Из-за чего легендарный линкор USS Alabama прозвали «Удачливым», и какая судьба постигла корабль. Анализ тактико-технических характеристик

Одна из двух единственно известных фотографий корвета «Алабама». Сингапур, декабрь 1863 г.

Сентябрьская Атлантика пенилась у острого форштевня трехмачтового корабля, легкого и стремительного. Обычно при виде таких расторопных ходоков опытные моряки одобрительно хмыкали, прищурив натренированный глаз, юнги восторженного раскрывали рты, а чувствительные дамы мечтательно вздыхали, обмахиваясь веерами. Корабль явно знал себе цену – в ветре и угле он нуждался больше, чем в поклонниках. Тем более что самые преданные из них уже были на борту – его экипаж. Водная гладь нарезалась, как масло добрым ножом, – миля за милей. Горизонт был пуст, да это, может, и неплохо – один из берегов Атлантики, этой «старой английской кухни», горел пламенем войны, и воды, опасные до этого только лишь своим недружелюбием, стали таить в себе еще и иные угрозы. Сражающийся Юг, не имея сил и возможностей противоборствовать на равных со своим грозным противником на море, прибегнул к старому и проверенному способу. В старой Англии его называли « слабых», хотя многие лорды имели возможность носить пышные титулы только из-за того, что их прадеды умели обращаться с абордажной саблей лучше, чем с вилкой. Крейсерской войной с целью разорения вражеской торговли увлекались и Людовик XIV, и Наполеон. Могучие эскадры линейных кораблей и фрегатов мирно дремали под прикрытием орудий фортов и береговых батарей, уступив свое место в океане небольшим, быстрым и зубастым корабликам, приносящим убытки и разорение купцам и торговцам. У Конфедерации нечего было бросить на весы против бугрящегося мускулами заводов и фабрик Севера, кроме броненосцев кустарной сборки для прибрежных действий и океанских рейдеров. Недавняя бурная деятельность маленького «Самтера» всколыхнула не только размеренную жизнь Карибского моря, но и тревожной зыбью прошлась по биржам, рынкам и страховым конторам. Перевозка грузов через Атлантику стала вдруг, впервые со времен «маленького корсиканца», делом опасным, дорогим и рискованным. Едва судовладельцы облегченно утерли платочками лбы, прочитав, что «Самтер» разоружен в Гибралтаре, а в кулуарах солидных торговых домов опять стали назидательно вещать о незыблемости свободы коммерции, как деловой мир вновь залихорадило. Причина этой неприятности называлась «Алабама». И именно она в гордом, но сосредоточенном одиночестве совершала променад в водах Атлантики.

Охотница


Схема маршрута почти двухлетнего рейдерства «Алабамы»

Пустив кровь американцам, захватив и уничтожив китобой «Окмульджи», свирепая и стремительная южанка продолжила свой атлантический вояж, ища встреч с солидными незнакомцами под звездно-полосатым флагом. В следующие после уничтожения «Окмульджи» дни (сентябрь 1862 г.) добыча сама шла рейдеру в руки. Призы брались один за другим, как мальки попадают в пасть опытной щуки. «Алабама» совмещала полезное с приятным: почти каждое захваченное судно перед уничтожением снабжало ее (принудительно, конечно) чем-нибудь нужным. «Ливай Старбак» разорился перед сожжением на свежую капусту и репу. Китобой «Бенджамин Такер» любезно «поделился» мылом и отличным табаком. Услуга, оказанная бойкой южанке трофейным китобоем «Курсер», была скорее профессиональной, чем бытовой, – его использовали в качестве мишени для тренировки артиллерийских расчетов. Кэптен Семс, командир рейдера, оценил деятельность своего корабля до 19 августа от 230 до 250 тысяч североамериканских долларов. Начало предприятия было впечатляющим и обнадеживающим. Команда, полная надежд, находилась в приподнятом расположении духа.

Рейдер двигался в западном направлении, прямо к берегам своего врага. Дело в том, что Семс вынашивал дерзкий план обнаружить себя в виду Нью-Йорка, крупнейшего порта северян. Тем самым он хотел оказать на своего противника психологическое воздействие, публично показав, что прибрежные воды и тем более океан не являются вотчиной США. Демонстрация требовала определенных моральных качеств командира и экипажа, но никто на борту не жаловался на недостаток храбрости.

Погода не баловала «Алабаму», она попала в штормовую полосу. Горизонт изобиловал тяжелыми серыми тучами, но не парусами возможных призов. На борту рейдера к этому времени скопилось много пленных с захваченных ранее кораблей. Поскольку жилая палуба была занята экипажем «Алабамы», то северянам приходилось попросту толпиться на палубе, подвергаясь ударам разыгравшейся стихии. Только 3 октября, повстречав парусник «Эмили Фарнум», следовавший из Нью-Йорка в Ливерпуль с нейтральным грузом зерна и муки, Семс смог прекратить страдания своих вынужденных пассажиров, передав пленных к нему на борт. Вообще, несмотря на крайне «южные» взгляды, отношение командира «Алабамы» к своим вынужденным попутчикам было достаточно гуманным. Проблема состояла в том, что рейдер не имел возможности держать на борту большое количество пленников. Например, задержанный пакетбот «Панаванда», шедший с грузом сельхозпродукции из Филадельфии в Англию, подлежал бы уничтожению, если бы не одно но: на его борту было 75 пассажиров и среди них тридцать пять женщин. Размещение такого количества пленников немедленно бы превратило «Алабаму» в подобие Ноева ковчега. Семс занялся поисками подходящего нейтрала для передачи на него такого обширного и беспокойного общества. Отправив на «Панаванду» призовой экипаж, южане держали ее в качестве плавучего лагеря-накопителя для новых пленных – рейдер успешно брал призы в течение нескольких дней. Однако погода внесла свои коррективы, устроив внушительный шторм, и Семс, чтобы не таскать за собой сколь ценный, столь и неудобный приз, отпустил его на все четыре стороны, предварительно взяв с капитана выкупное свидетельство на 80 тыс. долларов.

Океан быстро терял свое спокойствие, и скоро «Алабама» оказалась в цепких объятиях урагана. Был поломан грота-рей, разорваны паруса. Возникла угроза, что корабль поставит поперек волны, однако экипаж сдал экзамены на профпригодность, показав не только мужество, но и умение обращаться с такелажем и рангоутом. Потрепанная, но не потерявшая красоты «Алабама» выдержала экзамен стихии. Почти две недели океан испытывал корабль на прочность, и все-таки призы брались. Случались и курьезы: на одном из захваченных кораблей среди команды был замечен матрос, сбежавший почти 10 месяцев назад с «Самтера». Состоялся военный суд, который признал некоего Г. Фореста виновным в побеге, лишил его призовых денег, заработанных ранее, всего денежного содержания и приговорил к выслуге первоначального срока без всякого жалования за исключением мелких денег на обмундирование и мелких расходов. Учитывая военное время, вердикт суда был весьма мягким.
Захват бостонского судна «Вэлс» добавил в состав пассажиров нескольких женщин и детей. Семс любезно предоставил им место в кают-компании, и офицеры потеснились, освободив две каюты.

