Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подвижные игры и их коррекционная роль в воспитании детей с овз Подвижные игры для детей инвалидов интересные

Дети с овз (ограниченными возможностями здоровья) нуждаются в особом подходе. Специализированные коррекционные подвижные игры положительно влияют на таких малышей, способствуя укреплению их здоровья, помогая развитию важных навыков. Такие занятия – это не только веселое времяпровождение, но и крайне эффективное лечебное средство. В нашей статье вы узнаете, какие виды игр могут использоваться для детей с различными особенностями развития .

Подвижные игры для детей с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата)

  • «Елка». Дети становятся в круг, держась за руки. Учитель начинает рассказывать историю о ёлке. Если ведущий сказал слово «широкая», малыши должны расширить круг, «маленькая» – присесть, «высокая» – поднять руки и т.д.

  • «В поисках пары». Для игры необходимы значки или флажки двух цветов, например, жёлтого и зелёного. По команде карапузы разбегаются в разные стороны. Когда учитель дает сигнал, каждый малыш должен быстро найти себе пару, выбирая участника с таким же цветом флажка, как у него. Созданная пара изображает какую-нибудь фигуру.
  • «Круг». Участники образуют круг, по команде учителя начинают передавать друг другу мяч. Как только ведущий даёт сигнал (например, один хлопок ладонями), малыши меняют направление движения мяча.
  • «Самый быстрый». Для игры понадобится верёвочка, цветная лента и две палки. Концы веревки привязываются к палочкам, посередине веревки завязывают ленту. В развлечении участвуют по парам. По команде учителя каждый участник начинает завязывать верёвку на палочку. Кто быстрее это сделает и первым дойдет до середины – тот и победил.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью и ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

  • «Назови слово». Дети становятся в шеренгу. Учитель бросает каждому из них мяч и называет букву. Малыш должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно учителю.
  • «Воробушки» . С помощью считалки выбирают одного участника, который будет «котом». Его задача поймать «воробушков» – остальных игроков. «Воробушки» могут прятаться от «кота», становясь на бревно или на обозначенную мелом линию. Когда ведущий произносит фразу «полетели воробушки», участники должны спрыгнуть с «жердочки», «чирикая» и «махая крыльями», «кот» в это время начинает свою охоту.

ОСОБЕННОСТИ! К каждому ребенку с особенностями развития необходим индивидуальный подход. Следует учитывать не только сохраненные двигательные и интеллектуальные функции малыша, но и его темперамент, возраст и пол, а также волевые качества.

Подвижные игры для детей с нарушением слуха

Рассмотрим подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.

  • «В зоопарке». Несколько малышей вместе с учителем становятся друг за другом, держась за плечи впереди стоящего участника, изображая поезд. Остальные дети становятся в начерченный круг или в обруч и как только поезд подъезжает к ним, изображают с помощью движений, жестов и мимики любого животного. Задача остальных малышей отгадать. В конце игры можно поощрить детей, лучше всего проявивших себя.
  • «Поймай белку». Среди игроков выбирают «охотника». Он должен догонять остальных участников – «белок», которые в свою очередь могут прятаться в домик, вставая на какое-нибудь деревянное возвышение (скамейку, пенек и т.д.). Если «охотник» поймал «белку», они меняются ролями.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Рассмотрим подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

  • «Догонялки с колокольчиком». Любому из детишек дают колокольчик. Выбирается пара водящих, они должны догнать участника с колокольчиком, окружив его. В свою очередь, игрок может передать колокольчик любому другому участнику. Если водящие поймали игрока, то он выбывает и передаёт колокольчик другому ребенку или сам становится водящим. Вместо колокольчика можно использовать яркую шапку или колпак.

  • «Рассмеши фигуру». Карапузы выполняют произвольные движения, по команде замирают в той или иной позе. Вода должен подойти к фигуре и рассмешить ее. Участникам нельзя улыбаться и менять позу. Выбывают те игроки, которые не смогут выполнить эти условия.
  • «Рыбная ловля». Двое малышей берутся за руки, они будут исполнять роль «невода» и ловить «рыбок» – остальных детей. При каждой пойманной «рыбке» «невод» увеличивается. Дети, которых поймали, берутся за руки с малышами из невода. Выигрывает последний не пойманный участник. При ловле «рыбок» нельзя «разрывать» «невод», нужно как можно крепче держаться за руки.

