьер де ла Бросс –камергер Филиппа Смелого, который по обвинению в связях с королем Кастилии, находившейся в состоянии войны с Францией, был в 1278 году повешен в Монфоконе.

Во время Столетней войны Ланже некоторое время находился в руках англичан. В 1428 году они его покинули – с условием, что "замок будет снесен, за исключением большой башни". Людовик XI восстановил укрепление в 1460 году.

Уверенный в необходимости воздвигнуть в этих местах новую крепость, Людовик XI дал распоряжение о начале строительных работ своему ближайшему советнику Жану Бурре, который выполнял обязанности "капитана Ланже". Жану Брисонне, интенданту по финансовым делам, мэру города Тура, была "поручена оплата сооружений и зданий замка Ланже" с 1465 по 1467 гг.

Новое здание с его высокими стенами и узкими окнами с каменными перекрестиями, с тремя круглыми башнями и поясом из зубцов и машикулей представляет собой совершенный образец мощного и сурового укрепленного замка. Характерной чертой фасада является непрерывный дозорный пояс (130 м длиной), который на одном и том же уровне опоясывает все здание, включая башни. Целью короля, предпринявшего реконструкцию замка, было обезопасить с Запада королевские владения Тура, Плесси-ле-Тура и Амбуаза, жизненно важных центров правления. С востока их закрывал Шомон, с юга – Шинон и Лош.

16 декабря 1491 году в Ланже состоялось событие, навсегда поставившее Ланже в ряды знаменитых луарских замков – бракосочетание Карла VIII и Анны Бретонской, в результате которого к Франции было присоединена Бретань. Этот супружеский союз потряс всю европейскую политику. Герцогиня Анна была уже обвенчана по доверенности с Максимилианом Австрийским, императором Священной Империи, а Карл VIII обручен с его дочерью Маргаритой Австрийской, которая воспитывалась при французском дворе ввиду предстоящего замужества.

Регентша Анна де Боже, стремившаяся присоединить Бретань к королевству и усматривавшая опасность в том, что Бретанью может завладеть император (даже если он, в качестве герцога Бретонского, был бы только вассалом короля), стала инициаторшей этого брака. Как пишет Брантом, "Карл, поразмыслив, что иметь такого могущественного сеньора в своем королевстве было бы очень опасно, взял упомянутую Анну у Максимилиана, своего соперника, и женился на ней". События разворачивались с необычайной быстротой: в Рене, осажденном французскими войсками, Карл VIII был представлен герцогине только за несколько дней до свадьбы. Чтобы не попасть в руки сторонников императора, принцесса тайно прибыла в замок, где ее уже ждал король. Эта свадьба походила на похищение. В основных пунктах брачного контракта оговаривалось присоединение Бретани к Франции, и, чтобы сделать это более надежным, выдвигалось требование для королевы, в случае если король умрет первым и не будет иметь наследников, выйти замуж за его преемника. Так и произошло: второй брак соединил ее с Людовиком XII. Хроникеры оставили нам описание ослепительных торжеств, которыми сопровождалась церемония.

С тех пор замок Ланже больше не упоминался на страницах великой Истории. Отметим, как анекдотические версии, пребывание в замке Карла IX 19 ноября 1565 года и Людовика XIII – в первых числах октября 1627 года перед осадой Ла Рошель.

В 1631 году замок переходил в виде заклада к разным влиятельным семьям, но они были лишь пользователями, замок оставался собственностью короля. Так, его временной хозяйкой была Луиза Лотарингская, дочь герцога де Гиза, которая вскоре уступила его маршалу, маркизу д"Эффиат, барону де Сенк-Марс и отцу фаворита Людовика XIII, который был обезглавлен в 1642 году.

В 1765 году потомки маркиза уступили его барону де Шамшеврье, но герцог Ле Люинь снова завладел им с помощью "феодального выкупа". В 1797 году Ланже, совершенно не пострадавший во время революционных волнений, купил богатый торговец из Тура – Шарль-Франсуа Муазан, при котором замок пришел в запустение. Новый владелец распродал участки у стен замка под частное строительство, а зал первого этажа сдал в аренду под конюшню.
Замок, выкупленный в 1839 году парижским стряпчим Кристофом Бароном, подвергся серьезной реставрации. В некоторых случаях изменения носили фантазийный характер, как например протяжение машикулей по всему фасаду внутреннего двора и украшение кружевным узором выступов крыши.

