Исторические личности, заключившие договор с дьяволом (13 фото). Урбан грандье и луденские одержимые Пытки и казнь. Из «Зерцала для мирян» Тенглера

Договор с дьяволом - культурный мотив, распространённый в истории западного Средневековья и Нового времени. Наиболее известным примером является «сделка» Иоганна Фауста и Мефистофеля, но он также встречается и во многих других историях.Заключая акт между человеком и Сатаной или любым другим демоном (или демонами), человек предлагает свою душу в обмен на услуги Дьявола.

Эти услуги зависят от конкретной истории, но, как правило, включают молодость, знания, богатство и власть. Считалось также, что некоторые люди заключат этот тип договора как знак признания Дьявола как их хозяина, а не в обмен на что-то. История может иметь морализаторский конец - с вечным проклятьем для безрассудного человека. С другой стороны, может присутствовать поворот, в котором хитрый человек обманывает дьявола.

Николо Паганини

Николо Паганини – величайший скрипач мира. Он научился играть когда ему было всего пять лет, а спустя два года уже начал писать музыку.Когда музыканту исполнилось 23 года, он успел написать 24 каприччо, но на протяжении многих лет не было ни одного музыканта, способного сыграть его музыку. Поэтому исполнял свою музыку Паганини сам, а во время его выступлений публика плакала от восхищения. Паганини мог играть сразу на четырех струнах и сразу в трех октавах. Даже в наше время подобное мастерство под силу не каждому выдающемуся музыканту. Одним из наиболее известных его произведений является «Пляска ведьм». Именно оно послужило рождению слухов о том, что для обладания столь виртуозной техникой игры на скрипке музыкант заключил договор с нечистой силой. Когда музыкант умер, его родственникам в погребении по католическому обряду в Генуе. И только спустя несколько лет по личному ходатайству Папы Римского тело Паганини перевезли в Геную, но захоронение было проведено только в 1876 году в Парме.

Джузеппе Тартини

Джузеппе Тартини-гениальный композитор, сочинял инструментальную музыку и стал автором более четырех сотен произведений. Подобно Паганини, дурную славу ему принесло произведение с названием «Дьявольская соната». Согласно легенде, музыкант как-то рассказал астроному из Франции Жерому Лаланду о том, что во сне к нему пришел дьявол и предложил ему служить.Тартини взял у нечистого духа несколько уроков, а затем дал ему скрипку и предложил продемонстрировать свое мастерство. Нечисть играла настолько искусно, что у музыканта просто перехватило дыхание. Как только он проснулся, то сразу же записал услышанную во сне мелодию. По его словам, то, что он записал, было настолько хуже того, что он услышал во сне, что он незамедлительно поломал бы свою скрипку и забыл бы навсегда о музыке, если бы у него были другие способы заработать себе на жизнь.

Доктор Фауст

Доктор Фауст был астрологом, странствующим алхимиком и колдуном. Он происходил из Германии и жил в эпоху Возрождения. Его жизнь легла в основу популярнейшей легенды о докторе Фаусте, которая появилась во второй половине шестнадцатого века. Своего рода кульминацией ее стали произведения «Фауст» Гете и «Трагическая история доктора Фауста» Марло. Согласно легенде, Фауст всегда мечтал о жизни, в которой были бы только удовольствия. Именно поэтому он заинтересовался оккультными науками, при помощи которых он и призвал злого духа. Они заключили договор, по которому на протяжении 24 лет дьявол обязывался служить Фаусту в обмен на душу. Однако через 16 лет доктор горько пожалел о своем решении и захотел договор разорвать. Но нечистая сила не пожелала отпускать своего пленника, и жестоко расправилась с ним.

Папа Римский Сильвестр II

Папа Римский Сильвестр II. Он был одним из наиболее образованных людей своего времени, хорошо разбирался в математике, механике и астрономии. Говорили, что он является изобретателем часов с маятником, гидравлоса, а также ввел в страны Западной Европы арабские цифры. Он был автором книг по естественным наукам, математике, теологии музыке и философии.

Сильвестра II считали самым выдающимся папой своего времени. А после смерти начали распространяться слухи о том, что его незаурядный ум и изобретательность – это результат следки с дьяволом. По мнению многих исследователей, подобные слухи были результатом того, что Сильвестр довольно тесно общался с арабскими учеными, а также пытался искоренить также порочное явление, как продажу и покупку духовного сана и церковных должностей.

