Значение слова «эксперимент. Виды экспериментов и их характеристика Определение слова эксперимент в биологии

исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:

1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;

2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.

Эксперимент

Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Существует три основные категории экспериментов: 1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента. - Аргументы за: Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части (экспериментальный редукционизм). - Аргументы против: Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. 2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» - т. е. замаскированного экспериментатора. - Аргументы за: Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. - Аргументы против: Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия. 3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. - Аргументы за: Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем. - Аргументы против: Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Эксперимент

Словообразование. Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.

Специфика. Характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых,

Лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Современная научная психология гордится (возможно, немного самоуверенно) тем, что она экспериментальная. Подразумевается, что психологические принципы основаны на хорошо контролируемых и повтори-мых экспериментах. В сущности, любой эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. При разработке эксперимента основное внимание уделяется: (а) самим условиям антецедента, обычно называемым независимыми переменными (или экспериментальными переменными), и (б) последствиям или результатам экспериментов, обычно называемым зависимыми переменными. Основной аспект любого эксперимента – контроль над независимыми переменными, при котором причинно-следственные связи могут быть обнаружены однозначно. Имеется тенденция использовать форму прилагательного экспериментальный в более широком и свободном смысле так, что оно охватывает и случайные наблюдения или простые процедуры попыток, которые не всегда хорошо контролируются. Это использование не является неправильным в любом этимологическом смысле, хотя его следует избегать, так как оно уменьшает строгость основного значения. См. контроль (1), экспериментальный проект, научный метод.

Эксперимент

метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

ЭКСПЕРИМЕНТ

проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

Э., который дублирует реальный мир,-Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. - Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных дополнительных переменных;

Лабораторный Э.-Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

Индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

Э. с одним испытуемым (single - subject) частный вариант индивидуального Э.;

Групповой, межгрупповой Э. (см. там же);

Кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

Бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

Мультивалентный, многоуровневый Э.-Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

Факторный Э. (см. там же);

Многомерный (multivariate) Э.- Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) -

Безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

Идеальный Э.-Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

Чистый (pristine) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными.условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

Бесконечный Э. - бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью - Э. полного соответствия - Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Э. в строгом - исторически и логически - смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени. Э. не просто «метод познания» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант обозначил замысел «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания. Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке, в том числе тех, где Э. невозможны. «Естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 42). Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение в них было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и, соответственно, смысла и устройства самого опыта. Всякий опыт (лат. - ехреrientia; греч. - eunepia) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения потому, что фрагментарно выявляет определенный строй мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхищаемый) определенной формой конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греч, теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И. Ньютона. Однако они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять - значит, усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т.е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять - значит, познать сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и «без-образности» бесконечной в себе природы соответствует техника экспериментального исследования: «расформирование» существующего для проникновения в сущность вещей. Особая логика характеризует и средневековый опыт: Р. Гроссетест и его ученик Р. Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, но речь идет не об исследовательском Э., а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта. Принципы и структуру Э. нельзя поэтому понять вне метафизики, лежащей в основании новоевропейского научного мышления. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл частных видов Э. (исследовательский, проверочный, демонстрационный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим. 1. Э. исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными явлениями схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона; одной «природы». Э. становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятия формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона. 2. Решающее значение в Э. имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) - предельных, пограничных, критических - состояниях. Изменение условий в Э. строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В Э. происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Г. Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть Э. над собой. 3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, Э. одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию Э. называют сократической (Л. Ольшки). 4. Э. устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие Э. направлено на разделение сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь «причина-действие» и, далее, свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции элементарного взаимодействия и свободного состояния определяет Э. как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному Э. с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Э. поэтому далек от естественного наблюдения. Специальными техническими средствами в нем создаются условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, простой рефлекс, социальный тип и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального - эмпирической интерпретации идеальных объектов и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный Э. имеет смысл только в горизонте мысленного Э. с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального Э. Мысленный Э. в специальном смысле, т.е. принципиально нереализуемый, воображаемый Э. (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления. 5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия Э. Поскольку же идеализация в Э. устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), Э. находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия гидротехнических механизмов, теплообмена паровой машины и т.д. Экспериментальная наука делается в лабораториях (см. Лаборатория). Э. рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет); она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель) и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия). 6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в Э. сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объективной картины реальности, как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обна; уживает внутренние границы Э. как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого объекта. Намечаются существенно новое понятие бытия (бытие-событие, бытие-возможность) и новая идея разума, отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта. А.В. Ахутин Лит.: Галилей Г. Избранные труды: В 2-х т. М., 1964; Мах Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 3. М., 1933; Борн М. Эксперимент и теория в физике // Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Библер B.C. Кант - Галилей - Кант. М., 1991; Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от античности до XVII в. М., 1976; Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988; Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Е. М. Дун

