Свой сор — в чужой регион? Куда повезут московские и питерские отходы 

Мы зарастаем собственными отходами. Больше всех «мусорит» столица — факт, как и то, что в крупнейшем городе России живёт 10% населения страны. Но свалки вокруг Москвы переполнены, места для новых нет.

В прошлом году московские власти нашли решение - увезти мусор куда подальше.

1 А именно - в Архангельскую область, в незаселённую глушь, где на десятки километров вообще ничего нет. В интернете сейчас громко обсуждают тему, пытаясь представить, как «Москва завалит всех мусором».


Фото РБК

2 Но такое в Архангельской уже есть. Наверху картинка из сети, а это уже реальное фото из Ленского района, где находится Шиес. Только вокруг Урдомы шесть подобных свалок, из которых только две легальные. Впрочем, это как раз законная и есть. Экологично?

3 То, что собираются строить в Шиесе, будет выглядеть скорее вот так. Даже название «экотехнопарк» как бы намекает, что это будет не обычная помойка, а высокотехнологичный объект.
В брикетах не сено, а спрессованный мусор. В таком виде его безопасно перевозить железнодорожным транспортом и он даже не воняет, в отличие от «современных» помоек российских городов. Технологию ещё 20 лет назад придумали шведы, те самые, у которых в стране теперь закончился мусор и они ищут, у кого бы его купить - приспособились же делать из отходов тротуарную плитку и топливо. Ходят байки, что брикеты из Шиеса в конце-концов и уедут в Скандинавию, если договорятся.


Фото © recyclecdn-a.akamaihd.net

4 Шиес с высоты. Спасибо квадрокоптеру, можно посмотреть. Настоящая задница мира - ни души вокруг на десятки километров. Пустое место, как планета Железяка. Ни полезных ископаемых, ни редких животных, ни даже минералки. Поэтому и выбрали этот глухой угол, хотя площадку искали в пяти регионах.

5 Здесь даже есть минимальная инфраструктура в виде запасных путей и ж/д станции, правда заброшенной, поезда на ней не останавливаются. Станционная будка это всё, что осталось от леспромхоза из 70-х.

6 Осенью сюда пригнали кучу техники и строителей, началась паника, что вот-вот сюда привезут московский мусор и насыпят гору до небес, будет вонять до самого Архангельска. Но все эти полгода проводили только инженерные изыскания, чтобы понять, можно тут вообще строить полигон или нет.

7 Сейчас здесь работает 56 человек вахтовым методом, а будут набирать ещё 500, преимущественно из местных жителей. Работают вахтовым методом, за 15 дней в месяц платят от 50 тысяч, водилы Камазов получают 70, а экскаваторщики все 80. Зарплаты выглядят неплохо даже для Москвы, что говорить про край, где работы вообще никакой нет. Подумал, что будь я вахтовиком, вторую половину месяца тупо жил бы в Таиланде: если им реально столько платят, хватит даже с учётом билетов. На работе же вообще всё включено: одежда, кровать, трёхразовое питание.

8 Хотя понятно, настоящие вахтовики ни в какую Азию не поедут - им детей кормить. Регион нищий, люди питаются подножным кормом и пытаются выжить в условиях крайнего севера. Есть относительно благополучная Урдома, где по счастливой случайности проходит труба «Газпрома» со всеми вытекающими из неё плюшками в виде дотаций и рабочих мест.

9 «Урдома» переводится с языка коми как «белкин дом», на гербе посёлка тоже изображена белка. Так что, назвать место дырой никак не получится - это дупло.

10 Урдомская администрация облезает и скоро рассыпется.

11 При этом, здесь водятся дорогие тачки. На фоне разваливающихся бараков они смотрятся особенно цинично. Но те, кто уже пришёл к успеху, работая на госкорпорацию, считают себя выше безработной черни. Все же друг друга знают, и пока одни жители ждут возможности устроиться на Шиес, другие травят их детей в школе - “твой папа помоечникам продался”.

12 Собственно, в Урдоме и происходит вся протестная движуха, превратившаяся уже в натуральную истерику с элементами психоза. Настоящий дурдом! Почитаешь, что пишут об этом в интернете и сам сойдёшь с ума: «Да у них тут Чернобыль!». С неба валятся «ступени Плесецка» (отделившиеся части ракет, запущенных ) и отравляют экологию, все уже больны раком и вот-вот умрут, а виноват, конечно, московский мусор. С окнологией здесь действительно жопа, говорит даже официальная статистика. Но полигона нет ещё даже на бумагах, а люди уже болеют. Экологически чистым район не назовёшь, вверх и вниз по реке стоят два больших ЦБК, в Коряжме и Сыктывкаре. Будет ли с «мусоркой» ещё хуже, если объект собираются строить максимально далеко от людей, упаковывать всё в несколько слоёв защитных материалов, а заводы просто стоят на реке и всё в неё сливают?