Урбен Грандье

Урбен Грандье - французский католический священник, обвинённый в дьяволопоклонничестве и сожжённый на костре по приговору церковного суда.
Грандье был одним из наиболее образованных клириков своей эпохи и открыто протестовал против политики кардинала Ришельё. Поэтому по личному приказу кардинала Ришельё был арестован и подвергнут допросам и пыткам. Пытки не принесли ожидаемого результата и Ришельё сфабриковал «улику» - «договор с Дьяволом», будто бы подписанный рукой обвиняемого. Судьба Грандье привлекала внимание таких авторов, как Александр Дюма-старший, Олдос Хаксли и Жюль Мишле. Большинство современных исследователей склонны полагать, что он на самом деле не был виновен в приписываемых ему преступлениях и пал жертвой политических интриг.

Договор с Сатаной Урбена Грандье. Написан справа налево, словами, перевернутыми задом наперед на латыни

Перевод: Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Левиафаном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбеном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет вступать во внебрачные связи каждые три дня; увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью; он будет попирать ногами реликвии церкви и молиться за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов. Подписи демонов: Сатана, Вельзевул, Люцифер, Элими, Лефиан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола, и моих хозяев, князей преисподней. В углу подпись Баал-берита, писаря.

Адольф Гитлер

Гитлеру удалось стать фюрером Германии. До 1932 года Гитллер был неудачником. Его выгнали из высшей школы, он дважды проваливался на экзаменах в Академию искусств, даже сидел в тюрьме. Все, кто знал его в это время, считали его ни на что негодным. Но с 1932 года его судьба круто изменилась. Он буквально взлетел в кресло власти и в январе 1933 года уже правил Германией. А 30 апреля 1945 года - ровно через 13 лет - Адольф Гитлер покончил с собой, ненавидимый почти всем человечеством». Причем покончил он с собой именно в Вальпургиеву ночь, когда, по поверьям, нечистая сила достигает своей наибольшей мощи. Этому договору есть и официальное подтверждение - контракт Гитлера с Сатаной, якобы обнаруженный в конце 1945 года на окраине Берлина, в руинах сгоревшего дома в старом сундуке.
Документ составлен 30 апреля 1932 года и обеими сторонами подписан кровью.
В соответствии с договором, дьявол предоставляет Гитлеру неограниченную власть с условием, что тот будет использовать ее исключительно во зло, т.е результатом его деятельности должно было быть огромное количество человеческих жертв. В обмен фюрер обещал дьяволу через 13 лет отдать ему свою душу. Сейчас этот договор хранится в Ватикане в закрытом "музее Люцифера"

Наполеон Бонапарт

Наполеон I Бонапарт - французский полководец и государственный деятель. Император Франции (1804-1814 и в марте - июне 1815). В 1799 году совершил государственный переворот и стал первым консулом; в 1804 году был провозглашен императором. Значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство стран Западной и Центральной Европы. В 1814 году отрекся от престола. Вновь занял престол в 1815 году. После поражения при Ватерлоо (июнь 1815) был сослан на остров Святой Елены.
Бонапард подозревался в сделке с дьяволом за свое стремительное восхождение и неуязвимость в боях.

Джон Дэвисон Рокфеллер

Джон Дэвисон Рокфеллер- американский предприниматель, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Джон Рокфеллер родился в бедной и неблагополучной семье. С самого детства он мечтал разбогатеть. Много работал и шел на все ради достижения своих целей. В 1870 году основал компанию Standard Oil и управлял ею до своего официального выхода на пенсию в 1897 году. К 1880 году, в руках Рокфеллера оказалось 95 % нефтедобычи Америки. Став монополистом, Standard Oil подняла цены и стала крупнейшей компанией в мире того времени.Эта фигура окутана таинством и мистикой. С этим именем связано множество легенд и баснословные богатства. Партнеры по бизнесу называли его «Дьяволом» за его трудолюбие, целеустремленность и набожность.

Александр Македонский

Александр Македонский - царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий.За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории и масса предположений о его связи с нечистой силой за его успешность и невероятную неуязвимость и быстрое восстановление после боя. Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх: «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом - мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой - стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании - камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов - индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.» Александра отравили 10 или 11 июня 323 до н. э. в Вавилоне. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками (диадохами).

