Сроки возбуждения регистрации исполнения в исполнительном производстве. Как пристав возбуждает исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства

Это юридическая процедура, которая как и все остальные юридические процессы достаточно строго регламентирована законом, и имеет определенные основания для своего начала, оформляется специальными документами, а ее исполнение связано с определенными сроками. Кроме того, существуют условия для отказа в возбуждении исполнительного производства . В рамках данной статьи будет рассказано о том, что надо сделать для того, чтобы исполнительное производство по вашему делу было начато без лишних проволочек. Это поможет сэкономить время и деньги, а также не даст возможности должнику спрятать (продать, подарить) имущество на которое могло бы быть наложено взыскание.

Основания возбуждения исполнительного производства определены статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» и включают в себя:

    Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

    9781 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

    Задать вопрос

    Для исполнительных документов, по которым должны осуществляться периодические платежи (например алименты) установлено правило, что такой документ может быть предъявлен в течение всего срока на который эти платежи присуждены, а также в течение трех лет после того момента как они должны были окончиться.

    Если срок предъявления исполнительных документов пропущен - взыскатель теряет право возбуждения исполнительного производства. Однако, в этом случае еще не все потеряно, так как в соответствии со статьей 23 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа.

    Таким образом мы рассмотрели в рамках данной статьи основания возбуждения исполнительного производства, его порядок и сроки. Любые уточняющие вопросы можно задать специалистам

Комментарий к статье 30

1. Возбуждение исполнительного производства - это самостоятельная стадия исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий.

Для возбуждения исполнительного производства необходимо:

1) предъявление заявления и исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю;

2) принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

2. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может соде ржаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения соде ржащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установл ении для должника ограничений, предусмотренных законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в

соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в следующих случаях:

1) если основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

2) если необходимо совершение отдельных исполнительных действий и (или) применение отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, и соответствующему судебному приставу-исполнителю поручается совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения;

3) когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

3. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Рассматривая более подробно первое процессуальное действие, отметим, что сейчас предъявить заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ судебному приставу-исполнителю имеют право взыскатель, а также суд или иной орган, выдавший исполнительный документ. По сути, законодательство ограничило круг субъектов, имеющих право предъявления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, тогда как по ранее действовавшим правилам подобными полномочиями обладали также прокурор и представители органов государственного управления, местного самоуправления, организации и граждане, защищающие права других лиц в порядке ст. 46 ГПК РФ.

По общему правилу исполнительный документ предъявляется судебному приставу-исполнителю взыскателем. Однако в случаях, предусмотренных законом, исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю также и органом, его выдавшим. Например, согласно ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист по просьбе взыскателя может быть направлен для исполнения

В судебной практике судов общей юрисдикции известны и другие примеры, когда суд по своей инициативе направляет исполнительный лист: для исполнения, с извещением финансового органа или взыскателя, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному имуществу; взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе.

В арбитражном процессе также исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

Правом предъявления исполнительного документа обладает и представитель взыскателя. Если представитель принимает участие в исполнительном производстве на основании доверенности (договорное представительство), то право предъявления исполнительного документа является его специальным полномочием и поэтому прямо должно быть оговорено в тексте доверенности (п. 1 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве).

4. Второе процессуальное действие, необходимое для возбуждения исполнительного производства, - это принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

В судебной практике выработана позиция, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе отменить свое постановление о возбуждении исполнительного производства. В п. 8 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77, приводится следующий пример: акционерное общество (взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отмене своего постановления о возбуждении исполнительного производства. В обоснование своего требования заявитель указал на то, что законом не предусмотрена возможность отмены судебным приставом-исполнителем своих постановлений. Арбитражный суд оставил заявление без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство о взыскании с должника в пользу взыскателя суммы долга. Выявив после этого, что исполнительный лист предъявлен к исполнению с пропуском установленного срока, судебный пристав-исполнитель самостоятельно вынес постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства. Закон не запрещает судебному приставу-исполнителю принять мотивированное постановление об отмене или изменении своего ранее принятого необоснованного постановления.

Содержание постановления о возбуждении исполнительного производства должно соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 14 Закона об исполнительном производстве. В частности, в постановлении должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.

Некоторые вопросы по содержанию постановления о возбуждении исполнительного производства разрешались на уровне судебной практики. Так, выработано мнение, согласно которому отсутствие в постановлении о возбуждении исполнительного производства расчетного счета службы судебных приставов не является уважительной причиной для неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2004 г. NA56-17569/03).

Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

5. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока дл я добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению ис полнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

При этом несоблюдение судебным приставом-исполнителем сроков уведомления должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства не снимает с должника обязанности по исполнению судебного решения и не нарушает право должника добровольно исполнить требования исполнительного документа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. N А56-17870/04).

Продление срока добровольного исполнения возможно только судом или другим органом, должностным лицом, выдавшим исполнительный документ, в том числе с использованием института рассрочки исполнения. Однако необходимо учитывать судебно-арбитражную практику, в соответствии с которой обращение в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения не является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа, если такое заявление не было удовлетворено. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А26-5228/04-25 отмечается, что довод должника о том, что он не мог исполнить решение суда в установленный срок по уважительным причинам, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным, отклонен, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения решения, должник не сообщил судебному приставу о наличии уважительных причин неисполнения решения, а в удовлетворении заявления о

предоставлении рассрочки исполнения исполнительного документа судом должнику отказано.

6. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, входе которого вынесены указанные постановления.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель

возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о

взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного

производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовн ой ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 30

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

(Извлечение)

7. Обращение заявителя с кассационной жалобой на вступившее в законную силу решение арбитражного суда не препятствует возбуждению исполнительного производства, если исполнение обжалуемого судебного акта не приостановлено судом кассационной инстанции.

Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

По мнению заявителя, судебный пристав-исполнитель не имел права возбуждать исполнительное производство, поскольку решение арбитражного суда, по которому был выдан исполнительный лист, обжаловано заявителем в суд кассационной инстанции.

При рассмотрении заявления было установлено, что указанное решение арбитражного суда в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу, поскольку в суд апелляционной инстанции заявитель не обращался, исполнительный лист передан судебному приставу-исполнителю в пределах срока, установленного частью 1 статьи 321 АПК РФ. Определения суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения решения суда не было. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель обязан был возбудить исполнительное производство, поскольку никаких нарушений взыскатель не допустил.

В соответствии со статьями 20, 21 Закона обращение заявителя с жалобой на решение суда первой инстанции в суд кассационной инстанции не является препятствием к исполнению исполнительного листа и, следовательно, возбуждению исполнительного производства.

В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства суд отказал, исходя из статьи 318, части 3 статьи 319 АПК РФ и руководствуясь частью 3 статьи 201 и частью 1 статьи 329 АПК РФ.

(далее также — ИП) находится в публичном доступе. Чтобы убедиться в наличии ИП, необходимо зайти на сайт ФССП и перейти на страницу сервиса «Банк исполнительных производств». Сервис позволяет находить открытые производства по нескольким параметрам:

  1. Ф. И. О. и дате рождения должника-гражданина.
  2. Наименованию и региону нахождения должника-организации.
  3. Типу (судебный приказ, исполнительный лист и т. д.) и номеру исполнительного документа.
  4. Номеру производства.

В результатах поиска будут доступны:

  • сведения о взыскателе и должнике;
  • дата возбуждения и номер ИП;
  • номер и дата исполнительного документа;
  • сумма задолженности;
  • контактные данные ответственного пристава.

Номер ИП всегда содержится в постановлении судебного пристава-исполнителя. Однако если получение постановления было неожиданным для должника, то первоначально рекомендуется искать ИП по 1-му или 2-му параметру, чтобы убедиться, что нет других производств. Как получить постановление о возбуждении исполнительного производства, если они обнаружены? Единственный вариант — посетить ФССП.

Сайт же ФССП позволяет мгновенно оплатить любой долг (независимо от того, задолженность это по кредиту или штраф в пользу государства). После оплаты ИП исчезает из базы, однако происходит это не сразу, а спустя 5-7 дней. Если проверка показала, что производство долгое время числится открытым, следует узнавать подробности у пристава.

Сроки в постановлении — что важно?

После получения постановления о возбуждении исполнительного производства что делать в первую очередь? Согласно ч. 11-12 статьи 30 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229), в случае когда исполнительный документ поступил в ФССП в первый раз, должнику должна предоставляться возможность избежать принудительного взыскания. Для этого пристав, возбудив ИП, устанавливает в постановлении срок для добровольного исполнения . На его отсутствие или наличие в документе и нужно обратить внимание прежде всего.