13 Полтора года назад я по Архангельской области и Коми, и хотя до Урдомы не доехал (она осталась на другом берегу) успел познакомиться со спецификой региона. Скажу честно - даже на фоне многих других регионов страны это бедный и отсталый край, где не то что 21-й, а местами даже 20-й век ещё не наступил. Вместо дорог - грунтовые направления, люди живут в деревянных избах без удобств и во всех своих бедах винят Москву. Куда при первом же случае едут работать, в области с этим напряг.

14 Основная часть Ленского района стоит вдоль левого берега Вычегды, тогда как Урдома (и железная дорога) на правом. Перебраться можно только на пароме летом и по льду зимой, капитальных мостов вообще нет на всём протяжении от Архангельска до Сыктывкара, а за переправу платят из своего кармана - от 400 рублей за «легковушку». Этой зимой она стала бесплатной, щедрый подгон от инвесторов технопарка, которые взяли расходы на себя. Тем, кто принципиально против строительства в Шиесе, предложили класть деньги за переправу в специальный ящик, но копилочка подозрительно пуста.

15 На другом берегу картина гораздо печальнее, чем в Урдоме. Ладно мёртвые деревни, куда хуже смотреть на забытые богом селения вдоль дороги, где люди пока ещё живут. Весной и осенью тут, кстати, не проехать - грунтовая дорога превращается в жидкую кашу, машины застревают. Приток инвестиций в регион помог бы решить эту проблему.

16 Вот Яренск, бывший уездный город, разжалованный до села со статусом райцентра. В отличие от лесоповальной Урдомы, здесь можно встретить остатки былой роскоши, красивые деревянные дома, многие из которых стараются поддерживать. От Яренска разит безнадёгой и боярышником, но это не мешает ему быть по-своему очаровательным. А ещё, здесь в 1704 году «побывал» Робинзон Крузо, нанявший в этом городке три баржи, на которых отчалили в Архангельск.

17 Упоминание городка в знаменитом романе Даниэля Дэфо нашёл яренский краевед Олег Угрюмов (на фото слева). Он и сам написал несколько книг о родном крае, ходит в походы с молодёжью и учит их бережному отношению к природе. После того, как Угрюмов поддержал строительство технопарка, противники стали травить его в интернете и называть «предателем».

Угрюмов на них не обижается, понимает, откуда «ноги растут». По его словам, самые ярые противники стройки в Шиесе люди более обеспеченные, в сравнении с остальными. Те, кто живёт в благоустроенном жилье и понимают, что если в район пойдут денежные вливания, лично они от этого ничего не получат, зато по их мнению, недвижимость может упасть в цене.

Масло в огонь подливают в соцсетях местные пенсионеры: несколько лет назад в области проводили курс компьютерной грамотности для пожилых: научили на свою голову 🙂 Теперь бабушки смотрят ролики на ютубе и сами снимают всё на смартфон. Отсюда и истерические нотки в голосе протеста, и теории заговора вроде ракетных ступеней и руки Госдепа. В интернете некоторые живут в воображаемом мире и выдают желаемое за действительное, это хорошо знакомо мне даже по комментариям в блоге.

18 Здание начальной школы Яренска было построено в 1934 году. Пристройка слева появилась в 50-е, но развалилась раньше основного здания, сейчас она закрыта и не используется. Школа в селе одна, в ней 643 ученика, в «началку» ходят 295. Занятия в две смены. Детдомовские ребята учатся вместе с остальными.

19 Урок физкультуры: дети спускаются на лыжах с крыши полуразрушенного сарая.

20 Несмотря на почтенный возраст и долгое отсутствие ремонта, школа не выглядит упаднически - видел и хуже. Хотя в коридорах зябко, старые деревянные рамы не защищают от январских морозов.

21 Положительная температура в классах поддерживается при помощи масляных радиаторов, хотя они с трудом справляются с обогревом помещений.

22 Яренск очень рассчитывал на новую школу, которую областное правительство давно обещало построить, но в 2007 году сгорело здание средней школы в Урдоме, им построили новую, на которую яренцы теперь смотрят с завистью: “Да там школа вообще картинка, наверное у вас в Москве не все школы так оборудованы, как урдомская!”

