Значение «золотая середина. Что значит Золотая середина? Как понять Золотая середина? Нет дороже золотой середины значение

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Золотая середина

Перевод выражения: aurea mediocritas, употребленного Горацием (Od. II, 10, 5) для означения надлежащего образа действия, чуждого всяких крайностей. Теперь выражение это обыкновенно употребляется в ироническом смысле.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Золотая Середина

Золотая Середина

♦ Médieté

Это понятие (по-гречески mesotes ) есть у Аристотеля. Так, саму добродетель он называл золотой серединой «между видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка». Золотая середина – понятие, противоположное посредственности; это своего рода совершенство или вершина, напоминающая линию хребта между двумя безднами или между пропастью и болотом («Никомахова этика», книга II, 5–6, 1106а–1107а).

Мир Лема - словарь и путеводитель

Золотая середина

состояние, когда влияния на объект скомпенсированы так, что скорость изменения параметров равна нулю, причем данное состояние равновесия устойчиво; например, в механике - при отклонении положения от равновесного возникает такая сила, что состояние равновесия восстанавливается; в вопросе потребления в странах Запада в настоящее время существенные для экономики в целом колебания отсутствуют, что указывает на наличие устойчивого равновесия:

* "Время, свободное от труда, отныне должно служить потреблению благ, и притом во все большем количестве, раз уж их все больше и больше. Этот процесс, похоже, не имеет такого максимума, который совпадал бы с неким культурным оптимумом. Сегодня дело выглядит так, словно можно производить либо слишком мало, либо - скачком - слишком много, но только не "в самый раз". Такой золотой середины, кажется, не существует вообще". - Модель культуры *

Золотое сечение — пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b= b: c или с: b= b: а. Математическим символом «золотого сечения» является число 1,62.
В современной литературе, как исторический факт, отмечается, что золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида. По другим данным «отцом» понятия «золотое сечение» считается древнегреческий математик и геометр Пифагор, который в свою очередь позаимствовал свои знания у древних египтян и вавилонян, знавших и употреблявших эту пропорцию в построении пирамид. О золотом сечении знали древние греки, римляне. О нем писали античные философы, исследовали античные математики. В эпоху Ренессанса о Золотом сечении рассуждали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Лука Пачоли. Золотое сечение ученые обнаружили во всем сущем: живой и неживой природе, но объяснить его происхождение не могут

Принцип золотого сечения – высшее проявление совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Форма, построенная по принципу золотого сечения, наиболее гармонична и красива

«Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение». Так что это за идеальное, божественное сочетание? Может быть, это закон красоты? Или все-таки он - мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? Ответ неизвестен до сих пор» (Анхель де Куатьэ).

Золотая середина

Частным случаем «божественной пропорции» является понятие «золотой середины». «Золотая середина» — «Aurea mediocritas» — стремление избегать крайностей в поступках и суждениях

- «Auream guisguis mediocritatemDíligít, tutús caret óbsoléti. Sórdibús tectí, caret ínvidénda. Sóbrius áula» — «Тот, кто золотой середине верен, Мудро избежит и убогой кровли, И того, в других что питает зависть, Дивных чертогов» (Квинт Горайий Флакк «Оды» )
- «Cibi, potus, somni, venus omnia modereta sint» — «Пища, питье, сон, любовь — пусть все будет умеренным» (древнегреческий врач Гиппократ )
- «Medio tutissimus ibis — Средний путь самый безопасный» (Овидий )
- «Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия: мир и довольство – слуги его; умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия – его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом, не продаваясь в рабство из-за куска хлеба, не мучаясь поисками выхода из запутанных положений, которые лишают тело сна, а душу – покоя, не страдая от зависти, не сгорая втайне огнем честолюбия. Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже» («Робинзон Крузо» )

«Золотая середина» умерла. Да здравствует «Здоровая гибкость»!

