Бизнес план переработки технической резины в крошку. Выбираем оборудование для переработки шин в крошку: цены и характеристики заводов, линий и станков. Регистрация бизнеса и требование к компании

Как известно любое автотранспортное средство не может обойтись без покрышек. Проблема переработки опасных отходов остро стоит на сегодняшний день в России. Каждый год миллионы тонн отходов скапливаются на полигонах и в не предназначенных их для хранения и утилизации местах. В тоже время количество автомобилей ежегодно непрерывно растет приблизительно на 10 %. Общий объем отслуживших шин в странах СНГ вырос более 1 млн. тонн.

Все это приводит к выводу, что на сегодняшний день не существует необходимого количества предприятий, которые занимаются переработкой шин.

Отсутствует централизованная система сбора и переработки негодных автошин практически во всех регионах. Все это сводится к тому, что в каждом регионе ежегодно накапливается более 15 000 т автомобильных шин. Шины сделаны из огнеопасного материала, и если произойдет их возгорание, погасить его будет достаточно трудно, кроме того, во время горения воздух загрязняют вредные продукты сгорания и канцерогены. Материал автошин практически не подвержен биологическому разложению.

Исходя из вышесказанного, получается, что переработка шин для автотранспорта, а вначале разработка бизнес плана, является единственным и наилучшим решением проблемы на сегодняшний день. Актуальным будет бизнес-план перерабатывающего предприятия. Переработка шин в России является приоритетным методом утилизации шин. Предусмотрена система контроля за сдачей автомобильных покрышек, которые находятся на балансе предприятий. Предприятия обязаны сдавать шины на переработку лицензированным специальным заводам, которые в свою очередь взамен должны предоставляют документы о приеме шин. При правильной переработке изношенные автошины сохраняют химические свойства материала и могут стать отличным сырьем для вторичной продукции: металла, текстильного корда и резиновой крошки. Актуальность создания перерабатывающего предприятия складывается из 2 составляющих:

  • решение экологической проблемы: переработка вредных, а также опасных отходов, борьба за сохранение природных ресурсов;
  • производство продукта, пригодного для использования в производственных сферах.

Технологии по переработке отработанных автомобильных шин

Основными технологиями по переработке автошин в настоящее время являются:

  • механическое измельчение с использованием каскада дробилок (или помольных вальцов);
  • криогенное измельчение с использованием жидкого азота;
  • технология непрерывного сдвига и сжатия в замкнутом объеме в червячно-кулачковых машинах.

Каждая из перечисленных технологий, естественно, обязательно требует специального оборудования:

  • дробилка грубого дробления;
  • дробилка 2 стадии измельчения с целью отделения текстиля и металлокорда;
  • магнитные сепараторы;
  • сито для фракционирования резинового порошка;
  • бункера-накопители;
  • пневмотранспортные системы;
  • рукавные фильтры-пылесборники;
  • вентиляционные системы;
  • транспортеры.

На сегодняшний день технологии по переработке автомобильных шин являются достаточно материалоемкими, энергоемкими и дорогостоящими для производства. Более того, производства в России имеют проблемы с обеспечением сырьем, так как логистика доставки значительно увеличивает себестоимость готовой резиновой крошки и не всегда способна обеспечить необходимую загрузку технологического оборудования.

Вернуться к оглавлению

Сырье, поставки и продукция

При производстве порошка, по которому составляется бизнес-план, сырьем для переработки служат отработанные автопокрышки. Поставки данного сырья будут обеспечиваться договорами с ремонтными, транспортными, обслуживающими организациями, а также с предприятиями, которые эксплуатируют автотранспорт. Предприятия, которые будут сдавать шины на переработку, обязаны платить организации за переработку 1000-3000 руб./т. В результате работы предприятия либо магазина по переработке изношенных автошин производится продукция:

  • текстиль;
  • металлический корд в форме металлолома;
  • резиновый порошок, резиновая крошка.

Конечно, основным продуктом является резиновый порошок с размером от 0,03 до 6,0 мм. На его основе могут создаваться экологически чистые материалы. Крошка до 0,6 мм вводится в резиновые смеси. В результате получаем свойства резин, практически не отличающиеся свойств обычной резины, которую изготавливают из свежих каучуков, а себестоимость продукции значительно снижается. Резиновая крошка в строительстве широко используется в изготовлении гидроизоляционных покрытий, резинового шифера, рулонного кровельного материала.

Вернуться к оглавлению

Финансовый план проекта

Бизнес-план любого производства включает в себя статьи затрат и необходимые инвестиции для организации и запуска предприятия. Таким образом инвестиции будут складываться из следующих вложений:

  1. Регистрация предприятия с внесением уставного капитала. Займет месяц времени и тысяч 10 рублей.
  2. Изготовление печати, закупка канцелярии. Данные затраты понесете тоже в первый месяц и обойдется около 10 000 рублей.
  3. Так как данный вид деятельности подлежит лицензированию, будут затраты, связанные с оформлением лицензии. На пошлины и прочие расходы уйдет 113 000 рублей.
  4. В случае, если вы решите арендовать площадь под производство, это вместе с коммунальными платежами и сигнализацией обойдется в 240 000 рублей в месяц.
  5. Фонд оплаты труда составит 100 000 руб./мес.
  6. Конечно, наиболее значительная инвестиция - покупка оборудования, которая выльется в 6 400 000.
  7. Установка и отладка оборудования добавит к затратам еще тысяч 320.
  8. Весы, запаечное оборудование, мешки - 25 000.
  9. Кроме того, не следует забывать внести в бизнес-план непредвиденные расходы (примерно 100 000) и расходы на рекламу - 50 000.