ВАЖНО! Внимательно наблюдайте за малышом во время игры, выявляя его потенциал. Способствуйте развитию новых возможностей крохи, используя совместные занятия, постепенно приучая его участвовать в них без вашей помощи.

Подвижные игры для детей с ДЦП

  • «Выполни команду». Дети становятся напротив ведущего и закрывают глаза, начиная выполнять задания. Например, «сделай 2 шага вперёд», «стань на носочки», «повернись спиной» и т.д.
  • «Передай мяч по кругу». Малыши каждой команды становятся в круг. Затем выбирают капитанов и дают им в руки мяч. По сигналу ведущего мяч нужно передавать друг другу так, чтобы он как можно быстрее снова оказался у капитана. Выигрывает та команда, которая справится быстрее.
  • «Оттолкни кубик». Задача игроков с помощью броска мячом передвинуть кубик как можно дальше. Вместо кубика можно использовать игрушку.
  • «Горячий мячик». Дети передают мяч по кругу, пока звучит музыка, как только мелодия заканчивается, тот игрок, в чьих руках оказался мяч – выбывает. Можно играть и без музыки и использовать для сигнала свисток.

Регулярные коррекционные игровые занятия обязательно принесут свои плоды. Малыши смогут плавно адаптироваться к условиям окружающего мира, интересно провести свой досуг, а также научится коммуникационным навыкам и самовыражению.

Подвижные игры для коррекционных детей: полезное видео

Видеоподборка игр для детей с ограниченными возможностями:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Составитель: инструктор

по физической культуре

1. Мотальщики ».

Инвентарь : деревянная палка – длина 20 см, диаметр – 1 – 1,5 см, веревка – 1 – 1,5 м. Веревка привязана к палке.

Игра сначала проводится на качество:

1 вариант – палку держать двумя руками;

2 вариант – одной рукой палку, другой рукой веревку.

Затем игру можно проводить на скорость.

2. «Вратарь ». Игра проводится для развития быстроты реакции и подвижности рук.

Инвентарь : гимнастическая палка, 2 стойки, мяч.

Занимающийся сидит на полу, выполняя роль вратаря. Ворота определенных размеров – как удобно ребенку. Для того чтобы отбивать мяч, он держит в руках гимнастическую палку горизонтально. Сначала мяч направляют прямо на вратаря, затем немного изменяют направление мяча влево, вправо.

3. «Поймай мяч» Игра проводится для развития реакции и укрепления мышц плечевого пояса.

Инвентарь: большой резиновый мяч, подвешенный в сетке к перекладине.

Занимающийся сидит на стуле (на скамейке, на полу). Ему передают мяч, который он ловит на уровне груди. Поймав мяч, старается отправить мяч назад партнёру.

Когда ребенок начнёт уверенно ловить мяч, можно использовать не подвешенный, а затем

Использовать мячи разные по размеру.

4. «Дартс». Игра поводится для развития умения метать и коррекции зрения.

Инвентарь : мишень и дротики.

Учащийся сидит на стуле или на скамейке. Мишень лежит на полу. Из этого исходного положения ребенок сначала учится бросать дротик так, чтобы он воткнулся в мишень. Затем старается набрать наибольшее количество очков.

5. «Мушкетёры».

Инвентарь: пластмассовые гимнастические палки.

Проводится в стиле фехтования. Чтобы занимающемуся было проще выполнять движения с палкой, он держит её двумя руками. Палка расположена вертикально.

6. «Готов – падаю!». Игра проводится для установления доверительного контакта между учащимся и педагогом.

Ребёнок сидит на полу или на скамейке спиной к преподавателю. Он задаёт вопрос педагогу: «Готов?». Педагог отвечает: «Готов!». Ученик предупреждает: «Падаю!». Педагог: «Падай». После этого учащийся, отклоняясь назад, падает на руки сзади сидящему преподавателю.

7. «Рыбалка». Игра проводится для развития вестибулярного аппарата.

Инвентарь: фитбол, предметы различной величины, палка с крючком.

1 вариант – учащийся ложится животом на фитбол. Преподаватель страхуя его за ноги, опускает вниз головой. Занимающийся должен поочередно поднимать предметы с пола, которые находятся перед мячом левой рукой, правой рукой, двумя руками одновременно.