В 1886 году Ланже выкупил Жак Зигфрид и посвятил реставрации 20 лет жизни (наиболее существенной является переделка интерьеров), а затем в 1904 году подарил замок Институту Франции. Реальная опасность, что это выдающееся национальное сокровище будет куплено каким-нибудь богатым заокеанским любителем и камень за камнем вывезено в Америку, побуждает Институт выполнять ответственную миссию по сохранению этого памятника огромных размеров. Постоянное развитие туризма, включение Ланже в кольцо замков Луары должны дать возможность Фонду Зигфрида не только поддерживать замок в хорошем состоянии, но и периодически проводить необходимые реставрационные работы. Институт Франции организует на правах полной автономии некоторые реставрационные работы при содействии "Национальной Кассы Исторических памятников".

В 1924 году, а затем в 1938 году дочь донатора – Аньес Зигфрид, пополнила дар своего отца большим парком, который раскинулся на западе Долины Луары с жилыми постройками по склонам холмов, и дорогой на северо-западе, которая ведет на плоскогорье. С этой стороны памятнику обеспечена широкая поддержка и защита. А на востоке и севере к замку тесно подступает старый город, который является "подходящим окружением".

По замку

В парке замка сохранились руины самого старого во Франции каменного донжона (944 год).

Вход в замок открывался подъемным мостом. В композицию главного крыла помещен массивный донжон. Конечно, согласно традиции задуманный план композиции был квадратным, но осуществлено только два крыла. В донжоне мог размещаться гарнизон замка.

Еще и сейчас в замок входят по подъемному посту, который охраняется двумя мощными башнями.

От этого донжона, имеющего форму вытянутого прямоугольника, сохранились только восточная и северная стены, две другие обрушились в 1841 году. Это один из первых донжонов, построенных в камне в начале средневековья, и, по-видимому, наиболее древний из всех сохранившихся до наших дней. До этого времени в строительстве фортификационных укреплений использовалось преимущественно дерево. Некогда донжон окружал вал со рвом, существовал перекидной мост. В конструкции донжона использовались приемы галло-римской эпохи, оказавшиеся здесь крайне живущими. Дело в том, что к моменту постройки сохранялось еще много античных сооружений, которые и являлись естественными примерами для следующих эпох. Нижний ярус забит балластом (каменными глыбами) для прочности. Другие ярусы приспособлены для жилья сеньора и его семьи. Вход был возможен только по приставной лестнице, он вел на второй ярус. Третий ярус – основное жилое помещение. Стены донжона имеют толщину до полутора метров. Они выложены из бутобетона, облицованы грубо тесаным камнем. По углам имелись контрфорсы. Две стены рухнули в середине XIX века, но и оставшиеся, восточные, все еще впечатляют своими размерами. Это внушительное феодальное укрепление, которое позволяло судить о воинской деятельности его владельца.

Ланже долгое время сохранял значение замка, защищая дорогу от Тура в Бретань, этим и было определено отличие внешних и внутренних фасадов возведенного нового замка. Все стены, выходящие на внешнюю сторону замка, имеют подчеркнуто крепостной характер, внутренние же в большей степени напоминают ренессансный дворец. Большие окна открываются во внутренний двор, но украшение их весьма скромно. В строительстве использовался сероватого тона камень, несколько усиливающий своим цветом кажущуюся суровость облика всего сооружения.

Единство стиля, которому замок обязан быстрыми темпами строительства, сохранилось на века. Занимавшие его до 1641 года временные хозяева являлись лишь пользователями и не были заинтересованы во вложении средств на обновление замка, который оставался собственностью короля. А в дальнейшем многие попытки реконструкции терпели неудачу, возможно, из-за размеров и мощности конструкции.

Интерьер капеллы замка.

Дело обстояло иначе с внутренней отделкой, и Жак Зигфрид, пытавшийся возродить культ прошлого и влюбленный в этот старинный замок, хотел придать его интерьерам вид, который они имели во времена его первоначальной постройки.

Зал гвардейцев с двумя бронзовыми светильниками А. Дюрера.

Чтобы осуществить свой замысел, он заручился помощью молодого талантливого архитектора Люсьена Руа и наиболее известных археологов, таких как Палюстр, Фульк, Шпитцер, Пейр и Боннафе. В неустанных попытках восстановить историческую точность было отдано предпочтение стилю "пламенеющей готики". Мебель и деревянные панели были частично оригинальными, частично копиями с оригинальных изделий. Плиточная облицовка полов, различная в разных залах, была выполнена по образцам XV века или по картинам той эпохи (она является наиболее существенным элементом реставрации); мебель же, за некоторым исключением, является старинной. Шкафы, лари, серванты датируются либо XV веком, либо относятся к ренессансному стилю.