Указанный срок составляет 5 рабочих дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении производства. В этот период приставы не имеют права переходить к этапу принудительного исполнения, хотя некоторые (не обладающие признаком принудительности) действия они совершить могут (пример — запросы о розыске имущества должника в кредитные организации).

Однако стоит учитывать, что не в любом постановлении указывается этот срок. Если исполнительный документ ранее уже бывал на исполнении, такого срока не будет. Не будет его также при поступлении документа к приставам впервые, если он подлежит немедленному исполнению, и в некоторых других случаях, указанных в ч. 14 ст. 30 закона № 229. Выполнить требования подлежащих немедленному исполнению документов должник обязан, согласно закону, в течение суток.

Если пристав перейдет к принудительному исполнению после направления постановления о возбуждении исполнительного производства, но до истечения указанных сроков, его действия можно (и нужно) обжаловать у вышестоящего должностного лица или в суде.

Не знаете свои права?

Обжаловать постановление или проигнорировать — последствия

  1. За неисполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке приставы вправе (и активно этим пользуются) взыскать исполнительский сбор в размере 7 % от суммы взыскания. Однако данный сбор имеет и минимальный размер:
    • 1000 руб. — для физлиц;
    • 10 000 руб. — для компаний.

    Таким образом, долг при неисполнении лишь увеличится.

  2. У приставов есть арсенал мер, которые они применяют для взыскания и побуждения должника погасить долг (гл. 7 закона № 229). Например, однажды можно обнаружить, что на счету в банке нет денег, так как они были списаны в счет долга, или ограничено право водить автомобиль и выезжать за границу.

Таким образом, для большинства людей скрываться от приставов крайне невыгодно. У организации же просто спишут деньги со счетов.

При наличии к тому оснований постановление нужно обжаловать. Основанием может послужить то, что:

  • постановление не соответствует требованиям ст. 14 закона № 229;
  • не установлен срок для добровольного исполнения;
  • отсутствуют реквизиты счета, на который следует перечислить долг;
  • производство по указанному исполнительному документу уже было возбуждено и т. д.

Утвержденного бланка жалобы нет. Составить заявление (жалобу) поможет наш образец.

Иногда граждане получают такие постановления вместо своих полных тезок, то есть становятся жертвой ошибки. Для устранения недоразумения нужно идти к приставам на очный прием. Можно также попытаться приостановить или прекратить производство, если для этого есть основания (ст. 39-40, 43 закона № 229).

Итак, проверить все открытые в отношении гражданина или организации ИП можно на сайте службы служебных приставов. После уплаты долга производство исчезает из базы. Получив постановление о возбуждении ИП, нужно его не игнорировать, а постараться в течение срока для добровольного исполнения заплатить долг. В случае когда должник считает, что вынесение постановления осуществлено с нарушениями, следует обжаловать его. Если этого не сделать, возможны негативные последствия, связанные с принудительным исполнением.

Практика последних 6 лет по общению и попытками взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (ФССП), а точнее - с той ее частью, которая заниматеся исполнительным производством, показала, что указанная часть ФССП является самой отвратительной и безобразной как по исполнению каждым судебным приставом своих должностных обязанностей, так и по эффективности своей работы. В то же самое время они удивительным образом умудрились испортить отношения как с другими федеральными службами, так и с бизнесом и гражданами. Это, в том числе, выражается в том, что (как правило) взыскателей они не информируют ни о возбуждении исполнительного производства, а сами исполнительные производства достаточно часто почему-то "теряют", их любят есть мыши, крысы и другие грызуны, "почему-то именно на них выливается вся имеющаяся в радиусе километра от районного подразделения ФССП вода и т.п.

Судебные приставы - исполнители уже запугали всех своими полномочиями: с законопослушных организаций они (без должных на то оснований) требуют предоставление персональных данных о должниках, должников пугают (в основном - через СМИ) разного рода запретами, а взскателям, в большинстве случаев, вообще ничего не сообщают ни о возбуждении исполнительного производства, ни о ходе его исполнения, ни о предпринятых по их исполнительным документам мерам.

Добиться внятной информации по телефону также практически невозможно, как и попасть на прием - они ж все время заняты (видимо так и тем, что даже до взыскателей им нет никакого дела).

Между тем за этой шумихой как-то совсем потерялась информация об обязанностях судебных приставов-исполнителей по информированию взыскателя и должника о ходе исполнительного производства. Такое информирование предусмотрено в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об исполнительном производстве" в двух видах:

    направление взыскателю и должнику копий постановлений , которые вынес судебный пристав - исполнитель.