В итоге получаем требуемых инвестиций на 7 356 303 рублей.

Коммерческие условия и параметры

Параметры Кол-во Примечания
Мощность оборудования 89,9 кВт
Удельное потребление электроэнергии 120 кВт/т На одну 1 т продукции (резинового порошка)
Производительность сырья 350 кг/ч Объем сырья на переработку
Объем резинового порошка 50% Выход годной продукции
Производительность (по продукту) 175 кг/час Выход резинового порошка и крошки
Фасовка в мешки 30 кг
Смена 6 ч Время работы в 1 смену
Кол-во смен 2 8:00-17:00; 18:00-3:00
Количество раб. дней/мес. 22
Налоговая база для сотрудников 42,2%
Кол-во тонн, перевозимых транспортным средством при доставке груза 18 т для перевозки за 1 рейс
Рыночная стоимость тонны 15 000руб./т Рыночную стоимость принимаем за усредненную
Рыночная стоимость приемки тонны списанных автопокрышек 1 500 руб./т

Ежемесячные доходы и расходы:

Затраты Период, мес. Кол-во Стоимость, руб. Итого, руб.с НДС
Доходы 1 138,6 т 831 600
Поступление сырья (изношенные автопокрышки) 1 92,4 т 1 500 138 600
Резиновый порошок (готовая продукция), 50% от количества сырья 1 46,2 т 15000 693 000
Постоянные затраты 1 307 662
Аренда производственной площади 1 320 кв.м. 250 70 000
Коммунальные платежи 1 5 000 5 000
ФОТ рабочие 1 8 10 000 80 000
ФОТ бухгалтер 1 1 чел. 10 000 10 000
ФОТ Управленческий персонал 1 1 чел. 30 000 30 000
Админ. затраты (телефон, интернет и др.) 1 10 000 10 000
Переменные затраты 205 000
Электроэнергия 1 5 544 кВт. 3 16 632
Тара (мешки) 1 880 5 7 700
Налоги (сотрудники) 1 42,2% 50 640
Транспортные расходы 1 2,56 ед. 8 500 27 690

Вернуться к оглавлению

Возможные риски бизнеса по переработке

Следующую важную оценку бизнес-план должен провести, определив возможные риски.

  1. Возможные сбои в работе оборудования. Уменьшить такой риск можно, обучив персонал своевременному ремонту оборудования. Кроме того, необходимо создать запас расходных материалов, таких как резцы для фрезы.
  2. Сбои в поставках автомобильных шин (сырья). Минимизировать этот риск можно, заключив долгосрочные договоры с поставщиками. В контракты с ними включаются методы компенсации рисков. Снижению данного вида рисков способствует наличие административного ресурса.
  3. Слабый сбыт и затоваривание. Минимизировать этот риск можно, заключив долгосрочные контракты на закупку произведенного резинового порошка с компанией-изготовителем. Необходимо рационально прорабатывать альтернативные пути сбыта резинового порошка во всех регионах Российской Федерации. В последние несколько лет резиновым порошком в Российской Федерации активно интересуются страны юго-восточной Азии, Китай, например, которые готовы покупать резиновый порошок в больших количествах.
  4. Порча продукции во время хранения. Данный вид риска достаточно легко нейтрализуется обеспечением определенных условий хранения резинового порошка в упаковке (мешки «Биг-Бэг»). Температурный режим в помещении - от 8 до 35ºC, влажность - от 60 до 90 %.
  5. Изменение условий приобретения продукции исследуемым сегментом рынка. Как показал 2009 год, основным условием, которое изменилось в период кризиса, стала цена на резиновый порошок, которая снизилась с 24 000 руб./т до 12 000 руб./т по причине резкого падения спроса. Это относится к коммерческим предприятиям. В настоящее время целесообразно также активно работать в области государственного заказа. Так, например, приоритетное развитие спорта в Российской Федерации привело к беспрецедентному строительству новых спортивных сооружений и реконструкции уже построенных. На этих строительных объектах в больших количествах применяется резиновый порошок.

Количество использованных автопокрышек растет колоссальными темпами. Горы лысых шин возле станций шиномонтажа создают массу неудобств, занимают место и загрязняют среду. Что с ними делать? А ведь на них можно заработать. Утилизация шин: мы расскажем, как это сделать и получить максимальный доход. Не только в нашей стране пока не решена полностью проблема их переработки. По статистике в мире перерабатывается лишь пятая часть покрышек. В большинстве стран на такую переработку дотации выделяет государство.

