Уста Истины в Риме (la Bocca della Verita) – история и легенды. Уста Истины – автомат. Уста Истины на карте Рима

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Довольно интересной и знаменитой достопримечательностью античного Рима, возле которой всегда толпятся туристы, является очень необычная мраморная округлая плита с барельефом, изображающим какое-то, видимо, древнее божество. Уста Истины привлекают гостей города не только своим мифическим видом, но и легендами, окутавшими их за долгую историю своего существования. Приезжая в Рим обязательно следует найти полчаса свободного времени, чтобы познакомиться с этой достопримечательностью поближе.

Что такое Уста Истины

Недалеко от Бычьего Форума, в центре города на левом берегу Тибра, расположена небольшая церквушка Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin). Несмотря на все ее достоинства и собственную интересную историю, популярность базилике принесла необычная древняя находка, установленная в портике слева. Эта античная округлая плита, выполненная из мрамора, достигает в диаметре почти два метра.

По одной из известных версий, на ней изображен образ древнегреческого бога Тритона, повелителя морских глубин, однако некоторые искусствоведы предполагают, что это олицетворение другого божества - Океана. В древнегреческой мифологии, Океан являлся одной из четырех стихий мира — водой, первоосновой, дающей истоки всем рекам и океанам.

Исследования показали, что мраморная плита относится примерно к IV веку до н.э., однако никто из археологов не имеет точных представлений, касающихся ее истинного предназначения. Некоторые предполагают, что круглая мраморная плита могла использоваться в древнем Риме в качестве канализационного люка. Другие же отвергают эту версию из-за огромных размеров барельефа и предполагают, что Уста Правды когда-то являлись частью фонтана. Как же было на самом деле и что представлял из себя этот мраморный круг многие века назад, нам остается только догадываться. Знаменитые Уста упорно молчат, а Рим покорно хранит эту тайну.

Bocca della Verita — так на итальянском языке звучит название знаменитого древнего артефакта. В переводе, это означает «уста правды». Откуда же появилось такое необычное название?

Многие века назад напротив церкви Санта Мария ин Космедин, на месте современной площади, располагался портовый рынок, называемый Бычий форум. Не всегда честные, местные торговцы и уличные воришки в те далекие времена никого не удивляли. Когда мошенника или преступника не удавалось поймать на «горячем», его подводили к Устам Правды и просили вложить руку в отрытый рот божества и сказать что он не совершал того, в чем его хотят обвинить. Считалось, что если испытуемый солжет, то каменные уста тут же откусят ему руку. Многие признавались в совершении злодеяний сразу, боясь потерять одну из конечностей.

Некоторые исторические источники свидетельствуют о том, что на рыночной площади за мраморной плитой, называемый Устами Правды, находился человек, который отрубал руки лжецам и мошенникам. Именно поэтому слава о «древнеримском детекторе лжи» моментально распространилась по всему городу. Кроме этого, местные жители сюда приводили и своих жен, дабы удостовериться в их верности или же, наоборот, уличить в измене.

Это интересно!

Уста Истины и знаменитая легенда

Среди многих легенд, сопровождавших Bocca della Verità на протяжении сотен лет, одна из них является наиболее популярной у жителей Вечного города. Это история остроумной и хитрой женщины, у которой была возможность публично оправдать себя, вложив руку в Уста Истины.
Легенда гласит, что одна молодая римлянка была уличена соседями в прелюбодеянии – в отсутствии мужа, ее регулярно навещал любовник. Прослышав о супружеской измене, мужчина попросил жену объясниться, однако, несмотря на ее слезы и заверения в верности, он все же решил добиться правды публично, прибегнув к испытанию Устами Истины.

Подобные действа всегда вызывали любопытство и неподдельный интерес у жителей городских кварталов, прилегающих к церкви Санта Мария ин Космедин, и происходили при большом стечении народа. В день испытания, когда женщину вели к Устам Истины, к ней сквозь собравшуюся толпу пробился некий молодой человек и, неожиданно быстро прижав к себе, крепко поцеловал. Ошарашенная и смущенная публика даже не успела ничего понять, как тот убежал, выкрикивая бессмысленные слова и подпрыгивая как сумасшедший.
Когда спокойствие вернулось к возмущенной толпе, женщину подвели к огромному каменному медальону для испытания. Вложив руку в Уста Истины, она произнесла следующие слова: «Я клянусь, что никто никогда не обнимал и не целовал меня, кроме моего мужа и одного сумасшедшего». К огромной радости всех присутствующих, Уста Истины остались невозмутимы, а рука женщины – целой. Толпа ликовала, а ее муж был вынужден признать непорочность супруги.

Хитрая женщина вместе со своим возлюбленным разработали безошибочный план обмануть всех. Любовник притворился сумасшедшим и поцеловал ее перед многочисленными свидетелями, в чем она и призналась – ее целовали оба мужчины. Таким образом получалось, что женщина не лгала. Добившись всеобщего оправдания, теперь она была уверена – ни один наговор в дальнейшем не убедит ее мужа в супружеской измене.

Уста Истины на фото

Почти каждый посещающий Рим стремиться оставить память о посещении легендарной достопримечательности, запечатлив себя рядом со знаменитым артефактом. Об этом свидетельствуют многочисленные фото, выкладываемые в социальных сетях туристами после поездки в Вечный город. Даже известные личности с мировым именем не упустили возможности в свое время сфотографироваться рядом с каменными Устами.

Во времена, когда не существовало ни детектора лжи, ни чего-либо подобного и возник этот монумент. Так как же он работал?