Из найденных на захваченных кораблях американских газет конфедераты узнали, что их плодотворная деятельность уже вызвала определенную шумиху в деловых кругах США. Стоимость фрахта, страховки, а значит, и грузов, предназначенных к перевозке через океан, возросли на порядок. Судовладельцы и прочий деловой люд, выражаясь словами табаковского Гарри Мак-Кью, плакал дважды в день: первый раз, узнав из газет об очередном разбое «Алабамы», второй раз, когда подсчитывались убытки. По следам дерзкой южанки, мешающей «честным джентльменам» спокойно торговать, были отправлены несколько военных кораблей. Однако Семс не отказывается от затеи публично показать нос северянам на виду у Нью-Йорка. В конце октября рейдер находился не более чем в 200 милях от этого огромного порта. Однако обстоятельства в виде прагматичного доклада механика о том, что в данный момент запас угля оценивается примерно на 4 дня, поскольку весь он ушел на борьбу со стихией, вынудили Семса отказаться от заманчивых замыслов. Оказаться без достаточного количества топлива в неспокойном по-прежнему океане недалеко от вражеского побережья было бы безрассудно. Впрочем, к этому времени «Алабама» захватила уже 21 приз, превзойдя по результативности «Самтер». Урон противнику в материальном эквиваленте уверенно мог превышать полновесный миллион долларов. К некоторому расстройству личного состава, рейдер 5 ноября меняет курс и, огибая Багамские острова, уходит в сторону Мартиники. Чем результативнее действовала «Алабама», тем бо́льшие подробности о себе и своем корабле экипаж узнавал из свежих американских газет. Их обвиняли в зверском обращении с пленными, разбое и откровенном пиратстве. Пресса все более уверенно становилась одним из орудий войны. Журналисты соревновались между собой, живописуя тут же на ходу придуманные разнообразные ужасы, пугая впечатлительную и падкую на сенсации общественность. К чести экипажа «Алабамы» – и южан, и волонтеров, – их отношение к своим пленникам не изменилось. Оно было по-прежнему корректным и гуманным.

18 ноября рейдер прибыл на Мартинику. Спустя 17 месяцев после своего первого захода сюда на «Самтере», Семс вновь увидел гостеприимную гавань. Здесь его уже 8 дней дожидался корабль обеспечения «Агриппина», на борту которого находился отличный кардиффский уголь и столь желанная почта. Местные власти относились к южанам вполне благосклонно, не чинили им особых препятствий. Имел место инцидент иного рода. Экс-«самтеровец» Форест, недовольный несправедливым, по его мнению, приговором, решил учинить на борту мятеж. Он тайно покинул корабль на шлюпке и, загрузившись на берегу порядочным количеством крепких напитков, стал угощать ими команду, всегда по приходу в порт склонную выпить и не всегда – закусить. Сопровождая разлив и угощения соответствующими речами о тяжкой матросской доле и «зажравшихся» офицерах, он взбодрил нескольких членов экипажа до нужной кондиции, и те, выскочив на почему-то сильно качающуюся палубу, начали громко выражать недовольство существующими порядками. Пьяный дебош, возможно, имел бы неприятные последствия, не прими командир быстрых и жестких мер. Была сыграна боевая тревога. Трезвые члены экипажа схватили митингующих, которых пришлось приводить в чувство многочисленными ведрами забортной воды. Фореста, зачинщика бунта, было решено судить вторично, но тут перед Семсом встали иные, гораздо более серьезные проблемы.

На следующее утро у Мартиники показался винтовой фрегат «Сан-Хасинто», один из охотников на «Алабаму». Войти в гавань американцы не пожелали, поскольку тогда вступал в действие один из законов о нейтралитете: за предметом своей охоты они бы могли погнаться только по истечении 24 часов после выхода рейдера из порта. Поэтому «Сан-Хасинто» занял позицию на границе территориальных вод, поджидая, когда, наконец, «Алабама» решится удостоить его встречей. Бой с таким тихоходным, но хорошо вооруженным противником не входил в планы командира рейдера, хотя он подготовил свой корабль к сражению. Местные власти забеспокоились и направили к «Алабаме» канонерскую лодку, которая должна была вмешаться, возникни между противниками недоразумение. Ее офицеры были настолько любезны, что прикрыли своим бортом корвет конфедератов и показали на карте места, где можно было незаметно выскользнуть из гавани. Именно это и собирались сделать южане. Вначале порт покинула «Агриппина» – под английским флагом ей нечего было опасаться неприятностей. С наступлением темноты к выходу из гавани начала пробираться «Алабама». С погашенными ходовыми огнями, с расставленной у орудий прислугой южанка «на цыпочках» прокралась мимо ожидавшего ее грозного стража и была такова. Дав полный ход, Семс направился в открытое море. «Сан-Хасинто» еще четверо суток напрасно прождал свою ускользнувшую добычу, пока не выяснил, что она безнадежно упущена.

«Алабама» шла на встречу с «Агриппиной», запасы с которой так и не успели пополнить. Рандеву было назначено у небольшого острова Бланкилья у побережья Венесуэлы. Придя в назначенное место, южане обнаружили своего снабженца в копании североамериканского китобоя. Растерянного капитана успокоили обещанием не трогать его судно в обмен на то, что оно не сдвинется с места, пока идет погрузка – воды острова можно было считать нейтральной территорией. Китобой попал под домашний арест. Приняв с «Агриппины» 200 тонн угля и другие запасы, команда «Алабамы» приступила к ремонту потрепанного недавними штормами рангоута и такелажа. К 26 ноября регламентные работы были окончены, и Семс вернулся к решению судьбы «мятежного» Фореста. Суд признал его виновным в подстрекательстве к мятежу и приговорил к пожизненному изгнанию со службы и корабля. Горе-бунтаря посадили в шлюпку и высадили на остров. «Алабама» вновь вышла на охоту. Уже 30 ноября ею был захвачен приписанный к Бостону барк «Паркер Кук», с которого были пополнены запасы свежей провизии.

Один из самых жирных кусков среди своих призов рейдер взял 7 декабря. С корвета заметили большой колесный пароход, который, заподозрив неладное, попытался спастись бегством. Первые предупредительные выстрелы американец проигнорировал, и тогда южанам пришлось перейти к огню на поражение. Снаряд, пробивший насквозь дымовую трубу и разорвавшийся уже в воде, был последним доводом в пользу остановки машин. При осмотре выяснилось, что колесный пароход «Ариэль» кроме почти 500 человек перевозит еще 140 морских пехотинцев для прохождения службы на Тихом океане. О том, чтобы взять на борт такую ораву пленных, речи быть не могло. Потопить пароход и высадить пассажиров в шлюпки тоже не представлялось возможным – среди них было много женщин и детей. Можно было бы попробовать отвести добычу к берегам Ямайки, но у «Алабамы» начались некоторые проблемы с машиной (единственный раз за весь поход), так что и этот план реализован не был. Взяв с капитана выкупное свидетельство на 260 тыс. долларов, а с военнослужащих – обязательство не принимать участия в боевых действиях против Конфедерации и присовокупив к честному слову 24-фунтовое орудие, 125 винтовок и другое военное снаряжение и имущество, «Ариэль» отпустили. Ремонт машины был окончательно завершен 12 декабря, а 23 декабря «Алабама» в очередной раз встретилась с «Агриппиной». Пресса, привезенная снабженцем, внесла экстренные поправки в планы Семса.

Сражение с «Гаттерасом»

Из полученных газет «алабамцы» узнали о готовящейся операции противника против порта Конфедерации Галверстон в штате Техас. Да, таково было соблюдение цензуры в воюющей стране, что о предстоящих действиях вооруженных сил можно было прочитать из обычных газет. Сообщалось, что войска генерала Бэнкса, которые должны будут перевозиться на транспортах с эскортом, высадятся в указанном месте с целью захвата порта. Риск атаки войскового конвоя был просто огромным, но и значение успеха в случае осуществления, мягко говоря, рискованной затеи было трудно переоценить. 6 января нового 1863 года «Алабама» пошла на перехват вражеского конвоя. 11 января рейдер подошел к городу на расстояние 30 миль.