Сейчас разработаны способы эффективной утилизации покрышек. При правильном ведении бизнес по переработке шин за полгода поможет окупить вложенные средства. При этом вы еще поможете улучшить экологические показатели региона.

Утилизация шин может быть прибыльным бизнесом. Покрышка – это источник ценных полимеров. Из тонны отработанных шин можно получить 700 кг резины. Из нее производят топливо, строительные материалы, резиновые изделия. А вот сжигать покрышки крайне вредно для окружающей среды и всего живого. При этом выделяется 450 опасного токсичного газа и 270 кг сажи.

Переработка покрышек дает возможность получить ценное вторсырье – резиновую крошку, металлокорд и жидкое топливо. Резиновая крошка применяется во многих отраслях: нефтяной, химической, машиностроении, в быту. Из резины делают гидро- и теплоизоляционные покрытия. Она используется для производства дорожного покрытия, шпал и подкладок под рельсы. В асфальт часто добавляют модификатор из резины. Он увеличивает срок его эксплуатации в два раза. А еще резина – это шланги, обувная подошва и т.д.

На крупных заводах сложно получить существенную экономическую выгоду от переработки шин. Утилизация покрышек – это идея для небольшого бизнеса. Достаточно обзавестись мини-заводом для их переработки.

Кстати, сейчас в Госдуме находится проект закона, согласно которому производитель будет отвечать за переработку покрышек. Так что утилизация резины может контролироваться государством.

Алгоритм действий

Шаг первый. Нужно получить лицензию. Она обязательна, если бизнес строится на переработке отходов. Покрышки считаются одними из самых малоопасных отходов, потому с лицензией не должно быть больших трудностей. А малые все-таки могут быть.

Шаг второй . Нужно арендовать площадь для перерабатывающего мини-завода. Лучше отдать предпочтение месту за городом. Такой объект лучше разместить подальше от населенного пункта. Плюс такого места еще и в том, что его аренда обойдется на порядок дешевле, чем в черте города. Средняя аренда под такой объект обойдется в 50 тыс. руб.

Шаг третий . Для доставки сырья и вывоза готовой продукции понадобится небольшой грузовик.

Шаг четвертый . Оборудование. Нужно будет покупать или брать в лизинг мини завод по переработке шин. Это небольшой разборный комплекс. Его площадь – около 17 кв. м. За сутки он сможет переработать 5 тонн.

При планировании мини-завода нужно отвести зоны для:

  • хранения шин;
  • нарезки;
  • склада продукции.

Сам завод устанавливается достаточно быстро – за пару недель.

Шаг пятый . Персонал. Завод может работать в две смены. Для каждой понадобится два человека. Плюс нужен персонал для вывоза продукции и доставки шин (пара человек), а также бухгалтер.

Переработка

Переработка резины позволяет извлечь из отработанных покрышек каучук. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Химический. Самый токсичный и вредный для среды.
  2. Механический. Шины измельчаются и подвергаются воздействию высокой температуры.

Именно второй вариант сейчас используется при переработке покрышек. Он очень популярный, но более затратный. Учтите, что утилизация автошин позволяет получить еще и металлические отходы. При переработке металлические корды отделяются от синтетических.

Сейчас количество автотранспорта постоянно растет. Увеличивается и число отходов, в том числе покрышек. Предприятий по их переработке в нашей стране еще недостаточно. Если переработку правильно организовать, утилизация автомобильных шин может принести колоссальный доход.

Чтобы переработка автомобильных шин принесла прибыль, нужно все продумать. Остановимся подробнее на организации данного бизнеса. Вам понадобится автотранспорт, ведь старые автопокрышки нужно будет собрать и привезти на склад. Там снимаются металлические детали, а резина идет на разделку. Покрышки нужно порезать на мелкие кусочки. Для этой цели в мини-заводе есть мощные ножницы. Измельченные покрышки насыпаются в бункер заводского реактора.

Под высокой температурой покрышки в реакторе разлагаются. Переработка автомобильных шин позволяет получить сразу ряд продуктов:

  1. жидкое топливо;
  2. остаток, в котором содержится углерод;
  3. металл.

Чтобы поддерживалась переработка автошин, часть газа возвращается в реактор. Остальной газ попадает в специальную трубу. По объему его количество можно сравнить с выхлопами грузовой машины. Остаток с углеродом просеивается, чтобы отделить металлокорд.

После переработки у вас будет остаток с углеродом, жидкое топливо и металлокорд. Резиновую крошку покупают многие предприятия, которые изготавливают продукцию из резины. Она всегда востребована. Пользуются спросом также металлокорд и жидкое топливо.

Особенность покрышек еще и в их весе. Каждая достаточно тяжелая. Такие крупнотоннажные отходы становятся хорошим источником полимеров. Их много даже в небольших городах, потому утилизация автомобильных покрышек будет всегда востребованной услугой. Главное – наладить сам процесс и получить все разрешения.

А еще переработка автомобильных покрышек спасет природу от загрязнения, ведь шины естественным путем разлагаются сотни лет.