23 С 2007 года прошло 12 лет, успели выпуститься тогдашние первоклашки, а воз и ныне там. И если в классах более-менее прилично, туалеты просто за гранью. Пикантности добавляет то, что здесь нет современной канализации, под полом обычная выгребная яма.

24 Директор яренской школы говорит, что по современным требованиям в каждом учебном классе должна быть раковина, а у них даже возле туалетов умывальник выглядит как бочка с краном из стены. «Ленский район не может себе это позволить, он и так дотационный».

25 Школа в Урдоме действительно выглядит круто, но до школы ещё нужно дорасти.

26 Детский сад «Ласточка» - вы не хотели бы отдать сюда своего ребёнка.

27 Старое деревянное здание давно нужно снести, но другого нет, родители приводят детей на свой страх и риск. В стенах дыры и щели, ремонт не делали много лет.

28 Помещение обогревают тепловой пушкой.

29 Мебель из СССР, а игрушкам даже больше лет, чем мне. И это в относительно благополучной Урдоме.

30 Пока инженеры проводят изыскания на объекте, руководство будущего технопарка проводит встречи с жителями Ленского района и соседями из Коми. 29 января такое мероприятие было в доме культуры в Урдоме, где перед собравшимися отчитались о результатах инженерных изысканий на площадке и напомнили о своих приоритетах: появление объекта в Шиесе означает не только приём столичных отходов, но и рекультивацию всех действующих свалок в районе и постоянный экологический контроль ситуации.

31 Сторонники проекта принесли плакаты в поддержку строительства: этим людям надоело жить в нищете и что их дети учатся в разваливающихся школах, а ещё им нужна работа.

32 Как раз про рабочие места было много вопросов из зала, жители рассчитывают не только на то, что их жизнь улучшат какие-то дяди, но и готовы делать это сами, была бы возможность применить свой труд.

33 Хотя и тех, кто против, я могу понять: в России народ уже привык, что его обманывают, и не у всех есть уверенность, что эти миллиарды дойдут до Ленского района, а не осядут в том же Архангельске. Для этого жители уже создали общественный фонд контроля, и с ним пообещали тесно сотрудничать.

34 В какой-то момент в зале вырубили свет, но это не помешало провести мероприятие до конца. Как выяснилось потом, это не пробки выбило: обесточили половину посёлка, включая школу, поликлинику и пресловутый детсад «Ласточка». То, что это не случайность не оставляет сомнений, так противники пытались сорвать встречу. Теперь хулиганами займётся полиция.

35 Как потом оказалось, кто-то пустил слух, что в ДК проводят общественные слушания «без участия народа», хотя до настоящих слушаний ещё минимум три месяца. В интернете бурлили говна, а само мероприятие прошло спокойно.

36 Только в самом конце, когда люди стали расходиться, в зал ворвалось несколько человек. Они с ходу стали орать матом, скажу без цензуры - крыть всех хуями без разбора. Зачинщики беспорядка кричали «Вы кого сюда привезли, это не урдомчане!» - рассчитывая привлечь внимание телекамер, а потом, уже гораздо тише разговаривали с оппонентами и называли их по именам. Хотя справедливости ради, в зале действительно были не только жители Урдомы, а всего Ленского района.

37 Несмотря ни на что, с людьми разговаривают, хотя кучка неадекватов и пытается представить так, как будто их не слушают. Если бы не говорили, в Урдоме уже работал бы ОМОН. А тут проводят митинги, одиночные пикеты - ни одного задержания! Кстати, передаю привет бабушке, стоявшей с плакатом возле «Пятёрочки». Когда с ней пытались поговорить журналисты и узнать, чем именно она недовольна, старушка потребовала не мешать ей протестовать. Впрочем, большинство жителей ни за и ни против, они наблюдают со стороны.

38 Так нужен технопарк или нет? Региону это даст не только рабочие места и налоговые отчисления, но и улучшение уровня жизни. Москва договорилась с Архангельской областью, что выделит из своего бюджета 6 миллиардов рублей на социальные и инфраструктурные проекты, куда как раз входят и строительство дороги Заболотье-Сольвычегодск-Яренск, включая постройку моста, и новая школа в Яренске, и очистные сооружения, сколько можно в яму-то ходить? Да, взамен им в самом деле придётся хранить у себя московский мусор. Конечно, data-центр Google или склад Amazon был бы предпочтительней, но мировые гиганты почему-то в северную глубинку инвестировать не готовы.