План Семса состоял в следующем: обнаружить вражескую эскадру засветло, подождать до восхода луны на якоре и атаковать транспорты с войсками под покровом ночи. К сожалению, впередсмотрящие на салингах «Алабамы» заметили противника слишком поздно, и надежды на то, что северяне все-таки прозевают их приближение, не осталось. Недалеко от города были зафиксированы три корабля, один из которых был ошибочно классифицирован как парусный фрегат (на самом деле это был паровой «Бруклин» под флагом коммодора Белла). Два других были правильно определены как пароходы. Один из них начал разводить пары и пошел навстречу рейдеру. Семс приказал также поднимать пары и опустить винт. Он рассчитывал отвести преследователя подальше в море, где звуки пушечной пальбы не были бы слышны на остальных кораблях эскадры, не показывающих признаков активности. «Алабама» шла под марселями, подрабатывая машиной. К большой скорости не стремились – преследователь не отличался быстроходностью. Семс просто хотел затянуть паузу перед неизбежным боем, чтобы принять его в наиболее благоприятных для себя условиях. По пенному следу рейдера отчаянно пыхтел «Гаттерас», входивший в блокадную эскадру Мексиканского залива. Это был железный колесный пароход, приспособленный для военных целей. Его водоизмещение достигало 1100 тонн, паровая машина мощностью 500 л.с. имела один котел. Вооружен был «Гаттерас» четырьмя короткоствольными 32-фунтовыми пушками, двумя нарезными 30-фунтовыми и одной нарезной 20-фунтовой. Разные источники указывают на наличие на борту парохода двух 12-фунтовых гаубиц. При сопоставимом с «Алабамой» количестве стволов северянин явно уступал своей сопернице в их качестве. Ее 32-фунтовки были более дальнобойными, а нарезное орудие системы Блекли и бомбическая пушка превосходили все, что было на борту «Гаттераса», на порядок. Технология изготовления кораблей из железа в то время еще не была отработана, и впоследствии это сказалось во время боя.

Североамериканцы не сразу догадались, кто перед ними, и стали подозревать, что дело нечисто, только тогда, когда их корабль, будучи не очень быстрым ходоком, начал сокращать дистанцию до беглеца. На пароходе на всякий случай приготовились к бою. Около 7 часов вечера «Алабама» сбавила ход и развернулась к догонявшему ее сопернику бортом. Когда расстояние сократилось до минимума, с «Гаттераса» окликнули рейдер, предлагая назвать себя. Южане назвались английским военным кораблем «Петрел». Как только с парохода спустили шлюпку с целью проверки, на мачте «Алабамы» взметнулся флаг Конфедерации, и с нее прокричали свое истинное название. Тут же рейдер открыл огонь. Северяне ответили. Бой шел на очень близкой дистанции, так что в ход пошло и стрелковое оружие. Очень быстро более мощные орудия «Алабамы» начали производить разрушения на своем противнике. Его командир, лейтенант Блейк, попытался свалиться со своим опасным врагом на абордаж, но более быстроходный рейдер не дал содрогавшемуся от частых попаданий «Гаттерасу» ни единого шанса.

На пароходе начался пожар, одна из бомб разорвалась в машинном отделении, разбив цилиндр паровой машины, – ход корабля упал. Но лейтенант Блейк продолжал сражаться – он хотел нанести «Алабаме» серьезные повреждения. Его артиллеристы стреляли неплохо, добившись не менее семи попаданий в рейдер, которые не нанесли, впрочем, особого ущерба. Наконец «Гаттерас» получил роковое попадание – один из снарядов взрывом оторвал несколько листов железной обшивки в районе ватерлинии, и внутрь корпуса хлынула вода. Северянин поднял в знак бедствия над палубой фонарь. Огонь прекратился. С «Алабамы» запросили, сдается ли враг и нуждается ли он в помощи. На оба эти вопроса был дан утвердительный ответ, и тотчас же с рейдера начали спускать шлюпки для спасения экипажа поверженного неприятеля.

Этот бой обошелся конфедератам в двух раненых, на «Гаттерасе» были убиты двое и ранены пятеро. В плен попали 17 офицеров и 101 матрос. Лейтенанту Блейку, хоть тот и был младше по званию, кэптен Семс уступил свою каюту. Офицеров разместили в кают-компании. От пленников стало известно, что десантная операция у Галверстона была отменена, а увиденные сигнальщиками корабли были блокирующим отрядом. Победа в поединке с вражеским пароходом благоприятно подействовала на боевой дух команды, ведь раньше бодрые журналисты называли их «трусливыми пиратами», которые боятся помериться силами с настоящим боевым кораблем. Теперь этот пропагандистский миф был развенчан. 20 января гордая южанка пришла в Порт-Ройал на Ямайку, где передала всех пленных английским властям. 26 января, пополнив запасы угля и устранив повреждения, «Алабама» продолжила свой поход.

Навстречу ветру, волнам и добыче

Деятельность рейдера в Карибском бассейне в течение почти полугода не осталась без последствий. Из чаши терпения американских деловых кругов, и без того переполненной, начало лить через край ниагарским водопадом. Гнев был столь велик, что Нью-Йоркская торговая палата смогла без труда организовать сбор средств со скуповатых торговцев и дельцов и на вырученные средства снарядить два вооруженных парохода, фактически «охотников за головами» – «Вандербильт» и «Сакраменто». В Вест-Индии становилось слишком тесно, и Семс отправился на юг. Путь корабля лежал к берегам Бразилии, потом «Алабама» перенесла свои бурную деятельность к Мысу Доброй Надежды и далее, в Индийский океан. Английская пресса писала о ней одобрительно, французская – восторженно. Американская продолжала источать оправданную злобу и ненависть. Захваченные корабли сжигались, нередко с них брались всевозможные трофеи. Например, сам Семс собрал целую коллекцию корабельных хронометров, весьма дорогих по тем временам приборов. Однажды кэптену даже удалось уговорить капитана одной британской шхуны доставить пленников на берег в обмен на хронометр из его бортовой коллекции. Порой трофеи приносили и хлопоты – матросы из призовых партий нередко тайком доставляли на «Алабаму» экспроприированное спиртное и тут же употребляли его по назначению. Офицерам приходилось бороться с проявлениями корабельного пьянства, негативно отражавшегося на дисциплине.

Май 1863 года и бразильский порт Баия принесли рейдеру знаменательную встречу. Наблюдатели на салингах стоящей на якоре «Алабамы» заметили приближающийся корабль, похожий на американский «охотник». На борту сыграли боевую тревогу. Какова же была радость команды, когда вновь прибывший оказался соратником. Это тоже был рейдер Конфедерации – «Джорджия». С собрата Семс пополнил запасы пороха, поделившись, в свою очередь, свежей провизией. На одном из призов были захвачены два небольших нарезных орудия. Им было решено найти более полезное употребление, нежели обычное размещение на палубе. 20 июня 1863 года «Алабама» задержала небольшой быстроходный барк «Конрад» с грузом шерсти. Его по-быстрому переоборудовали во вспомогательный крейсер, переведя на него часть команды во главе с лейтенантом Лоу. На нем же установили две трофейные пушки и переименованный в CSS «Таскалуса» свежеиспеченный рейдер приступил к своим непосредственным обязанностям. «Таскалусе» удалось захватить несколько призов, прежде чем в конце 1863 года в Кейптауне англичане арестовали корабль, признав его захват незаконным.

«Алабама» добралась, наконец, и до Тихого океана, вызвав немалое волнение на Тихоокеанском побережье США. Европа утратила спокойствие: в Царстве Польском началось восстание, и правительства Англии и Франции стали проявлять к внутренним делам Российской империи нездоровый интерес. Для того чтобы купировать столь откровенное любопытство и для предотвращения возможных глупостей со стороны радетелей борьбы за «истинную свободу», в США, реализовывая план адмирала Н. К. Краббе, были посланы русские эскадры. Казус заключался в том, что в состав Тихоокеанской эскадры А. А. Попова входил клипер «Абрек», до неприличия похожий на «Алабаму». Нервы северян были на пределе, и, когда клипер под командованием капитана 2 ранга К. П. Пилкина начал заходить на рейд Сан-Франциско, он был обстрелян брандвахтенным пароходом, огонь готовились открыть и форты. Еще бы! «Алабама» посмела пожаловать. Пилкин, однако, не растерялся, а подойдя вплотную к брандвахте, сыграл боевую тревогу и подготовил абордажные партии, прикрываясь корпусом американца от береговых батарей. Разобравшись с ситуацией, северяне принесли извинения. Настоящая «Алабама» была далеко от места разгоревшихся страстей. 27 апреля 1864 года ею был захвачен последний приз – барк «Тайкун». За долгие месяцы напряженного океанского похода состояние корабля оставляло желать лучшего. Семс взял курс на Шербур, рассчитывая провести там ремонт и перебрать машину. 11 июня 1864 года рейдер прибыл во французский порт.