Уста Истины в Риме – это древняя мраморная плита, которая обросла множеством древних тайн и легенд. По одной версии, эта плита круглой формы изображает бога Тритона, по другой – Эрколя Победителя (римская интерпретация Геракла).

Однако что бы Уста не олицетворяли, они являются популярным местом среди Римских туристов.

История маски

Римляне относились к богам с довольно большой простотой. Они часто обращались за помощью к божественному, и поэтому в Риме скульптуры с изображениями богов – объекты довольно распространённые. К примеру, эта маска была решеткой в сточную канаву.

Маска так и осталось бы безызвестной, если бы её не внесли под портик церкви Санта Мария ин Космедин в 15 веке. По легенде именно тогда кто-то в шутку поставил руку в ротовое отверстие плиты и, когда его что-то спросили, а он соврал – рука осталась в углублении. Чётких описаний этого действия не осталось, только эта легенда.

После этой истории весь Рим знал, куда идти, если подозревает кого-то во лжи, и каждый римлянин знал:

Человек, положивший руку в отверстие маски и сказавший неправду, лишится этой конечности.

Чаще всего Устами пользовались для проверки на измену супругу и для поимки воров на ближайшей торговой площади.

Но всё равно остается вопрос: «Как же пропадали конечности?»

Самая правдоподобная легенда гласит, что за Устами Истины средневековый трибунал велел поставить палача-инквизитора, который нередко вершил «божественную кару» на публике, отрубая лгунам и изменщикам кисти рук.

Какая-то банальная развязка оказалось. Однако туристам сама история нравится, поэтому Уста и стали популярными в наше время.

Уста Истины сегодня

В наши дни, конечно же, не было зафиксировано случаев, когда кто-то оставался без конечности после посещения маски.

Так что Уста по-прежнему популярны, но уже в менее ужасающем свете. За маской больше не скрывается инквизитор, поэтому можно смело сделать несколько крутых фотографий, и вспоминать пребывание в столице Италии.

Как добраться

Если вы решите посетить Уста Истины, то они находиться в церкви Святой Марии ин Космедин по адресу Via della Greca, 4.

Учтите, что очередь к Устам Истины большая, поэтому посещение других достопримечательностей в этот день стоит отложить.

Кроме Уст можно также посетить и саму церковь, а также семиярусную колокольню, которая находится тут же.

Церковь открыта с 9:00 до 18:00, с 13:00 до 15:00 – время сиесты, во время которой церковь закрывается.

Сюжет картины Кранаха «Уста Истины» - редкий, понятный, видимо, лишь образованным его современникам. История гуманистическая поучительная, но с другой стороны - инструкция как грамотно обманывать, произнося при этом правду.

Фрагмент картины "Уста истины". Лукас Кранах Старший. 08 июля 2015 на Сотбис в Лондоне "Уста истины" Лукаса Кранаха Старшего проданы за 14.4 миллионов долларов, что на сегодняшний момент является рекордом для работ художника / Lucas Cranach The Elder (1472-1553), La Bocca della Verità (The Jaws of Truth). Oil and tempera on red beechwood, 111 x 100 cm. Estimate: £6-8 million. Sold for £9.3 million / $14.4 million / €13 million - a record for the artist at auction and almost double the previous record. Sotheby"s, London

Изображенное Кранахом связано с Римом древним, средневековым и даже наших дней.

Пьяцца делла Бокка делла Верита /«Площадь Уст Истины» в Риме, любимое место японских туристов, получила свое название по древнеримской реликвии, хранящейся с 1632 года в церкви Санта Мария-ин-Космедин, которая относится к числу римских достопримечательностей, обязательных для посещения. Это «Уста Истины» /Bocca della Verità - античная круглая мраморная плита, достигающая 1,75 м в диаметре.

Плита-маска представляет собой мужское бородатое лицо, у которого глаза, нос и рот полые. Маска в течение долгого времени истолковалась по-разному: как оракул, как изображение некоего божества: Giove Ammone /Юпитера Аммона[*], бога Океана, Тритона, Фавна. Чаще всего римляне говорят, что это изображение бога реки Тибра.

[*] Аммон /Аммоний [греч. и лат. Ammon] - имя египетского божества, оракул которого располагался в Ливийской пустыне; у римлян Аммон объединился с Юпитером в локальном культе Юпитер-Аммон. У древних египтян Аммон — один из образов бога солнца.

Римские «Уста истины» стали широко известны после знаменитого голливудского фильма 1953 года «Римские каникулы».

3.


Уста истины в Санта-Мария-ин-Космедин , Рим в «Римских каникулах », 1953. Одри Хепбёрн в роли принцессы Анны / Audrey Hepburn in Roman Holiday, 1953. La Bocca della Verità, Santa Maria in Cosmedin

Виктор Сонькин в книге «Здесь был Рим» о Бокка делла Верита пишет так:

" …История «Уст Истины» начинается с недавних времен — от античности не сохранилось никакого упоминания о них. Своей славой этот рельеф обязан в первую очередь «Римским каникулам».

4.


Уста истины, Рим, 1953

Сцена, в которой Грегори Пек вытаскивает изо рта скульптуры руку с откушенной кистью, к вящему ужасу Одри Хепберн, — импровизация: Хепберн не знала о хитрости партнера и продемонстрировала неигровой испуг. Оксфордский археологический путеводитель с британской невозмутимостью пишет: «барельефная голова речного бога, которая откусывает руки тем, кто лжет». Без всяких «по легенде» или «как считается». Вас предупредили.