Эксперимент как научный метод

Экспериментальный метод научного исследования – детище Нового времени. Его становление явилось революционной вехой в развитии человеческого познания, и прежде всего, естествознания. Многие историки науки вполне справедливо считают, что именно систематическое применение экспериментального метода знаменовало собой возникновение опытной науки в современном смысле этого слова, пришедшей на смену античному умозрению и средневековой схоластике.

Основателем и пропагандистом эксперимента как самостоятельного метода научного исследования явился Г.Галилей. Опираясь на метод физического эксперимента, он опроверг начала аристотелевской физики и заложил основы классической механики, которая позже получила свое полное развитие в трудах И. Ньютона. Возникнув в недрах физики, экспериментальный метод постепенно расширял сферу своего применения, найдя широкое распространение в химии, биологии, физиологии и других естественных и технических науках. В наше время он все больше проникает и в обществознание (экономика, социология, психология и др.). В методологическом арсенале современной науки эксперименту отводится важнейшая роль как основному общенаучному методу эмпирического исследования.

Понятие о научном эксперименте. Единство предметно-практической и

познавательной сторон эксперимента.

Для того чтобы понять сущность научного эксперимента, его место и роль в познании, необходимо прежде всего иметь достаточно ясное общее представление о структуре научного знания и этапах процесса познания.

В современной методологии науки принято выделять два основных уровня научного знания – эмпирический и теоретический и соответственно – два основных вида познавательной деятельности – эмпирическое и теоретическое исследование. Указанные уровни отличаются друг от друга предметом исследования , характером средств и методов, применяемых в процессе исследования, а так же характером получаемых познавательных результатов.

На эмпирическом уровне изучаемый наукой объект познается со стороны его внешнего «явления», то есть тех его отдельных свойств и связей , которые доступны непосредственной регистрации с помощью органов чувств познающего субъекта и разнообразных приборов , усиливающих их разрешающую способность. Основными методами исследования на этом уровне являются наблюдение, эксперимент и измерение. Результаты эмпирического исследования имеют форму научных фактов 1 и эмпирических зависимостей, описывающих познаваемый объект.

На теоретическом уровне изучаемый объект познается наукой со стороны его «сущности», то есть тех внутренних законов, которые управляют его функционированием и развитием. Основным средством исследования здесь выступает логическое мышление, а основными методами – абстракция, идеализация и др. Результаты теоретического исследования выступают в форме гипотез и теорий, которые способны объяснять полученные ранее факты и зависимости и предсказывать новые факты ранее не известные.

Будучи качественно различными, эмпирический и теоретический уровни познания в то же время находятся в отношении взаимосвязи и взаимообусловленности. Эмпирический уровень познания является фундаментом теоретического. Научные гипотезы и теории всегда имеют своей основой научные факты, полученные в процессе эмпирических исследований. С другой стороны, эмпирическое познание всегда опирается на определенные теоретические предпосылки, которые направляют эмпирический процесс и придают ему планомерный характер 2 .

После таких общих вводных замечаний мы можем непосредственно перейти к анализу научного эксперимента.

Термин «эксперимент» происходит от латинского «experimentum», что означает «проверка», «проба», «опыт».

Как мы уже отметили, эксперимент принадлежит к числу эмпирических методов научного исследования, к которым относятся также наблюдение и измерение 3 .

Как и наблюдение, эксперимент предполагает непосредственно – чувственное взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом, результатом чего является раскрытие отдельных свойств и связей реальной действительности и на этой основе установление научных фактов и эмпирических зависимостей. Вместе с тем он обладает такими специфическими чертами, которые принципиально отличают его от простого наблюдения (созерцания).