Последний бой «Алабамы»


Эдуард Мане «Бой „Кирсарджа“ и „Алабамы“», 1864 г. Художник был очевидцем боя, наблюдая за ним с одной из лодок, вышедших из Шербура

Американский консул немедленно телеграфировал своим коллегам о появлении ненавистного рейдера. Ответные меры не заставили себя ждать. Спустя три дня 14 июня в виду Шербура задымил старый знакомый Семса «Кирсардж» под командованием Джона Уинслоу. На «Алабаме» начались приготовления к бою. На следующий день французские власти дали понять, что не позволят южанам провести ремонт в своем порту. Энтузиазма по отношению к Конфедерации после поражения под Геттисбергом поубавилось, и исход войны уже мало у кого вызывал сомнения. «Кирсардж» терпеливо ждал вне пределов территориальных вод, как настойчивый охотничий пес подкарауливает старого опытного лиса у норы. Через консула США Уинслоу сообщили, что, как только рейдер закончит погрузку угля, он выйдет в море для боя. Конечно, Семс мог спокойно разоружиться и избежать кровопролития, но тут еще имелось такое понятие, как честь. Несмотря на гуманное обращение с пленными и убедительную победу над «Гаттерасом», американские газеты продолжали оскорблять моряков, обзывая их трусами и пиратами. Это возмущало не только конфедератов, но и английских волонтеров, которых презрительно именовали «сбродом со всей Англии». Винтовой шлюп «Кирсардж» не имел подавляющего превосходства над своим противником. При водоизмещении в 1500 тонн он располагал двумя 11-дюймовыми гладкоствольными орудиями Дальгрена, четырьмя 32-фунтовыми гладкоствольными пушками, одной нарезной 30-фунтовкой и, как дополнение, 12-фунтовой шлюпочной гаубицей. Экипаж насчитывал 163 человека.


Схема последнего боя «Алабамы» с «Кирсарджем»

Утро 19 июня выдалось солнечным. Еще загодя на берегу стали собираться многочисленные зрители. Известие о предстоящем сражении переполошило темпераментную Францию, и в Шербур ринулись толпы зевак и болельщиков. Экипаж «Алабамы» был преисполнен боевого духа и в отличие от океанских будней был одет в полную военную форму. После 9 часов утра в кильватере за броненосным фрегатом «Ла Куронь» «Алабама» двинулась к выходу из гавани. Момент был торжественным. Когда корвет проходил мимо винтового линкора «Наполеон», французский экипаж был выстроен на палубе, а корабельный оркестр заиграл «Dixie». Выйдя в море, Семс собрал весь экипаж на палубе – впервые с достопамятного поднятия флага – и обратился к ним с речью. В ней он призвал соратников не посрамить знамя юной республики и драться смело и отважно. Слова его были встречены дружным «ура!».

В начале 11 утра с «Кирсарджа» заметили вышедшую «Алабаму», и Уинслоу, читавший в это время молитвенник, приказал поднять пары и двигаться в открытое море, тем самым оттягивая рейдер подальше от побережья. В 10 часов 57 минут, когда расстояние между противниками составило чуть более мили, «Алабама» первой открыла огонь. В 11 часов ответил и «Кирсардж». Оба корабля начали двигаться по кругу, поливая друг друга огнем. Вскоре южане добились попадания, которое могло бы решить исход дела в их пользу – разрывной снаряд угодил в ахтерштевень, но по какой-то причине не разорвался. Если бы это произошло, северянин получил бы внушительную пробоину. Однако «Алабама» имела порох весьма плохого качества – условия его хранения были неудовлетворительными. К тому же, из-за отсутствия должной практики артиллеристы рейдера стреляли при всем усердии довольно плохо. Кроме того, часть борта «Кирсарджа» была защищена импровизированной «броней», состоящей из скрепленных якорных цепей. «Алабамцы» пытались поразить палубу противника и часто промахивались, северяне упорно поражали корпус рейдера – и тут свое веское слово сказали тяжелые пушки Дальгрена. Их попадания проделывали в корпусе пробоины, внутрь корпуса стала поступать вода. Видя серьезность положения, Семс, к этому времени уже раненный в руку, приказал прибавить парусов, чтобы отойти к побережью. В машинное отделение была отдана команда поднять пары до максимума, однако новое попадание ниже ватерлинии перечеркнуло попытку «Алабамы» спастись. Восемь огненных кругов (и это не метафора) выдержала она в поединке с «Кирсарджем», прежде чем начала тонуть. Старший офицер Келл доложил командиру, что помпы не справляются с водой и «Алабама» затонет в ближайшие 10 минут. Признав положение безнадежным, Семс приказал прекратить огонь и спустить флаг. Рейдер тонул, погружаясь кормой. В бою погибли 9 человек его экипажа, 21 – был ранен. Впоследствии еще 11 моряков утонули. «Кирсардж» отделался одним убитым и двумя ранеными. Часть экипажа «Алабамы» была спасена буквально под носом у северян английской яхтой «Дирхаунд», кое-кого подобрали французские рыбаки. Остальные стали пленниками «Кирсарджа».


Орудие, поднятое с «Алабамы»

За время своего похода «Алабама» перехватила 68 вражеских судов (53 из них уничтожены) и 1 военный корабль. Рафаэль Семс, избежав плена, вернулся на родину, где продолжил участвовать в практически безнадежной войне на стороне Конфедерации. В феврале 1865 года он стал контр-адмиралом. После поражения Юга, как государственный «изменник», он некоторое время находился под стражей, но потом был выпущен на свободу. Впоследствии бывший командир «Алабамы» стал преподавателем философии и литературы в Луизианском университете. Остов «Алабамы» был обнаружен в 1980 г. французскими военными кораблями и теперь является местом паломничества дайверов.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«Алабама»
CSS Alabama
Служба
КША
Организация ВМФ КША
Изготовитель John Laird Sons and Company , Биркенхед , Англия
Строительство начато 1862 год
Спущен на воду 29 июля 1862 года
Введён в эксплуатацию 24 августа 1862 года
Выведен из состава флота 19 июня 1864 года потоплено вблизи Шербура
Основные характеристики
Водоизмещение 1 054 т
Длина между перпендикулярами 67 м
Ширина по мидельшпангоуту 9,65 м
Осадка 4,26
Двигатели Паруса ,
паровая машина
Скорость хода 13 узлов
Экипаж 146 офицеров и матросов
Вооружение
Общее число орудий 1 × 110-фунтовое орудие
1 × 68-фунтовое орудие
6 × 32-фунтовых пушек
Медиафайлы на Викискладе

CSS Alabama (Корабль Конфедеративных Штатов Америки «Алабама» ) - винтовой шлюп , построенный в Великобритании для Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской войны в США . Предназначался для крейсерских операций против торгового флота «северян». Построен фирмой John Laird Sons and Company по специальному заказу Конфедерации. Спущен на воду 29 июля 1862 года . 24 августа включён в состав флота Конфедерации.

История

В 1862 году находившийся в Англии капитан Рафаэль Сэмс получил приказ прибыть на Азорские острова , где должен был наблюдать за оснащением нового рейдера - недавно построенного в Британии парохода Enrica . Правительство Великобритании во главе с лордом Палмерстоном не воспрепятствовало его постройке, вопреки прямым протестам посла США в Лондоне .

Судну Enrica , переименованному в CSS Alabama , суждено было стать самым известным рейдером Конфедерации.