2 вариант – учащийся сидит на стуле, двумя руками держит палку, на конце которой крючок. С помощью крючка он должен достать предметы, которые расположены на полу, на скамейке, на уровне коленей.

8. «Штангист». Игра проводится для развития плечевого пояса.

Инвентарь: 2 стойки, гимнастическая палка.

Учащийся лежит на полу на спине, палку держит двумя руками. Стойки стоят слева и справа. Занимающийся должен сначала поочередно поддеть палкой стойки, а затем выпрямляя руки переставить стойки.

9. «Кегельбан». Игра проводится для развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей.

Инвентарь: кегли, мячи, клюшка, 2 стойки.

1 вариант – занимающийся сидя на стуле или скамейке, толкает подвешенный мяч от груди двумя руками. Старается сбить, стоящие впереди на определенном расстоянии кегли.

2 вариант – сидя на стуле или на полу метает мяч, чтобы сбить наибольшее количество кеглей. На полу мяч можно катать.

3 вариант – сидя на стуле, перед ногами большой резиновый мяч. Пнув одной ногой или двумя ногами мяч, сбить кегли. Кегли ставят близко к играющему. По мере успешного выполнения упражнения кегли можно отставлять дальше.

4 вариант – учащийся сидит на полу или на стуле, в руках у него клюшка. Перед ним расположены ворота, в которых стоят кегли. Отбивая клюшкой мяч, ребенок должен сбить кегли. Клюшка должна быть по размеру занимающемуся

10. « Подоить корову». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : резиновая перчатка с дырочкой в указательном пальце, ведро, вода.

В перчатку наливают воду и завязывают. Импровизированное вымя подвешивают на верёвке. Учащийся должен, нажимая на перчатку, освободить её от содержимого.

Задание можно выполнять одной рукой, двумя руками, медленно и на время.

11. «Музыкант». Игра проводится для развития мышц внешней и внутренней сторон бедра, для мышц шеи.

Инвентарь: музыкальные тарелки, шляпа с колокольчиками.

1 вариант – учащемуся к внутренней стороне колена привязывают музыкальные тарелки. Разводя в стороны колени и приводя их обратно, занимающийся должен исполнить заданный ритм.

2 вариант – ребёнку одевают шляпу с колокольчиками. Он выполняет повороты вправо – влево, круговые движения, наклоны головы вперед – назад.

Можно создать какую – нибудь мелодию.

12. «Завязать узел». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : платок, веревка 30 см.

Ученику завязывают платком глаза и дают в руки верёвку. Он должен сделать как можно больше узелков на верёвке. Можно проводить игру на качество, количество и скорость. Так же это можно сделать в паре.

13. «Волшебный узелок». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : гимнастическая палка, несколько узелков.

Учащийся должен достать гимнастической палкой узелок. Развязать его и найти внутри узелка сюрприз за хорошее поведение и старание, которое он проявил на занятиях. Узелков может быть несколько, но сюрприз только в одном. Игра проводится в конце занятий.

14. «Грибники». Игра проводится для развития быстроты реакции.

Инвентарь : 2 корзинки, паралоновые грибы и ягоды.

1 вариант – собрать грибы и ягоды в одну корзину. Можно на время.

2 вариант – поочерёдно ягоды в одну корзину, грибы в другую, рукой которой удобно.

3 вариант – правой рукой собирают ягоды, левой рукой грибы и наоборот.

4 вариант – собрать всё с завязанными глазами.

15. «Составь своё имя».

Инвентарь: карточки, на которых написана каждая буква имени и фамилии ученика.

Учащийся лежит на полу на спине. По бокам слева и справа лежат карточки. Например: Иванов – И справа, В слева и т. д. Выполняя перекат влево, ребёнок должен найти определенную букву, то же вправо. Таким образом составить свои имя и фамилию. Если карточек нечетное количество, можно добавить знаки препинания, например – восклицательный знак «!».

16. «Переправа». Игра проводится для развития силы плечевого пояса.

Инвентарь: гимнастическая стенка, веревка, гимнастическая палка.

1 вариант - учащийся сидит в кресле лицом к гимнастической стенке на расстоянии от неё 1 м, 2 м и т. д. К стенке привязывают верёвку, за которую ученик держится двумя руками. Переставляя по верёвке правую левую руки, подъехать к стене.

2 вариант – веревку накручивать на палку. Занимающегося зафиксировать к спинке кресла и страховать.