Меня умиляют поиски «золотой середины» каждый раз, когда я сталкиваюсь с этим явлением. В общем и целом, «золотая середина» - это миф. Это то, чего не бывает у живых людей. «А что бывает?» – спросите вы. Хороший вопрос. Предлагаю свои размышления.

Все взрослые люди, я думаю, знают, что без дня не было бы ночи, без верха – низа, добра – без зла, тьмы – без света и т.п.

Кстати, какая ТУТ может быть «золотая середина»? Вечный закато-рассвет в серых тонах?

Значит, знают, но иногда затрудняются сделать некоторые весьма логичные выводы. Например, вот такие простые: без радостных и прочих «хороших» чувств, не было бы грустных и «плохих», без ответа «нет» - не было бы ответа «да», без «чего-то хочу» - не было бы «хочу другого» (то бишь «не хочу чего-то»).

И, следовательно, так задумано, и это нормально. Но про это уже много писала, поэтому повторяться не буду, а напишу про более сложные выводы. Менее очевидные.

Например, про такие.

Без здоровья нет болезни.

Без разлук не бывает встреч.

Без переживания страдания не может быть переживания наслаждения.

Без любви – нет, и не может быть ненависти. И наоборот, конечно.

А что может быть? Угадали? Без любви и без ненависти у вас будет «золотая середина». То есть – ни то, ни се. Серость, скука и ничего человеческого. Пояснить?

Поясняю.

Все дело в маятнике. Ну, как у часов с кукушкой, например. Тик-так. Качается. Чем выше и быстрее качнется вправо, - тем выше влево (допустим, что сердце – это вечный двигатель этого маятника, а то будет, конечно, затухание - со временем).

Но что важно: произвольно зависнуть в «золотой середине» (то есть взять так и вдруг остановиться самому по себе) или резко качнуться вдвое слабее в другую сторону - маятник не сможет. Даже не надейтесь – на то он, собственно, и маятник. Но есть шанс «перестать качаться» (т.е. жить). Как это делается? Просто.

Берете любое чувство или желание, которое вам в себе не нравится, и начинаете от него избавляться, бороться (по нашему, по психологическому, – сдерживать все проявления того, что не нравится). Поясняю на примере. Скажем, кто-то заболел или даже, к сожалению, и умер.

Лирическое отступление. К слову пришлось. Человек умирает не потому, что болел, а потому, что жил. Здоровье – это его способ приспосабливаться к этому бренному миру. И чем качественнее (сильнее) было его здоровье, тем качественнее будет его болезнь (быстро разовьется и быстро человека прикончит).
Вы легко вспомните такие быстрые смерти. «Как же это? Был такой здоровый, не болел, - и – раз и умер». Конечно. Был очень здоров. Когда маятник качнулся в другую сторону – стал очень болен. Вот и не выдержал. «Не очень здоровые» люди живут гораздо дольше просто здоровых.

Значит, один умер. Но есть тот, кто остался, и он страдать, а так же плакать, грустить и прочее - не хочет. А хочет он не страдать. Берет он отвес маятника и из крайней правой позиции «сильное страдание» тянет его вниз, где насильно держит - в той самой «золотой середине» - двумя руками. Не дает себе страдать. И – опа! – через месяц все супер. Ни печали, ни радости.

А через год-другой и говорит: «мол, жить скучно и смысла нет». Естественно. Жизнь-то можно только проживать. Что значит «проживать»? Это значит чувствовать все, что жизнь подбрасывает, проживать все свои переживания и чувства. Более в этой жизни ничем разумным заняться не получится.

Потому как, если вообще ничего не проживать, то остается ждать смерти, как-то, время от времени, развлекая себя чем-нибудь. Почти как в очереди в поликлинике: скучно, заняться нечем и ждать долго. Можно книжку почитать, можно пальцем на стекле картину нарисовать, позвонить кому-то можно и помучить его своей скукой. Да вы и сами знаете.