Научное наблюдение представляет собой изучение объектов действительности в их естественных условиях. Это означает, что в ходе такого исследования познающий субъект не нарушает естественную «жизнь» объекта, не воздействует на него и условия его бытия, а изучает его именно таким, каким он непосредственно дан нашему чувственному восприятию. Поэтому данный метод несет на себе определенную печать пассивности субъекта. Известная исследовательская активность сводится лишь к поиску подходящих условий для наблюдения или использованию приборов, усиливающих органы чувств наблюдателя.

Эксперимент, в отличие от простого наблюдения, является активным методом научного исследования. Подчеркивая это принципиальное различие, И. П. Павлов писал: «…наблюдение собирает то, что ему предоставляет природа, опыт же (то есть эксперимент – Е. Д.) берет у природы то, что он хочет» 4 . Экспериментатор не ждет, пока интересующее его явление или условие случайно доставит ему природа, он вызывает (воспроизводит) их сам. Эксперимент – это исследование действительности в искусственных условиях , созданных самим исследователем путем целенаправленного и контролируемого практического воздействия на изучаемый объект или условия его существования. Характер этих искусственных условий определяется поставленной задачей. Они должны быть таковы, чтобы в них раскрылись те свойства и связи объекта, которые интересуют исследователя.

Например, для выявления того, влияет ли данное удобрение на развитие того или иного растения и как влияет, мы вносим его в почву, выясняя в какой причинной зависимости находится рост, развитие и плодоношение этого растения от такого внесения. Выясняя, как зависит сила тока в цепи от сопротивления проводников, мы искусственно меняем величину их сопротивления. При выяснении химических свойств тех или иных веществ мы искусственно соединяем исследуемое вещество с другими веществами, искусственно меняем условия, при которых мы их соединяем (температуру, давление, катализаторы и т.д.).

Во всех этих случаях исследователь как бы насильственно заставляет природу раскрывать свои тайны, отвечать на те вопросы, которые он ей задает. Созерцатель природы, таким образом, становится естествоиспытателем 5 .

Подчеркивая активный характер деятельности субъекта в процессе экспериментирования, в то же время не следует эту активность абсолютизировать и тем самым отрицать объективное содержание получаемых в эксперименте знаний. Вмешиваясь в объективный ход события, создавая искусственные экспериментальные ситуации, исследователь не творит по своему произволу свойства и отношения вещей, приписывая затем их природе. «Взаимодействие объектов в экспериментальном исследовании может быть одновременно рассмотрено в двух планах: и как деятельность человека, и как часть взаимодействий самой природы. Вопросы природе задает исследователь, ответы на них дает сама природа « 6 .

Из сказанного следует основная и определяющая гносеологическая особенность эксперимента – его одновременная принадлежность к предметно-практической и познавательной деятельности человека. Эти две стороны в эксперименте органически связаны. Целью экспериментальной деятельности является приращение научных знаний, и в этом отношении она является познавательной. Однако, поскольку необходимым условием достижения этой цели является изменение, преобразование действительности, экспериментальная деятельность выступает и как форма практики.

От других форм практической деятельности, например, материально-производственной, научный эксперимент отличается своей целью. Если в процессе производственной деятельности человек с помощью определенных материальных средств преобразует объекты природы с целью превратить их в предметы, способные удовлетворить его практические потребности, то целью эксперимента является такое преобразование объектов, которое дает возможность выявить их эмпирические характеристики. То есть, эксперимент – это практическая деятельность, предпринимаемая ради познания.

Будучи специфической формой практики, эксперимент выступает в науке в роли основы познания и критерия истинности знания. Отсюда и две гносеологические функции эксперимента: исследовательская (эвристическая) и проверочная (критериальная).

Поскольку в эксперименте подчас обнаруживаются новые, неожиданные, с точки зрения существующих теорий, факты, он играет роль основы теоретического познания, стимулирует дальнейшее развитие и совершенствование теории. Однако чаще всего эксперимент ставится для проверки уже существующих теоретических знаний, имеющих гипотетический характер. Для этого из гипотезы логически выводятся эмпирически проверяемые следствия, а затем посредством эксперимента определяется, имеются ли предсказанные явления в действительности или нет. То есть эксперимент либо подтверждает (верифицирует) гипотезу, либо ее опровергает (фальсифицирует). К вопросу об этих двух функциях эксперимента мы еще вернемся в последующих разделах нашего пособия.