Разобраться с мусором московской мэрии поможет РЖД, в районе Некрасовка почти достроен первый перевалочный пункт

Московские власти приступили к реализации ранее озвученных планов по вывозу мусора по железной дороге в отдаленные регионы страны. Первый такой комплекс «Производственный погрузочно-разгрузочный Кластер» уже скоро появится на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал».

На первый взгляд, придраться вроде бы не к чему. Согласно размещенному на сайте госзакупок контракту №31503053617 , на территории производственной базы АО «Мосводоканал» «Некрасовка» строится комплекс по обращению с отходами обработки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод Люберецких очистных сооружений. Только вот действия чиновников по изменению законодательства о создании мусорных объектов в городе, а также сделанные местными жителями видео стройки, завозимого на объект оборудования, и кадры тренировок персонала, указывают на то, что вывозить отсюда будут не илы и осадки, а твердые коммунальные отходы.

Хаос 1990-2000 годов отбросил отечественную сферу обращения с отходами далеко назад. Чиновники на местах, бандиты и коммерсанты быстро увели отрасль в глубокую тень, причем во всех смыслах: технологическом, экономическом и социальном. И вот у государства, наконец, дошли руки и до этой сферы. Чему, признаться, поспособствовала озарившая ну очень больших начальников, гениальная в свое простоте мысль «отходы жизнедеятельности человека будут всегда, а значит, их переработка и утилизация, всегда будут приносить доход». Так возникли призванные решить проблему всяческие проекты и стратегии. А город Москва становится пилотным регионом для их реализации.

Возникшие в Москве проблемы с утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО), помимо озвученной выше, вызваны еще двумя причинами. Первая заключается в том, что чиновников вновь подвело их стремление отдавать «все и вся» на аутсорсинг частникам, в том числе и отрасли, напрямую влияющие на жизнь и здоровье граждан. Так, заключенные контракты жизненного цикла с региональными мусорными операторами, согласно которым регоператоры должны были не только вывозить столичные отходы, но и создать отрасли переработки, так и остались мертворожденными. Со времени заключения договоров прошло 6−8 лет (контракты заключались в 2012-2014 гг.), а обещанных сортировочных заводов и полигонов так и не появилось.

Очевидно также, почему этого не произошло. Вывозить мусор на имеющиеся в Подмосковье свалки оказалось в разы дешевле, а при доверительных отношениях с надзорными органами так и безопаснее. Это и есть вторая причина сегодняшних проблем.

Такое положение дел в корне не устроило администрацию Московской области. Переговоры всех заинтересованных участников процесса ни к чему не привели. Кто же захочет отказываться от баснословных и зачастую не облагаемых налогами барышей. Тогда из администрации губернатора Воробьева нанесли «ответный удар», начали массово закрывать Подмосковные свалки. Неверно говорить о том, что только интересами игроков все ограничивается, но влияние федеральных игроков на процесс нетранспарентно, а оперировать совсем уж откровенными слухами мы не будем.

Выведенная благодаря «Прямой линии с президентом» тема утилизации отходов, и последующих массовых протестов, приобрела федеральный масштаб. В настоящее время для ее решения выбраны две стратегии, в большей или меньшей степени наносящие урон как экологии, так и жизненным интересам рядовых граждан. Одни лоббистские группы предлагают мусоросжигание, по самым смелым оценкам, по всей стране могут построить свыше 300 МСЗ. Сторонники другой модели предлагают построить в отдаленных от мест проживания людей так называемые ЭкоТехнопарки, куда мусор будут вывозить по железной дороге.

Московские чиновники выбрали второй вариант решения проблемы. И уже с начала 2018 года стали готовить правовую базу для реализации проекта. 18 января текущего года на сайте РБК вышел материал с рассказом о желании РЖД выйти на рынок перевозки мусора, который компания будет доставлять из Москвы в другие регионы в специальных вагонах.

Позднее в июне 2018 года журналистам газеты «Коммерсант » стало известно о том, что власти Москвы обратились с неофициальным предложением в Минприроды изменить законодательство для упрощения процедуры создания мусорных объектов в Москве. Журналисты выяснили, что речь идет о замене общественного обсуждения проектов создания таких объектов на решение специальной комиссии, а также сокращении размера санитарно-защитных зон для создания «погрузочно-разгрузочных железнодорожных кластеров». Кроме того, опубликованный материал дает основания считать, что в мэрии рассматривается возможность строительства на территории столицы новых МСЗ. По крайней мере в обращении в Минприроды они также настаивают на сокращении санитарно-защитных зон вокруг объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов (ТКО).