Можно, конечно, очень продуктивно заниматься чем-то – детей выращивать, бороться за мир во всем мире, издавать законы или писать книги, придавая всем этим занятиям разные интересные смыслы. Это сути дела не меняет. Если не проживать (прочувствовать) жизнь, то все равно, ни процесс, ни результаты, ни «почти найденный почти смысл почти жизни» - никак не спасут. Так, слегка отвлекут от стояния в очереди на тот свет.

«Как же проживать, когда больно?» - можете вы спросить. Отвечаю. Глубоко и сколько можно вытерпеть. С удовлетворением и предвкушением. Раз больно – значит, было когда-то классно. И еще обязательно будет.

Поверьте, если вам душевно – больно, значит, вы много чего хорошего когда-то получили. Плюс, если вам может быть очень больно, значит, вам доступны и самые яркие наслаждения этой жизни. А если – нет, то нет.

Если присмотреться, то окажется, что любые наши проявления – они равны своим противоположностям, по интенсивности, по размерам и масштабам. «Равны по модулю», скажут ознакомившиеся в школе с математикой.

И если в вас много доброты, то – столько же и злобности. Если много желания подчиняться, то много и желания властвовать. Если много смелости, то много и страха. И так далее. И это нормально.

Просто та, вторая, сторона маятника часто оказывается весьма надежно спрятана в тени лишь потому, что кому-то когда-то это казалось не нормальным. В метафоре маятника – как будто отвес залетел влево, да там и завис. То есть, не сам завис, а поддерживает его кто-то старательно. Социум сначала, а потом сам индивид.

Внешне это похоже на застывшую улыбку, которая уже превратилась в гримасу и выражает что угодно, но не то, что хотелось бы ее обладателю.

Если человека это не устраивает, то он может пойти за помощью к психологу, и сказать, - не важно, что именно, ну, скажем: «Что-то я слишком много злюсь, боюсь, винюсь, стыжусь и т.п. Я, конечно, человек образованный, и знаю, что от чувств мне не избавиться, поэтому давайте искать Золотую Середину – чтобы чувствовать всего понемногу и в тему».

В общем, все-таки избавиться хочет. Но по хитрому. Ничего, это тоже нормально – хотеть решить все привычным способом. А тот способ, который предложу вам я, - он не привычный. Он гадкий и трудный. Но результативный.

А предложу я, во-первых, признать, что есть и вторая половина, полярная той, которую вы предъявляете.

Пример: «я ужасно злой». Рано или поздно придется признать, что у вас и доброты дофига. Во-вторых, предложу признать, что от одной половины избавиться не получится – или от обеих, или обе оставляем.

Допустим, оставляем. Как же с этим жить? А тут, - в-третьих, - предложу я пересмотреть метафору маятника и взять за рабочую модель ось У. Где от -10 до 0 – это злой, а от 0 до + 10 – это добрый. Представили? Отлично.

Теперь придется буквально вручную исследовать где, когда, как и зачем нужны ВСЕ точки от -10 до + 10. Это не простой этап. Придется выяснять экспериментальным путем – с кем, как и что работает, а что – нет. В результате получим ту самую, заявленную в заголовке «здоровую гибкость» или еще можно сказать «способность к творческому приспособлению».

Ура! Можно пить шампанское и наслаждаться, как своей супер-злобностью в отстаивании своих же интересов, так и щедростью и небывалой добротой к тем, кто вам дорог. И никаких середин.

Самые наблюдательные могут возмутиться и сказать, мол, что это, пока мне удобно, я ссылаюсь на метафору неуправляемого маятника, а когда не удобно, перехожу на управляемую «ось У»?! А так и есть.

Пока человек не осознает, что у него есть «тень», полярность, - эта часть вытесняется в бессознательное.

Внешне, это - маятник, зафиксированный в одной из крайних точек слева или справа. Если, не дай Бог, отпустить, полетит неконтролируемо – в противоположную сторону (скажем, из позиции «я сижу на диете» в позицию «я обжираюсь, как верблюд»).