Комната Монсеньора.

Но главная роль в декоративном убранстве отводится восхитительной коллекции (возможно, лучшей в стране) гобеленов XIV и XV вв. (их более 30), которую Жак Зигфрид собирал с 1888 по 1900 гг. Наиболее старинными являются несколько гобеленов под названием "Разноцвета" и необычайно прекрасное "Распятие". Они принадлежат фламандским мастерам.

Особо выделяются мильфлёры ("тысяча цветов") XVI века – ковры из Турени, отличающимися яркими синими и розовыми фонами, затканными многочисленными изображениями цветов и кустиков.

Другие гобелены в основном произведены в Обюссоне. Большинство из них датируются XVI веком, но выполнены еще в стиле готики: это сцены охоты, история с Навуходоносором, очень любопытные "Чудеса, сотворенные Святым Причастием". Эти произведения искусства совместно со скульптурами и картинами приобретают еще больную значимость, так как они прекрасно сочетаются с общей меблировкой залов.

"Мадонна с младенцем", приписываемая Дуччо.

Внутренняя декорировка и мебель придают замку необычайную одухотворенность и радушие, которые в сравнении с его суровым внешним обликом особенно поражают посетителя.

В одной из комнат – инсталляция из восковых фигур, воссоздающая венчание Карла VIII и Анны Бретонской.

Деревянная резная дверь ведёт в Свадебный зал, где и состоялось знаменитое бракосочетание.

Замок Ланже (Château de Langeais) изначально был аванпостом, защищавшим западные границы государства. Средневековые французские земли были богатыми, и было много желающих напасть на них с целью наживы. Замок построили на берегу реки, откуда хорошо было видно дорогу. С самого начала своего существования Ланже играл важную роль в обороне города. Свидетельство этому – подвесной мост, ров вокруг замка, террасы, позволяющие вести прицельный огонь.

В современном замке Ланже есть самое старое строение – это развалины донжона Фулька Черного (по имени основателя замка). Донжон датируют 10 столетием, и его считают самой старой крепостью Франции и первым каменным сооружением. Во время Столетней войны крепость Ланже много раз переходила в собственность англичан. И только в 1428 году они покинули его, разрушив все, кроме донжона. Замок отстроили заново во второй половине XV века и с тех пор его внешний облик не изменялся.

Первым владельцем замка был Фулька Нерра граф Анжуйский, известный за свой дерзкий нрав и недюжинные стратегические и тактические таланты. Ему совершенно была чужда мирная жизнь – он нападал на соседей, грабил караваны, участвовал во всех конфликтах. И при этом носил графский титул.

В 13 веке крепость Ланже несколько раз меняла своих владельцев. Спустя еще несколько веков в Ланже произошло несколько сражений Столетней Войны между Англией и Францией. После ее окончания Людовик Одиннадцатый, король Франции, восстановил крепость. Далее замок был собственностью королей, и они распоряжались им по собственному усмотрению – могли заложить за долги, или «сдать» апартаменты во временное пользование. Одной такой «гостьей» была дочь герцога Гиза Луиза Лотаргинская.

Французская революция не тронула замок. И снова Ланже не один раз менял хозяев, причем они оказывали на него разное воздействие. Например, богатый торговец из Тура, Шарль-Франсуа Муазан на первом этаже замка устроил конный двор, а земли вокруг замка продавал по своему усмотрению. Позже, в 1839 году замок был продан парижскому ресторатору Кристофу Барону. Он начал приводить замок в порядок, восстановил первый этаж и обустроил двор.

Но самые серьезные перемены в лучшую сторону в Ланже произошли еще позже, после 1886 года, когда замок выкупил Жак Зигфрид. Начались качественные реставрационные работы, которые не прекращались более 20 лет. Жаку Зигфриду удалось восстановить интерьеры, плиточную облицовку полов, собрать подлинную старинную мебель и даже сундук с приданым Анны Бретонской. Все это сейчас доступно для специалистов, любителей старины и туристов, потому что в 1904 году Зигфрид подарил замок и свою богатую коллекцию Институту Франции. Замок Ланже включен в национальную программу сохранения памятников «Кольцо замков Луары».

Стиль, в котором спроектирован и построен замок Ланже, остался неизменным до сих пор. А благодаря усилиям Жака Зигфрида, влюбленного в старину и историю, интерьеры приведены практически в первоначальный вид. Постоянный поток туристов со всего мира в этом старинном средневековом замке красноречиво свидетельствует о том, что замок представляет большой интерес.