Кроме того, что это римский рельеф и что он изготовлен из фригийского мрамора с разноцветными прожилками (такой мрамор по-итальянски называется павонацетто, от слова pavone — «павлин»), мы не знаем об «Устах Истины» ничего. Не знаем, какое божество они изображают — Океана? Геркулеса? Юпитера? Фавна? Римляне склонны считать, что это бог реки Тибра. Мы не знаем, какую функцию этот рельеф выполнял в античности, — это мог быть декоративный элемент фонтана, или водосток, или крышка цистерны. "

[Виктор Сонькин. Здесь был Рим, 2013]

5.

Римские Уста, овеянные романтическими легендами, и сегодня влекут туристов со всего света - приятно же продемонстрировать свою беспорочность и убедится в верности возлюбленного/ой / La Bocca della Verità, Santa Maria in Cosmedin, 2009. via

Не вызывает сомнений, что античная маска имеет долгую легендарную славу. Предполагается, что объект упоминается в XII веке в первом средневековом путеводителе для паломников в Рим Mirabilia Urbis Romae /«Чудеса города Рима», где Устам приписывается сила возглашения оракулов. «Mirabilia Urbis Romae» включал описание достопримечательностей, христианских и языческих памятников вперемешку с историями и легендами.

6.

Уста Истины. Рисунок XIX века. Иллюстрация из книги Виктора Сонькина «Здесь был Рим», 2013, 2015

Древнеримский дренажный люк стал средневековым детектором лжи.

Женщина, обвиняемая в прелюбодеянии, должна была поместить руку в открытый рот оракула в присутствии мужа и судей. Если она обманывала, то Уста откусывали руку, если невиновна, то оставалась невредимой.

7.


Картинка к теме не относится / Chants royaux sur la Conception, couronnés au puy de Rouen de 1519 à 1528. 1501-1600. Langue: Français. Vélin, miniatures. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 1537, f. 65r.

Существовали ли специальные ухищрения, которые кусали нечестивиц и нечестивцов? Наверняка, иначе откуда бы слава взялась. Борьба за привлечение клиентов для экономического благополучия актуальна во все времена.

Уста Истины, римские или подобные ему, фигурируют в некоторых средневековых историях и легендах, изобличающих двуличие женщин.

8.


Уста истины. Лукас Кранах Старший. Примерно 1525-1528 / Lucas Cranach the Elder. The Bocca della Verità (The Mouth of Truth). Oil on red beechwood panel. 111x100 cm. Around 1525-1528. Photo Sotheby"s.

Кранах изображает историю обвиняемой женщины, которая задумала коварный план как избежать разоблачения. Ее любовник в синем, наряженный шутом, получил указание обнять ее за талию прежде чем она отправит свою руку в рот льва. Так она спасается от магического действия Уст и соответствующего унижения, объявляя: "Я никогда не была тронута мужчиной, кроме моего мужа, и этого Дурака, что сейчас рядом со мной".

Справа от сцены Кранах изобразил рогоносца мужа в мрачном черном пальто, его пристальный взгляд направлен на льва в ожидании приговора. Прелюбодейка смело кладет руку в львиный рот, уверенная, что она удачно пройдет испытание, благодаря ее умной хитрости.

Слева от сцены два судьи наблюдают, чтобы свидетельствовать останутся ли руки женщины целыми и невредимыми. Справа две элегантные дамы, предположительно сторонники обвиняемой, довольны результатом.

9.

Albrecht Altdorfer, The Mouth of Truth, 1512, Kupferstichkabinett, Berlin. Photo Joerg P. Anders 2015. Photo Scala, Florence:bpk, Bildagentur für Kunst, Kultur und Geschichte, Berlin.

Кранах изображает Уста Истины в виде льва на пьедестале. Это, конечно, не римские круглые Bocca della Verità. В подобном львином облике известны они и в других произведениях северо-европейского искусства.

Похожий лев на рисунке 1512 года Альбрехта Альтдорфера (1480-1538), сейчас хранящемся в Гравюрном кабинете Государственных музеев Берлина.

Другой пример - большая гравюра нидерландца Лукаса ван Лейдена (1494-1533), датируемая обычно около 1514 года.

Два десятилетия спустя немецкий художник Георг Пенц (около 1500-1550) в гравюре Уста Истины предлагает свой вариант иллюстрации подобного испытания женщины.

В мастерской Кранаха сюжет появляется снова в поздней версии работы 1534 года, хранящейся в Нюрнберге в Германском национальном музее. Есть предположение, что к написанию этой картины причастен старший сын Кранаха Ганс (ок.1513-1537).

13.

Уста истины, рисунок. Ганс Кранах. Около 1536-1537. Музей Августа Кестнера, Ганновер, Германия / Hans Cranach, Page from a sketchbook, c. 1536-37, Kestner Museum, Hannover. via

Среди набросков Ганса Кранаха есть рисунок на тему испытания женщины Устами Истины.

В XIV веке легенда об Устах истины в сопровождении рассказов о женской хитрости появляется не только в описаниях пилигримов, посетивших Рим. В Германии в XIV веке ходило анонимное сочинение о маге Вергилии и творимых им чудесах. Этот Вергилий - ни кто иной, как античный великий поэт Вергилий (70-19 до н.э.). В Средние века народное воображение наделило его магической силой. В поэме описывается возникшее подозрение в прелюбодеянии. Для установления правды маг изобретает скульптуру Уста Истины.

14.