После пары таких ужасающих перелетов, человек решит «искать золотую середину», то есть попытается повиснуть на отвесе, дабы тот больше никуда и никогда не двигался. Или совсем чуть-чуть.

Если же человек осознает, что он – разный, и что, если у него есть «день», то есть и полярная ему «ночь», - в этом случае он получает возможность научиться использовать ВСЕ точки этой шкалы себе и другим во благо.

Вот тут-то и перестает маятник быть маятником, превращаясь во вполне разумную шкалу, на которой всегда есть внутренне оправданное, гармоничное движение, - просто потому, что нет никакого смысла в том, чтобы долго зависать в одном месте.

P.s. Догадываетесь, как так получается, что, чем больше совершает ошибок человек по жизни, тем больше у него находок и открытий?

Золотая середина

Золотая середина
С латинского: Aurea mediocritas (аурэа мэдиокритас).
Из второй книги «Од» (десятой оды) знаменитого римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65-8 до н. э.):
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, -
Дивных чертогов.

Отсюда выражение: «держаться золотой середины», то есть вести себя разумно, избегая крайностей и риска.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Золотая середина

Так говорят о каком-нибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска. Выражение это, "aurea mediocritas", из 2-й книги од римского поэта Горация.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Золотая середина" в других словарях:

    - (посредственность). Ср. Вы просто золотая середина, которая вездѣ уживается... по своему. Достоевскій. Бѣсы. 1, 1, 8. Ср. Каждое дѣйствіе свое надо обдумать, сообразить съ обстоятельствами, выяснить себѣ его послѣдствія, а не бросаться въ воду,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Умеренность, мера Словарь русских синонимов. золотая середина сущ., кол во синонимов: 3 мера (250) норма … Словарь синонимов

    Золотая Середина - Золотая Середина ♦ Médieté Это понятие (по гречески mesotes) есть у Аристотеля. Так, саму добродетель он называл золотой серединой «между видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка». Золотая середина – понятие,… … Философский словарь Спонвиля

    ЗОЛОТОЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА - что Оптимальное положение, лишённое крайностей. Имеется в виду ситуация, образ действий, поведение (Р), при которых пытаются найти средний, наименее конфликтный путь, стараются избегать рискованных решений. книжн. ✦ Р золотая середина. В роли доп … Фразеологический словарь русского языка

    золотая середина - Одобр. Только ед. Образ действия, поведения, мыслей и т. д., лишенный крайностей. Держаться, придерживаться… чего? золотой середины; золотая середина в чем? в действиях, в поступках, во всем… Мой приятель не любит рисковать, всегда придерживается … Учебный фразеологический словарь

    Перевод выражения: aurea mediocritas, употребленного Горацием (Od. II, 10, 5) для означения надлежащего образа действия, чуждого всяких крайностей. Теперь выражение это обыкновенно употребляется в ироническом смысле … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Разг. Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений; промежуточная позиция. ФСРЯ, 422; БМС 1998, 523; ШЗФ 2001, 85 … Большой словарь русских поговорок

    Золотая середина - Экспрес. Образ действия, поведения, лишённый крайностей; промежуточное положение. Рубцов Емницкий был человек поворотливый и в работе любил не золотую середину, а крайности (С. Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды). Перевод с латыни изречения… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Золотая середина - состояние, когда влияния на объект скомпенсированы так, что скорость изменения параметров равна нулю, причем данное состояние равновесия устойчиво; например, в механике при отклонении положения от равновесного возникает такая сила, что… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Книги

  • Золотая середина земли. Крым , Сидякин Александр, Урденко Олег. Книга знакомит читателя с историей Крыма с IX в. до н. э. по настоящее время, содержит исчерпывающие сведения о прекрасных уголках крымской земли, дает возможность составить индивидуальный…