Кто такой святой франциск. Биография франциска ассизского. Молитва св. Франциска Ассизского

Святой Франциск Ассизский провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — один из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые францисканцы, проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена духовными дочерьми св. Клары).

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники — и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Святой Франциск Ассизский был одним из самых обаятельных людей, каких знает история. Он происходил из зажиточной семьи и в дни своей молодости не был чужд обычным развлечениям. Но как-то раз, когда Франциск проезжал верхом мимо прокажённого, внезапный порыв сострадания заставил его спешиться и поцеловать несчастного.

Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Вскоре после этого случая он решил отказаться от всех благ и посвятить свою жизнь проповедничеству и добрым делам. Отец Франциска, почтенный деловой человек, пришел в ярость, но оказался бессильным удержать сына от этого шага. Оставив семью, Франциск собрал группу последователей, которые дали обет соблюдения полной бедности.

Впрочем, аскетизм для святого — в порядке вещей. Что действительно выделяет Франциска из длинного ряда средневековых святых, — так это бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил без всяких усилий. Всякое живое существо вызывало в нем чувство любви - не только как христианина и человека с отзывчивым сердцем, но и как поэта. Его гимн солнцу, написанный незадолго до смерти, замечателен бескорыстным любованием божественной гармонией космоса. В отличие от большинства христианских святых, он больше пекся о счастье других, чем о своем собственном спасении. Один его биограф писал, что он был больше, чем святым среди святых: среди грешников он также был одним из своих.

Хочешь знать, почему все идут за мной? — писал святой Франциск. — Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари.

Легенда повествует, что в окрестностях города Агуббио появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку святому свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него. Когда же брат-волк умер от старости, граждане много о нем горевали.

Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов — знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку).

В 1219 году Франциск совершил путешествие на Восток. Султан, перед которым он читал свои проповеди, принял его милостиво, но мусульманства не оставил. По возвращении Франциск обнаружил, что его последователи выстроили для себя обитель. От такого злостного нарушения обета бедности Франциск впал в великую скорбь и вскоре умер.

Если бы дьявол существовал, то будущее ордена, основанного святым Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. После смерти отца-основателя францисканцы предали полному забвению обет бедности и превратились в алчных стяжателей и жестоких слуг инквизиции.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешение,
сколько утешать,
Не столько искать понимания,
сколько понимать,
Не столько искать любви,
сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается
к Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Молитва св. Франциска

Часть серии статей о христианстве
Социальное христианство
Основные представители
Организации
Ключевые концепции
Ключевые документы
Портал:Христианство

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ HS202 Rus 50. Восстановление империи. Франциск Ассизский.

    ✪ Франциск от Асизи

    Принципиальные отличия католичества от Православия: понимание святости (МДА, 2010.11.01)

    ✪ Франциск Ассизский.МОЛИТВА. Алекссандро Марчелло.Адажио.

    ✪ Святой Франциск

    Субтитры

Исторический контекст

Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам - соперничать в богатстве и роскоши с купцами и князьями. Франциск углубил идею бедности : из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа . Вместе с этим Франциск преобразил и само назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

Старое землевладельческое монашество соответствовало аграрному периоду Западной Европы; но возникли города, с густым населением из богатых и бедных - и к ним-то обратились ученики Франциска, проповедуя одним в назидание, другим в утешение «бедное житьё», как идеал «евангельского совершенства». Как проповедник «бедного житья», Франциск имел предшественников. Богатство клира давно вызывало протест как со стороны блюстителей аскетического идеала (Бернард Клервоский), так и со стороны противников клира (Арнольд Брешианский). Особенное сходство с Франциском представляет старший его современник, Валдес из Лиона , от проповеди которого получила начало отпавшая впоследствии от католицизма секта валденцев .

Попытки историков разыскать нити, связующие Франциска с его предшественниками, привели, однако, лишь к гипотезам слабо основанным и притом ненужным, так как стремления Франциска могут быть вполне удовлетворительно объяснены его личностью и духом его времени. Мысль о добровольной бедности «по Евангелию » легко могла самостоятельно зародиться как у богатого лионского банкира, так и у расточительного сына зажиточного купца в провинциальном итальянском городке; но проповедь того и другого приняла различное направление, что зависело как от среды и обстоятельств жизни, так и от личности обоих.

Личность Франциска Ассизского

Биография

Юность

Родился в зажиточной семье. Отец Франциска, по имени Пьетро де Бернардоне деи Морикони, торговал шёлком - дорогим международным товаром. Торговые обороты побуждали Бернардоне совершать частые поездки во Францию , в память которой он и назвал своего сына Франциском. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке. О матери Франциска Пике де Бурлемонт, мало что известно кроме того, что она была дворянкой из Прованса .

Пьетро был по делам бизнеса во Франции когда Франциск родился в Ассизи, и Пика крестила сына под именем Джованни. Когда вернулся отец, он дал новорожденному сыну имя Франческо (то есть «француз») возможно, в честь своего коммерческого успеха и своей любви ко всему французскому.

Он был единственным сыном в семье, в которой было ещё шесть дочерей; родители ни в чём ему не отказывали. Юношей он вел разгульную жизнь с молодёжью своего города, которая выбирала его «царём» пирушек. Родители не мешали сыну, гордились его знакомством с дворянской молодёжью; мать Франциска не скрывала, что ожидает для сына славного будущего. И сам Франциск в это время не был лишён тщеславия : источники говорят, что он не хотел, чтобы «кто-либо его превосходил». Франциск принял участие в войне между Ассизи и Перуджей , был взят в плен, но не утратил своей весёлости и уверенности в своем великом будущем. Он вынес тяжелую болезнь, но по выздоровлении стал вести прежний образ жизни и предпринял с молодыми рыцарями поход в Южную Италию в пользу папы .

С первого же ночлега Франциск вернулся; по сказанию, он видел сон, направивший его на другой путь. Очевидно, его сердце уже не удовлетворялось внешним блеском и указало ему путь к подвигам иного рода. Франциск всегда был очень щедр к нищим. Однажды, отвлечённый делом, он отказал одному из нищих, пристававших к нему именем «Господним», но затем, спохватившись, что если бы нищий попросил у него именем какого-нибудь земного сеньора , то он не отказал бы ему, он догнал нищего и одарил его.

Два года провел Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил для себя шалаш возле неё. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно с Евангелием , распродал своё имущество и раздал бедным; присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: «кающиеся грешники»; но они были бодры духом, называя себя «ликующими в Господе» или «потешниками Господа». Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой.

Основание ордена францисканцев

Число его учеников увеличилось, и он отправился в Рим просить у папы утверждения составленного им для своего братства устава . Текст этого устава не сохранился, но, вероятно, это было простое наставление братьям, составленное на основании подходящих евангельских текстов. Папой был тогда Иннокентий III . Знаменательный момент в истории представляет собой встреча этих двух людей, олицетворявших два различных мировоззрения , выросшие из одного корня: с одной стороны, наместник Христа, ставший владыкой мира, раздававший царские короны, представитель авторитета и власти, - а перед ним последователь Христа, босоногий нищий, в одежде пастуха, проповедник любви и смирения. О самой встрече не сохранилось точных известий, но она сильно занимала воображение современников и потомков и породила много характерных рассказов. С одной стороны, францисканские легенды повествуют о том, с каким пренебрежением папа отнесся к нищему и как потом в сновидениях познал его великое значение для церкви: то из-под ног папы вырастает пальма до небес, то папа видит, как монах подпирает плечом наклонившийся Латеранский собор ; или Франциск наяву убеждает папу поэтической притчей о сыновьях бедной женщины в пустыне, которые оказались царскими сыновьями и были признаны своим отцом. С другой стороны, мы имеем повествование бенедиктинского летописца, в котором слышится и пренебрежение к нищенскому житью Франциска, и признание его смирения: папа был так поражен грязным видом Франциска, что послал его к свиньям; но, когда Франциск, буквально исполнив совет, вернулся ещё грязнее с просьбой теперь исполнить его мольбу, то Иннокентий, растроганный таким смирением, отнесся к нему милостиво.

Распространение францисканцев по Европе

С этого времени число францисканцев быстро растёт, и они собираются обратить все народы. Для этой цели были организованы небольшие миссии , поставленные под начало одного из братьев, называвшегося «министром», то есть меньшим братом. То же стремление к служению побудило Франциска присвоить своим последователям название миноритов - меньших.

Одновременно с этим усиливается и в самом братстве стремление уклониться от первоначального идеала. При большом числе новых братьев не всем было по силам вечно странствовать с нищенской сумой, тем более, что при большом распространении ордена уже различие климата заставляло отступать от первоначального обычая: так, ещё до 1220 г. перестали соблюдать предписание не иметь двух одежд. Всё это вызвало пересмотр первого составленного Франциском правила (regula), не дошедшего до нас. В составлении нового правила 1221 г. Франциску помогали другие, но оно ещё носит печать его личности. Два года спустя понадобилось новое правило, приближающееся к обычной форме уставов других монашеских орденов.

Христолюбивое странствующее братство Франциска превратилось в централизованный и оседлый францисканский орден. Во главе его стоит генеральный министр, только ему предоставлено право разрешать проповедь братьям. Над областями поставлены провинциальные министры; в первый раз упоминаются кустоды, то есть заведующие отдельными общинами. Главное новшество заключается в постановлении, чтобы вместо ежегодных собраний братьев в Троицын день происходили через каждые три года съезды одних лишь провинциальных министров и кустодов, для обсуждения действий генерального министра и переизбрания его.

Изменилось и положение самого Франциска в ордене. По возвращении из Сирии он отказался быть министром и слугой всего братства и поставил на своё место сопровождавшего его на Восток Петра Катанского. Пётр скончался полгода спустя, но его место, по-видимому, тотчас занял Илья Кортонский: по крайней мере на генеральном капитуле 1223 г. председательствовал Илья, Франциск же сидел у его ног, от времени до времени шепча ему на ухо, после чего Илья громко объявлял: «Брат наш заявляет братьям» и т. д.

В составлении правила 1223 г. Илья, по совещании с Уголино, вероятно играл существенную роль. Источники называют его то викарием, то генеральным министром. Франциск прожил ещё 3 года после издания правила 1223 г., пользуясь прежним уважением, но не имея влияния на руководство орденом. Он не одобрял господствовавшего в ордене направления, но, преклоняясь перед авторитетом церкви и связанный обетом послушания, не восставал против него. Однако, вся его собственная жизнь была протестом против искажения дорогого ему идеала.

Последние годы жизни Франциска Ассизского

Однажды послушник, получивший от генерального министра разрешение иметь псалтырь, пришёл к Франциску, испрашивая и его согласия на это. Франциск, боявшийся книжной мудрости и отвергавший собственность, сказал послушнику, что, получив псалтырь, он захочет иметь и молитвенник (бревиарий), а после того усядется как важный прелат и скажет товарищу: «Принеси мне мой бревиарий». Затем Франциск нагнулся, схватил горсть пепла и посыпал им голову монаха, приговаривая: «Вот тебе бревиарий, вот тебе бревиарий». Несколько дней спустя монах снова заговорил о своей псалтыри. Франциск ответил ему: «Делай то, что тебе сказал твой министр», но затем, одумавшись, догнал монаха и просил повести его на то место, где он велел монаху исполнить слова министра. Когда они пришли туда, Франциск сделал земной поклон перед монахом и сказал: «Прости меня, брат, ибо тот, кто хочет быть министром, не должен иметь ничего, кроме своей одежды».

Этот рассказ слишком простодушен, чтобы можно было его считать позднейшим вымыслом. Существует, впрочем, и документ, неопровержимо доказывающий, что Франциск в последние годы осуждал направление, принятое орденом. Это завещание Франциска; оно состоит из увещаний и наставлений и представляет, можно сказать, сплошной протест против превращения нищего смиренного братства Христова в могущественный монашеский орден.

Освобожденный от забот об ордене, Франциск мог снова предаться странствованию и одинокой молитве. Как и в начале, образ Христа совершенно поглощает всё его внимание. Воспоминания о Христе то вызывают во Франциске радость и блаженство, высказываемые в детски наивных формах, то рыдания и стоны.

Изобразить в своей жизни земное странствие Спасителя, пережить все знаменательные моменты Его жизни - вот на что устремлены все помыслы Франциска. Он устраивает в лесу близ Греччио «живую картину» Рождества Христова (ясли, вол, осёл, кругом молящиеся пастухи и крестьяне). Устройство таких яслей в день Рождества в церквах входит с этого времени в обычай в Италии.

Под влиянием той же мысли Франциск отправляется в 1224 г. с ближайшими товарищами на высокую вершину Ла Верна, в верховьях Арно, где проводит время, поодаль от братьев, в посте и уединённой молитве. Здесь в утро Воздвижения Св. Креста Франциск имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы , то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.

Критические историки дают различное объяснение известию о стигматах. Газе, имея в виду, что впервые о стигматах стало известно из окружного послания преемника Франциска, Ильи, считает его виновником легенды. Гаусрат полагает, что Франциск, желая вполне пережить страсти Христовы, сам нанёс себе раны, скрывая их при жизни от товарищей. Сабатье, считая стигматы реальным фактом, ищет объяснение в таинственных проявлениях экстаза и «душевной патологии». Повествование о видении и стигматах Франциска много содействовало представлению о нём позднейшей живописи, изображавшей его в экстазе и со страданием на лице.

Несмотря на то, что Франциск действительно считал своим призванием «оплакивать по всему свету страдания Христа» и несмотря на собственные тяжёлые страдания в последние два года жизни, Франциск до конца сохранил своё поэтическое воззрение на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии. Он кормит зимой пчёл мёдом и вином, поднимает с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупает ягнёнка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять ему слишком много боли.

Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного отца и соединённую в любви к нему. Этот образ был источником, из которого вылилась его поэтическая «хвала» Господу со всеми Его творениями и паче всего с господином братом солнышком и т. д. На призыв Франциска радостно отозвались другие поэтические души среди братии - Фома (из) Челано, Якопоне из Тоди, автор «Stabat Mater», и другие францисканские поэты . Преувеличенно, конечно, считать Франциска, как это делает Тоде , творцом итальянской поэзии и искусства и виновником Ренессанса ; но нельзя не признать, что одушевление и подъём духа, проявившиеся во францисканских соборах и во фресках Джотто , были внушены смиренным и любящим последователем нищего Христа.

Одной стороной своего идеала - преемством нищенствующего, странствующего Христа - Франциск примыкал к аскетическому, средневековому , некультурному идеалу; но в преемство Христа, как его понимал Франциск, включалась и любовь к человеку. Благодаря этому аскетический идеал получил иное, новое, культурное назначение. «Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», - было девизом Франциска. Если в его идеал, как и в прежний монашеский, и входит отречение от мира, от земных благ и личного счастья, то это отречение сопровождается не презрением к миру, не брезгливым отчуждением от греховного и падшего человека, а жалостью к миру и состраданием к нищете и нуждам человека. Не бегство из мира становится задачей аскета, а возвращение в мир для спасения человека. Не созерцание идеального божеского царства в небесной выси составляет призвание монаха, а проповедь мира и любви, для установления и осуществления царства Божия на земле. В лице Франциска аскетический идеал средних веков принимает гуманитарный характер и протягивает руку гуманизму нового времени.

Я, ничтожный брат Франциск, желаю следовать примеру жизни и бедности высочайшего Господа нашего Иисуса Христа и Его Святейшей Матери, оставаясь верным этому до конца. И я прошу вас, госпожи мои, советую вам жить всегда этой святейшей жизнью в бедности. И тщательно остерегайтесь, чтобы никогда и никоим образом не отдаляться от неё по чьему-либо научению или совету .

Последние дни Франциска были очень мучительны; страдания его были облегчены уходом св. Клары и его собственным настроением. Он прибавил к своей Хвале Господа и всех творений строфу с хвалой «сестре нашей, телесной смерти», и не как аскет, а как поэт, закончил жизнь словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Франциск скончался 4 октября 1226 г.; уже два года спустя он был канонизован папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора имени нового святого; но не так желали почтить память «бедного Франциска» ближайшие его сердцу товарищи - и однажды ночью брат Леон, с другими, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным министром Ильёй для сбора подаяний на построение храма св. Франциска. Так на могиле апостола мира возгорелась борьба из-за воплощённого им идеала.

Исследования биографии Франциска Ассизского

Разлад между идеалом Франциска и учреждением, им созданным, отразился и на истории его жизни. В момент смерти Франциска власть над орденом находилась в руках Ильи Кортонского, который правил им в духе Григория IX. Этот папа сам позаботился о составлении жития нового святого и поручил этот труд Фоме из Челано , который не был лично близок к Франциску, но был человеком поэтически одарённым. Житие Челано носит на себе черты своего полуофициального назначения; отношения Франциска к Илье представлены дружественными, роль ближайших товарищей Франциска осталась в тени. Назидательный характер легенды выступает очень сильно, а факты из мирской жизни Франциска крайне скудны.

Несколько лет спустя власть генерального министра перешла к представителям сурового идеала. Капитул г. пригласил всех желающих из братьев записать свои воспоминания о Франциске и представить их генеральному министру Кресченцию. Тогда возникла легенда трёх товарищей, Леона, Ангела и Руфина, ближайших сподвижников Франциска. В этой легенде фактическая и человеческая сторона биографии Франциска выступает полнее и ярче. Ещё раз, однако, изменилось направление в ордене. Капитул г. поручил генеральному министру, знаменитому францисканскому богослову Бонавентуре , составить новое житие и уничтожить все прежние, чтобы не было раздора из-за памяти Франциска. Это житие наиболее отделано в литературном отношении и обращает особенное внимание на чудеса Франциска. Литература о Франциске продолжала, однако, расти, принимая всё более легендарный характер.

Сочинения

Среди сохранившихся текстов Франциска молитвы, канонические правила, увещания братии и небольшая эпистолярия. Уникальное место в наследии занимает сочинённая им на смертном одре (1224 или 1225) «Песнь о Солнце» (в жанре лауды), славословие Господу и всем Его творениям, прежде всего, Брату Солнцу (frate sole) и Сестре Луне (sora luna), а также Брату Ветру (frate vento), Сестре Воде (sor" aqua), Брату Огню (frate focu), Матери Земли (matre terra), а под конец даже Сестре Смерти (sora morte). Написанная ритмической прозой на умбрийском диалекте «Песнь о Солнце» Франциска ныне считается первым в мире памятником специфически итальянской литературы.

Внешность Святого Франциска

Наиболее раннее и самое подробное описание внешности Святого сохранилось в Первом житии Фомы Челанского (дата составления - 1229 год , то есть через три года после смерти Франциска, когда его образ еще хорошо сохранялся в памяти современников):

«Человек красноречивейший, с улыбкой на устах, с ласковым взглядом, не ведающий лени, избавленный от прихотей. Он был среднего роста, скорее даже невысок, голова тоже была умеренной величины, округла, лицо слегка вытянутое и длинное, лоб гладкий и небольшой, глаза небольшие, черные и чистые, волосы темные, брови прямые, нос ровный, прямой и изящный, уши приподнятые, но небольшие, виски впалые, кроткий язык, огненный и отточенный, голос мощный и сладостный, ясный и звучный, зубы ровные, белые, плотным рядом, губы небольшие и тонко очерченные, бородка черная, не густо заросшая волосом, шея тонкая, плечи прямые, руки короткие, кисти нежные, пальцы длинные, ногти вытянутые, лодыжки узкие, ноги небольшие, кожа почти прозрачная, тело иссохшее, одежда жесткая, сон наикратчайший, рука ко всем щедрая». (XXIX, 83)

В целом, оно соответствует и наиболее раннему живописному изображению внешности Святого на фреске монастыря св. Бенедикта в Субиако (вероятно, сделанному еще при жизни Франциска). Позднее, авторы житий исходили именно из этих двух изображений, дополняя к ним только детали. Исключением является Большая легенда Святого Бонавентуры (1263 год), детально рисующая стигматы Святого Франциска:

«И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей… Казалось, что и руки его, и стопы в самой середине были насквозь пронзены гвоздями, так что след от шляпки гвоздя показался на внутренней стороне рук и на внешней стороне стоп, а острие словно вышло с обратной стороны, поскольку след от шляпки гвоздя был черным и округлым, а от острия - вытянутым и вывороченным, как если бы в этом месте натянулась, поднялась и прорвалась плоть, а вокруг плоть отступила и впала.

На рубеже XII-XIII веков католический Запад был охвачен сильным духовным движением. Оно выразилось в широком распространении ересей. Вальденсы и другие еретики этого времени противопоставляли апостольскую нищету богатству и блеску римской церкви. Их проповедь евангельской бедности производила глубокое впечатление на всех религиозных людей. Знаменитый папа Иннокентий III (1198-1216) счёл нужным обратить этот принцип на пользу римской церкви и оказал тем очень важную услугу ей. Возникшие при нем нищенствующие ордена сделались могущественнейшими опорами папской власти .

В 1182 году у богатого купца в городе Ассизи (итальянская область Умбрия) родился сын, получивший имя Франциска (Франческо). Мальчик рано стал проявлять сильную склонность к странным поступкам. На 25 году жизни Франциска охватил религиозный энтузиазм. Непосредственным поводом к этому было впечатление, произведенное на него (1208 г.) при богослужении в церкви Богоматери чтением того места евангелия от Матфея, в котором передаются слова, сказанные Спасителем в напутствие апостолам, посылаемым на проповедь веры: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф. X, 9, 10). До того дня Франциск любил веселиться; теперь он бросил щегольство, надел нищенскую одежду, стал спать на голой земле с камнем под головой вместо подушки, стал жить милостыней.

Отречение святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг. Церковь святого Франциска в Ассизи

Все в Ассизи смеялись над ним, многие считали его сумасшедшим, отец проклял его; но он продолжал следовать влечению своей души. Красноречивые проповеди Франциска склонили нескольких других энтузиастов подражать ему. Они также отреклись от всякого имущества, решили странствовать вместе с ним, проповедуя покаяние, возвращая заблудших на путь истины. Франциск Ассизский составил для своей нищенствующей общины устав и пошел в Рим просить у папы утверждения новому монашескому ордену. Он имел сильных покровителей, рекомендовавших его вниманию Иннокентия III.

Папа разрешил Франциску основать орден, устав которого возлагал на новую общину обыкновенные монашеские обеты, но вместе с ними придавал небывалое развитие обету нищеты. Орденской одеждой была темно‑серая мантия, опоясанная веревкой, как подпоясывались бедняки. Скоро эту одежду стали носить тысячи людей. Официальным названием монахов нового ордена было минориты («меньшие», то есть ставящие себя ниже других); но обыкновенно их называли францисканцами по имени основателя ордена. Та церковь Богоматери, в которой Франциск Ассизский почувствовал влечение к нищенствующей жизни, была отдана ему и получила название «малого дара» (Порциункула, Portiuncula). Франциск установил, чтобы при этой церкви ежегодно происходило общее орденское собрание.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Франциск Ассизский был человек доброго сердца; его воодушевление производило сильное впечатление. Небольшого роста, темноволосый, с жидкой бородой, с нежными чертами лица, он был одарен звучным голосом, говорил восторженным тоном, и аскетизм его внушал к нему такое уважение, что еще при жизни его считали святым. О Франциске составилось множество легенд, в которых явно выражается стремление выставить его подобным Христу. Франциск Ассизский подавал своим последователям пример исполнения миссионерской обязанности не только между христианами, но и между неверными. В 1219 году он отправился к войску Пятого крестового похода в Дамиетту. Он хотел обратить египетского султана в христианскую веру. Это ему не удалось. Франциск старался приобрести на Востоке мученический венец, не удалось и это: мусульмане не убили его. Франциск основал монастырь своего ордена в Иерусалиме; там францисканским монахам было вверено охранение святого гроба.

Говорить спокойно, логично, Франциск Ассизский не умел, но в его проповедях была неудержимая страсть, действовавшая на впечатлительных людей. Он говорил проповеди деревьям и холмам и проливал так много слез о грехах, что ослеп. Изнуренный аскетизмом, Франциск Ассизский умер в Порциункуле 4 октября 1226 года.

Смерть и вознесение святого Франциска Ассизского. Фреска Джотто, 1300 г. Церковь святого Франциска в Ассизи

Легенда утверждает, что благодать Божия возложила на его тело символы святости: на руках и ногах его были язвы (стигматы), на тех местах, где они находились у распятого Христа. Через два года после смерти Франциск Ассизский был причислен римской церковью к лику святых.

Святой Франциск Ассизский


Святой Франциск, основатель ордена нищенствующих монахов, родился около 1182 г. в небольшом итальянском городке Ассизи в семье купца. Его отец Пьер Бернардоне торговал мануфактурным товаром и выручал на этом хорошие доходы. Большая часть его жизни проходила в дальних путешествиях. Своему сыну он не дал серьезного образования. По крайней мере, Франциск до самой смерти писал с большим трудом.

Но он научился латыни и неплохо владел французским. В молодости Франциск вел рассеянную жизнь, любил кутежи и развлечения. Его постоянно видели на улице в окружении молодежи, причем роскошью и причудливостью своей одежды он затмевал многих дворян. Отец и мать баловали сына и не мешали ему тратить деньги направо и налево. Их самолюбию даже льстило, что Франциска постоянно окружали дети дворян, которых он привлекает своей расточительностью. Однако даже в эту пору своей распущенности Франциск оставался учтивым и любезным, воздерживаясь от всяких непристойностей. Замечали в нем также особенную щедрость к нищим, которым он зачастую раздавал все свои деньги.

По-настоящему религиозные чувства пробудились в Франциске, когда ему было около 20 лет, после долгой и тяжелой болезни, едва не закончившейся смертью. Молодой человек вдруг оставил своих прежних товарищей, стал задумчив, замкнут и проводил много времени в уединении в одной из пещер неподалеку от Ассизи. Он часто плакал, вспоминая свое распутство, и удивлялся, как мог так долго заблуждаться.

При первой возможности Франциск отправился на богомолье в Рим и здесь предпринял первую попытку нищенства: обменялся своей одеждой с одним нищим и целый день простоял голодным на паперти часовни Св. Петра.

По возвращении из Рима, проведя несколько месяцев дома, Франциск оставил свою семью и поселился поблизости от Ассизи в бедной часовне Сен-Дамиен. Эта заброшенная и пострадавшая от времени церквушка не имела никакого убранства: над голым каменным алтарем возвышалось одинокое распятие. Но она почему-то очень нравилась юноше. Однажды, когда Франциск молился здесь, ему послышался голос: «Разве ты не видишь, что обитель Моя разрушается? - поди же и восстанови ее».

Франциск воспринял эти слова как призыв к началу новой жизни. Между тем отец, недовольный переменой, произошедшей в сыне, стал добиваться его возвращения в родительский дом. В 1207 г. он подал жалобу на него в суд епископа и потребовал: пусть Франциск либо помогает ему в делах, либо отказывается от наследства. Когда епископ обратился к Франциску с вопросом, какое из двух решений он избирает, тот вышел ненадолго из зала суда, затем вернулся совершенно нагим, вручил отцу сверток со своим платьем и все, что имел при себе, а затем объявил, что отныне у него есть только один отец - Отец Небесный. Это был полный разрыв с прежней жизнью.

Одевшись в рубище отшельника, Франциск стал ходить по улицам родного города и просить у людей камни на восстановление церкви. Затем он относил их на своих плечах к часовне Сен-Дамиен. Пропитание он добывал подаянием, а жил в шалаше.

Многие горожане, проникшись сочувствием к молодому человеку, чье обращение было таким неожиданным, начали помогать ему, и к 1208 г. Франциску удалось завершить ремонт здания церкви. После этого он взялся за восстановление другой ветхой часовни Св. Марии Порци-ункулы. Когда и эта работа была окончена, он ожидал нового небесного знака, и вскоре тот последовал.

В феврале 1209 г во время обедни в часовне Св. Девы Франциск услышал из уст проповедника слова, с которыми Христос обратился к Своим ученикам в тот день, когда отправлял их для проповеди Царствия Небесного: «Ходите же, проповедуйте, что приблизилось царствие небесное. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои. Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания». Когда смысл изречения дошел до сознания Франциска, он воспринял его как откровение, как небесный ответ на его душевные поиски. «Вот чего я хочу! - воскликнул он. - Вот чего я искал! С нынешнего дня я буду стараться изо всех сил исполнить эти слова на деле!» Он тут же снял с себя сандалии, ременный пояс заменил веревкой, бросил 312 мешок и посох. Отныне смыслом его жизни сделалось служение одной великой идее: следовать Христу и в полном отчуждении от мира разносить в мире Его слова.

На другой день Франциск отправился в Ассизи и начал проповедовать. Слова его были так просты и сердечны, что все слушающие его были тронуты, а сила его убеждения стала быстро сообщаться другим. Первым его последователем был богатый гражданин Бернардо де Квинтавалле, по завету евангельскому продавший все, что имел, и раздавший при помощи Франциска вырученные деньги бедным. Затем к ним присоединился еще один брат, и тот день, когда их стало трое - 16 мая 1209 г. - считается днем основания францисканского ордена нищенствующих монахов. После того как число его последователей возросло до семи, Франциск счел возможным последовать примеру Христа, разославшего своих учеников проповедовать по миру.

Перед тем как расстаться, он обратился к товарищам со следующими словами. «Идите же по двое по разным областям земли, проповедуя мир людям и покаяние ради отпущения грехов. Вот в чем ваше призвание: ухаживайте за ранеными, утешайте пораженных горем, возвращайте на пути истины заблудившихся. Будьте терпеливы в горе, ни о чем не пекитесь, ибо Господь исполнит Свое обещание. Смиренно отвечайте тем, кто станет вопрошать вас; благословляйте тех, кто станет поносить вас, - и царствие Божие уготовится вам».

Духовенство отнеслось к деятельности францисканцев настороженно и неодобрительно. Епископ Ассизи Гвидон сказал Франциску, что не может одобрить проповедническую деятельность людей, не имеющих духовного звания и благословения церковных властей Он посоветовал Франциску поступить в какой-нибудь из монашеских орденов. «Ваш образ жизни без всякой собственности, - заметил он, - представляется мне слишком суровым и трудным». «Господин, - отвечал ему Франциск - если бы у нас была собственность, нам бы потребовалось оружие для нашей защиты, ибо в ней источник раздоров и тяжб и она обыкновенно препятствует любви к Богу и ближнему, вот почему мы не желаем иметь собственность».

Реакция епископа и ответ Франциска очень показательны и отражают самое существо проблемы, породившей францисканское движение. В XIII в. в духовной жизни европейского общества произошел перелом. Никогда еще богатство и политическое могущество католической церкви не были так безмерны и никогда еще авторитет ее не падал так низко. Большинство монашеских орденов не пользовалось у верующих никаким почтением из-за распущенного (если не сказать распутного) образа жизни.

Духовенство с головой ушло в разрешение своих земных проблем. Пламя высокой духовности, озарявшее ярким светом начальную эпоху христианства, казалось, потухло навсегда. Мистическое озарение сменилось грубыми суевериями, а религиозный культ в большинстве своем ограничивался механическим выполнением религиозных церемоний и обрядов. Деградация церкви все больше и больше волновала западный христианский мир. Реакция против ее материализации выразилась прежде всего в мощном, нараставшем с каждым десятилетием движении за духовную реформацию, за возрождение простоты апостольской церкви. Вместе с тем в XIII в. появилось множество еретических сект. Движение францисканцев также было одной из форм неприятия официальной церкви. Но в отличии от тех, кто критиковал увязшую в политических интригах римскую курию и погрязших в роскоши монахов, Франциск не думал ни о преобразовании церкви, ни о восстановлении старого монашества.

Авторитет папы всегда оставался для него непререкаемым. Он тоже стремился к обновлению душ и возрождению христианства в его первобытной чистоте, но никто никогда не услышал от него ни одного слова осуждения. Святая жизнь была единственное орудие, которое он желал употребить против ослепленных грехом людей, а символическим актом богослужения для него стало нищенство в подражание Христу.

Тем самым Франциск, сознательно или бессознательно, создал совершенно новый идеал монашества, если прежние иноки вдохновлялись подвигами египетских отцов, ушедших в пустыню спасаться от мирских грехов, то целью Франциска было следовать за Христом и осуществлять евангельское совершенство непосредственно в грешном мире.

Чтобы добиться разрешения на проповедь за пределами Ассизской епархии, Франциск в 1210 г. решил отправиться в Рим к папе. Он сказал своим товарищам: «Пойдемте теперь к матери нашей, святой римской церкви, чтобы поведать святому отцу, что Господь начал через нас совершать, дабы мы, согласно Его воле, могли продолжать начатое нами дело». Вопреки ожиданиям многих, в Риме их встретили благосклонно, и Франциск был принят сами папой Иннокентием III. Тот со вниманием выслушал просьбу Франциска, но остерегся освятить своим согласием столь необычное начинание. Он сказал: «Идите с Богом, дети мои, и когда Господь умножит вас числом и возвеличит благостью, я признаю вас достойными более важных поручений и полномочий». Он разрешил францисканцам продолжать проповеди, но потребовал, чтобы все они приняли пострижение. Франциск согласился. И действительно, одобрение, хотя и неофициальное, много способствовало расширению ордена. Если прежде сподвижники Франциска могли обращаться к народу лишь на улицах и площадях, то теперь им разрешили проповедовать в церквах.

По возвращении из Рима Франциск поселился неподалеку от Ассизи - у Риво Торто на берегу ручья, сбегавшего с горы Сабазио. Здесь стоял заброшенный домик, служивший прежде жилищем прокаженных. Поблизости находилось много пещер, которые стали келиями для остальных братьев. Монахи бенедиктинского монастыря уступили Франциску одну из своих часовен, где францисканцы сообща читали евангелие.

Пропитание они добывали тем, что помогали крестьянам в полевых работах. Но главным призванием общины оставалась проповедь мира и покаяния. Источники не дают возможности проследить, как постепенно эта проповедь, исходя из Ассизи, проникла в соседние города и охватила всю Италию. В целом францисканское движение, несмотря на отдельные неудачи, произвело очень сильное впечатление на современников. И многие после проповеди св. Франциска, раздав свое имущество, вливались в число братьев. Постепенно община, собравшаяся около него, разрослась. Возникло множество поселений францисканцев (их называли конвентами).

Во главе каждого из них стояли так называемые блюстители. Вся Италия была разбита на провинции, включавшие находившиеся в их пределах конвенты. Во главе каждой провинции стоял министр. Сам Франциск, не являясь официально главой братства, оставался его душой. Раз в год, в Троицу, все францисканцы собирались у колыбели ордена в Порциункуле. Вид этих сотен, а потом и тысяч людей всех классов общества, босоногих, с непокрытой головой, опоясанных веревками, с бодростью переносящих свою бедность, ютившихся во временных шалашах из ветвей и довольствовавшихся случайным подаянием, красноречиво свидетельствовал об обаянии идеала безусловной бедности.

Но в наивысшей степени этот идеал воплощался в самом Франциске. Его смирение и доброта не имели пределов. Пишут, что однажды народ стал восхвалять его за святость. Тогда Франциск приказал своему спутнику «во имя святого послушания» в противодействие этой хвале поносить его. Уступая принуждению, монах назвал его невежей, негодным и бездельным наемником, на что Франциск, веселый и довольный, сказал ему. «Да благословит тебя Господь, дорогой сын мой, за то, что ты говоришь мне правду: вот какие речи следует слушать сыну Бернардоне». Никогда Франциск не позволял себе унизить хоть чье-либо достоинство. Как-то его ученик Яков Простак привел в дом к братии прокаженного. Франциск выговорил ему. «Ты не должен был этого делать, ибо это не годится ни для тебя, ни для него». Но, сказав это, он тотчас почувствовал угрызения совести и сам наложил на себя следующее наказание: когда все сели обедать, Франциск сказал, что будет есть с прокаженным из одной чаши. Братья не осмелились возражать, хотя прокаженный был весь в язвах и внушал омерзение; особенно ужасны были его скрюченные и сочившиеся кровью пальцы. Всякий раз, опуская руку в чашу, он оставлял в ней кровь и гной. Тем не менее Франциск брал овощи из той же чаши и ел.

Франциск не только проповедовал любовь, но и весь был переполнен любовью и состраданием ко всем живущим в мире. Он просто не мог спокойно видеть чужие мучения и часто раздавал нищим самое необходимое, а если у него ничего не было - отдавал им свой кафтан. Его Житие заполнено рассказами, подтверждающими это.

Один из них сообщает, что как-то раз зимой Франциск возвращался с одним братом из Сиены и встретил нищего. Он сказал спутнику «Надо возвратить этому бедняге его кафтан, который мы получили от Бога временно, до встречи с более бедным».

Спутник стал возражать, напомнив, что им самим предстоит долгий путь, если Франциск отдаст свой кафтан, то ему нечем будет прикрыть свое тело. Но Франциск все равно отдал свой кафтан и объяснил: «Я не хочу быть вором; ибо нам сочтено было бы за воровство, если бы мы не отдали кафтан более нуждающемуся». О его доброте к братьям также сохранилось множество трогательных свидетельств. Сам он вел аскетический образ жизни, но никогда не требовал того же от других монахов и разрешал им во время странствий есть все, что им ни подадут, даже мясо во время поста.

Францисканство не долго оставалось чисто итальянским явлением религиозной жизни.

Ободренный успехом своей проповеди, Франциск решил перенести ее и в соседние страны. Первые миссионеры, отправленные им в Германию и Венгрию, встретили очень плохой прием. Однако, когда в числе францисканцев оказались немцы, дело пошло на лад. Более свободно последователи Франциска чувствовали себя во Франции, где их проповедь с самого начала нашла отклик. (Этому способствовала также булла папы Гонория, изданная в 1219 г. в пользу францисканцев.)

Сам Франциск в том же 1219 г. отправился в Египет, где в это время отряд крестоносцев под предводительством папского легата осаждал укрепленный город Дамиетту. Эта поездка на мусульманский Восток является очень знаменательным событием. До Франциска монахи лишь возбуждали благочестивое рвение христиан против неверных и посылали толпы крестоносцев для их истребления. Идти к ним не с мечом, а с евангелием значило стать выше страстей своего века. Против ожидания, египетский султан принял Франциска очень любезно, несколько раз беседовал с ним, а потом отпустил, не причинив вреда. Когда потом крестоносцы решили переправиться через рукав Нила и 315 вступить с мусульманами в битву, Франциск горячо отговаривал их от этого шага и предрек, что победа будет не на их стороне. Так оно и случилось: христиане потерпели поражение, но через несколько месяцев все-таки взяли Дамиетту. Не дожидаясь окончания войны, Франциск уехал в Сирию, откуда вернулся в Италию.

На родине он занялся составлением устава для своего разросшегося братства.

Сперва в 1221 г. было составлено своего рода наставление, которое заключало в себе все любимые идеи Франциска. Прежде всего речь шла о нестяжании. Каждому вступающему в орден полагалось продать свое имущество и раздать его бедным.

Франциск писал, что его последователи должны добывать пропитание своим трудом и только в крайнем случае прибегать к подаянию. Члены братства отрекались не только от личной собственности, но и от коллективной. Им ничего не могло принадлежать, кроме орудий, необходимых для работы. Позже в своем завещании Франциск выразил эту мысль очень ясно: «Да остерегутся братья принимать церкви и дома и всякого рода постройки для них иначе, как если они вполне соответствуют святой бедности, и пусть они пребывают в них лишь как пришельцы и паломники».

При сборе милостыне францисканцам строго запрещалось принимать деньги. Франциск ненавидел их и внушал братьям словом и примером, чтоб они боялись их, как дьявола. Рассказывают, что однажды какой-то мирянин оставил в церкви Св. Девы монету. Один из братьев, подняв ее, бросил на подоконник. Узнав об этом, Франциск стал жестоко укорять его за прикосновение к монете и успокоился только тогда, когда провинившийся, сняв губами монету с подоконника, вынес ее за ограду и положил губами же на ослиный помет. В правиле 1221 г. рукой Франциска написано: «И если где-либо найдем денарий, то не станем о нем заботиться паче чем о прахе, который попираем ногами». Далее следовали другие положения - о внутреннем устройстве ордена, о миссионерской деятельности и т. п. На основе этого наставления в 1223 г. был разработан подробный устав францисканцев, утвержденный в том же году папой.

Последние годы жизни Франциска прошли в постоянных молитвах и борьбе с недугами, которые постепенно брали над ним верх. Уже в молодости у него была больная печень. Позже присоединились болезни сердца и желудка. Особенное страдание доставляла ему болезнь глаз, от которой он порой совершенно терял зрение. Папа Гонорий, обеспокоенный состоянием Франциска, прислал к нему своих докторов, но и те не смогли ему помочь. Болезни оказались очень запущенными. Вскоре началась водянка, от которой не было спасения. Пишут, что в день смерти Франциск велел снять с себя всю одежду и положить его нагим на голую землю. Так он и умер 3 октября 1226 г.