Фрагмент. Уста истины, рисунок. Ганс Кранах. Около 1536-1537. Музей Августа Кестнера, Ганновер, Германия / Hans Cranach, Page from a sketchbook, c. 1536-37, Kestner Museum, Hannover. via

Эту историю позже подкрепило издание около 1475 года «Mirabilien Blockbuch» - переведенного с латинского на немецкий язык анонимного произведения середины XII в. «Mirabilia Urbis Romae» («Mirabilia Romae») /«Чудеса Рима» - "путеводителя" для пилигримов, упомянутого выше.

Около 1475 в немецком переводе «Чудес Рима» появляется текст: "Zu unser frawen Scola graeca do stet noch der stayn der len lewtten die vinger ab pays so sie unrecht gesworen hetten. Der stayn hayst welsch, la buca de la veritate. Den stain hat Vergilius gemacht." Из которого следует, что римское чудо Уста Истины, до сих пор изобличающее нечестных жен, изготовил маг Вергилий.

Как выглядят римские Уста Истины «Mirabilien Blockbuch» не упоминает. Введение немецкими художниками скульптуры льва в композицию, вполне вероятно, - дальнейшее развитие этой идеи.

15.


Брауншвейгский лев. Бронза. Бург Дарквардероде, Брауншвейг, Германия / The Lion of Braunschweig, 12th century, bronze. Burg Dankwardrobe, Braunschweig.

Лев Кранаха Старшего похож на Брауншвейгского льва - величайшее произведение средневекового фигурного литья к северу от Альп. Скульптура льва была отлита около 1166 года по указанию Генриха Льва (1129-1195), герцога Саксонии и Баварии из рода Вельфов, для города Брауншвейг, где была его резиденция. Более чем вероятно, что Кранах Старший видел Брауншвейгского льва, поскольку написал ныне утраченный портрет герцога Эрнста I Брауншвейг-Люнебургского /Ernest I, Duke of Brunswick-Lüneburg (1497-1546) и выполнял другие брауншвейгские заказы.

16.


Немецкая плакетка с рельефом, около 1550 / The empress and the Mouth, here shown as a statue of a lion, in a German plaquette of c. 1550. via

Сюжет «Уст истины» с шутом-соучастником перекликается с эпизодом из средневекового цикла о Тристане и Изольде . В легенде рассказывается об адюльтере: плотской любви между Тристаном и Изольдой, женой короля Марка - сеньора Тристана. Благодаря своей хитрости и при помощи любовника Изольда успешно проходит, оправдавшись, суд Божий - ордалию раскаленным железом. Единственное отличие с Бокка делла Верита в том, что момент истины происходит не перед скульптурой с магической силой, а перед очами Господа.

Зато сама любовь героев вспыхнула под влиянием магического зелья. Тристан и Изольда полюбили друг друга из-за того, что по ошибке выпили любовный напиток, предназначенный совсем для иного случая - для первой брачной ночи короля Марка и королевы. Через магию Тристан и Изольда стали беспомощными жертвами судьбы и рабами вселившейся в них страсти.

17.


Le Roman de Tristan. 1201-1300. Langue: Français. Vélin, miniatures. - lettres ornées, grotesques. Bibliothèque nationale de France, Français 776, f. 67r.

Вот как рассказывается об испытании Изольды в «Романе о Тристане и Изольде» филолога-медиевиста Жозефа Бедье - вольной реконструкции 1900 года, примерно воспроизводящей историю Тристана и Изольды на современном французском языке:

Из главаы XII. Суд раскаленным железом.

[Король Марк супруге Изольде:]

" - Будь по-твоему. Они полагают, что тебе следует оправдаться перед судом искусом на раскаленном железе. "Подобало бы самой королеве потребовать такого суда, - говорили они. - Этот искус легок для того, кто уверен в своей невинности. Что ей стоит подвергнуться этому? Господь - справедливый судья, Он рассеет навсегда старые наветы". Вот что они предлагали. Но оставим все это; я их изгнал, говорю тебе.

Изольда содрогнулась; она взглянула на короля.

Государь, прикажи им вернуться к твоему двору. Я оправдаю себя клятвой.

На десятый день.

Срок очень близок, дорогая.

Наоборот, он слишком далек. Но я прошу вас до его наступления пригласить короля Артура с Говеном, Жирфлетом, сенешалом Кеем и ста рыцарями; пусть явятся к границе вашей земли, на Белую Поляну, к берегу реки, что разделяет ваши владения. Там, перед ними, хочу я произнести клятву, а не перед одними вашими баронами, потому что иначе не успею я поклясться, как они потребуют, чтобы вы наложили на меня еще новый искус, и наши муки никогда не кончатся. Но они не решатся на это, если поручителями за суд будут Артур и его рыцари.

Между тем как глашатаи, посланные Марком, спешили к королю Артуру, Изольда тайком отправила к Тристану своего верного слугу Периниса Белокурого.

Перинис бежал по лесу, избегая торных тропинок, пока не достиг хижины лесника Орри, где давно дожидался его Тристан. Перинис сообщил ему о случившемся, о новом коварстве, о назначенном сроке, часе и месте суда.

Моя госпожа просит вас, чтобы вы были в назначенный день на Белой Поляне, так искусно нарядившись паломником, чтобы никто не мог вас узнать, и без оружия. Чтобы добраться до места суда, ей надо переправиться через реку в челноке; ждите ее на противоположном берегу, где будут рыцари короля Артура. Тогда, без сомнения, вы сможете оказать ей помощь. Моя госпожа страшится дня суда, но полагается на милость Господа, сумевшего вырвать ее из рук прокаженных.

Возвратись к королеве, мой славный, дорогой друг Перинис, и скажи ей, что я исполню ее волю. "

18.