Дарья Антонова © ИА REGNUM Строительство первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка»

Еще раньше весной 2018 года без каких-либо обсуждений с местными жителями, не дожидаясь утверждения соответствующей нормативно-правовой базы, московские власти приступили к строительству первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка». Добавлю, что строительство ведется с весны, а документально его оформить сподобились лишь в июле 2018 года, когда разместили на портале госзакупок информацию о проведении соответствующего тендера.

Несмотря на то, что строительство объекта по перевалке мусора, давно стало «секретом Полишенеля», чиновники активно маскируют свои планы. Сделанные местными жителями видеосъемки наглядно свидетельствуют о том, что на территории базы Мосводоканала «Некрасовка» будут заниматься не столько сбором и транспортированием осадочных илов, как о том указано в конкурсной документации, сколько перевалкой ТКО. Никем не скрываемое участие РЖД в проекте также подтверждается тем, что от ближайшей ж/д станции «Люберцы-2» тянут 4 железнодорожные ветки. Оборудование, которое установили на объекте, а также съемки тренировок по погрузке/разгрузке отходов также указывают на то, что речь идет не об илах, а о работе с ТКО. Есть информация, что кластер «Некрасовка» будет принимать порядка 300 мусоровозов в сутки.

Не является секретом и то, куда поедут отходы жизнедеятельности москвичей и гостей столицы. На портале госзакупок размещены два тендера на проведение работ по созданию «ЭкоТехноПарка» близ деревни Михали в Калужской области. Жители Архангельского поселка Шиес пусть не так доказательно, но смогли установить причастность столичных ведомств к проекту строительства на их территории очередной свалки. Почему свалки? Под якобы «ЭкоТехноПарк» выделено 56 гектаров, а в местное лесничество поступил запрос на отведение 5000 гектаров (50 квадратных километров) лесного фонда для строительства промышленной площадки. Трудно вообразить производство на такой территории. «Рука Москвы» спровоцировала мусорные конфликты в Ярославской, Владимирской и ряде других областей.

Пренебрежение московских властей интересами горожан настолько очевидно, что не стоит особого обсуждения. Важно понять другое - на смену местечковым «мусорным королям» железной поступью идет олигархия, в интересах которой и реализуются громко названные мусорные проекты. А значит, вновь будут разрушать природу теперь уже супергигантскими свалками, травить людей выхлопами МСЗ почти под окнами домов, как это сейчас и происходит в Некрасовке, строить перевалочные кластеры. Ни о каком рециклинге здесь не может идти и речи, нет, нас, конечно, и мусор заставят собирать раздельно, и платить за это, а также за другие якобы современные способы утилизации отходов. Вместо сокращения потребления, а следовательно, и выработки отходов узкая группа лиц в целях своего обогащения решила сделать сферу обращения нескончаемым источником прибылей.

Помните у Бутусова: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

На «Кучино» и «Тимохово» (Ногинский р-н, 110 га) приходилось более 60% свободного места полигонов Подмосковья («остаточная вместимость», данные Минприроды на конец 2011 г.).

Коган заявил, что потоки перераспределят на полигоны «Торбеево», «Тимохово», «Храброво», Алексинский карьер (Люберецкий, Ногинский, Можайский и Клинский районы). Но «Торбеево» в Люберцах серьезно перегружено, принимать мусор с балашихинского полигона будет достаточно сложно, цитирует «Интерфакс» пресс-службу администрации округа. Полигон «Храброво» не готов принимать мусор из других районов, рассказал мэр Можайска Василий Овчинников радиостанции «Говорит Москва». Только пресс-служба компании, эксплуатирующей «Тимохово», сообщила «Интерфаксу», что этот полигон сможет принять мусор, поскольку заполняется лишь на четверть допустимого объема ежегодно.

Минприроды с властями Москвы и области работает над дорожной картой, сказал представитель министерства. Министр Сергей Донской на совещании в четверг предлагал Путину закрывать «Кучино» постепенно: очень важно перераспределить нагрузку, которая поступает из Москвы, необходимо строить новые полигоны, чтобы размещать все эти отходы, тогда с 2019 г. свалку можно будет закрыть, а пока максимально обезвредить ее выбросы и стоки, построив специальные системы отвода биогаза и фильтрации. Но президент потребовал закрыть полигон в течение месяца.