Последний бой «Алабамы»

Основная статья Бой у Шербура

Построенный в 1861 году USS «Kearsarge» имел 1030 тонн водоизмещения и был почти одних размеров с «Алабамой». Артиллерия его состояла из двух 11 дюймовых гладкоствольных пушек Дальгрена, четырех 32-фунтовых и одной 28-фунтовой нарезных. Машина его была в 400 сил, несколько сильнее, чем у противника. Экипаж «Kearsarge» состоял из 162 человек под командою капитана Джона Анкрума Уинслоу . Капитан Сэмс решил принять бой. Нападки северян, которые называли его разбойником и трусом, нападающим только на беззащитные суда, раздражали его. Тяжелое, двухлетнее плавание утомило и его, и команду «Алабамы». Надежда увенчать свою блестящую карьеру корсара ослепительной победой над янки, которых он ненавидел, обольщала капитана Сэмса. Он верил в свое счастье и послал командиру «Kearsarge» вызов на поединок или, вернее, просьбу не уходить. 19 июня «Алабама» вышла из Шербурга в сопровождении французского фрегата «La Couronne», который должен был наблюдать, чтобы противники не нарушили нейтралитета Франции, и английской частной яхты «Deerhound» .

Когда «Алабама» вышла из территориальных вод Франции, фрегат повернул обратно. «Kearsarge» шел впереди «Алабамы», пока не отошел на расстояние 7 миль от берега. В одиннадцатом часу утра он повернул и направился к «Алабаме», которая первая открыла огонь в расстоянии от него одной мили. Затем расстояние уменьшилось, и бой велся на 3½ и на 5 кабельтовых. Оба судна описывали циркуляции, сражаясь правыми бортами. Снаряды «Алабамы» вследствие плохого качества пороха и дистанционных трубок, производили мало вреда, но главное, экипаж её имел меньшую практику в стрельбе, чем экипаж «Kearsarge» и состоял из людей различных национальностей, что мешало быстро понимать друг-друга, тогда как команда «Kearsarge» принадлежала к одной нации. Командир «Kearsarge» после часового боя только что собирался сблизиться для решительной атаки, когда «Алабама» прекратила огонь и, подняв кливер и поставив фор-трисель, пошла к берегу. Капитан Семс пытался накренить её, чтобы заделать пробоины правого борта, но вода быстро заливала топки. Дальнейшее сопротивление было бесполезно, и «Алабама» подняла белый флаг.

Гибель «Алабамы».

На «Kearsarge» это заметили не сразу и продолжали вести огонь и прекратили его лишь тогда, когда на «Алабаме» спустили шлюпки. Одна из них пошла к «Kearsarge» для формальной сдачи, на другую погрузили раненых. Через несколько минут «Алабама» затонула, садясь кормой. Яхта «Deerhound», испросив разрешения у командира «Kearsarge» спасать погибающих, подняла с воды капитана Семса. и 40 человек и ушла с ними в Англию. «Kearsarge», вероятно, вследствие трудности спустить после боя шлюпки, медлил с помощью, тем не менее, им было принято на борт 70 человек; несколько человек было взято лоцманскими ботами. Утонуло 19 человек. На «Алабаме» было убито 7 человек и 21 ранен. На «Kearsarge» убит 1 и ранены двое. За время боя «Алабама» выпустила 370 снарядов. Из них попало в корпус «Kearsarge» 14 и около 30 в его рангоут и такелаж. «Kearsarge» выпустил 173 снаряда, из которых 40 попало в «Алабаму». Очень хорошие качества 11-дюймовых снарядов «Kearsarge’а» были, по-видимому, одной из причин его победы над знаменитым крейсером, решительными же факторами были знание своего дела и дисциплина патриотически настроенной команды Kearsarge’а, сражавшейся не из-за платы, а за свою страну : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Крымская война наглядно продемонстрировала решающее превосходство паровых кораблей над парусными. Однако и в тактическом, и в стратегическом плане роль флота не изменилась. Адмиралы по-прежнему считали, что борьбу на море можно выиграть только в результате генерального сражения противоборствующих эскадр. Понадобилась еще одна война, на этот раз гражданская, чтобы понять, насколько может изменить ситуацию идея крейсерской войны на океанских торговых путях.

Отделение Конфедерации южных штатов от боровшегося с рабством Севера во многом казалось безрассудным. Несмотря на мужество солдат и таланты генералов, численно уступавшая противнику армия южан постепенно теряла людей и свою территорию. Экономика Юга пребывала в глубоком кризисе - не в последнюю очередь из-за прекращения морской торговли и экспорта хлопка - «белого золота» рабовладельцев. Флот Соединенных Штатов настолько превосходил те немногие силы, которыми располагали конфедераты, что уже в ходе первых месяцев боевых действий блокада всего побережья от Вирджинии до Техаса стала свершившимся фактом. Обмен и общение с внешним миром поддерживали только суда-прорыватели, проскальзывавшие по ночам между дежурными крейсерами и канонерками. Боевые же корабли Конфедерации оказались быстро выведенными из игры.

Южанам требовалось найти нетривиальный выход из почти безнадежного положения. И их взоры обратились к огромному торговому флоту северян, выглядевшему крайне уязвимым. Непосредственно перед войной морская торговля Соединенных Штатов пережила период бурного роста: тоннаж «купцов» ежегодно увеличивался на 100 тыс.т. Теперь почти все эти суда оказались в распоряжении Севера и продолжали способствовать росту его экономического преимущества. Поэтому морской министр Конфедерации Стивен Мэллори обратился к традиционному оружию слабейшего - каперству.

Однако классическая схема быстро исчерпала себя. Небольшие частные суденышки со слабым вооружением, чаще всего обычные прибрежные парусники, получавшие правительственный патент, легко отлавливались все теми же блокадными силами. Малая автономность заставляла их заходить в свои порты, что чаще всего выглядело смертельным цирковыми номером. В течение первого года войны практически все приватиры были перехвачены северянами.

Альтернативой мог стать новый, еще не испытанный тип рейдера - океанского парохода, способного находиться в море долгие месяцы без необходимости постоянного базирования. Мэллори привлек к реализации идеи морского офицера Рафаэля Семмза, вскоре вписавшего свое имя в историю военноморского искусства. Первым кандидатом на океанское крейсерство стал небольшой (440 т) пароход «Гавана», в мирное время совершавший рейсы между Кубой и Нью-Йорком. Переименованный в «Самтер» и вооруженный одним 8-дюймовым орудием и четырьмя короткоствольными 32-фунтовыми пушками, он мало подходил для своей новой работы: запаса угля хватало только на 8 суток хода. Приходилось в основном надеяться на паруса («Самтер» нес вооружение барка). Командование над ним принял сам Семмз. С трудом пробравшись через устье Миссисипи мимо крейсера северян «Бруклин», он направил рейдер в Вест-Индию, где захватил восемь судов. Но в порту Сент-Пьер «пирата» (как его называли северяне) заблокировал федеративный крейсер «Ирокез». В тот раз конфедератам повезло: темной ночью «Самтер» вышел из широкого залива на фоне окружавших его гор и скрылся за спасительным ливнем.

Семмз пересек Атлантический океан, захватив по пути еще пять судов. Путь «Самтера» завершился в британском Гибралтаре, где его командир надеялся хоть немного отремонтировать свой текущий как решето после полугодового крейсерства корабль. Однако англичане не разрешили даже пополнить запасы угля. Между тем на выходе крейсер конфедератов ожидали уже три корабля Северных штатов. Семмз благополучно продал свой рейдер и распустил экипаж.

Теперь в игру вступила еще одна колоритная личность. Джеймс Баллок, военно-морской агент Конфедерации в Англии, сумел склонить в пользу отделившихся штатов влиятельные круги бывшей метрополии и развил активнейшую деятельность. Именно ему удалось снарядить и запустить в океан знаменитые «Флориду» и «Алабаму».