Тристан и Изольда у фонтана, король Марк следит за ними из кустов, деталь панели ларца. Слоновая кость, Париж, 1340-1350. 6 см. Лувр / Tristan and Iseult at the fountain, King Mark spying upon them, detail from a casket panel. Ivory, Paris, 1340-1350. H. 6 cm. Louvre Museum. Accession number OA 10958. via

<... На обратной дороге Перинис встречает лесничего, который когда-то застал спавших любовников Тристана и Изольду и выдал их королю. Слуга королевы убивает доносчика. ...>

" В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами.

Перед ними, сидя на откосе, протягивал деревянную чашку для подаяний жалкий паломник. Завернувшись в увешанный раковинами плащ [Возвращаясь из Святой Земли, паломники украшали свои шляпы или плащи раковинами в знак того, что переправлялись через море.] , он просил милостыню крикливым и унылым голосом.

Люди корнуэльцев приближались на веслах. Когда они готовились пристать, Изольда спросила рыцарей:

Как мне, сеньоры, ступить на твердую почву, не замарав в грязи моей длинной одежды? Надо бы, чтобы мне помог какой-нибудь перевозчик.

Один из рыцарей окликнул паломника.

Друг, подбери свой плащ, сойди в воду да перенеси королеву, если не боишься упасть на полпути: я вижу, ты очень немощен.

Тот взял королеву на руки. Она сказала ему тихо: "Милый!", а потом так же тихо: "Упади на песок".

Достигнув берега, он споткнулся и упал, крепко обнимая королеву. Конюшие и моряки, схватив весла и багры, хотели накинуться на бедняка.

Оставьте его, - сказала королева, - он, видно, ослабел от долгого паломничества.
Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешал Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:

19.


Суд императора Оттона. Испытание раскаленным железом. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471-1473 годов / Dirk Bouts. Justice of Emperor Otto III: Beheading of the Innocent Count and Ordeal by Fire. 1471-1475. 1820 x h3235 mm (without frame). Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels. Google Art Project:

Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?

Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!

Аминь! - сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве.

20.


Суд императора Оттона. Ордалия раскаленным железом. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471-1473 годов / Dirk Bouts. Justice of Emperor Otto III: Beheading of the Innocent Count and Ordeal by Fire. 1471-1475. 1820 x h3235 mm (without frame). Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels. Google Art Project: . Вид диптиха полностью

Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу. "

[Жозеф Бедье. Роман о Тристане и Изольде /Joseph Bédier. Le Roman de Tristan et Iseult, 1900. Перевод с французского Алексея Александровича Веселовского, 1903.]

В сцене суда раскаленным железом - прямой обман, построенный на примитивной игре слов, но высший Судия дает себя обмануть. Или участвует в обмане.

21.


Лев, хотя, и без Ист Истины (но кто знает?), зато живущий на полях "Романа о Тристане" с XIII века. Маргиналия. Роман о Тристане. Рукопись XIII века. Национальная библиотека Франции / Le Roman de Tristan. 1201-1300. Bibliothèque nationale de France, f. 230v.

Существовали немецкие версии истории Тристана и Изольды. Прежде всего обширный стихотворный роман Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1215) /Gottfried von Straßburg на средневерхненемецком языке. Роман Готфрида Страсбургского "Тристан", иногда его называют "Тристан и Изольда" /"Tristan und Isolde", написан в первой четверти XIII в., сохранился в нескольких рукописях.

Роман Готфрида Страсбургского остался незаконченным, очевидно, из-за смерти автора. Он обрывается на размышлениях Тристана, собирающегося вступить в брак со второй Изольдой Белорукой.

" Поэма его так понравилась, что не могла не вызвать попыток окончить ее в том же духе. Таких продолжений мы имеем два: одно, очень слабое, составлено около 1240 г. Ульрихом Тюргеймским (von Turgeim); другое, немного лучше, в самом конце XIII века — саксонцем Генрихом Фрейбергским. Готфрид Страсбургский не первый в Германии взялся за обработку Тристана: еще за 40 лет до него (ок. 1175 г.) на эту тему написал поэму вассал Генриха Льва, Эйльгард Обергский (Eilhard von Oberge), который руководствовался не тем источником, что Готфрид Страсбургский, а одною из первых французских переделок саги, составленной неким Берулем (Béroul) в Англии ок. 1150 г. Готфрид Страсбургский заставил забыть поэму Эйльгарда, и она дошла до нас только в отрывках; но позднейший прозаический пересказ для народа (первое изд. Аугсбург, 1498) основывается на Эйльгарде (Lichtenstein, «Zur Kritik des Prosaromans Tristrant und Isolde», Бресл., 1877). " [Готфрид Страсбургский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1893]

Кроме окончаний прославившегося романа Готфрида Страсбургского, написанных поэтами Ульрихом фон Тюргейм из Швабии (около 1240) и Гейнрихом фон Фриберг из Верхней Саксонии (около 1300), был еще третий вариант продолжения. Он написан на нижнефранкском диалекте и сохранился в незначительных фрагментах. Даже из количества продолжений к неоконченному произведению Готфрида видно насколько история взаимной любви рыцаря и супруги его сеньора стала популярна в разных уголках Европы, в том числе в германских землях.

В XV веке в Германии появилась "Удивительная и занимательная история о господине Тристане и прекрасной Изольде, дочери одного короля из Ирландии, о том, как они были счастливы друг с другом и каким печальным был конец этой любви". Первое издание этой немецкой "народной книги" вышло в 1484 г. Затем, по-видимому, книга неоднократно переиздавалась.

22.