17. «Кольцо Сатурна». Игра проводится для развития ловкости.

Инвентарь : малый резиновый мяч.

Учащийся сидя на скамейке, должен обвести мяч вокруг шеи и вокруг туловища. Задание можно выполнять на качество, а затем на скорость.

18. «Паутина».

Инвентарь: 2 верёвки.

Учащийся сидит на стуле или в кресле. Педагог фиксирует веревочки слева и справа, так чтобы они перекрещивались. Сделав поворот вправо, ребёнок должен левой рукой отцепить верёвку, то же в другую сторону.

19. «Пчёлка». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 жёлтых бумажных полосок.

Учащийся сидит в кресле. Педагог прикрепляет полоски справа и слева, так чтобы они были параллельно друг другу. Ученик, поворачиваясь то влево то вправо, должен отцепить полоски по порядку: сверху – вниз и снизу – вверх.

20. «Выбей шар».

Инвентарь: обруч, мячи, деревянные бруски.

1 вариант - на пол кладут обруч, в него мячи. Учащийся, сидя на полу, должен оттолкнуть мяч от себя, так чтобы выбить из обруча мячи.

2 вариант – сложить из мячей пирамиду, которую ребенок должен сбить.

3 вариант – то же, «Городки».

21. «Встреча». Игра проводится в основной части.

Инвентарь: 2 резиновых мяча.

Педагог и учащийся сидят друг против друга. Их задача прокатить мячи так, чтобы они встретились.

22. «Путешествие». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 пирамид, флажки, воздушные шарики .

В зале располагают 6 станций, обозначенные пирамидами.

1 вариант – за одной из пирамид кладут флажок. Учащийся в кресле должен поочереди объехать все станции и найти заданный предмет.

2 вариант – маршрут выбирает сам ученик.

3 вариант – за пирамидами кладут разные предметы, но найти надо только флажок.

4 вариант – к каждой пирамиде привязывают воздушные шары, которые ребёнок должен собрать.

5 вариант – на каждой станции ученик должен выполнить заданное упражнение.

23. «Настольные городки». Игра проводится для развития глазомера и ловкости.

При броске игроку надо управлять битой – катапультой – это дощечка с двумя стояками высотой до 80 мм, между которыми натянута резинка. С помощью этой катапульты городошник и направляет свою биту в городки. Городошная бита - это палочка длиной 4-5 см. Катапульта переносная, её можно ставить на дальнюю линию боя и на ближнюю. Для того, чтобы палочка – бита не улетела далеко, к краю стола за квадратом, где ставятся городки, крепиться бортик размером 20x20 см.

Городки – круглые палочки длиной 3 -4 см. Городки устанавливаются в фигуры, как в обычных городках.

24. «Игольное ушко». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется деревянная планка длиной 40 – 50 см, прикреплённая к стойке высотой 50 – 60 см. Снизу для устойчивости стойка крепится на плоском диске или крестовине. К перекладине на крючках подвешиваются вырезанные из тонкой фанеры «иголки». Длина ушка иголки 12 – 14 см. В это ушко должен пройти «верблюд », который расположен на палочке – «нитке». Высота верблюда 10 – 11см.

Под каждой иголкой подвешен колокольчик. Задача игрока – провести верблюда через игольное ушко, не задев при этом иголку. Если игрок проведет верблюда вперёд и назад, получает 1 очко, за второй ход – 2 очка, за третий – 3 очка.

25. «Воротца». Игра проводится для развития ловкости.

На столе устанавливается деревянный брусок с вырезанными в нём пятью арками-воротцами различной ширины. Над каждой аркой пишется цифра – от 1 до 5. Эти цифры обозначают число очков, которые начисляются игроку, загнавшему ударом своего шара белый игровой шарик в арку.

Чтобы шарик не улетал за пределы игрового поля, по краям стола устанавливаются защитные бортики. Для игры нужно несколько разноцветных шариков (по числу игроков) и один белый, игровой.

Игровой шарик помещают в центре поля. По нему нужно ударить своим шариком сначала с открытыми глазами, потом с закрытым правым глазом, затем с закрытым левым глазом, выполнить с закрытыми глазами. Если белый шарик не попал в арку, играющий теряет право хода и в игру вступает следующий. В случае попадания в воротца игроку начисляется то количество очков, которое значится над аркой. Игра ведётся до 50 очков.