    предоставление возможности сторонам исполнительного производства реализовать свое права по: ознакомлению с материалами исполнительного производства (в т.ч. делать из них выписки, снимать с них копии), представлению дополнительных материалов, заявлению ходатайства, участию в совершении исполнительных действий, даче устных и письменных объяснений в процессе совершения исполнительных действий, а также приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права.

Кроме того, от возбуждения исполнительного производства до его окончания судебным приставом - исполнителем последовательно и непрерывно должны быть совершены исполнительные действия по исполнению судебного акта и закончиться исполнительное производство должно в двухмесячный срок (пункт 1 статьи 36) со дня возбуждения исполнительного производства полным и своевременным исполнением всех требований исполнительного документа.

Для исправления такой несправедливости (просто Робин Гуд какой-то) размещаю информацию (со ссылкой на пункт статьи и номер статьи Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об исполнительном производстве") о том, какие документы и их копии, кому и в какие сроки судебные приставы - исполнители обязаны:

  1. Приняв к исполнению исполнительный документ к своему производству, судебный пристав - исполнитель обязан в соответствии с правилами пункта 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве":

      вынести постановление о возбуждении исполнительного производства;

      установить срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в том случае, если исполнительный документ в службу судебных приставов поступил первый раз, о чем в постановлении о возбуждении исполнительного производства сделать соответствующее указание;

      уведомить должника о том, что по истечении срока для добровольного исполнения исполнительный документ подлежит принудительному исполнению с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий;

      направить копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику , а также в суд не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (пункт 17 статьи 30).

  2. об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления , направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (пункт 2 статьи 31).

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства , акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган ФССП или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве (пункт 8 статьи 33).

    Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата , до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения (пункт 4 статьи 38).

    О прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства (пункт 4 статьи 44).

    Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения , направляются:

    взыскателю и должнику;

    в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

    в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

    в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
    (пункт 6 статьи 47)

Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы (пункт 3 статьи 67).

Ограничение на выезд должника из РФ может применяться как по инициативе взыскателя (на основании пункта 2 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), так и по инициативе судебного пристава - исполнителя.в пограничные органы (пункт 3 статьи 67).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ , предусмотренных статьей 15 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из РФ.

На сайте Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве содержится документ под названием "Порядок введения и отмены временных ограничений права выезда должников-граждан за пределы РФ в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве", согласно которому (пункт 2.2) "судебный пристав-исполнитель вводит временное ограничение права выезда должника-гражданина за пределы Российской Федерации как по заявлению взыскателя, так и по собственной инициативе. Срок действия ограничения не может превышать шесть месяцев ".

Согласно данному документу постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации выносится судебным приставом-исполнителем в 4-х экземплярах: первый - в исполнительное производство, второй - доставляется в отдел организации работы судебных приставов-исполнителей для направления в Управление пограничного контроля Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, третий и четвертый - в течение суток после регистрации направляются сторонам исполнительного производства. Федеральной миграционной службе России по г. Москве направляется лишь копия поручения о временном ограничении с копией постановления о временном ограничении.

Помимо Федерального закона, порядок применения данной меры регламентируется Методическими рекомендациями "О порядке вынесения и направления судебными приставами-исполнителями постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации", утвержденными Приказом ФССП России от 29 января 2008 г. № 12/01-830-НВ.

Согласно пункту 4 статьи 47 при окончании исполнительного производства отменяются все установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации. Следовательно, исполнительное производство не может быть окончено без отмены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Копии постановлений судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежые средства в иностранной валюте направляются сторонам исполнительного производства (пункт 6 статьи 71).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) , если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно (пункт 7 статьи 80).

Копии постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на ценные бумаги направляются судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем его вынесения (составления), сторонам исполнительного производства (пункт 14 статьи 82).

Копии постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на дебиторскую задолженность направляются судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем его вынесения (составления), дебитору и сторонам исполнительного производства (пункт 3 статьи 83).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения (пункт 6 статьи 85).

Копии постановлений о реализации арестованного имущества не позднее дня, следующего за днем их вынесения , направляются сторонам исполнительного производства (пункт 15 статьи 87).

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства (пункт 5 статьи 96).