Высок риск того, что не принятый в «Кучине» мусор окажется в каналах, оврагах, карьерах «и, не дай бог, в лесу», признал Коган. Впрочем, даже на закрытые подмосковные полигоны отходы продолжают свозить, говорится в докладе «Гринписа». Из 39 легальных полигонов области с 2013 г. закрыто около 20.

Сопредседатель Экологической палаты Владимир Коптев-Дворников предложил построить в «Кучине» современный мусоросжигательный завод. Область уже готовится строить четыре мусоросжигательных завода по приоритетному проекту «Чистая страна» (в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске, Наро-Фоминске). В июне конкурс на строительство выиграл единственный участник – компания автора проекта «РТ-инвест» (принадлежит «Ростеху» и фонду «Царицын капитал» Андрея Шипелова). Инвестиции составят порядка 127 млрд руб., окупить их компания рассчитывает, поставляя государству выделяющуюся при сжигании мусора энергию по зеленому тарифу.

О перемещении одного из этих четырех заводов в Балашиху речь не идет, уточнил представитель Минприроды. Для строительства рассматриваются другие площадки, говорит представитель «РТ-инвеста», отмечая: для строительства завода в Балашихе необходима земля – около 12 га плюс санитарно-защитная зона, по оценкам проектного института.

Накопленный в «Кучине» мусор планируется рекультивировать за пару лет и 4 млрд руб., по словам Когана, после этого там может быть организована зона отдыха. Такая практика есть в Европе: гору обезвреженных отходов накрывают и превращают в горнолыжный спуск, например, говорит Губайдуллин. Путин уже поручил выдать деньги на рекультивацию: 5,4 млрд руб. – из федерального бюджета, еще 1,5 млрд – экологические сборы, «если нужно, попросим Минфин, или можно даже из резервного фонда правительства, из моего резервного фонда выделить какие-то деньги». Это дорогая технология, получается, бюджет будет расплачиваться за то, что полигон работал неэффективно на протяжении предыдущих 50 лет, говорит Губайдуллин. Пока рекультивация не началась, главное – не допустить возгорания на полигоне, это самый опасный процесс с точки зрения экологии и здоровья людей, для этого надо оградить территорию, передал Донской через представителя.

Смена полигона увеличит логистические расходы перевозчиков мусора, говорит Губайдуллин, допуская, что повысить тариф могут и серые полигоны. Но для производителей мусора цены вряд ли изменятся – у города с возчиками мусора долгосрочные госконтракты, у коммерческих предприятий цена, вероятно, зафиксирована в договорах, рассуждает Губайдуллин, но перевозка – самое прибыльное звено мусорной цепочки и им придется взять на себя эти затраты, если они не смогут переложить их на клиентов.

Тема с полигонами была поднята, чтобы ускорить корректировку территориальных схем, считает Губайдуллин: их введение сделает невыгодным вывоз мусора на нелегальные свалки. Переход на территориальные схемы был отложен на два года до 2019 г. Схемы утвердили 83 региона, но только семь выбрали операторов, говорил Донской.

История с закрытием полигона опасна, поскольку призвана убедить население, что мусоросжигательные заводы – благо и единственная альтернатива захоронению, указывает Артамонов. У Москвы есть мощности для переработки всех видов отходов, образующихся в городе, они недозагружены, сетует он. Деньги лучше направлять на развитие раздельного сбора и переработки, чем на мусоросжигательные заводы, которые будут вырабатывать токсичную золу, для которой также потребуются полигоны, объясняет Артамонов.

Протесты в Подмосковье привели к закрытию многих свалок, и мэрия Москвы вынуждена искать новые способы вывоза мусора из мегаполиса. Одним из основных, видимо, станет перевозка отходов по железной дороге в другие регионы России. Для этого в Москве в черте города строятся три станции сортировки и упаковки отходов: в Замоскворечье, недалеко от метро "Волгоградский проспект" и в Некрасовке. Эти проекты уже вызвали недовольство местных жителей: строительство идет, но о нем почти ничего не известно.

О том, что московский мусор будут вывозить в другие регионы России по железной дороге, впервые стало известно в январе 2018 года. Вскоре появились подробности: мусор планируют накапливать в малонаселенных районах Калужской и Архангельской областей. Там это тоже вызвало возмущение жителей, но протесты пока не приняли таких масштабов, чтобы власти отказались от запуска новых полигонов.