26. «Корытце». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется продолговатое деревянное корытце (его можно заменить прямоугольным удлинённым ящиком с невысокими стенками). Внутри корытца устанавливаются восемь перегородок. Они образуют секторы под номерами от «0» до «9».Высота перегородок равна высоте стенок корытца, но перегораживают они его лишь на половину ширины.

Перед началом игры следует положить в нулевой сектор 10 шариков. Взяв корытце в руки, осторожно покачивать его так, чтобы шарики перекатились из нулевого сектора во второй, потом в третий и т. д., причём делать это нужно так, чтобы ни один шарик не попал в девятый сектор. Как только один из шариков попадает в штрафной сектор, игра прекращается. Корытце ставят на стол и подсчитывают очки. Например, если во втором секторе находятся 2 шарика, значит, игрок получает 4 очка (2x2). В пятом секторе оказались три шарика, следовательно, игроку начисляется 15 очков (3x5). Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков за один ход.

27. «Точный бросок».

Для игры используются малые резиновые мячи и сделанный из картона домик. Задача выполняющего метание мяча попасть в окно домика. Учащийся сидит на стуле. Расстояние определяется возможностями ребёнка. Сначала стул от домика расположен близко. Учащемуся дают 5 попыток, чтобы он попал в окно. Если 4 попытки из 5 удачные, стул можно отодвинуть на несколько см.

28. «Теннис».

При игре в настольный теннис занимающийся держит ракетку двумя руками, локтями опирается о стол. Педагог посылает шарики один за другим прямо по направлению относительно учащегося. Ребёнок должен постараться отбить каждый шарик.

Для того, чтобы ученик выполнил подачу, педагог набрасывает ему шарик невысоко вертикально вверх. Так же можно использовать приспособление, к которому подвешивают шарики. Учащийся старается нанести точный удар по шарику.

29. «Воздушный бильярд». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры изготавливают раму и стойки из деревянных планок. Высота рамы 50 см, длина 60 -70 см. К горизонтальной перекладине рамы на бечёвке подвешиваются 10 деревянных шаров. Они висят на одном уровне, в 25 см от поверхности стола. Шары размещают на равном расстоянии друг от друга. Каждый шар имеет свой номер. К центру перекладины прикреплена деревянная стойка высотой 25 см. К ней привинчена подвижная рейка длиной 60 см. С её конца на шнуре длиной 75 см свисает ударный шар. Этим шаром играющий должен попасть в шары, подвешенные к раме. Ударный шар посылается кием.

Играющий должен попасть в шары в порядке их номеров. Перед ударом он объявляет номер шара, по которому бьёт. После удачного попадания получает право ещё на один ход. Если он совершил промах или попал в шар с другим номером, он теряет ход и уступает место следующему игроку.

Победителем считается игрок, который первым попадёт во все шары.

30. «Ягоды, овощи, фрукты».

Инвентарь: три карточки – красная, зелёная, синяя.

Перед учащимся кладут три карточки: красная – ягоды, зеленая – фрукты, синяя – овощи. По заданию педагога ученик выполняет движение (например, повороты вправо – влево). Внезапно педагог произносит одно из слов (например, «груша»), занимающийся должен поднять зелёную карточку.

31. «Вперёд – назад». Игра проводится на внимание, а также при разминки.

Педагог называет любое число: если оно чётное, ученик должен проехать вперёд; если число нечётное, то играющий должен проехать назад.

32. «Внимание – начинаем».

Педагог показывает в определённой последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. Затем даёт команду: «Упражнение 3 начинай!» Занимающийся должен выполнить упражнение 3.

33. «Простая арифметика». Игра проводится на внимание в заключительной части занятий.

Педагог называет одно за другим разные числа, а ученик после каждого числа называет следующее по порядку. Если в этом числе окажется нуль – поставить руки на пояс, два нуля – руки вперёд, три нуля – руки к плечам.

34. «Всё наоборот». Игра проводится в подготовительной части занятий.

Педагог показывает упражнения, а занимающийся повторяет за ним, но в противоположном направлении. Например, педагог выполняет наклон вправо, а ученик влево.

35. «Чуткий часовой».

Инвентарь: мячи, кегли, кубики, платок.