Следует, однако, отметить, что простое наблюдение также способно выполнять эти гносеологические функции. В чем же тогда состоит преимущество эксперимента перед простым наблюдением с точки зрения получаемых посредством него результатов? Здесь следует обратить внимание на следующие существенные моменты.

    Даже в тех случаях, когда интересующие исследователя условия могут сложиться в самой природе, их возникновения, как мы уже отметили, зачастую приходится ждать. Поэтому при господстве в науке метода наблюдения развитие познания идет достаточно медленно. Поскольку в эксперименте эти условия создает сам исследователь, познавательный процесс резко ускоряется.

    В эксперименте могут быть искусственно созданы и такие сочетания обстоятельств, которые в естественных условиях не встречаются вообще . Например, эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях – при сверхнизких или сверхвысоких температурах, при высочайших давлениях, при огромных напряженностях электрических или магнитных полей и т.д. Экспериментатор может ускорить или замедлить и тем самым делать доступными для изучения процессы, которые в естественных состояниях идут крайне быстро или крайне медленно (напр., увеличение скорости роста растения). Результатом этого является обнаружение таких свойств объектов, которые в естественных условиях являются скрытыми и поэтому вообще не могут быть познаны простым наблюдением.

    В процессе простого наблюдения изучаемый объект обычно подвергается воздействию посторонних, внешних факторов, что затрудняет получение о нем точных и достоверных знаний. Эксперимент дает исследователю возможность с помощью определенных материальных средств изолировать изучаемый объект от влияния этих затемняющих его сущность факторов и изучать его так сказать «в чистом виде». Так, изучая поведение животных методом условных рефлексов, И.Павлов помещал животных в изолированную от внешних случайных воздействий камеру («башню молчания»). Только таким образом можно было проследить связь между вполне определенным раздражителем и ответной реакцией организма и тем самым сделать правильный вывод относительно процессов, происходящих в мозге.

Метод экспериментальной изоляции применяется наукой и для познания сложных объектов. Простое наблюдение в лучшем случае фиксирует общую картину некоторого сложного целого, оставляя неясным роль в ней отдельных взаимодействующих факторов. Так, в естественных условиях невозможно выяснить химическое действие каждого из основных лучей солнечного спектра. Это возможно только в эксперименте путем разложения спектра на составляющие его лучи и последующего изучения действия каждого из этих лучей в изоляции от других. Точно также целый ряд важных открытий в биологии был осуществлен именно тогда, когда экспериментаторы научились членить на части живые объекты, выделять в них стороны, интересующие экспериментаторов и изучать их in vivo (т.е. как они реально функционирует в целостном организме) или in vitro (культивировать их в искусственной среде, вне организма). С этим во многом связан, напр., прогресс в области цитологии.

Изолирование различных условий в эксперименте имеет огромное значение при познании причинных связей. Оно значительно облегчает анализ явления, отделение существенных связей от несущественных, позволяет выяснить влияние каждого из условий на изучаемое явление и т.д.

Отмеченная нами сторона экспериментального метода функционально сближает его с абстрагирующей деятельностью мышления. Ведь абстракция также представляет собой выделение тех или иных существенных свойств и отношений объекта, путем отвлечения их от несущественных, с точки зрения решаемой задачи, сторон и образования некоторого «абстрактного объекта». Различие между ними заключается, однако, в том, что в эксперименте изоляция несущественных факторов достигается не мысленно, как при абстрагировании, а практически, в непосредственно воспринимаемой чувственной форме.

    С помощью эксперимента исследователь может планомерно варьировать, комбинировать различные условия. Изменяя одни из них при сохранении неизменными других и изоляции третьих экспериментатор тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи , определяющие изучаемый процесс. Таким образом, эксперимент является эффективным средством для выявления закономерностей природы. Имея в виду эту особенность экспериментального метода, И.П.Павлов писал: «Опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и т.о. в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями» 7 . При этом, выясняя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия и отсутствия, но и количественные отношения . Благодаря этому появляется возможность придавать открываемым законом природы количественное, математическое выражение.

    Поскольку при эксперименте исследование проводится в искусственных условиях, которые создает сам исследователь, эксперимент легче, чем простое наблюдение, поддается контролю .