Перевозить и захоранивать столичные отходы будут с помощью технологии брикетирования . Она предполагает, что мусор привозится на сортировочные станции, там измельчается, отделяются жидкости и пищевые отходы, а оставшееся спрессовывается и упаковывается в плотный целлофан. Как стало известно благодаря расследованию сайта Meduza, в черте Москвы строятся три такие станции. Официальных сведений о том, как этот процесс будет организован, нет до сих пор: мэрия не давала разъяснений, сколько мусора будет вывозиться из столицы по железной дороге, как будут подвозить мусор на станции, чтобы не провоцировать новые пробки, куда будет вывозиться мусор, непригодный для брикетирования.

Сортировочные тайны

– Никто толком не знает, что будет происходить на трех московских мусороперегрузочных станциях, – говорит Алексей Киселев , координатор токсической программы "Гринпис".

Есть информация о том , что одно из трех мест перегрузки мусора будет открыто на железнодорожной станции Москва-Товарная, в километре от Павелецкого вокзала. Перегрузочную станцию уже строят, расстояние до ближайшего жилого дома – 300 метров, рядом также находится школа.

Муниципальный депутат Замоскворечья Вера Леонова рассказала Радио Свобода, что жители и местные депутаты узнали об этом проекте из новостей и возмущены, что никакого обсуждения, его презентации не проводилось. Сейчас они пытаются узнать, на каком основании ведется строительство, как станция будет работать.

У метро "Волгоградский проспект", также в атмосфере секретности, строится сортировочная станция на месте бывшей железнодорожной станции Бойня-город, расстояние до ближайших жилых домов – полкилометра.

По данным Ильи Свиридова – экс-кандидата в мэры Москвы и главы муниципального округа Таганский, достаточного количества документов для строительства и запуска сортировочной станции в этом районе не существует. Он получил обращения от жителей дома 42 по улице Большая Калитниковская, а также от людей, купивших квартиры в новых жилых комплексах: "Резиденция композиторов", Sreda и "Кварталы 21/19".

– Есть факт ведущегося строительства, причем ускоренными темпами. Были какие-то закупки, но они были отменены, когда стали достоянием общественности, – рассказывает Свиридов. – Местные активисты нашли шведскую фирму, которая поставляет упаковочные системы для станции: это компания Flexus Balasystem. Две установки у них уже купили. Люди раздражены, им не нравится, что будет огромная свалка рядом с большим количеством новых жилых комплексов. Они только купили жилье эконом, бизнес-класса, взяли ипотеку. И тут у них прямо из окна видно, как строится что-то, три гектара по площади, и это что-то начинает обретать черты мусорного полигона. Официальных данных о проекте нет, потому я и написал обращение в правительство Москвы с просьбой объяснить, что происходит.

Протест против мусорного полигона "Ядрово". Волоколамск, 24 марта 2018 года

Больше всего информации о станции сортировки мусора в Некрасовке, районе за МКАДом на юго-востоке столицы. Как рассказал муниципальный депутат из Некрасовки Дмитрий Шувалов , о проекте стало известно от местных жителей, работающих в столичной системе ЖКХ. Они обратили внимание активистской группы "Совесть Некрасовки" на строительство некого ангара и рассказали, что это – будущая станция по сортировке и упаковке мусора.

Шувалов уверен, что строительство также ведется без необходимых на то документов. Активисты из Некрасовки борются за то, чтобы станция не была открыта. Ближайшие жилые дома находятся также примерно в полукилометре от стройки. По информации активистов, через станцию в Некрасовке из Москвы планируется вывозить миллион тонн мусора в год. В день свозить отходы в район будет 300 мусоровозов.

Опасно или нет?

По мнению Владимира Марьева , руководителя центра "Управление отходами и вторичными ресурсами" при Министерстве промышленности и торговли России, технология брикетирования достаточно прогрессивная:

– В Италии есть места, где накоплены такие отходы, ничего страшного в этом нет. Англичане в таком виде перевозят отходы в Швецию. В Швеции это сжигается и генерируется тепло и электроэнергия. Мусор перевозится на баржах, никто из жителей не протестует. Я видел, как эти баржи приходят в Швецию. Самое главное – отсортировать пищевые, влажные отходы. Все остальное, согласно зарубежному опыту, упаковывается достаточно прочно и исключает подтекания. Я не думаю, что тут есть какая-то экологическая опасность, если все будет правильно отсортировано и упаковано, – рассказывает Владимир Марьев.