Святой Феофил из Аданы

Феофил из Аданы (умер примерно в 538 году) в 6 веке был священнослужителем, который, по преданию, пошел на сделку с дьяволом, чтобы получить высокое церковное положение. Его история является значимое по той причине, что он заключил самый первый договор с дьяволом в истории. Феофил был архидиаконом в Адане, в Киликии, которая является частью современной Турции. Он был единодушно избран епископом Аданы, но из смирения своего отказался от сана. На его место был избран другой человек. Когда новый епископ несправедливо лишил Феофила места архидиакона, тот пожалел о своем смирении и разыскал чернокнижника, который помог ему связаться с Сатаной. В обмен на помощь Сатана потребовал, чтобы в договоре, подписанном собственной кровью, Феофил отрекся от Христа и Девы Марии. Тот согласился и получил от дьявола сан епископа.Годы спустя, опасаясь за свою душу, Феофил раскаялся и стал просить Деву Марию о прощении. После 40 дней поста ему явилась Богородица и наказала его словесно. Феофил молил о прощении, и Дева Мария обещала ходатайствовать за него перед Богом. Феофил продолжил поститься в течение следующих 30 дней, и Богородица явилась ему снова и даровала отпущение грехов. Однако, сатана не хотел терять свою власть над священником, и спустя три дня Феофил проснулся и обнаружил на своей груди зловещий договор. Он отнес его законному епископу и признался в своих деяниях. Епископ сжег документ, а Феофил, освобожденный от бремени сделки, вскоре умер смертью праведника.

Жертвоприношение

Жертвоприношение является обязательным условием договора с Сатаной. Поэтому в течении срока договора люди должны были делать все возможное чтоб человеческих жертв было много. Жертвоприношение- форма религиозного культа, преследует цель укрепления связи личности с богами путем принесения им в дар жертв. В различные эпохи служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее - церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви.

Одержимые монахини объявили священника поставщиком бесов
Договор между дьяволом и священником Урбаном Грандье представлен как доказательство в суде во французском городе Луден в 1634 г. Этот договор написан по-латыни, с использованием зеркала справа налево. Внизу – подписи Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Элими, Левиафана и Астарота.

Инквизиция вовсю боролась с людьми, заключившими договор с дьяволом, – то есть, с ведьмами и колдунами. В 1398 г. Парижский университет официально утвердил теорию, согласно которой для колдовства обязательно необходим договор с сатаной. Отныне сотни еретиков шли на костер не за зримые проявления своего колдовского дара, а за сам факт сделки с князем тьмы.

«Договор» стащили из ада
Доказательства находились легко: в XVI в. контракт с дьяволом обычно составлялся инквизитором, после чего подозреваемый подписывал его. Или не подписывал. Тогда пытка продолжалась. Интересно, что сделки между купцами и сделки между колдуном и демонами, как правило, оформляли одни и те же юристы.
В этом отношении показателен документ, «подтверждающий» сговор между дьяволом и приходским священником церкви Сен-Пьер дю Мерш в Лудене отцом Урбаном Грандье. Несчастного обвинили в колдовстве монахини Луденского монастыря урсулинок и сожгли заживо в 1634 г. Этот договор – один из немногих сохранившихся до наших дней… подлинников, с «подписями» дьяволов. Как сказано в протоколе судебного заседания, документ «демон Асмодей стащил из кабинета Люцифера и предоставил суду». «Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Левиафаном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбаном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет ступать во внебрачные связи; увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью; он будет попирать ногами реликвии церкви и молиться за нас», – таков был текст «договора».
Отца Грандье пытали несколько дней подряд. Специальными щипцами раздробили практически все кости, исполосовали каленым железом. Однако священник так и не признался в совершении колдовских обрядов. Что, впрочем, не помешало инквизиции признать несчастного виновным.