Оборудование

Утилизация резиновых покрышек возможна на небольшом заводе. Вам нужно будет выбрать оборудование. Средняя установка способна переработать 5 тонн за 24 часа. Переработка резиновых покрышек в сутки принесет около:

  • 2-х тонн жидкого топлива;
  • 0,5 тонн металлокорда;
  • 1,5 тонн твердого остатка с углеродом;
  • 1-й тонны газа.

Как видите, утилизация автопокрышек очень рентабельна. Это достаточно высокие показатели производительности.

Особенность такой установки в том, что она работает без перерыва. В нее циклично подается газ, выходящий при переработке покрышек. Устанавливать ее нужно на открытой площади.

Установку за смену могут обслуживать всего два человека. Она расходует около 14,5 кВт/ч.

Стартовый капитал

Средняя установка стоит около 1 млн. руб. Стоимость доставки сюда не входит. Утилизация бу шин связана с накоплением мазута. Нужно будет купить цистерны для него. Цены на топливо меняются, потому лучше при их спаде топливо хранить. А продавать его рекомендуем, когда цены будут расти. Так прибыль увеличится.

Цистерны можно покупать б/у. Средняя цена на них – 20-26 тыс. руб./шт. Хватит шести-семи цистерн.

Еще понадобится складское оборудование, спецодежда, различные инструменты. Это примерно еще 100 тыс. руб. Не стоит забывать об аренде, доставке, установке оборудования, оформлении документов. В общем, расходы могут составить 1,5 млн. руб.

Расходы

Работа двусменная, по 2 чел. Это зарплата для четырех чел. (по 10 тыс/мес). Нужен офис для ведения бухгалтерии. Потребуется пара рабочих для поставки покрышек и сбыта продукции. Это около 70 тыс. руб. в мес. на налоги, зарплату и аренду офиса.

Электричества в мес. будет расходоваться около 10440 кВт. Итого, для деятельности такого мини-завода в месяц потребуется около 100 тыс.

Доходы

Плюс данного проекта – сырье будет практически бесплатным. Иногда получается заработать даже при его сборе. Крупные предприятия платят за утилизацию старых шин, ведь на свалках их не берут. В таком случае с предприятием заключается договор, и оно ежемесячно оплачивает вывоз шин. Стоимость вывоза – около 2-3тыс. руб.

Металлолом можно сдавать на утилизацию по 4 тыс. руб. за тонну. Тонну углерода принимают по 3-4 тыс. руб. Из него производят всевозможные покрытия.

Итог

По средним подсчетам общий месячный доход может составить 370-380 тыс. руб. (мазут+углерод+металлолом). Затраты каждый месяц – 114600 руб. (зарплата+ аренда офиса+электроэнергия). Окупаемость составит около полугода от запуска мини-завода.


Сложности

  1. Свободных участков в больших городах не так много. Вокруг много жилых домов.
  2. Расстояние от мини-завода до домов не должно быть меньше 300 м.
  3. Сложно будет проходить экспертизу.
  4. Могут возникнуть трудности с жителями ближайших микрорайонов. Многие не хотят жить рядом с заводом по переработке шин.

Лучше организовать такую переработку на уже готовом предприятии. Главное – найти подходящую площадку, которая бездействует. Зато у этой территории уже есть все согласования и разрешения. Постарайтесь договориться с самим предприятием на взаимных выгодных условиях.

Скорее всего, потребуется еще и очистительная установка. Она предотвратит загрязнение природы.

Еще одна сложность состоит в непредвиденных расходах. Они могут появиться уже в процессе переработки. Скорее всего, будут сложности с пожарниками, экологами. Если будут установлены цистерны для мазута, нужно будет установить пожарный щит, провести инструктаж персонала, вывесить инструкцию по технике безопасности и т.д. Подобные объекты всегда привлекают внимание пожарных инспекторов.


Перспективы

Насколько рентабелен этот бизнес? Он может приносить хороший доход. В небольшом городе за год накапливается не менее полутора тонн отработанных шин. Дефицита покрышек точно не будет. Переработав такое количество отходов, вы получите около 50-ти тонн мазута. Большое преимущество такого бизнеса – не нужно тратить средства на закупку сырья.

Еще важно установить специальные фильтры, чтобы не загрязнять окружающую среду. Вовремя платите сбор для защиты экологии. Тогда у экологов не будет повода придраться к вам.

Информация к размышлению

Для того чтобы переработка автошин развивалась, важно, чтобы государство поддерживало эту отрасль. Государственные дотации для такой переработки практикуются во многих развитых странах. Важно, чтобы приняли закон, повышающий ответственность производителя. Не будет лишним также создать пункты сбора отработанных покрышек. Логично, если они будут на базе шиномонтажных мастерских.

Переработка шин как бизнес может принести хороший доход, но нужно будет потратить немало сил, времени и средств. Такая услуга будет востребована всегда, так как количество автопокрышек лишь растет.

Покрышка – это источник ценных полимеров.

Заказать

Современное и компактное оборудование по измельчению изношенных автомобильных шин в резиновую крошку. Линия для переработки шин «ATR-250» - минимальные вложения, быстрые сроки окупаемости, минимум места и персонала. Идеальное решение в области переработки изношенных покрышек для малых предприятий в небольших городах, а также организаций занимающихся производством резиновой плитки и бесшовных резиновых покрытий на основе резиновой крошки.