Le Roman de Tristan. 1201-1300. Langue: Français. Vélin, miniatures. - lettres ornées, grotesques. Description: Commençant par: «.. k"il m"est bien avis que cil hon qui est forsenés est anques du corssage Mathan le Brun,... » et finissant par: «... La ù il s"en aloient enssi parmi la mer, il avint qu"il arriverent entor le premier somme devant une... » . Incomplet.: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 776, f. 230v.

И для сравнения - сцена Божьего суда не из обработки рубежа XIX-XX веков, а из перевода со старофранцузского одной из двух древнейших дошедших французских версий легенды - из «Романа о Тристане», сочиненного нормандским трувером Берулем в 1190-е годы.

Беруль. Роман о Тристане.

" Расселись все бок о бок, в ряд.
Поодаль короли сидят:
Меж них, обоим сжавши руки,
Изольда в ожиданье муки.
Лежат на драгоценной ткани
Святые мощи, и в охране
Говен в изглавье зорко бдит.
Артур с Изольдою сидит
И первый слово молвил он:
"Прекраснейшая среди жен,
Клянись, Изольда, пред мощами,
Что не было вовек меж вами,
Между Тристаном и тобой
Любови грешной и срамной".
И, к небу обративши взоры,
Изольда говорит: "Сеньеры,
Внемлите клятве все округ,
Внемли и ты, о мой супруг!
О боже, сущего создатель,
Святой Гиларий81, мой предстатель,
Услышана да буду вами!
Я чудотворными мощами
Клянусь - меж бедер у меня
В ночи ль, средь белого ли дня
Лишь двое были: первый тот,
Кто нес меня по топи вброд -
Тот жалкий нищий прокаженный -
Да Марк-король, кому я в жены
На веки вечные дана.
Вся правда господу видна:
Да, нищего я обнимала...
<Далее одна строка не поддается прочтению>
.. .. .. .. .. .. .. . .
И это клятвенное слово
Я подтвердить сейчас готова".
И слышит это стар и млад.
Все крестятся и говорит:
"Помилуй королеву, Боже!
Нет, так солгать никто не может!
Тот нехристь или лютый зверь,
Кто не поверит ей теперь.
Оправдана Изольда нами,
Поклявшися перед мощами
При королях, при всем народе,
Что были у нее меж бедер
Лишь двое - прокаженный тот,
Который нес по грязи вброд
Изольду в девять поутру,
Да Марк-король, ее супруг.
Пусть ад ее врагов пожрет!"
Король Артур тогда встает
И Марку слово говорит,
И речь его как гром гремит,
"Король, господен правый суд
Сейчас мы все узрели тут.
Изольда пред тобой безвинна,
И коль наветов яд змеиный
Бароны лить начнут опять,
Клянусь, всем трем не сдобровать!
Не будет мною пощажен
Ни Гондоин, ни Гвенелон,
И ты, Деноален-злодей,
Заплатишь головой своей!
Где б ни был я - стрелой примчусь,
С клеветниками расплачусь!"
И Марк ему в ответ: "Сеньер,
Благодарю". Доволен двор:
Нелюбы эти трое всем.
В отъезд сбираясь между тем,
Артур отважный и премудрый
Изольде молвит златокудрой:
"Ко мне, сеньера, слух склони,
Суровым взором не казни,
Тебе служить до гроба рад,
И пусть твои враги дрожат!
По праву преданного друга
Просил я твоего супруга
Клеветникам не верить впредь,
Наветы гнусные презреть".
"С тобою я во всем согласен", -
Так молвил Марк, и восвояси
Они уехали затем:
Марк в Корнуэльс, Артур в Дархем.
Тристан в лесу недолго прожил
И в Корнуэльс уехал тоже. "

[Беруль. Роман о Тристане. Перевод со старофранцузского Э. Л. Линецкой. Легенда о Тристане и Изольде. Серия "Литературные памятники", М., "Наука", 1976.]

23.

"Уста истины" Лукаса Кранаха Старшего на СотбисТВ / SothebysTV, 24.06.2015: ‘The Bocca della Verità (The Mouth of Truth)’ by German painter Lucas Cranach the Elder is a Northern Renaissance work of great size, quality and importance. Richard Charlton Jones explores the legend behind the painting.

Примечания :

Средневековая легенда о любви юноши Тристана из Леонуа и королевы корнуэльской Изольды Белокурой относится к числу наиболее популярных сюжетов западноевропейской литературы. Возникнув в кельтской среде, легенда вызвала затем многочисленные литературные фиксации, сначала на валлийском языке, затем на французском, в переработках с которого она вошла во все основные европейские литературы, не миновав и славянских.

Число литературных памятников, в которых разрабатывается сюжет, очень велико. Не все эти памятники сохранились в равной мере. Лишь в виде фрагментов знакома легенда по кельтским источникам. Совсем утрачены ее ранние французские обработки. Французские стихотворные романы второй половины XII в. дошли также далеко не полностью. Однако сохранились ряд иноязычных переводов-переработок этих ранних фиксаций легенды о Тристане и Изольде.

Французский Роман о Тристане и Изольде /Le Roman de Tristan сохранился в двух неполных вариантах, записанных нормандскими труверами Тома (70-80-е годы XII в.) и Берулем (90-е годы), однако восходят они к более ранним редакциям и опираются на кельтскую эпико-мифологическую коллизию.