Ученик с завязанными глазами сидит на полу, вокруг него раскладывают мячи, кегли, кубики. Педагог осторожно приближается к предметам, чтобы взять один из них. Занимающийся, заслышав шаги или шорох, должен указать направление, откуда доносится звук.

Можно привлечь к игре родителей, присутствующих на занятиях.

36. «Приставь нос». Игра проводится для развития ориентировки в пространстве.

Инвентарь: ватман, на котором нарисовано лицо клоуна, бумажный нос с кусочком пластилина, платок.

Ватман с лицом клоуна без носа располагают на стене таким образом, чтобы ученику было легко дотянуться до листа. Игроку завязывают глаза, поворачивают кресло три раза.

После того как кресло поставят напротив листа, ученик должен подъехать к нему и приставить нос клоуну.

Педагог осуществляет страховку и руководит действием ученика (подсказывает сколько ему проехать и когда остановиться).

37. «Штрафной бросок». Игра проводится при обучении метанию.

Инвентарь: обруч, мяч, платок.

Занимающийся сидит на стуле. Перед ним на полу кладут обруч. Затем завязывают ученику глаза и дают мяч. Игрок должен выполнить бросок и попасть в обруч.

38. «Чувство времени». Игра проводится в заключительной части занятий.

Педагог даёт ученику задание, которое он должен выполнить втечение определённого времени. Когда время, по его мнению, истекает, он должен завершить упражнение. Например, выехать из зала и вернуться обратно через одну минуту; переложить мячи справа налево втечение 20 секунд и т. д. Педагог засекает время.

39. «Чёрный ящик». Игра проводится в заключительной части занятий.

Инвентарь: ящик, мяч и т. д.

В ящик кладут предмет (например, мяч). Ученик задаёт вопросы педагогу, на которые он отвечает только «Да» или «Нет». Игрок может задать 10 вопросов, после чего должен сказать, что лежит в ящике.

40. «Солнце, заборчик, камешки». Игра проводится на внимание и в подготовительной части занятий.

Педагог постепенно увеличивая темп в любом порядке, даёт ученику команды: «Солнце», «Заборчик», «Камешки». Занимающийся по команде «Солнце!» растопыривает пальцы на руках, по команде «Заборчик!» смыкает пальцы и выпрямляет ладони, руки сжимает в кулаки по команде «Камешки!».

41. «Так и этак». Игра проводится на внимание, в подготовительной и заключительной частях занятия.

При выполнении упражнения педагог произносит слово «так», ученик должен повторить задание. Если педагог скажет «этак» и выполнит какое – нибудь движение, то игрок не повторяет это движение.

42. «Разложи вслепую». Игра проводится в заключительной части.

Инвентарь: 3 комплекта палочек, в каждом комплекте по 15 штук. Каждый комплект разного цвета и разной длины.

Ученику завязывают глаза. Задача игрока состоит в том, чтобы рассортировать палочки по размерам и разложить их в отдельные кучки.

Игру можно усложнить, если палочки будут отличаться по двум признакам: например, по длине и по толщине. Также можно в игру привлечь родителей, присутствующих на занятиях.

43. «Кто летит?». Игра проводится для развития реакции и внимания.

Педагог произносит: «Голубь летит», - и поднимает руки вверх, ученик делает то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» или «Стол летит». В этих случаях руки поднимать не нужно.

44. «Репка». Игра проводится для развития силы рук.

Инвентарь: набивной мяч весом 1 кг, верёвка длиной 3 м. Верёвку привязывают к набивному мячу.

Ученик сидит на стуле. Мяч кладут напротив на расстоянии 2,5 м. Конец верёвки дают занимающемуся. По сигналу игрок должен перетянуть мяч к себе.

45. «Что изменилось?». Игра проводится на внимание.

Инвентарь: игрушки.

На видном месте ставят в беспорядке 10 -15 различных игрушек (или других предметов), Играющий должен внимательно их рассмотреть, после чего отворачивается. Педагог в это время переставляет 2 – 3 игрушки на другие места (или снимает, добавляет, заменяет другими). После сигнала ученик поворачивается и определяет, что изменилось.

Педагог выполняет разные движения и ученик должен их выполнять вместе с ним. Но одно движение – запретное, его нельзя выполнять. Например, запрещено выполнять движение «руки к плечам». Когда педагог выполнит запретное движение и ученик повторит его, то он должен будет ладошками исполнить заданный ритм.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией.- СПб, СПбГАФК им. , 2003, - 228с.

2. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа. / Автор составитель / Под общей редакцией. – СПб, СПбГАФК имени, 2003, - 240с.

3. риентирование по тропам. – Екатеринбург, 1998, - 68 с.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. . – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

5. Социально – педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под редакцией. – М.: МГСУ, 2001. – 198 с.

6.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы составители, / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2004.- 296 с.: ил.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

8. портивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Пер. с нем. ; Науч. ред. рус. текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Литвинова народные подвижные игры: Пособие для

воспитателя дет. сада / Под ред. . – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

2. Подвижные игры для 2 класса , как дополнительный материал в содержании третьего урока физической культуры / Сост. . – Петрозаводск: 1995. – 48 с.

3. Развивающие игры. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

4. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники, . – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.: ил.

Картавцева Елена
Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания: фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью; «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет»; в игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания: пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши; игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади; во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5-6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания: игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке; если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад; смена движений происходит по команде ведущего.

Подвижные игры для слабослышащих или глухих детей «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т. п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево, стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую команду, победительнице присуждают очко.

«Дни недели»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т. д.

Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук - ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков - 8-15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей - обезьяны, зайцы, гуси и т. д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так - от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

«Дотронься до.»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Подвижные игры для детей с нарушениями речи «Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция. Текст

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили, Постучали И - открыли!

Движения

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

«Прижми палец»

Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.

Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.

Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.

Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.

«Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.

Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

«Серсо»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.

Количество игроков - 2 и более.

Инвентарь: кольца, палки.

Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2-3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (или веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!» - все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.

Подвижные игры для детей с детским церебральным параличом «Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Методические указания. Продолжительность игры определяет ведущий, ориентируясь на состояние игроков.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Одной из первых задач – научить детей беречь и укреплять свое здоровье, формировать личность ребенка.
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с проблемами интеллекта, последствиями детского церебрального паралича и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
У детей с проблемами преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованием и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий времени и пространства, улучшают качество внимания, звуко- -проговаривание и т.п, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.
Подвижные игры это средство активного отдыха после занятий. В процессе игры необходимо руководить как действиями всей группы в целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает интерес к игр, поощрять играющих. Непосредственное участие взрослого в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он должен помнить о задаче коррекции поддерживать самостоятельность и инициативу детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых.- в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями.
Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен стремиться улучшать их проведение. Только при условии прочного усвоения проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные, развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.
Вовлечения в игровую деятельность детей с ОВЗ начинается обычно с игр малой подвижности и простых по сюжету и содержанию. Простые игры подготавливают детей к сложным, так как в них уже требуется соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды взрослого, воспитывается выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Искренность, доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъем.
Единственное требование к подвижным играм - они должны, интересны детям.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Игры в слова
1-й вариант
Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2-й вариант
Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т. д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3-й вариант
Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.
Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Слова на заданные буквы
Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, - "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
Игры с движениями
"Мы веселые ребята"
Мы сидели на скамейке,
Мы - веселые ребята,
Мы - веселые ребята,
Мы все вместе говорили:
- Правая рука, левая рука (показываем) .
Затем повторяем все сначала и добавляем:
- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги) . Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:
- Правое плечо, левое плечо (показываем) . Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.
"Нос-Ухо-Нос"
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое) .
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.
"Мы охотимся за львом"
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:
- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте)
- Не боимся мы его.
- Будем биться насмерть с ним.
- И, конечно, победим - чух!
- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу)
- А, это топь (болото, лес, гора) !
- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы)
- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)
- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова)
- А что же это там? (Всматриваются)
- А, это же нора!
- А кто же в ней живет?
- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова)
- А что же это там?
- А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь)
"Купим мы с бабушкой"
Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.
Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:
- Купим мы с бабушкой себе курочку.
- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям)
- Купим мы с бабушкой себе уточку.
- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет)
Повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе индюшонка.
- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками)
Снова повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе поросенка.
- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка)
Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,
- Купим мы с бабушкой себе коровенку.
- Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами)
- Купим мы с бабушкой себе лошаденку.
- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя)
- Купим мы с бабушкой себе собачонку.
- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши")
- Купим мы с бабушкой себе кисоньку.
- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.)
- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.)
- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.)
- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.)
Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.
Игры в комнате
Тихая музыка
Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т. п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.
Поймай платочек!
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто не вовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

Степанова Елена Григорьевна,
учитель ГБС(К) ОУ № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Об игре, игровом поведении написано много. Игра - не порождение скоропроходящей моды. Это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само понятие игры связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра - неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности, определю функции организатора игр. А также предложу конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии.

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, Поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так как соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:

Умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).

Благодаря этому развиваются и психические функции:

Умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;

Умение управлять своими ощущениями.

Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по - новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплащаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т.д. И превращаясь в героев сказки они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально - психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуативная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности. Доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм - они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезе (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно - сосудистой систем, ослабляется нервно - мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств:

Координации движений;

Точности и быстроты реакции;

Скорости двигательной реакции;

Подвижности в суставах;

Равновесия;

Силы мышц;

Выносливости;

Общей работоспособности.

Другими словами, организм начинает стареет («Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт» Максимович - Абодика Е.М.). Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокенизии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера. Известно. Что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста выделяют три группы детей, характеризующихся большой средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивность, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознания своих действий. Как правило. Они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности. Сосредоточенности. Сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесполезны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорее утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью Они эмоциональны, азартны, обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, что бы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в контакт со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычке к малоподвижному образу жизни.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

Для того, чтобы удачно выбрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности, их психическое и физическое развитие так, дети младшего школьного возраста (7 - 9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребности в движении. Однако, их организм ещё не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Данная группа детей с удовольствием играет в имитационные игры, сюжетные, с пробежками, увёртыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам и др.)

В возрасте 10 - 12 лет заметно лучшее развитии координационных возможностей. Силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлением телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей данного возраста. Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами). Игры детей 10 - 12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки. («Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). В этом возрасте у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляется самостоятельность смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Но при неправильной нагрузке нередки вспышки резкости. Грубости, нетерпеливости. Поэтому во время игры нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый возраст 13 - 15 лет. Его ещё называют переходным, так как в этот период интенсивно развивается и растёт весь организм. Усиленно растут костная и мышечная системы, сердечно - сосудистая система мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается. Более развито логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка, Иногда подростки полностью отказываются от занятий, предпочитая другие формы досуга. В таких случаях необходимо проявлять такт, выдержку. Терпение, сочетая их с требовательностью. Умением избегать конфликтных ситуаций. Подростки с удовольствием играют в волейбол, теннис и другие спортивные игры, среди подвижных игр -эстафеты с бегом, прыжками, метанием («Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующих точности, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции.).

В работе со старшими детьми 16 -18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредотачивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.

Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развить у детей - инвалидов:

Мелкую моторику;

Координацию движений;

Равновесие;

Точность

Дифференцировку усилий, времени, пространства;

Улучшить качество внимания, звукопроговаривания;

Помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ.

Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности:

Название игры;

Роли играющих и их расположение на игровой площадке;

Правила и ход игры;

Определение победителей.

Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Одна из важных задач руководителя игры - дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле играющих; переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

Выбор игры (зависит от коррекционных задач);

Подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

Подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);

Разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);

Расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);

Объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);

Назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);

Судейство (объективное и точное);

Дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);

Окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);

Подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).

Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

К этой категории относятся дети с ОВЗ, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной отсталостью способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно - развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

ИГРА «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

ЦЕЛЬ:

Формирование у ребёнка представлений о форме, размерах и других свойствах предметов;

Развитие быстроты реакции.

ХОД ИГРЫ:

Все играющие одеты разнообразно. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что - то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются каждый раз, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты: можно называть форму и размер предмета. Затем усложняем: «Дотронься до красного круглого».

Кого заинтересовала данная тема, предлагаю обратиться к книге «Детские подвижные игры» (под редакцией Е.В.Конеевой) - Ростов - на - Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Григорьев Д.В.Совершенствование двигательной способности школьников в условиях общеобразовательной школы. - СПб, Наука - Питер, 2005.

Детские подвижные игры /под редакцией Е.В.Конеевой/ - Ростов - на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

Кенеман А.В. и др. Детские подвижные игры народов ССР. - М.: 1988.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно - методические материалы /под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.

Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.:1998.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. - М.: Баласс,2001.

Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.:2005.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М.:1998.

Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.