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2019

Полезные ссылки по теме "Какие документы обязан оформить судебный пристав по исполнительному производству "

Тэги: , документы исполнительное производство, взыскатель, должник, судебный пристав, исполнитель, исполнительное производство, постановление, какие документы обязан оформить судебный пристав, какие документы обязан оформить судебный пристав-исполнитель


Возбуждение исполнительного производства, как уже отмечалось, образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Ее задачами выступают: обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

  1. предъявление исполнительного документа;
  2. подача заявления взыскателем;
  3. вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается и без соответствующего заявления. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и Неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.

В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, и возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, место подачи названных выше документов определяется по правилам статьи 33 Закона об исполнительном производстве. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если же должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Возможны ситуации, когда сведения о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка отсутствуют. В этом случае исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества. Соответственно это и будет надлежащим местом подачи заявления и исполнительного документа.

В том случае, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Законом об исполнительном производстве установлен общий трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет институт сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Он преследует цели обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм.

Сводное исполнительное производство возникает (исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство) в случаях, когда: в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств; в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

Согласно статье 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Солидарные обязательства могут возникнуть как из правомерных действий, так и в результате правонарушения (в частности, при неделимости предмета в обязательстве). Расширение сферы применения солидарной ответственности в предпринимательских отношениях должно способствовать реальной защите прав и интересов кредиторов, отвечать общей тенденции повышения ответственности предпринимателей по сравнению с лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Солидарными могут быть обязательства:

  1. договорные и внедоговорные;
  2. основные (первоначальные) и зависимые (производные). Основным является, например, обязательство, возникшее на основе договора аренды. Если же один из должников возместит убытки кредитору (арендодателю), то у него появляется право в регрессном порядке требовать от других возмещения исполненного за вычетом доли, падающей на него. Иными словами, появляется новое производное, зависимое регрессное обязательство. Регрессное обязательство является солидарным, если это предусмотрено соглашением солидарных должников, при отсутствии такого соглашения регрессное обязательство будет долевым (ст. 325 ГК РФ);
  3. субсидиарная ответственность. Солидарно субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества по его обязательствам, а также полные товарищи в товариществе на вере (ст. 75, 82 ГК РФ);
  4. солидарная (обеспечительная) ответственность поручителя за действия должника (ст. 363 ГК РФ). В данном случае ответственность за должника несет именно поручитель на основе специального соглашения, заключенного им с кредитором. Должник же отвечает за свои собственные действия, принцип ответственности «один за всех», характерный для солидарного обязательства, распространяется только на поручителя (но не на должника, за которого отвечает поручитель);
  5. солидарная ответственность нескольких юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, если из содержания разделительного баланса не видно, кто именно является правопреемником и отвечает по конкретным обязательствам перед кредиторами реорганизованного юридического лица. В результате реорганизации (путем разделения) обычное обязательство с одним должником трансформируется в солидарное (если конкретные правопреемники в разделительном балансе не определены);
  6. солидарная ответственность совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по обязательствам, возникшим в силу договора социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Сами члены семьи договор с наймодателем не заключают, однако наличие такового между наймодателем и нанимателем, а также факт принадлежности к членам семьи нанимателя являются основанием для возникновения солидарной ответственности членов семьи и нанимателя.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств в соответствии с частью 6 ст. 34 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

В том случае, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Закон об исполнительном производстве устанавливает, что контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляет сам главный судебный пристав Российской Федерации. В свою очередь, он вправе возложить его на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ч. 2 ст. 34).

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. За ведением такого исполнительного производства контроль осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. Взыскатель, должник, а также субъекты, выдавшие исполнительный документ, извещаются об этом.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном частями 11-13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности отказа в возбуждении исполнительного производства. Согласно статье 10 Закона об исполнительном производстве 1997 г. судебный пристав-исполнитель мог лишь возвратить исполнительный документ при наличии указанных к тому оснований.

Новый Закон об исполнительном производстве в статье 31 предусматривает основания отказа в возбуждении исполнительного производства.

Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он в соответствии с частью 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве направил все необходимые документы в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона об исполнительном производстве;
  5. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  6. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и пунктами 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  7. не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих » немедленному исполнению;
  8. исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению ФССП России.

При вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, его копия с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также субъектам, выдавшим исполнительный документ.

Отметим, что отказ в возбуждении исполнительного производства при условии устранения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке.