7 мудрецов древней греции. "семь мудрецов". МилетскаЯ школа Фалес

"Семь мудрецов"

Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или неблагоприятны для тех или иных дел.

Разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон". Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках иеизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх и своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.

Время деятельностп "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции) периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, "благородных", велущих свой род от родоначальнпков полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставится тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается в Мегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной стратияфикации там стало не происхождение, а имущественное положение.

Обыденное моральное сознание. Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности. Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософия и даже философия. Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишь эпизодом. Конечно, возможна историко-сравнительная тема "Конфуций и "семь мудрецов", но развить ее можно только в обшем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии и философии. В отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать, "фисикофилософия".

Вместе с падением политичеркой власти аристократии утрачивает свою гегемонию и мифологическое мировоззрение, чья идеологическая функция в условиях обществ "бронзового века" состоит в обосновании, как мы уже сказали, права землевладельческой аристократии на господство над земледельцами. Со временем начинают складываться первые еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Но на первых порах миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях.

Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобшности. Аристотель определяет "гному" как "высказывание общего характера". Гномы пользовались большой известностью. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена "семи мудрецов" были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н. э.).

Три вида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращается от мифологических теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых "Трудах и днях" зарождается нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Но и в гномах можно увидеть зарожденпе древнегреческой этики. Конечно, этика - это наука о нравственности, а не сама нравственность, но нравственное самосознание - это уже начало этики. Античная мифология не отличалась ни нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества - этой главной и единственной добродетели и трусссти - главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею неведомы. Между тем совесть - это переживание расхождения между должным и сущим в поведении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым, плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще ничего не говорят о подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще нет никакого представления о должном.

В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому зло было понято как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли "гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера - наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.

К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых из "семи "мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу - три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.

Вообще говоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла свою роль в подготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания, тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания, а философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном лирика ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именами Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса, доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.

Второй вид гном - это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде всего относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный, но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в 5 в. до и. э.

Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи". Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и некоторые другие.

Имея в виду именно Фалеса, Маркс говорил о том, что "греческая философия начинается с "семи мудрецов" 1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956, с. 131./. И менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.

  • Солон Афинский
  • Биант Приенский
  • Питтак Митиленский
  • Причём Фалес во всех вариантах ставился на первое место .

    Семь мудрецов называю - их родину, имя, реченье:
    «Мера важнее всего», - Клеобул говаривал Линдский;
    В Спарте: «Познай себя самого», - проповедовал Хилон;
    Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
    «Лишку ни в чем!» - поговорка была милетинца Питтака;
    «Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским;
    «Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
    «Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.

    Самый ранний из дошедших до нас список мудрецов приведен в платоновском диалоге «Протагор » (IV в. до н. э.) , там же впервые сообщается предание о них . Помимо уже упомянутых, в него включены:

    • Клеобул из Линда
    • Мисон из Хены
    • Хилон из Спарты

    Также, согласно Диогену Лаэртскому, в этот список включались Акусилай , Анаксагор , Анахарсис , Аристодем , Лас , Леофант , Лин , Орфей , Памфил , Писистрат , Пифагор , Ферекид , Эпименид , Эпихарм .

    Как пишет проф. А. Н. Чанышев : «Мудрость „семи мудрецов“ нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии , а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщённости и глубины» . Также проф. М. И. Шахнович отмечает, что «истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям», а «изречения, приписываемые семи древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору » . В изречениях «мудрецов», по Марксу , «раскрываются элементарные силы нравственной жизни» .

    Отмечая в частности Фалеса, Карл Маркс писал, что "греческая философия начинается с «семи мудрецов» . По Гегелю - они находятся «на пороге истории философии» .

    Обращают внимание и на их связь с поэзией . М. И. Шахнович отмечает, что «к семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея , а Ориген в III в. ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра » .

    См. также

    • Семь мудрецов бамбуковой рощи (англ.) русск.

    Сноски

    1. Шахнович М. И. . - Л. : Наука , 1973. Гл. 3
    2. Чанышев А. Н.
    3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. М.: Высшая школа, 1981.
    4. Диоген Лаэртский . , I
    5. http://www.sno.pro1.ru/projects/pisistratides/varia/makarovII.htm

    Напишите отзыв о статье "Семь мудрецов"

    Литература

    • Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре . - М .: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Новое литературное обозрение , 1995. - ISBN 5-86793-008-4.
    • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. - М .: Высшая школа , 1981. - 374 с.

    Отрывок, характеризующий Семь мудрецов

    – И вы тоже.
    – Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
    – О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
    – Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
    – Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
    – А как же – «Тристан»?
    – Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
    – А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
    – А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
    – Как – русские?.. – растерялась я.
    – Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
    – А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
    – Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
    – А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
    – Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
    – А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
    – Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
    – Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
    – Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
    – А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
    Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
    Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
    Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
    – Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
    Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
    – Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
    Наконец-то она кивнула:
    – Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
    Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
    – Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
    Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня... Фрагмент из книги академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре".

    СЕМЬ МУДРЕЦОВ

    На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений — уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера — важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни — конец»; «В многолюдстве нет добра»; «Ручайся только за себя».

    Греки говорили, что оставили их семь мудрецов — семь политиков и законодателей того времени, о котором мы рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский, Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других мудрецов, иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение неизвестного поэта говорит об этом так: Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье. «Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский; В Спарте — «Познай себя самого!» — проповедовал Хилон; «Сдерживай гнев», — увещал Периандр, уроженец Коринфа; «Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака; «Жизни конец наблюдай», повторялось Солоном Афинским; «Худших везде большинство», говорилось Биантом Приенским; «Ни за кого не ручайся», — Фалеев Милетского слово.

    Говорили, что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой треножник. Оракул ведел отдать его самому мудрому человеку в Греции. Его отнесли Фалесу. Фалес сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак — Клеобулу, Клеобул — Периандру, Периандр — Хилону, Хилон — Солону, Солон — обратно Фалесу. Тогда Фалес отослал его в Дельфы с надписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди эллинов».

    Над Фалесом смеялись: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так, Фалес рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, — сказал он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».

    Биант с другими горожанами уходил из взятой неприятелем Приены. Каждый тащил с собою все, что мог, один Биант шел налегке. «Где твое добро?» — спросили его. «Все мое — во мне», — отвечал Биант.

    Питтак справедливо правил Митиленами десять лет, потом сложил власть. Народ наградил его большим земельным наделом. Питтак принял только половину и сказал: «Половина больше целого».

    Клеобул и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них, ее разгадает всякий: Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат; Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать; Черные сестры и белые сестры, друг с другом несхожи; Все умирают одна за другой, и все же бессмертны.

    Хилон говорил: «Лучше решать спор двух врагов, чем двух друзей: здесь сделаешь одного из врагов другом, там — одного из друзей врагом». Кто-то похвалился: «У меня нет врагов». — «Значит, нет и друзей», — сказал Хилон.

    Солона спросили, почему он не установил для афинян закона против отцеубийства. «Чтобы он не был нужен», — ответил Солон.

    Кроме того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной мудрости. Вот некоторые их советы: Не делай того, за что бранишь других.

    О мертвых говори или хорошо, или ничего.

    Чем ты сильнее, тем будь добрее.

    Пусть язык не опережает мысли.

    Не спеши решать, спеши выполнять решенное.

    У друзей все общее.

    Кто выходит из дома, спроси: зачем? Кто возвращается, спроси: с чем?

    Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье. Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

    Вы скажете, что это и так все знают? Да, но все ли так и поступают?

    Впрочем, ведь и сами мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего и что легче всего, ответили: «Труднее всего — познать самого себя, а легче всего — давать советы другим».

    МУДРЕЦЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

    У писателя Плутарха есть сочинение под заглавием «Пир семи мудрецов». Там описывается, как однажды Периандр, управлявший Коринфом, созвал у себя всех мудрецов и других ученых мужей, как они угощались и вели между собою умные речи. Среди гостей были двое, с которыми мы скоро познакомимся поближе: скиф Анахарсис и фригиец Эзоп — дикарь-мудрец и раб-мудрец. Грекам приятно было оттенять высокую мудрость своих знатных законодателей простым здравым смыслом пришельца из варваров и выходца из народа.

    Повод для беседы был такой. Эфиопский царь и египетский царь спорили за одну пограничную область; и вот, чтобы не воевать, они решили состязаться, задавая друг другу загадки. Египтянин задал девять вопросов: что всего старше, что всего прекрасней, что всего больше, что всего разумней, что всего неотъемлемой, что всего полезнее, что всего вреднее, что всего сильнее и что всего легче? Эфиоп ответил: «Старше всего время; прекраснее всего свет; больше всего мироздание; разумнее всего истина; неотъемлемой всего смерть; полезнее всего бог; вреднее всего демон; сильнее всего удача; легче всего сладость». Периандр спросил гостей: «Удачные это ответы или нет?»

    Мудрецы порассуждали и решили — не очень удачные. Нельзя сказать, что время всего старше: ведь время есть и прошедшее, и настоящее, и будущее, причем будущее, несомненно, моложе настоящего. Нельзя сказать, что удача всего сильнее: ведь то, что крепко и сильно, не бывает так изменчиво. Нельзя даже сказать, что смерть всего неотъемлемой: в тех, кто жив, смерти нет.

    «А как же ответить лучше?» И Фалес Милетский ответил так: «Старше всего — бог, ибо он вечен. Прекраснее всего — мир, ибо в нем все согласованно и стройно. Больше всего — пространство, ибо в нем мир, а в мире все остальное. Разумнее всего — время, ибо оно всему учит. Неотъемлемой всего — надежда, ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет. Полезнее всего — добродетель: с нею все на свете хорошо. Вреднее всего — порок: с ним все на свете плохо. Сильнее всего — неизбежность: она всем властвует. Легче всего — мера: без меры даже наслаждение бывает в тягость».

    Ответы понравились; тогда Периандр попросил каждого ответить на три вопроса: каким должен быть дом, каким должен быть город и каким должен быть правитель?

    На вопрос, какой дом — лучший. Солон ответил: «Тот, где добро приобретается без несправедливости, сохраняется без недоверчивости и тратится без раскаянья». Питтак ответил: «Где нет ни потребности в излишнем, ни нехватки в необходимом». Хилон ответил: «Где хозяин — как мудрый царь». Биант ответил: «Где хозяин ведет себя по доброй воле точно так же, как вне дома — по воле закона».

    Клеобул ответил: «Где хозяина больше любят, чем боятся». А Фалес ответил: «Где хозяину не о чем заботиться». Что сказал скиф Анахарсис, вы узнаете на следующей странице.

    И Периандр, послушав, сказал: «Видно, недаром говорят: кто-то Ликургу посоветовал устроить в Спарте народовластие, а Ликург ответил: «Сперва сумей устроить народовластие в собственном доме!»

    На вопрос, какой город — лучший. Солон ответил: «Тот, где обидчика требует к ответу не только обиженный, но и необиженный». Фалес ответил: «Где нет ни слишком бедных, ни слишком богатых». Анахарсис ответил: «Где лучшее воздается добродетели, худшее — пороку, а все остальное — поровну». Питтак ответил: «Где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править». Биант ответил: «Где закона боятся больше, чем правителя». Клеобул ответил: «Где порицания боятся больше, чем закона». А Хилон ответил: «Где больше слушают законы, чем ораторов».

    И Периандр, послушав, сказал: «Видимо, значит это, что народовластие тем лучше, чем больше похоже оно на единовластие!»

    Наконец, на вопрос, какой правитель — лучший, Фалес ответил: «Тот, который сможет дожить до старости и умереть своей смертью». Хилон ответил: «Тот, который думает не о смертном, а о бессмертном». Питтак ответил: «Тот, кто приучит подданных бояться не его, а за него». Анахарсис ответил: «Кто всех более разумен». Клеобул ответил: «Кто всех менее легковерен». Биант ответил: «Кто дает пример покорности законам». А Солон ответил: «Кто сам отречется от своего единовластия».

    И Периандр, послушав, сказал: «Видимо, значит это, что и единовластие тем лучше, чем больше похожа на народовластие?»

    «Мера — важнее всего!» — ответили ему мудрецы.

    У древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса,… … Философская энциклопедия

    - «СЕМЬ МУДРЕЦОВ», древнегреческие авторы кратких сентенций («гном») на темы житейской мудрости (напр., «познай самого себя» Фалеса, «ничего слишком» Солона и т. п.). Состав «Семи мудрецов» в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных … Энциклопедический словарь

    VII–VI вв. до н. э., первым о них упоминает Платон, называя Фалеса Милетского, Солона Афинского, Биаса из Приены, Питтака Митиленского (см. Алкей), Клеобула из Линда, Мизона и Хилона Спартанского. Четверо первых выступают и в более поздних… … Античные писатели

    Древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели бессмертны Перианд … Современная энциклопедия

    Древнегреческие авторы кратких сентенций (гном) на темы житейской мудрости (напр., познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона и т. п.). Состав Семи мудрецов в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях) … Большой Энциклопедический словарь

    СЕМЬ МУДРЕЦОВ - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др. греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1)… … Античная философия

    “Семь мудрецов” - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе.… … История Философии: Энциклопедия

    В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно … Новейший философский словарь

    Др. греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1 (подчёркнутым… … Философская энциклопедия

    Книги

    • Семь мудрецов древности , . Каждая культура имела свои "семерки" наимудрейших. В эту книгу вошли изречения и "дней минувших анекдоты" из жизни тех, кого европейская мысль с полным основанием считает своими самыми…
    • Семь чудес света , Литвинова Ульяна. На протяжении всей жизни человечество строило и создавало множество произведений искусства. Но что читать чудом? Очевидно, то, что по замыслу или исполнению значительно, уникально,…

    Любовь Рыжкова
    Арийские мудрецы древности

    Необходимое пояснение к поэме «Лестница мастеров»,
    или О временах… славянской античности

    Мне трудно говорить, чем я руководствовалась, создавая поэму «Лестница мастеров». Видимо, таково было веление свыше, как ни пафосно это звучит. Но «действующие лица» поэмы - великие философы, учёные-энциклопедисты, давно ушедшие из земной жизни, но по-прежнему совершенно живые люди, чей опыт духовных знаний для человечества по-прежнему важен и значим. Это будет не предисловие и не послесловие в том смысле, в каком мы привыкли их читать. Это лишь необходимые пояснения для вас, уважаемые читатели, чтобы вы лучше поняли авторскую мысль. Поскольку тема поэмы восходит к временам античности, это кажется нелишним и даже целесообразным.

    Мы лишь напомним вам некоторые исторические подробности, которые кажутся важными и значимыми для данного произведения.

    Семь мудрецов. Семь мудрецов были известны с самой глубокой древности, корни их восходят к арийским временам. Это были видные исторические деятели 6 века до нашей эры, количество которых разные источники указывают по-разному (от семи до семнадцати). В их число входят: Биант из Превы, Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены, Солон Афинский, Фалес, Хилон из Лакедемона. Их изречения дошли до нас в виде кратких изречений, авторство которых весьма условно. Например: «Ничего слишком» (Солон), «Что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам» (Питтак), «Поручись - и беда тут как тут» (Фалес), «Мера - лучше всего» (Клеобул), «Большинство людей дурны» (Биант), «Наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр), «Познай самого себя» (Хилон или Фалес) и так далее.

    Абарид (Абарис) Скиф. Сведения об этом легендарном и таинственном гиперборейском мудреце древности крайне скудны. Почерпнуть их можно из очень немногих источников. О нём писали Геродот, Платон, Диодор Сицилийский, Гекатей Абдерский, Гераклит Понтийский, Ямвлих, Цельс, Пиндар, Гимерий и некоторые другие. Исходя из этих сведений, можно составить некоторый образ этого… то ли человека, то ли бога. По крайней мере, он был так силён и искусен, что всего его принимали за прорицателя и пророка. Современники дивились его умению передвигаться по воздуху и тому, что он совершенно не нуждался в пище. Он владел многими знаниями, казавшимися грекам тайными, оттого он и приобрёл подобную славу. Ниже мы приведём небольшие фрагменты сочинений некоторых античных авторов, писавших об Абариде.

    Для нас главным является тот факт, что он был выходец из страны Гипербореи, стало быть, арийских кровей. Кроме того, его называли Скифом, это уже прямое указание на наше с ним родство.
    Удивительно другое - самое его имя Абарид. Что это за имя? Откуда он взялось? Каково его смысловое наполнение? На первый взгляд оно для нашего уха звучит как чужое имя, далёкое от славяно-арийских корней. Но это только на первый взгляд. А если вслушаться…

    Итак, Абарид (другой вариант имени Абарис) был скифом (предком славян), то есть он по крови принадлежал к одному из скифо-славянских племён. К какому же? Трудно сказать. Но давайте подумаем, нет ли указания на это в самом имени? Оказывается, мы имеем прямое указание, к какому скифо-славянскому племени принадлежал этот легендарный герой и волшебник.
    Историкам известно древнее славянское племя бодричей, или ободритов. «Велесова книга» упоминает, например, некоего доблестного воеводу Бодрича. Получается, что имя Абарида Скифа сохранило для потомков непосредственное указание на его происхождение. Вполне возможно, что звали его иначе, но в чужой стране, куда он пришёл, он был именно выходцем другой страны и представителем другого, незнакомого племени (нации, говоря иначе) бодричей (ободритов), так его и назвали. Ведь мы и сейчас так иногда говорим, подчёркивая чью-то национальную принадлежность: русский Иван, немец Гёте, англичанин Моэм и т. д.

    Так кто же он был, это загадочный Абарид Скиф? И каков? И почему он остался в памяти потомков, да не просто остался, но стал для многих античных авторов таинственным незнакомцем, пришельцем, почти что богом и неким символом светоносного мужа?

    Более того, учение Абарида Скифа стало основой мудрости Пифагора и пифагорейцев, затем Сократа, Платона, платоников, неоплатоников, Аристотеля и многих-многих других позднейших авторов.

    Получается, что в основе мировой философской мысли лежит некое единое учение, ставшее базой, фундаментом для создания различных учений и ветвей. Да, это учение - те самые арийские «Веды», которыми и владел Абарид Скиф, поскольку он был родом из Гипербореи, родины «Вед», страны, живущей по этим божественным ведическим законам. Самое интересное, что это не догадки. А если и догадки, то я легко нахожу им подтверждение, анализируя всем доступные официальные научные источники. Тот же Философский энциклопедический словарь указывает: «Сам тип «Семи мудрецов» восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни…» (с. 602) Уж если академический, энциклопедический словарь указывает, что «Семь мудрецов» были арийского происхождения, то какие доказательства нам ещё нужны?

    А теперь приведём небольшие фрагменты некоторых авторов, упоминавших Абарида Скифа.
    Вот небольшой фрагмент из книги Ямвлиха «О Пифагоровой жизни».
    «Ведь Абарид прибыл из страны гиперборейцев, где он был жрецом Аполлона, старшим по возрасту и самым опытным в богослужении, и он направлялся из Эллады в свою страну, чтобы собранное золото положить для бога в гиперборейский храм. Проезжая через Италию и увидев Пифагора, он тщательно сопоставил его с богом, которому служил, и убедился, что перед ним не человек, похожий на Аполлона, а действительно не кто иной как сам Аполлон. Поскольку он видел его величие и, имея жреческий опыт, ещё раньше обнаружил приметы, он отдал Пифагору стрелу, с которой отправился в путь из храма, надеясь, что она будет полезной при преодолении трудностей во время столь долгого путешествия. Если он ехал на ней, то он преодолевал непроходимые места - реки, озёра, болота, горы и другие подобные места и, как передают, обращаясь к ней, производил очищения, изгонял чуму и отводил ветры от городов, которые обращались к нему за помощью. Действительно, мы знаем, что Лакедемон после произведённого им в этой земле очищения уже не заражался чумой, тогда как прежде эта болезнь часто поражала его из-за того, что он расположен в неудачном месте: над ним возвышаются Тайгетские горы, и стоит отметить, что это создаёт духоту. Абарид также очистил Кносс на Крите. Известны и другие свидетельства способности Абарида производить очищения. Пифагор же, приняв стрелу, не удивился и не спросил, почему он подарил её, но ведя себя так, как будто он был действительно бог, по-дружески отвел Абарида в сторону и показал своё золотое бедро, дав свидетельство того, что он не ошибался. Он перечислил ему одно за другим все, что хранится в храме Аполлона у гиперборейцев, и дал тем самым достаточное подтверждение того, что Абарид догадался правильно. Он добавил, что он пришел для служения на благо людям, и поэтому принял человеческий облик, чтобы они, смутившись его превосходством, не чуждались его и не избегали обучения. Он велел Абариду остаться и помогать ему исправлять души учеников, золото же, которое тот собрал, приобщить к имуществу его учеников, которые так поступали из соображения, что они подкрепляли делом принцип, гласящий «у друзей всё общее».

    Вот упоминание об Абариде в произведении Цельса «Правдивое слово»:
    «Никто не считает богом гиперборейца Абарида, который обладал такой силой, что переносился со скоростью стрелы».

    Подчёркивая необычность личности Абариса, греческий историк Геродот (V в до н. э.) уточнял, что он «носил по всей земле стрелу и при этом ничего не употреблял в пищу».
    Последователи Пифагора предполагали возможную связь между своим учителем и Абарисом и поэтому собирали о последнем всевозможные сведения. Пифагорейцы называли Абариса «воздухошествующим, ибо он при помощи стрелы, данной ему Аполлоном, двигался по рекам и морям и проходил непроходимые места, каким-то образом плавая по воздуху».
    Известен был Абарис и Платону (IV в до н. э.), который считал его заклинателем от всех болезней. Платон признавал, что родиной жреца Абариса является мифическая страна гипербореев, «живущих за северным ветром». Согласно поверьям, «лучезарный» Аполлон Дельфийский на зиму останавливался в стране гипербореев, за что её жители в качестве благодарности каждый год отправляли посланцев с жертвенными дарами в святилище божества на Делосе.

    Диодор полагал, что «напротив земли кельтов на Океане есть остров не меньше Сицилии. Этот остров населяют гиперборейцы. Остров плодородный и плодоносный, отличается ещё и хорошим воздухом. На этом острове находится священный участок Аполлона и великолепный храм шарообразной формы».
    Последний факт вновь озадачивает - ведь святилища подобной формы до сих пор не известны. Впрочем, и гиперборейцам приписывают необычные способности. «Им были ведомы и волшебство, и магия и друидизм и колдовство и хитрость», - характеризует загадочный северный народ древняя рукопись. Неудивительно, что из такой среды вышел жрец Абарис, поражавший воображение древних греков своим умением летать по воздуху. Один из жителей Эллады Аристей из Проконнеса, живший на рубеже VII-VI вв. до н. э. отважился на путешествие в страну гипербореев и даже вернулся через семь лет домой. Он написал поэму о своих приключениях, но, к сожалению, она не дошла до нас. Осталась лишь легенда о «воздухошествующем» Абарисе и его загадочной родине стране Гиперборее».

    Пифагор - родился около 570 года до н. э. на острове Самос. Пифагора называли «Гиперборейским Аполлоном», и о нём ходила слава как о чудотворце и мудреце, владеющем тайными знаниями. Вполне возможно, что он этими тайнами владел в самом деле. Дело в том, что в юности он совершил путешествие на Восток (но где он был - точно никто не знает). Не случайно после этого его и прозвали «Гиперборейским Аполлоном». Самое главное, что он изучил древневосточную математику и негреческие религиозно-культовые традиции.
    Затем он поселился в Кротоне (Южная Италия), и кротонцы отнеслись к нему с пиететом. Более того, он пользовался здесь такой репутацией и таким влиянием, что основал религиозно-философское братство, которое взяло власть в свои руки. Безусловно, это не нравилось местным власть имущим. Последовало антипифагорейское восстание под руководством Килона. Пифагору пришлось бежать в Метапонт, где он и поселился, здесь же он впоследствии и скончался.
    Такова канва жизни этого уникального человека, который разработал систему взглядов. В эту систему входило: учение о бессмертии души; учение о реинкарнации (Пифагор помнил четыре предыдущих жизни); родство всех живых существ; учение о катарсисе как очищении; вегетарианство; учение о музыкально-числовой структуре Космоса, так называемой Гармонии Сфер.
    Пифагор развил учение о музыкальном звучании Вселенной, доказывая, что Солнце, Луна и все планеты звучат и имеют свою тональность. Считалось, что самый высокий тон «астральной гаммы» - у звёзд, самый низкий - у Луны. Эти идеи развивал и Аристотель.

    Сократ - родился ок. 470 г., умер в 399 г. до н. э. Жил в Афинах. Сократ часто выступал с речами на площадях, имея репутацию народного мудреца. Именно Сократ высказал мысль, что власть в государстве должна принадлежать лучшим людям. И он же первым внедрил в науку диалог как метод нахождения истины. После него эту форму развил в своих сочинениях Платон.
    «В конце жизни Сократ был привлечён к суду за то, что ввёл новые божества и был приговорён к смерти. Его посадили в тюрьму, но вскоре ему предложили бежать. Философ посчитал это для себя постыдным и, чтобы не отдавать себя в руки палачей, выпил яд.

    Платон Афинский - родился в 427 году до н. э. в Афинах (или Эгине), умер в 347 году до н. э. Платон происходил из знатного рода, его отец был потомком афинского царя Кодра, а мать - из рода Солона. Солон - один из «семи мудрецов». Большое воздействие на него оказала философия Кратила и Сократа. После казни Сократа уехал из страны и отправился в Южную Италию и Сицилию, где сошёлся с пифагорейцами. Около 387 года основал в Афинах свою школу, так называемую Академию, где собрались лучшие умы. В их числе сначала слушателем этой школы, а затем и её преподавателем был Аристотель.
    Под влиянием Сократа обращался к вопросам этики, педагогики и психологии, рассматривал проблему души и её бессмертия. Платон пытался решить проблему иерархии наук и искусств и полагал, что человека можно научить математике, живописи, пению, медицине, игре на цитре и так далее, но поэтическому искусству научить нельзя. А подлинное знание - это лишь воспоминание.

    Аристотель Стагирит - родился в 384 г. до н. э. в Стагире, умер в 322 г. до н. э., учёный-энциклопедист, был сначала слушателем, потом преподавателем Академии Платона, воспитатель Александра Македонского. Аристотель был не только выдающимся философом, но и видным политиком. Широко известно его изречение, ставшее крылатой фразой: «Человек от природы есть политическое животное».
    Аристотель считал, что государством должна управлять аристократия, то есть самые лучшие во всех смыслах люди.

    Омир (Гомер) - родоначальник греческого героического эпоса. Но вопрос о личности Омира (Гомера) является спорным по сей день. Спорным является и вопрос родины этого автора, а также авторства «Илиады» и «Одиссеи». Впервые критические замечания по поводу авторства Омира высказал… Геродот. Аристотель считал, что автор этих трудов - Омир. Кроме того, он полагал его автором и такого произведения, как «Маргит» - «не сохранённый нам эпосъ о приключенiяхъ дурака набитаго» (Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии, т. 4, с. 223).

    Здесь же сказано, что первое известие об Омире приурочено к имени Солона. Более того, «Распоряжением Солона сделало желательным составление государственного экземпляра Гомера» (там же, с. 224). Что значит мудрец - вперёд на сколько веков видел!
    Любопытно узнать, что первым биографом Омира был Феаген Регийский. Кто таков Феаген Регийский - и вовсе сказать трудно. Однако, как указывает словарь Брокгауза и Ефрона, «эти биографии Гомера были зародышем истории литературы» (с. 224). Но это было очень давно, а основательное изучение творчества Гомера началось «лишь со времени основания больших библиотек в Александрии и Пергаме, то есть в III веке до Р. Х.» (там же).
    Мы употребляем старую русскую транскрипцию - Омир, а не Гомер. Именно так писали А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и многие другие авторы прошлого и позапрошлого веков. Дело в происхождении имени, связанного с тем, что по легенде Омир был слепым.
    Удивительна этимология имени Омир, которую некоторые не хотели бы знать. Омир - означает омрачённый, то есть слепой. В этом - разгадка не только имени великого поэта древности, но и его происхождения. И в этом - великая тайна, открывающая нам ещё одну загадочную страницу нашей великой истории. Как мы убедились, в основе имени - славянский корень. Умному - достаточно.
    Выше мы говорили о том, что историческая литература упоминает о таком любопытном факте, как неожиданное открытие древних фресок на стенах Благовещенского собора Московского Кремля, бывшего домовой церковью русских царей, во время реставрации. И, как уже говорилось, на стенах этого собора были изображены лики русских святых из рода Хорса, и среди них - Плутарх, Аристотель, Вергилий и многие другие.

    Вот вам и арийские мудрецы древности - все славяне! И я теперь думаю: а случайно ли открылись нам их лики? Не для того ли, чтобы напомнить нам, кто мы, какая кровь течёт в наших жилах. И какие истины в необъятной Вселенной во все времена являются насущными…