Вначале Баллок купил уже готовый пароход «Орело», строившийся по заказу итальянской фирмы. Без вооружения и с неполной командой будущий крейсер пересек океан, прибыв на Багамские острова. Там британцы на всякий случай решили задержать странного пришельца, вполне резонно опасаясь, что он займется рейдерством, но явная благосклонность к делу рабовладельцев возобладала, и «Орело» отпустили. Впоследствии это дорого обошлось «владычице морей».

На пустынном островке капитан Моффит окончательно вооружил свой корабль, установив два 178-мм и два 152-мм орудия. Крейсер получил новое имя - «Флорида» и поднял флаг Конфедерации На нем все еще явно не хватало команды экипаж состоял всего из 19 человек, причем 15 из них лежали на койках в приступах лихорадки.

Этот плавучий лазарет вскоре пополнился еще 12 искателями приключений и в таком виде отправился в блокированный северянами порт Мобил. Едва поднявшийся на ноги после болезни Моффит смело пошел на прорыв, несмотря на явно превосходящие силы противника, «Флорида» получили два попадания 11-дюймовыми снарядами, но ушла от преследования, далеко перекрыв свою контрактную скорость

Вообще плавание «Флориды» очень поучительно с точки зрения дальнейшей истории рейдеров. В ее действиях можно найти все, чем потом прославились германские «охотники за торговлей» во времена обеих мировых войн: храбрость командиров и экипажей, неожиданные тактические приемы, инициативу и хитрость. А ее конец во многом напоминает гибель крейсера «Дрезден» в 1915 году.

Для начала «Флориде» пришлось вновь прорывать блокаду, теперь уже при выходе из Мобила. Северяне оставили скоростной крейсер «Кайлер», преследовавший рейдер в течение суток. Спустя несколько дней другой корабль северных штатов, «Сонома», гнался за ним целых 34 часа, но также отстал. «Флорида» вышла в открытый океан и на торговых путях начала пожинать урожай. Один из трофеев, небольшой парусный бриг «Кларенс», стал своего рода «клоном» основного крейсера. Отчаянная команда лейтенанта Рида из 15 матросов вышла в самостоятельное рейдерство, имея на вооружении лишь устаревшую короткоствольную 6-фунтовку За четыре дня Риду удалось захватить пять призов, один из которых заменил «Кларенс». На «Такони» перешел весь экипаж и была перетащена та самая единственная пушка, после чего «Кларенс» подожгли. За следующие две недели крейсерства у берегов Америки новый рейдер записал на свой счет 15 судов. И снова Рид сменил корабль: теперь под его началом находился парусник «Арчер» Молодой лейтенант решился на совсем уже кинематографический рейд. Он подошел к одному из крупных прибрежных городов - Портленду - и с единственной шлюпкой захватил таможенный куттер «Кашинг». Опешившие северяне сдались без боя, и куттер стал медленно выходить из порта, не подав ни единого сигнала. Это вызвало подозрение, и пять вооруженных судов ринулись в погоню. В итоге последний корабль Рида был наконец захвачен. Всего на счету «флоридских клонов» оказалось 23 судна - правда, весьма небольших.

В это время сам Моффит вновь пересек Атлантику и поставил «Флориду» в док в Бресте, сдав командование капитану Моррису. Очередной переход через океан - и уже в 10 милях от побережья Делавэра, в самом сердце северных штатов, уничтожен почтовый пароход. Потопление «Электрик Спарк» вызвало настоящую панику в Нью-Йорке, и североамериканцы решили покончить с дерзким рейдером любой ценой.

13.Крейсер (шлюп) «Кирсардж», США, 1862 г.

Строился на верфи ВМФ в Портсмуте. Водоизмещение 1500 т, мощность паросиловой установки 822 номинальных л.с., скорость под парами 11,2 уз. Длина наибольшая 60,63 м, ширина 10,2 м, осадка 4,72 м. Вооружение: два 280-мм гладкоствольных орудия Дапьгрена и четыре 32-фунтовых гладкоствольные пушки. (Состав артиллерии впоследствии неоднократно менялся.) Всего в 1861 - 1862 гг. построено 6 единиц, немного различавшихся по размерам и водоизмещению: «Кирсардж», «Могикан», «Уочусетт», «Ирокез», «Онейда» и «Тускарора». Наиболее удачливые охотники за рейдерами южан: «Кирсардж» потопил «Алабаму», а «Уочусетт» - «Флориду». «Кирсардж» погиб в 1894 г. в результате аварии, «Онейда» - в 1870 г. после столкновения с пароходом «Сити оф Бомбей».

14.Крейсер (винтовой барк) «Алабама», Конфедерация Американских Штатов, 1862 г.

Строился фирмой «Лэйрд» в Биркенхеде (Англия). Водоизмещение 1050 т, скорость под парами 13 уз. Длина наибольшая 67,1 м, ширина 9,68 м, осадка 4,28 м. Вооружение: одно 178-мм (110-фунтовое) нарезное орудие, одна 203-мм (68-фунтовая) и шесть 32-фунтовых гладкоствольных пушек. Куплен представительством южан и вооружен в августе 1862 г. В ходе двухгодичного крейсерства захватил 71 североамериканское судно. Потоплен «Кирсарджем» в июне 1864 г.

15.Крейсер (винтовой барк) «Флорида», Конфедерация Американских Штатов, 1862 г.

Строился фирмой «У.Миллер» в Ливерпуле (Англия). Водоизмещение 700 т, скорость под парами 9,5 уз. Длина наибольшая 58,2 м, ширина 8,31 м, осадка 3,96 м. Вооружение: два 178-мм (110-фунтовых) и четыре 163-мм нарезных орудия, одна 12-фунтовая гладкоствольная гаубица. Куплен представительством южан и вооружен в августе 1862 г. Захвачен «Уочусеттом» в бразильском порту Байя в октябре 1864 г. Погиб в результате столкновения в ноябре того же года. Захватил 37 судов, еще 23 захвачены вооруженными им вспомогательными крейсерами.

В начале октября 1864 года «Флорида» вошла в бразильский порт Байя, где конфедератов ждал неприятный сюрприз: там уже стоял крейсер северян «Уочусетт». Южане слишком положились на нейтралитет Бразилии, власти которой пытались сделать все, чтобы не допустить его нарушения, поставив свое судно между кораблями враждующих сторон. Однако коммандер Коллинз не думал о таких пустяках. «Уочусетт» снялся с якоря и, спокойно миновав бразильское судно, таранил «Флориду», а затем открыл по ней ураганный огонь. Рейдер южан был захвачен врасплох: наивный Моррис разрешил большей части экипажа сойти на берег, не оставив у орудий даже дежурных расчетов.

Интересна дальнейшая судьба «Флориды». Ее привели в США, однако нарушение нейтралитета являлось настолько очевидным, что североамериканцам пришлось выполнить требование Бразилии о возврате крейсера. Однако когда многострадальный корабль прибыл в Байю и его уже осматривала комиссия по интернированию, федералисты открыли кингстоны, вторично нарушив права своего южного соседа.

Крейсерство «Флориды» стоило северным штатам 37 судов, но этот рекорд продержался недолго: его значительно перекрыл наиболее знаменитый рейдер гражданской войны - «Алабама». Пароход под номером 290 (это было 290-е судно, построенное на известной верфи Лэйрда в Биркенхеде) был перекуплен на стапеле южанами и 29 июля 1862 года вышел в море под предлогом приемных испытаний. Англичане тщетно ждали его возвращения. На Азорских островах «Алабама» получила свою артиллерию и командира - уже известного нам Семмза, остававшегося не у дел после продажи «Самтера».

Второй выход капитана Конфедерации для северян оказался настоящей катастрофой. «Алабама» собрала богатую жатву по обеим сторонам Атлантики. На Мартинике чуть было не повторилась старая история: в том же Сен-Пьере Семмза вновь караулил неприятельский крейсер. На сей раз «Алабама» просто не стала заходить в порт. Теперь ее действия обеспечивало суд-но-угольщик - прием, широко использовавшийся впоследствии теми же немцами.