    Наконец, важным достоинством научного эксперимента является его воспроизводимость, которая при простом наблюдении нередко весьма затруднительна или вообще невозможна. Воспроизводимость эксперимента означает, что его условия и, следовательно, проводимые в связи с ним наблюдения и измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения точных и достоверных результатов. Возможность многократного повторения эксперимента позволяет основывать обобщение и выводы на большой серии наблюдений и измерений, исключающей случайные ошибки.

Таким образом, эксперимент обеспечивает более точное, более глубокое и более быстрое исследование явлений, чем простое наблюдение.

1 Под «научным фактом» в данном случае понимается такое единичное эмпирическое высказывание, которое содержит достоверную информацию об отдельных свойствах объектов действительности.

2 Подробнее об уровнях научного познания можно прочесть: Введение в философию. М.,1989. Гл.13.

3 Имеется в виду наблюдение как самостоятельный метод исследования («простое наблюдение») в отличие от наблюдения в составе эксперимента. Что касается измерения, то оно никогда не существует самостоятельно и функционирует либо в составе наблюдения, либо эксперимента.

4 И.П.Павлов. Полн. соб. соч.Т. II. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 274.

5 Слово «естествоиспытатель» означает: «тот, кто пытает природу», то есть мучает ее, заставляя раскрывать свои тайны. Вместе с тем слово «пытати» в древнерусском языке означало «допрашивать», «спрашивать». Эти два значения в слове «естествоиспытатель» как бы пересекаются.

6 Введение в философию. М., 1989. С. 400.

Словарь социолингвистических терминов

Словарь Ефремовой

Эксперимент

  1. м.
    1. Научно поставленный опыт.
    2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Военно-морской Словарь

Эксперимент

особая форма военной практики, метод исследования военных явлений путем целенаправленного и контролируемого воздействия на них и окружающую среду.

Энциклопедический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Тезаурус русской деловой лексики

Эксперимент

1. ‘первая попытка осуществить что-либо’

Syn: опыт, проба

2. ‘наблюдение с целью исследования’

Syn: опыт

Словарь Ушакова

Эксперимент

экспериме нт , эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.

| Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Словарь лингвистических терминов

Эксперимент

(лат. experimentum проба, опыт). Научно поставленный опыт, позволяющий следить за функционированием изучаемого явления, воссоздавая его в заданных условиях. Вместо объекта может изучаться его модель, составленная с учетом теории подобия и дающая возможность получить дополнительную информацию об объекте. Существуют три основные формы эксперимента: лабораторный, социальный и мысленный.

Современный экономический словарь. 1999

ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. experimentum - проба, опыт)

Словарь экономических терминов

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт)

изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт) - метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Эксперимент

А, м.

1. Научный опыт.

* Химический эксперимент. *

2. Попытка сделать, предпринять что-н. новое.

* Эксперимент в кулинарии. *

|| прил. экспериментальный , -ая, -ое.

* Экспериментальное подтверждение. *

Словарь Ожегова

ЭКСПЕРИМЕ НТ, а, м.

1. То же, что (в 3 знач.). Химический э.

2. Попытка сделать, предпринять чтон. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты.

| прил. экспериментальный, ая, ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путём установить чтон.

Антропологический толковый словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. За исключением редких случаев проведение экспериментов в целях антропологии невозможно.

Этимологический Словарь Русского Языка

Эксперимент

Голландское – experiment (опыт, испытание).

Французское – experimental (опыт).

Английское – experiment.

Латинское – experimentum (проба, опыт, испытание).

В русском языке слово «эксперимент» известно примерно с XVIII в.

Чуть позже прилагательное «экспериментальный» стало применяться по отношению к физике – экспериментальная физика.

Слово было заимствовано из западноевропейских языков, в частности, из немецкого – Experiment (опыт). В свою очередь, в эти языки оно пришло из латинского.

Производные: экспериментальный, экспериментировать, экспериментатор.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Эксперимент

1) Научно поставленный опыт;

2) попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л.

лат. experimentum «проба, опыт, испытание». Возможно, заимств. из нем. Experiment «опыт, испытание» в конце XVII в. (Фасм., IV, 516).

Впервые значение «физический и химический опыт, испытание» фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1234-1235). В общем смысле слово эксперимент употребляется со второй половины XIX в. (Сл.Даля1, VI, 607).

Экспериментальный . Заимств. из польск. experimentalny «опытный» в Петровскую эпоху (Фасм., IV, 516). Фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1235).

Экспериментатор . Заимств. из нем. Experimentator «экспериментатор» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 1531).

Экспериментировать . Заимств. из нем. experimentieren «ставить опыт» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в СИС 1937 (656).

Экспериментирование . Образовано от основы глаг. суффиксом -ни |j| (БАС, XVII, 1777).

Экспериментаторский . Образовано от сущ. экспериментатор суффиксом -ск - (БАС, XVII, 1776).

Экспериментаторство . Образовано суффиксом -ств (о) (БАС, XVII, 1777).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Эксперимент

Эксперимент

♦ Expérimentation

Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие научного опыта, который обычно ставит своей целью проверку той или иной гипотезы. Для этого искусственно (чаще всего в лаборатории) создают необычные условия, которые могут быть воспроизведены нужное число раз. При этом предполагается, что идет поиск чего-то, мало того, автор эксперимента почти всегда знает, что именно он ищет; не бывает экспериментов без предварительно выдвинутой гипотезы и соответствующей теории, пусть даже впоследствии выяснится, что она ошибочна или носит преходящий характер. «Для научного ума, – говорит Башляр, – всякое знание есть ответ на вопрос. Если вопрос не задан, не может быть и научного знания. Само собой ничто не разумеется. Нет ничего заранее данного. Все есть результат конструкции» («Формирование научного ума», I). Эксперимент – опыт, не разумеющийся сам собой, это – сконструированный опыт.

Ни один эксперимент не способен доказать истинность той или иной гипотезы и тем более – той или иной теории. Мы ищем доказательство, но находим всего лишь пример или контрпример, и лишь последний является решающим аргументом. Вы можете десять тысяч раз проверить предположение, что природа не терпит пустоты или что более тяжелые тела падают быстрее, чем более легкие, – в результате всех этих проверок все равно нельзя будет сказать, что вы установили истину; но одного-единственного эксперимента, если он поставлен строго и может быть воспроизведен, окажется достаточно, чтобы опровергнуть ваши выводы. Поэтому эксперимент играет решающую, ключевую роль лишь в той степени, в какой он способен опровергнуть ту или иную теорию. Экспериментальные науки движутся вперед путем догадок и опровержений, отмечает Поппер, а не путем индукции и проверки. «Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации» («Логика научного исследования», глава I). Именно это позволяет наукам двигаться вперед, не давая им застыть на месте.

Педагогический терминологический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - опыт, проба)

в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Существенная черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д. Э. различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения выделяют лабораторный и естественный Э. Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего Э. Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 324)

научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 422)

Криминалистическая энциклопедия

Эксперимент

(лат. experimentum - опыт, доказательство)

1) следственный , самостоятельное следственное действие. Состоит в воспроизведении обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершении необходимых опытных действий в целях проверки следственных версий, проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, получения новых доказательств. Проводится в предусмотренном законом порядке: в присутствии понятых, в необходимых случаях с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, специалистов. О ходе и результатах Э. составляется протокол. Следователь в необходимых случаях производит измерения, фотографирование, видеозапись, составляет соответствующие планы и схемы. При производстве Э. недопустимы опыты, опасные для людей, причиняющие ущерб имуществу, нарушающие общественный порядок или унижающие достоинство личности.

На практике проводятся следственные Э. по установлению возможности восприятия какого-либо факта, явления; совершения какого-либо действия - вообще, в данных условиях, за определенный промежуток времени или данным лицом; по установлению отдельных элементов механизма события; по установлению механизма образования отдельных следов события:

Тактические условия производства следственного Э.: Э. производится в условиях, максимально сходных с теми, в к-рых имели место событие или факт, интересующие следствие; однородные опыты должны проводиться многократно, чтобы исключить случайный результат; опыты могут проводиться при необходимости в несколько этапов, что позволяет детально воспринимать, анализировать и фиксировать их результаты. Тактические условия реализуются с помощью системы тактических приемов следственного Э. Так, напр., сходство условий экспериментального и подлинного событий обеспечивается производством Э. (если это существенно) на том же месте, где произошло подлинное событие или в реконструированной для этого обстановке, в сходное время суток, погодных условий, звукового фона, темпа действий, с использованием подлинных или аналогичных предметов ит.п. При многократном производстве опытов условия Э. могут специально усложняться или упрощаться с целью повышения их доказательственного значения и т. д. По завершении Э. все иллюстративные материалы монтируются в таблицы; расположение и перемещение участников Э. могут быть показаны на специальном плане или схеме. При необходимости по результатам Э. допрашивается лицо, чьи показания проверялись или уточнялись опытным путем. Следственный Э. служит эффективным средством разоблачения инсценировок преступлений, изобличения в даче ложных показаний;

2) судебный Э. - процессуальное действие, осуществляемое на стадии судебного следствия; аналогично по содержанию следственному Э. Отличается кругом участников (состав суда, стороны, свидетели, потерпевшие, эксперты или специалисты), формой фиксации хода и результатов Э., а иногда и условиями проведения;

3) экспертный Э. - факультативная стадия процесса экспертного исследования. Состоит в производстве опытов с целью установления конкретного факта и причинной связи между фактами, явлениями; выяснения механизма следообразования; получения образцов для сравнительного исследования (напр., экспериментально отстрелянных пуль и гильз); установления подлежащих учету при экспертизе дефектов исследуемых объектов; исследования свойств следа; установления причин и условий технического характера, способствовавших совершению преступления. Результаты экспертного Э. получают доказательственное значение лишь при их отражении в выводах эксперта.

Лит.: Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М., 1958; Ароцкер Л.Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве уголовных дел. М., 1964; Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964; его же. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993.

Предложения со словом «эксперимент»

Обращает на себя внимание временная стабильность первого движения не только внутри одного эксперимента , но и в течение всего периода обучения.

Но в любом случае это должны быть конкретные проекты, за которые отвечают конкретные люди, а не абстрактные монетаристские эксперименты .

Эйнштейну не верили, что лучи света искривляются под воздействием гравитации, пока это не подтвердили эксперименты .

Энергетические характеристики этих процессов оказались соизмеримы с энергиями фазовых переходов, и удалось поставить эксперименты по исследованию насыщенного пара, обладающего свойствами плазмы.

Согласно результатам экспериментов врача Т. Мешковой Цилиндры Фараона защищают от воздействия излучений различной электронной техники: компьютеров, телевизоров, микроволновых печей и т.д.

Однако теория и подтверждающий её эксперимент подсказывают, что с углублением в область всё меньших и меньших пространственных масштабов различия взаимодействий постепенно стираются.

Для проверки этого положения мы провели некоторые контрольные и дополнительные эксперименты .

Между тем уже более сорока лет известно, что научные теории в принципе не могут быть доказаны, поскольку они содержат универсальные утверждения, а число экспериментов всегда конечно.

Для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна некоторая предварительная теоретическая модель исследуемого явления, и основой её Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание:

Короче, достойных кандидатур на полеты и наземные эксперименты хватало.

Эксперимент как процесс научного познания

1. Эксперимент как метод научного исследования.

2. Виды экспериментов и их характеристика.

Эксперимент как метод исследования.

Эксперимент – это действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления.

При проведении исследования термин «эксперимент» включает: постановку опытов и наблюдение исследованного явления в определенных условиях, которые позволяют следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Т. е. эксперимент должен характеризоваться определенным постоянством (const).

Целью эксперимента является выявление свойств исследованных объектов, явлений; проверка справедливости гипотез и глубокое изучение темы научного исследования.

Назначение эксперимента определяет его постановку и организацию. В основу различий экспериментов положены:

1) способы формирования условий (естественных и искусственный);

2) цели исследования (формирующие, преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);

3) организация проведения (лабораторные, полевые, натуральные, производственные…).

4) способ постановки задач (закрытый и открытый);

5) структураизученныхобъектовиявлений (простые, сложные);

6) характер внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);

7) характер взаимодействия средства экспериментального исследования (обычный, модельный);

8) модели, которые исследуются в эксперименте (материальный, мысленный);

9) контролируемыевеличины (активный, пассивный);

10) числоварьируемыхфакторов (однофакторный, многофакторный);

11) характеризучаемыхобъектовилиявлений (технологический, социометрический и т. д.).