Звезда церкви
Известно, что обвинение в колдовстве в эпоху средневековья было удобным способом расправиться с неугодными. Чем же досадил Грандье высшим церковным чинам? Во-первых, о нем писали как о человеке выдающихся способностей. Он получил прекрасное духовное образование у иезуитов в Бордо и в 27 лет уже имел свой приход в городе Лудене. Дар проповедника очень скоро сделал аббата местной знаменитостью. Он не только призывал к благочестию, но и клеймил высшее духовенство, погрязшее в грехах. Жители Лудена оставляли свои храмы и устремлялись в приход молодого аббата. Разумеется, такой успех не остался незамеченным, и у Грандье него появилось масса врагов и завистников. Но и высоких покровителей у аббата было достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Репутацию священника подорвали любовные похождения. Как утверждала молва, он интересовался совсем юными девушками, причем, соблазнял не простолюдинок, в барышень из знатных семей. Аббату приписывали совращение дочери своего друга, королевского прокурора Тренкана, дочери королевского советника Рене де Бру. Говорят, что с последней Грандье даже обвенчался. Да еще написал трактат, в котором доказывал, что безбрачие католического духовенства – не догмат, а лишь обычай, и его нарушение – вовсе не смертный грех. К слову, этот трактат сохранился.

«Дело одержимых»
Когда Урбан уже был священником в Лудене, там появился женский монастырь урсулинок. Сначала он состоял всего из нескольких монахинь. Вскоре монастырь начал процветать, особенно когда настоятельницей стала Анна Дезанж. Все сестры, кроме одной, были знатного происхождения, из состоятельных семей. В 1631 г. умер престарелый священник монастыря аббат Муссо. На его место сразу появилось несколько кандидатов, в том числе Урбан Грандье. Но урсулинки решительно воспротивились беспутному аббату, они просили назначить им в духовники преподобного Миньона. Этот почтенный пастырь не раз обличал Грандье, немудрено, что между старым и молодым аббатами и без того существовала неприязнь. Началась подковерная игра, разбирательства дошли до епископского суда, затем до архиепископа. После долгих препирательство духовником урсулинок был утвержден все-таки аббат Миньон.
Так возникло дело «луденских одержимых». С весны 1632 г. по городу поползли слухи: ночью урсулинки бродили по обители, даже появлялись на крыше; им являлись привидения, которые истязали и мучили монашек. Первой «заболела» мать-игуменья, затем злой дух охватил всю общину, за исключением пяти сестер. Подцепила «заразу» даже посторонняя девица, пришедшая навестить родственницу-монахиню. Аббат Миньон первым забил тревогу и призвал на помощь аббата Барре, опытного экзорциста. Они начали читать молитвы над самой настоятельницей Анной Дезанж. По описаниям священников, женщина забилась в судорогах, выла и скрежетала зубами. Наконец, засевший в ней демон начал отвечать на вопросы экзорцистов. После отчитывания ее и других одержимых выяснилось, что игуменья нашла ветвь розового куста, усыпанную крупными цветами; видимо, кто-то перебросил розы через монастырскую ограду. Игуменья понюхала цветы, другие монахини тоже любовались ими и вдыхали аромат. Священники тут же постановили: ветвь якобы была заговоренным предметом, через который в монашек и вселилась нечистая сила. Затем все урсулинки вдруг воспылали любовью к Грандье, он стал им являться во сне и наяву, склоняя их к распутству. Как только бес усмирялся, одержимая приходила в нормальное состояние, цвет лица становился здоровым, а пульс ровным. А ведь за несколько минут до этого женщина так изгибалась, что опиралась на каменный пол только затылком и пальцами ног. Как уверяли урсулинки, виновником их одержимости был аббат Грандье.
После сожжения священника урсулинок исцеляли еще несколько лет. Даже брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский приезжал посмотреть на диковинное поведение одержимых во время заклинаний экзорцистов. Перед толпой устраивалось целое шоу: на теле монахинь появлялись стигмы (знаки выхода демонов), они изрыгали с рвотой разные предметы, начинали говорить на иностранных языках, которых прежде не знали, изгибались в причудливых позах или застывали, как при столбняке. Свой ответ по поводу этих явлений дали ученые: если искусно изгибаться умеет акробат, то может и любой человек в определенных условиях; чужих языков можно не знать, но некоторые слова, например, французского, похожи на латинские, что можно принять за разговор на другом языке; изрыгать целые предметы могут люди со слабым желудком.
С точки же зрения современной науки происшедшее в Лудене – яркий случай массового психоза, который возник у и без того экзальтированных монашек, еще и прошедших обработку «святых отцов» для устранения опасного конкурента.
История Урбена Грандье привлекла внимание Александра Дюма, который посвятил ему повесть из цикла «Знаменитые преступления» и пьесу. Английский писатель Олдос Хаксли, изучив аутентичные документы и биографию Грандье, на их основе написал книгу «Луденские дьяволы», которая была адаптирована для сцены в 1960 году и послужила основой сценария к фильму «Дьяволы».

По материалам Wonderland.com.r

) - французский католический священник, обвинённый в дьяволопоклонничестве , колдовстве и ритуальных убийствах и сожжённый на костре по приговору церковного суда. Судьба Грандье привлекала внимание таких авторов, как Александр Дюма-старший , Олдос Хаксли и Жюль Мишле . Большинство современных исследователей склонны полагать, что он на самом деле не был виновен в приписываемых ему преступлениях и пал жертвой политических интриг.

Урбен Грандье родился в 1590 году в семье королевского нотариуса . Сколько-нибудь подробной информации о его молодости не сохранилось; известно, что в июле 1617 года он стал священником лудёнского прихода Св. Петра и каноником церкви Св. Креста.

Грандье был одним из наиболее образованных клириков своей эпохи и открыто протестовал против политики кардинала Ришельё , которого высмеял в своей сатире . Кроме того, он получил сомнительную славу развратника. В 1632 году группа монахинь-урсулинок обвинила Грандье в том, что тот якобы наслал на них одержимость Дьяволом, перебросив через стену монастыря букет цветов ; это произошло вскоре после того, как священник отказался становиться наставником их обители. Современные авторы, например, Хаксли, склонны описывать происходившие в Лудёне события как коллективную истерию , однако для XVII века обвинение в дьяволопоклонничестве было очень серьёзным.

Грандье был арестован по личному приказу кардинала Ришельё и подвергнут нескольким допросам. Его даже принудили участвовать в ритуале экзорцизма , направленном на «изгнание демонов» из монахинь . Первый суд не завершился ничем, и обвиняемого пришлось освободить, однако вскоре его вновь схватили и подвергли пыткам. Судя по всему, причиной тому была не столько мифическая одержимость урсулинок, сколько ненависть Ришельё к дерзкому священнику . Доподлинно не известно, сознался ли Грандье под пытками или же улики против него были полностью сфабрикованы, но суду в качестве доказательства его вины представили некий документ - «договор с Дьяволом», будто бы подписанный рукой обвиняемого.

В «договоре» Урбен Грандье «заключал соглашение» с целым рядом демонов, в том числе Сатаной , Люцифером , Астаротом , Левиафаном и Вельзевулом , чтобы получить «любовь женщин, цветы девственности, милость монархов, почести, наслаждения и власть» . Этот документ, в котором некоторые демоны упоминались впервые, получил широкую известность и многократно воспроизводился в различных исследованиях. На основании этой «улики» Грандье признали виновным в колдовстве, дьяволопоклонничестве и участии в шабашах , на которых он якобы приносил человеческие жертвы . Обвиняемый не признал своей вины и был приговорён к сожжению на костре. Ему предоставили возможность примирения с Церковью (в этом случае он был бы сначала задушен гарротой , а затем сожжён), однако монахини не дали ему воспользоваться ею, начав плескать водой ему в лицо, когда Грандье пытался заговорить . 18 августа 1634 года Урбен Грандье был сожжён заживо.

История Урбена Грандье привлекла внимание

Европа XIV—XVII веков превратилась в один большой костер. Тысячи, а по некоторым данным, сотни тысяч людей были обвинены особым церковным судом по делам о еретиках — инквизицией — в связи с дьяволом и после страшных пыток сожжены заживо.

Франция, которую поразила страшная эпидемия, названная «одержимостью демонами», одной из первых открыла охоту на еретиков. К числу самых знаменитых эпидемий относятся случаи коллективной истерии в женских монастырях городов Экс (1609 г.), Лилль (1610 г.) и Лувье (1643 г.).

Борьба с сатаною была признана делом государственной важности, и охота на ведьм приняла невероятные масштабы.

Особенно знаменита «бесовская» эпидемия, разыгравшаяся в 1631 году в монастыре урсулинок в Лудене . Она стала широко известна и вызвала волнения во всей Франции благодаря процессу над священником Урбаном Грандье .

Урбан Грандье получил прекрасное образование в иезуитском коллеже в Бордо. Он был ученым и талантливым человеком, а также выдающимся оратором. Ученость и дар проповедничества помогли ему быстро продвинуться, и в 27 лет он уже стал священником в одном из храмов города Луден. Молодость и профессиональный успех вскружили голову Грандье. Один из его современников характеризовал его «как человека с важною и величественною осанкою, придававшей ему надменный вид».

Во время своих проповедей «продвинутый» кюре позволял себе высмеивать монахов ненавистных ему орденов капуцинов, кармелитов, намекая на их темные дела и грешки. Эрудиция и проповеднический дар нашли отклик в сердцах и душах местных жителей, которые мало-помалу отдалялась от других городских приходов и устремлялись на проповеди к Урбану Грандье.

Однако, несмотря на всю привлекательность и образованность, священник вел далеко не безупречную жизнь. Он оказался большим охотником ухаживать за молоденькими девочками. Так, Урбан соблазнил дочь своего близкого друга, королевского прокурора Трен-кана, и она родила ему ребенка. Грандье также состоял в связи с одной из дочерей королевского советника Рене де Бру, мать которой перед своею смертью вверила духовнику свою дочь, прося его быть духовным попечителем девочки.

Урбан, чтобы сломить сопротивление своей юной возлюбленной, тайно обвенчался с ней, причем одновременно сыграл роль жениха и священника. Ему удалось убедить девочку в том, что безбрачие духовенства — это не церковный догмат, а простой обычай, нарушение которого не составляет смертного греха. (Урбан Грандье даже написал особую книгу против безбрачия духовенства.)

Именно эта моральная неустойчивость не позволила Грандье в 1631 г. занять должность священника престижного монастыря урсулинок, где находились женщины самых аристократических фамилий. Предпочтение было отдано патеру Миньону, с которым у Урбана были личные счеты: тот бесконечно критиковал его беспутное поведение. Скоро эта неприязнь переродилась в открытое противосточние. Дело дошло до епископского суда, который принял сторону Миньона.

Грандье, по убеждению горожан, решился прибегнуть к колдовству, с помощью которого намеревался соблазнить нескольких монахинь и вступить с ними в любовную связь. Он рассчитывал, что когда скандал обнаружится, всю вину свалят на аббата Миньона как единственного мужчину в монастыре. Очевидцы утверждай и, что Грандье подкинул в монастырский сад заговоренную вещь — небольшую розовую ветвь.

Монахини, найдя ее, нюхали цветы, в которых «сидели бесы».

Прежде других почувствовала в себе присутствие злого духа игуменья Анна Дезанж. Вслед за нею порча обнаружилась у сестер Ногаре и госпожи Сазильи, родственницы самого кардинала Ришелье.

В конце концов все монашки оказались во власти чар.

С весны 1632 г. в городе уже ходили слухи о том, что с монашками творится нечто неладное. Они вскакивали по ночам с постели и, как лунатики, бродили по дому и по крышам. По ночам им являлись привидения. Некоторых ночью кто-то жестоко бил, после чего у них на теле оставались знаки. Другие чувствовали, что к ним и днем и ночью постоянно кто-то прикасается, что ввергало их в ужас.

Они ощущали присутствие дьявола, видели страшные «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». У них начинались конвульсии, они бились в судорогах, впадали в летаргическое состояние, каталепсию.

Аббат Миньон, узнав об этих таинственных явлениях в своем подопечном монастыре, был очень обрадован. Это давало ему в руки могучее оружие для борьбы с Урбаном Грандье. Аббат стал утверждать, что на его монашек напущена порча, что они одержимы дьяволом.

Не желая брать единолично на себя всю ответственность в таком щекотливом деле, он прибег к помощи патера Барре, который славился своею ученостью и высочайшими добродетелями, вместе с которым приступил к обряду экзорцизма (изгнанию нечистой силы).

Миньон также счел необходимым известить обо всем происходящем гражданские власти. Местный судья и гражданский лейтенант стали свидетелями беснования монашек, им были также продемонстрированы сцены их общения с дьяволом.

Урбан Грандье, понимая, какая гроза собирается над его головою, постарался отвести от себя беду. Он подал жалобу, утверждая, что его оклеветали. Благодаря епископу де Сурди ему удалось на время замять дело. Епископ оправдал Грандье и запретил Миньону производить обряды экзорцизма в монастыре, поручив их патеру Барре, он также запретил кому бы то ни было другому вмешиваться в это дело.

Но духовенство, производившее обряды изгнания дьявола, постоянно распространяло в народе слухи о том, что творится в монастыре. Народ стал требовать наказания служителя алтаря, предавшегося, как им говорили, дьяволу. Вести о луденских происшествиях дошли наконец до Парижа, а затем и до самого короля.

Король Людовик XIII отнесся бы к делу сдержанно, но на него, очевидно, оказал давление всемогущий кардинал Ришелье, который недолюбливал Грандье. Молодой, самонадеянный и дерзкий священник написал на него пасквиль. Раздраженный Ришелье отнесся к своему обидчику без всякой пощады.

В Луден командировали провинциального интенданта Лобардемона, наделив его широчайшими полномочиями. Лобардемон рьяно взялся за исполнение поручения, поскольку игуменья монастыря была ему родственницей. К тому же он был горячим и преданным почитателем Ришелье и, зная о памфлете, решил хорошенько взяться за Урбана.

Тем временем проявления одержимости сначала немного утихли, а потом, летом 1633 г., вновь бурно возобновились и распространились по всему городу. Всюду появились женщины, проявлявшие признаки одержимости. Слухи об одержимых в Лудене разошлись по всей Франции.

Многие приезжали из Парижа, Марселя, Лилля и других городов, чтобы посмотреть на «деяния дьявола». Даже брат короля, Гастон Орлеанский, прибыл специально, чтобы увидеть одержимых и поприсутствовать при процессе изгнания из них бесов.

На основании показаний монахинь молва продолжала обвинять во всем этом Грандье, люди говорили, что тот заключил союз с Асмодеем. Нашли даже письмо к нему, подписанное Асмодеем, в котором тот дает обещание мучить сестер в Лудене.

В декабре 1633 г. Лобардемон арестовал Грандье, приспособив для его содержания особое помещение в Лудене. Окна в тюрьме заложили кирпичами, а дверь заделали железною решеткой из опасения, что дьяволы могут явиться к нему на выручку и вызволить из тюрьмы.

Созвали комиссию врачей, которые должны были изучать явления беснования. Комиссия постановила, что дьявол обязан говорить истину, если его заклинают надлежащим порядком. Тех, кто не верил в этот тезис, могли притянуть к суду в качестве соучастников колдуна или еретиков, неуважительно отзывающихся о католических догматах.

На всякий случай признано было уместным вывесить на всех перекрестках запрещение под страхом телесного наказания и большого денежного штрафа дурно отзываться о судьях, заклинателях и бесноватых. Угрозы эти привели к желаемому результату. Никто не осмелился выступить на защиту Грандье. Показания бесноватых были признаны имеющими силу законного доказательства.

Чрезвычайно важным для обличения колдуна считались «печати дьявола» — особые места на теле, где отсутствовала чувствительность. Врачи, назначенные комиссией, отыскали на теле несчастного места, нечувствительность которых к уколу иглой должна была неопровержимо свидетельствовать о договоре, заключенном им с сатаною.

Один из членов комиссии, раскалив докрасна железное распятие, подносил его к губам Грандье, который каждый раз отдергивал голову. Было занесено в протокол, что чародей не посмел приложиться к кресту. Этим устранялись все сомнения в том, что Грандье — колдун.

Желая доказать свою невиновность, Грандье попросил разрешения провести обряд изгнания бесов. Однако когда одержимые увидели его, то пришли в страшное возбуждение. Они прыгали, катались по земле, кричали, мяукали, лаяли. Окружив священника, монахини набросились на него, повалили на пол, стали рвать на нем одежду, кусать. При виде этого зрелища толпа, набившаяся в церковь, пришла в ужас. Инквизиторы с большим трудом сумели вырвать Грандье у бесноватых и отвести в тюрьму.

Суд, вооружившись данными, добытыми следствием, а также извлеченными из показаний демонов во время заклинаний и при очной ставке, рассмотрел дело Грандье и признал его вполне изобличенным в колдовстве, сношениях с дьяволом и ереси. 18 октября 1634 года состоялся приговор, по которому Урбан Грандье был приговорен к сожжению на костре.

После приговора Грандье просили выдать сообщников, обещая за это смягчение кары. Он отвечал, что у него никаких сообщников нет. Кто-то из заклинателей произнес ему в назидание чувствительнейшую речь, которая исторгла слезы у всех присутствовавших; один только Урбан не был тронут этою речью. На месте казни духовник протянул ему крест, но Грандье отвернулся от него. Он также отказался исповедоваться.

После пыток ноги Грандье были раздроблены, к месту казни его привезли на повозке, а затем волоком перетащили на костер. Площадь была забита людьми, съехавшимися со всех окрестностей, чтобы посмотреть на смерть колдуна. Грандье хотел обратиться к народу с речью, но окружившие костер монахи стали бить его палками.

Один из них схватил факел и поджег костер. Палач, накинув осужденному на шею веревку, пытался его задушить, но веревка перегорела, и Урбан упал в огонь.

Странные припадки монахинь, вызванные луденскими дьяволами, не прекращались и после сожжения Урбана Грандье. Страшная болезнь распространилась далеко за пределы монастыря. Во всех церквах служились мессы и читались заклинания. Луденская драма не оставила равнодушными никого. Среди населения распространились припадки сумасшествия. И особенно сильно она повлияла на людей, участвовавших в ней. Многие заклинатели луденских бесов лишились рассудка, вообразив, что в них вселились дьяволы...

Процессы против ведьм и колдунов продолжались в католических странах до XIX века. Последний костер погас только в 1877 г., когда в Мексике пять женщин были сожжены по обвинению в колдовстве.

Договор между Дьяволом и Урбеном Грандье, представленный как доказательство на его суде в Лудене в 1634 г. Этот договор написан по-латыни, с использованием зеркала справа налево. Внизу - подписи Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Элими, Левиафана и Астарота. Уже н копне 14 века дьявол и демоны стали для людей вполне "обыденными" существами. Были "известны" их имена, внешний вид, привычки и черты характера. Девятая инквизиция вовсю боролась с людьми, заключившими договор с дьяволом ведьмами и колдунами, В 1398 году Парижский университет официально утвердил теорию, согласно которой для колдовства обязательно необходим договор с дьяволом. Отныне сотни еретиков шли на костер не за зримые проявления своего колдовского дара, а за сам факт сделки с Князем Тьмы.

К 16 веку договор с дьяволом обычно писался инквизитором, после чего подозреваемый подписывал его. Или не подписывал, Тогда пытка продолжалась. И сделки между купцами, и сделки между колдуном и демонами, как правило, писали одни и те же юристы. Поэтому эти документы по стилю практически не отличались друг от друга. В этом отношении показателен документ, подтверждающий сговор между дьяволом и французским приходским священником церкви Сен-Пьер дю Мерш в Лудене отцом Урбеном Грандье, обвиненным в колдовстве монахинями Луденского монастыря урсулиток и сожженом заживо в 1634 году. Этот договор один из немногих сохранившихся до наших дней... подлинников. С подлинными подписями дьяволов. Как сказано в протоколе судебного заседания, документ "демон Асмодей стащил из кабинета Люцифера и предоставил суду". Бардак в аду, одним словом.

Отца Грандье пытали несколько дней подряд. Специальными щипцами раздробили практически все кости, исполосовали каленым железом. Однако священник так и не признался в совершении колдовских обрядов. Это не помешало инквизиции признать его виновным.

Единственное "доказательство" вины аббата состоит из двух частей: одна клятва в верности, подписанная отцом Грандье, вторая - клятва нескольких дьяволов в верности смертному. Клятва дьяволов написана справа налево - по глубокому убеждению церковников, обитатели ада все делают наоборот. Перед вами сокращенный перевод документа:

"Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Левиафаном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбеном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет ступать во внебрачные связи каждые три дня. Увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью. Он будет попирать ногами реликвии церкви и молится за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов.

Сатана, Вельзевул, Люцифер, Левиафан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола и моих хозяев, князей преисподней. Писарь Баалберит".

"Мой хозяин и господин Люцифер, я признаю тебя как моего Господа и князя и обещаю служить и подчиняться в течение всей моей жизни. И я обещаю тебе, что я буду совершать столько зла, сколько я смогу, и что я приведу всех к совершению зла. Я отрекаюсь от помазания, крещения, всех милостей Иисуса Христа и его святых. И если я не смогу служить и поклоняться тебе, и если я не буду воздавать тебе дань трижды в день, я отдам тебе мою жизнь в собственность. Совершено в такой-то день и год".