Число захваченных судов уже превысило несколько десятков, но в подавляющем большинстве это были китобойцы или небольшие шхуны и бриги, все исключительно чисто парусные. Единственным пароходом, захваченным «Алабамой», стал быстроходный почтовый пакетбот «Ариэль». Хотя на борту «Ариэля» имелась пара нарезных 24-фунтовок и 150 морских пехотинцев, его капитан подпустил рейдер слишком близко, чтобы рискнуть жизнями более чем 500 находившихся на борту пассажиров. На пакетботе возникла жуткая паника: все ожидали, что пират-южанин учинит грабеж и резню. Однако все обошлось расписками на 216 тыс. долларов с интересной оговоркой - деньги должны были быть выплачены «после окончательной независимости Конфедеративных штатов». Ясно, что деньги так никогда и не были получены.

Вслед за захватом «Ариэля» звезда «Алабамы» достигла своего зенита. Надеясь помешать блокаде Галвестона, одного из немногих оставшихся в руках южан портов, Семмз решил провести разведку боем. Один из блокировавших кораблей, колесный пароход «Гаттерас», ринулся преследовать рейдер - на свою беду. Отведя преследователя подальше от своих товарищей, «Алабама» подняла флаг Конфедерации и обрушила на дряхлый пароход всю силу своей артиллерии. Понадобилось всего 15 минут на то, чтобы северяне сдались. И все это на расстоянии 20 миль от сильного отряда противника, с кораблей которого видели дым пожара и слышали отдаленную канонаду!

«Алабама» крейсировала еще несколько месяцев, совершив почти кругосветное путешествие: побывала и в южной Атлантике, и в Индийском океане, дойдя до берегов Индокитая. Состояние корабля, не заходившего в порт для хотя бы небольшого ремонта в течение уже почти года, постепенно все более ухудшалось. Совершив еще два дальних похода с юга на север и обратно вдоль западного берега Африки, Семмз привел крейсер во французский военный порт Шербур.

На горе командиру корабля конфедератов в голландском порту Флисинген стоял крейсер северян «Кирсардж». Старый знакомый Семмза (он входил в состав отряда, блокировавшего «Самтер» в Гибралтаре) немедленно снялся с якоря и через двое суток прибыл к Шербуру

Семмз мог бы попытаться дождаться темноты и проскользнуть мимо своего противника Однако он находился под сильнейшим моральным давлением. В прессе его не раз выставляли трусливым пиратом, способным только уничтожать беззащитные суда. Присутствовало и стремление встретиться в открытом бою с виновником фиаско его первого корабля. Тем более, что того же самого ждали от южан французские офицеры, имевшие свои представления о чести военного моряка. Семмз даже отправил командиру «Кирсарджа» Уинслоу просьбу не уходить без боя - просьбу, совершенно ненужную. Тот и не собирался упускать противника. В итоге «Алабама» вышла на поединок- вопреки смыслу существования рейдера, который обязан уклоняться от более сильного противника.

Формально «Кирсардж» не настолько уж превосходил корабль южан. Вес бортового залпа у него был всего на 20% больше, чем у «Алабамы», а численность команды отличалась всего на 13 человек Однако многие другие факторы склоняли ситуацию в его пользу. Долгое крейсерство южан утомило команду и никак не способствовало повышению мастерства комендоров. Более того, этот год не сплотил разнородную массу неумелых любителей приключений, торговых моряков и случайных людей, среди которых было немного настоящих профессионалов Дисциплинированность экипажа рейдера оставляла желать лучшего - сам Семмз как-то заметил, что опасается спускаться в кубрик с наступлением темноты. Напротив, моряки «Кирсарджа» являлись кадровыми военными и были хорошо обучены своему делу.

Воскресным утром «Алабама» вышла из порта. Выходной день и хорошая погода поспособствовали тому, что масса народу высыпала на мол и на окружавшие город холмы, чтобы быть свидетелями редкого события - настоящего морского боя. В море с той же целью направилось множество небольших судов и лодок.

Тактика этой дуэли также представляет интерес для боев всех крейсеров эпохи железа и пара. Преимущественно бортовое расположение орудий, обусловленное большим удлинением корпуса и сохранившееся вплоть до последних артиллерийских кораблей, заставляло противников пытаться вести продольный огонь, противопоставляя как можно больше своих пушек как можно меньшему количеству таковых у неприятеля. В результате в одиночном бою крейсера описывали характерную «двойную спираль». «Кирсардж» и «Алабама» совершили семь полных циркуляций, постепенно сближаясь друг с другом. Уменьшение дистанции было крайне невыгодно для «Алабамы», поскольку более эффективными становились гладкоствольные орудия крупного калибра, составлявшие основу вооружения «Кирсарджа».

«Пираты» сопротивлялись отчаянно: у 8-дюймовки рейдера за время боя сменилось четыре расчета! За время боя «Алабама» выпустила 370 ядер и бомб против 173 «Кирсарджа». Однако перевес склонялся на сторону профессионалов, стрелявших неторопливо, но точно. Дополнительным фактором стала импровизированная защита крейсера северян, состоявшая из двух слоев толстых досок, расположенных в двух метрах друг от друга, между которыми располагались запасные канаты и цепи. Этот своеобразный «бронепояс» предохранял машину «Кирсарджа» от разрывных гранат, которыми стреляли конфедераты. В то же время ядра северян продырявили корпус противника вблизи ватерлинии. Вода подступила к топкам, и Семмз приказал спустить флаг. Но «Алабама» уже тонула. Английская яхта «Дирхаунд» спасла Семмза, а также еще 13 офицеров и 28 матросов, оказав последнюю услугу делу конфедератов.

После гибели «Алабамы» крейсерская война хотя и не завершилась, но несколько пошла на убыль. Любопытно, что наименьший успех из всех океанских рейдеров конфедератов выпал на долю «Джорджии», имевшей неплохое вооружение исключительно из нарезных орудий системы Уитворта. Недостатком этого корабля стала малая парусность, в результате чего приходилось почти все время держать пары в котлах. Его жертвой пали всего девять судов - и это почти за год крейсерства в Атлантике.

Последним океанским рейдером Конфедерации стал «Шенандоа», быстроходный и мореходный парусник с подъемным винтом. Он прославился тем, что в ходе крейсерства совершил кругосветное плавание. Кроме того, корабль настолько добросовестно уничтожал североамериканские китобойные суда до самого конца войны, что ущерб составил около 2 млн. долларов, а китобойные флотилии так и не удалось восстановить до конца XIX века.

В общей сложности крейсера и каперы южных штатов захватили 261 судно. Их жертвами стали практически одни только парусники. Но торговый флот США понес такие потери, для ликвидации которых потребовались годы и годы. Любопытно, что второй жертвой гражданской войны на море стала… Англия, столь сильно сочувствовавшая делу рабовладельческой Конфедерации. После войны третейский суд в Женеве удовлетворил претензии Соединенных Штатов и присудил выплатить им три с лишним миллиона фунтов стерлингов (огромная для тех времен сумма, равная стоимости десятка первоклассных боевых кораблей) - ущерб, причиненный действиями «Флориды», «Алабамы» и «Шенандоа», посчитав, что их вооружение в качестве рейдеров могло осуществиться только с ведения британцев (что отчасти было правдой).

Интересно, что все знаменитые рейдеры гражданской войны не были ни особо быстроходными, ни, тем более, сильно вооруженными. Да и их противников с Севера трудно назвать мощными боевыми кораблями. Однако их командиры сумели показать, на что способны даже столь несовершенные средства под умелым руководством. Именно эта война породила класс настоящих крейсеров, охотников за торговыми судами и охотников за такими «охотниками»

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Корабль USS Alabama стал четвертым по счету линейным кораблем Соединенных Штатов Америки типа «Саут Дакота». Линкор построили в годы Второй мировой войны. Заложено судно было 1 февраля 1940 года. На воду его спустили уже 16 февраля 1942 года.