Установка по переработке изношенных автомобильных шин в резиновую крошку «ATR-250» - это комплекс технологического оборудования позволяющей во время переработки шин получить не только крошку высокого качества, а также металлический корд и текстиль. Все получаемые материалы востребованы и имеют свою цену. Оптимальное решения для тех, кто желает купить оборудование для переработки шин недорого в виду ограниченного бюджета или небольшого образования сырья.

Компактная установка «ATR-250» позволяет осуществлять переработку изношенных автомобильных шин с получением резиновой крошки высокого качества. Данная установка с легкостью перерабатывает легковые изношенные колеса, а также грузовые покрышки от автомобилей и спецтехники.

Расположение установки для переработки шин «ATR-250» в помещении

Установка по переработке резины «АТR-250» имеет небольшие установочные габариты, минимальное потребление электроэнергии и для полноценной работы линии достаточно 3-4 человека рабочего персонала.

Производительность оборудования составляет до 300 кг резины по входящему сырью и до 250 кг по выходу готовой резиновой крошки в час. Производительность станка может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от качества поступающего сырья, работоспособности персонала и других факторов. Среднее электропотребление установки составляет 80 - 100 КВТ час.

Принцип работы линии по переработке шин в крошку «АТR-250»

1) На первом этапе автомобильные изношенные шины проходят детальный осмотр на отсутствие шипов и других, непригодных к переработке элементов.

2) На втором этапе происходит резка грузовых шин на мелкие сегменты, примерно 30х30см, легковые шины режутся пополам, при этом бортовые кольца шин можно не извлекать.

3) После резки шин, полученные резиновые сегменты подаются по конвейеру в шредер, для измельчения в более мелкую фракцию, происходит удаления бортовой проволоки и иных металлических включений из состава резины.

4) Переработанный после шредера материал и прошедшей очистку от металла через систему магнитов, подается в роторную дробилку для измельчения до конечной фракции.

5) Доведенный до конечной фракции материал проходит через систему сепарирования, для удаления из его состава текстильного корда, с еще одним этапом отделения металлического корда.

6) После конечной очистки материал (готовая резиновая крошка) подается на прямоугольное вибросито, на котором происходит сортировка резиновой крошки на 3 основные фракции.

Характеристики и требования к линии по переработке шин ATR 250

Требования к помещению

Занимаемая площадь (без учета складских площадей)

80 м²

Высота

4,2 метра

Ширина

4 метра

Длина

20 метров

2 смены по 10 - 12 часов, с учетом технического обслуживания

Температурный режим

От 0 до +40С°

Электрическая мощность (необходимая)

130 кВт

Средний уровень электропотребления

80 - 100 кВт в час

Производительность линии на входе

До 400 кг сырья в час

Производительность линии на выходе (средняя)

До 300 кг крошки в час

3 фракции от 0 до 5 мм

Выход текстильного корда

До 50 кг в час

Выход металлического корда

До 80 кг в час

Годовая мощность переработки шин при загрузке 360 дней в году по 20 часов в сутки

До 2 500 тонн покрышек

Максимальный диаметр шин

1200 мм (23 дюйма)

Количество персонала в смену

3 - 4 человека

Комплектация поставки оборудования по переработке шин в крошку «ATR-250»

Наименование

Шредер для переработки шин

Выдёргиватель бортовых колец

Гильотина для резки автошин

Загрузочный ленточный транспортер

Транспортный вентилятор

Система магнитной сепарации

Циклоны сборники малые

Система пневмотранспорта

Система транспортировки потоков

Комплекс роторной дробилки

Система вибросит

Циклон сборник

Система пылеудаления

Электрооборудование, проводка, электрика и другое

Система связующих металлоконструкций и защиты

Ленточный транспортер для металлического корда

Техническая документация, паспорт, руководство по эксплуатации

Скачать бизнес план окупаемости оборудования для переработки шин «ATR-250»

Мы являемся производителями оборудования для переработки шин в крошку и для нас очень важно не только долгосрочное сотрудничество, но и возможность предоставить имеющиеся профессиональные знания и информационную поддержку потенциальным партнёрам и клиентам. Для того чтобы более подробно изучить характеристики линии по переработке резины «ATR 250» и получить коммерческую часть, просим вас сделать запрос в адрес нашей компании или связаться с менеджерами компании для получения всей необходимой и подробной информации об оборудовании и ценах.

Видео: Оборудование для переработки шин ATR-250

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Давно известно, что изношенные автошины, вышедшие из эксплуатации являются потенциальным источником загрязнения окружающей среды и нарушения экологии. Переработка шин в крошку в домашних условиях такой же популярный метод, наравне с заводскими. Резиновые отходы от изношенных шин практически не подвергаются биологическому разложению, они разлагаются сотни лет.