Он отмечает, что неясно, будет ли столичный мусор просто накапливаться на удаленных полигонах: отходы, отсортированные и упакованные таким образом, могут использоваться как топливо для ТЭЦ. По словам эксперта, в Европе сортировочные станции также строятся в городской черте. В реалиях Москвы это важно и потому, что происходящее на территории столицы будет проще контролировать, чем сейчас: нередко мусор сгружается на нелегальные свалки за городом.

– Сама перегрузка мусора, кроме дополнительной нагрузки на улично-дорожную сеть, никакой опасности не несет. Какие-то неудобства, наверное, будут создаваться: крысы, например, побегут, – предполагает эколог Алексей Киселев. По его мнению, отправка мусора в удаленные районы опаснее тем, что даст чиновникам возможность не заниматься реформированием российской системы обращения с отходами, внедрения современных подходов и технологий.

Пресс-службы префектур Центрального и Юго-Восточного административных округов Москвы отказались давать комментарии о ситуации со строительством станций сортировки и упаковки отходов. В департаменте Жилищно-коммунального хозяйства столичной мэрии попросили прислать письменный запрос на бланке редакции. На момент публикации текста ответ на него получен не был.

Куда после закрытия балашихинского полигона будут возить мусор? Жители опасаются, что в ближайшем Подмосковье могут возникнуть стихийные нелегальные свалки

Вид на территорию полигона бытовых отходов «Кучино» в Балашихе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

После того как балашихинский полигон, где размещалось, по некоторым данным, около 80% всех отходов Москвы, был в одночасье закрыт, возник естественный вопрос — куда отправят мусор? Из столицы его ежедневно вывозят до тысячи грузовиков.

Владимир Путин дал подмосковному губернатору Андрею Воробьеву месяц на закрытие полигона «Кучино». Губернатор взял под козырек и сделал это за один день. Министр экологии Подмосковья Александр Коган заявил, что проблем не возникнет: московский мусор будут возить на остальные подмосковные свалки, такие как «Алексинский карьер», «Торбеево», «Тимохово» и «Храброво».

Однако глава можайской администрации Василий Овчинников — именно там, в 120 километрах от Москвы, расположен полигон «Храброво» — уже заявил, что мощности их объекта не позволят принять московский мусор. Если посмотреть на спутниковые снимки трех остальных, которые также находятся значительно дальше, чем подмосковная Балашиха, становится видно, что размер их несопоставим с «Кучино».

Из самых простых подсчетов ясно, что мощностей свалок — именно свалок, а не полигонов, как их принято называть — остро не хватает, говорит директор Всероссийского института природы Андрей Пешков.

Андрей Пешков директор Всероссийского института природы «Куда можно отвозить и куда везут — это разные представления. Все отходы доезжают до МКАД и потом исчезают. Московская область рассчитывает свою территориальную схему на чуть более 4 млн тонн. Всего. Спрашивается, а разница в несколько миллионов тонн куда размещается? Размещается это все нелегально. Куда это все повезут? В овраг свалят, если контроля не будет, а его сейчас толкового нет. Криминальную систему, которая существовала, разрушают. Значит, мы будем ждать это в ближайшем Подмосковье».

То есть в местах, как та же Балашиха, где такие свалки уже есть. Теперь местные жители, которые боролись против «Кучино», опасаются, что мусор будут сваливать рядом, но в уже неожиданных местах, рассказывает председатель инициативной группы «Балашиха-1» Лиса Тарева:

Лиса Тарева председатель инициативной группы «Балашиха-1» «У нас есть несанкционированные свалки и не одна. У Тарелочкина пруда, не так далеко от Кучино, засыпано все вокруг, люди борются с этим вопросом. К Лисьей горе, где горнолыжный курорт, тоже возят мусор. Туда уже Ростехнадзор ездил. Еще свозили мусор в Нагоренки, недалеко от Объездного шоссе в Балашихе, но сейчас там наши балашихинские дорожники следят за свалкой, мы с ними на связи, сами жители тоже ходят и смотрят, чтобы туда больше не сыпали».

Тем временем в департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу сообщили, что в связи с закрытием полигона «Кучино» стараются не допустить появления несанкционированных свалок на территории Московской области и проводят крупномасштабный рейд. На сайте ведомства опубликован телефон оперативного дежурного, который должен круглосуточно принимать сообщения граждан о нарушениях, однако на звонок по этому номеру отвечает частное лицо. По его словам, он вообще не знает, о чем идет речь.