Виды экспериментов и их характеристика

(слева представлен № группы, в которую входят разные виды экспериментов; см. выше).

1. Естественный эксперимент . Предполагает проведение исследования в естественных условиях существования объекта исследования (в психических, педагогических, социальных и биологических науках).

Искусственныйэксперимент предусматривает создание искусственных условий для проведения исследования (применяется в естественных и технических науках).

2. Преобразующий эксперимент предполагает, что исследователь преднамеренно создаёт условия, которые, по его мнению должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.

Констатирующий эксперимент применяется с целью проверки определённых предположений (констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследователя и его результатам) выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент предполагает контроль за результатами внешних воздействий над объектом исследования с учётом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент используется в случае затрудненной классификации факторов, влияющих на изучение явлений, если отсутствуют достаточные предварительные данные. Его результат – установление значимых факторов и отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент – проводится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий, если две или более гипотез одинаково согласуется со многими явлениями. Он приводит к установлению правильности одной из выдвинутых гипотез и указывает на факты, которые противоречат другой (другим). В основу решаемого эксперимента положены серии опытов.

3. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с использованием типовых приборов, специальных моделирующих установок, оборудования и т. д. Как правило, в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его модель (образец).

Его недостаток – не всегда полностью воспроизводит (моделирует) реальный ход изученного процесса и, следовательно, требует проведения натурального эксперимента.

Натуральный эксперимент сводится к проведению научных исследований в естественных условиях и на реальных объектах. В зависимости от места проведения испытаний, натуральный эксперимент может проводится на производстве (производственные), в полевых условиях (полевые), на полигоне (полигонные), полунатурные и т. д.

Цель натурального эксперимента – обеспечить необходимое соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой создаваемый объект будет работать в дальнейшем.

4. Открытый эксперимент предполагает открытое объяснение испытуемым задач данного эксперимента. Это активизирует поведение испытуемых и способствует «поддержке» намечаемой работы.

Закрытый эксперимент предполагает сокрытие задач эксперимента от испытуемых (-мого) с целью получения объективных данных. Его тщательно маскируют, что исключает излишний самоконтроль со стороны испытуемых и позволяет им поведенческие реакции проявлять естественно.

5. Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих развлекательной структуры, небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.

Сложный эксперимент изучаются объекты и явления со сложной разветвленной структурой (большое количество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выполняющих сложные функции). Это приводит к сопутствующим изменениям состояния элемента (-ов) или связи (-ей) между ними.

6. Вещественный эксперимент предполагает изучение различных вещественных факторов на состояние объекта исследования, т. е. влияние чего-либо на что-либо.

Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии на объект исследования (для естественных наук).

Информационный эксперимент предусматривает изучение воздействия определенной информации на объект исследования (в биологии, психологии, кибернетике, социологии) т. е. изменение состояния объекта исследования под влиянием информации, которая ему сообщается.

7. Обычный эксперимент (классический) предлагает непосредственное взаимодействие экспериментальных средств с объектом исследования, которое является посредником между экспериментатором и объектом исследования.

Модельный эксперимент имеет дело с моделью, которая, как правило, входит в состав экспертной установки, замещая объект исследования и часто условия исследования данного объекта.

Недостаток – различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок; изучение поведения модели на моделирующий объект требует дополнительных затрат и теоретического обоснования.

8. Материальный эксперимент (используются материальные объекты исследования). представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром.

Мысленный эксперимент (идеализированный, воображаемый) представляет собой одну из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой производится в воображении структура реального эксперимента.

Средствами мысленного эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений. Например, знаковые модели, образные модели, образно-знаковые модели.

Он используется в педагогике, художественном творчестве, медицине и т. д.

9. Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и призван контролировать вход и выход исследовательской системы.

Пассивный эксперимент предусматривает изменение только выбранных показателей (параметров) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование и сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования. Например, наблюдение за изменением возрастных показателей человека, количеством заболеваний, рождаемостью и т. д.

10. Однофакторный эксперимент предполагает выделение нужных факторов, стабилизацию фактором, мешающих проведению исследования и поочерёдное варьирование факторов, которые представляют интерес для исследования.

Многофакторный эксперимент – все факторы (переменные) варьируются все сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов в данной серии экспериментов.