Следует отметить, что данные резиновые отходы является огнеопасным материалом, и в случае возгорания огромного количества шин они могут нести угрозу отравления для всех, кто находится рядом, так как резина при горении выделяет канцерогенные токсины, например бензпирен. Складирование на свалках приводит к размножению грызунов и насекомых, которые являются источниками опасных инфекций. Чтобы избежать ухудшения экологической ситуации в России и за рубежом обязательно требуется правильная утилизация, а именно переработка отходов. Без постоянной переработки очень скоро может наступить экологический кризис.

Вторичное использование

Переработка также выгодна в экономическом отношении. Из автомобильных покрышек можно получать различные виды ценного вторсырья, а так же производить огромное количество готовой продукции. Из отходов порошковой резины очень мелкой фракции (около 0,2 мм) производят новые автомобильные покрышки и резиновую обувь , данный вторичный ресурс популярен и России и странах СНГ.

Порошок из отходов более крупных фракций используется в производстве композитных кровельных материалов, резинобитумной мастики, гидроизоляционных материалов, а также резиновых покрытий. Из металлического корда получают металлолом, которому также находят практическое применение предприниматели России. Также, из покрышек получают текстиль и каучук.

Переработка в домашних условиях

У особо активных и продвинутых людей есть возможность перерабатывать резину своими руками. Что для того необходимо? Отработанные камеры, покрышки, шины и немного смекалки. Переработка покрышек в крошку дома — довольно сложное мероприятие. По своим свойствам больше подойдут камеры от старых шин. Они более мягкие и легче поддаются внешнему воздействию.

По одному из сценариев резину следует охладить до температуры примерно -75°C . Согласитесь, не у всех есть такая возможность. Поэтому воспользуемся традиционным сценарием:

  • Возьмите камеры
  • Удалите с них все лишние элементы
  • Нарежьте их на тонкие полоски
  • Измельчите эти полоски

Измельчитель резины в этом случае — это топор или ножницы.

Механический способ переработки

Наиболее профессиональный метод. Технологическая линия представляет собой последовательность из установленных рабочих аппаратов, преодолевая которые материал становится готовой продукцией.

Переработка в резиновую крошку проходит три стадии:

  1. Предварительная подготовка автошин. Изначально они отмываются и очищаются от примесей, после чего конвейером транспортируются в блок первичного дробления, где перемалываются ножевыми дробилками до кусков крупного размера (30-50 мм).
  2. На второй стадии технологического процесса первично обработанное сырье подается при помощи ленточного транспортера в молотковую дробилку, где вторично измельчается до меньших размеров (10-20 мм). Именно на этой стадии переработки от резины отделяется металлический и текстильный корд, бортовая проволока. Текстиль отделяет специальная система удаления текстиля, а металл - магнитный сепаратор. Собранные металлические отходы затем брикетируются.
  3. На завершающей стадии уже осуществляется переработка в крошку. В качестве оборудования по переработке шин в крошку используется экструдер — измельчитель, в котором резиновая масса перетирается в тонкодисперсный порошок. На этом этапе переработки шин также производится дополнительное очищение крошки от текстиля и металла при помощи гравитационного сепаратора. После этого, измельченная резиновая крошка делится на фракции и упаковываются в мешки из полиэтилена по 20 кг или в биг — бэги (мягкие контейнеры) грузоподъемностью до 1000 кг.

Сегодня на рынке России достаточное количество производителей данного оборудования.

Химический способ переработки

При химическом способе обработки автомобильные покрышки подвергаются пиролизу. При таком методе обработки происходит термическое разложение резины на составные элементы. Покрышки предварительно измельчают в однородную массу и отправляют в печь, где они разлагаются при температуре 500 — 800 °С. Эта процедура длится 10 — 20 минут. В процессе термического разложения резины образуется около 50% водорода и 26% метана, а также твердые продукты пиролиза, которые затем используют в очистке сточных вод на очистных сооружениях России.

Существует также эффективный, но дорогостоящий физико — химический способ переработки шин в резиновую крошку - криогенное измельчение автомобильных покрышек. Дробление резины осуществляется в специальной охлаждающей камере в условиях крайне низких температур (до - 120 °С). В эту камеру подается холодильный агент (жидкий азот), охлаждающий до сверхнизких температур. В условиях сильного охлаждения резина приобретает стеклообразное состояние. Дробление резины происходит при ударе специальным молотом. После измельчения из резиновой крошки удаляют текстиль и металл.

В современное время существует немало мини-заводов по переработке шин. Бизнес — план по переработке автомобильных шин достаточно прост. Для его реализации потребуется современное оборудование для переработки автомобильных шин, оборудование для складов, цистерны для топлива, инструменты и спецодежда для рабочих, а также затраты на монтаж оборудования. Обязательно необходимы регистрация предприятия и лицензия, которая позволит заниматься этим видом деятельности. Для начала этого бизнеса потребуется значительный стартовый капитал.

Изношенные автомобильные скаты представляют собой проблему для человечества.

Если ситуация не изменится, скоро на их утилизацию потребуется больше средств, чем на производство, где расходы на материалы достигают 75 % себестоимости изделия.

Поэтому уже сегодня проблема стоит достаточно остро.

Важное вторсырье

Использование ненужных покрышек и иных резинотехнических изделий возможно в самых различных отраслях. Например, для генерации горючего газа через термическое расщепление остатков синтезированных из нефти углеводородов. С его помощью можно не только обогреваться, но и вырабатывать электричество, как это делают во Франции и ряде других западных стран.

Утилизация покрышек нужна и для добавления их частиц в виде наполнителя в асфальтовый битум, создания всевозможных технических мастик, а также для процесса терморазложения – . Жидкий продукт пиролиза идет как добавка в резину (пластик), из твердой же получается адсорбент. Это довольно перспективное направление, ведь на выходе получается ценный продукт.

Но промышленного размаха пиролиз до сих пор не получил, а деятельности одних ученых без участия производственников и бизнесменов в данной сфере недостаточно. Идея производства регенерата с некоторых пор признана в мире несостоятельной и работы по этой части приостановлены.

Очень важной задачей представляется трансформация отслуживших свой век полимерных изделий (тары, упаковки, пленки, автомобильных камер и покрышек) в новые.ст

Проблема переработки и вторичного использования изношенных шин в России

Изношенные шины – наиболее массивный органический балласт, к тому же плохо разлагающийся. В условиях глобализации экономики актуальным становится вопрос унификации номенклатуры.

Так, продукция, которая в ходу на постсоветском пространстве, не соответствует зарубежным стандартам. Структура вещества и изделий различна, и резиновые отходы российского происхождения довести до ума сложнее, нежели, скажем, европейские. Причина – отечественные покрышки дополнительно укреплены радиально синтетическим кордом. Это смешанный тип (резина+металл+текстиль) с большой примесью текстиля.

За рубежом же более половины скатов содержат цельнометаллический тип корда, то есть текстиль в них отсутствует или содержится в таком количестве, что им можно пренебречь. У нас наибольшая масса покрышек, которые требуется утилизировать, приходится на грузовой транспорт, затем идут «легковушки»; спецшины (в том числе авиационные) почти не перерабатываются. А за границей – все наоборот.

Таким образом, подходы к решению проблемы переработки в Содружестве независимых государств и развитых странах не могут не разниться. Налицо следующие выводы:

  1. Проверено опытным путем, что европейский, американский, японо-китайский инструментарий под наши условия не годится.
  2. Из-за наличия в отходах текстиля необходимо использование методов и приемов, которые на порядок сложнее и дороже, нежели требуется для обслуживания изделий с цельнометаллическим типом корда.
  3. При помощи многоступенчатой технологии переработки изделий со смешанным типом корда можно перерабатывать импортные шины.

Существующие технологии

Продление жизни автомобильной «обуви» преследует 2 цели – сэкономить на органических ресурсах и оздоровить окружающую среду. Смысл операции заключается в наращивании нового слоя на старое основание. Это касается главным образом протектора, т.к. именно он испытывает наибольшее трение. Но что делать с шинами, которые невозможно отреставрировать? Утилизировать с максимальным эффектом! Для этого существуют специальные методы:

  • изделия механически измельчаются до грубодисперсной массы без распада молекулярных отношений;
  • кристаллическая решетка каучукового вещества частично разрушается с возникновением регенерата;
  • происходит пиролиз (окончательный распад элементной основы в ходе сжигания РТИ в газогенераторных комплексах).

Восстановительный ремонт шин горячим и холодным методом

Зарубежный опыт восстановления «горячим методом» касается авто- и авиапокрышек. Причем последние из-за более добротного каркаса при грамотном применении в состоянии прожить 5–6 жизней, как, например, изделия бренда Goodyear. А вот расходы на реставрацию автошин сопоставимы с себестоимостью шины «с нуля», что делает данный метод в США и Европе непопулярным. В РФ «горячий» метод сегодня не востребован также из-за отечественных особенностей повреждений скатов, которые так невозможно устранить. Технология этого типа восстановления включает:

  • зачистку основания старого протектора;
  • смазывание его клеем;
  • размещение сырого протектора на подготовленной поверхности;
  • операцию вулканизации в пресс-форме с заданной продолжительностью прогрева.

«Холодный метод» последние 20 лет успешно используется для покрышек с металлокордом в каркасе. На европейском континенте 46 % грузовиков ездят на вторичных покрышках такого типа, а в Норвегии, Швеции, Финляндии вообще 60–70 %. У нас же ремонту этим методом на зарубежном оснащении подлежат лишь импортные каркасы. Он моложе и дешевле «горячего», обладает высокими качественными характеристиками, обеспечивая отдельные шины 3–4 рабочими циклами. Технология этого типа восстановления включает:

  • ревизию каркасов, обработку местных дефектов;
  • зачистку основания старого протектора на шероховальном станке, заделку повреждений;
  • смазывание клеем каркаса и сырой резины;
  • совмещение с ними и прижим заранее термически обработанной протекторной ленты с произвольным рисунком;
  • наложение специальной армированной оболочки, фиксирующей протектор на каркасе;
  • вулканизация в среде горячего воздуха не выше 100° 6 часов;
  • проверка восстановленного изделия.

Переработка шин, непригодных для использования по прямому назначению

Таких способов несколько.

Захоронение

Сегодня на Земле скопилось порядка 80 млн. т использованных автошин. Бытует мнение, что каждый год эта цифра будет увеличиваться на 10 млн. т. Больше других от этого бедствия страдает Европа, где хранится 3 млрд. шт. бывших в употреблении покрышек.

Из суммарного объема пришедших в негодность автомобильных скатов лишь около четверти используются в дальнейшем в качестве вторсырья. Остальная масса экологически вредного материала из-за неприбыльных технологий переработки складируется на спецполигонах и стихийных свалках, представляющих большую опасность. Как раз эти проблемные места выступают источником токсичных возгораний, гасить которые тяжело по причине стойкой горючести синтетического каучука.

Целесообразность цивилизованной утилизации автопокрышек объясняется дефицитом площадей для их захоронения, особенно в Восточной Азии. А в государствах ЕС такое захоронение не разрешает закон (покрышка разлагается в земле примерно 150 лет).

Измельчение изношенных шин с получением резиновой крошки

Одним из распространенных способов утилизации считается переработка РТИ в крошку. Он прост и рационален из-за соблюдения основных технологических параметров резины с сохранением молекулярных связей. Хотя имеется у него один минус – нерентабельность.

Технологии измельчения

Разделяют следующие технологии измельчения:

  • ударно-волновую (взрывоциркуляционную) с 2 ступенями переработки,
  • механическую с 4 ступенями.

Первая уникальна, т.к. базируется на нетрадиционном принципе дробления с циркуляцией продуктов взрыва, признанного наиболее эффективным и недорогим разрушительным средством. Оборудование, заводская продукция представлена российской маркой explotex.

Вторая считается менее прогрессивной, зато не менее качественной. На начальной стадии получаются «чипсы» крупностью от 10 до 50 мм. Затем с целью сепарации они трансформируются в гранулы 3-10 мм. Крошка освобождается от корда, волокна, инородных элементов на ситах, в барабанах и сепараторах.

Методы модификации резиновой крошки

Отличительной особенностью дробления отходов является то, что в итоге получаются гладкие, словно битое стекло, частицы. Для улучшения функциональных характеристик производимой субстанции поверхность частиц модифицируют, делая ее более мягкой и рыхлой. Это сложный физико-химический процесс с использованием порошковых, лучевых, лазерных, паровых технологий.

Области использования дробленной резины

Ежегодно не менее 34 млн. шин превращают в крошево, применяемое для сооружения покрытий и поверхностей, добавки в строительный раствор, а также изготовления шин, ковриков, подошв. А еще этот затратный метод удачно прижился на укладке автодорог.

Вторичное использование изношенных шин

В России утилизируется только 7 % отработанных покрышек, в то время как среднемировой показатель, напомним – 23–30 % (что для XXI века, пожалуй, не так уж много). Вопрос дальнейшей судьбы изношенных шин особенно обострился с появлением металлокордовых каркасов. А с падением «железного занавеса» в нашу страну вдобавок хлынул поток низкопробной немецкой продукции. В РФ ежегодно приходит в негодность и остается невостребованным около 1 млн. т резиновых материалов, причем 9/10 от этого количества – автомобильные скаты.
На долю столицы и Санкт-Петербурга с областью приходится почти 200 тыс. т.

Основной причиной того, что такое индустриально развитое государство, как Россия, имеет процент утилизации шин, сравнимый с уровнем утилизации в странах Африки, является советское ментальное наследие. У нас традиционно не привыкли вкладывать деньги в экономичное вторичное производство, да и предпосылки для его стимулирования на правительственном уровне за редким исключением отсутствуют.

Принятый закон об отходах в целом позитивно повлиял на реализацию цивилизованных программ по утилизации РТИ. Но что конкретно российским поборникам принципа «отходы – в доходы» можно записать в «резиновый» актив? Перечислим.

В Калининграде создано предприятие со стабильно функционирующим реактором, где в качестве теплотехнического горючего посредством пиролиза генерируется высококлассный мазут, а также заменитель активированного угля.

При полном отказе от сжигания шин за первые 15 лет независимости объем дробления «бэушных» покрышек вырос с 5 до 10 %, а сейчас достигает 30 %.

Тушинский машзавод освоил выпуск крошки двумя линиями установленной годовой мощностью 5 тыс. покрышек, а также нарастил изготовление особо актуальных в данный момент и панелей для ж/д переездов.

Введены в строй экологические производства с импортной техникой по изготовлению в Твери, Курске, Вязьме, Самаре.

В Приморье изготовлением кровельных материалов из крошки занимается ЗАО «Тамплиер центр». Причем оно возрождает полный замкнутый цикл производства регенерата термомеханическим способом.

Примечательно: этот скачок стал возможен из-за использования механического способа измельчения при нормальных температурах. Альтернативные (криогенные) технологии во всем мире не распространены по причине дороговизны низкотемпературной крошки, а старания задействовать силу взрыва или «озонного ножа» носят экспериментальный характер. Любопытный проект скоростной переработки без предварительного разрезания и дробления предложили оренбургские разработчики, но насколько он окажется жизнеспособным -покажет будущее.