Беруль /Berox Berols (вторая половина XII в.) — старофранцузский поэт. Роман Беруля сохранился в единственной рукописи второй половины XIII в., принадлежащей ныне Парижской национальной библиотеке (Э 2171). Собственно, сохранилось только 32 листа in-folio, без начала и без конца. Первые листы рукописи сильно испорчены.
Легенда о Тристане и Изольде. Издание подготовил А. Д. Михайлов. Серия "Литературные памятники" , М., "Наука", 1976. OCR
. Т. IX (1893): Гоа — Гравер, с. 438-439

Адрес: Италия, Рим, базелика Санта-Мария-ин-Космедин
Датируется: I веком н. э
Диаметр: 1,75 м
Координаты: 41°53"17.7"N 12°28"53.5"E

Если рассматривать самые популярные среди туристов достопримечательности Рима, то из них просто-таки необходимо выделить Уста истины, которые можно без особого труда найти на площади, носящей название Piazza della Bocca della Verita , что в переводе на русский язык означает «Площадь Уст истины».

Это, несомненно, одно из самых мистических мест столицы Италии . Дело все в том, что и в настоящий момент не каждый гость «вечного города» решится на прохождение теста на самом древнем «детекторе лжи». Да-да, Уста истины считаются самым первым в истории человечества детектором, который каким-то особым и «непонятным» образом проверял, правду ли говорит человек, или же, он попросту лжет. Уста сообщали о том, что перед ними лжец довольно оригинальным и жестоким способом: они откусывали человеку, говорившему неправду, руку.

Уста истины - это мраморная, довольно страшная маска с широко открытым ртом, диаметр которой составляет 1 метр и 75 сантиметров. Ученые до сих пор не могут определить, в какое время и каким скульптором был создан этот лик. К слову, до сих пор неясно, кому именно принадлежит лицо, которое наводило ужас на римлян, живших в средневековые времена. С 17-го века маску поместили в портике «римского» храма, возведенного греками, носящего название церковь Святой Марии ин Космедин. Не лишним будет отметить, что название церкви произошло от названия одного из кварталов великого Константинополя. Правда, согласно исследованиям археологов удалось выяснить, что маска была высечена еще в IV веке до нашей эры.

По мнению большинства историков, Уста истины - это изображение языческого божества, которое в I веке уже нашей эры предприимчивые римляне приспособили под фонтан или канализационный (!) люк. Это вполне мог быть бог, всем хорошо известной реки Тибр или Меркурий. В те далекие времена никаких упоминаний об ужасающих Устах истины не было. Уже после того, как маска стала постоянно исполнять «возложенную на нее миссию», было решено, что Уста истины - есть не что иное, как изображение лика Эрколя Победителя . Именно этот герой из романских мифов прославился своей ненавистью к плутам: он, не колеблясь, откусывал руки у лжецов.

Как уже говорилось выше, в XVII веке лик, который наводил ужас на всех без исключения жителей Рима, из безобидного фонтана или канализационного люка превратился в портике церкви Святой Марии ин Космедин в беспощадного судью. Стоит только представить, что творилось в умах жителей «вечного города», когда они вспоминали об Устах истины. Церковь находилась совсем рядом с городским рынком, поэтому к Устам истины зачастую приводили местных торговцев или воров. Не так уж и редко у жестокого лика с широко раскрытым ртом бывали и женщины, которые подозревались своими мужьями в измене. После того, как «подозреваемый» во лжи говорил свою версию происходящего или уже произошедшего, он засовывал в Уста истины руку. Современному туристу сложно в это поверить, но довольно часто лжец (а может, и нет) начинал истошно кричать, и вытаскивал из пасти окровавленный обрубок руки: кисть человека, сказавшего неправду, «навечно» оставалась в пасти бывшего фонтана или канализационного люка - кому как нравится…

По сохранившимся до наших дней документам, которые, естественно, в Средневековье хранились за «семью печатями», удалось выяснить, что за Устами истины находился палач, он то и рубил топором руку лжецу . Только не совсем понятно, кто именно принимал решение о том, лжет человек или, все же, говорит правду. Детям в те времена их родители рассказывали страшные истории об Устах истины и приучали таким образом говорить только правду. Но страх навечно поселялся в душе, и большинство воришек, лжецов или жен, изменивших своему законному супругу, еще по дороге к злобной маске исповедовались во всех смертных грехах: настолько сильно укрепилась вера у римлян в то, что Уста правды не прощают людей, уклоняющихся от истины.

Уста истины - хит среди современных туристов

Гости Рима стараются обязательно посетить эту мистическую достопримечательность. Особенно, в первую очередь к ней стремятся многочисленные путешественники из Японии , так как именно в туристических проспектах этой страны наибольшее внимание уделяется Устам истины. Наверное, если бы не специальная табличка, разрешающая сделать только один снимок, установленная рядом с маской, добраться до нее и запечатлеть себя на фоне Средневекового «детектора лжи», было бы практически невозможно. Как известно, Рим считается одним из самых посещаемых городов Старого Света , и очереди из туристов к различным достопримечательностям «вечного города» поистине огромны. Не являются исключением и Уста истины в Риме: практически каждый, кто приехал в Рим, считает своим долгом сфотографироваться у маски, да еще и с засунутой в ее пасть рукой. Наверное, тем самым наши современники пытаются доказать, что скрывать им абсолютно нечего.

Уста истины в Риме стали известны во всем мире еще давно, но особую популярность они получили благодаря кинематографу . Сцена из фильма «Римские каникулы» до сих пор считается одной из самых запоминающихся. Тогда в съемках были задействованы актеры Грегори Пек и Одри Хепберн. По сценарию Пек засовывает руку в пасть Уст истины. Актер тогда решил подшутить над своей партнершей и, истошно закричав, высунул руку, кисть которой спрятал в рукаве пиджака. Видимо, Одри Хепберн была особой впечатлительной, и она настолько испугалась, что чуть было не лишилась чувств прямо на съемочной площадке. Режиссер бурно аплодировал Грегори Пеку, а Хепберн еще долго приходила в себя после пережитого. Эта сцена не была вырезана из фильма и признана самой впечатляющей, ведь так сыграть ужас, наверное, не смог бы никто.