Примечательно, что BB-60 стал шестым по счету кораблем американского флота, который назвали в честь штата Алабама. Первоначально судно было приписано к Атлантическому флоту, однако затем его перекинули для службы в Тихий океан. Свою вахту BB-60 нес вплоть до 1947 года.

Полное водоизмещение USS Alabama составляет 44 500 тонн. Габариты корабля – 207.36х32.95 метра. Осадка линкора – 11.07 метра при полном водоизмещении. В движение судно приводилось за счет 8 водотрубных котлов и 4 турбин General Electric. Суммарная отдача силового агрегата составляла 135 000 л.с, а максимальна скорость хода достигала 27.8 узлов. На скорости в 15 узлов могло пройти до 17 000 морских миль.

Экипаж линейного корабля — 850 матросов и офицеров. Вооружено судно было тремя трехствольными 406-мм пушками на башнях. Для его защиты на борту имелись пулеметы, а также зенитные установки – пушки в количестве 10 единиц калибра 127 мм. Помимо этого у Alabama имелась своя авиационная группа, в состав которой входили три гидроплана OS2U, запускавшиеся при помощи катапульты.

Первый раз в реальном бою «Алабама» приняла участие 11 ноября 1943 года. Судно осуществляло прикрытие авианосцев и оказывало огневую поддержку высаживающемуся на Тараве десанту морской пехоты. В последующие несколько месяцев линкор постоянно участвовал в боевых рейдах.

Интересно, что за все время боевых действий в BB-60 ни разу не попали японцы. За это корабль получил прозвище «Удачливый» (на английском «Lucky A»). В общей сложности потери линкора составили 22 палубных разведчика и 5 членов экипажа, которые погибли из-за ЧП на судне, а не из-за действий противника.

После того, как командование отправило «на пенсию», его отогнали в бухту Мобил на побережье штата Алабама. Там старый линейный корабль превратили в военный музей и мемориал.

Мемориал в бухте Мобил

А вот немного хроники

VIII уровня Alabama планировался в качестве награды за супертест и не должен был продаваться в премиумном магазине World of Warships () Но поскольку в середине шестидесятых годов XX века именно этот корабль был превращён в мемориал, отчего многие американцы питают к нему особые чувства, в итоге было решено сделать две Алабамы: наградной Alabama ST для супертестеров и обычный премиумный корабль Alabama.

На первый взгляд линкоры VIII уровня Alabama и North Caroline относятся к одному типу, но на самом деле это не так. Alabama относится к типу South Dakota, однако при тщательном рассмотрении и сравнении тактико-технических характеристик обнаруживается, что это не мешает этим двум типа «разнотипным» кораблям быть похожими друг на друга как две капли воды.

Хороша ли Alabama? Как и в случае с North Caroline, Alabama является отличным линкором на свой уровень. Если вы давно хотели себе американский премиумный линкор VIII уровня для фарма серебра и прокачки командира, Alabama можно брать смело. Тактико-технические характеристики этих двух кораблей практически одинаковые, и там где они отличаются, они отличаются совсем незначительно.

Анализ тактико-технических характеристик

Главный калибр линкоров представлен орудиями калибра 406 мм, расположенных в трёх трёхорудийных башнях, по две башни на носу и по одной башне на корме. Такая схема расположения башен позволяет эффективно танковать вражеские снаряды носом без критического снижения огневой мощи.

Особенностью расположения внутренних модулей на линкорах Alabama и North Caroline является разделение каземата и цитадели, при этом цитадель сидит достаточно низко в районе ватерлинии. В то время как у американских линкоров IX и X уровней каземат и цитадель представляют собой единое целое. Поэтому вероятность выбивания цитадели на Alabama и North Caroline намного ниже, чем на американских линкорах IX и X уровней, у которых цитадель, фактически, торчит из воды на полборта.

Возможно, когда-нибудь это изменят, как в своё время изменили на Alabama и North Caroline. Но на момент создания этого обзора ситуация была именно такой.

Дальность стрельбы у Alabama на 2 км меньше, чем у North Caroline, при этом максимальное рассеивание у них, почему то, одинаковое. Начальная скорость полёта бронебойного снаряда у кораблей одинаковая, а вот начальная скорость полёта фугасного снаряда у Alabama ниже, чем у North Caroline. А потому и баллистика фугасных снарядов у Alabama – хуже.

Зато у Alabama чуть быстрее ворочаются башни. Кроме того, Alabama чуть короче, чем North Caroline, а потому имеет на 50 метров меньший радиус циркуляции, «всего» 710 метров. Рули на Alabama также перекладываются на 2 секунды быстрее, что делает Alabama немного комфортнее North Caroline.

ПВО на обоих кораблях достойно всяческих похвал и в целом очень похоже по своим характеристикам. Alabama наносит больше урона в ближней ауре, и меньше в средней, при этом урон в дальней ауре у кораблей одинаковый. Однако при игре на американских линкорах следует помнить, что установки ПВО ближней и средней ауры обладают малой живучестью и быстро выводятся из строя прямым уроном от артиллерии и пожарами.

Ну и, наконец, нельзя не отметить такой параметр, как маскировка. Дальность видимости линкора Alabama с кораблей составляет 16 км 200 м, что примерно на полкилометра больше, чем у North Caroline. При этом дальность видимости с самолётов составляет 12 км 150 м, что, почему то, почти на 400 метров меньше, чем у North Caroline. Как так получилось – осталось для меня загадкой.

Резюмируя вышесказанное, хочу ещё раз отметить, что Alabama и North Caroline похожи, как близнецы-братья. Оба корабля являются отличными линкорами на свой VIII уровень и заметно превосходят по комфортности игры американские линкоры IX и X уровня за счёт разделения каземата и цитадели. То есть в отличие от высокоуровневых американских линкоров Alabama и North Caroline чаще прощают игроку ошибки.

Кому стоит купить Alabama

Как корабль VIII уровня Alabama должна отлично фармить, так что брать Alabama в качестве фермера серебра и опыта можно смело. Чисто теоретически премиумный корабль IX уровня Missouri должен фармить больше, вот только у Missouri сейчас цитадель на полборта, отчего на Missouri играть банально сложнее. Получится ли лично у тебя фармить на Missouri больше, чем на Alabama – это вопрос!

С другой стороны, на Missouri можно накопить свободный опыт и взять корабль совершенно бесплатно. И приложив к кораблю руки и голову фармить больше, ведь чем выше уровень премиумного корабля, тем больше он фармит.

Тем не менее, чтобы максимизировать фарм на премиумных кораблях рекомендуется иметь минимум два хороших фермерских корабля, чтобы можно было сразу идти в бой на следующем корабле, не дожидаясь разблокировки предыдущего корабля после его гибели. Так что если у вас до сих пор нет ни одного премиумного корабля VIII уровня, Alabama можно взять в любом случае.

А вот в плане обеспечения оригинального геймплея Alabama нечего предложить игроку. Ведь это та же North Caroline, только с перламутровыми пуговицами. В отличие от Missouri с его РЛС на Alabama нет какого-то уникального снаряжения, которое бы отличало премиумный корабль от прокачиваемого.

Ну и в целом при анализе целесообразности покупки, что Alabama, что Missouri, что других премиумных кораблей, встаёт вполне стандартный вопрос. Вот куплю я, к примеру, Alabama с Missouri, буду катать премиумные корабли, которые отлично фармят. Прокачивать командиров. А потом докачаюсь до North Caroline, и что? Буду играть на клоне Alabama, только не фармящем? А потом открою Iowa и буду играть на клоне Missouri, только не фармящем? Вам не кажется, что в World of Warships что то сильно не так? Возможно, игроку, купившему Alabama нужно предоставить возможность открыть Iowa не с North Caroline, а с Alabama? Ведь эти корабли – клоны! А то, что они относятся к разным типам, у нас в игре вообще не чувствуется.