Если турист приехал в Рим и обязательно решил посетить Уста истины, ему следует посетить вышеуказанную церковь Святой Марии ин Космедин. В любом путеводителе подробно описывается, как добраться до этой достопримечательности. Да и самому найти ее не составит особого труда: она расположена между Тибром и Цирком под названием Максимус . Любой итальянец укажет правильный путь. Однако перед посещением Уст истины следует учесть, что простоять в очереди к ним придется довольно долго, поэтому посещение других достопримечательностей придется отложить на другой день. Зайти в церковь Святой Марии ин Космедин можно в любой день. Ее двери открыты для гостей с 9-00 до 18-00. Правда, нельзя забывать и о сиесте, которая продолжается с 13-00 до 15-00.

Если нет желания или времени выстаивать огромную очередь, увидеть Уста истины можно на многочисленных игровых автоматах. Считается, что они открывают клиенту казино правду и помогают ему получить баснословный выигрыш. Но это, конечно же, вымысел, лучше увидеть настоящий старинный и страшный лик собственными глазами.

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин в которой находятся Уста истины

Уста истины - достопримечательность необычная: с виду обычная плита с изображением неизвестного античного божества, однако, благодаря средневековой легенде и голливудскому фильму, каменная маска стала весьма популярным туристическим аттракционом Рима.

Сделаны «Уста истины» из светлого мрамора, который доставляли в Рим из Фригии (территория нынешней Турции). Этот материал был распространен у древнеримских скульпторов. Рельеф, изображающий мужское лицо, имеет диаметр почти два метра и весит больше тонны. Установить имя мастера и точную дату изготовления диска ученые не смогли. Предположительно, ему 2200-2400 лет.

Доподлинно неизвестно кто именно изображен на маске - то ли бог реки Тибр, то ли Тритон. Предназначение ее тоже до конца непонятно: очевидно, что плита была как-то связана с водоснабжением или канализацией, но чем конкретно она была - канализационным люком, водостоком или еще чем-то - неясно. К слову, похожий диск можно встретить у входа в Апельсиновый сад на Авентине, где он служит декоративным элементом фонтана.

Если в Древнем Риме Уста истины выполняли сугубо утилитарные функции(будучи канализационным люком), то во времена раннего Средневековья, когда диск поставили вертикально, он вдруг приобрел мистические свойства. Об устрашающем мраморном «лице» стали рассказывать невероятное: если человек, замешанный в обмане, просунет руку в рот маски, он тут же ее лишится. В качестве детектора лжи рельеф неизвестного бога в Риме был известен уже в XII веке - он упомянут в одном из путеводителей тех лет. К XV веку за ним окончательно закрепилось звание «Уста истины».

Римляне эпохи Средних веков искренне верили в способность маски определять ложь. Подобные легенды в то время были чрезвычайно распространены и не вызывали сомнений - в разных уголках Европы встречались похожие инструменты выявления обмана, правда, в их роли чаще всего выступала фигура льва с раскрытой пастью. Такой сюжет, например, можно увидеть на картине Лукаса Кранаха (XVI век), которая так и называется - «Уста истины».

На полотне Лукаса Кранаха изображена сцена с дамой, которую супруг заподозрил в измене. Для выяснения обстоятельств женщину привели к «Устам истины», но она схитрила - договорилась с любовником, чтобы он под видом безумца пришел на площадь и прилюдно обнял ее. С сумасшедшего не стали строго взыскивать за дерзкий поступок, зато после этого подозреваемая могла с чистой совестью заявить, что ее тела не касался ни один мужчина, кроме мужа и этого безумца из толпы.

Вторая причина, почему люди верили в легенду - убедительные факты. Историки считают, что, скорее всего, за маской прятался палач, который действительно рубил кисти рук. Рядом с площадью, где установлен мраморный диск, когда-то был рынок, откуда к маске часто приводили на проверку уличных воришек и торговцев, подозреваемых в обмане. Возможно, для устрашения лжецов и жуликов всех мастей власти города на самом деле прибегали к показательным казням.

Церковь, во дворе которой находятся Уста Истины

В XX веке никто, разумеется, уже не воспринимал всерьез миф о распознании лжи каменным истуканом. «Уста истины», наверное, так и остались бы одним из античных артефактов, которых слишком много в Риме, чтобы уделять внимание каждому. Но вышедший в 1953 году фильм «Римские каникулы», не позволил изваянию оставаться в забвении: маленький эпизод, где маска якобы откусила руку Грегори Пеку, моментально прославил «Уста истины». Посмотрев фильм, туристы из Европы и США непременно желали сфотографироваться с известной скульптурой. К диску по сей день выстраиваются очереди.

Кстати, знаменитая сцена в «Римских каникулах» - розыгрыш Грегори Пека: он решил подшутить над впечатлительной Одри Хепберн и сделал вид, будто скульптура откусила ему кисть. Актриса на секунду поверила и испугалась. Так что эмоции Одри в кадре - настоящие.


Как найти «Уста истины» в Риме

Сделать это нетрудно: маска установлена у стены церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) на площади, которая называется соответственно - Площадь Уст истины (Piazza della Bocca della Verita). Посещение этой достопримечательности стоит совместить с прогулкой по Апельсиновому саду и Большому цирку, которые находятся поблизости.